{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Москалева доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации 17 апреля 2024г.
Проектная мастерская ШАНС
Говорим о проектах по наставничеству и не только. Мультипроектный подход к развитию компетенций преподавателей, инновационные методы повышения квалификации, стратегические планы развития проекта ШАНС и возможность проектной инициативы. Кейс по применению коучинга в образовательной программе для внедрения полученных знаний в практику.

Елена Ляпунцова:

Добрый день, наши дорогие слушатели, наши единомышленники, думаю, что у нас уже есть своя аудитория по той причине, что в рамках «Интеллектуального капитала» проходит цикл передач «Школа академического наставничества и сотворчества». Сегодня у нас очень интересный и знаковый эфир, я его ведущая Ляпунцова Елена Вячеславовна, руководитель проекта «Школа академического наставничества и сотворчества», а мои гости сегодня – генеральный продюсер всех наших программ и всего, что связано с проектной деятельностью, Юлия Михайловна Белозерова, заместитель председателя Координационного совета Лиги преподавателей Высшей школы, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой продюсирования ГИТР. И сегодня у нас очень интересный гость, Наталья Борисовна Москалева, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

ШАНС – это Школа академического наставничества и сотворчества, проходит при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования. Мы благодарим за тот шанс, который нам дали такие весомые и значимые наставники и те партнеры, которых мы озвучиваем. Куратором программы и проекта ШАНС, Школа академического наставничества и сотворчества, является заместитель министра науки и высшего образования Ольга Викторовна Петрова.

Юлия Белозерова:

На прошлой программе говорили о ролях в наставничестве, обмене ролями.

Елена Ляпунцова:

Коллеги, обязательно посмотрите, мы говорили о бригадире, надстройках, как менять ролевые позиции с точки зрения фасилитации. В этой передаче у нас тоже будут очень интересные слова с точки зрения коучинга. Сегодня с нами Координационный совет Лиги преподавателей Высшей школы, и мы благодарим Медиаметрикс за предоставленную возможность, несколько лет подряд мы ведем наш «Интеллектуальный капитал». А сегодня у нас разговор про мастерскую ШАНС, говорим о проектах по наставничеству, я буду задавать вопросы про мультипроектный подход, развитие компетенций преподавателей, инновационные методы повышения квалификации, стратегические планы и так далее. Проект ШАНС дает возможность ретроспективно посмотреть, чем мы уже владеем и какие ставим перспективные задачи.

Юлия Михайловна, продолжаем разговаривать об успешных проектах, успешных практиках наставничества. Недавно у нас прошел серьезный проект, ток-шоу «Вектор мастерства», нашими гостями были заместитель министра Ольга Викторовна Петрова, депутаты Госдумы, представители Фонда президентских грантов, и это Ваша заслуга. Скажите, как Вам эти съемки, станет ли это частью курса повышения квалификации?

Юлия Белозерова:

Прошла неделя, достаточно времени для того, чтобы переварить, высказать рефлексию, очень интересные выводы. Это был вызов для всех, потому что ток-шоу, которое мы снимали, мы видим как открытие нашего курса повышения квалификации, обучение пройдет с 4 мая текущего года по 25 мая. Мы планируем обучить более 200 преподавателей за бюджетный счет с выдачей удостоверения, у Лиги есть лицензия, она имеет право проводить такую деятельность, и в этом году мы решили отойти от традиционных видеолекций и прийти к новым форматам. Наша программа – это один из форматов, потому что мы решили, что в школе ШАНС задача анонсировать, у кого что есть лучшее, интересное, собрать практики и транслировать их, а уже каждый сам поймет, что можно внедрить, что перенять.

Ток-шоу было очень большим, Елене Вячеславовне больше всех досталось, сейчас идет монтажно-тонировочный период, мы только получили пост-релиз. Почему Елене Вячеславовне тяжелее всех досталось, потому что она была модератором, присутствовала во всех частях, ток-шоу достаточно большое, продолжительное. Обычно есть ограничение по времени, когда-то 26 минут, когда-то 45 минут, разные подходы, но тайминг будет не столь важен, а важно содержание. Одна из частей состояла из двух моторов, то есть два раза мы меняли тему, расширяли, меняли сет-спикеров, и в каждой из частей присутствовали VIP-представители – депутаты либо представители органов исполнительной власти, была честь принять представителей Фонда президентских грантов, и это накладывало дополнительную нервозность и ответственность, и для студентов в том числе это было сложно. Я бы хотела, чтобы зрители увидели видеоролик пост-релиза нашего ток-шоу, еще не само ток-шоу, а небольшой видеоролик о нем, где участники высказывают свои впечатления.

ВИДЕОРОЛИК

2023 год был ознаменован Годом педагога и наставника, поэтому и был создан ШАНС, или Школа академического наставничества и сотворчества.

Елена Ляпунцова:

В этом словосочетании звучит самая главная концепция –собрать и интегрировать всех самых лучших наставников академической среды, вузовской, университетской и дать молодым людям шанс, для того чтобы вместе сделать совместное сотворчество и творческие проекты.

Проект основан при поддержке Лиги преподавателей Высшей школы.

Елена Приступа: Лига преподавателей Высшей школы является уникальным проектом, который направлен на работу с талантливыми преподавателями, которые могут транслировать свой опыт и выступать в качестве образцов для молодых специалистов.

Так что же такое наставничество, какие перспективы оно несет и чем отличается от привычного метода преподавания? На эти и многие другие вопросы ответ был получен 10 апреля на ток-шоу «Вектор мастерства». Программа прошла на площадке Института кино и телевидения при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Юлия Белозерова:

ГИТР дал много для украшения этого проекта, то ток-шоу, которое мы делали, это определенная изюминка, мне хочется показать преподавателям новые форматы видеоработы, которые возможны. Мы это ток-шоу будем использовать в курсе повышения квалификации преподавателей, более 200 преподавателей в этом году бесплатно пройдут повышение квалификации, 100 из них в очном формате, 100 в дистанционном. И это ток-шоу будет открывать серию видеоуроков.

Программа состояла из 4 частей. В первом блоке ведущие Полина Ледяева и Артем Николаев вместе с гостями обсудили саму сущность наставничества.

Владимир Татаринов:

Возврат к наставничеству – это вопрос передачи не только знаний, но и опыта, навыков, умения общения с людьми.

Эксперты также поделились своим мнением о том, насколько важно иметь наставника и как ШАНС помогает в прокачке будущих специалистов.

Ирина Шарова:

Мы помогаем молодым преподавателям понять, как лучше построить диалог, как лучше себя вести, как лучше и полезнее давать те знания, которые нужны.

Татьяна Ларионова:

Кем бы мы по жизни не были, каким бы опытом не обладали, всегда нуждаемся в консультациях, всегда нуждаемся в опоре. Нам всегда нужны союзники, единомышленники и даже те люди, которые нас покритикуют. Наставничество по жизни – это важнейший аспект нашей деятельности, и я считаю, что наставничеству нужно уделять большее внимание, чем это делается сегодня.

Стать наставником для ученика не так уж и просто. Во втором блоке спикеры поговорили о качествах, которыми должны обладать идеальные руководители.

Ольга Пилипенко:

Люди, которые дают определенный толчок к профессиональной зрелости, и человек, который сопровождает, подсказывает, является аудитором, не выполняет функцию надзорную, а функцию аудитора – подсказать, помочь, поделиться своим опытом, наставить на правильные русла.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Хороший наставник всегда способен подмечать ценные качества, способности своего подопечного и помочь в нужный момент развить эти качества.

В третьем и четвертом блоках ведущие поговорили о роли наставничества в социальной жизни и о том, как оно помогает детям из детских домов.

Алеберт Сарбалаев:

Дети-сироты имеют полное право на успешную сдачу Единого государственного экзамена, поступить на льготной основе в высшее учебное заведение. Более того, у них есть право, обучаясь в 10-11 классах, подать заявление в любой университет нашей страны, куда они могут записаться на курсы по подготовке к сдаче Единого государственного экзамена.

Программу посетила и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, она также высказала свое мнение по вопросам наставничества. После окончания съемок ректор института Юрий Михайлович Литовчин провел для Ольги Викторовны экскурсию по учебной студии и другим значимым местам ГИТР.

Ольга Петрова:

Часто, когда я прихожу в новое учебное заведение, у меня эмоции гордости, восхищения, и те горящие глаза студентов, которые ходят вокруг, и ты понимаешь, для кого ты работаешь, мы работаем для вас. Поражена теми лабораториями, которые созданы, и несмотря на то, что комнатка вроде бы маленькая, а в ней столько всего вмещается.

Нововведения, безусловно, важны, и Ольга Викторовна подчеркнула, что в учебный процесс важно внедрять инновации.

Ольга Петрова:

Это то, что позволяет нам в более короткий промежуток времени донести большие знания, то есть инновационные методики – это развитие, это ответ на вызов, который мы получаем, это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая позволяет самой системе образования развиваться, потому что система образования не может стоять на месте, когда все вокруг развивается и требует уже другого знания. Инновации позволяют создавать знания за более короткий промежуток времени, передавать знания за более короткий промежуток времени, и это востребовано, нужно, значимо и просто необходимо.

Над созданием ток-шоу работали студенты всех факультетов, каждый ответственно подошел к выполнению своих обязанностей, и поэтому все прошло на высшем уровне.

Евгений Лисиченко:

ГИТР, так получилось, в моем биографии как эталон. В большинстве вузов образование имеет пробелы, большие лакуны, и единственное место, где я видел плавность и профессионального развития, и академического развития, это ГИТР.

Татьяна Ларионова:

Давайте начнем не со стен, а с тех, кто меня встретил, с тех, кто сейчас меня снимает. Эмоции зашкаливают, вы молодцы, во-первых, креативные, во-вторых, целеустремленные, в-третьих, нацеленные на результат, на такую молодежь можно положиться.

Александр Горбатов:

Складывается ощущение, что вы действительно университет.

Ярослав Судьев:

Впечатления мои очень положительно эмоциональные.

Ольга Петрова:

Очень благодарна руководству и преподавателям за то, что создаются такие уникальные возможности для студентов, а студентам хотелось бы тоже пожелать, чтобы всегда верили в себя, в свои силы, никогда не переставали мечтать, потому что мечты сбываются.

Елизавета Лисюк, Даниил Комаров, Савелий Сафонов, София Фрунджиева, ГИТР.

Елена Ляпунцова:

Потрясающий ролик, Юлия Михайловна, спасибо огромное, потому что профессионализм сразу же виден. Всего лишь неделя, и уже есть продукт, это очень важно, когда есть процесс и есть результат. Я слышала о позитивном настрое, позитивном отклике об этом ток-шоу у преподавателей. А как студенты воспринимают? Мы знаем, что были разные студенты, ваш специалитет, потому что ГИТР выпускает и магистратуру, и бакалавриат, и аспиранты были у нас, и молодые преподаватели.

Юлия Белозерова:

Для них это была серьезная задача, было очень много гостей, длинное действие, много всего нужно было сделать, только вводных сюжетов три штуки, проводили опросы, больше 10 преподавателей опросили дистанционно и очно, еще студентов, аспирантов, то есть работа была проведена огромная, еще и афиши рисовали, разрабатывали декорации, все было напряженно.

Я сейчас ехала в студию и слушала одну из лекций, и мне очень понравилась мысль о том, что должен сделать родитель как наставник для своего ребенка. Он должен помочь определиться с профессией, а дальше иметь такой статус, чтобы смочь позвонить кому надо в том месте, куда пойдет ребенок работать, и попросить немножко присмотреть, направить первые шаги, и дальше уже человек пойдет профессионально развиваться сам, без чьей-либо помощи, но эта первоначальная помощь родителя даст возможность пройти примерно за 3 года путь, который человек делает за 10-12 лет, старт получается более скомпенсирован во времени. Этим шоу мы преподали такой мастер-класс студентам.

Представьте себе, когда бы они доросли по своей профессии до уровня ток-шоу с участием первых лиц, органов исполнительной власти, депутатов, а здесь им пришлось это все осваивать, проверка боем. С другой стороны, было интересно слышать их отзывы о тех материалах, которые давали, то есть нужно было раскрыть суть проекта, они никак не хотели понимать, о чем идет речь, но потом вникли, стали выкатывать к нам претензии, замечания, что бы они сделали так, что не так, как бы они сказали в этой ситуации, и это реверсивное наставничество.

Елена Ляпунцова:

Суть успешного наставничества – это проектная деятельность, мультипроектный подход, и это наставничество для того, чтобы в сжатых сроках чего-то достичь, чтобы что-то понял тот наставляемый, который получает эти практики. Я всегда с удовольствием посещаю ваш институт, здесь творчество, креатив, креативная индустрия – это сейчас одна из очень серьезных задач. Синергия, конвергентные науки и искусственный интеллект, творческий подход, как у вас это происходит с точки зрения наставничества, есть ли успешные практики?

Юлия Белозерова:

Много интересных фишек, и так как сами мастера достаточно творческие люди, креативят бесконечно, и это очень интересно наблюдать. Есть такой проект «Битва мастерских», руководит им наш уважаемый преподаватель Сергей Акопов, это его проект, его наставническая инициатива. В чем суть? Студенты формируют четыре съемочные группы, им дается единый сценарий, единые вводные, один бюджет, спасибо ректору, он выделяет деньги на то, чтобы они могли оплатить декорации, актеров. Только один съемочный день, и они снимают фильм, дальше сравнивают прочтение этого сюжета. Получается, что это расширение мастерства, это дополнительно в рамках учебной работы, у моего руководителя, декана нашего продюсерского факультета Ирины Сергеевны Глебовой тоже интересный подход, я надеюсь, что она выступит и осветит и 15 числа в Общественной палате на конференции, и 17 мая, когда у нас будет завершающее мероприятие «Киноинтеллекта». У нее студенческий баттл, она на занятиях по актерскому мастерству, других креативных занятиях дает задание, когда два-три человека соревнуются между собой в стиле рэпа, песни поют, видео снимают, раскрывают одну теоретическую тему, она может быть совершенно сухая, теоретизированная, но как они это преподносят, там смех, крики, слезы, нервы, костюмированные шоу, хорошо, что не факельные шествия.

Елена Ляпунцова:

Перейдем от креатива к университету, который является президентской площадкой, РАНХиГС – это всегда при Президенте, при Правительстве, и все новые инновационные подходы, которые существуют в РАНХиГС, это тоже имеет место быть. Наталья Борисовна, Вам было бы интересно на сухой управленческой теме сделать такого плана занятия?

Наталья Москалева:

Я думаю, что нам было бы действительно интересно использовать ток-шоу в своих магистерских программах, проектах, тем более, что мы интерактивные методы обучения с удовольствием используем, сейчас в академии очень много различных интересных проектов, в том числе и ток-шоу, поэтому на нашей программе тоже с удовольствием использовали.

Елена Ляпунцова:

Еще раз подчеркиваем, что такое ШАНС, Школа академического наставничества и сотворчества, именно академического, потому что мы все-таки из академической среды, и даже здесь мы опыляем друга в хорошем смысле слова, труженики, у которых есть что сказать и чем поделиться. Наталья Борисовна, у Вас есть потрясающая магистерская программа, Вы ее руководитель, и даже перед эфиром Вы говорили, что надо что-то добавить, подправить, это креативный подход, интерактивный, итерационный процесс, это у каждого преподавателя в крови, что-то изменить, дополнить, и это дорогого стоит. Расскажите об этой программе и как Вы подбираете преподавателей?

Наталья Москалева:

Я являюсь руководителем магистерской программы, на которой мы готовим управленческие кадры для органов государственного и муниципального управления, наша академия специализируется на этом. Программа называется «Стратегическое управление человеческим капиталом», то есть мы о людях. Реализуется она в Институте государственной службы управления Президентской академии, и у нас обучаются управленцы, уже состоявшиеся люди среднего, высшего звена управления, поэтому для таких студентов очень важно подобрать профессорско-преподавательский состав, который мог бы на достойном уровне провести эту программу, позволить освоить знания, компетенции, нужные для наших студентов.

Мы подбираем очень тщательно профессорско-преподавательский состав, и я хотела бы акцентировать внимание на том, что все преподаватели нашей программы не только обладают ученой степенью доктора экономических наук, профессора, но у всех имеется гигантский багаж управленческого опыта на самых высоких позициях. Наш заведующий кафедрой доктор экономических наук, профессор Калашников Сергей Вячеславович, в бывшем министр труда и социальной защиты населения, Храпылина Любовь Петровна, доктор экономических наук, профессор, долгие годы работала заместителем министра, и я могу перечислять еще долго. Этот симбиоз научных знаний и практического опыта управления позволяет преподавателям готовить высокопрофессиональных специалистов в области управления.

Елена Ляпунцова:

Преподаватели академической среды либо больше востребованность преподавателей-практиков? Чаще всего это в совокупности, потому как у многих за плечами управленческий потенциал, и мы сейчас на передаче «Интеллектуальный капитал», а кадровый капитал и кадровая политика – это интеллект в любом случае, и практикоориентированность – это очень важно. Что интересно для слушателей вашей программы, практикоориентированность или академичность?

Наталья Москалева:

Мое мнение, и мы его используем на нашей магистерской программе, что при обучении магистров важно соблюсти баланс между фундаментальной теорией и практическими занятиями. У нас практические занятия проходят в интерактивном режиме, мы используем самые современные методы обучения, это и бизнес-симулятор, и бизнес-игры, и кейс-методы обучения, для этого мы приглашаем ведущих специалистов-практиков из отрасли, из наших компаний-партнеров, но как запросы со стороны студентов, так и мое мнение с этим совпадает, все-таки магистратура – это второй уровень высшего образования, и результатом обучения является написание магистерской диссертации. Поэтому методологические подходы, теоретическая база, фундаментальная тоже обязательно нужна для обучения на магистратуре, это не переподготовка, не повышение квалификации. Поэтому мы соблюдаем баланс между теоретической базой и приглашаем специалистов-практиков для работы. Если говорить в процентном соотношении, то процентов 30 у нас базовая фундаментальная теория и процентов 70-60 преподаватели-практики.

Елена Ляпунцова:

Есть отбор слушателей или вы берете всех? И как вы готовите самих преподавателей, потому, что когда идешь с такой целевой аудиторией, там уже спрос достаточно серьезный, потому что сами по себе слушатели являются носителями таких профессиональных вещей, что порой иногда могут научить и преподавателей чему-либо. Преподаватели тоже говорят: «Я специалист, зачем мне учиться». Как с этим справляетесь?

Наталья Москалева:

Существует тестирование, конкурсный отбор на программу, группы не очень большие, в среднем 25-30 человек, набираем несколько групп. В основном пользуется популярностью заочная форма обучения, потому что специалистам-практикам сложно надолго оторваться от производственной деятельности, а здесь они на три недели погружаются в модуль, таких модулей 5, 2,5 года. На конкурсном отборе мы говорим о целях их обучения, иногда они не всегда понимают, что конкретно им нужно, поэтому мы их ориентируем, смотрим, для них ли эта программа, и стараемся подобрать группу по определенному уровню, потому что в магистратуру идут и бакалавры-выпускники. Иногда кажется сложным вопрос – как же бакалавры-выпускники уживаются в одной группе с такими специалистами, у которых уже огромный опыт за плечами, первыми лицами компаний. Мы стараемся формировать группы по уровню опыта, иногда в помощь наши бакалавры-выпускники, потому что часто занятия проходят в дистанционном формате, и не всегда наши студенты могут справиться с этими технологиями, тут они очень помогают. Но все-таки стараемся группы формировать по уровню компетентности.

По поводу второго вопроса, как мы готовим преподавателей, у нас Институт государственной службы управления Президентской академии с очень большой историей, в прошлом это Российская академия государственной службы, и поэтому на нашей кафедре, кафедре труда и социальной политики, профессорско-преподавательский состав мы сохранили, сохранили ту профессору, которая всегда преподавала высокому уровню обучающихся. Поэтому готовить нам не приходится, у нас профессорско-преподавательский состав сформирован на кафедре с большой историей. А то, что касается преподавателей-практиков, которых мы привлекаем, мы приглашаем ведущих специалистов отрасли, а отрасль – это управление персоналом, HR, они имеют большой опыт преподавательской деятельности, помимо того, что являются практиками. У нас целый пул таких преподавателей, специалистов по своим направлениям, которые преподают нашим студентам.

Елена Ляпунцова:

Наша передача называется «Интеллектуальный капитал», серия программ «Школа академического наставничества» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования, мы в студии говорим с гостями о проектной мастерской ШАНС. Мы говорили про проектную деятельность с Юлией Михайловной, и мне хочется сделать мостик с точки зрения что же такое наставничество и коучинг, слово всем знакомое, тем не менее есть ли наставнические практики с применением коучинга?

Наталья Москалева:

Одной из отличительных особенностей программы «Стратегическое управление человеческим капиталом» является разработанная совместно с санкт-петербургским институтом коучинга методика недирективного управления, она предусматривает проведение коуч-сессии в период обучающего модуля, а после того, как наши обучающиеся выходят на свои рабочие места, чтобы закрепить эту теорию, мы за каждым студентом, конечно, желающим этого, закрепляем индивидуального коуча. Причем в период этой сессии они выбирают себе коуча, потому что коуч должен подходить по духу, это должна быть взаимосвязь, поэтому им предоставляется возможность выбора индивидуального коуча, который сопровождает их в межсессионный период. Это очень интересная практика, это и есть наставничество, потому что при трудностях, которые возникают на рабочих местах, они всегда могут обратиться к такому коучу, который позволит им самим найти выход из сложившейся ситуации, это пользуется популярностью у высшего звена управления. Интересный нюанс, что в рамках нашей программы это совершенно бесплатно, потому что достаточно дорогостоящая история, причем у нас коучи достаточно высокого уровня, сам институт коучинга известный в стране, и ведущие специалисты, Ольга Зуева, Кокорева Светлана, у нас преподают.

Елена Ляпунцова:

В пандемию я проходила первую ступень коуча, и то, что в академической среде инкорпорируются такие подходы, дорогого стоит, я надеюсь, что Наталья Борисовна будет в Школе академического наставничества спикером номер один с точки зрения коучинга, потому что нам очень хотелось бы транслировать, масштабировать. Юлия Михайловна, а как у вас происходит эта история? И Вы приоткрыли завесу о том, что у нас есть международный фестиваль «Киноинтеллект», обратите внимание: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, все, что связаны с интеллектуальной собственностью, имеется в виду в совокупности, это многогранная позиция, и интеллект – это национальная стратегическая задача, национальная безопасность страны.

Юлия Белозерова:

10 апреля у нас закончился прием заявок, это первый наш опыт.

Елена Ляпунцова:

И Ваше авторство, Ваша идея, Юлия Михайловна, поэтому мне очень приятно, что я работаю сейчас в студии и открываю для себя таких первопроходцев, как Наталья Борисовна с магистерской работой, которая уникальна, как Вы со своими проектами.

Юлия Белозерова:

Интересно было на этапе приема заявок. Мы все понимаем, как организовывать, как проводится фестиваль, а вот какие номинации выделить… Сначала было 10 номинаций, потом мы сократили, сейчас я уже пришла к выводу, что зря отказались от номинации «Методическая находка», потому что мне звонили, писали, те вопросы, которые присылали, часть из них мы в нашем ВК размещали, обобщая, но были индивидуальные вопросы, один из участников говорит: «У меня есть интересная методика, мне кажется, никто так не ведет занятия, как это делаю я. Образное мышление, картинки показываю…» Это явно методический подход, кто-то, наверное, делает, но это не широко известно, нетрадиционный подход, это явно методическая находка, и он использует видеоматериалы, в том числе и свои занятия снимает, использует видеоматериалы в своих занятиях, но это продукт не в классическом виде, который обычно выносится на кинофестиваль, мы немножечко смешанную форму придумали, соотношение между методической компонентой, инновационностью и

Видеоработами. И подсказываешь человеку – опишите свою методику, сделайте видеоролик, и тогда он сможет принять участие. Но, мне кажется, нам надо дальше развиваться. В этом году запускаем реестр инновационных методов, и очень много для этого уже сделано, а дальше нам нужно приходить к конкурсной инициативной платформе, которая оценивала бы методические решения.

Елена Ляпунцова:

Мы сейчас набираем этот опыт, и это будет как межвузовский образовательный кластер, надо будет сделать платформу.

Юлия Белозерова:

И это будет наш выхлоп мультипроектного подхода, то, что мы реализуем, связь между проектами.

Елена Ляпунцова:

И тот комплекс, о котором мы говорим уже с 2010 года, время собирать камни. Наталья Борисовна, Вы доктор экономических наук, профессор, уникальный специалист со своим видением, как Вы оцениваете присутствие на таком поле Лиги преподавателей Высшей школы, потому что Вы с первой минуты были с нами, мы много лет идем в связке, друг другу доверяем и поддерживаем? Ваше финальное слово о нашей встрече.

Наталья Москалева:

Спасибо, что вы меня пригласили, мы с вами сотрудничаем в рамка мультипроектного подхода в Лиге преподавателей Высшей школы больше 9 лет, это Лига с большой историей, и ваши проекты, которые вы в рамках этой Лиги реализуете, заслуживают особого слова. Я хочу вас прежде всего поблагодарить от лица всех преподавателей нашей большой страны за прекрасный проект «Золотые имена Высшей школы», который вы создали, это один из немногих проектов, который позволил оценить труд преподавателя. Очень трогательно видеть, как преподаватели из различных наших регионов приезжают получать эти награды, которыми оценили, признали их преподавательский труд, спасибо вам огромное за него, надеюсь, что он будет жить.

Елена Ляпунцова:

Мы сейчас максимально делаем все для того, чтобы сделать систему, интегрировать в национальный проект, мы очень признательны Фонду президентских грантов, Министерству науки и высшего образования. У нас сегодня в студии Наталья Борисовна Москалева, доктор экономических наук, профессор, Юлия Михайловна Белозерова, кандидат экономических наук, доцент. Вы те наставники, на которых нужно равняться, спасибо вам за ту наставническую деятельность, которую вы проводите. Я Елена Вячеславовна Ляпунцова, руководитель проекта, до новых встреч.