{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Ляпунцова профессор, эксперт РАН, Председатель «Лиги Преподавателей Высшей Школы» 09 марта 2022г.
Общественное знание
Поговорим о социальной роли преподавателя высшей школы. С какими вызовами сегодня встречается профессор и доцент, входя в аудиторию, почему исторически так сложилось, что вуз является очагом развития целых регионов, что ждет высшее образование в ближайшем будущем, как преподаватели формируют общественное мнение.

Юлия Белозерова:

Добрый день, и снова с вами программа «Интеллектуальный капитал» на радио Мediametrics, которая проводится Лигой преподавателей высшей школы и посвящена интеллектуальным знаниям, возможностям внедрения, распространения, сквозной области фактически всей нашей жизни, которая связана с наукой и образованием. Сегодня с вами в студии я, Юлия Белозерова, и моя коллега, товарищ по проектам и по многим направлениям нашей деятельности, лидер Лиги преподавателей высшей школы, председатель Координационного совета Елена Вячеславовна Ляпунцова.  

Елена Ляпунцова:

Мне очень приятно, что Вы меня называете своим товарищем, потому что я в это слова вкладываю очень серьезный смысл, и он глубинный. И я хотела бы Вас представить как моего товарища, единомышленника – Юлия Михайловна Белозерова, заместитель, но это тоже единомышленник, лидер со своим креативом, видением, дополняющий нашу команду, нашу организацию.  

Юлия Белозерова:

Мы сегодня имеем цель – открыть новый сезон программы. Мы достаточно активно поработали в 2021 году, выводили наших победителей конкурса «Золотые имена высшей школы», участников и членов организационного комитета, разные темы были озвучены, специфические исследования и методология высшего образования, и проблемы, которые касаются каждого преподавателя. Я думаю, что мы эту традицию продолжим, впереди у нас много интересных тем, много интересных спикеров, и мы попробуем в условиях современной турбулентности найти те важные реперные точки высшего образования, от которых у нас получится достигнуть роста, в том числе и приращение человеческого интеллектуального капитала.

Наша первая программа выходит в непростое время, много проблем, которые возникли ниоткуда, на ровном месте, каждый день что-то меняется, и каждый день преподаватель выходит в аудиторию, и естественно, что студенты задают очень разные вопросы, разноплановые. Как быть преподавателю, когда он не знает пока еще ответов на эти вопросы?

Елена Ляпунцова:

Каждый раз мы говорим о стратегических моментах, о том, что нас волнует, что нам интересно, какая есть позиция нашего сообщества. Интеллектуально капитал – это национальная безопасность, и это мы говорили еще в первый год, когда мы создавали свою пояснительную записку в Фонд президентских грантов, почему мы делаем «Золотые имена высшей школы».

Когда преподаватель выходит со своими практическими знаниями, именно профессиональными, он, может быть, не все знает, и надо быть честным со своими молодыми коллегами, будущими нашими руководителями, будущим нашим поколением, которое мы хотим отдать в хорошие руки. И слово, которое вы сказали, товарищ, очень объединяющее, самое главное – не навредить, не разъединить никого, услышать каждого и слышать всех, ведь девиз нашей организации – с традициями к инновациям. Нам нужно понимать наши традиции, очень важно знать историю, очень важно сейчас еще раз пересмотреть что есть история, какие были в нашей российской истории взлеты и падения, все человечество должно извлечь. Нужно понимать, что есть уже инновации, слова инновационность и новатор всегда звучали в рабочих династиях, в советское время было рацпредложение. Наша важная задача в силу турбулентности, в силу неопределенности, мир действительно не определен, и каждый день нам дает такие возможности, но самое главное – каждый из нас должен взять ответственность. Помоги самому себе, я очень редко понимала и никак не приходило мне осознание почему в самолете в силу таких обстоятельств сначала нужно позаботиться о себе, потом о ребенке, который сидит здесь, и я думаю, что в нашем профессиональном сообществе важна сплоченность, очень важно разговаривать, слышать наше молодое поколение.

Юлия Белозерова:

Такая ситуация, может быть, сейчас все чаще встречается, когда ты входишь в аудиторию, и студент спрашивает у тебя какие-то вещи, которые требуют очень глубокой экспертной оценки, и у тебя нет готового ответа, стыдно ли не знать? Можно ли ответить «я не знаю»?

Елена Ляпунцова:

У меня была такая ситуация лет 15 назад. Я первый раз на третьем курсе читала совершенно незнакомой аудитории, они мне достались не с первого курса, а к третьему курсу, операционные системы. Это было 7 сентября, я готовилась все лето и пыталась быть экспертом в этом направлении, и тезис моей жизни – обучаясь всю жизнь, получай определенные знания, применять их на практике, наверное, в силу того, что я айтишник, технарь, разработчик. И вот операционные системы, на третьей минуте задали такой вопрос – как пропатчить KDEпод FreeBSD.  Это было после лета: думай, профессор, думай. Было 5 Дмитриев, они потрясающие ребята, один оказался КВН-щик, им не нужен был ответ. Я пригласила его к доске, мы написали это предложение, я вспомнила, что такое патчить, увидела несколько грамматических ошибок, спросила у аудитории и в конце сказала, что коллеги, я вас приглашают через неделю в мою лабораторию, и мы проверим, как пропатчить KDEпод FreeBSD. Это третий курс, через лекцию у меня были пятикурсники, это уже был искусственный интеллект, нейросети, это уже были потрясающие мои друзья, я их очень любила, они много мне тоже дали в плане изучения. И я им молча написала этот вопрос – они были удивлены, думали, что у Ляпунцовой что-то случилось за лето. В итоге я им объяснила, что ваши молодые коллеги просят вот такую вещь. Я пригласила своего коллегу, Андрей Евгеньевич Цыбин был, к сожалению, уже ушедший из жизни, и он мне сказал, что это бред, не надо этого делать – мы с ним сделали три варианта. Какова была обратная связь? Более трех лекций каждую неделю я ждала, что кто-то придет, я пригласила, но никто не пришел. И на четвертую я сказала – если вы что-то спрашиваете, витает вопрос, я думаю, что нужно иметь ответ. И вот так я выкрутилась.

Юлия Белозерова:

Все люди, и преподаватели тоже люди, объем знаний и навыков ограничен, но не ограничено информационное поле, и если вместе со студентами начать искать ответы на эти вопросы, есть, правда, такие вопросы, на которые опасно иногда искать ответы, но здесь уже опыт и разум, понятия о морали и нравственности.

Елена Ляпунцова:

Я могла обозлиться на этих ребят, но у меня не было никакой нотки сомнения, мы узнали, что один четкий программист, один оказался КВН-щиком, и я ему пожелала, что через семь я мечтаю увидеть его на Первом канале. Так и получилось, он был капитаном команды. И самое главное, я им дала понять, что этот казус, проверка моих знаний не повлияет на наше дальнейшее сотрудничество, и они у меня очень хорошо все защитились, и тогда можно было автоматом ставить. Но как было мне приятно, когда они пришли, это была зимняя сессия, -25 градусов, 8.30, январь, лютый был мороз, они все пятеро пришли ко мне, и у них была риторика – извините, пожалуйста. Через несколько лет мы встречались, меня приглашали на бизнес-завтраки, встречались по другим вопросам, но мне приятно, что мы нашли правильный путь.

Есть такое выражение – спросить стоит одной минуты, не знать стоит всей жизни. Конечно, иногда преподавателю стыдно, как посмотрят на тебя твои ученики, ты же мэтр, наставник, но когда ты читаешь первый раз курс, он всегда новый, а когда ты глубинно погружаешься, иногда думаешь – имею ли я право выходить, вот этот вопрос всегда риторический, нужна практика.

Юлия Белозерова:

Преподаватель часто болезненно воспринимает, когда идет замена курса, который читал много лет, который хорошо знаешь, глубоко знаешь, и новый курс необходимо готовить с нуля, это очень большой труд, это методически и психологически сложно, но ведь получается во благо.

Елена Ляпунцова:

Выйти из зоны комфорта очень важно, а если говорить о направлении техническом, технологическом, немножко с управленческим менеджментом, как у меня сейчас, в любом случае если ты руку на пульсе держишь хотя бы раз в полгода, меняя что-то, применяя новые технологии, импортозамещение, это очень важно для нашей страны. Если ты не будешь учиться, повышать квалификацию, если ты не будешь внедрять новое, а молодежь очень быстро реагирует, и они в силу того, что учатся и работают, у них уже есть практика, и порой бывает так, что ты просишь консультации у своих же ребят, которые имеют практикоориентированность. И не зазорно вывести его как эксперта, потому что хоть и узко, но он специалист, а когда ты читаешь какую-то предметную область, конечно, более шире показываешь, но научиться учиться очень важно, научиться работать с информацией.

Юлия Белозерова:

В чем специфика профессии преподаватель высшей школы, в чем логика, в чем отличие от школьного учителя, кроме набора дисциплин?

Елена Ляпунцова:

Я полагаю, что целевая аудитория старше, это личности. Молодое поколение в школе мы все-таки ведем, ведь само по себе слово учитель и преподаватель с точки зрения семантики – тут ведут, а здесь открывают мир. И есть даже сейчас спор по профессиональным квалификациям, сделать преподавателей учителями, педагогическими работниками. У меня в силу консервативного отношения преподаватель – тот, который преподает, дает возможность, открывает горизонты и ведет тебя, в какой-то степени дает возможность умения начинать рассуждать и мыслить правильно. Но что такое правильно, это тоже из категории красиво-некрасиво, вкусно-невкусно, здесь очень тонкие грани, качественные и количественные показатели, они у каждого свои. Но мне кажется, мы готовим молодежь к жизни, когда они выходят во внешнюю среду, они должны быть подготовлены, у них должно быть свое мнение, оно может иногда не совпадать с моим мнением, и они меня могут убедить. Поучать своих поучат очень важно, и очень важен диалог, хотя сейчас старшеклассники тоже серьезные, видят себя и пытаются найти себя.

Но говорят именно о профессии, профессию преподавателя мы не получали, мы ее завоевывали и шли: аспирант, кандидат, доктор и так далее, это профессиональная лестница роста, но сейчас мы хотим донести своим профессиональным сообществом, что это профессия, ею нужно овладевать и постоянно обучаться с учетом того, что у нас целевая аудитория разная, молодежь становится другой, она хорошая, но другая.

Юлия Белозерова:

В какой форме возможна передача опыта, каких-то кейсов, своего знания? Больше практическим путем постигаются эти профессиональные навыки или можно человеку рассказать, научить, подготовить первоначально до первого выхода в аудиторию? Что должен знать молодой преподаватель, я не говорю о знании дисциплины, самого предмета?

Елена Ляпунцова:

Как наш учебный план, у нас есть фундаментальность и вариативность. Если говорить о профессии преподавателя высшей школы, вариативность – это тот предмет, который он ведет, он может быть синергетическим, часто говорят о междисциплинарности, это тоже очень важный момент, преподаватель обязан быть современным и нести актуальные знания в аудиторию. Но существует профессия, определенный базис, это стрессоустойчивость, умение не выгореть, потому что выгорание безумное, это умение правильно выстроить себя, ведь мы сейчас в таком мире, что у нас нет рамок, наши коллеги могут звонить и в воскресенье, и вечером, вот эти рамки тоже нужно выстраивать. Психосоматика, важная деталь – это умение правильно выстроить свою речь, риторика, техника речи, ораторское мастерство, ведь завоевание аудитории очень много значит, удержать внимание. Все сейчас говорят о клиповости, но я спрашивала у психолога, слушала преподавателей, как воспитывать своих детей, внуков – нужно их любить, но любовь не должна быть всеобъемлющей, что пусть они лежат на диванчике. Самое главное их надо понять, у каждого ребенка сейчас свой ключик, и этот ключик очень важно найти. Иногда в силу моего преподавательского стажа молодой человек, девушка может раскрыться даже на пятом курсе, вот ему неинтересно, а на пятом курсе у него эврика, может быть, это кажется специализированным для всех, а ему это нравится.

Юлия Белозерова:

Связано с тем, что к старшим курсам больше практики, например, летом трудоустраиваются, работают и видят, что им не хватает этих знаний, не хватает умений, и они уже совершенно осмысленно начинают задавать вопросы и видят применение этим знаниям.

Елена Ляпунцова:

Вы спросили практика или теория. Читаешь специализированный курс «с учетом матрицы», и эврика у моих коллег, которые пятикурсники, но они просто мэтры в своих направлениях, со своими бизнесами, в больших корпорациях работают или пытаются что-то сделать предпринимательски: «Теперь я понял, зачем на первом курсе в высшей математике должны были быть эти матрицы, вот теперь я понял». Важно нам еще выстраивать зачем на первых курсах эти предметы, где ты можешь использовать. Но без фундамента невозможно, так в любой профессии.

Юлия Белозерова:

У нас сейчас в студии находятся два замечательных учебника, мы ими гордимся, потому что действительно большой труд, в 2021 году вышла первая часть учебника «Введение в профессию преподаватель вуза», и в 2022, совершенно свеженькая, продолжение этой серии «Трудовые функции преподавателя». Во второй книге раскрыта многогранность преподавательского труда, профессиональных особенностей. И мы там говорим о воспитательной деятельности, о работе с абитуриентами, организации учебного процесса, о вопросах нагрузки, методического обеспечения, там и психология.

Елена Ляпунцова:

Мы хотим выразить большую благодарность нашему Координационному совету, всей нашей Лиге, всем нашим регионам, которых у нас уже более 45, мы признательны каждому, и мы признательны тем, кого мы как партнеров пригласили. Вы спросили что важно – практика или теория, мы задумывали две части, и вот это чуть-чуть практики, это чуть-чуть теории. Теория и практика являются единым, Инь и Ян, как говорят, в кризисе всегда есть и хорошее, есть возможности. У нас 57 авторов, 17 регионов, и наша задача была создать прецедент услышать каждого, мы говорим о том, что у нас очень богатая страна на интеллектуальный капитал, на кейсы, ситуационные модели.

Юлия Белозерова:

Кто эти авторы?

Елена Ляпунцова:

Авторов уже многие знают, потому что мы не первый раз на Медиаметриксе показывали, но это производное. Мы хотим еще раз высказать огромную благодарность Фонду президентских грантов именно сейчас, в такое непростое время неопределенности, нас понимают и нас услышали. Мы очень признательны Министерству науки и высшего образования, Фонду президентских грантов. Когда мы писали о том, что интеллект – это национальная безопасность, это необходимо создавать и аккумулировать, и «Золотые имена» – это авторы, мы их нашли, они откликнулись. В 2021 году было полторы тысячи заявлений, и для нас это очень серьезная оценка того, что активная позиция у преподавателей, интеллигенция видит в себе силу в хорошем смысле слова и видит активность, это гражданская позиция. Мы никого намеренно не заявляем, с каждым не разговариваем, это желание каждого. Позиция нашего конкурса «Золотые имена высшей школы» – лучшие из лучших. И когда наши эксперты, которые тоже являлись в свое время победителями этого конкурса, и наш Координационный совет, и оргкомитет смотрят эти заявки, мы видим, какой богатый наш интеллектуальный мир и высшей школы в том числе.

Юлия Белозерова:

А я напоминаю, что с вами программа «Интеллектуальный капитал», в студии Юлия Белозерова, Елена Ляпунцова, мы говорим о роли высшего образования, науки и преподавателя в обществе, о том, какие задачи стоят перед современным преподавателем, и каким образом мы можем эти задачи решать, для того чтобы уменьшить ту степень неопределенности хоть в какой-то степени и иметь надежду на развитие, на светлое будущее. Елена Вячеславовна, кроме того, что Вы преподаватель, Вы еще и лидер достаточно крупной профессиональной организации, одной из самых значимых в профессиональной сфере. В 2015 году, когда возникла идея создать такое профессиональное сообщество, зачем Вам это надо было?

Елена Ляпунцова:

Я к этой идее шла очень долго, я часто задавала себе вопрос – в высшем образовании есть профсоюз, у него свои определенные функции, в каждом университете есть профсоюзная деятельность, направленная на определенные моменты, которые необходимы, и мы с профсоюзом дружим. А есть объединение в профессиональное сообщество, например, как Союз машиностроителей, другие профессиональные сообщества. У нас очень много интересных задач, вопросов, и цель объединения – поиск правильных решений. Самое основное – это масштабирование своих знаний, есть такое слово нетворкинг, как нам быть сейчас в это неопределенное время, объединение очень важно, не создавать конфронтацию, найти правильные слова, объединяющие, найти себя, и мы очень помогаем друг другу в том, что видим разные позиции, разные мнения и находим тот консенсус. Иногда послушать своих коллег, которые гуманитарии, и понимаешь, что это культурологическая позиция, культура выше всего. Сначала нужно говорит о культуре, дальше о науке, наука должна быть очень гуманной, ведь атом мирный, и потом уже это все в образование. Но все это для того, чтобы была сильная экономика, чтобы процветание было, благосостояние, качество жизни. И это получаются многогранные взаимоотношения, и очень удивительно, когда из бизнеса люди приходят, им есть что сказать, практические знания, им очень хочется поделиться с молодежью, которая будет в будущем в бизнесе, госуправлении, врачи, которым нужно отдать должное, какие они были самоотверженные в пандемические моменты. Есть определенные профессии, но всему учит высшая школа.

Юлия Белозерова:

Тогда перейдем к основной теме, ведь роль преподавателя в обществе – гражданская позиция. Через какие инструменты преподаватель влияет на общественное мнение?

Елена Ляпунцова:

Нас не так-то много, если говорить серьезно, 280 тысяч, но давайте просто обыкновенной арифметикой займемся – 5 миллионов студенчества, с каким настроением выходим, с какими знаниями, как мы подаем свой предмет, это же очень важно, как тебя воспринимают и оценивают, будешь ли ты честен со своими коллегами. И вот как раз идет таргетированная воронка. Предметы бывают очень похожи в вариативной части, у одного преподавателя запись большая, у другого немножечко поменьше, а может быть даже ноль, тогда надо самому преподавателю понять, почему к нему не идут, где его тот прокол, а может быть ему просто профессию сменить и не навредить.

Юлия Белозерова:

Вы сказали, 200 с лишним тысяч преподавателей выходят в аудиторию и вещают свои настроения, мысли и идеи на 5 миллионов студентов. Но ведь каждый из этих 5 миллионов – пусть не каждый, но основная часть – становится высококвалифицированным специалистом и, как правило, имеет тенденцию к росту, к построению карьеры, а значит он станет когда-то руководителем разного звена, может среднего, может высшего звена, и значит он уже будет транслировать это видение мира на своих подчиненных и выстраивать эту жизнь под то мировоззрение, которое мы заложили в том числе в высшей школе. А есть еще одно понимание, в психологии есть мнение, что когда человек пробыл внутри системы определенное время, от 3 до 5 лет, это достаточно, чтобы концепция этой организации отпечаталась навсегда в нем – в его характере, в его привычках, в его взглядах. И вуз, если мы возьмем 6 лет, 4 года бакалавриат и 2 года еще магистратура, а потом еще 3 года аспирантуры, это та организация, которая формирует личность уже совершенно жестко. Если человек 5 лет прослужил в армии, военная выправка у него останется на всю жизнь, видно бывшего военного. То же самое можно сказать о выпускниках вузов, печать организационной культуры вуза остается на специалистах.

Елена Ляпунцова:

Корпоративную культуру никто не отменял, и у каждого есть своя стратегия развития, все зависит от типа самого учебного заведения, есть федеральный университет, опорные вузы, которые в регионах создают риторику взаимодействия с бизнес-сообществом. Есть по направлениям – педагогические, экономические и так далее. Чем глубже культурные корни и традиции университета, тем больше друг друга поддерживают университеты, выпускники, они лучше относятся к своим тем же самым преподавателям, у них есть обратная связь, это очень важно заложить в самом университете, уважение к старшим, уважение к личности, уважение к семье. Есть народности, где безупречное уважение к старшему, и это очень важно. Мы иногда говорим, что мы учим, но мы еще и воспитываем, и наша задача – уважительно воспитать тех людей, которые с благодарностью потом откликнутся, и он будет говорить с гордостью, что он выпускник такого-то университета. И уже имея успешные проекты, он приезжает в альма-матер и рассказывает о себе, благодарит, показывает, что вот мой путь, благодаря чему я стал таким. Все это в совокупности, семья очень важна. Когда на первом курсе я вижу молодых людей, вижу иногда, где есть проблемы, какая семья, что заложено. Нельзя говорить, что все делается в вузах, в школах, важная составляющая – семья, но оттачиваются грани, конечно, в высших учебных заведениях.

Юлия Белозерова:

Мы сейчас говорим о способах влияния преподавателей высшей школы на общественное мнение, на общество, на построение будущего. Понятно, что через основную учебную работу это происходит, а как еще? Преподаватели часто выступают в качестве экспертов на радио, на телевидении, статьи пишут, блогерами многие становятся, есть известные преподаватели вузов. Как стать экспертом и зачем им становиться?

Елена Ляпунцова:

Я безумно восхищаясь некоторыми из наших коллег, я очень люблю популяризаторов науки. В свое время я задавала вопрос очень почтенным преподавателям – как вы влияете. И он говорит, тогда этому человеку было глубоко за 90: «Я с утра встану, подумаю, сыграю Моцарта и иду в аудиторию, у меня уже такой почтенный возраст, что мне уже не ставят в 8 утра, я в 12 вещаю». И когда он рассказывал о сложных процессах биофизики настолько доступно, что я про себя подумала, что мне надо было эту профессию взять, то есть очень важно любить свою профессию. Некоторые профессии стали модными, потому что их стали популяризировать, пропагандировать, дали им гордость за эту профессию, и преподаватель – это гордо, это должно звучать внутри гордо. Бывает и настроение плохое, плохо себя чувствуешь, но если ты зайдешь в аудиторию с таким, что Господи, хоть бы никто не пришел, а они сидят. Иногда бывает аудитория очень сложная, иногда выходишь окрыленный из аудитории, ты подписался энергетикой молодых, а иногда бывает, что ты выжат. Очень много зависит от самой аудитории, очень много зависит от контакта. Но это не театр одного актера и это не актерское мастерство, но это в совокупности все вместе.

Юлия Белозерова:

Как бы Вы могли оценить работу Лиги по тому, как мы пытаемся презентовать в том числе победителей конкурса в качестве экспертного сообщества? Был у нас достаточно активный опыт, достаточно много публикаций в средствах массовой информации, где победители конкурса комментировали различные события общественной жизни, в науке, в образовании, в тех областях, где они являются действительно знатоками. И журналисты ведь обращаются в Лигу, просят прокомментировать различные мероприятия, значит доверяют мнению преподавателя, получается так? А какова ответственность самого преподавателя, когда он называет себя экспертом?

Елена Ляпунцова:

Вот это самое глубинное – имеешь ли ты право назвать себя экспертом. Когда тебя признает сообщество и тебе дают качество стать экспертом – экспертом Лиги преподавателей высшей школы, других сообществ, экспертом РАН, Лига преподавателей высшей школы с 2015 года, у нас уже хороший послужной список, и мы отбираем, мы обучаем, немножко помогаем вывести на уровень. Мы работаем с экспертным сообществом в качестве экспертных комиссий, советов, у нас достаточно серьезная экспертная оценка, мы выявляем, видим. Но самое главное – сам человек должен сказать имею ли я право стать экспертом и какая моя ответственность. Например, ты смотришь заявку, это настолько индивидуально, настолько личностно, надо понимать, какая ответственность на тебе, ты заявку рассматриваешь непредвзято или с каким-то внутренним чувством. Но меня очень радуют эксперты Лиги преподавателей высшей школы, когда мы читаем эти заявки, мы сами учимся, мы много черпаем и видим какой прогресс у других. Одно мнение здорово, а другое в совокупности профессионального сообщества, и ты видишь – вот эксперт там-то, у него такая-то

методика, методология, здесь он проучился, а здесь сделал междисциплинарность. Это коллективный разум, который дает возможность лично мне, я ставлю себе следующие цели, целевые показатели – проучиться, посмотреть, повысить свой уровень. Это двигатель дальше расти.

Юлия Белозерова:

Это правда, тем более, что у нас в 2021 году 96 экспертов было привлечено, в основном это победители прошлых лет, и это дает право утверждать, что победа в конкурсе «Золотые имена высшей школы» является признанием профессионального сообщества твоего мастерства.

Елена Ляпунцова:

Мы как самообучающаяся, саморегулирующая, это про термин из искусственного интеллекта, нейросетей, адаптация и мутация, биология говорит, что это хорошо. Наши эксперты второй, третий раз подают, мы смотрим на их уровень, на их рост, на их развитие, они же как эксперты не сидят на своих лаврах, и мы растем с этими будущими победителями.

Юлия Белозерова:

Перед Вами очередное издание, расскажите немножко о нем.

Елена Ляпунцова:

«Традиции и инновации высшего образования Российской Федерации, стратегическая роль преподавателя». Это уникальное издание, оно настолько интересное, у нас здесь и эксперты, которые нам дали свою оценку, Лилия Салаватовна Гумерова, это председатель Комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Российской Федерации, Ольга Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования, для нас это тоже очень интересная площадка, с которой мы сотрудничаем, с которой хотим выстроить еще больше с учетом высшего образования. Здесь же есть представление и поддержка Марины Александровны Боровской, которой мы очень признательны, президент Южного федерального университета.

Работа очень интересная, здесь созданы три направления, как классическая система высшего образования, трансформация подходов к основным задачам образовательной среды, отраслевое образование, как раз мы говорили сегодня о ведущих отраслевых вузах, и в условиях плановой экономики, то, что было раньше, и роль университета в условиях переходной экономики. У нас огромное количество научных фундаментальных исследовательских работ, которые мы делали, и есть третья глава – роль профессионального сообщества преподавателей высшей школы в повышении качества высшего образования, это одна из наших главных задач, качество высшего образования. Мы хотели этим изданием определить стратегическую роль преподавателя высшей школы. Я надеюсь и буду желать всегда – конечно, онлайн хорошо, но я надеюсь, что профессия преподавателя высшей школы никогда не исчезнет, ее не заменят. Возможны изменения внутри, адаптация к новому, но каждый молодой человек, кто приходит, очень хочет с нами встречаться. Мы любим свою профессию, если не любить, то нечего ходить к детям.

Юлия Белозерова:

Мы работаем для развития не только профессии и ее влияния на общество, но и на повышение качества высшего образования, потому что все-таки основа развития, мы уверены в том, что интеллектуальный капитал – это основа роста нашей страны.

Елена Ляпунцова:

Мы благодарны тем, кто нас поддерживает в этом проекте.

Юлия Белозерова:

На такой оптимистической ноте разрешите завершить нашу программу, с вами был «Интеллектуальный капитал», программа Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов и в рамках проекта «Золотые имена высшей школы». Сегодня в студии была Елена Вячеславовна Ляпунцова, руководитель Лиги преподавателей высшей школы, и Юлия Белозерова. До новых встреч.