{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Альбина Бикбулатова к.т.н., доцент, проректор по учебно-воспитательной работе, профессор кафедры Промышленный дизайн, технология упаковки и экспертиза Московский государственный университет пищевых производств, победитель конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» 13 апреля 2022г.
Техника практики
Говорим о развитии практической подготовки в технологическом университете: сетевые программы, индивидуальные траектории, развитие карьеры. Как добиться рационального соотношения теоретической подготовки и производственной практики. Как привлечь в университет практикующих специалистов? Возможно ли выстроить карьеру выпускника еще в стенах университета?

Елена Ляпунцова:

Добрый день, дорогие наши слушатели, зрители, начинаем нашу очередную серию цикла передач под названием «Интеллектуальный капитал», который организован благодаря Фонду президентских грантов и благодаря конкурсу «Золотые имена высшей школы», проводит передачу Лига преподавателей высшей школы. И мы говорим о нашем интеллектуальном капитале, о наших победителях, беседуем с нашими победителями. К нашей гостье Альбине Ахатовне Бикбулатовой я отношусь с большим трепетом, потому что она победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» первого созыва, это так было важно, когда этому конкурсу, который поддержан Фондом президентских грантов, поверили наши коллеги, и это было значимо и важно. Альбина Ахатовна кандидат технических наук, проректор по учебно-воспитательной работе большого, уникального, значимого и серьезного университета, как Московский государственный университет пищевых технологий.

Альбина Бикбулатова:

Та инициатива, с которой Вы лично вышли по созданию Лиги преподавателей высшей школы и конкурса «Золотые имена высшей школы», крайне важна сегодня для страны, потому что рядовым педагогам очень важно иметь профессиональный конкурс, и от всей души хочу Вас поблагодарить за то, что удалось донести свою инициативу, и теперь у всех преподавателей высшей школы есть свой профессиональный праздник, свой день в году, который мы празднуем, потому что обычно нас поздравляли либо в День учителя, либо в другие дни.

Я вышла из семьи военных, и в какой-то степени это предопределило мой путь, потому что отношу себя к абсолютным патриотам нашей страны, и где бы я ни трудилась, я стараюсь делать так, чтобы все проекты развивались и все инициативы получали свой конечный конкретный результат. Мы с Вами познакомились, когда я работала в социальном университете и вела очень важный проект.ф

Елена Ляпунцова:

Это была эпохальная встреча на совете ректоров, я тогда уже поняла, что молодость – это потрясающе, а когда я узнала, что Вы проректор такого уникального социального университета, для меня это было честью.

Альбина Бикбулатова:

Тогда мы с нашим коллективом представили на конкурс проект, это конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», эта инициатива сегодня уже твердо стоит на ногах, она поддержана нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, есть отдельный указ. И очень приятно, что по всей стране проводятся конкурсы, и люди с инвалидностью имеют возможность показать свое мастерство, а главное – получить содействие в трудоустройстве.

Елена Ляпунцова:

Вы сейчас отметили социальную значимость и социальную значимость преподавателя тоже, я когда готовилась, посмотрела Ваш послужной список и была потрясена, какое количество у Вас патентов. И я думаю, что когда Вы защищали кандидатскую в направлении по инвалидности, по дизайну, у Вас сейчас кафедра такая интересная, дизайн и все, что связано с креативным творчеством, Вы тогда уже задумались о том, что хотите продвигать. Сейчас Ваш проект поддерживается на высочайшем уровне, Президент Владимир Владимирович знает и поддерживает. Как это случилось, как подошли к этому?

Альбина Бикбулатова:

Подошла я к этому тоже необычно, моя мама врач, и мои родители мечтали, чтобы я стала врачом, но я выбрала совершенно другой путь, стала заниматься дизайном одежды, но, видимо, была заложена во мне определенная социальная миссия, и я стала работать в очень необычной области, это дизайн одежды для людей, у которых есть определенные нарушения здоровья, в том числе людей с инвалидностью.

Потом ко мне стали приходить сотрудники, которые имеют в том числе определенные нарушения здоровья, и таким образом судьба вывела меня на работу в социальном университете, я продолжаю заниматься этой темой на базе нашего Московского государственного университета пищевых производств, сейчас работает проектный офис Минобрнауки России по координации всех ресурсных учебно-методических центров, которые есть в стране и которые помогают развивать инклюзивное высшее образование, потому что эта компетенция очень важна.

Елена Ляпунцова:

Это говорит о зрелости общества прежде всего, и у нас нет таких ситуаций, что инвалиды, у нас есть особенные. И каждый должен об этом понимать, что мир таков, какой он есть, у кого-то случается беда, и как не выпасть из общества, надо быть в этом плане душевно готовым. У меня есть такой студент, была ситуация, в метрополитене в 2014 году получил травму, и ему сказали – никогда. Это Валерий Таганов, теперь уже мой учитель, я всегда говорю: создай себе ученика, чтобы у него потом учиться. Было так тоскливо, и вдруг он мне пишет: «Елена Вячеславовна, все будет хорошо». Он сейчас паралимпиец, чемпион в международных соревнованиях, он сделал свой реабилитационный центр и понял, что жить прекрасно. То, что у вас центр на площадке университета, говорит о том, что и ваш ректор понимает это, креативная команда ректорского сообщества, это очень важно, и Михаил Григорьевич Балыхин креативный, мы признательны, что он тоже был у нас на передаче. Как Вы видите этот симбиоз, интеграцию практико-ориентированного образования с проектными офисами и все-таки академичностью, какая должна быть составляющая? Было бы очень интересно услышать, потому что у вас уникальный вуз, и у кого есть возможность посетить, посмотрите, как можно креативно развивать учебные заведения.

Альбина Бикбулатова:

Мне очень повезло, два года назад меня в команду пригласил работать выдающийся человек Михаил Григорьевич Балыхин, молодой, очень инициативный, чутко понимающий ситуацию ректор. Нашему университету 90 лет, это уникальное учебное заведение, потому что у нас очень много академиков, и если говорить откровенно, то все те люди, которые работали в стенах университета, строили отрасль, потому что университет был создан в 1921 году, тогда еще индустриализации не было, и все заводы, все технологии, все рецептуры, которыми мы до сих пор гордимся и до сих пор вспоминаем вкус детства, все это было создано в стенах университета, это большая ответственность, потому что нам очень важно сохранить эти традиции.

При этом мы понимаем, что мир очень сильно меняется, мы всегда обеспечивали практико-ориентированную подготовку, мы всегда работали в тесном симбиозе с бизнесом, и сейчас благодаря законодательству мы имеем возможность практико-ориентированные программы реализовывать в очень широком формате, начиная от маленьких предприятий и стартап-проектов, заканчивая огромными отраслями, огромными вертикально интегрированными компаниями, которые реализуют продукцию, создают продукцию полного цикла. И главное, о чем мы сейчас беспокоимся, что мы должны сегодня вырастить воспитанное поколение с уважением к нашему дальнейшему развитию, к нашей стране. Поэтому основная сейчас стратегия развития университета заложена в целях устойчивого развития планеты, потому что от того, как мы подготовим кадры, во многом будет зависеть здоровье каждого человека и здоровье планеты в целом, потому что есть очень много спорных вопросов, тезисов о том, что пищевая промышленность больше всех убивает экологию. Можно по-разному относиться к этим словам, но тем не менее мы сейчас для себя основную миссию видим в подготовке таких специалистов, хорошо воспитанных, с осознанным пониманием в чем будет заключаться их деятельность.

Елена Ляпунцова:

Тема нашей передачи – техника практики, Вы уже сейчас сделали мостик между традициями и инновации, и девиз Лиги преподавателей высшей школы – с традициями к инновациям. Необходимо работать с мышлением молодого поколения, понимать зачем, чтобы не навредить, мы создаем технологию, неважно в чем – в промышленности, пищевой, ваш вуз технологический, и очень важно поговорить о мирном атоме, что будет нести эта технология, мышление устойчивого развития экологии, зеленая тематика, но тоже нельзя сильно этим заиграться, потому что должна быть рациональность. Что такое индивидуальная траектория, есть ли сетевые программы, как вы выстраиваете это, для того чтобы в дальнейшем был рост, и как вы готовите будущего выпускника в большой мир?

Альбина Бикбулатова:

Благодаря Михаилу Григорьевичу мы не только обновили всю инфраструктуру вуза, мы вуз предприятия, у нас действуют цеха с современным оборудованием, которые оснащены в том числе благодаря программам Минпромторга России, Минобрнауки России, нашим партнерам-предприятиям. Но можно отнести к существенным результатам работы полностью пересборку образовательного процесса. Сегодня на предприятии монофункциональность не так важна, важны мультифункциональные специалисты, которые могут работать в команде, у которых хорошо развиты софт-скилловые компетенции. С другой стороны, мы понимаем, что важна смежная квалификация, поэтому мы ввели индивидуальные образовательные траектории для тех, кто хочет большего, для мотивированных студентов, чтобы они могли параллельно получить две квалификации.

В свое время были инженер-технолог, инженер-экономист, мы по-новому апгрейдили эту систему, выстроили ее очень необычно и интересно, и даже приходить сразу в университет ребятам интересно, потому что если в классическом образовании предполагается, что после школы вы учите историю, физику, химию, с парты в парту перешли, мы с Михаилом Григорьевичем, когда была пандемия, подумали, что ребятам, наверное, так надоело сидеть дома за уроками, перед компьютером, поэтому мы сделали первые 24 дня образовательного процесса в режиме проектного обучения и квестов. Все студенты, которые поступают к нам в университет, делятся на мета-группы, и это ребята из разных направлений подготовки, с разных групп собираются в одну группу по 15 человек, и у них в режиме квеста проходят мастер-классы по всем нашим инновационным лабораториям. Если ты даже пришел учиться на винодела, ты обязательно попадешь и в сыроваренную мастерскую, и в лабораторию по экологии, и в лабораторию, которая готовит робототехников, специалистов с искусственным интеллектом.

Ребята имеют возможность уже в первые 24 дня нахождения в нашем университете познакомиться с инфраструктурой университета, с нашими прекрасными педагогами, наставниками, символами университета, с теми людьми, которые стояли у истоков развития отраслей, им действительно есть что рассказать. И мы приглашаем на эти встречи еще и наших бизнес-партнеров, они рассказывают не про компании, не про тренды развития, они рассказывают про себя – как я стал успешным. Такая модель позволяет ребятам увидеть все поле возможности, потому что мы считаем, что к нам приходят в семью, в сообщество, в команду ректора, в команду проректоров, обязательно каждый проректор читает лекцию, рассказывает, чем он занимается. В некоторых вузах ребята даже и не знают, кто проректоры, они с ними не взаимодействуют, нам же очень важно обеспечить возможность тесного взаимодействия. После таких встреч мы видим, что ребята с нами здороваются, знают, они друг с другом общаются, даже межфакультетские курсы, между институтами, у них выстраивается технология взаимного общения. Конечно, это все не только игры и ознакомление, это очень серьезный психологический диагностический подход, потому что каждого мы оцениваем, мы сразу выявляем лидеров, мы выявляем тех, у кого определенные компетенции западают.

Благодаря центру компетенций, который мы открыли совместно с «Россия – страна возможностей», мы имеем доступ к диагностическим материалам, ребята могут пройти тестирование и выявить свои дефициты. Дальше каждый студент имеет право выбрать дополнительно, совершенно бесплатно модуль индивидуальной траектории, то есть даже если ты пришел учиться на ветеринара, но хочешь и любишь заниматься кондитерским искусством либо стать шоколатье, ты можешь получить себе эту квалификацию, можешь получить квалификацию менеджера. В основном ребята не уходят в такие полярные истории, кто-то, например, понимает, что он будет работать с продукцией в области виноделия, но ему интересен искусственный интеллект, и он хочет прокачать себя с точки зрения проектирования производства, потому что руками же вряд ли кто-то будет делать, все-таки мы готовим организаторов, будущих руководителей на разных уровнях. Кто-то прокачивает в себе предпринимательскую компетенцию, для того чтобы создать свой бизнес.

Елена Ляпунцова:

Так как я айтишник, мне очень хочется узнать, что именно в искусственном интеллекте, и мне очень понравилось слово семья. Мы говорим по-семейному с Альбиной, потому как мы семья, Лига преподавателей высшей школы, мы говорим о нашем интеллектуальном капитале, кто не побоялся и участвовал в конкурсе, выиграл его. И самое главное, что у нас мэтры, потому что нашему конкурсу «Золотые имена высшей школы» в этом году 5 лет, уже небольшая дата, и нам очень радостно и лестно, что победители этого важного конкурса при поддержке Фонда президентских грантов, и в прошлом году мы были поддержаны Министерством науки и высшего образования, в этом году мы тоже в диалоге. Наши победители развиваются, у нас есть коммуникация, мы имеем возможность услышать успехи, и это масштабирование тех знаний, которые можно применить в других регионах. Я была в вашем университете, когда вы делали новый тренд, геймификацию, а как сейчас с импортозамещением, с оборудованием, как будем с этим справляться?

Альбина Бикбулатова:

Начну с искусственного интеллекта, сегодня все промышленные компании, особенно крупные, обращаются к нам за разработками в области искусственного интеллекта, потому что это достаточно широкое поле, которое, с одной стороны, может прогнозировать какие-то качества продукции, с другой стороны, мы говорим о персонализированном питании, и огромное внимание все компании уделяют сегодня здоровьесбережению и созданию функциональных продуктов.

Не так давно я была на вручении премии «Лучший товар года» в части продуктовой линейки, и 30 процентов современных разработок связаны со здоровьесбережением. Тут система искусственного интеллекта тоже очень важна, для того чтобы создавать инновационную продукцию и для того чтобы хорошо анализировать потребности и запросы потребителей. В этой части мы интересно работаем, мы очень много работаем с Бауманским университетом, есть совместные проекты, и ваши разработки в области искусственного интеллекта находят применение в отраслях пищевой промышленности.

Если дальше мы поговорим про семью и про то, как мы это видим, для нас воспитание является приоритетным при подготовке кадров, потому что от того, что ты заложишь в специалиста, будет зависеть напрямую какую продукцию он будет производить.

Елена Ляпунцова:

Ведь правда, что уже на первом курсе вы видите, из какой семьи ребенок, очень важно, чтобы и семья не отстранялась, как говорят: «Я в школу отдал, я в детский сад отдал, я в университета отдал, и все». Здесь очень важна семья настоящая и та семья, куда ты приходишь, ведь университет – это же самые лучшие годы. Я хочу передать привет Южному федеральному университету, Таганрогскому радиотехническому, это моя альма-матер, я всегда с гордостью говорю, что я родом из Ростовской области, город Таганрог. Университет – это очень важная вещь.

Альбина Бикбулатова:

Университет – это семья, и Михаил Григорьевич всегда говорит, что я буду счастлив, если в нашем университете больше будет рождаться семей, и от того, какая атмосфера будет в коллективе, во многом зависит, как будет развиваться человек.

Елена Ляпунцова:

Бывают семьи?

Альбина Бикбулатова:

Бывают. Не так давно руководитель студенческого совета, она в этом году завершает обучение, вышла замуж за нашего молодого магистра, они работают в команде Технопарка, который мы открыли благодаря Правительству Москвы и поддержке Минобрнауки России, это самый крупный Технопарк в Москве, 11 тысяч квадратных метров, огромное поле для инновационного развития, там созданы самые современнейшие лаборатории, и через нас 11 тысяч школьников проходят. И мы университет, открытый городу в широком смысле, потому что если говорить о семье, мы работаем с самыми маленькими ребятами, с малышами, рассказываем откуда берутся продукты, почему так важно беречь и уважать хлеб, как важно относиться к профессиям с уважением.

Елена Ляпунцова:

Я со своими маленькими внуками брала 3 яйца и инкубатор, и мы выращивали дома цыплят, у нас получилось. И они в шоке, как это получается, а я говорю, что это труд. Все, что связано с земледелием, пищевой промышленностью, это серьезнейший труд, нужно прививать к этому любовь.

Альбина Бикбулатова:

Мы работаем и со старшим поколением, к нам совершенно по разным путям приходят люди. Производство пищевых продуктов как отрасль, как ни странно, очень династийная, очень часто к нам приходят внуки или дети тех, кто раньше закончил университет, у нас очень сильный клуб выпускников, который действительно по-семейному относится, у них нет потребительского отношения к университету. Большинство центров, которые у нас созданы, большинство пространств, проектных офисов созданы в том числе на пожертвования либо благодаря тому, что выпускники вкладываются в университет. В свое время судьба университета была разной, и тяжелые были времена, но сейчас эпоха ренессанса, потому что обновили полностью корпуса, и продолжаем это делать.

Елена Ляпунцова:

Я видела эти лаборатории, и если бы мне было 17 лет, я бы очень хотела поступить, потому что там очень уникально, с любовью сделано каждое направление.

Альбина Бикбулатова:

У нас День открытых дверей – это экскурсии, мастер-классы, вы можете погрузиться, посмотреть, чем мы занимаемся, в чем будет состоять будущая профессия. Может быть, не сейчас, а потом вы к нам придете на программы дополнительного образования, потому что очень многие люди сейчас, переходя к предпринимательским инициативам, хотят даже в старшем возрасте исполнить свою мечту. У меня есть друг музыкант, он прекрасно готовит, говорит: «Альбина, мы с тобой откроем ресторан и кафе, я буду играть на пианино, мы с тобой сделаем меню, ты организуешь весь бизнес».

Елена Ляпунцова:

А искусственный интеллект на входной зоне сразу говорит, какие блюда вам рекомендованы, индивидуальный подход.

Альбина Бикбулатова:

Много уже состоявшихся людей приходят к нам на переподготовку, на переобучение, потому что хотят развиваться в этом направлении, оно интересное, воодушевляющее, семейное. Я сама люблю готовить и с душой к этому отношусь, считаю, что та энергетика, которую мы вкладываем в само таинство поглощения пищи, очень важна, это тоже про семью.

Елена Ляпунцова:

Ты то, что ты ешь, эта культура начинается с тебя.

Альбина Бикбулатова:

Нам удалось создать очень интересное и необычное пространство, наша классическая столовая, которая наверняка есть в каждом университете, сейчас преобразована в фуд-корт. Это очень модное место, туда приходят ребята, там бесплатный Wi-Fi, представлены острова, наверное, все представляют, как выглядит фуд-корт, и на этих островах наши выпускники имеют возможность показать свои стартап-проекты, предложить свои блюда. У нас есть даже отдельное пространство для постоянных мастер-классов, туда приезжают шефы, рассказывают о своем мастерстве, потому что шеф-повар – это же тоже мастер, достаточно творческая профессия.

Возвращаясь к тезису о семье, мы стараемся создать условия, чтобы в вузе захотелось остаться и как можно больше времени провести. У нас отдельное пространство для студентов, где они могут просто посидеть, почитать книги, отдохнуть, переформатированы все кафе, есть отдельное кафе, которое занимается здоровым питанием, сейчас Великий пост, и, может быть, не все находят возможность качественно его реализовать, поэтому здесь у нас очень необычное интерактивное пространство.

А что касается практико-ориентированной подготовки, прежде всего это инфраструктура, когда мы имеем возможность в наших лабораториях создавать реальную продукцию. У нас несколько малых предприятий, которые делают уникальные батончики для школьного питания, которые обогащены различными нутриентами, элементами с учетом дефицитов того или иного региона. У нас есть своя сыродельня, есть мясной завод по апробации пищевых добавок.

С точки зрения импортозамещения хочется сказать, что Минпромторг России уже достаточно давно ввел политику импортозамещения в части оборудования, и в этом плане наши компании достаточно успешно развиваются. В ближайшее время мы будем монтировать еще одно инновационное пространство, посвященное хлебу. Одна из самых первых кафедр, которая была создана, это кафедра зерна и хлеба, сейчас в дань уважения к этому полностью переформатируем работу этой кафедры, мы делаем депозитарий зерна, потому что оно очень разное в зависимости от места происхождения, и создаем производственную площадку, где только российское оборудование. Одна линия будет производить продукцию мелкоштучную, для того чтобы ребята могли рецептуры, навыки, начинки отрабатывать, расширяя продуктовую линейку вкусных кондитерских изделий, которые делаются из муки, и отдельная линейка будет посвящена хлебу, потому что хлеб – это очень важный элемент в структуре питания, в структуре здоровьесбережения. Мало кто знает, что в СССР муку изначально обогащали с учетом дефицитного состава нутриентов, мы тесно работаем с научно-исследовательскими институтами, Виктор Александрович Тутельян, который возглавляет НИИ питания, приходил и рассказывал лекцию студентам, полтора часа на одном дыхании студенты, замерев, слушали о том, как все было организовано в стране. И мы сейчас хотим возродить традиции, хотим вернуться к тому, чтобы каждый человек имел доступ и за недорого имел доступ к функциональным продуктам питания, которые улучшают, обогащают здоровье, по крайней мере помогают его сохранить.

Елена Ляпунцова:

Мы затронули термин предпринимательство, предприимчивость, и мы не говорим сейчас в широком смысле про бизнес. Как вы закладываете той целевой аудитории, с которой работаете, и как вы выстраиваете взаимодействие с очень важной целевой аудиторией, к который мы относимся, к преподавателям высшей школы? Что для вас, для вашего вуза, для вашей отрасли это словосочетание, и какой знак вы поставите – предпринимательское мышление и академическое образование? Не равно, знак тождества, вообще не нужно об этом говорить? Как вы сочетаете практико-ориентированность и академичность?

Альбина Бикбулатова:

Если говорить о том, какой знак поставила бы между академическим образованием и предпринимательским мышлением, то знак плюс, потому что мне кажется, что люди, которые работают в сфере образования, по крайне мере те, кто считает это своей миссией, обладают предпринимательским мышлением в полной мере, потому что человек должен зажечь сердца тех, с кем он работает. Если ты хочешь, чтобы твой ученик был успешен, ты должен обладать неравнодушием, и ты должен предпринимать различные усилия, для того чтобы зажечь это сердце, для того чтобы увлечь профессией. Для меня слово патриотизм в работе внутри университета каждого преподавателя, то есть не может преподаватель вести за собой людей, если он не патриот, при этом у него должно быть академическое образование. И главное, кто бы что не говорил, новые технологии, интернет и прочее – это коммуникационные инструменты.

Елена Ляпунцова:

Это как нож и вилка, комбайн может стоять и ничего не делать, если не добавишь туда ингредиенты, харизму и профессионализм.

Альбина Бикбулатова:

Для того чтобы Мерседес поехал, нужен водитель и топливо. Для меня преподаватели – это в хорошем смысле предприниматели, люди, которые находят нужные инструменты, даже в сложных сжатых условиях. Мы все пережили 90-е, когда здания не отапливались, но тем не менее я получала образование в 90-е, благодаря педагогам, которые горели и дарили любовь к знаниям, мы выросли тоже неравнодушными людьми. Я искренне верю в то, что предпринимательское мышление у преподавателя должно быть.

Если говорить о студентах, то мы уделяем этому огромное внимание, мы взяли для себя такую определенную нишу, это технологические предприниматели. Я ничего не имею против торговли, в свое время в детстве я с этого и начала, с 14 лет у меня был свой бизнес.

Елена Ляпунцова:

Дорогие друзья, мы разговариваем с Альбиной Бикбулатовой, победителем первого созыва, которая показывает то, что предпринимательство – это здорово, и в 14 лет уже понимала, что должна быть самостоятельной.

Альбина Бикбулатова:

Для меня это была прокачка, но я пробовала торговать, брала картошку, которую родители вырастили, и пыталась ее продать на остановке. Очень хорошо прокачивает софтовые компетенции, от того, с какой харизмой ты продаешь, 90 процентов успеха. Я помню, как папа ездил на автобусе вокруг, чтобы меня не украли с этой картошкой. Но мы готовим технологических предпринимателей, это инноваторы, люди, которые могут создать новый продукт, которые могут по-иному посмотреть на производство, которые его оптимизируют, это в хорошей степени рационализаторы, которые могут даже действующее производство направить и выжать из него большее КПД.

Елена Ляпунцова:

Есть изобретения, патенты, которых у Вас безумное количество, более 30, уникальный изобретатель, преподаватель, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе, еще и предприниматель с 14 лет.

Альбина Бикбулатова:

Это все очень связано, если у тебя нет предпринимательского мышления, то вряд ли ты изобретешь что-то новое, вряд ли ты зажжешь ребят. Вы сказали про Таганрог, а я сама из Уфы, я в этом плане уникальный человек, я закончила университет, осталась работать на кафедре, потом ее возглавила и дошла до директора института. И всегда у меня было две задачки – я тоже развивала предпринимательские компетенции и придумывала очень много изделий для сохранения здоровья, здоровьесбережения и для людей с инвалидностью.

Если посмотреть на мои изобретения, там же изделия, которые разгружают позвоночник и поясницу. Но при этом это не просто изделие, это не просто корсет, уникальность моих изобретений в том, что функциональные вещи, которые относятся к техническим средствам реабилитации или к технологиям, которые помогают нам чувствовать себя несколько лучше – корсеты, еще какие-то приспособления, которые мы вынуждены применять из-за состояния здоровья, я встраиваю их в одежду и делаю красивыми. Мне очень хочется и очень важно, чтобы люди хорошо выглядели и могли полноценно себя реализовывать, повышать качество жизни. Без предпринимательского мышления нельзя что-то новое придумать и внедрить в производство.

Я очень рада тому, что многие вещи, которые я придумала, реально нашли внедрение в производстве, они востребованы. У меня в Уфе было малое инновационное предприятие, мы делали очень много изделий, одежды, у меня была прекрасная помощница Алина Токарева, которая со мной работала, сейчас открыла свой бизнес, ушла из университета, но мы тогда создали уникальную инфраструктуру. В этом плане я последователь Михаила Григорьевича, большой соратник, потому что я полностью оснастила там швейные цеха, сделала их открытыми, мы открыли Fab Lab студию, где студенты могли приходить, пользоваться современным оборудованием, создавать свои коллекции. Моя задача была создавать добрые вещи, добрые коллекции. Я возглавляю в конкурсе «Моя страна, моя Россия» новую номинацию, которую мы придумали в прошлом году с Ларисой Пастуховой, это платформа «Россия – страна возможностей».

Елена Ляпунцова:

Она такая умничка, стала доктором наук, членкор Российской академии образования.

Альбина Бикбулатова:

Лариса предложила новую номинации «Моя страна, моя добрая Россия», то есть для всех тех, кто делает проекты для пожилых, деток, которые остались без попечения родителей, для детей в сложной жизненной ситуации, для людей с инвалидностью. Мы сейчас очень много говорим о духовности, духовном возрождении России даже в связи с текущей ситуацией, которая наблюдается в мире, с ростом неофашизма, действительно Россия сильна духом. И не случайно отведена такая огромная территория России, потому что мы действительно люди очень духовные, очень много у нас подвижнических инициатив. Я в своей педагогической работе и в своей деятельности всегда старалась поддерживать такие добрые проекты, и сейчас в пищевом университете я тоже нашла свою нишу, коллеги очень много работают над функциональными продуктами для различных категорий пользователей. Был День космонавтики, мы тоже имеем прямое отношение к космонавтике.

Елена Ляпунцова:

Если вы пищевой вуз, технологический, безусловно, есть инновационные моменты. Вы говорите – ушла из университета в бизнес, а как возродить и вернуть с уже новыми челленджами, новыми компетенциями, с новым успешным успехом и, возможно, не успехом, потому что предпринимательство – это рисковый тип работы, это принять на себя ответственность за себя и за свою команду?

Альбина Бикбулатова:

У нас есть проект с московским инновационным кластером, и с ребятами, кто создал свой бизнес, у нас совместная большая инициатива, мы создаем академию предпринимательства в сфере пищевых технологий, отдельно наш вуз возглавляет направление Food-net в московском инновационном кластере, это Департамент предпринимательства города Москвы. С Агентством стратегических инициатив мы создали точку кипения, которая отраслевая, направлена на развитие таких инициатив, и как раз молодые предприниматели приходят к нам постоянно. Сейчас не модно иностранные слова, но есть такое слово, как факап-студия, это не про истории успеха, а про истории неуспеха.

Елена Ляпунцова:

Даже открывают сейчас клубы банкротов, перезагрузка, рестарт, это нужно пережить, серьезный моральный момент, но в любом случае человек должен возрождаться, как из пепла, и очень важно найти единомышленников и понять, что ты не одинок, и у многих бывает такая ситуация.

Альбина Бикбулатова:

Молодые ребята приходят к нам, это и наши выпускники, которые возвращаются в университет, и в качестве наставников работают с нашими стартапами. У нас уже третий год подряд все студенты имеют возможность, если они хотят этого, поучаствовать в стартап-проектах, то есть это комплексные выпускные работы, когда собирается команда от 3 до 5 человек, больше – уже пассажиры, примкнувшие к ним, это ребята из разных направлений подготовки, которые работают над какой-то интересной идеей, которой они горят и хотят ее реализовать, либо бизнес дает задачу. Ряд компаний, например, Черкизово, Союзснаб, Агама, это крупные компании, которые приходят к нам и говорят: «Мы хотим использовать ваш студенческий потенциал, для того чтобы решить вот такую необычную задачку». Компания Агама, которая занимается переработкой морских продуктов и рыбных продуктов, никто не мог себе представить, что у них есть отдельная линейка по витаминам или по маскам для лица, потому что это сопутствующие стартапы, которые принесли студенты, развили.

Елена Ляпунцова:

А в Азии это целая индустрия красоты, шире посмотрели, дали какой-то намек. Выйти из зоны комфорта и услышать молодых – это очень важно.

Альбина Бикбулатова:

У нас в этом году 82 проекта, более 500 студентов участвуют в стартап-студиях, стартап-проектах, мы рады тому, что бизнес к нам приходит и рассказывает, делится, они на самом деле заинтересованы, это не то, что мы пригласили какого-то спикера, он прочитал, и все заснули, неинтересно. Ребята уже привыкли к таким встречам, у нас встречи бывают и на 400 человек, предприниматели рассказывают о своем пути, и бизнес-партнеры приходят и рассказывают историю успеха или неуспеха, это крайне важная рамка, потому что она ребят заряжает. Такие встречи проходят постоянно, плюс постоянные инновационные точки, когда ты можешь к вчерашнему выпускнику, который открыл свой бизнес, прийти и сказать – а как ты сделал, какие у тебя были сложности, как с налогами, где найти помещение.

Елена Ляпунцова:

Это не конкуренты, а уже менторство.

Альбина Бикбулатова:

И это отдельный тренд, который мы развиваем, три траектории у наших выпускников, и у всех, кто пришел к нам в университет. Первая траектория – это технологическая, когда ты пойдешь работать в компанию, благо, спрос превышает предложение, у нас очень емкая с точки зрения кадров отрасль.

Елена Ляпунцова:

Альбина Ахатовна говорит о новых профессиях, новых интегрированных моментах, и мы слышим, как иногда говорят, что выпускник не может найти себя во внешней среде, а здесь очень серьезный запрос, и бизнес, организации, корпорации готовы вкладываться и ждут. Поэтому многим руководителям вузов я рекомендую сходить на экскурсию, Волоколамское шоссе, дом 11.

Альбина Бикбулатова:

Мы с Иннополисом договорились, что они будут нас позиционировать, как уникальную площадку. Мы готовим таких ребят для отрасли. Второй трек, и очень важный, сейчас идет колоссальное обновление в научно-исследовательских институтах, у нас огромная линейка сетевых программ с НИИ, то есть ребята поступают в магистратуру, либо сейчас биотехнологи стажируются в научных центрах.

Елена Ляпунцова:

Сейчас постановление Чернышенко о том, что все, что связано с НИИ и с учебой, наукой, учеными, будет большая поддержка от Правительства, очень серьезно к этому относятся.

Альбина Бикбулатова:

И мы наших ребят сейчас уже точечно высаживаем в научно-исследовательские институты, тот же НИИ питания, ФНЦ пищевых систем, Оксана Кузнецова наш партнер, она объединяет 11 научно-исследовательских институтов по всем отраслям пищевой промышленности. И третий трек – предпринимательский, поскольку именно в нашей отрасли бум стартапов, то есть IT и пищевка, кого не спросите, все инновационные проекты, все стартап-проекты здесь.

Елена Ляпунцова:

Вы говорили о том, что создаете конгломераты, кластеры, и сейчас «Приоритет 2030», Вы в этом направлении, я Вас поздравляю, потому что это действительно очень важно. Мне приятно сказать, что Лига преподавателей входит как общественная организация в некоторые вузы, и нас принимают, приглашают, у нас уже есть соглашение о сотрудничестве в кластерном отношении, «Приоритет 2030». У нас большой список, мы сейчас в диалоге. Самое главное, что совокупность различных НИИ, много вселенского разума, и я хочу показать нашу книгу о преподавателях высшей школы, о том, что есть профессия, которая нас объединяет, преподаватель высшей школы, и мы сделали для аспирантов, для будущих преподавателей такой труд 17 регионов, 57 авторов, здесь все, что связано с практико-ориентированностью, документацией, что такое стандарты, с кем работать, какие есть партнеры, какие есть стадии, технологии. Только-только вышел такой сборник.

Мы очень признательны, что Вы пришли в студию, мы говорим об интеллектуальном капитале, передача Лиги преподавателей высшей школы, я председатель Координационного совета Елена Ляпунцова, у меня в студии уникальный предприниматель, преподаватель, проректор, руководитель, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Альбина Ахатовна Бикбулатова. Какие у Вас пожелания, о чем мечтаете?

Альбина Бикбулатова:

На самом деле я счастливый человек, так случилось, что вокруг меня очень порядочные и достойные люди, что позволяет мне в достаточно хорошей мере быть самореализованной, быть в комфорте с самой собой. И я бы хотела пожелать всем прежде всего мира в душе, мира вокруг, потому что сейчас идет перезагрузка, переосмысление ценностей, я желаю всем переосмыслить свою роль, миссию и страны, и каждого человека в этой стране, потому что это крайне важно. Я говорила о том, что мы духовная страна, я искренне в это верю, и сейчас идут два поста – Великий пост и мусульманский пост, это время переосмысления, время очищения. Я желаю всем найти гармонию, найти себя в этой жизни, и тогда делать добрые дела, воодушевлять и зажигать сердца очень легко.

Елена Ляпунцова:

Начни с себя, что называется. Спасибо огромное за то, что Вы в своем нереальном графике нашли время, для того чтобы приехать в студию, и я надеюсь, коллеги, что это было полезно, с традициями к инновациям. «Интеллектуальный капитал», Лига преподавателей высшей школы, «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов, всем мира и добра.

ммммм