{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Илона Дроздова к.э.н., доцент Российского университета транспорта (МИИТ), зам.председателя Лиги Преподавателей Высшей Школы 03 апреля 2024г.
ШАНС инновациям 
Говорим о наставничестве в развитии инноваций в образовании. Помогают ли инновации в повышении качества образования. Чего больше в новшествах - желания развлечь или реальная педагогическая ценность? Как побудить преподавателей внедрять инновационные методы. Какие таланты к нововведениям можно найти среди студентов и ППС вузов. Инновационные подходы к работе с информацией и выставочной работе. Виртуальные технологии для самых юных: польза и критика. 

Юлия Белозерова:

Добрый день, с вами «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей Высшей школы, новый цикл, который выходит в рамках проекта ШАНС, школа академического наставничества и сотворчества, при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Сегодня говорим о ШАНСе для новатора, говорим о наставничестве в инновационной деятельности. Со мной в студии моя коллега, мой давний друг, человек, который не раз был ведущим на моем месте, но сегодня занимает почетное место спикера — Илона Игоревна Дроздова, член Координационного совета Лиги, кандидат экономических наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ), кроме того, Илона Игоревна занимает должность заместителя начальника управления талантами в университете.

Также я представляю наших спикеров, которые с нами на связи, это наш давний партнер, представитель Информационного агентства «Образование.Пресс», креативный продюсер Евгений Артемьевич Лисиченко, также он является руководителем нового интересного проекта «Ландшафтный дизайн высшего образования». И третий гость Владислав Карманов, представитель интересного проекта «Виртуальный сад», молодой наставник. Илона Игоревна, управление талантами — это про что?

Илона Дроздова:

Управление талантами — это про то, что таланты надо взращивать. Российский университет транспорта в первую очередь отраслевой вуз, вуз исторический, раньше назывался Московский институт инженеров транспорта, это железнодорожная отрасль, и поскольку железка присутствует по всей стране как градообразующая система, исторически воспроизводство кадров осуществлялось с помощью того, что было целевое обучение, оно и сейчас осталось на специалитете, и ребята, которые поступали в университет, на протяжении 5 лет обучались, а потом должны были возвращаться на свою железную дорогу и работать там. Система очень эффективна и сейчас, потому что постоянное воспроизводство кадров обеспечивается за счет того, что, обучаясь в столичном вузе, мы можем обеспечивать кадровую потребность практически во всех регионах нашей страны.

Задумка была такая: поскольку железнодорожники — достаточно большой сегмент профессий, как правило, это династии, и уже на протяжении последних 20 лет существовала довузовская подготовка в сфере транспорта, потом дети, которые росли в этой среде, культуре, поступали в университет либо у себя, у нас 9 отраслевых вузов железнодорожного транспорта, либо в столичный, и потому у них выстраивалась карьерная траектория. Понятно, что далеко не все достигают управленческих высот, но стремление взращивать потенциал и любовь к профессии стало отправной точкой для создания полной цепочки от момента, как мы сейчас занимаемся со школьниками, причем это практически со 2 класса, на уровне робототехники, что привлекает ребят, потому что они все сидят в гаджетах, они любят игры, и мы стараемся создавать такое игровое пространство, в том числе с виртуальной реальностью. Они имеют возможность по выходным приходить на площадку Российского университета транспорта, с ними занимаются наши преподаватели, но в игровой форме, то есть мы изначально прививаем любовь к технике, технологиям, к инженерному делу.

Основная задача системы управления талантами во время учебного процесса — позволить студенту максимально пробовать себя на стажировках, если они есть, у нас огромное количество транспортных компаний, необязательно российские железные дороги, сейчас логистика развивается такими масштабными темпами, что любая компания, в которой штат до 50 человек, может себе позволить взять на стажировку нашего студента, показать, как работает система в реальности, и университет максимально способствует вовлечению студента в реальную проектную деятельность.

Интересное направление — формирование студенческих проектных команд, где и преподаватель, и эксперт с производства являются наставниками. Основная проблема, которая последнее время существует, что мы обучаем 5 лет, это долгий процесс, и за это время технологии успевают опередить ту практику, которую мы преподаем в вузе. Специалитет у нас 5 лет, бакалавр тоже присутствует, но отрасль заинтересована в специалистах в классическом инженерном наполнении знаниями, потому что бакалавриат — это немного усеченная программа предоставления технических компетенций. Бакалавры больше работают в логистической сфере, а специалитет направлен на технологию обеспечения перевозочного процесса, это инженерная составляющая. В течение 4-5 лет, пока студент учится, мы предоставляем ему максимальное количество возможностей и поработать на производстве в качестве стажировки, и летом возможность освоить рабочие профессии, и потом возникает вопрос — каким образом они поступают непосредственно на свое место работы. Если это целевое обучение, отрасль заинтересована в целевом обучении, они уже сразу идти по договору, а если у него свободный выбор профессии, то здесь мы тоже предоставляем помощь в трудоустройстве. Начиная с 4-5 курса есть такое понятие авторский класс, когда компания заказывает проект, они выполняют индивидуальный дипломный проект под руководством компании, то есть мы являемся центром сопровождения производственного процесса.  

Юлия Белозерова:

Управление талантами действует на весь университет, не в рамках одного факультета?

Илона Дроздова:

Нет, на весь университет.

Юлия Белозерова:

Схема удачная и успешная, во многом вам помогает отраслевая специфика, близкое взаимодействие с работодателями. Министерство транспорта как-то помогает?

Илона Дроздова:

Конечно, оно является учредителем нашего университета, задает вектор развития и его корректировку. Достаточно большое количество экспертов, практиков и специалистов своего дела, которые читают открытые лекции, это тоже востребованное направление, когда мы можем выдернуть занятого начальника, управленца, и он прочитает курс лекций, в основном это происходит в диалоге, и мастер-класс, получается точечная индивидуальная постройка..

Юлия Белозерова:

Какие формы наставничества имеют место в этой деятельности? Каждому спикеру мы задаем вопрос — можете ли вы привести успешные практики наставничества? Собираем банк неких практик, потому что программы этого цикла являются элементами обучающего курса повышения квалификации для преподавателей, и наша основная задача — поделиться опытом.

Илона Дроздова:

Основной элемент идейного наставничества заключается в том, что мы учим ребят работать в команде, 1-2 курс, система проектной деятельности подразумевает, что с производства приходит конкретный запрос о решении какой-либо задачи. Понятно, что на 1-2 курсе технологический вопрос ребенок не может в полной мере решить, но приучать его креативно мыслить, по-другому смотреть на инженерную задачу очень важно. И наставничество заключается в том, что в процессе семестра идет четкая спайка работы вузовского преподавателя, который знает технологический процесс и построение задачи, и эксперта со стороны производства, который показывает ребятам, как в реальности может работать их идея. И здесь возникает вопрос умения работать в команде, вопрос понимания того, что ты передаешь двойственный опыт: с одной стороны, транслируешь академическую систему классической подачи материала, а с другой стороны, практик говорит о том, как это работает в реальности, какие гибкие моменты можно включить. Достаточно большое количество проектов у нас сейчас работает и для Диптранса, и для московской структуры, то есть стараемся показывать ребятам реальные проекты, где они могут с 1-2 курса найти себе применение, не так, что в течение 5 лет базовые инженерные навыки получал, а потом окунался в практическую деятельность. На сегодняшний момент это связано с цифровыми технологиями, которые развиваются огромными темпами, с облачными, цифровая железная дорога. Мы понимаем, что для того чтобы успевать и лет через 5 быть конкурентоспособными, нужно сейчас довольно много работать со школьниками.

Юлия Белозерова:

Евгений Артемьевич, Вы знакомы со многими форматами наставнический работы и со своей стороны тоже предлагаете инновационные подходы. Наставничество же про передачу опыта, про традиции, а в инновациях никто никогда так не делал, что здесь передавать, как можно сочетать одно с другим?

Евгений Лисиченко:

Все связано, приведу пример. Я был знаком с одним очень интересным человеком, с гением, он был приятелем моей бабушки, поэтому разность поколений достаточно большая. Он был рабочим на заводе, очень талантливый человек, и в начале прошлого века он придумал интегральное исчисление. Это была абсолютная инновация, оно немножко по-другому называлось, имело немножко другую символику, но он его придумал, он не знал, что оно уже есть, Лейбниц в XVII веке его опередил, но Лейбниц был профессорским сынком, ему было проще, а у Александра Федоровича не было наставника, того, кто бы ему сказал: «Мужик, ты молодец, но это уже изобретено, иди дальше». Наставничество в этом случае — это тот фундамент, от которого мы можем что-то придумывать, от которого мы можем идти вверх. Когда мы остаемся без наставничества, без этого тыла, фундамента, мы можем быть талантливыми и придумывать, только это обычно уже есть. Наставничество задает систему координат в инновациях, инновация же должна быть от чего-то, не висящая в независимости, и в какой системе координат — в системе координат наставничества.

Илона Дроздова:

Среда формирует потенциал.

Юлия Белозерова:

Среда — это наставники?

Илона Дроздова:

Не только наставники, еще очень важно, в каком круге интересов студент крутится, насколько с теми сокурсниками, с которыми он общается, или попадает в проектную группу, комфортно работать, насколько они могут быть заинтересованы в получении результата. Формирование интеллектуального потенциала тоже начинается с понимания о коллективе.

Евгений Лисиченко:

Система координат, созданная наставником, создает разность потенциалов в системе обучения. Коллектив сам по себе не имеет этого потенциала, энергию развития, и наставник, преподаватель не в качестве преподавателя, который передает какую-то сумму знаний, компетенций, навыков, а преподаватель как наставник, который создает разность потенциалов: сегодня здесь, завтра там. И он создает мотивационную базу для развития, в том числе инноваций.

Илона Дроздова:

Он должен привить любовь к творчеству, любовь к познанию нового.

Юлия Белозерова:

И создать общее настроение, атмосферу поиска. Интересное название проекта — «Ландшафтный дизайн высшего образования». О чем он, это ведь что-то совершенно новое?

Евгений Лисиченко:

Информационное агентство «Образование.Пресс» — это про коммуникацию в образовании, когда разные образовательные информационные потоки объединяются и расходятся по потребителю, по образовательным организациям. Мы столкнулись с тем, что, с одной стороны, нет этой коммуникации, мы ее создали, она работает, достаточно большое количества вузов сегодня на нас подписано, к нам имеет прямое отношение, присылают релизы и так далее. Потом увидели большую лакуну в обмене технологиями, потому что очень многие люди придумывают какие-то проекты, решения, инновационные решения прошлых задач, о которых мы не знаем, они не могут попасть в пресс-релиз, потому что это просто технологическое решение. Искать по диссертациям тоже очень сложно, и мы решили создать выставку, которая действует на постоянной основе. Мы разделили проекты на образовательные, просветительские, воспитательные и наставничество как отдельная тема в этой деятельности, потому что мы считаем, что это все-таки отдельная тема.

Юлия Белозерова:

То есть мониторинг, срез того, что есть на рынке или вообще в жизни. А как это будет выглядеть: это текстовые файлы, сложенные в одном сайте, каталог или 3D-модели?

Евгений Лисиченко:

Это каталог, на сайте есть QR-код, по нему можете зайти и увидеть проекты, там указаны авторы, каждый автор получает сертификат о депонировании его проекта, и когда перед вами стоят разного рода образовательные задачи, воспитательные задачи, проектные, вы можете зайти и посмотреть на чужой опыт, можете связаться с автором. Мы спрашиваем у автора, готов ли он напрямую отдать свои контакты или не готов, или это через нас обязательно должно быть. Вы можете связаться с автором, посоветоваться с ним, запросить право на использование с копирайтом, тут все достаточно просто, мы решили этот вопрос, и воспользоваться им в своей повседневной деятельности. Это реестр, каталог, выставка — все одновременно, тут достаточно широкий спектр, поэтому мы его называем «Ландшафт российского образования», не только проектной деятельности, не только образовательных проектов, а всего образования, и внутри него мы разделили, ландшафт же предполагает и реки, и озера, и леса, тут у нас все.

Юлия Белозерова:

Выставка будет развиваться, и все она в себя сможет вобрать через энное количество лет, потому что нельзя объять необъятное, но есть куда стремиться. Владислав, Вы также представляете инновационный интересный проект, который был инициирован руководителем Новгородского регионального отделения нашей Лиги. «Виртуальный сад»» — это что такое, в чем инновация этого проекта и где место наставничеству в этом проекте?

Владислав Карманов:

Проект «Виртуальный сад» — это возможность открыть новое пространство, которое покажет ценность значимости настоящего, прошлого и всех тех заслуг, которые у нас существуют в период формирования Российской Федерации. Там будет креативное пространство, где будут 3D-модели цветов, и каждая из этих площадок будет иметь свои отделы, то есть у нас будет площадка про ученых, площадка про героев и Новгородская слава. Данные площадки будут размещать в себе 3D-модели цветов, по которым можно будет узнать нужную информацию, например, про тех ученых, которые внесли вклад в формирование Российской Федерации, и в тот же момент это будет наподобие настоящих сортов растений, то есть мы привлекаем не просто студентов, мы привлекаем всех желающих, которые хотят заниматься 3D-моделированием, они также смогут проявить себя и оставить свою частичку в этом виртуальном парке.

Саму идею предоставила Ольга Александровна Казарова, она занимается этим проектом в технической части, я же как наставник, как режиссер проекта, и у нас задача отправить наш проект в Москву на фестиваль «Киноинтеллект», мы хотим создать фильм, как создается виртуальный именной сад. Сейчас у нас есть небольшие этапы, где мы ищем спонсорскую поддержку, хотим это все отснять, продемонстрировать, чтобы люди видели, что это очень важно, потому что цифровые технологии не стоят на месте, и хочется зайти в этот именной сад, узнать нужную информацию, и любой человек сможет увидеть красивые 3D-модели. У нас 3D-моделями занимаются школьники из небольшого села Анциферово, Алешина Василиса, это девочка из скромной семьи, но она очень талантливая, и хочется, чтобы ее труды развивались. Поэтому,

 когда будет возможность показать эти 3D-модели людям, они смогут окунуться в виртуальные технологии.

Наша идея, цель — это развитие патриотического и культурного направления, то есть виртуальное, патриотическое — все будет в одном, потому что когда мы воспитываем уже в школьниках любовь к своей стране, к своей Родине, мы сможем объединить уже что-то большее, они смогут развиваться как виртуально, так и в реальности, они смогут зайти на площадку и узнать. У нас были опросы, мы выявляли, какие есть сорта цветов, появилась идея сделать небольшое видео про гладиолус «Улыбка Гагарина», потому что скоро День космонавтики, Юрию Алексеевичу Гагарину будет 90 лет, знаменательная дата, и хочется, чтобы люди знали, что эта улыбка, которая сияет, символизирует мир во всем мире, надежду, любовь, доброту, также есть в виртуальном саду, и когда нажимаешь на этот цветок — вау, вот это красота, потом смотришь, а там информация про Юрия Алексеевича Гагарина. Мы пока разрабатываем, будет либо текст, либо виртуальный помощник, который будет рассказывать, сейчас же активно развиваются виртуальные модели различных персонажей, и можно вставить модель персонажа, который будет рассказывать. На первоначальной стадии есть небольшой человечек, как небольшая подсказка, виртуальный садовник, как я его называю, нажимаешь, он появляется, и появляются подсказки.

Юлия Белозерова:

«Виртуальный сад» не только состоит из каких-то частей, там есть и мемориальные памятники, и отдельные сорта, которые дети придумывают. Кто в основном пользователи?

Владислав Комаров: На данный момент школьники, мы хотим приучить детей к тому, что цветы — это не просто нечто биологическое, не просто природа, а цветы — это символ прекрасного. Каждая девушка любит цветы, это любовь, гармония, и когда мы понимаем, что цветок — это символ жизни, он растет, а в виртуальном пространстве он может не просто расти, он может находиться там вечность, и идея развивать это пространство прекрасна. Когда у нас будет возможность сделать готовый проект, где каждый сможет зайти, у нас есть партнеры от площадки ИТРОН, они дадут доступ, чтобы можно было посмотреть на эти модели.

Юлия Белозерова:

Владислав, Вы так молоды и одновременно являетесь наставником-мотиватором в этом проекте. А я напоминаю, что с вами «Интеллектуальный капитал» на радио Медиаметрикс, проект Лиги преподавателей Высшей школы в рамках проекта ШАНС, школа академического наставничества и сотворчества, при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Мы продолжаем разговор о наставничестве с точки зрения внедрения разработки, внедрения инноваций и реализации инновационных проектов.

Илона Игоревна, с точки зрения наставничества какими компетенциями должен обладать наставник, может быть, его надо чему-то научить, мотивировать, для того чтобы он зажигал огонь, желание внедрять инновации?

Илона Дроздова:

Если мы отставим в сторону профессиональные компетенции, по умолчанию он должен иметь возможность не только знать свое дело, но и передавать его. То, о чем говорил Евгений Артемьевич, очень правильно, наставник должен уметь зажигать коллектив, с которым он работает. И здесь вопрос наставничества необязательно по отношению к младшему поколению, необязательно, что мы рассматриваем классическую связку преподаватель-студент. Наставник порой нужен человеку любой возрастной категории, потому что у каждого из нас наступает период эмоционального выгорания, профессионального выгорания, на определенном этапе развития возникает ощущение, что ты достиг потолка, а дальше нужен человек, который даст тебе толчок либо в понимании того, как можно по-другому начать мыслить, развивать свой творческий потенциал, как можно расти в профессии, необязательно в плане карьерной траектории по должности, а как должна меняться сфера интересов, потому что тот темп жизни, который мы сейчас наблюдаем, как раз про изменения потребностей, про изменение возможностей. Те возможности, которые предоставляет среда, если ты ее хочешь впитать, ты возьмешь их, другой вопрос, что мы иногда не видим этих возможностей, и наставник должен убедить тебя, что ты можешь, вселить уверенность — необязательно в студенте, необязательно в ребенке, в своем коллеге, возможно, этот коллега будет старше тебя, здесь тоже меняются возрастные, привычные нам понятия о том, что наставник должен быть обязательно старше или мудрее. Нет, он может своей энергией, своим пониманием новых трендов открыть тебе ту сферу интересов, которая еще вчера была закрыта и неинтересна, то есть понимание того, как ты можешь интересно профессионально развиваться и расти.

Юлия Белозерова:

А можно ли этому научить или это внутренняя харизма?

Илона Дроздова:

Мне кажется, это внутренний огонь, но когда ты находишься в среде ярких людей, все равно впитываешь и начинаешь этому учиться.

Юлия Белозерова:

Евгений Артемьевич, как наставничество можно встроить в рутинные бизнес-процессы, в менеджмент с точки зрения организации образования, и где здесь вопрос развития компетенций наставников?

Евгений Лисиченко:

На самом деле он вписан, единственное, мы часто этого стесняемся, даем ему самые разные названия: ментор, коуч, тьютор, фасилитатор, то есть разные названия одного и того же — наставничества. Это абсолютно интегрировано в менеджмент и в образовательные организации в первую очередь, потому что именно отсюда растут эти самые названия, функции наставничества. В любой компании наставничество является основой для реализации корпоративной культуры. Как ее привить? Декларативно не получается, регламентом глупо, и по своей сути это форма наставничества, которая определяет корпоративную составляющую, как идеологически компании существовать, куда развиваться, кем быть, что такое обмен опытом, какой опыт должен быть положительный, какой отрицательный. Это абсолютно интегрировано, но не всегда названо. Я вообще за то, если уж вы чем-то занимаетесь, формулируйте, чем вы занимаетесь, называйте это.

Когда приходит новый сотрудник, то первое, с чего начинается, это разговор, и это на протяжении всей его трудовой деятельности, мы все время разговариваем, даже попить кофе с кем-то тоже часто превращается в форму наставничества, должен быть постоянный обмен опытом. Этому надо учиться, абсолютно технологическая конструкция, не всегда комфортная для коллег, потому что кто-то говорит, что мне сейчас надо работать, а ты ему говоришь: «Подожди, давай я тебе объясню, что тебе нужно сделать и как ты это будешь делать». Больше идеологическая конструкция, потому что мы привыкли, что наставник — это на заводе кто-то гоняет молодых ребят, а сейчас это приобрело совершенно другую форму. В менеджменте ежедневно, в образовательном учреждении тоже, сам факт научного руководства — это же наставничество. Если мы говорим, что этот хороший научный руководитель, а этот не очень хороший, значит есть критерии у всего этого, а это ведь тоже наставничество. Надо ли его описывать? Да, конечно, менеджмент в первую очередь про описание и про измерение.

Юлия Белозерова:

Илона Игоревна, Вы плотно занимаетесь олимпиадной деятельностью, курируете соответствующую номинацию в конкурсе «Золотые имена Высшей школы». Владислав напомнил мне о важном моменте, говоря о том, что они планируют с учебным фильмом, с демонстрационным роликом рассказать о своем проекте и принять участие в фестивале «Киноинтеллект», это международный фестиваль учебных фильмов и инновационного образовательного контента. Фестиваль сейчас принимает заявки, есть время до 10 апреля подать заявку. Победа или даже вхождение в шорт-лист дает дополнительные возможности выиграть в номинации «За внедрение инновационных методов обучения» в конкурсе «Золотые имена Высшей школы», а там тоже идет подача заявок, она продлится до конца мая. 17 мая будут результаты фестиваля и до 31 мая подача заявок на «Золотые имена», всех приглашаем принять участие.

Мой вопрос про олимпиады, с точки зрения инноваций, выращивания талантов современные олимпиады про креатив или больше про заучивание?

Илона Дроздова:

Современные олимпиады про вариативность и про моделирование сценариев принятия решений. Неважно, техническая это олимпиада или гуманитарная, она направлена на то, что ты должен знать, как посчитать, но дальше очень важно понимать, что с этим расчетом делать, потому что просто расчетная часть важна, но олимпиада приучает смотреть вариативность сценарного развития, вариативность понимания того, как строить прогнозы, вариативность принятия решений. И очень часто сейчас задания стали направлены не только на то, чтобы выявить эффективный проект или неэффективный, а если получен отрицательный результат, это тоже очень хорошо, потому что ты четко знаешь, куда не надо двигаться. Умение творчески посмотреть на проблему, посмотреть, как ее можно решить, какими способами — это тоже одна из задач олимпиадных заданий. Сейчас олимпиады коллаборационные, межвузовские, поэтому вопрос формирования студенческого коллектива для дальнейшего исследования тоже очень важно.

Юлия Белозерова:

Мы продолжим разговор по поводу подготовки тех людей, которые готовят олимпиадников, передачи опыта и наставничества в этой сфере на наших будущих вебинарах. А сейчас я прощаюсь со всеми, до новых встреч, это был «Интеллектуальный капитал» на радио Медиаметрикс в рамках проекта ШАНС, школа академического наставничества и сотворчества.