{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Суслова основатель Института позитивного родительства, ведущая тренингов для родителей и коучей 03 ноября 2021г.
Возможно ли позитивное родительство?
Возможно ли воспитание детей без срывов, повышенных тонов и с заботой о себе? Обсудим вопросы позитивного родительства и коучинговый подход в семейных отношениях.

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Мediametrics. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня обсуждаем тему, которая касается всех родителей, – как воспитывать своих детей и может ли родительство быть позитивным. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.

Анна Лебедева:

Сегодня мы рады представить вам в нашей студии специального гостя.

Ольга Гиверская:

Итак, специальный гость – основатель института позитивного родительства, профессиональный сертифицированный коуч по стандартам ICF, ведущая тренингов для родителей и коучей Наталья Суслова. Наталья более 25 лет работает в области развития и обучения взрослых и детей. Иногда смотришь социальные сети, и все так красиво: ухоженные детки сидят за красиво накрытым столом, едят сырнички с помощью вилки и ножа, и все так прекрасно, но на самом деле в жизни, давайте будем откровенными, все немножко по-другому. Что такое позитивное родительство?

Наталья Суслова:

Я сегодня развею мифы о позитивном родительстве, потому что для некоторых это в шарике розовые единороги, улыбки, все так радостно, как в этой истории с сырниками. На самом деле позитивное родительство – это ответственное родительство. За что отвечают родители? За свои эмоции, за свою жизнь, за отношения с детьми, и это как раз и есть позитивное родительство.

В переводе с латинского позитивный – это значит данный, конкретный, данный от природы. Поэтому задача позитивного родительства – это раскрыть потенциал ребенка, созданный самой природой, и то, как родители могут это сделать. И, конечно же, позитивное родительство – это про родительский ресурс, про то, как можно быть родителем в удовольствии, это не про то, что могут быть только радостные моменты, но даже когда эта картинка совершенно не идеальна, родитель может рассматривать своеродительство как благословение, а не как наказание.

Ольга Гиверская:

Неужели родительству можно научиться?

Анна Лебедева:

Родительству очень даже можно научиться. Нам предыдущее поколение родителей не давало таких моделей, которые бери и внедряй, у них были совсем другие задачи в 20 веке, и у наших мам, у наших бабушек стояли совсем другие цели, чтобы эти дети выжили, были накормлены, не плакали, и уже достаточно качественный уровень. Поэтому нам, современным родителям, необходимо вложиться в то, чтобы учиться, огромный список книг могу вам перечислить, что лично я, как родитель, читала. У Наташи этот список раз в десять длиннее, и огромный процесс самоосознания, потому что дети дают тебе возможность осознать очень много о себе и дают возможность также постоянного ежедневного личностного роста и саморефлексии, что ты конкретно сейчас делаешь, как ты с ними беседуешь, насколько это пришло от мамы, бабушки, или это что-то такое, что ты сейчас попробуешь и исследуешь, как именно этому ребенку хотелось бы рассказать, каким образом именно к этому ребенку, отличаясь от другого, стоит найти подход и создать среду для его талантов, чтобы они расцвели.

Ольга Гиверская:

Наталья, Вы очень много говорите о коучингом подходе в воспитании детей. Что это за подход?

Наталья Суслова:

Коучинговый подход начинается с родителей, это его отличительная особенность, потому что очень многие родители фокусируются на детей, важно развивать детей, важно создавать для них условия. Однако родитель – самый главный человек в жизни ребенка и самый главный воспитатель в жизни ребенка, поэтому коучинговый подход в первую очередь позволяет родителям ответить на вопрос – а кто я как родитель, что для меня важно, каким я вижу своего ребенка в будущем, что я хочу взрастить, какие качества воспитать в ребенке. И уже ответ на эти вопросы позволяет родителям выстраивать с ребенком такие отношения, которые как раз и будут наполнены этой ответственностью, будут наполнены этой любовью, принятием и желанием поддержать ребенка во всех его проявлениях в жизни, чтобы он шел по своему пути и был счастлив.

Ольга Гиверская:

Как Вы мудро сказали – поддержать ребенка, а не навязать то, что хочется родителю. И как родитель может научиться этому? Есть какие-то курсы, тренинги или надо работать с психологом, семейным коучем, где обучиться мастерству родительства, которое, к сожалению, у нас не преподают в институтах?

Наталья Суслова:

Мы учимся профессии по 5 лет, по 10 лет, научиться родительству – как это? Есть возможность либо самому прийти на курс, например, есть курс по обучению позитивному родительству, я также являюсь автором такого курса.

Ольга Гиверская:

Где можно о нем почитать информацию?

Наталья Суслова:

Можно почитать на сайте позитивного родительства, там как раз есть возможность родителям соприкоснуться и с коучинговым подходом, и с позитивным родительством, в группе, когда много родителей создают диалог, где много поддержки и где много примеров того, как меняются отношения в семье, как меняются дети, и как дети говорят своим родителям: «Мама, ну пожалуйста, поговори со мной так, как ты разговаривала со мной вчера». И когда мама спрашивает: «А что тебе понравилось из того, что я с тобой вчера говорила?» – ребенок говорит: «Все, мне нравится все, пожалуйста, поговори со мной». То есть я про то, что дети очень сильно откликаются на это особое общение, и родители становятся действительно счастливы от такого родительства.

Ольга Гиверская:

Прямо идеальная картинка. Анна, когда мы как родители научаемся тому, как это, быть в диалоге со своим ребенком, что еще мы можем сделать, для того чтобы родительство было наполненным, счастливым, потому что чаще мы видим на улицах мам, которые бегут из садика на кружок, потом на другой кружок, на секцию, дни расписаны, и на разговоры просто у многих родителей со своими детьми не хватает времени?

Анна Лебедева:

Очень важный вопрос наших внутренних ресурсов. Мы много служим другим людям, и зачастую та же самая мама или мама и папа не находят времени, для того чтобы просто с детьми поговорить. Я очень много вижу наших собственных коучинговых студентов, которые сильно меняют свой подход, когда вдруг осознают, что сбалансированный человек, у которого есть собственные жизненные интересы, и одна из важнейших ролей в жизни, родительство, гармонично вписаны, ничего не идет в ущерб другому, а в его жизни есть достаточное место и себе, и вам как маме, как отцу, и вашему союзу как паре, которая полноценная, в которой есть диалог между папой мамой, и мы как семейные коучи поддерживаем возможность выстраивания этого диалога. И есть пространство, в котором мы можем сделать вдох и выдох, отложить все дела и просто побыть с нашими детьми, просто насладиться такими очень быстро убегающими моментами их детской непосредственности, которая вжих – и уже им 11 лет, она уже исчезла. Вот этому всему неповторимому бурному потоку очень важно придавать структуру, и хорошо известный коучинговый инструмент колесо жизненного баланса поможет вам создать целостную и сбалансированную картину того, чего вы хотите от своей жизни и от жизни вашей семьи.

Ольга Гиверская:

В самом начале нашей программы, Наталья, Вы сказали о том, что фокус родителя должен быть направлен на себя. И когда мы становимся родителями, то очень часто мы фокусируемся на детях, на их проблемах, на решении этих проблем. А как с помощью коучинговых технологий, с помощью коучинга поддержать именно себя и восполнять ресурс, о котором только что нам говорила Анна?

Наталья Суслова:

Если родители осознают глубинный смысл своей роли, а ведь родители – это одна из ключевых сил в воспитании ребенка, тогда наступает осознание, что я есть причина тех отношений, которые я создаю. Это осознание и принятие ответственности за свои отношения с ребенком помогает родителям в первую очередь переместить фокус на себя. То, что обычно я как коуч делаю на сессиях с родителями, когда они приходят запросом: я хочу, чтобы ребенок лучше учился, или я хочу, чтобы мой ребенок поступил в институт. Здесь мы переводим фокус на родителя, и тогда ответ на вопрос а как же я могу быть в ресурсе, фактически становится вопросом – а как я могу быть счастливым и проживать свою жизнь счастливо, чтобы быть примером для ребенка, потому что у нас есть целых как минимум 7 лет, с 7 до 14, когда ребенок смотрит на родителей и копирует их фактически полностью. И тогда вопрос воспитания не встает, как мне что-то нужно с ним делать, вопрос воспитания встает кем мне нужно быть рядом с ним, чему самому лучшему во мне ребенок может подражать, и тогда вопрос про ресурс, где же брать силы, автоматически переводится в другой фокус, другой вектор.

Ольга Гиверская:

Я сейчас сижу и думаю о том, как важно работать когда-то с психологом, когда-то с коучем. И мы сейчас подошли к теме семейного коучинга, когда ответственность за воспитание ребенка лежит не только на маме, но и на папе. В чем сила семейного коучинга и в чем ценность работы с семейным коучем для обоих родителей?

Наталья Суслова:

Ценность семейного коучинга в этом пространстве «мы», где есть и мама, и папа. Мой опыт показывает, что чем чаще родители вместе исследуют тему позитивного родительства или коучингового подхода, тем быстрее идут изменения в семье. Поэтому первое, что может сделать семейный коуч, это выстроить единое пространство «мы», где мама и папа заодно, где нет противоречий по поводу воспитания детей, их привычек, режима дня, по поводу того, в какие кружки они будут ходить. И в этом есть его сила.

Ольга Гиверская:

Чтобы выстроить это «мы», когда мама, папа, дети, это единство, как правильно поступать – идти семье на индивидуальную сессию к коучу или прийти на обучение? Я знаю, что уже в феврале стартует программа по семейному коучингу в Международном Эриксоновском университете коучинга, и всю эту информацию можно прочитать на сайте университета erickson.ru либо ознакомиться с ней в Инстаграме erickson_coaching. Куда лучше идти семье, для того чтобы создать «мы»?

Анна Лебедева:

Здесь может быть четыре больших шага. Мы зачастую теряем вот это «мы», которое было между нами, мы фокусируемся и нас смывает волной изобилия разнообразных задач, которые мы должны решать для своих детей. Есть два родителя, а есть ли вот это «мы», ты и я, которые создали этот союз. И к коучу стоит прийти, для того чтобы воссоздать этот союз, ты и я, создавшие это «мы». Там целый список разнообразных тем, которые могут стать невероятно мощным ресурсом для семьи, и в сопровождении семейного коуча они могут их поисследовать.

И второй длинный список тем, которые очень сложно произнести для своего партнера, рассказать о том, что важно для тебя, помощь в ассертивной коммуникации, в текущем диалоге, когда пара может с коучем вместе в пространстве, которое коуч держит, а это пространство, ориентированное на решение, безопасное пространство, где мы конструируем будущее этой пары, могли бы они рассказать о том, что для них важно и нужно, и таким образом удовлетворить потребности этой пары и создать, может быть, даже совместную хартию и философию этой семьи, какие семейные правила мы вместе, как единый неделимый организм транслируем нашим детям, когда мы для них создаем среду.

Я бы рекомендовала, если нас слушают люди, которые уже готовы сделать очень мощный и смелый шаг и со стороны жены, и со стороны мужа пойти учиться на программах Натальи Сусловой по позитивном родительству, поисследовать себя, найти ответы на те глубинные вопросы, которые редко есть время задать, и найти эти ответы в паре. А если вы готовы идти дальше, то у нас на тренинге по семейному коучингу есть возможность поучаствовать в роли пар, на которых мы будем проводить демонстрационные коуч-сессии от тех людей, которые развивали эту тему более 10 лет. И в феврале мы ждем те пары, которые хотели бы стать парами для проведения нами сессий. Многим из вас, возможно, захочется пройти введение в коучинг, даже все модульные программы и поддерживать качество того диалога, который течет, который ориентирован на будущее, в котором нет болота, а есть конструктивное принятие друг друга, ценность, и когда чистое и красивое пространство, в нем всегда будет жить любовь.

Ольга Гиверская:

Многие считают, что коучинговый подход в воспитании детей, коучинговый подход в построении отношений очень мягкий. Наталья, воспитывать детей в коучинговом формате – не упустим ли мы их?

Наталья Суслова:

Мягкость, я бы даже сказала гибкость что созидает? Гибкость созидает трансформацию, структурная жесткая структура может повредить. Поэтому когда мы говорим о коучинговом подходе как мягком, он на самом деле помогает родителям создавать это гибкое пространство. И тогда у родителей появляется возможность, оставаясь авторитетом для своего ребенка, гибко создавать среду для развития. В позитивном родительстве мягкость – это любовь, которая может быть строгой, доброта, которая может быть требовательной, то есть это не бесхребетность, это абсолютная структура, но в ее основе всегда лежит любовь.

Ольга Гиверская:

Как же тогда нам, женщинам, убедить свои вторые половины влюбиться в коучинговый формат, потому что мы понимаем, что женщины чаще работают и с психологами, и с психотерапевтами, и приходят на тренинги для родителей? Что же такого мы должны нашим мужчинам сказать, сделать, для того чтобы вместе прийти на тренинг по семейному коучингу?

Анна Лебедева:

Есть очень большой секрет за этим. Зачастую, когда ты чем-то заразилась, и ты просто вовлечена, вдохновлена, ты хочешь привнести это, юный адепт, ты наскакиваешь на своего близкого без вопроса о том, может ли он сейчас уделить тебе время, готов ли он во все это вникать, есть ли у него потребность в том, чтобы этому всему учиться. И мы наскакиваем, начинаем говорить: «Милый, любимый, мы пойдем туда», – куда туда, зачем туда, у него есть очень много не заданных перед этим вопросов.

Самый наилучший способ для начала – это, работая с собой, демонстрировать, что ты меняешься, что нет ничего такого неизменного, что мы можем гибко трансформировать свои подходы, давая пространство другому человеку не насильственно, потому что затащенный узник подземелья с кандалами на любое обучение не будет эффективным участником этого, у него нет ни запроса, ни потребности, а есть уважение к своей паре, чтобы не скандалить с ней, он приходит учиться. Это не нужно ни тренеру, ни вам, ни ему, гораздо интереснее на его потребностях, на его интересах раскрыть следующую ступень.

Если хочется делать это еще более качественно и проявиться еще сильнее, то ведь можно пойти и сделать следующий шаг в своей эволюции, совершенно на другом языке, из других совершенно потребностей приходят отцы, потому что они тоже шикарные наставники. Я наблюдаю за своим мужем, это просто феноменально, сколько сил человек вкладывает, для того чтобы у наших детей были все навыки, и лыжи, и коньки, и спорт. Как ты можешь то, что ты хочешь донести до них, делать еще более эффективно. Наташа еще больше углубит эту тему, но я замечаю, что последние 5-10 лет откуда-то возникла поколение шикарных, современных, осознанных, молодых отцов. Эта идея о том, что только женщины развивают семью, постепенно уходит на задний план. Я когда смотрю, как они со своей малышней общаются, особенно если у папы родилась девочка, откуда все берется, те самые нежные интонации, те самые трепетные и внимательные глаза. И как сделать то, что ты хочешь, донести до своего ребенка еще лучше, исходя из потребности, как солнышко пригревает, и мы снимаем куртку, как солнышко пригревая свою вторую половину, пригласить, исходя из любви, прийти и полностью принять, если он скажет нет. Сегодня нет, а завтра да, все меняется.

Наталья Суслова:

Папа и мама как две руки, правая и левая, поэтому здесь сложно ребенку сказать, что важнее. Я замечаю в последнее время, все больше пап, которые действительно интересуются и которые вместе с мамами приходят, которые создают эту трансформацию и делятся, как один вопрос может развернуть их отношения с ребенком. Когда однажды мне папа сказал: «Я задал всего один вопрос и узнал о ребенке больше в этот момент, чем за последние 2 месяца». И это феноменально, когда действительно создается такая быстрая трансформация и утепление в отношениях.

Ольга Гиверская:

С помощью специальных вопросов, в том числе коучинговых вопросов можно решить очень много семейных историй, семейных проблем, можно изменить стиль поведения, семьи по отношению к ребенку, по отношению друг другу?

Наталья Суслова:

Да, именно коучинг как технология задавания особых вопросов позволяет создавать это пространство. Ведь вопросы всегда рождают ответ изнутри, и если говорить о том, что такое коучинговый подход, то это ответы, которые идут изнутри самого родителя относительно отношений в семье, с супругом, с детьми. И я глубоко убеждена, что родители – это самые главные люди в жизни ребенка, и все ответы по поводу того, как воспитывать ребенка, лежат внутри родителей. Сейчас очень много книг, множество противоречий, в одной написано об одном, в другой совершенно про другое, и родители зачастую теряются, что же мне делать. Дети – это не те, на ком нужно ставить эксперименты, но когда мы прислушиваемся к внутреннему голосу нашей мудрости, голосу своего сердца, что и помогает сделать коучинг, тогда все происходит совершенно иначе.

Ольга Гиверская:

Тогда в чем принципиальное отличие коучингового подхода от психологического подхода в вопросе воспитания детей, создания отношений внутри семьи? Что лучше делать – работать с психологом или работать с коучем, читать книги по психологии или все-таки углубляться в коучинговую тематику?

Наталья Суслова:

Для каждого свое, кому-то хорошо и одно, и другое, кто-то читает книги, и у них срабатывает. В области психологии сейчас множество направлений, поэтому обобщив, сказать, что психология только про рекомендации, я не могу, потому что есть такие направления психологии, которые тоже задают вопросы, однако если говорить про отличия, то в психологии больше фокус все-таки делается на экспертности психолога в этой сфере, который может дать какие-то советы, рекомендации, задать вопросы, но при этом ответственность самого родителя будет смещена в сторону психолога.

В случае коучинга коуч никогда не даст совет, максимум, что он может сделать, именно коуч родителей и подростков, он может спросить насколько вы знаете сейчас особенности того периода, в котором проживает ребенок, и все ответы человек будет искать изнутри. И я убеждаюсь, это всегда такое красивое событие, когда родители, не читающие никаких книжек, вдруг находят в своем сердце правильный ответ, потому что этот ответ адресован исключительно их ребенку.

Ольга Гиверская:

Анна, насколько современные родители готовы брать ответственность за воспитание детей, потому что Наталья говорит, что при работе с психологом какую-то долю ответственности родители отдают психологу, работая с учителями, учителям, а здесь ответственность лежит на родителях. Насколько мы готовы брать ее?

Анна Лебедева:

Большинство семей, в которых идет речь о психологии и о коучинге, не находятся за гранью выживания, где нужны кризисные центры или лагеря для беженцев, там меньше возможностей, для того чтобы тонкие вещи создавать, нужно обеспечить безопасность. Мы говорим о горожанам, у которых одна, вторая машина, квартира, накопительный счет, и вдруг оказывается, что с психологом ты будешь разбираться с проблемами прошлого, которые тебе не дают двигаться вперед и проявляться хорошо в семье, а с коучем ты будешь смотреть на то, что уже получается и как этого сделать больше, это совершенно разные взгляды.

Каждый выбирает, что ему ближе. Лично мне ближе вместе с коучем не решать до бесконечности все те проблемы, которые создались в моем личном детстве, что я могу сделать индивидуально со своим собственным психотерапевтом, а именно с коучем посоздавать, как я хочу прямо сейчас те отношения, на которые я могу замахнуться, и что я готова сама лично сделать, для того чтобы эти отношения здесь строить и создавать. Активные глаголы появляются, и вдруг человек понимает, что без связи с тем, как поцарапала наша жизнь, сейчас у нас есть ноги, руки, и даже если их нет в каком-то количестве, мы можем сейчас привнести в нашей семье, создать больше любви, больше радости, больше тепла, больше интереса, больше поддержки, сесть и послушать на тренинге «Девять навыков эмоциональной компетентности», «Свобода любить», да и на семейном коучинге всякие разные задания даем, интересные родителям, мы сами их тоже выполняем, и просто посидеть, своего ребенка послушать. Пусть он рассказывает какие-то свои вещи, а ты чуть-чуть вопросам поднаправишь, коуч же не задает вопросы детям, это невозможно, просто послушать, безоценочно, без корректировок, включить внимание сюда и выключить внимание в каком-то другом месте. И даже от одних таких очень несложных и доступных, совершенно недорогих лайфхаков в семье может начаться трансформационный процесс.

Наталья Суслова:

Я бы добавила здесь еще про осознанность, потому что в каждый момент времени родитель, который может задавать эти вопросы, понимает, к чему приведет этот диалог, не просто сейчас, а в перспективе, чем аукнется этот разговор через год, через 5 лет, а для кого-то и через 10 лет. Видение этой широкой перспективы, которая помогает сделать коучинг, для многих становится решающим.

Ольга Гиверская:

Наталья, Вы нашу программу начали с прекрасной метафоры, что позитивное родительство у многих ассоциируется с чем-то розовым, ванильным, с улыбкой на лице, с идеальной картинкой. Я прочитала, что психологи выделяют пять принципов позитивного родительства: это позволять ребенку мечтать и хотеть чего-то большего; принимать ребенка таким, какой он есть; принимать эмоции ребенка, особенно если эти эмоции негативные; позволять ребенку говорить нет; не соглашаться с нами, родителями, и позволять ребенку получать свой опыт. Как этому научиться, когда мы привыкли больше в авторитарном стиле воспитывать своих детей, чтобы оптимизировать все процессы, как этому научиться и где этому научиться?

Наталья Суслова:

Здесь ключевой вопрос – что мы хотим. Если мы хотим сделать ребенка удобным, то это в другую дверь, не про позитивное родительство. Если мы хотим ребенка сделать счастливым, исходя из его природы, исходя из его потенциала, то нам в хорошем смысле важно считаться с этими принципами.

Ольга Гиверская:

Это же невероятно тяжело и требует очень больших усилий от родителей.

Наталья Суслова:

Прямо сейчас можем сделать маленький фокус для наших зрителей, как если бы они могли замечать с сегодняшнего вечера в ребенке сильные стороны, то, что у него получается, где он уже преуспел, где он создает результат, даже может быть маленький в большой картине, где нет результата. И постепенно развитие нового мышления будет способствовать тому, что родители научаются некой новой парадигме отношений с ребенком. Да, это длительный процесс, и мы на тренинге для родителей поддерживаем на протяжении нескольких недель для начала, затем выстраиваем мощную систему поддержки, чтобы этот навык укоренился.

Приведу пример одной мамы, которая прошла тренинг, которая примерно месяц в этом стиле общалась со своими детьми, и представляете, как это бывает, когда приверженность теряется, и она говорит: «Ну все, не работает этот подход», – причем она говорит это своим детям. И ее 11-летний сын говорит: «Мама, я прошу тебя, пожалуйста, вернись, все работает, просто тебе нужно немножко потренироваться». Это как раз про то, как мы можем возвращать нашу приверженность этому. Я уже 10 лет тренируюсь, и это приводит к определенному результату.

Ольга Гиверская:

Важно расставить акценты, это не то, что ты сходил на тренинг, получил знания, и завтра все получилось. Нужно быть в определенной поддерживающей среде, нужно работать с человеком, с коучем, с наставником. Как паре или семье понять, что пора идти к семейному коучу или пора осваивать коучинговый подход? Где точка кипения, когда ты понимаешь – пора?

Анна Лебедева:

Большинство людей так и думают, что нужна точка кипения, чтобы накипело, и пора снимать пенку. Когда точка накипела, то уже пора просто выключить телефон, взять детей и отдохнуть хотя бы пару дней, не ходить ни на какие кружки, а просто побыть вместе, потому что накипело, кто-то устал очень сильно. Семья – это живой организм, семья – это динамично развивающаяся система, в которой все мы влияем, в первую очередь родители. Семья – это не то, что сказала мама, твоя или его, это ваш собственно союз, вас двоих и ваших детей. Когда мы обо всем этом разговариваем с подружками, зачастую ставим эту систему не в правильный ракурс, мы включаем в нее фокус внимания на том, что говорят друзья или каким образом на это смотрят наши родители. Семья – это то, как вы решаете, и когда накипело, скорее всего, к семейному коучу стоило идти не то что вчера, а позавчера.

Многие вещи меняются в нашей жизни, у нас меняются рабочие задачи, дети начинают проходить разного рода периоды, в том числе разные кризисы: трех лет, семи лет параллельно с те ми же пандемиями. Но то, что нас последние два года поддерживало, это то, что мы внезапно оказались по-настоящему близкими людьми в одном пространстве, с теми, кто тебе реально близок, и ты влияешь на то, чтобы эту близость сделать тем, что тебя будет наслаждать. Как сделать эту среду комфортной для себя, та мама, которая сказала детям, что все, не срабатывает, уже была усталой в тот момент. Как сделать так, чтобы подзаряжать свои батарейки? Я считаю, что пока в нашем обществе польза от семейного коуча отнюдь не очевидна, она есть, и те, кто с семейными коучами работает, видят мощнейшие результаты. Но когда ты расслаблен, когда тебе хорошо, ты не транслятор: быстро все побросали и побежали к семейному коучу. Когда где-то что-то побаливает, мы бежим к специалисту, который нас полечит, когда все вроде неплохо, но хотелось бы еще лучше, нужно просто внутреннее решение, как ты можешь повышать свой уровень комфорта, уровень искренности и честности, как ты можешь расширять зону того, где в вашей жизни будет любовь, которая будет вас просто греть и делать счастливыми. Это другой фильтр восприятия, не надо ждать, пока пенка начнет переваливаться через кастрюльку, лучше все-таки газ регулировать гораздо раньше, когда еще не начало кипеть. Поэтому я считаю, что буквально всем 100 процентам семей можно ходить к семейному коучу, за исключением тех, у которых совсем нет никакого запроса. И начать с пары, а потом расширять свой фокус внимания на детей, и будет виден результат.

Ольга Гиверская:

Когда пора начинать учиться позитивному родительству, потому что у детей же разные этапы? Сначала мы ждем, когда наступит год, потом мы ждем, когда наступит три года, пройдет кризис трех лет, и дальше вся жизнь ребенка – это некие этапы.

Наталья Суслова:

С момента, когда пришла к вам мысль а не пора ли нам пригласить в нашу семью ребенка, вот это самое время пойти поучиться позитивному родительству.

Ольга Гиверская:

А когда тогда не поздно?

Наталья Суслова:

Никогда не поздно, к нам даже на тренинги приходят бабушки, потому что они воспитывают внуков, и они взаимодействуют со своими взрослыми детьми, это тоже для них дает мощный результат. Поэтому сам путь родительства никогда не заканчивается, он начинается с определенного момента и никогда не заканчивается.

Ольга Гиверская:

Учиться, учиться и еще раз учиться. Возвращаясь к тренингу, который будет в Эриксоновском университете, тренинг семейного коучинга, как понять, что на этот тренинг нашей семье пора?

Анна Лебедева:

Мы для семей открываем двери, чтобы они поучаствовали в демонстрационных сессиях как клиенты. Пора на такой тренинг коучу, который хочет заразить семьи и создать для них возможность быть счастливыми семьями. Если вы видите, что этот подход вам отзывается, вам стоит занырнуть в позитивное родительство вместе с Наташей и с институтом позитивного родительства, или прийти и пройти дегустационный однодневный курс у наших тренеров введения в коучинг, или написать в нашем аккаунте – нашей семье нужен семейный коуч. Мы с Наташей 10 лет или даже больше, продвигая эту тему, встречались сначала с нулевой осознанностью или с минусовой даже, потом с некоторой осознанностью, потом – ну да, наверное, нам семейный коуч нужен. И мы можем вам порекомендовать тех семейных коучей, с которыми вы можете провести первую ознакомительную встречу и решить, подходит ли вам этот подход, а что если возможно, а что если подходит. Как же замечательно будет увидеть радость, счастье и цветочки в каждой конкретной семье.

Наталья Суслова:

Любой способ договориться, когда важно, это пространство семейного коуча. Поэтому любая семья, которая создает для себя это пространство с помощью коучинга, может по-другому посмотреть на свою ситуацию и найти решение. Семейный коуч не поддерживает в том, кто что не так сделал, а он помогает семье выстроить новый диалог или обновленный диалог из позиции первой влюбленности, когда все начиналось.

Ольга Гиверская:

Когда бабочки в животе, когда столько любви в глазах, когда хочется что-то делать и делать не только для себя, но и для всех. Наталья, у нас есть постоянная рубрика, которая называется чек-лист от коуча, это три коротких вопроса, три коротких ответа. Первый вопрос: позитивное родительство – это…?

Наталья Суслова:

Ответственность, ресурс и потенциал.

Ольга Гиверская:

Вопрос номер два когда родителям пора пересмотреть свои методы воспитания детей?

Наталья Суслова:

Первый пункт – если вы не удовлетворены своим родительством и не испытываете радость от него. Второй – если вам кажется, что ваши дети делают что-то не так или не получают каких-то результатов, которые вы от них ожидаете. И третий – если ваш ребенок просто переходит в новый возрастной период.

Ольга Гиверская:

Вопрос номер три – чему может научиться родитель, чтобы родительство было в удовольствие?

Наталья Суслова:

Почувствовать свою силу, силу родительского авторитета и то, что он главный в отношениях. Понять природу ребенка, кто он, тот человек, с которым я живу вместе. И овладеть коучинговыми родительскими компетенциями, чтобы уметь общаться и привносить в свою жизнь коучинговый подход.

Ольга Гиверская:

Что же делать тем родителям, у которых два, три, четыре ребенка, и они же все разные? Как здесь сработает принцип позитивного родительства, когда и логистика должна быть налажена – школа, сады, кружки, секции, и дома должно быть все убрано, чтобы быть в ресурсе и это не раздражало? Как позитивное родительство может помочь в воспитании двух и более детей?

Наталья Суслова:

Актуальный вопрос, потому что все чаще у меня на тренинге бывают многодетные мамы, у которых четверо, пятеро, шестеро детей. И я сравниваю это как жонглер, который одновременно жонглирует с несколькими шарами, и все нужно поймать. Позитивное родительство понимает природу ребенка, каждая мама понимает возраст, в котором ребенок находится, и благодаря этому, оставаясь в ресурсе, выстраивает логистику таким образом, что это позволяет ей создавать самый эффективный диалог с каждым.

Ольга Гиверская:

Для того чтобы пройти тренинг по семейному коучингу, родители должны быть с высшим образованием или с несколькими высшими образованиями, или достаточно того, что они просто родители, а может быть даже не родители? Семейный коуч для тех, у кого есть дети, или он в принципе для пары, для семьи?

Анна Лебедева:

Для того чтобы пройти тренинг по семейному коучингу, стоит быть для начала коучем, которому хочется работать с семьями, потому что это профессия. А для того чтобы обратиться к семейному коучу и поработать с ним, вам ничего другого не нужно, кроме жгучего желания привнести в свою семью больше радости и любви. Получается, это два совершенно разных ответа на этот вопрос. В одном, семейный коуч – это полноценная профессия, а в другом – ты родитель, находящийся где угодно, можешь растить в своей семье больше пространства, комфорта для всех, кто живет вместе.

Ольга Гиверская:

Наталья, может быть, Вы подарите какие-то вопросы нашим слушателям, как это, находиться в позитивном родительстве, когда где-то сил не хватает, где-то энергии не хватает, как быстро приходить в ресурсное состояние, о чем думать в эти моменты, как поддержать своих детей?

Наталья Суслова:

Первое, что я приглашаю сделать родителей, это ответить на вопрос – а что меня наполняет радостью, что мне дарит счастье, создать для себя это пространство ресурса, которое позволит в ресурсе выйти детям. Второе – обратить внимание на свои самые сильные стороны, как ответ на вопрос а чему самому лучшему во мне ребенок может подражать. И третий вопрос – это вопрос про то, как мы можем создать более яркие и радостные моменты вместе, какие самые сильные стороны своего ребенка я уже замечаю, и как я могу помочь ему развивать это.

Ольга Гиверская:

Я благодарю Наталью Суслову, основателя института позитивного родительства, благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга, а всем нашим слушателям желаю позитивного родительства, желаю позитивных эмоций, крепких семей и любви, до встречи в эфире.