{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Вылкова Елена д.э.н., проф. каф. экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС, победитель конкурса "Золотые Имена Высшей Школы" 24 ноября 2021г.
Виртуоз в вузе
Знакомимся с методикой "Вариативное Игровое Решение Трудных Учебно-Образовательных Задач (ВИРТУОЗ)". Зачем он нужен, что дает, как применять данный метод в вузе.

Юлия Белозерова:

Добрый день, уважаемые слушатели, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» на радио Mediametrics, это проект Лиги преподавателей высшей школы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках мероприятий Года науки и технологий. И тема сегодняшней передачи – виртуоз в вузе. Мы познакомимся с методикой «Вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач», зачем нужен этот метод и как он применяется в вузе.

Елена Ляпунцова:

Я Елена Ляпунцова, со мной Юлия Белозерова, зам. председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы и неизменный соруководитель проекта «Золотые имена высшей школы». Этот проект поддержан Фондом президентских грантов, в Год науки и технологий проект поддержан Министерством науки и высшего образования.

Юлия Белозерова:

В гостях у нас Елена Вылкова, д.э.н., проф. каф. экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы». Расскажите, в чем же специфика методики?

Елена Вылкова:

Мы используем игровые методики, для того чтобы играть в образовательные трудные задачи. Это может быть написание ВКР, производственная практика, это может быть научно-методический семинар, играя, мы познаем мир, мы становимся мудрее, мы становимся более взаимосвязанными, взаимодействующими с нашими учениками, мы открываем новые горизонты, покоряем новые вершины.

Елена Ляпунцова:

Правильно я понимаю, это деловая игра.

Елена Вылкова:

Это игра в образовании в образование, не в образование где, а что, мы играем в образование, то есть давайте поиграем в производственную практику, и есть у меня игра, которая называется «Алиса в стране чудес», студенты познают, как правильно, легко и виртуозно решать такую образовательную задачу производственная практика. Давайте проиграем в сессию, и мы играем в сессию, давайте поиграем, как написать выпускную квалификационную работу, давайте поиграем, как нам правильно провести научно-методическую конференцию. Последний раз 19 ноября я с коллегами из российских вузов из Азербайджана, Беларуси и Украины играла в День преподавателя, мы осваивали, изучали и лучше друг друга познавали, кто такой преподаватель, для чего мы на этой планете есть, почему наш праздник празднуется только сейчас, что такое образовательное пространство. И так как играла я с коллегами из Международного налогового симпозиума, то третий вопрос, который мы в игровой форме решали, это как нам дальше развиваться в Международном налоговом симпозиуме, то есть любые трудные учебные и образовательные задачи можно решать в игровой форме.

Елена Ляпунцова:

И каждый тип задачи, каждая методика имеет свое название?

Елена Вылкова:

Да, можно придумать что-то, у меня есть название «Алиса в стране чудес», «Люди в черном», «Теория относительности». Знания наши относительны студентов, студенческая масса является неоднородной, и у нас есть скорость чтения лекций, поэтому вокруг этого вертится теория относительности, если мы в нее играем.

Юлия Белозерова:

А в чем смысл играть в выполнение ВКР, если надо брать и выполнять этот ВКР?

Елена Вылкова:

Смысл такой, из года в год преподаватели отвечают на стандартные вопросы, несмотря на то, что у всех есть методические указания, что такое актуальность как ее написать, как правильно составить план, как правильно сделать расчеты, но когда за полтора часа в командах обязательно сидит либо преподаватель, либо представитель работодателя, студенты реально делают эти моменты, у них это лучше всего откладывается в памяти, они осознают, что написать ВКР очень просто или написать курсовую магистерскую диссертацию не составит труда, потому что все этапы проходят за то время, которое отведено на игру.

Обычно игра длится не более, чем полтора часа, чтобы ее участники не устали, и все конкурсы придумываются не просто так, потому что это хочется мне или организаторам, а потому что вначале проводятся обследования, социологический опрос, и выявляются наиболее спорные моменты. Причем опрос проводится всегда в зеркальной форме, опрашиваются мнения и преподавателей на этот вопрос, и студентов, а если это играется по практике, то еще и представителей работодателя, как они смотрят на те или иные аспекты, выявляются наиболее острые моменты, которые требуют скорейшего решения, и придумываются под это легкие, виртуозные, интересные юмористические конкурсы, которые позволяют проиграть ситуацию.

Елена Ляпунцова:

То есть сначала вы делаете аналитику, опрос, потом вы делаете гипотезу, находите трудные точки и их уже за полтора часа в игровой форме решаете.

Елена Вылкова:

Есть задача, которую руководство вуза ставит, что давайте проводить конференции не в обычном формате, а более интересно. Тогда мы проводим опрос, а как же проводить конференцию, что нравится, что не нравится, какие есть предложения, собираем мнения преподавателей, студентов, играем в эту конференцию и уже нормально конференцию проводим.

Елена Ляпунцова:

Вы сказали, 19-го числа первый раз был наш прекрасный праздник, с чем мы нас всех поздравляем, это очень важно, мы дошли от мечты до результата, в Общественной палате об этом говорили в первые годы существования конкурса и нашего понимания профессионального сообщества, и мы все-таки дошли. Вы говорите о том, что играете в преподавателей, кто был целевой аудиторией в этой ситуации, кому это было интересно, самим преподавателям или зеркально, то есть в будущем это кадровая политика?

Елена Вылкова:

Так как про праздник мы узнали достаточно незаблаговременно, то по данной игре мы не проводили опрос, мы просто собрались инициативной группой и играли только преподаватели, студенты нам помогали технически. У преподавателей было несколько команд, были конкурсы для зрителей, и для того чтобы была праздничная атмосфера, но при этом можно было эффективно решить поставленные задачи, у нас Международный налоговый симпозиум встречался с инопланетным податным разумом и отвечал на такие вопросы, которые этот инопланетный податный разум ставил. В частности, был вопрос –объясните, кто такой хомо преподавателюс, дальше соответствующие характеристики и так далее.

Второй конкурс был нацелен на то, чтобы выявить лучшие образовательные практики у коллег, поэтому в команде делились опытом и предлагали обобщенный вид результата, какие же образовательные практики надо перенести в 2050 год. И по симпозиуму мы придумывали те традиции, которые необходимо сохранить, все позиции традиционные, которые надо развивать с учетом того, что мы встретимся где-то во Вселенной в далеком будущем. По итогам этого симпозиума организаторам и преподавателям были назначены летописцы, которые вели учет всего происходящего и всех инициатив, и всех слов, мы собрали мнение зрителей, кто такой преподаватель, что для коллег значит симпозиум, поэтому для людей, принимающих решения, всегда по итогам игры выдается соответствующая информация, и по итогам игры само собой проводится анкетирование, насколько интересно, позитивно, эффективно она прошла.

Большинство преподавателей, которые принимали участие в игре, в силу того, что мы не заблаговременно могли назначить день проведения, и мы были поставлены в условия, что 19-го хочется сыграть, а у большинства был учебный процесс и плюс еще неотложные дела, командировки и так далее, то играли порядка 35 человек всего лишь, хотя я рассылала 200-м коллегам информацию, но вот эти 35 человек отметили, что игра эффективна, она повысила их креативность, командообразование и прочие аспекты. И все, о чем мы с вами говорим, у меня на презентации достаточно полно представлено, в той логической последовательности, которую я вижу, исходя из тех целей, которые я ставлю в своем проекте, тех задач, которые он призван решать, поэтому на презентации будет более понятно и более логично выстроена вся концепция данного проекта.

Елена Ляпунцова:

У нас тоже новый челлендж, мы с Юлией Михайловной ведем без сопровождения Мediametrics, это очень интересный опыт. Можем ли мы на наши 35 регионов и более 74 регионов наших победителей сделать такую игру, мы Вас приглашаем, я надеюсь, Вы скажете да.

Елена Вылкова:

Конечно, я очень заинтересованное лицо, «Золотые имена высшей школы» дали мне толчок и импульс дальнейшего развития этого проекта, потому что в 2018 году я стала победителем «Золотых имен», в 2019 я в силу того, что поменяла вуз, в 2018 году перешла в систему Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации, заняла первое место там по инновациям в образовании, в 2020 году я стала победителем конкурса Правительства за выдающиеся достижения в Санкт-Петербурге в сфере высшего образования. Поэтому с удовольствием готова делиться своим опытом, если есть желание, организовывать соответствующие игры по тем аспектам, которые мне известны, доступны, и само собой в условиях дистанта это тоже возможно, хотя если это все проводить в аудитории, это получается более динамично, более эффективно по отзывам тех студентов, с которыми я проводила игры и в дистанте, и в аудитории. Поэтому я, конечно же, говорю да, обязательно организуем соответствующую группу, вынесем вопросы, сузим их до какой-то

конкретной задачи и эту трудную учебно-образовательную задачу попробуем решить в игровой форме, проведем анкетирование, потом увидим обратную связь, насколько мы те задачи, которые хотели, решили.

Итак, проект «Виртуоз», это аббревиатура вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач. Играю я данную игру, применяя данный метод или привожу данный тренинг, то есть и игра, и метод, и тренинг – это все слова, которые характеризуют «Виртуоз», начиная с начала 2000-х годов. Опыт уже достаточно большой, и мы обычно не хотим, чтобы студент у нас занимал позицию, что он лежит, а мы всячески танцуем, для того чтобы донести до него какую-то информацию по той или иной трудной учебно-образовательной задаче, а очень хотим, чтобы студент взлетел над суетой, но для того чтобы он это осуществил, мы сами должны меняться вместе с ним, мы должны с ним взаимодействовать и сами уметь летать. Поэтому перед тем, как излагать концепцию, я, основываясь на изречении Конфуция «скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать, и я пойму», поэтому в игре мы делаем вместе со студентом.

Уильям Уорд, великий английский шахматист, более 100 лет назад сказал, что посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, и великий учитель вдохновляет. Поэтому сегодняшнее высшее образование в условиях того, что давно уже учитель и преподаватель не становится носителем информации, мы должны вдохновить студента, для того чтобы он осознал, потому что я играла и с магистрантами, и с обучающимися на СПО, но прежде всего с магистрантами и бакалаврами, мы должны вдохновить студента на то, чтобы он любую трудную учебно-образовательную задачу легко решал. И в игровой форме это происходит интересно.

После того, как я победила в «Золотых именах», я закончила курсы Stepik, есть такие замечательные инноваторы в образовании Мирослава Бронникова и Иван Нефедьев, у них курс по игрофикации, поэтому после того, как я освоила, я еще более грамотно стала строить игрофикацию тех задач, которые я решаю. Но еще раз подчеркну, в игровой форме решаются не производственные, не деловые задачи, то есть я как налоговик, конечно, могу сыграть, что есть налоговый инспектор, который проверяет, и налогоплательщик, которого проверяют, еще пришел аудитор, и еще впереди мы готовимся к суду, у нас есть судья, распределить роли, но это уже давно пройденный этап, и Бернштейн еще в 30-е годы прошлого века деловые игры подобного типа вел, я говорю о принципиально новом аспекте, о введении игровых элементов в ту или иную образовательную задачу.

Елена Ляпунцова:

Как взрослые, достаточно серьезные, именитые профессионалы относятся, реагирует на то, что давайте поиграем? Я так понимаю, что мы все в душе дети, они расслабляются, креативят, они становятся детьми, потому что иногда дети дают очень правильные ответы на некоторые взрослые вопросы?

Елена Вылкова:

Становятся, потому что в той игре, которая была 19-го, участвовали директора институтов, проректоры, заведующие кафедр, и больше половины были докторами экономических наук. И все действительно, преследуя цель пообщаться и отдохнуть на День преподавателя, совсем не заметили, что мы решали сложные задачи, мы дали характеристику преподавателю, мы обобщили свое видение развития образования и направление развития налогового симпозиума. Поэтому непринужденно, в легкой обстановке мы выдали суперкреативные, виртуозные решения, поэтому преподаватели играют с удовольствием.

Иногда, когда они садятся за игровой стол со студентами, они немножечко боятся, потому что мы выходим за предметное поле, и работая под экономики предприятий или по юриспруденции, я во многие дисциплины играла, они говорят: «Но мы же не только это будем, но мы должны показать широту своего кругозора». Но когда уже идет процесс, и студенты с удовольствием играют вместе с ними, то преподаватель тоже расцветает, становится креативным, проявляет творческие начала и помогает студентам решить те вопросы, которые стоят. В игровой форме любую задачу можно решить, и более того, необходимо не просто студенту ее решать самостоятельно, а необходимо объединять усилия студентов и преподавателей. Преподаватели не только в жюри, они члены команды, и если мы играем о том, как работать с библиотекой, значит я привлекаю библиотеку, если мы играем с практикой, значит привлекаю центр карьеры, если нам нужны представители бизнес-сообщества и госструктур, они тоже вовлекаются, потому что они хотят потребить студента-выпускника как продукт, который выпускает вуз, высокого качества, они заинтересованы в том, чтобы студенты на практику или преддипломную, или производственную пришли подготовленными, а игра позволяет это сделать.

Елена Ляпунцова:

Как можно охарактеризовать того носителя знаний, как Вы? У Вас есть ученики, последователи, сейчас очень интересное словосочетание адвокат бренда, а Вы уже брендируете свою методику, методологию, Вы учите, это менторы, наставники, коучи или кто это, и нужно ли учиться, для того чтобы потом распространять, и готовы ли Вы к обмену опытом, масштабированию этой программы?

Елена Вылкова:

Наверное, я выступаю разработчиком соответствующего метода, хотя запатентовать в России подобную вещь пока что не представляется возможным, потому что я недавно знакомилась с интересной методологией «Крафт», которая тоже нацелена на решение образовательных задач специфическими методами, они через Ростех получили сертификат, но это возможно только индивидуальному предпринимателю и организации. Я же как физическое лицо, как преподаватель возможности каким-то образом защитить свои авторские права, иначе как опубликовав что-то, а я это делаю постоянно, соответственно, я автор-разработчик, и я готова делиться своим опытом, готова проводить определенные тренинги, и в системе РАНХиГС я уже провожу мастер-классы, для того чтобы вовлекать соответствующий контингент более широко. И само собой проект имеет результат, это количественные и качественные показатели, которые за ряд лет уже у меня сформировались.

Елена Ляпунцова:

Мы очень благодарны за то, что умение не только креативить, не только создавать, но и разделить и раздать свои знания, это очень важно, интеллектуальную собственность необходимо защищать, и есть несколько вариантов, я думаю, что мы можем обсудить уже в достаточно деловом формате. Давайте будем стучаться вместе в двери, потому что все, что известно, все, что интересно, все, что новое, это очень важно.

А мы сейчас находимся в студии Мediametrics, у нас идет передача «Интеллектуальный капитал», и Елена Сергеевна делится своим ноу-хау, которым уже энное количество лет, и распространяется как качественными, так и количественными результатами, мы говорим о том, что наша страна богата интеллектуальным капиталом, богата креативом и богата теми людьми, которые и создают наш интеллект, нашу национальную безопасность с точки зрения интеллектуальной собственности. Елена Сергеевна победитель «Золотых имен», нашего флагманского конкурса Лиги преподавателей высшей школы, который поддержан Фондом президентских грантов, этот конкурс проходит четвертый год, в этом году в ознаменование Года науки и технологий мы признательны Министерству науки и высшего образования, которые поддержали нас в этом году, и мы имеем уже такой статус, с нами в диалоге. Юлия Михайловна Белозерова тоже со мной в студии, и мы Вам руку протягиваем, потому что Вы в нас поверили в первый год нашего конкурса, это дорогого стоит, и мы очень ценим и бережем, и каждое золотое имя – это основное.

Как Вы видите стратегически, для чего это все нужно, можно это назвать геймификацией или это все-таки игротехника, английское слово геймификация подходит или нет?

Елена Вылкова:

Игрофикация, у нас есть русский термин, и я уже говорила, что Нефедьев и Бронникова этого придерживаются, и я тоже сторонница того, что геймификация – пусть это останется для иностранной терминологии, у нас есть игрофикация, но при этом это метод образовательный, и при этом это тренинг, мы тренируем студентов в игровой форме, и это метод обеспечения эффективности образовательного процесса.

Елена Ляпунцова:

Практически это и метод, и методология, и уже существующий шаблон, игра, которую можно разложить на кейсы, это немножечко и кейсология успеха, и все, что связано с практико-ориентированностью, и вовлечение.

Елена Вылкова:

Любая трудная задача, я уже насчитала порядка 30 задач, которые можно решать. Модульная данная система обучения, пожалуйста, сетевая форма организации учебного процесса, пожалуйста, давайте играть. Стоят какие-то трудные задачи, давайте их проиграем в соответствующем вузе, потому что межвузовские игры иногда достаточно сложны, потому что локальная база у каждого вуза по нормативным актом разная, требования и установки разные, хотя если сетевое взаимодействие, почему бы нет, несколько вузов, давайте играть.

Елена Ляпунцова:

Что влечет, что заставляет преподавателей интегрировать, создавать все, что связано с инноватикой, креативностью? Очень мало времени осталось, это первая встреча, мы с Юлией Михайловной приглашаем на вторую встречу, я надеюсь, она у нас состоится в этом году, либо начнем наш пул лекционный, просветительский в следующем году, мы понимаем, какая сложная ситуация вырваться, для того чтобы дать даже интервью. Скажите, что движет, чтобы преподаватель именно инновациями занимался?

Елена Вылкова:

Увлеченность, потому что материальных стимулов здесь никаких не закладывается изначально, но любовь к своему труду, уважение к студентам и желание зажечь, вдохновить и в конечном итоге стать вместе со студентами единой командой, которая достигла чего-то, и когда у студентов загораются глаза, они говорят: «Наконец-то я понял, я тут все освоил», – это, наверное, преподавателем и востребовано, потому что становясь единой командой, как еще у чилийских патриотов был лозунг пока мы едины, мы непобедимы, и, видимо, установка высшей школы должна быть на то, что взаимодействие преподавателя и обучающегося должно ставится во главу угла, иначе никакие задачи решить нельзя. Либо автономно не можем чего-то достичь, потому что мы работаем ради студентов, ни студенты не могут сами до всего дойти, хотя у них в любой рабочей программе предусмотрена самостоятельная работа, но если мы их не вдохновили, не зажгли, то тогда они будут топтаться на месте неподготовленными, невысококвалифицированными специалистами будут выходить из стен вуза, и это неправильно.

Елена Ляпунцова:

Как в древности, 5 век до новой эры, создай себе ученика, чтобы у него учиться, чтобы понять систему, нужно из нее выйти, и Вы игротехниками даете возможность выйти из зоны комфорта, за предметную сферу выйти, это важно.

Елена Вылкова:

Поставить в необычные условия, потому что когда мы начинаем игру, никто не знает ее сценария, кроме тех, кто ее разрабатывал.

Елена Ляпунцова:

У нас в этом году писался сценарий церемонии награждения, мы писали в реал-тайме, потому что есть нюансы, когда все ставишь, структурируешь в статике, а жизнь дает такие интересные челленджи, что мы сейчас под впечатлением, и если что, мы можем Вам тоже рассказать игротехнику по поводу церемонии.

Елена Вылкова:

Если сначала церемонию тренировочным заездом проиграть, то, наверное, выявятся моменты, и соцопрос сначала, что больше всего понравилось, что вы ожидали от церемонии. Составления опроса – это тоже великий труд, и правильно составленный опросник даст пищу для размышлений, какие конкурсы, а конкурсы покажут, что вот это легко реализуемо, а вот это сложно, и не надо с этим задумываться, и как подготовительный этап той же самой церемонии вознаграждения можно играть.

Елена Ляпунцова:

У нас как раз челлендж, за три дня создать церемонию, которая должна была быть 30-го, но тем не менее как мы рады, что это 19-го, это день рождения Ломоносова, это была наша инициатива, но когда пришел челлендж, 12-го мы еще даже не предполагали, что и каким образом, 15-го только была выбрана площадка, и мы все прекрасно понимаем, что очень важно, кто есть с тобой рядом, команда и командный дух, спасибо большое.

Елена Вылкова:

У вас команда суперпрекрасная, суперкреативная, я убедилась в этом, когда была на церемонии награждения в 2018 году, и рада, что судьба нас свела и что я могу у вас поучиться.

Елена Ляпунцова:

А мне хочется, чтобы Вы сказали не у вас, а у нас. Мы очень любим Санкт-Петербург и очень хотим, чтобы сделали по региональным отделениям и вузам эту игру, это наша мечта, мы ее сейчас практически в воздух пускаем, мы хотим креативить, играть и все, что связано с многогранностью нашей жизни. Мы говорим большое спасибо, низкий поклон за уникальные знания, за то, что Вы сподвижник, за то, что Вы инноватор, что Вы внедряете, это очень важно, у меня крылышки выросли и очень хочется поиграть.

Елена Вылкова:

Будем творить и будем виртуозами, смысл после игры, что ты ощущаешь, что ты в этой задаче уже ориентируешься и можешь ее решить эффективно, когда настанет время для практической реализации, не игровой ситуации, а уже надо писать ВКР, надо выходить на конференции, надо выходить на производственную практику, ехать на международную стажировку.

Елена Ляпунцова:

Спасибо большое, с нами была Елена Сергеевна, спасибо огромное «Интеллектуальный капитал». Мы обязательно разместим потрясающую презентацию, это только первая, но будет энное количество по этой тематике передач, наша передача «Интеллектуальный капитал», которую поддерживает «Золотые имена высшей школы», наш флагманский проект Лиги преподавателей высшей школы при поддержке Фонда президентских грантов, и в этом году, в Год науки и технологий для нас очень большая гордость – поддержка Министерства науки и высшего образования. И мы хотим сказать огромное спасибо лично министру, который подписал дипломы всем победителям лично, спасибо огромное, это огромный успех всех нас в совокупности, кто является золотыми, кто является оргкомитетом, кто является экспертами, мы говорим огромное спасибо за этот волонтерский, важный, необходимый интеллектуальный труд. С вами были в студии Елена Ляпунцова Юлия Белозерова и Елена Сергеевна Вылкова, до свидания.