{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Григорий Шинкаренко собственник 25 апреля 2022г.
Аптечная семья (Аптечные сети России)
Авраам Линкольн как-то сказал: «Людям безразлично, много ли вы знаете, если они знают, что вы не равнодушны». Старый добрый Линкольн отлично понимал человеческую натуру. Он знал, что люди не станут обращать внимания на все ваши советы и рекомендации, если вы не докажите им искренность своей заботы.

Олег Гончаров:

Григорий Николаевич, мы стоим в удивительном месте, это Божье озеро, или Большое озеро. Как случилось, что Вы очутились на фармацевтическом рынке, с чем это было связано?

Григорий Шинкаренко:

В 1995 году мы открыли ООО «Фармакон», это был оптовый склад. Года три мы на оптовом рынке поработали, потом наступил застой в стране, и нам пришлось с оптового рынка уйти.

Олег Гончаров:

А как пришли к аптеке?

Григорий Шинкаренко:

Мы решили, что нужно продолжать фармбизнес, и в 1998 году открыли первую аптеку, это была аренда помещения, через два года купили две квартиры, вывели из жилого в нежилое, тогда требования были по 100 квадратов, и открыли вторую аптеку. За второй пошла третья, четвертая, пятая, и колесо фортуны закрутилось.

Олег Гончаров:

Сколько сейчас аптек?

Григорий Шинкаренко:

Шесть, и все в городе.

Олег Гончаров:

Какое у Вас образование, имеет ли оно отношение к фармацевтическому рынку и как случилось, что Вы начали открывать аптеки, кому пришла в голову эта идея, и почему именно аптеки?

Вера Шинкаренко:

Образование у меня высшее, Кемеровский медицинский институт, фармфакультет, распределение город Шарыпово, и я свято верила, что я еду на стройку, буду поднимать медицину, нашу фармацию, аптечное дело. Правда, у нас открылась аптека, и был всего год центральной районной аптеке, поработав недолгое время на рядовых должностях, я стала замдиректора по производственному отделу, это было изготовление лекарств, работа с больницами, то, что я хотела с малолетства, когда мы в подругой ходили в аптеку и высматривали, как там женщины с весами колдовали. Было все замечательно, собиралась уже вернуться домой в Кемерово, и тут я выхожу замуж. Потом лихие, сложные времена, я оставалась работать в аптеке, но постепенно пришли к тому, что надо открывать что-то свое, и муж занялся с моей подачи этим делом.

Олег Гончаров:

То есть Вы его вдохновили на этот подвиг.

Вера Шинкаренко:

Думаю, что да.

Олег Гончаров:

Не пожалели?

Вера Шинкаренко:

На сегодняшний день нет, я очень люблю свою специальность, я просто растворяюсь в своей работе, она необыкновенная. Есть, конечно, маленькие нюансы, которые нам государство преподносит, но сама по себе работа с людьми, что ты им помогаешь, даешь ценные советы, это неизмеримо дорого.

Олег Гончаров:

Вы продолжатель дела, которое начали родители. Какое у Вас образование, имеет ли оно отношение к фармацевтическому рынку? Когда общаешься со вторым поколением той или иной аптечной сети, иногда возникает разное отношение, но Вы к этому пришли, сейчас этим занимаетесь.

Татьяна Игнатенкова:

Когда моя мама работала в аптеке, я приходила к ней помогать, она иногда брала подработки, смены за первым столом, и мне безумно нравились эти таблеточки, упаковочки, чеки, халатики. И с этого момента я решила, что тоже хочу стать, как моя мама, провизором и фармацевтом. Потом мама меня уговаривала передумать, поступить в другой институт, выбрать другую профессию, говорила про туризм, что все развивается, иди туда, но я была очень стойкой в своих убеждениях, поэтому добро пожаловать в Кемеровскую медицинскую академию, прекрасный университет, где я с удовольствием отучилась. И ни разу не жалею, потому что я сейчас в этой прекрасной профессии, помогаю родителям с бизнесом.

Олег Гончаров:

И бывает так, что сами стоите за первым столом, потому что есть сертификат специалиста.

Татьяна Игнатенкова:

Я думаю, что надо начинать с самого низа, чтобы понять всю сложную процедуру аптеки, от фасовщика до первостольника и заведующей.

Олег Гончаров:

Этот восторг сохранился, Вам до сих пор нравится выходить за первый стол, встречать покупателя?

Татьяна Игнатенкова:

Сейчас это очень волнительно, мне кажется, когда я выхожу после долгого перерыва, как в первый раз, боюсь что-то упустить или не угодить покупателю, хочется, чтобы он остался доволен и еще раз к нам вернулся. Ведь когда покупатели приходят с хорошим отзывом, говорят: «Спасибо вам большое, вы мне действительно помогли», – это самая лучшая благодарность в нашей профессии.

Олег Гончаров:

Алексей, как Вы очутились на фармрынке, какое базовое образование и связано ли оно с фармацевтическим рынком, когда Вы там появились и почему?

Алексей Игнатенков:

Я вырос в семье врачей, и когда я рос, понимал, что никогда не буду в медицине и старался уйти от этого как можно дальше. 1990-е годы – это годы, когда занимались своим бизнесом, а в 2000-е пришел небольшой кризис, и пришлось искать работу. Мне повезло, я встретил знакомого, который пригласил меня в начинающую развиваться компанию «Здравсервис» в Туле, создавалась аптечная сеть «Твой доктор», на должность начальника отдела маркетинга. Через год, поработав в этой должности, разобравшись во всех деталях работы аптек, мне предложили должность директора этой сети. И с 2014 года я работал в «Здравсервисе», в компании «Твой доктор», развивал ее во всех регионах, где только можно было. Потом был небольшой перерыв, я отдыхал от фармотрасли, работал в геологии, это тоже было связано с коммерческой деятельностью, то есть занимался тем, что умею, ставил управление в организациях и развивал коммерческую службу. Были компании Газпром, Роснефть, то есть крупные компании. Поработав 4 года в геологии, соскучился по фарме, вернулся, поработал в Гранд Капитале и перешел работать в АСНА директором по рознице, два года потрудился в АСНА. Мне очень понравилась культура этой организации, ее идеология, потом познакомились с Татьяной, и наши пути пересеклись, так что АСНА стала нашим объединителем.

Олег Гончаров:

Что Вы считаете ключевым фактором успеха Вашей аптечной сети, что приводит к вам покупателей и оставляет с вами, чем отличаетесь от конкурентов, которых немало?

Григорий Шинкаренко:

Так как у нас город небольшой, населения не много, около 50 тысяч, градообразующих предприятий два, это Березовская ГРЭС и угольный разрез, и это прежде всего цена и качество обслуживания, профессиональные фармацевты, и люди идут и говорят: «Вы нам посоветуйте, а то доктора не хотят советовать».

Олег Гончаров:

Коллектив сформирован давно. Текучесть большая?

Григорий Шинкаренко:

Я бы не сказал, бывают моменты, кто в декрет уходит, кто уезжает, но на их место приходят другие люди, и на сегодняшний момент даже очередь стоит из фармацевтов в аптеку, ждут приглашения.

Олег Гончаров:

Чем знаменит ваш край?

Григорий Шинкаренко:

Есть два градообразующих предприятия, это Березовская ГРЭС, самая высокая труба в стране, и «Разрез». А вообще у нас край голубых озер, тут их 256, к нам люди приезжают из Красноярска, Томска, Новосибирска, Москвы, и очень довольны. Сейчас мы стоим на озере Большом, раньше было Божье озеро. И природа, тайга, грибы, охота.

Олег Гончаров:

То есть в гости всех приглашаете, а аптеки не приглашаете открывать.

Григорий Шинкаренко:

Ну почему, пусть попробуют.    

Олег Гончаров:

Аптека должна формировать доверие у своих покупателей, за счет чего вы формируете доверие для своего покупателя, как я их называю святых людей, которые приходят в аптеку?

Вера Шинкаренко:

Во-первых, это образование и образованность наших специалистов, искренность и желание помочь людям, они вникают в проблему того человека, который к нам пришел за помощью. Наше самое золотое, что есть на предприятии, это наши люди. Как мы пришли работать молодыми, мы вышли замуж, мы воспитывали детей, знали друг про друга все, все праздники были вместе, конечно, это наши самые дорогие люди.

Олег Гончаров:

Какие эмоции, переживания возникают, когда Вы слышите словосочетание аптечная сеть «Фармакон»?

Галина Жильцова: Гордость, потому что сеть огромная в рамках нашего города, но мы вышли уже за рамки.

Олег Гончаров:

Давно Вы в ней работаете?

Галина Жильцова: 12 лет, с Верой Гаррьевной мы работает в профессии практически со школьной скамьи. Начинали вместе, пути наши расходились, а в итоге снова все вместе.

Олег Гончаров:

С одной стороны, профессия провизора и фармацевта очень важна, но сейчас она немножко размывается, ценностные ориентиры немножко меняются, потому что уже не так престижно и модно быть провизором или фармацевтом. Что мы должны сделать все вместе, чтобы вернуть былой статус, былой престиж, былую радость?

Вера Шинкаренко:

Оставаться на этом же уровне, быть специалистом, чтобы в душе было желание помочь людям, потому что в любом случае интернет-аптеки будут, мы будем идти вперед, нам этого не избежать, поэтому оставаться людьми.

Олег Гончаров:

Вы сами заговорили об интернет-аптеках, это испытание в нашей жизни появилось. Как Вы считаете, кто победит – интернет-аптеки или, как они нас обидно сейчас называют, «каменные» аптеки?

Вера Шинкаренко:

Противостояние есть и есть наш небольшой страх или даже неизведанная для нас стезя, поэтому я думаю, что будет и то, и другое, это будет параллельно. Есть люди, которые хотят прийти, поговорить, рассказать о своей беде, и здесь наши специалисты готовы помочь и прийти на выручку, а другому это не надо, он закажет в интернет- аптеке, придет и получит у нас, либо будет доставка.

Олег Гончаров:

Но для нас еще есть время и возможность развернуть свое предложение, свою искренность, свою честность в адрес нашего покупателя. Аптека должна формировать доверие у покупателей, за счет чего вы добиваетесь этого уровня доверия в адрес своих аптек?

Татьяна Игнатенкова:

Я думаю, это заслуга наших первостольников, потому что  они работают напрямую с покупателями, этот контакт, который происходит между ними. Очень важно подобрать фармацевта, чтобы он влился в нашу аптечную семью, стал частью нашей аптечной семьи, потому что у нас сеть небольшая, очень важно контактировать с каждым фармацевтом, с каждым провизором, и им это очень нравится, они чувствуют нашу заинтересованность к ним, поэтому отдают всю свою прекрасную, позитивную энергию нашим покупателям.

Дима: Аптечная сеть «Фармакон» лучшая!

Олег Гончаров:

У вас сеть не очень большая, региональная, вы развивались, но в какой-то момент времени вступили в АСНА. Что это вам дало?

Татьяна Игнатенкова:

Для нас это был прорыв, потому что мы застряли, так как регион отдаленный от того же Красноярска, на одном месте и не могли расширить ассортимент, либо каких-то нюансов не знали, профессионально не развивались, был какой-то устой, и мы в нем шли. АСНА – это был глоток свежего воздуха для нас, было сложно, непривычно, но интересно, я думаю, это дало большой толчок в развитии нашей сети. Мы расширили ассортимент, начали работать с эксклюзивами, нашим фармацевтам стало интересно работать, потому что мы начали придумывать разные мотивации, внутренние конкурсы, появились акции, чего до этого не было, стало интересно и живо работать.

Олег Гончаров:

И более того, вы даже рискнули и вышли на рынок Москвы, то есть уже открываете аптеки в Москве. Есть какие-то курьезные интересные случаи, которые Вы пережили?

Татьяна Игнатенкова:

Есть один интересный случай, открываем мы сейчас вторую аптеку в Москве и приводим ее в красивый вид, и так как мы не одни в нашем помещении, решил наш сосед познакомиться. Простые «здравствуйте, как дела» ему были, видимо, не интересны, он решил зайти с другой стороны и говорит: «Какое у вас красивое название аптеки, есть что-то в этом кавказское. – А что же кавказского в названии АСНА? – Как что, посмотрите: АСНА!»

Олег Гончаров:

2020, 2021, казалось бы, сложные, потому что была куча ограничений, с точки зрения аптечной сети было меньше всего, но тем не менее мы можем констатировать общий факт, что покупательская способность явным образом не выросла, то есть люди богаче не стали, они стали беднее. Как Вы оцениваете эти два года, какие выводы для себя сделали, на что рекомендуете обратить особое внимание своим коллегам, друзьям?

Алексей Игнатенков:

Аптечный бизнес тем хорош, что когда какие-то эпидемии и пандемии, все бизнесы страдают, аптечный обычно в этом плане держится очень хорошо и комфортно. И мы по себе в 2020, 2021 годы не заметили тяжелой ситуации с точки зрения цифр, даже более того, мы за эти два года выросли, как life for like выросли, так и с учетом новых аптек, то есть во всех аспектах мы выросли, кроме одного – это чеки. Чеки упали, но это связано больше не с пандемией и покупательской способностью, а, скорее всего, с развитием интернет-канала и с уходом людей в E-com. В этом плане это больше повлияло на экономику аптек, вообще на офлайн-продажи, чем пандемия или какие-то ограничения.

Олег Гончаров:

E-com – это испытание, вызов, который мы приняли, нас не случайно называют обидным словом «каменные» аптеки. Интернет-аптека vs «каменная» аптека – кто выиграет?

Алексей Игнатенков:

Я бы не делил это как интернет-аптека или «каменная» аптека, в моем понимании есть потребность клиента, если клиент готов будет покупать лекарства только через онлайн-канал и бронировать, и эта доля будет значимая, то аптеки быстро приспособятся и начнут точно так же работать по этим каналам, точно так же начнут доставлять в соседний подъезд бабушке эти лекарства и подстроятся под потребности клиента.

Олег Гончаров:

Вы в эту систему уже встроились, вы взаимодействуете?

Алексей Игнатенков:

Мы в рамках АСНА работаем с порталом АСНА.ру, у нас есть система бронирования, где приходят покупатели и бронируют остатки в аптеках или те товары, которых нет на остатках, заказывают через предзаказ и забирают в аптеке. С другими мы не работаем, но это вопрос больше экономический, я не вижу целесообразности работать, например, с Аптека.ру и подобными каналами, потому что их доходность намного ниже, чем те усилия и те затраты, которые мы несем в рамках этой деятельности.

Олег Гончаров:

Небезызвестная компания «Здравсервис», Дмитрий Сокол на последнем аптечном саммите высказал суждение о том, что уместно появление отраслевого агрегатора, который бы на своей территории объединил все традиционные аптеки и начал активное движение и продвижение этого интернет-ресурса на конечного потребителя. Как Вы оцениваете, эта идея жизнеспособная, и самое главное – кто должен стоять в основе этого объединения: производитель, дистрибьютор, аптечная сеть, может быть, какая-то независимая ассоциация?

Алексей Игнатенков:

Скорее всего, должен быть независимый игрок, из всех, кого я вижу, наверное, АСНА в этом плане представляется наиболее независимым, поскольку сама АСНА не имеет собственной аптечной сети, не является дистрибьютором широкого ассортимента и тем более не является производителем. Но с точки зрения того, будет ли создаваться такая платформа и жизнеспособна ли она – честно говоря, я в это не очень сильно верю, поскольку есть примеры отрасли такси, в которую пришел такой сильный игрок, как Яндекс, он просто взорвал отрасль, и старой технологии просто не стало. Поэтому, скорее всего, тут будет побеждать не знание отрасли, которое могли бы предложить знающие игроки, а будут решать инвестиции и деньги, и у кого это будет больше, тот и будет лидером, иметь основную долю.

Олег Гончаров:

Но Вы же сами сделали ставку на АСНА.ру.

Алексей Игнатенков:

Да, потому что экономически нам это выгодно, этот портал развивается и обещает развиваться дальше, но я не исключаю, что если Сбер, вливая сегодня огромное количество денег в рекламу и инсценирование онлайн, завтра не получит 50 процентов доли рынка через свой канал, я думаю, что действительно тогда многие будут подключаться и работать с этим как возможность удержать клиентов, чеки и так далее.

Олег Гончаров:

То есть Ваша рекомендация – смотреть внимательно за тем, что происходит.

Алексей Игнатенков:

Да, не делать резких движений и наблюдать, потому что сегодня интернет-канал не приносит денег в принципе никому, кроме агрегаторов, и впрыгивать активно я бы не стал, сейчас мы это и не делаем, то есть мы создаем для себя какие-то навыки, знания в этой отрасли и области, учимся собирать заказы, рассматриваем возможности доставки, но активно в это не идем, потому что пока доля этого мала, потерять деньги мы всегда успеем.

Олег Гончаров:

Какая доля выручки аптеки оптимальна с точки зрения эффективности бизнеса, потому что E-com-канал - это всегда более низкая рентабельность, более низкая маржа?

Алексей Игнатенков:

Я даже не говорил бы о доле, а говорил бы об экономике аптеки, потому что если аптека здоровая и имеет в офлайне достаточное количество чеков, чтобы иметь хорошую прибыль, то, по большому счету, развивать ее онлайн-канал, даже если он будет в округе существовать, не очень целесообразно, потому что нет нормальной доходности и наценки. Когда в аптеке проблемы, когда уже действительно не хватает чеков, тогда можно рассматривать онлайн как спасательный круг, для того что действительно привлечь клиентов и попытаться им что-то продать еще из своего ассортимента дополнительно, что-то заработать, хотя бы просто удержать клиента. Когда у тебя есть клиенты, тебе есть с кем работать, если их нет, то тут уже ничего не сделаешь. Поэтому для меня лично онлайн-канал – это как запасной вариант, спасательный круг, когда в аптеке все плохо. Но как показывает практика, это не спасает, то есть многие аптеки, подключая онлайн-канал, все равно потом закрываются через полгода, просто оттягивают смерть, если эта аптека не успешна, она уже по определению не успешна.

Олег Гончаров:

У каждого из нас в детстве была мечта определенным образом реализовать свой жизненный потенциал, свой жизненный проект. Мечта Вашего детства и та реальность, в которой Вы сейчас находитесь, совпали?

Галина Жильцова: Не совпали, мечта была другая, но мама меня смогла убедить, что все-таки я должна пойти по этому пути, и сейчас я ей настолько благодарна, ее уже нет, но думаю: мамочка моя, умница, что она меня направила на путь истины, и я ни один день, ни одну минуточку не пожалела, что я свою жизнь связала с такой работой. И еще плюс моя сестра пошла по моим стопам, она тоже работает в нашем городе заведующей аптекой «Малина».

Олег Гончаров:

Сколько лет Вы уже в профессии?

Галина Жильцова: В профессии я с 1980-го года, не жалела ни дня. Начинала я свою деятельность в производственном отделе, занималась экстемпоральным

приготовлением лекарственных препаратов, было интересно работать. Очень жаль, что сейчас это ушло.

Олег Гончаров:

Есть шансы, что возродят, на уровне Правительства обсуждаются реальные проекты по возврату в аптечное производство.

Галина Жильцова: Было бы очень здорово, это на самом деле интереснейшая работа.

Олег Гончаров:

Что Вы считаете ключевым фактором успеха вашей аптеки, что приводит к вам ваших покупателей и оставляет с вами?

Галина Жильцова: Наша аптека расположена в спальном районе, и люди одни и те же, и наш успех построен на доверии, люди нам доверяют, мы знаем все их проблемы.

Олег Гончаров:

За счет чего формируете это доверие, вы знаете их?

Галина Жильцова: Не лично, а чисто визуально все равно мы знаем, что это наш человек, наш клиент. Доброта, наверное.

Олег Гончаров:

Еще и знания, профессионализм.

Галина Жильцова: Это безусловно, опыт уже не маленький, вся жизнь положена на это.

Олег Гончаров:

А что Вам дает эта работа?

Людмила Понамаренко: Общение с людьми, самореализацию своего профессионализма, лучше быть хорошим фармацевтом, чем средненьким доктором.

Олег Гончаров:

Аптека должна формировать доверие у покупателя, за счет чего вы формируете доверие, почему они к вам приходят?

Людмила Понамаренко: Доверие зарабатывается не так просто, что пришли сразу к тебе и начали доверять. Очень важно первое впечатление, профессионализм, нужно поговорить, выслушать внимательно, потому что если ты будешь много говорить о себе, представлять свою аптеку, нужно выслушать сначала человека, потом уже предложить.

Олег Гончаров:

Что приводит к вам покупателей?

Людмила Понамаренко: Вот это доверие и приводит, годами одни и те же покупатели ходят. Сейчас дефицит общения, нет такого, когда раньше бабушки вышли, поговорили. Аптека – это все, человек пришел, рассказал о проблемах, выслушать нужно, но иногда, когда очередь уже соберется, тогда уже не получается выслушать, нужно обслуживать. Конечно, нужно выслушать, тем более, если бабушка приехала из старой части Шарыпово к вам, минуя несколько аптек, забралась на это высокое крыльцо, или идешь на работу, и с тобой человек пять поздороваются, это очень важно.

Олег Гончаров:

И это приятно.

Людмила Понамаренко: Конечно, очень приятно.

Олег Гончаров:

Марианна, у каждого из нас в детстве была мечта каким-то особым образом реализовать свой жизненный потенциал, жизненный проект. Ваша мечта детства и текущая реальность совпали?

Марианна Громакова: Я скажу, что да, потому что мне всегда нравилось общаться с людьми, интересные знакомства, новые знания, и в процессе работы в аптеке я их реализовываю, то есть мне интересно общаться с людьми, мы в процессе работы все время обучаемся, новые знания получаем, и мне приятно делиться этим с людьми, очень приятно слышать от них в дальнейшем благодарности.

Олег Гончаров:

Аптека должна вызывать и формировать доверие покупателя, за счет чего вы достигаете этого?

Марианна Громакова: Сейчас в такой сложной ситуации, когда коронавирус бушует, очень людей много обращаются в поликлиники, большие очереди, кто-то не хочет идти лишний раз в больницу, им всегда удобно прийти в аптеку, проконсультироваться, и мы даем такую консультацию, что они уже идут сюда, как к врачу, сами покупатели говорят, что мы к вам уже как в больницу ходим, то есть у людей доверие к аптекам.

Олег Гончаров:

Более сильное.

Марианна Громакова: Может быть, не более сильное, но хотя бы первую помощь  до того, как они попадут на прием к врачу, здесь получить.

Олег Гончаров:

У вас очень много конкурентов, чем вы лучше, чем вы от них отличаетесь?

Марианна Громакова: Мы стараемся всегда к человеку душу относиться, понять его. Он приходится со своей проблемой, мы стараемся выслушать человека, не просто бездумно отпустить какое-то лекарство, а у нас контингент еще довольно  пожилой, и даже поговорив с кем-то, им уже легче становится. Многие идут поговорить лишний раз, посоветоваться с нами, радость общения — это плюс, мы стараемся всегда и поговорить с человеком, и помочь ему, чисто человеческое  общение.

Олег Гончаров:

Есть еще одно новомодное течение, тренд – это высокомаржинальные товары, ВМТ. Вы с этим работаете, Вы в это верите, это действительно эффективный инструмент повышения рентабельности?

Алексей Игнатенков:

Мало того, что верим, мы с этим активно работаем, и это действительно то направление, которое дает быстрый результат и быструю доходность. На сегодняшний день у нас доля ВМТ порядка 17 процентов.

Олег Гончаров:

А где вы их берете?

Алексей Игнатенков:

Мы работаем с компанией АСНА, мне очень понравился их подход к формированию этого портфеля, потому что мы можем предложить покупателю либо такой же по качеству и составу препарат, как оригинальный или раскрученный, но по более низкой цене, либо по такой же цене, но с составом намного лучшим, чем оригинальный препарат. У нас сейчас есть очень позитивные сигналы, когда люди приходят как раз через интернет и бронируют наши ВМТ, когда их нахваливают, за ними  возвращаются, и у нас сегодня уже часть продаж формируется за счет повторных покупок, а не за счет усилий фармацевтов.

Олег Гончаров:

Тот товар, который сам себя продает.

Алексей Игнатенков:

Да, и эта доля начинает расти.

Олег Гончаров:

Что бы Вы хотели изменить в текущей реальности, чего не хватает? Вот если это изменить, завтра наступит фантастическая реальность?

Алексей Игнатенков:

Для меня с точки зрения негативной оценки на рынке, как я это вижу, это было упущение лицензионных органов, когда позволяли открывать аптеки дверь в дверь, эта история в принципе нездоровая, и для отрасли это не приносит ничего хорошего. Понятно, что у сетевиков есть цели, эти цели они достигают за счет открытия новых аптека, а не за счет повышения эффективности существующих, и вся эта история превращается в некую пирамиду, которая рано или поздно лопнет, и чем больше сейчас этих аптек дверь в дверь будет открываться, тем больнее будет всему рынку.

Олег Гончаров:

Если бы Вы поймали Золотую рыбку, какие бы три желания ей загадали?

Григорий Шинкаренко:

Здоровья всем, мирного неба и чтобы в нашей семье тоже было все замечательно, чтобы дети, внуки радовали.

Вера Шинкаренко:

Хочется и мира на земле, и чтобы солнце нам светило, простора для нашей души, и чтобы мы могли путешествовать, вот это у меня желания для всей нашей семьи, поехать отдохнуть, путешествовать, движение – это наше развитие.

Татьяна Игнатенкова:

Главное в наше время сейчас быть здоровым, болезни есть всегда, но пусть они проходят мягко, мы в этом поможем профилактикой. Главное, чтобы все были здоровы, это самое большое желание, и мы все три объединим в это одно.

Галина Жильцова: Хотелось бы, чтобы здоровье не подводило, для всей своей семьи, детям и внукам, чтобы удача сопутствовала, и хотелось бы еще поработать, потенциал есть.

Олег Гончаров:

Какие эмоции, какие чувства возникают у Вас, когда Вы слышите словосочетание аптечная сеть «Фармакон»?

Марианна Громакова: Стабильность, очень хорошее отношение руководства к своим сотрудникам, приятно работать, дружный коллектив, взаимовыручка, только положительные эмоции.

Олег Гончаров:

Та работа, на которую хочется идти.

Марианна Громакова: На работу идешь с удовольствием.

Олег Гончаров:

Ваш девиз, любимое изречение, которое ведет Вас, как управленца и менеджера, по жизни?

Алексей Игнатенков:

Мой любимый автор любимых изречений – это Виктор Степанович Черномырдин, и любимая фраза: никогда такого не было, и вот опять. И мы так живем постоянно.

Олег Гончаров:

Это аптечный рынок России. Какие рекомендации Вы можете дать друзьям, коллегам, единомышленникам, на что обращать особое внимание в 2022 году?

Алексей Игнатенков:

Рекомендации давать сложно, я скажу, на что я буду обращать внимание. Я буду наблюдать за E-com, что происходит в этом направлении, потому что рано или поздно придется более активно в это включаться, мы будем наблюдать за экономикой, будем активно заниматься ВМТ, потому что это основной источник дохода для аптек сегодня, тем более в условиях высокой конкуренции, когда стоят рядом крупные федеральные сети, ты не можешь не работать с ВМТ, иначе ты просто вылетишь с рынка. И самое важное конечно – это рынок труда, то есть это персонал, который требует постоянного внимания, люди, с которыми нужно находиться ежедневно в контакте, работать с ними, и как сказал мой один знакомый, что важно людей никогда не обижать, тогда люди с благодарностью будут возвращать твое отношение и работу.

Олег Гончаров:

Если бы Вы поймали Золотую рыбку, какие три желания бы загадали?

Людмила Понамаренко: Многое я и сама делаю, без Золотой рыбки. Денег я бы не пожелала, мне достаточно столько, сколько есть, чтобы только хватало, путешествовать охота, изучать языки, архитектуру посмотреть.

Олег Гончаров:

Какие чувства, какие эмоции возникают у Вас, когда Вы слышите словосочетание аптечная сеть «Фармакон»?

Людмила Понамаренко: Гордость, что ты в этой общей цепи находишься, есть замкнутая цепь:  стратегические планы – это наше руководство, потом наше местное и мы, кто исполняет все эти стратегии, мы тактики, мы знаем, как это продавать, как предложить, как достичь успеха.

Дима: Всем спасибо!