{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Малинин народный артист России 11 декабря 2023г.
В гостях Александр Малинин
Музыка и творчество.

Надежда Гурова:

Добрый день, в эфире программа «Культурный трек», меня зовут Надежда Гурова. Сегодня у меня в гостях народный артист России Александр Малинин. Поздравляю Вас с юбилеем, 65 лет, и в этом году еще 35 лет Вашего сольного творчества.

Александр Малинин:

35 лет со дня моей победы на Юрмале, на самом деле мой творческий путь с 1975 года, поэтому будем еще праздновать юбилей в 2025 году. Честно говоря, я не очень люблю эти юбилейные вещи, потому что смотришь на рекламы в городе, и какой-нибудь артист обязательно объявляет юбилей. Я никогда особо не «юбилеился» в своей жизни, но тут возраст уже такой, 65 лет, поэтому решил сделать юбилейный тур. Мы готовим новую программу, у меня появилось очень много красивых песен, на концертах люди в восторге, основу составляют мои хиты, которые я исполняю много-много лет, это и «Белый конь», и «Берега», и «Леди Гамильтон», много песен, которые люди знают, любят, приходят ради них на мои концерты. В моих концертах будет участвовать не только мой коллектив, но и приглашенный духовой состав, плюс еще солидные концерты с симфоническим оркестром.

Надежда Гурова:

Вы будете исполнять свои хиты или абсолютно вся программа будет с симфоническим оркестром?

Александр Малинин:

Вся программа с симфоническим оркестром, но все мои хиты сделаны в аранжировке для симфонического оркестра.

Надежда Гурова:

Где можно найти информацию по этому поводу, у Вас есть сайт?

Александр Малинин:

Мой сайт malinin.ru, можно зайти и посмотреть график моих концертов, в каком городе я буду работать. Пользуясь случаем, приглашаю всех, заходите и приходите на концерты.

Надежда Гурова:

Какие у Вас ощущения, возвращаясь к Вашему юбилею, есть ли какой-то рубеж, завершение планов или постановка новых планов?

Александр Малинин:

Как многие творческие люди, я не особо планирую этапы моей творческой жизни, что через 10 лет я должен прийти к тому, что запишу тысячу песен – такого нет, жизнь идет своим чередом, появляются новые песни, делаем аранжировки, снимаем клипы, ездим на гастроли, ездим отдыхать, отдых всегда дает импульс, хочется опять выходить на сцену, встречаться со зрителем, петь новые песни, наблюдать за эмоциями публики, заряжаться положительной энергетикой. Заметил, что на моих сольных концертах энергетическое поле всегда с положительным зарядом, люди идут с любовью, с хорошим настроением, чтобы послушать артиста. Нужно обязательно этим пользоваться, и поэтому эту энергию я забираю, обмениваюсь ею внутри и отдаю свою положительную энергию, поэтому все довольные и счастливые уходят после концерта, и мне тоже это необходимо, потому что это дает мне заряд для моей будущей работы, настроения и желания работать.

Что касается этапов, когда я был молодым пацаном, думал, что 65 лет – это уже старые перцы, жизнь у них закончилась, какие у них интересы, только если на бильярде погонять, клубничку посадить в огороде. Что самое интересное, жизнь начинается, как многие говорят, на пенсии, но я активный человек по жизни и

понимаю, что это еще не возраст, а самое главное, так случилось, что Господь совсем недавно решил сделать всему человечеству подарок и увеличил нашу жизнь процентов на 30. Представьте себе, дедушка Ленин в 53 года умер, он был старый дед в 53 года, и если вы сейчас посмотрите на старые фотографии, вроде молодые девушки, но они уже тетеньки, мне даже странно. Последний школьный бал или старые фильмы, какие были парни, как они одевались в костюмы, широкоплечие, с прическами, они уже были очень взрослые, мужчины, а девушки были женщинами, заканчивая десятый класс, и в 47 лет уже возраст завершающий, а после 50 многие умирали. И вдруг в наше время нам такой подарок, то есть у меня в 65 лет биологический возраст 37 лет, и я вообще не чувствую возраста. Если человек следит за собой, занимается спортом, правильно питается, у него есть хобби, он путешествует, то жизнь наполнена разными красками, яркими эмоциями, и это дает стимул жить дальше, творить и любить.

Надежда Гурова:

Как раз думала спросить про вдохновение, с каким настроением Вы выходите на сцену, как происходит процесс творчества и чем Вы вдохновляетесь?

Александр Малинин:

Так как я уже давно работаю на сцене, можно сказать, что я профессиональный артист, поэтому моя профессия предполагает, что я выхожу на сцену абсолютно нормально. Есть такие понятия, что артист волнуется, выходя на сцену. Я волнуюсь только тогда, когда не очень уверен в новом репертуаре, допустим, у меня в концерте появляется одна или две новые вещи, они еще не впеты до конца.

Надежда Гурова:

Волнуетесь за то, как примут, или за то, как исполните?

Александр Малинин:

Чтобы слова не забыть, не пропустить вступление, вовремя вступить после проигрыша, то есть когда вещь не впетая, всегда есть момент волнения, но когда уже все отточено, отрепетировано, вообще никаких проблем нет, выходишь и общаешься с публикой, радуешься, что они пришли на концерт, что полный зал, это всегда вдохновляет артиста. Выходишь на сцену, и у тебя аншлаг, это дает такое вдохновение.

Надежда Гурова:

Новые песни Вы сами пишете?

Александр Малинин:

Что-то я сам сочиняю, что-то присылают авторы. Конечно, меняются тенденции в написании музыки, построении музыкального материала, восприятие у публики к определенным интонациям, к определенным стихам, к определенному стихосложению, к определенному ритму слова, все это меняется со временем. В советские времена были красивые песни, но не было того драйва, ритм был свой, и он нормально ложился. Теперь если в песнях чуть-чуть изменить ритм, они уже гораздо современнее, но те стихи и та мелодика не очень современные, молодежь ее так не воспринимает.

Но меня еще очень удручает то, что последнее время очень много примитива, который раздражает как профессиональных людей, так и людей думающих, глубоко жаждущих настоящей эмоции, настоящего искусства, настоящего стиха. Идет набор слов, абсолютно ничего не значащий, дешевая жвачка, и это удручает, думаешь – к чему это может привести, то есть к оболваниванию публики. Людям дают то, что они хотят, но нужно же немножко поднимать уровень восприятия, они должны обучаться, повышать свою эрудицию, читать книжки. Сегодня молодежь не читает книги, даже если в школе дают задание, посмотрел о чем книжка, прочитал в двух словах, и все, получил информацию. На самом деле эта поверхностная информация определяет психологическое, культурное состояние человека, и этого недостаточно, нет глубины, а без настоящих глубоких знаний человек полноценно жить, полноценно заниматься бизнесом, общаться с людьми не может. Нужно выстраивать это русло, направлять молодежь, гаджеты – это одно, но культура очень много дает для развития человечества, поэтому нельзя ее отбрасывать: да ладно, это просто песня.

Если коснуться жанра романса, в котором я работаю, который очень люблю, я не только романсы пою, многие думают, что артист Малинин поет романсы, поэтому неинтересно, скучно. У меня очень классный концерт, романсы очень органично входят в этот репертуар, и это небольшая прослойка между попсой и классикой, маленький трамплинчик, который выводит молодое поколение на правильное восприятие классической музыки, а классическая музыка дает очень много человеку, это и гармония, и мелодия, и виртуозность игры на инструментах, и этот пафос, мощь, вот это будет вечно. Те песни, которые звучат сегодня, я уверен, просто пролетят и о них даже никто не вспомнит, потому что сегодня по большей части нет настоящих шедевров в нашей поп-культуре.

Надежда Гурова:

Как Вы сами пришли к этому направлению, как нашли свой формат?

Александр Малинин:

Я начинал с народной песни, служил в Уральском народном хоре, потом, когда меня призвали в армию, служил в ансамбле песни и пляски. Начинал с народного, потом немножко занимался академическим вокалом, а после того, как отслужил в армии, я приехал в Москву, работал в вокально-инструментальном ансамбле, и тут все предполагало, что я начну заниматься и рок-музыкой, потому что в то время это было очень интересно, молодежи это нравилось, они хотели поглощать этот жанр рок-музыки, и я к этому тоже пришел, работал в группе Стаса Намина, очень популярная в то время группа. Мы работали на очень больших аудиториях – и стадионы, и ледовые дворцы, публика приходила, и всем это нравилось, все в едином порыве трясли ботвой, ходили с длинными волосами. Я тоже прошел через это, но, работая в рок-жанре, все равно был в поиске чего-то своего.

Надежда Гурова:

Вы понимали, что это не Ваше?

Александр Малинин:

Да, мне хотелось найти что-то свое, у меня был экспириенс, я в этих концертах пел народные песни и романсы, но они, правда, звучали с агрессивной подачей, с расщеплением голоса, и это заходило на ура. И я понял – неважно, какая аудитория, важно, что ты несешь и как ты это делаешь, проникновенно, глубоко эмоционально, если это людей трогает, и я вдруг понял, что я обладаю этими навыками, этой магией, и начал экспериментировать с романсом. Использовал очень эмоциональные вещи, потом вдруг понял, что, может быть, и не стоит так орать, не стоит расщеплять в романсе голос, может быть, стоит это спеть более пиано, более академично, начал заниматься академическим вокалом и в конце концов пришел к тому, что у меня есть свое понимание этого жанра, я пою романсы абсолютно по-своему. Те, кто любят этот жанр, уже давно для себя определили мой статус в нем, с удовольствием

приходят на мои концерты, чтобы послушать, как я это делаю, и я их всегда удивляю проникновенностью, мастерством и магией, потому что настоящее искусство – это магия.

Надежда Гурова:

Мы уже затронули тему современных песен, исполнителей, а Вы сами следите за трендами? Какие Ваши новые песни?

Александр Малинин:

Они очень современные по стихам, даже невозможно это назвать стихами. Авторы присылают много материала, я отсматриваю для себя, то, что мне нравится, покупаю и потом вживаюсь в это, делаю правильную аранжировку под себя, но так, чтобы она не выбивалась из общего концепта того, что звучит. Сегодня много разных направлений, есть и шансон, и попса, и чего-то только нет, и люди под гитару у костра поют, раньше мы это называли бардовским пением и бардовские направлением, но сейчас слово барды вообще ушло из лексикона, сейчас скажи молодому человеку – бард, он спросит – что это такое, хотя до сих пор проходят фестивали Грушевского, люди съезжаются, играют на гитаре, потому что это им близко.

Ушло из нашей повседневной жизни на праздниках под баян петь народные песни. Люди, которые живут в городе, немножко отошли от народного пения, но в глубинках душа просит песни, и работают в поле, в огородах, но после тяжелого труда крестьяне собираются по праздникам, играют свадьбы и поют народные песни. Мы просто этого не знаем, это немножко ушло от понятий современности, для нас попса – это круто, драные широкие штаны, худи, руками туда-сюда с жестами, информацию люди через рэп получают, хотя это поверхностная бытовая информация, но людям нравится, они живут в этой поп-культуре, и их нельзя силой заставить слушать или читать. Я тоже же прошел через все эти этапы и в конце концов понял, что в данный момент мне чего-то не хватает, мой духовный сосуд постоянно нужно наполнять, и если раньше молодым человеком думал, как слушать эту классику, это же отстой, такая скукота, то на сегодняшний день мне этого не хватает, потому что в классической музыке заложен некий код, и если ты его немножко расшифровываешь, он дает тебе энергетические силы. И сейчас я ничего не могу слушать, кроме классики, я слушаю пианистическую музыку, это Шопен, Рахманинов, величайшие произведения. Если тебе грустно, если не хватает чего-то, если тебя просто что-то тревожит, послушай Шопена или Рахманинова, поверьте, это сразу дает, во-первых, успокоение, во-вторых, тебя всего наполняет настоящим искусством, не дешевой подделкой. И если ты еще имеешь склонности к анализу, то понимаешь, что стоит хотя бы иногда к этому приходить и слушать, так что я по большей части слушаю классическую музыку.

Надежда Гурова:

Те песни, которые Вам присылают, находят отклик в Вашей душе, как происходит выбор?

Александр Малинин:

У каждого художника есть свой колер, свой стиль, и у каждого артиста есть своя родная интонация, сочетание гармонии, мелодии, ходов – вот это мое, я чувствую, и настолько это заходит в душу, думаешь – все, это точно моя песня, беру. Или есть хорошая песня, я понимаю, что у нее есть потенциал, возможно, она даже станет хитом, но я понимаю, что это абсолютно не мое, я это не могу спеть, не потому что я профессионально это спеть не могу, я могу спеть все что угодно – и с расщеплением голоса, и орать наверху, даже академические вещи, арии из оперы, я все это попробовал. Но я говорю о моей Малининской интонации, о том, что мне ложится на сердце, естественно, я это беру, и это невозможно никак определить, классифицировать, это на уровне подсознания.

Надежда Гурова:

Вы готовы к экспериментам, например, творческий союз с каким-то рэпером, как многие сейчас делают?

Александр Малинин:

Я не очень люблю дуэты, хоть это сейчас модно и вроде бы здорово, но если разобрать чисто профессионально, у меня есть график гастролей, есть съемки. С Еленой Ваенгой я спел чудесную балладу «Две души», и она легла народу на сердце, и народ бы с удовольствием ее послушал, но единственный раз мы с ней записали этот дуэт по видео на фестивале в Белоруссии, и все, потому что невозможно вынуть артиста из графика. Есть какая-то съемка, они приглашают, один готов, второй не может, и соединить их невозможно, то есть если на сегодняшний день я беру классную песню, записываю ее с каким-то артистом, после этого она ложится на полку. Я могу ее исполнять, но не дуэтом, в концертах я иногда пою «Две души», а она зашла как дуэт, и эта песня практически не работает. Есть такие нюансы в нашей профессии, о которых люди просто не знают и не догадываются.

Надежда Гурова:

Многие люди перед эфиром прислали вопросы, которые я бы хотела задать. Кто такой успешный человек, в чем заключается успех артиста и чем его можно измерить?

Александр Малинин:

Есть понятие жизненный успех, а есть понятие профессиональный успех. Человек в молодости ставит себе какую-то цель, я хотел стать знаменитым артистом, еще будучи пацаном, и я всегда мечтал стать знаменитым народным артистом, и я стал им достаточно давно, в 1997 году получил звание народный артист России. Что такое успешный человек? Человек, который ставит себе цели, задачи, концентрируется, приходит к этому, получает то, что он хотел. И что, после этого все? Нет, просто планка все время передвигается выше и выше, то есть ты понимаешь, что получить звание народного артиста – это не все, чего ты хотел в этой жизни добиться.

Раньше я думал, что творчество для меня главное, все остальное после, и мой жизненный опыт дает мне право сказать о том, что оказывается нет, личное гораздо важнее в жизни, твоя семья. Если тебе удалось найти человека в этой жизни, создать семью, нарожать детей, построить дом – вот это главное, к чему должен стремиться человек, вот это главная цель, создать семью, и не просто видимость. Очень многие играют в семью, видно, что у них теплых, нежных чувств нет, а они просто на публике держатся за ручку, а на самом деле эта вся фальшь видна. Видно, как смотрит человек на свою вторую половину, с обожанием, с нежностью, видно, как он ухаживает, это сразу вычисляется. Человек, который живет в любви, в семье, видит и говорит – да, это стопроцентные глубокие чувства, правильные взаимоотношения. А есть люди, которые живут на показуху: прекрасный дом, машины, бизнес, а семьи нет, то одна появляется красавица, нарожала детей, развелся с ней, оставил ей квартиру, то другая, то есть человек в поиске.

Многие мужчины живут в свое удовольствие, меняя партнерш в своей жизни и не делая ставку на семью, но есть же люди, которые действительно хотят семью, которые женятся, но происходит недопонимание, может быть, не тот человек, не та попалась. Пришел, влюбился, женились, дети родились, тут еще работа очень важная. Надо работать над сохранением взаимоотношений, где-то надо перетерпеть, где-то промолчать, можно, конечно, выплескивать эмоции друг на друга, орать, обижать, но еще один момент – можно наговорить такого, что это никогда не забудется, останется такая трещина, которая будет все больше и больше, и в конце концов все развалится. Поэтому если ты хочешь сохранить свою семью, если ты любишь человека, не обижай. Какие прекрасные песни есть – «Не обижайте любимых упреками», есть моменты, над которыми надо работать, и семья – это очень важно.

Много этапов в жизни, бывают такие моменты, когда чувствуешь, что все рушится, уже не сохранить, вот тут надо себе сказать: если ты хочешь, чтобы в старости рядом с тобой шел любимый человек, чтобы ты мог опереться на кого-то, потому что приходит старость моментально. Кажется, что мы всегда будем молодыми, а в старости мы все одиноки, и когда ты видишь двух старичков, идущих за руку друг с другом, ты понимаешь, что эти люди пронесли любовь, пережили такое в своей жизни, но сохранили это чувство, нежность, и они друг без друга жить не могут, и в старости они такая опора друг другу, потому что есть о чем поговорить, что-то обсудить, куда-то съездить, это та планка, к которой нужно стремиться.

Что такое счастливый человек? Счастливый человек, который сохранил свою первую любовь. Я не знаю, сколько в поиске бывает таких моментов, когда ты понимаешь, что ошибся, это не твое, но если уж тебе Господь послал и ты понимаешь, что ты уже с этим человеком определенное количество лет, а что-то ходит рядом ходит и совращает, сбивает с пути, но ты должен понимать, что если ты сохранишь семью, то в будущем то счастье, о котором мы говорим, это счастье далекое, непонятное, необъяснимое, оно потом придет, надо к нему стремиться, к тому глубокому, дальнему счастью. А то, что сегодня, поверхностно, мы можем разрушать и создавать, нет настоящей глубины чувств, а его нужно в себе чувствовать и нужно всегда быть готовым даже иногда промолчать. В нашей семье есть такая игра – мы не переходим рубеж, но со стороны смотрится, как будто я подкаблучник, я прогибаюсь. На самом деле это абсолютно не так, и многие настоящие мужчины, которые хотят сохранить семью, играют в эту игру: «Да, дорогая, как скажешь, ты руководство». Но это игра между любимыми, между двумя людьми, а вокруг кажется, что он такой-сякой. Пусть о нас думают что угодно, но мы в свои 60, а может быть и в 85 будем ходить за ручку.

Надежда Гурова:

Так приятно и так здорово, что на вопрос про успех вы заговорили про семью. Еще один вопрос – если бы у Вас была возможность быть автором какой-то не Вашей песни или которую Вы не исполняете, что бы это была за песня и есть ли у Вас самая любимая песня, которая является саундтреком по жизни?

Александр Малинин:

Я бы не сказал, что саундтрек по жизни, есть вещи, которые я очень люблю, которые в свое время меня зацепили, которые я с удовольствием пою на сцене, и мало того, это не простые песни, они очень воспитывают духовность в слушателях. Это песни «Берега», «Дай Бог», романс «Мольба».

Надежда Гурова:

Это Ваши песни, а не их своих, которая Вас затронула?

Александр Малинин:

Репертуар меняется, сегодня есть хит, который нравится всем, но потом его вытесняет другой, третий, четвертый, то есть это песенный жанр, который вечным быть не может. Есть какие-то вещи, без которых ты жить не можешь, она у тебя крутится, ты ее обожаешь, любишь по жизни. Лично у меня такой нет, потому что мой репертуар заполняет меня всего, я какую-то фразу слышу, думаю – это классно, но все потом опять вытесняют мои вещи, потому что в моих вещах очень много жизненной глубокой философии.

Надежда Гурова:

Есть песня, которая Вас по жизни ведет?

Александр Малинин:

У меня есть песня, которая, я уверен, будет звучать десятилетия, это песня «Берега». В свое время прозвучала песня «Выйду в поле с конем», она стала народной, люди ее обожают, любят и через 100 лет Матвиенко с Шагановым могут и не вспомнить, что они авторы этой песни, это будет песня народная. Авторы забудутся, а песни будут жить. И я уверен, что в моем репертуаре есть такие песни, которые будут жить как народные, в частности песня «Берега», которая нравится практически всем.

Надежда Гурова:

Что для Вас музыка, какое место она занимает в Вашей жизни, и какие, помимо музыки, есть увлечения?

Александр Малинин:

Музыка – это не увлечение, это моя профессия, до того, как она стала моей профессией, это было увлечение. Я очень любил заниматься музыкой, учился. Как становятся музыкантами? У человека есть способности, есть желание заниматься музыкой или нет. У меня было, а моих сверстников палкой невозможно было заставить играть на каком-нибудь инструменте, хотя в детстве все попробовали играть на чем-то, каждому ребенку покупали пианино, и оно пожизненно стоит до самой смерти в углу, занимая огромное количество жилой площади. А есть люди стремящиеся, имеющие к этому талант. Я считаю себя таким, потому что я хотел заниматься музыкой, я любил это, я пел, учился играть на разных инструментах, я занимался профессиональной музыкой, играл в духовом оркестре на валторне.

Надежда Гурова:

Как Вы поняли, что увлечение переросло в профессию?

Александр Малинин:

Когда я начал получать гонорар, это уже стало профессией. Вы говорите хобби, увлечение… Мои увлечения совсем другие, я занимаюсь коллекционированием, спортом, езжу на велосипеде, велосипед – это мое увлечение, а хороший велосипед, сам инструмент – это тоже увлечение. Мне нравятся путешествия, сейчас это моя семья, мои внуки, это все наполняет мою жизнь, и у меня порой даже не так много времени, чтобы просто телевизор посмотреть, я телевизор не смотрю, потому что некогда, я занимаюсь постоянно. Помимо этого у меня есть еще ученики, с которыми я занимаюсь вокалом и постановкой репертуара, ставлю голос, подачу, верхние ноты, занимаюсь фразировкой, выстраивают репертуар, подбираю для профессионалов правильный репертуар, и это тоже часть моей жизни, просто так как я много гастролирую, у меня нет времени на занятия с моими учениками, но таковые есть.

Надежда Гурова:

Планируете ли Вы работать в Новый год и как Вы отмечаете праздники?

Александр Малинин:

Раньше для меня Новый год это была пахота, то есть с одного выступления на другое, мы зарабатывали тогда достаточно большие деньги, сейчас я могу себе позволить не работать в Новый год, а проводить его со своей семьей. Всему свое время, есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. В данный момент я получаю огромное удовольствие, общаясь с моей семьей, с моими близкими, особенно в любимые праздники, и для нас одним из самых любимых праздников является встреча Нового года. Пользуясь случаем, в преддверии Нового года я хочу поздравить всех наших слушателей, наших зрителей с наступающим Новым годом. Вв эти дни принято желать счастья, радости, здоровья, дорогих подарков, улыбок, настроения, чтобы дом был полная чаша, чтобы стол ломился всегда. Есть сказка про волшебный горшочек, который все время варит кашу, так вот чтобы ваш холодильник ломился и не закрывался от продуктов всегда. Берегите себя, не болейте, будьте счастливы, любите друг друга и живите долго. С наступающим Новым годом!