Елена Ляпунцова:
Добрый день, уважаемые слушатели, наши коллеги, единомышленники. Сегодня у нас пятая передача из цикла «Интеллектуальный капитал» и серия передач «Школа академического наставничества и сотворчества», поддержанные Фондом президентские грантов и Министерством науки и высшего образования. Я ведущая и руководитель проекта «Школа академического наставничества и сотворчества», уже многие знают аббревиатуру ШАНС, Ляпунцова Елена Вячеславовна, председатель Координационного совета Лиги преподавателей Высшей школы. И у меня сегодня в студии удивительные друзья, единомышленники, коллеги с большим опытом, которые хотят поделиться своим важным и значимым моментом, не только опытом, но и пониманием и тем, как мы хотим обозначить академическое наставничество, о котором мы в течение пяти программ говорим.
Прошлый год был Годом наставника и педагога, тем не менее мы прекрасно понимаем, что огромное количество этой теме уделяется и в этом году, и в ближайшее десятилетие. Гости в студии – Бадмаева Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы, связи с общественностью и дизайна Российского экономического университета имени Плеханова, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, и еще один важный гость, региональный, всегда приезжает к нам из Мурманска, Приказчикова Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, степень mini MBA по фасилитации, модерации стратегических коммуникаций, руководитель проекта «Профизвестность», бизнес-тренер, фасилитатор, модератор стратегических коммуникаций, председатель Комитета по предпринимательскому образованию «Опора России» регионального Мурманского отделения.
Наша передача интересная, мы ее назвали «ШАНС практику», то есть практические применения и все, что связано с предпринимательским подходом. Мы сейчас говорили такие слова, как фасилитатор, модератор, все эти вопросы попробуем затронуть и обсудить. А дает возможность и шанс обсудить с такими экспертами, как Светлана Владимировна, Юлия Владимировна наша монография, которую мы выпустили, у нас есть первый и второй том, и хоть некоторые из нас очень серьезные практики, но мы все, остепененные кандидаты наук, понимаем, что любую научную деятельность или какое-то явление стоит обличать в научные изыскания. Светлана Владимировна, что для Вас фасилитация?
Светлана Бадмаева:
Когда мы говорим о ролевой позиции наставника, об академическом наставничестве, потому что это достаточно важная проблема для системы высшего образования, здесь меняется роль преподавателя, современное время требует этого, и когда мы говорим о роли, то нужно говорить о ролевых позициях, потому что позиция с точки зрения педагогики означает, что это основание для действий в отношении кого-либо или чего-либо, то есть к субъекту или объекту, с которым мы взаимодействуем. А если мы говорим, что это основание для действия в отношении кого-либо или чего-либо, потому что с латинского языка это означает положение, как и где я нахожусь по отношению к объекту или субъекту, с которым я взаимодействую, и когда мы говорим о наставничестве, мы сразу понимаем, что там возникают две роли, две позиции – наставник и наставляемый. Основным здесь является понятие отношения к объекту или субъекту, и в зависимости от отношения мы располагаемся к другому субъекту.
Елена Ляпунцова:
Сразу видно, что Вы кандидат педагогических наук, а я, как инженер системотехник по первому образованию, структурирую и систематизирую, смотрю стратегически, а Вы сделали правильный базис, который дает правильное понятие, что есть субъект, объект, и в любой научной деятельности мы всегда должны описать кого-то или что-то с его функциями и задачами. А с точки зрения филолога, как Вы понимаете, что такое наставник и наставляемый? У нас постоянно идет небольшой дискурс о том, что слово наставляемый хочется назвать другим словом.
Юлия Приказчикова:
Я часто сталкиваюсь с такими ситуациями, когда участники, с кем мы работаем, говорят: «Фаси… кто? Фасилитаторы, какие-то наставники…» Эти слова воспринимаются обычно инородными, иностранными, чуждыми, даже наставник так же воспринимается, и я видела, как педагоги говорят, что из нас хотят кого-то сделать, мы учителя, мы преподаватели, а нас тьюторами называют. И появляется отношение, что нас втягивают во что-то нехорошее, иностранное и так далее. Я, как кандидат филологических наук, понимаю, когда говорят: «Давайте придумаем русское слово». Мы можем что-то придумать, но если не мы с вами разработали эту технологию, не мы ее изобрели, назвали, то у нас нет права ее называть по-другому. С другой стороны, если назвать, то нас могут не понять в каком-то пространстве, в контексте, то есть мы выпадем из международного контекста, экспертного сообщества, где понимают, о чем идет речь.
Есть такая история, что в Советском Союзе была идея переназывать по-своему какие-то слова, например, маркетинг называть рынкетинг, были бы рынкетологи, для нас понятно, а для экспертного сообщества непонятно. Есть какие-то технологии, и они хорошие, просто они новые, приходят в нашу действительность, потому что ситуация меняется, образование не может быть таким же, как 30 лет назад. Конечно, мы берем все самое лучшее, но среда меняется, технологические изменения очень быстрые, и мы не можем работать так же, как раньше, в любом случае нужно что-то по-другому, и мы начинаем применять новые технологии, и они несут за собой определенные названия, с точки зрения филологии это тоже важно.
Елена Ляпунцова:
Важно понимать предметную область, так называемый глоссарий, и если он устоялся, зачем его менять, нужно к этому относиться, как к данности, эта традиция имеет место быть, а дальше это все развивать. С точки зрения наставника и наставляемого, если наставничество в рабочих профессиях, мы это видели в свои годы, давало большие успехи в СПО, дополнительном образовании, сейчас мы говорим о концепции высшего образования и академического наставничества. У нас был диалог и повод найти правильные точки соприкосновения – одно ли и то же научный руководитель либо куратор группы и наставник?
Светлана Бадмаева:
Куратор и наставник – это все-таки разные понятия, куратор – это когда мы что-то курируем, а наставник – тот человек, который направляет и показывает путь развития студенту, аспиранту, если мы говорим об академическом наставничестве. А курирование – это помощь на первых этапах адаптации, когда возникают вопросы, а здесь на пути становления личности ученого или будущего профессионала наставник находится все время рядом. Мы будем говорить о ролевых позициях, и здесь основой является следующее: есть
отношения, например, наставник и наставляемый, если отношение одно, то мы получаем следующую определенную позицию, отношение же разное к разным студентам, и отсюда поведенческая гибкость.
Елена Ляпунцова:
Я очень люблю высказывание – создай себе ученика, для того чтобы потом у него учиться. Это смена позиций, уже твой ученик становится для тебя наставником или коллегой.
Светлана Бадмаева:
Когда мы взращиваем компетенции, умения, он приобретает тот опыт, который есть у наставника, хотя бы приближается к этому уровню, и когда мы будем говорить о позициях, там есть различные уровни тактических позиций. Так что курирование – это одно, а наставлять – другое.
Елена Ляпунцова:
Я очень внимательно прочитала вашу совместную статью, но когда перечитываешь, по-новому воспринимаешь какие-то вещи, находишь что-то еще, это очень интересно. Юлия Владимировна, я знаю Ваши большие успехи, проекты, которые Вы ведете, видна обратная связь не только в академической среде, но и в предпринимательской среде в силу того, что Вы являетесь руководителем предпринимательского образования в малом и среднем бизнесе, там тоже наставничество проявляется и сейчас очень сильно развивается. Расскажите, что такое фасилитация и чем отличается фасилитация от наставничества?
Юлия Приказчикова:
Отчасти это близко, можно говорить об определенной технологии. Фасилитация от латинского слова facility – помощь, помогать, то есть это помогающая профессия, как и другие помогающие профессии.
Елена Ляпунцова:
Это как психолог или немножечко другое?
Юлия Приказчикова:
Обычно у меня спрашивают: «Это как коуч?» Это не экспертная позиция, от роли преподавателя с односторонней связью, академического преподавания очень сильно отличается, потому что фасилитатор никогда не выступает в экспертной позиции, не говорит, как правильно, не дает теорию. Обычно он работает с группами, это не индивидуальная работа в отличие от психолога, коуча, и помогает находить лучшее решение, ведет мозговой штурм, стратегические сессии. Особенность в том, что помогает лучшим образом искать, потому что группы могут и без него работать, собираться, искать какие-то решения, но могут застревать на месте, долго обсуждать, не находить решения. У нас и критика часто развивается, и фасилитатор создает доверительную среду, в которой комфортно работать всем, где каждый может высказывать мнение и помогает делать определенный рывок. Участники говорят: «Это мы так легко смогли сделать? Что-то написали на бумажечках, что-то сложили и получили стратегию? Так легко может быть?» Фасилитатор не знает, к чему придут участники, есть цель, к чему они придут, но содержательная часть остается за участниками, их опыт, знания, информация, которой они владеют, то есть благодаря этому они сами находят определенные решения.
Светлана Бадмаева:
Используя фасилитационные технологии в работе со студентами, аспирантами, самое главное, что там не дается оценка, и фасилитатор может не являться специалистом профессиональной сферы этой группы, с которой занимается стратегической сессией, мы просто показываем направление и помогаем самим найти ответы.
Елена Ляпунцова:
В профессию не погружен, а имеет опыт и технологии.
Юлия Приказчикова:
Он не говорит, что я знаю, как делать – делай раз, два, три, и ты получишь результат. Он говорит – раз, два, три, и ты придешь к результату.
Светлана Бадмаева:
Я сразу вспоминаю педагогику. Психология отвечает на вопрос какой, почему это произошло, зачем ты это сделал, а педагогика отвечает на вопрос как это сделать, и она перекликается с фасилитацией.
Елена Ляпунцова:
Мы очень благодарны Министерству науки и высшего образования за то, что нас поддерживает с нашими инициативами – флагманский проект «Золотые имена Высшей школы» и уже как производная «Школа академического наставничества», межвузовский образовательный кластер, который называется МОК, и Школа интеллектуального капитала, который мы несколько лет продолжаем. Иногда преподаватель Высшей школы действует по наитию, интуитивно, у меня был личный пример – нейросети, нулевые годы, ребятам с пятого курса даю математические модели, математический алгоритм и говорю: «Я жду от вас по такому-то заданию программу». У меня спрашивают: «А каким языком, как?» И я набралась смелости и сказала: «Не знаю». Как это, преподаватель и не знает. Мне пришлось, как фасилитатор, с ними работать, пятый курс – это уже практически выпускники, и когда ребята принесли свои программы, я показала свою программу, говорю: «Посмотрите, если бы я вам показала свою личную, вы бы пошли по этому пути, а так какое количество разнообразия у нас получилось». Мне кажется, что преподаватели Высшей школы нам нужны, институциональная вещь, где можно повышать квалификацию.
Юлия Приказчикова:
Да, потому что эта технология применяется в той ситуации, когда нет решения, нет ответа, и мы не можем дать верный, он может быть разный, участники сами приходят к нему, а мы только помогаем, и это помощь и в научной деятельности, проектной, исследовательской, когда нет решения, и оно может быть абсолютно разным. Эти технологии помогают найти лучшее решение за более короткое время, с потерей меньших ресурсов, сил, энергии.
Елена Ляпунцова:
Эффективность выше по всем ресурсам – временным, человеческим и материальным. Ролевые позиции, технологии и методы наставничества в Высшей школе – раскройте более подробно.
Светлана Бадмаева:
Когда говорим о ролевых позициях, я все-таки опираюсь на труды своего научного руководителя, моего наставника Надежды Егоровны Щурковой, доктора педагогических наук, и это работа нашей коллеги, которая тоже защищалась у нее, Елена Федоровна Баранова, и она работала над профессиональной позицией педагога, я же не сама это придумала. Я перевела его вначале в управленческую деятельность в свое время, в менеджмент, а потом посмотрела: когда мы рассматриваем наставника, все эти позиции мы принимаем во всех сферах нашей жизни. Родитель и ребенок, бабушка и внук, старшая сестра и младший брат – все эти позиции у нас присутствуют, поэтому когда мы об этом говорим, то нужно понимать, в чем основа. У нас есть вопрос, как эти доверительные отношения возникают. В первую очередь, это начинается со знакомства друг с другом, и когда мы говорим психологическая совместимость, она есть или нет – конечно же, это присутствует, потому что если мы чувствуем, что это не наш человек, сразу же появляется дистанция, мы присматриваемся, а потом принимаем решение. А когда мы больше узнаем о человеке, общаемся, работаем вместе, видим его в работе, особенно если это групповая работа у студентов, у нас изменяется видение этого человека и принятие его, и тогда наставник, педагог должен перейти от далекой дистанции и стать с ним рядом либо пойти назад, и пусть он идет вперед, то есть все время меняем эту ролевую позицию.
Елена Ляпунцова:
Успех ученика – это тоже очень сложный психологический момент, должно быть благородство, широта души.
Юлия Приказчикова:
Доверительные отношения – это тема и для фасилитации, и для наставничества. Позиция и наставника, и педагога с короной: когда я с короной, я смотрю свысока, и если наставляемый добьется успеха благодаря мне, вот это ощущение, что корона давит, у многих присутствует, нужно ее снимать. Доверительные отношения нужно создавать, это определенный труд, как и в личных отношениях, когда два человека, или это работа с группой людей. Роль фасилитатора, наставника помогает создавать эту доверительную среду, когда можно смело говорить, потому что не будут критиковать, не будут высказывать определенных колкостей, замечаний, мое мнение будет услышано. Все проходили тренинги и знают, что такое активное слушание, но люди ведь любят слушать себя и прерываются только для того, чтобы потом включиться снова и дальше рассказывать, то есть сделать паузу, когда другой что-то говорит. Только в доверительной среде могут рождаться такие отношения, это труд, ее нужно создавать.
Елена Ляпунцова:
Как раз задача Школы академического наставничества и сотворчества, слово такое красивое – соучастие, сопереживание, и школы, которую мы сейчас создаем, это будут наши уроки, которые будут слушать наши будущие наставники, у нас программа повышения квалификации, сказать о том, что иногда корону можно и нужно снять.
Юлия Приказчикова:
Времена изменились, и когда ты сидишь на вершине пирамиды в короне и раздаешь указания – это уже не работает, потому что для чтобы выстроить отношения, командное взаимодействие, нужно спуститься с вершины и понимать свои ценности.
Светлана Бадмаева:
Юля говорит про корону, а я всегда говорю – давайте снимем погоны, регалии и попробуем встать на эту позицию. Преподаватель – это руководитель учебного процесса, если он руководитель, то требование современного времени к руководителю изменилось. Раньше руководитель – это было административное лицо, которое принимает решение, он сидит на пирамиде с короной, с погонами и управляет этим процессом. А сейчас вовлекающий руководитель, от руководителя подчиненные, то есть если я преподаватель, то студенты ожидают (в организациях это сотрудники) от руководителя, чтобы он был не только руководителем, но и вовлекающим лидером. И отсюда такой интерес к лидерству в последние годы.
Елена Ляпунцова:
Наша передача как раз для того, чтобы задуматься, понять, осмыслить эти моменты. Кто такой лидер, что является лидерскими качествами с точки зрения учебного процесса в академическом наставничестве?
Светлана Бадмаева:
Многогранность, широкий кругозор не только в своей профессии, а вообще что происходит в мире. Умение современного преподавателя, как и руководителя организации, я всегда говорю, что преподаватель – это руководитель учебного процесса, и это означает управленческие функции он тоже ведет, и он тоже должен изменять свою роль, не просто административный сотрудник: преподаватель пришел, оценил, проконтролировал, провел лекцию и ушел. Ведь как любой лидер мы должны их вовлекать в это действие, в то, что мы изучаем вместе, и среди студентов у нас огромное количество ребят, которые могут показать новинки, до которых мы еще сами не дошли.
Елена Ляпунцова:
Многие бакалавры, магистранты, студенты сейчас работают, совмещают, и у них по профессии есть такой опыт, что можно у некоторых даже поучиться, попросить прочитать мастер-класс, и ничего зазорного в этом нет.
Юлия Приказчикова:
Лидер, руководитель принимает единственное решение, задает вектор куда идти, какие задачи нужно решить. Время изменилось, мы уже слышали про VUCA-мир, и сейчас такая позиция невозможна, он один может принять неверное решение, не только потому что у него нет опыта, знаний. Мир настолько изменчив, он так быстро меняется, что невозможно принять правильное решение. И здесь появляется уже команда, это могут быть и студенты, которые совместно могут искать здесь и сейчас это решение, и у них есть опыт, знания, понимание, гаджет в руках, где можно это отыскать. Ситуация, когда лидер на вершине пирамиды, расходится. Представьте, лидер, и от него расходятся веточки по тем коммуникациям, с кем он коммуницирует, куда раздает задачи, и он умирает в изобилии этих коммуникаций. Сейчас многие организации начинают выстраивать другие отношения, не вертикально, когда он раздает с вершины пирамиды, а горизонтальные структуры, когда выстраиваются отношения с командами от лидера, и там уже звездочки разветвляются, а потом все переходит в одну систему, где эти треугольники работают. Моя роль фасилитатора в запуске групп: представьте цирк, циркачей, кольца крутят, тарелки и приглашают зрителя, ему передают этот крутящийся объект. Роль руководителя сейчас в том, чтобы запустить этот процесс, вихрь изменений и передать его, он будет крутиться, потом чуть-чуть прикасаться, чтобы это движение продолжалось.
Светлана Бадмаева:
Бережная передача, правильное расстояние. Хочу напомнить о том, что когда мы говорим о лидере, современные требования – чтобы он умел очень быстро не адаптироваться к новой ситуации, а пересобираться. Я когда иду на занятия, у меня три сценария проведения занятия, потому что я не знаю, как группа будет работать, какая будет групповая динамика, какое настроение, самочувствие, поэтому разные варианты, и в зависимости от этого я начинаю пересобираться прямо на ходу.
Елена Ляпунцова:
Раньше была больше статика, понятно, что есть какие-то новые технологии, которыми мы пользуемся, а сейчас это персона к персоне. Эти кластеры, агенты, которые влияют, могут совершенно изменить ход занятия, уйти в другую сторону, в фасилитации есть разные роли, это очень интересно.
Юлия Приказчикова:
Для преподавателя это тоже приемлемо, для наставничества, и мы уже говорили сегодня о том, что преподаватель может принимать разные роли. Если говорить о батарейке, он зажигает, запускает эту энергию, он проводник, который ведет, он знает, куда нужно прийти, а каким путем идти, куда пойдет группа, где будет более комфортный путь на сегодня с этой группой, он уже будет решать. Интервьюер, потому что он больше задает
вопросы и не дает ответы, дает думать группе, участникам, чтобы они развивались, потому что это развивающее обучение. Он строитель мостов, он выстраивает эти связи, мостики.
Светлана Бадмаева:
Это и есть коммуникация, показывает, как выстраиваются коммуникации друг с другом. Самое удивительное, когда ты приходишь на третий курс, они абсолютно друг с другом не знакомы, они с первого курса привыкли работать в определенных малых группах, и когда на третьем курсе начинаешь их вдруг перебрасывать, я прихожу на поток и говорю: «Давайте создадим поле», – тогда еще была Padlet-доска, и они о себе писали информацию. И они очень удивлялись, что рядом с ними учатся такие интересные ребята, чемпионы по лыжне, кандидаты в мастера спорта.
Елена Ляпунцова:
Я тоже заметила, когда на первых двух занятиях, когда собирается совсем новая группа, каждый рассказывает о себе, первый немножко стесняется, а когда кто-то уже скажет свои достижения, он говорит: «А у меня еще вот это». Бывали такие моменты, что после того, как они перезнакомились, идет опыление и получаются социальные проекты, практический выхлоп, кто-то с кем-то начинает взаимодействовать с точки зрения профессиональной деятельности.
Юлия Приказчикова:
Хвалитель, потому что здесь определенная роль, мы не хвалим отдельных: вы хорошо сделали, а других не похвалили. Даже эта разница, что похвалили чью-то идею, а чью-то нет, недопустима в этих коммуникациях, если хвалим, то всех или никого.
Светлана Бадмаева:
Роль хвалителя заключается в том, что я передаю слово, и тогда каждый кого-то благодарит, то есть умение благодарить другого – это тоже очень важный навык в жизни для выстраивания хороших, крепких взаимосвязей.
Елена Ляпунцова:
Если идет хорошая встреча или коммуникационные моменты, возникает желание написать «большое спасибо за встречу», обратная связь, и это очень важно, когда ты пригласил на встречу, остался доволен, благодаришь, потому что спикер потратил время. Какие еще роли?
Юлия Приказчикова:
Бригадир, он понимает, что мы строим, к чему нужно прийти, мы придем к построенному зданию.
Елена Ляпунцова:
А уж какое здание – эклектика, классика, фундамент нужно построить, а дальше будет видно. Насколько эффективность команды с точки зрения фасилитации?
Юлия Приказчикова:
Количество команд в группе у нас всегда 5 +- 2, от 3 до 7, меньше 3 – это уже не команда, 20 человека – сложно работать.
Светлана Бадмаева:
Я благодарна второму своему академическому наставнику, доктору психологических наук Юрию Михайловичу Забродину, который в свое время ввел в психологию понятие малой группы, это отечественный психолог, потому что в зарубежной классике малая группа начинается с 2 человек. Они занимались подготовкой космонавтов и говорили: «Если мы в космос запускаем двух космонавтов, и в чрезвычайных ситуациях один проголосует за, другой против, то решение не будет принято», – поэтому малая группа начинается с 3 человек, потому что 2 за, один против.
Елена Ляпунцова:
Королев говорил о том, что Юрий Гагарин полетел, а его мечта, чтобы три космонавта полетели с точки зрения психологии, то есть еще тогда они понимали, что в замкнутом пространство мнения могут разделиться.
Юлия Приказчикова:
Больше 7 – это уже не рабочая атмосфера, когда можно отсидеться, промолчать, всегда есть тот, кто сделает.
Светлана Бадмаева:
Если больше 6-7 человек, они начинают дробиться на более мелкие группы, и опять начинают создаваться конфликтные ситуации, начинается конкуренция.
Елена Ляпунцова:
Дорогие друзья, вы слушаете передачу «Интеллектуальный капитал», серия передач «Школа академического наставничества и сотворчества», которая поддержана Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования. Куратором нашего проекта ШАНС, конкурса «Золотые имена Высшей школы» в этом году и в прошлом году является заместитель министра науки и высшего образования Ольга Викторовна Петрова, она курирует всю молодежную политику, и нам приятно, что мы сотрудничаем именно с этим департаментом, потому что понимаем, что преподаватель работает ради молодежи, ради тех людей, которые будут нас учить, управлять, лечить. Наша гордость, что Министерство нас понимает, слышит и поддерживает, и профессия преподавателя Высшей школы уже на слуху, но мне очень нравится то, что сейчас говорят о бизнес-подходе, и преподаватель-практик с бизнес-подходом и преподаватель-наставник – эти две субстанции тоже очень важны. Мне очень хотелось бы еще поговорить о тактике и стратегии.
Светлана Бадмаева:
Стратегическая позиция преподавателя или наставника заключается в том, что он старший по иерархии, он наставляет, и необязательно по возрасту, главное – жизненный опыт, профессиональный опыт, который есть. Когда он становится наставником, он должен быть больше, чем у наставляемого в той области, в которой он является наставником, и мировоззрение, его ценностные отношения. Стратегия – это куда пойти, и наставник это хорошо умеет делать, любой руководитель тоже это может сделать, а с точки зрения педагогических технологий существует четыре уровня: это кинетическая позиция, уровневая позиция, дистанционная и эмпатийная. Кинетическая позиция отвечает за то, кто ведущий, кто руководитель в паре наставник-наставляемый. Мы говорим в зависимости от того, кто ведет, и мы очень быстро пересобираемся, я впереди как наставник, потому что у меня больше опыта, это в самом начале пути, или при решении сложных задач.
Елена Ляпунцова:
Как преподавателю поддерживать свой имидж успешного профессионала?
Юлия Приказчикова:
Нужно помнить, что вы есть везде, и не нужно выходить в халате даже в цифровое пространство, помнить о том, что вы создаете свой образ.
Светлана Бадмаева:
Для меня имидж – это в первую очередь внутреннее наполнение человека, его отношение к жизни, к миру и к людям.
Елена Ляпунцова:
На этой позитивной ноте мы завершаем нашу передачу, с нами были Светлана Владимировна Бадмаева и Юлия Владимировна Приказчикова, передача «Школа академического наставничества и сотворчества».