Ольга Гиверская:
Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметриксе. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. Мы много говорим о том, как коучинг работает в бизнесе, в управлении, и к нам поступает большой пул вопросов, в каких сферах еще можно применять коучинг. Я предлагаю сегодня в эфире пройтись по сферам, как в конкретной сфере работает или не работает коучинг, как его туда можно внедрять или именно в эту сферу коучинг внедрять нельзя. И поскольку начало учебного года, я бы хотела начать со сферы образования, нужно ли коучингу идти в образование.
Анна Лебедева:
Мы можем предположить огромное количество областей, где коучинг уже сейчас применяется, но надо понимать, что это новая наука, и впереди будут раскрываться следующие страницы того, как коучинг будет применяться в разных областях.
Возьмем образование. Мы работаем с коучинговым образованием уже лет 15, здесь есть вызовы и прекрасные наработки. Для начала проведем определенную черту: школьники младшего, среднего школьного возраста — это не совсем та аудитория, на которой легко и без купюр можно применять коучинговые вопросы, потому что сам школьник ответственность за свои действия и решения не несет, за него несут ответственность родители. Поэтому первая стадия коучинга, которая может применяться, начинается лет с 14 с точки зрения человеческого развития. Но то, что мы видим за эти годы, коучинг заходит в образовательную среду из нескольких областей.
Во-первых, руководители всех сортов — директора школ, завучи, педагоги, у нас есть своя стипендиальная программа, по которой мы в каждую группу принимаем по гранту одного из педагогов, и мы заразили этим проектом многие другие школы коучинга, где тоже открыли стипендиальные программы для педагогов, несущих изменения в систему образования. Если посмотреть на образовательный стандарт, то в нем уже прописаны вовлекающие интерактивные методы преподавания. С точки зрения законодательства уже есть возможности применять коучинговые открытые вопросы, ориентированные на будущее. Но зачастую педагоги — это не самая отзывчивая среда, это не бизнес, и к ним всегда необходимо находить подход, и то, что мы за это время выяснили, в педагогическую деятельность замечательно заносится коучинг, когда кто-то из педагогов или директор школы сам горит этими идеями и видит, что через вопросы ты можешь включить мотивацию ученика и студента еще больше, и на его собственной энергии он начнет тренироваться и учиться, потому что ему самому это становится важно и нужно для жизненной цели.
Как только то, что изучается в предметах, становится привязанным к большим жизненным приоритетам, а это начинается в 12-13 лет, ребенок сам начинает думать, к каким жизненным приоритетам то, что он сейчас изучает, он может подтянуть, с этого момента начинается хорошая взаимосвязь между педагогикой и более включающим коучинговым подходом. Учитель никогда не станет коучем для ученика, потому что уже есть позиция авторитета и позиция большей экспертизы, авторитет учителя всегда выше, чем ученик. Это учитывает и педагог в том, как он дает информацию, и ученик тоже это отслеживает, студент и учитель — это определенная иерархия, но коучинговые методы, такие как вопросы, ориентация на результат, разговор о целях, раскладывание планов, обучение через кейсы, стали очень популярны, и учителя-предметники пишут эссе о том, как они в разных индустриях, в разных предметах применяют (в математике, английском языке, литературе) коучинговые вопросы, чтобы сделать обучение максимально сфокусированным на интересах школьника, чтобы вытянуть пыль и нафталин и сделать то, что они изучают, свежим и привязанным к жизни современного ребенка.
Ольга Гиверская:
Поскольку мы сейчас находимся в школе, насколько коучинг может помочь с профориентацией, потому что вопрос стоит достаточно остро, особенно у тех, кто живут в регионах, да и у тех, кто живут в крупных городах, ребенок не понимает при всем большом количестве предлагаемых программ, в какую сторону ему пойти.
Анна Лебедева:
Вы сами, как родители, можете применять родительский коучинговый подход. Поспрашивать ребенка, не советовать, не забивать эфир своей мудростью и раньше времени не пугаться от тех выборов, которые ребенок делает, он еще много раз за свою жизнь будет эти выборы переуточнять и делать по-новому, не зауживать его в конкретной области, давать более широкоформатные навыки: взаимодействие в команде, совместное творчество в коллективе, несение своей собственной ответственности за свои области жизни, и родители тоже могут помогать своим детям в профориентации.
Коуч не является профориентологом как таковым, экспертом, который помогает разобрать сферы, в которых ребенок будет развиваться, но коучинговый подход в педагогике, где учитель начинает видеть, слышать учеников, через коучинговые вопросы спрашивать и дальше в студенчестве через кейсы решать разного рода задачи, ориентироваться, пересверяться, что ты хочешь от своего обучения. Все эти подходы, элементы коучинга в образовательной деятельности здорово помогают повысить мотивацию и успеваемость детей, которые подключают интерес и смысл, зачем им это нужно, как связано то, что они здесь изучают, с реальной жизнью, потому что есть критика, что мир динамично меняется, и система образования не успевает подстраиваться с теми предметами и теми вещами, которые ребенок изучает, под окружающую среду. Я знаю некоторых студентов, которые берут академ или меняют вузы в связи с тем, что искусственный интеллект так быстро развивается, он очень сильно повлияет на многие индустрии и профессии, чтобы быть востребованными на рынке труда.
Ольга Гиверская:
В студенчестве кто может обучиться коучинговому подходу — педагог молодой, который только пришел преподавать, или педагог более опытный, который понимает жизнь и методику, но базируется на старых методах преподавания?
Анна Лебедева:
Вуз — это совсем другая жизнь, нежели школа, в школе ребенок открытый, он не знает, куда поступит, и там коучинговые вопросы критически важны. В вузе многие взрослые студенты совмещают обучение и работу, для того чтобы получить рабочую практику. Здесь коучинг здорово помогает, чтобы заострить мотивацию. Большинство людей, которых лично я знаю, когда учатся, параллельно еще и работают, что сказывается на учебе и качестве работы. Как выстраивать свой карьерный трек, как то, что ты изучаешь столько лет, часто за огромные деньги, тебе пригодится в жизни. Огромный пробел у многих и иллюзии о рынке труда, когда, выходя из вуза, студент ожидает, что рынок труда его очень сильно ждет, а получается, что нужно выстраивать свой дальнейший карьерный трек, портфолио, наращивать навыки, начинать уже с первого курса, не теряя времени на более расслабленную работу, не берясь за работу, которая не приводит к новым строчкам в резюме. И здесь коучинг очень хорош на стыках, в беседах.
Предметники могут применять коучинг в своих предметах, но я бы не сказала, что именно эта аудиторию, вузовские педагоги, очень быстро и открыто внедряет коучинг. Тем, кому это отзывается как подход, кто уже через кейсы помогает студентам находить совместные действия, конференции, уже подходит коучинг вне зависимости от возраста. Можно быть и юным специалистом, а можно быть и очень взрослым педагогом, кандидатом и доктором наук, который все время ищет, не останавливается в своем собственном развитии, не бронзовеет на кафедре, здесь возраст не играет никакой роли. Играет роль подход перевернуть учебный план в сторону того, чтобы студент наращивал не только базовые знания, наращивают же поиск информации, размышления, логическое мышление, дебаты, четко и красиво выразить свою мысль, для этого нужно задать внутренние вопросы. Я вижу, как постепенно будет меняться система образования. Самые продвинутые, идущие в ногу со временем вузы уже имеют много коучинговых элементов.
Ольга Гиверская:
Вы затронули тему, что коучинг может помочь в родительстве. Большой вопрос как, потому что ранее Вы сказали, что только с 14 лет можно применять коучинговый подход в воспитании детей?
Анна Лебедева:
На сегодняшний день коучинговый подход в воспитании детей — это очень юная и популярная тема. Огромное количество наших выпускников, у кого есть дети, подростки, начинают беседовать с людьми через коучинговые вопросы. Попробуйте сами, если у вас есть дети, позадавать вопросы и послушать, как рассуждает ваш будущий взрослый, что ему важно, что он выбирает.
Родитель зачастую слишком быстро приходит к выводам и пытается старшему ребенку перенести свою мудрость, чтобы молодое поколение впитало, впечатлилось. Но правда в том, что наши дети очень наблюдательны, и они очень много о нас знают, гораздо больше, чем нам кажется. И чаще всего выводы о том, что им делать дальше, они делают отнюдь не от того, что им родители сказали, а из того, что родители сделали. Гораздо сложнее на действиях доказывать свою философию, нежели рассказать, что наши дети будут лучше, чем мы, делай вот так, а так не делай, потому что я на своем опыте это получил. Обычно не заходит, подросток напитается мудрыми идеями и подходами от своих сверстников, нежели от собственных родителей, потому что ты их видишь каждый день, у тебя есть огромная википедия о том, как они действовали нецелостно.
Первый коучинговый принцип, который здорово помогает улучшить отношения в семье, — смотреть на своего ребенка не как на полуфабрикат, который надо поджарить и запечь, тут подразвить, там подтянуть, с помощью денег расширить его жизнь, а смотреть, как на целостное существо, как на полноценного человека, который не твоя собственность, не твое продолжение, а он уже самостоятельный, идущий по жизни. Слушать и слышать, задавать вопросы, и самое важное, что подросток должен считать с родителей, — безусловное принятие, надежный тыл и открытые двери, чтобы в тот момент, когда ему захочется поделиться, он мог, не напрягаясь, подойти и поделиться и не получить от ворот поворот. Мы же не знаем, к какому миру мы готовим своих детей, мы не знаем, что будет через 20 лет, когда им придется разбираться с собственными выводами. И ваши родители не знали, к какому миру они готовили вас, но если открыты двери, глаза и уши, если ты можешь быть тем взрослым, который воздержится от быстротечного диагноза и совета, не дослушав сверху, а посидишь и послушаешь, о чем рассуждает твой ребенок, тогда ты можешь быть спокоен в любой сложной ситуации, пограничной, даже опасной, и уже отделившись от тебя, твой ребенок к тебе придет. Все равно наши дети нас поймут, только когда у них будут собственные дети, и все, что делается до этого, это структурирующие усилия, которые не вызывают большой популярности, наши дети не наши фанаты, мы для них, скорее, оргкомитет.
С коучинговым подходом все хорошо, его не надо чинить. У меня были бизнесмены, которым приходилось прорабатывать внутри себя установки, когда дети уходили в музыканты, ветеринары, эко-активисты, и у взрослого, который пережил голод 1990-х, внутри все кричит звоночками, что это опасно, что нужно найти денежную профессию, обеспечить свой тыл, купить квартиру, но пока подросток не пережил этот опыт, для него наш опыт — абсолютная теория, не помноженная на практику. Поэтому коучинг в родительстве, скорее, в том, чтобы останавливать неэффективные способы родительства, открывать двери и быть чутким и открытым к тому, что происходит с нашими детьми, а там такая буря внутри, столько эмоций, которые не выходят на поверхность. И когда ты даешь это пространство, становишься шире, тогда они приходят поделиться с тобой, ты становишься тем взрослым для своего ребенка и для его друзей, с которым безопасно, ведро не наденут, поварешкой не постучат по голове, очевидными истинами не напитают.
Ольга Гиверская:
Вы сказали о том, чтобы задавать детям коучинговые вопросы. Думаю, стоит пояснить, чем коучинговые вопросы отличаются от обычных вопросов, ведь многие осознанные родители беседуют со своими детьми и задают вопросы. В чем разница?
Анна Лебедева:
Часто мы задаем вопросы, зная ответ, потому что хорошо знаем своих детей, и мы задаем технически-логистические вопросы про деньги, про поел, про шапку, про уроки, про уровень, совсем не ведущий к тому, чтобы ребенок сказал, о чем он думал, чем он гордится, какие стратегии списывает, что его вдохновляет.
У школьника есть урок, условно, с 12:00 до 12:45, пришел школьник, и учитель есть власть. У родителя другая история. Когда ребенок приходит, это может быть в момент, когда ты что-то готовишь, куда-то бежишь, но твой подросток готов с тобой поговорить, и это может быть 5-тиминутная беседа, для этого нужно остановиться, прекратить делать все, что ты делаешь, и послушать его.
Вторая тема — насколько мы транслируем нашим собственным детям счастье, наслаждение своей собственной работой, к какому миру мы их ментально готовим. Маленькие люди смотрят на нас, они наш текст фильтруют, но делят его на 32, они смотрят на то, какие мы приходим с работы, зачем мы вечером учимся, сколько книжек прочли за последний год по своей профессии, какие тренинги (не по приказу, не по указке руководства) послушали по вашей теме. И когда мы так начинаем подходить (масочку сначала на себя одеваем) и открываем двери, тем самым и есть коучинговый вопрос — а что ты чувствуешь, чего ты хочешь, какие возможности для себя ты здесь видишь, почему для тебя важны твои друзья. Небольшие коучинговые вопросы, никакого коучингового взаимодействия, контракта, больших коучинговых сессий, как делаем мы, профессионалы, с бизнес-клиентами, семейной жизни нет, но там есть маленькие элементы открытых дверей и супернадежного, благополучного родительского тыла, и это максимум, который закладывает огромный фундамент для будущего процветания ребенка.
Ольга Гиверская:
Где этим элементам можно научиться, как долго надо учиться? В Эриксоновском университете есть отдельный курс для родителей. Что потребуется от родителей, два родителя должно быть или достаточно одному?
Анна Лебедева:
Можно пройти полный курс для родителей, и это для тех, кто замотивирован, сильно осознан и есть ситуации, которые хотят проработать. А можно прийти на открытый мастер-класс по коучингу, послушать, как мы проводим коуч-сессии. Можно прийти на однодневное введение в коучинг и понять для себя об этих вопросах и нанять себе коуча. У коллеги уже есть подготовленная группа для родителей, где могут поработать с ними, Наташа Суслова, наша коллега, обучала коучей, работающих с родительской темой, чтобы, понимая специфику, эти люди позадавали вам вопросы. Такая огромная палитра возможностей, которыми можно пользоваться, для того чтобы усиливаться в самой важной и очень ответственной роли.
Ольга Гиверская:
Может ли коучинг каким-то образом помочь в семейной жизни, либо в настройке отношений, либо в поисках любимого/любимой?
Анна Лебедева:
Проводя тестирование эмоциональной компетентности на протяжении нескольких лет, я обнаруживаю, что в межличностной компетенции хорошие коммуникативные навыки развиты у единиц, чаще всего у женщин, а если у мужчин, то тех, которые проходили через личностный кризис или большие уроки жизни. Большинству людей в отношения необходимо добавить хотя бы немножко коучинга. Мы состоим из отношений на работе и дома, мы коммуницируем, и через коммуникации люди нам и деньги платят, и продвигают по службе, и через ясные или ужасные коммуникации мы получаем поклонников, приверженных соратников, карьерных спонсоров. Коучинговый подход очень сильно расширяет нашу коммуникативную палитру, начиная от области, где мы начинаем себя для начала чувствовать и понимать, что я чувствую, управлять своими эмоциями, отслеживая их и подстраивая, делая свой эмоциональный гардероб. Когда человек сам с собой в миру, ему с собой хорошо, у него хватает ресурсов, для того чтобы видеть и слышать на работе и в жизни, в семейной жизни, в поиске партнера.
У меня была такая своего рода ниша, когда только начинала выходить на коучинговый рынок, я занималась с девушками, которые искали себе спутника жизни, и там масса коучинговых вопросов, потому что у нас масса шаблонов, через которые мы не можем увидеть того человека, который нам по-настоящему подходит: а что ты хочешь от семьи, для тебя семья про что. И женщина может видеть много красивых образов: свадьба, ресторан, поездка, но ведь важно увидеть образы, когда ты пылесосишь и вам нормально вместе, когда вы готовите еду, и вам есть о чем поговорить. Не только красивые походы в театр, но и менее красивые утренние сборы, когда вы спешите в аэропорт, и если вам удалось по дороге не поругаться, у вас есть очень большое совместное будущее, а если вы уже на этом месте теряете терпение, вам надо работать над собой, думать, насколько вы готовы.
В корпоративном мире как стать таким человеком, который может создавать уникальные, теплые отношения? Люди не могут оцифровать отношения в деньги, мы понимаем, когда нам заплатили, мы видим эти деньги на счете, это объективный фактор, или зарплата, или премия, но многие не понимают, что эти деньги нам платят за отношения, за наш профессионализм, это наши корпоративные навыки и скиллы. Но также нам платят деньги, когда мы понятные, гибкие, четкие, надежные партнеры, мы даем другим людям ощущение, что с нами будет интересно, что с нами будет надежно, качественно, хорошо совместно работать как коллегам. Коучинговые вопросы помогают человеку прокачать свои отношения.
У нас есть инструмент колесо жизненного баланса, состоит из разных областей, его все растиражировали. Мы уделяем время карьере, рабочим задачам, на детей, потому что ты тот взрослый, который их обслуживает. Есть ли у нас какие-то цели по отношениям с супругом, слышали ли мы, о чем болит его голова, знаем ли мы, что он чувствует, знает ли он, что чувствуем мы, какие у нас цели по отношениям с коллегами, с друзьями? Часто все эти области, необязательные для выживания, срезаются, потому что на них не хватает ресурсов и времени, но именно они дают нам чувство локтя, удовольствия и гордости за совместную работу. Плохая новость в том, что у единиц эти навыки хорошо развиты, это я вам говорю как специалист, который проводил тестирование, и эти единицы зачастую имеют жизненную историю. Почему они у них развиты: они зарабатывали с детства либо у них была сложная семейная ситуация, то есть это не врожденные, а нарощенные навыки. Но хорошая новость в том, что если ты возьмешь себе прокачивание коммуникативной мудрости и мастерства, то ты за год работы с коучем очень хорошо можешь эти вещи развивать, они развиваются, наращиваются, и чем более универсальным сотрудником ты становишься, хорошим партнером, дружищем, тем мощнее становятся эти навыки.
Ольга Гиверская:
Как вкусно Вы рассказываете, такое чувство, что коучинг можно применять во всех сферах жизни и во всех сферах жизнедеятельности. Тогда следующий вопрос — коучинг и стартап. Когда люди что-то запускают, очевидно инвестируют в проект, есть ли там место коучингу и как это может повлиять на развитие проекта, на конечный результат? Вы очень много говорите про прибыль, что люди меряют деньгами.
Анна Лебедева:
У нас очень много коучей работают со стартаперами. Так как у стартапов нет денег, это классная ниша, наполненная не очень платежеспособными клиентами, но им это очень нужно. Как вы знаете статистику, 70% компаний закрываются в первые 3 года работы, возьмите Росстат, международную статистику— та же самая история. Рядом с моим офисом есть заговоренный дом, в котором постоянно открываются то кафе, то магазины: магазины одежды, кафешки, цветочные, сейчас там снеки продают.
Ольга Гиверская:
Несчастливое место.
Анна Лебедева:
Счастливое место, непрокоученные хозяева, без формата конечного результата они начинают свой путь. Особенность стартапов — каждый хочет стать единорогом и выйти в кэш, продаться большому инвестиционному ангелу, выйти на новый уровень, но ведь далеко не каждая команда проходит долину смерти. Большое напряжение, много сил, мало денег. И если вы смотрели фильмы про стартапы, вы видели, как эти люди общаются, зачастую на нервах. Часто в стартапах технические гении, их бог поцеловал в лобик, и у них светлая, очень классная идея. Недавно разговаривала со стартапером, который только что продал одно предложение Яндексу, и они дошли до этого большого уровня, пока станут видимыми. Но этот чернозем усеян невзлетевшими проектами, там на каждый взлетевший, по статистике, до 1000 невзлетевших.
Как создавать отношения с другими людьми, как находить волшебную формулу, которая будет не только вас зажигать, но и будет востребована людьми? Тут взаимоотношения между зародившейся идеей, которая должна стать своевременной и востребованной, чтобы на этой идее выйти на новый уровень, пройти через все провалы и поднять ее на следующий уровень, вовремя включить следующий уровень команды. Для стартапера нужны универсальные навыки, которые и на первых стадиях важны, и на продвинутых, и на финальных стадиях, когда он выходит на большой рынок, нанимает много людей или продается, входит в какой-то альянс.
На начальной стадии у них денег особо нет, для того чтобы нанять сильного коуча, с ними работают наши начальные выпускники либо в каком-то бизнес-инкубаторе, допустим, у нас здесь коучи, которые работают в бизнес-инкубаторах, как инновационный центр Сколково, чтобы сфокусироваться. Когда столько дел и списки на 5 страниц, как сфокусироваться на том, что важно, как расправить свою энергию, тонким слоем размазать ее по поверхности всех задач, чтобы твоих сил, энергии, фокуса внимания хватило на все, что точно необходимо, чтобы проект выстрелил, и как продолжать это делать на протяжении долгого времени. Стадия мобилизации, концентрации внимания, сил эмоциональных и физических у стартаперов достаточно длинная, и очень многие срываются, потому что не выдерживают внутри, у них внутренняя емкость маловата. И коуч помогает эту емкость прокачивать и выставлять приоритеты таким образом, чтобы этот стартап действительно просиял.
Ольга Гиверская:
Стартаперам лучше работать с коучем или пойти обучаться коучингу?
Анна Лебедева:
Думаю, что стартаперам некогда обучаться, когда ты уже внутри процесса, то его нужно делать. Я сама работала как коуч стартаперов, для меня это большой вызов, так как я работаю больше со стабильным бизнесом, с традиционным, они для меня розовые единороги, я их совсем не понимаю, но здесь получается удивительная метаморфоза: ты можешь не понимать, о чем эти люди говорят (я работала с IT, девелоперским стартапом, всякими приложениями, которые потом выходят на рынок), и половину вещей, которые они говорят, я не понимаю, но срабатывают вопросы, они действуют. Поэтому в таких областях даже и не надо досконально понимать все их стадии вызова и быть ментором, потому что у стартаперов еще много менторов, а расширять фокус внимания, на чем его держать, какие внутренние ресурсы нужны — это как раз возможно.
Ольга Гиверская:
Мне хотелось бы остановиться на HR, это те люди, которые работают с персоналом в компаниях, это те люди, которые нанимают коуча, простраивают коммуникацию внутри компании. Насколько сейчас у HR востребованы коучинговые навыки, компетенции, насколько они готовы этому обучаться и насколько готовы внедрять коучинг в организации, в команды?
Анна Лебедева:
К нам на эфиры приходили HRы из больших компаний. Мне кажется, 15-20% нашей страны у нас уже учились и успешно внедряют у себя коучинг. Зачастую HR — это самое замечательное место внутри компании для применения коучинга, и я бы им рекомендовала поучиться не просто на коротеньком курсе, а полноценно, до самой сертификации, потому что в работе HR много разных подразделов: аспект развития людей, выяснение потребностей, выслушать и дать конструктивную обратную связь, ориентированную на таланты, выявить таланты, управлять талантами, поддерживать топ-менеджеров, команды топ-менеджеров, чтобы они могли согласиться и сонастроиться со средним менеджментом, поддерживать команды подразделений, это очень важная роль, которая пронизана коучингом на рабочем месте. Как полноценные коуч-сессии по плану личного развития, сопровождение самых важных достояний, золотых сотрудников, так и коучинг на рабочем месте, и система обучения коучингу дает возможность нарастить навыки сохранения позиции теплого, доброго, включенного, но при этом не привязанного и очень конфиденциального собеседника.
HR, который обучается коучингу, обретает большую внутреннюю силу, потому что профессия очень сложная и в ней очень много разнообразных давящих и очень тонких, чувствительных аспектов работы, все-таки найм, премирование, оценка персонала, всегда связанная с человеческими эмоциями, обидами, ощущениями недооцененности, и те, кто талантливы, особенно требовательны. Те, у кого есть варианты где поработать, особенно быстро могут трудоустроиться в другое место, и этот контекст не прилипает, необходимо готовить этот шведский стол постоянно, создание настроя и помощь бизнесу в том, чтобы люди в компании на своих местах процветали, вдохновлялись и могли привнести то самое лучшее, на что они способны, это большая роль HR, для этого надо их послушать, что они хотят, надо оценить, что они могут, надо создавать карьерные планы, как переставить одного человека на другое место, где он может засиять, как кого с кем скомпоновать. Для этого нужно знать, для этого нужны внутренние силы и неформальный подход к работе.
Коуч — это ролевая модель в работе HR и в работе T&D, где мы разрабатываем продукты для внутренних клиентов, чтобы они могли максимально напитаться навыками, но при этом стать более сплоченными командами. Сейчас много людей уходит, за последние 2 года огромная миграция рабочей силы, перераспределяется индустрия, перераспределяются уехавшие, приехавшие, переехавшие, и чтобы удержать тех людей, в которых деньги компании уже вложены, кто уже работает хорошо, нужны такие методы, которыми мы раньше не пользовались, и коучинг, который всем известен, становится очень важным методом в работе HR-директора, HR-специалиста, тренера, внутреннего коуча. Я вижу за этим колоссальное будущее в ближайшие 3-4 года, количество HR, которые приходят учиться коучам или осваивают маленькие специализированные программы, становится больше.
Ольга Гиверская:
Нам очень часто присылают комментарии про то, что специалистов помогающих профессий становится все больше, и встает вопрос продвижения. Но у меня вопрос не про само продвижение, не про технологии продвижения, а про то, как коучинг может помочь специалисту, эксперту в продвижении себя.
Анна Лебедева:
На сегодняшний день рынок услуг растет и будет расти еще несколько лет, начиная от велнесс и здоровья, красоты, образования и новых профессий, необязательно коучинговых. Везде специалисты, которые начинают свои новые малые бизнесы, именно поэтому на предприятиях кадровый голод, потому что очень много людей начинают свой собственный маленький бизнес, который может стать большим. Всем этим людям нужно себя лучше знать, вкладывать в свое продвижение маркетинговые законы, но при этом также вкладывать то, что ты хочешь сам выявить.
Сейчас модно проходить распаковку, коуч — это тот человек, который задает вопросы. Что такое распаковать? Можно кого угодно распаковать, распаковать чьи-то смыслы и оставить их на столе. Самое важное — вытащить их на поверхность, что самое важное, что заложено в твоем бизнесе, озвучить это очень ясно, и людям, которые с тобой встречаются на выставках, в соцсетях, об этом рассказать, чтобы ключевые клиенты, кому отзывается твой подход, могли к тебе обратиться, привязаться, пристроиться. Здесь коучинговые вопросы могут сопровождать любого эксперта от точки А до точки Б, не заменяя маркетинговые инструменты, не заменяя маркетинговый бюджет на продвижение, но помогая.
Я вижу вызов огромный в том, что много хороших курсов по продвижению, которые и моя команда в том числе закупала, где продвижение по стандартам маркетинга, то есть эрзац современной вузовской программы переложен на язык более простых людей. И человек, проходя эти курсы, платит за них очень большие деньги, даже больше, чем коучинговое образования, и на выходе кто-то взлетает, а кто-то нет, потому что когда подход кому-то подходит, многим он вообще не подходит. Ты еще не разобрался со своим продуктом, а тебе уже нужно вести соцсети каждый день, а, может быть, к тебе по сарафану соседи приходят, может, тебе вообще не нужно быть в соцсетях, какие из них выбрать, что конкретно распаковать. Чем четче и конкретнее сам специалист понимает, на что он опирается, тем больше он может идти на этой энергии.
Когда ты опираешься на опоры менторов и наставников, которым ты заплатил невероятно большие деньги, то как только эти опоры убирают от тебя, ты сыплешься и теряешь логику, что мы продвигаем и каким образом, потому что это не твое. А когда ты опираешься на собственные ценности и что ты хочешь вынести на люди, что ты предлагаешь и почему для тебя лично это важно, то этот внутренний огромный контейнер энергии тебя подпитывает, потому что в конце дня все эксперты уйдут по домам, к своим собственным семьям, а тебе со своим продуктом оставаться, и никакой маркетолог не заменит свой собственный глубинный внутренний смысл, который необходимо поддерживать.
Эриксоновский университет имеет логотип огня, который сияет и поддерживает., и ничто не заменит внутреннего огня. Допустим, я хожу к ногтевому мастеру, и у нее из глаз льется свет, ей нравится то, что она делает, мой стилист горит своей работой. Этот свет из глаз невозможно купить за деньги на курсе по продвижению, его нужно из себя вытащить наружу, чтобы показать людям, почему это важно тебе, и это не покупается и не продается, оно только вытаскивается. Поэтому коучинг очень здорово помогает в продвижении с человеческим лицом и здравым смыслом, с экономией бюджета.
Ольга Гиверская:
Наша регулярная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. В какой сфере коучинг наиболее эффективен?
Анна Лебедева:
Коучинг наиболее эффективен в тех сферах, где результаты зависят от людей, где люди голосуют за ваш проект своими деньгами, и вы на открытом рынке, или где сотрудники голосуют за ваш стиль менеджмента своими классными результатами, где есть коммуникации, и они важны. В этих сферах коучинг очень важен. Там, где коммуникации совсем не важны, там можно и без коучинга обойтись, но как только вам надо с людьми разговаривать и что-то очень важное вместе делать, там коучингу 100% место.
Ольга Гиверская:
Что наиболее эффективнее — пойти обучиться коучингу и в процессе обучения проработать свои установки, поставить цель, разработать шаги для достижения этих целей, или нанять себе персонального коуча и уйти в индивидуальную работу?
Анна Лебедева:
Это две разные подгруппы целей, и у некоторых людей они полностью совпадают: ему и учиться необходимо, потому что ему интересны люди, он хочет и свой менеджмент, и свой бизнес делать через других, через коммуникации, через убеждения, через взращивание сотрудников, поддержание талантов, это полномасштабное обучение коучингу, не на 2 месяца, а больше, или как профессия, или даже как часть своей профессии (стилиста, визажиста, бизнес-консультанта, бизнес-тренера), как дополнительная услуга внутри своей профессии.
А вторая часть — это работа со своим собственным внутренним смыслом, вытащить на поверхность свои смыслы, свою энергию, разобраться со своими болотами, которые годами не посещаются, потому что там все уже так запущено, нужно разгребать и позиционировать, перекладывать, перемывать, вот с этим коуч помогает. Коуч не обучает, он задает вопрос о тебе, ничего лишнего, только твой собственный внутренний мир. Нет ничего на свете приятнее, чем когда человек с широко открытыми глазами, с благожелательной улыбкой тебя слушает и задает вопросы, чтобы ты стал просто красавчиком, и тогда нужно идти к индивидуальному коучу, чтобы ощутить это удовольствие, наслаждение от того, как ты внутри себя свою жизнь, выкладывая, берешь под свой контроль.
Ольга Гиверская:
Вы рассказали, что коучинг необходим практически во всех сферах жизни. Не будет ли слишком много коучинга в жизни и слишком много людей, которые умеют применять коучинговые вопросы, не будет ли переизбыток людей, понимающих, что такое коучинг и внедряющих в свою жизнь?
Анна Лебедева:
Когда будет много людей, понимающих что такое коучинг и внедряющих его в свои жизни, то все это перетрансформируется и родится следующая новая технология, которую мы либо не знаем, либо кое-где видим. Я надеюсь, что когда-нибудь будет переизбыток коучинга, он просто войдет в ежедневные коммуникации и перестанет быть фишкой, особенностью, станет для нас ежедневной нормальной рутиной, и тогда появятся следующие ноу-хау, о которых даже мы будем говорить с горящими глазами, что это новинка, это обязательно надо попробовать, этого нигде нет.
Ольга Гиверская:
Спасибо большое за всю ту палитру, которую Вы сегодня представили нашим слушателям, ответили на многочисленные вопросы. Я благодарю Анну Лебедева, директора Международного Эриксоновского университета коучинга. Всего доброго, до свидания.