{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Лариса Шелудченко врач, психолог, сооснователь, генеральный директор Образовательного центра SMART&ART, автор методики по развитию памяти, внимания, мышления 27 октября 2021г.
Твой мозг - таблетка от старости
Поговорим про память, профилактику Альцгеймера и реабилитацию после Covid-19. Расскажем, какие упражнения для тренировки памяти работают. Вы узнаете, почему ваш мозг может больше, чем он думает.

Екатерина Ярцева:

Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире на Мediametrics Екатерина Ярцева. Сегодняшняя наша тема актуальна для каждого человека, и чем старше человек становится, тем важнее эта тема ­– это состояние и работа нашего головного мозга. Мы поговорим с вами о профилактике болезни Альцгеймера, о реабилитации после Covid-19, расскажем, какие техники для улучшения памяти, внимания, концентрации работают, а какие нет. Вы узнаете о специальной технике, которую опробовали на себе более 6 тысяч человек, и трое из них находятся в этой студии. Мои гости   Шелудченко Лариса и Шленцова Юлия, основатели и руководители образовательного центра SMАRT&ART.

Лариса Шелудченко:

Поскольку у нас такая замечательная тема про мозг, про память и внимание, давайте мы с этого и начнем. У меня предложение, мы сейчас проведем сразу тест на память, чтобы не было лишних вопросов, как это проверяется, что с этим делать, хорошая ли у меня память. Я сейчас буду диктовать слова, их всего лишь 15, это очень мало, поверьте мне, средний уровень. Пока я диктую, не пишем, запоминаем, и если кто-то знает, какие-то техники используем, а если не знаете, как считаете нужным запомнить, так и запоминаем. После того, как я закончу диктовать, можно быстро для себя воспроизвести эти слова, самый элементарный уровень, когда пальцы загибаете и считаете, сколько слов вы сможете воспроизвести. И если будут вопросы, какой у меня уровень, тогда мы должны знать, сколько слов вы запомнили, но общие характеристики мы дадим.

Юлия Шленцова:

После теста расскажем про нормативы, откуда они взялись и сколько лет и веков они существуют.

Лариса Шелудченко:

Итак, поехали. Школа, шишка, мазут, созвездие, друг, атом, топор, бамбук, щепки, совесть, куб, пантера, трава, костер, правило. У вас есть буквально секунд 40 на воспоминания, что запомнили, все ваше. И нас будет интересовать количество слов, которые вы запомнили.

Екатерина Ярцева:

Насколько я помню из своего опыта участия в мастер-классе, мы там делали несколько заходов, и там был даже один очень хитрый заход под конец, но мы раскололи преподавателя, и кто-то полтора часа сидел, мучился, но у нас было больше слов, 20.

Лариса Шелудченко:

Это как раз потому что 5 повторов и тест не только на кратковременную память, но и на внимание. Я не знаю, может быть, у вас в группе были такие участники, которые показывали 8, 9, 10, потом бац – 8. Я только вчера так тестировала молодого человека, у него как раз постковидная ситуация, он говорит: «Я прям чувствую, что проваливаюсь», – и он 4-й раз сделал 14 слов, а 5-й раз сделал 12 и говорит: «А я больше не помню». Это показатель того, что концентрация внимания очень сильно упала.

Итак, если у вас получилось 15, вы молодец и заслужили с полки пирожок. Если 10, это очень хороший средний уровень, тоже говорит о том, что вы как минимум где-то раньше использовали или учились техникам. Средний уровень – 7 или 5 плюс-минус 2. 5 слов – это уже нижняя граница нормы, но тем не менее еще норма. Все, что ниже 5, это показатель того, что вам нужно уже тренировать память. Это не зависит абсолютно от возраста, можно и в 10 лет показывать прекрасные результаты, и у нас сейчас ученик 85 лет, тоже можно показывать такие же результаты, то есть это не зависит от возраста, это зависит от состояния кратковременной памяти и работы мозга на данный момент. Если 1-2 слова, то это показатель того, что работы нужно производить достаточно активные, много и часто.

Екатерина Ярцева:

Это только часть методики, которую вы составили и активно используете. Давайте расскажем о других составных частях, я помню, это было самое легкое для меня задание.

Лариса Шелудченко:

Потому что ты с этим работаешь, это твой хлеб, и все легко получается. У нас есть открытые уроки, где мы проводим общее тестирование, мы всех приглашаем на наши уроки, и там несколько видов заданий. То, что мы сейчас провели, тест на кратковременную и долговременную память. Дальше мы обязательно тестируем умение современного человека работать с информацией, сейчас это очень важный показатель, и он определяет то, как человек себя чувствует, с какой скоростью он может работать с входящей информацией и будет ли у него стресс. Представляете, чтение связано со стрессом.

Юлия Шленцова:

Оно связано с работой психики, потому что мы всегда сравниваем себя с кем-то или с чем-то, либо себя с собой вчерашним по состоянию здоровья, по состоянию своих знаний, по состоянию своих навыков, или с окружающими нас людьми. И если нам не нравится наш результат, у нас падает настроение, повышается тревожность, если это связано еще с физическим недомоганием, могут развиться какие-то вещи, вплоть до стресса. И мы с этим очень часто сталкиваемся, когда человек находится в идеальных условиях, в идеальном состоянии, он показывает лучшие результаты, чем когда он в группе, и когда у него есть ограничения по времени, ограничения по результатам, он должен эти результаты не для себя, а для кого-то предъявить.

Екатерина Ярцева:

Я помню, как я себя почувствовала в одном задании, когда человек сказал первый: «Я сделал, я сделал!» А я в это время в хвосте плелась.

Юлия Шленцова:

В этот момент как раз все и проваливается, ты теряешь концентрацию внимания, и тебе кажется, что твоя память хуже, чем она есть на самом деле.

Лариса Шелудченко:

Если мы говорим про скорость, мы живем в век скоростей информации, Катя, ты в этом потоке все время работаешь, и большой доступ к информации – это не благо. Для человеческого мозга, для развития человека это, скорее, зло, такое маленькое ненормированное зло, потому что контролировать весь этот поток очень сложно. И здесь мой любимый пример, что в большинстве случаев все пользователи получили образование в школе, нас учили читать до третьего класса, дальше чтение переходит на самотек. Если человек поступает в вуз, хочешь-не хочешь, ему килограммами надо запоминать свои книжки, и ты все время постоянно учишь, перелопачиваешь информацию. Это стимулирует развитие мозга, это повышает способности, у некоторых связан потом вид деятельности с работой, это тоже поступление информации. Но поступление информации и развитие мозга идет только тогда, когда что-то новое происходит, как только мы к чему-то привыкли, мозг говорит: ok, со мной все хорошо, и я теперь буду плавненько покачиваться на волнах. Я сейчас, может быть, скажу очень удивительную вещь, но скорость чтения после третьего класса у большинства людей, это 70 процентов, не растет.

Юлия Шленцова:

Если люди не занимаются специальными техниками, не тренируют техники скорочтения или не ходят на специализированные курсы типа наших.

Екатерина Ярцева:

Мы поняли на мастер-классе, что мало читать быстро, мы потом считали эффективность нашего чтения, и вот тут-то уже коэффициенты поплыли у некоторых, то есть мы оценивали не только скорость, а потом еще насколько мы верно можем ответить на вопросы по этому тексту, и это было феерично.

Юлия Шленцова:

Это называется коэффициент запоминания, само по себе скорочтение, быстрое чтение в принципе ни к чему, важно запоминать информацию и потом в нужный момент ее использовать.

Екатерина Ярцева:

Я прочитала быстро, но потом выяснилось, что запомнила мало.

Юлия Шленцова:

Я все запомнила, но в нужный момент вспомнить не могу. Это специальная ситуация, а в обычной жизни – я помню фамилию автора, там на пятой странице было такое важное что-то написано, но как это извлечь из своей памяти, для этого нужны специальные техники, которым ни в школе, ни в вузе не обучают, а это элементарные законы работы мозга, законы работы памяти, законы работы внимания и виды и свойства внимания. Мы все изучили и на основе этого создали методику.

Лариса Шелудченко:

Методика – это комплексный подход, то есть мы пытаемся затронуть максимум человеческих свойств, чтобы создать плотные, хорошие навыки, которые можно будет использовать в любой жизненной ситуации, и самое главное для нас, как для преподавателей и создателей методики, чтобы это пользовалось в жизни, а не то, что я купила очередную книгу, а она на полке пылится.

У меня очень хороший запрос каждый раз приходит: «Вы знаете, сколько у меня книг в плане на чтение? А времени нет». Так вот, наша методика направлена на то, чтобы не просто быстро воспринимать, а именно качественно. Поток информации очень большой, и нужно уметь сортировать эту информацию, нельзя все подряд пытаться запомнить, воспроизвести, это все равно, что вы будете есть все подряд. Мы сделали акцент на наших курсах на алгоритмы, анализ поступающей информации. Знаете, какое самое сложное упражнение? Это выводы, работа с выводами, сделать самому вывод по тексту, по ситуации.

Юлия Шленцова:

Мы же работаем не только с визуальной информацией, но и со слуховой, тактильной, по музыке делаем выводы. У людей, занимающихся наукой, в большинстве своем все в порядке с долголетием, здоровьем, памятью и вниманием, потому что всегда под определенную задачу у них неиссякаемый исследовательский интерес, они всегда изучают что-то новое, у них максимальное раздражение, напряжение и работа всех зон коры головного мозга, и у них с Альцгеймером дорожки не пересекаются.

Лариса Шелудченко:

А если мы берем простого человека, то чаще всего после какого-то периода на что уходит наше внимание? Соцсети, сериалы, а сейчас ведь какие хорошие сериалы делают, оторваться практически невозможно. Это все хорошо, интересно, но это не развивает мозг.

Екатерина Ярцева:

Как почувствовать этот вкус развития мозга и работы над мозгом, если человек еще думает, приходить ли на специализированные курсы, начинать эту серьезную историю? Я за полтора часа почувствовала вкус, смешанный со стыдом немного в том плане, что я поняла, что у меня некоторые моменты проседают, но время пролетело незаметно, полтора часа как один миг. Что можно делать в обычной жизни, чтобы понять, что это работает?

Лариса Шелудченко:

Есть очень много упражнений, которые можно делать просто и легко.

Юлия Шленцова:

Для того чтобы начать этим заниматься, не просто убедиться, что я невнимательный. Концентрация внимания у современного человека 40 секунд максимально, а нам кажется, что мы можем целых 40 минут нашей передачи слушать и не отвлекаться – ничего подобного. Вы, дорогие радиослушатели, уже за те 20 минут, которые мы разговариваем, переделали массу дел и вряд ли помните, с чего мы вообще начинали и как нас всех тут зовут. Поэтому нужна специальная задача.

Если менеджеру нужно повышение по карьерной лестнице, он понимает, что у него помимо желания должны быть определенные навыки, объем информации у него увеличится минимум в два раза, и перерабатывать ее, помнить и оперировать этой информацией ему придется гораздо быстрее. Кто за это отвечает? Тело и наш мозг. Если это школьник, который к выпускным экзаменам готовится и находится в режиме времени с удаленным обучением, когда требуются совсем другие навыки, ему тоже нужно тренировать концентрацию внимания, память, те же самые алгоритмы, для того чтобы вспоминать и отвечать в тестах так, как он это выучил, а не так, как ему захотелось.

Лариса Шелудченко:

Есть очень простая мотивация, очередные исследования ученых говорят, что скоро болезнь Альцгеймера будет встречаться в два раза больше.

Юлия Шленцова:

Через 50 лет на 50 процентов возрастет, каждый второй.

Лариса Шелудченко:

А это как раз тот самый момент – зачем мне это нужно. У нас некоторые ученики говорят: «Я не то, что про утюг не вспоминаю, я подхожу к холодильнику, открываю – а чего я сюда пришел?»

Екатерина Ярцева:

Это каждый день по 10 раз, это самое безобидное, что может быть. Когда ты едешь в метро и ловишь себя совершенно в другом переходе, или когда ты сел в поезд другого направления, смех смехом, у меня и у моих ближайших друзей это случается каждый день, и это тоже потеря концентрации внимания.

Лариса Шелудченко:

Это нарушение внимания в открытом виде.

Екатерина Ярцева:

Что делать с тем же самым чтением, потому что у меня очень плохой показатель, как я могу начать его улучшать?

Лариса Шелудченко:

Если мы не будем вдаваться в глубокие методические разработки, первое упражнение, которое мы даем, доступно для всех. Вы берете любую книжку, которую читаете или которую хотели почитать, берете секундомер или часы и желательно листок и ручку. Вы начинаете читать, читаете то время, которое считаете, что вы нормально себя чувствуете, не переламывайте себя, а то когда появляется ощущение: «Да что же я читаю и читаю, сколько времени?» Вот это сигнал для того, что можно остановиться. Но по ходу чтения вы берете ручку, и каждый раз, когда отвлекаетесь и ловите себя на этом, ставите галочку. Например, подумали: за водой что ли сходить – галочка, смс-очка пришла –галочка, завтра мне нужно вот это сделать – галочка. И когда закончите чтение, посмотрите, сколько у вас галочек. Упражнение будет заключаться в том, что следующий раз, когда вы сделаете это упражнение, вам нужно минимум на 5 минут дольше читать, то есть если вы первый раз 10 минут прочитали, продержались и чувствовали себя нормально, потом вам надоело, то есть это первый сигнал, что мозг устал, надоело.

Екатерина Ярцева:

Часто встречается в последнее время такая реакция.

Лариса Шелудченко:

А это мозг выключается.

Екатерина Ярцева:

Особенно если речь идет не о суперувлекательной художественной литературе, а когда нужно читать что-то по работе, какую-то документалку, мозг саботирует. Значит, на 5 минут дольше мы читаем и ставим галочки.

Лариса Шелудченко:

И когда мы ставим галочки, переходим в режим осознанности. Когда вы начинаете ставить галочки и себя ловить на этом, то в следующий раз уже подумаете – стоп, где-то галочка, я не буду думать про работу, работа все равно никуда не уйдет, а упражнение доступное, легкое, ничего не требуется тяжелого и сильного.

Екатерина Ярцева:

Говоря о методике, мы обсудили ту самую профилактику Альцгеймера, при том, что задания должны быть разные, как это было у нас – на запоминание слов краткосрочной памяти, на чтение и понимание и возможность воспроизвести потом, ответить на вопросы, мой любимый устный счет, который был хорош у участницы с ребенком-школьником 2-3 класса. Она сказала: «Ребята, да я каждый день сижу и решаю эти примеры». И на концентрацию внимания, нужно было поработать корректором. Что еще бывает, какие задания в этой методике, что нас еще может отдалить от встречи с Альцгеймером?

Лариса Шелудченко:

Самое простое и доступное для всех, как ни странно, чтение вслух, это на самом деле сложный процесс, который затрагивает очень много зон головного мозга одновременно, поэтому даже если вы будете просто по утрам вместо того, чтобы носиться, как угорелый по квартире, выделите себе 10 минут, сели, взяли свою любимую книжечку и почитали вслух с выражение.

Екатерина Ярцева:

Можно устроить целый флеш-моб по прокачке мозга.

Юлия Шленцова:

Вечером, сейчас будут выходные дни, если никто никуда не уезжает, пожалуйста, зум, skype, коллективное чтение. Успокаивает психику, нормализует работу нервной системы, мы успокаиваемся, слышим свой голос, спокойно, с выражением. Если эта книга приятная, романтичная, она настраивает нас на одно настроение, если юмористические рассказы, смех сам по себе для здоровья полезен и продлевает нашу жизнь, улучшает к тому же еще и память. А если потом еще пообсуждать, поделиться своим мнением, еще мы развиваем интеллект.

Екатерина Ярцева:

Иностранные языки?

Лариса Шелудченко:

Иностранные языки вообще шикарно тренируют мозг, и у нас есть методика. Ученики, которым нужно срочно и завтра что-то сдавать, занимаются в день по 6 часов, приходите к нам, позанимайтесь хотя бы 2-3 часа, и почувствуете, что все закипело.

Екатерина Ярцева:

Перед собеседованием отличная история, когда человек долго не разговаривал, когда ему кажется, что он сейчас опозорится и вообще ничего сказать не может, это на самом деле находка.

Лариса Шелудченко:

Иностранные языки до сих пор считаются чуть ли не самым лучшим средством для профилактики Альцгеймера, то есть считается, что лечить мы пока не умеем, каким образом это наступает и почему, какие спусковые крючки, тоже не знаем, но оттянуть этот момент, отсрочить мы можем, и это изучение иностранных языков. Поэтому иностранные языки нужно учить всегда, чем больше языков, тем лучше и в любом возрасте. У нас сейчас ученикам, которые изучают иностранный язык, 85 лет женщине и 84 года мужчине.

Екатерина Ярцева:

Давайте поговорим о постковиде. Что происходит с мозгом у переболевших помимо того, что теряется концентрация внимания, нарушается память, что еще на психологическом уровне происходит?

Юлия Шленцова:

Мы наблюдаем эту историю с сентября прошлого года, то есть чуть больше года к нам приходят ученики и те, которые у нас учились раньше, как только разрешили выходить и работать, прибегали, для того чтобы мы их протестировали и посмотрели, что с ними происходит. Их беспокоит то, что они, сравнивая себя с собой в 2019 году, после перенесенного заболевания впадают в панику, потому что элементарные для них, как это кажется, действия они выполняют с большим трудом: они плохо запоминают, не могут вспомнить, где лежат на рабочем столе документы, которыми они вчера пользовались и активно в них работали, они забывают названия, имена, фамилии, то есть ситуация с холодильником и телефоном, которые нам сейчас кажутся забавными, для людей, переболевших ковидом, кажутся просто катастрофой. Они просто впадают в состояние тревожного ощущения, доводят себя до депрессивного состояния, потому что пытаются извлечь из своего мозга, в котором происходили серьезнейшие процессы, связанные с употреблением большого количества серьезных препаратов, с тем, что сама ситуация с заболеванием все время нагнетается с точки зрения того, что человечество столкнулось с этой проблемой впервые, и все это страшно, тревожно, беспокоит, и усугубляя ситуацию тем, что потеря интеллекта, как выяснили британские ученые, действительно существует.

Мы не знали, поможет ли наша методика, наши упражнения, занятия, курсы для полного выздоровления, но у нас уже статистика серьезная собралась за год, и мы видели, как люди выходили из депрессии, когда активные интеллектуальные занятия проводились по нашим курсам и по нашей методике, уходили тревожные состояния. Память, надо понимать, не восстанавливается до 20-летнего, но высокоинтеллектуальные действия мы совершаем, я сама входила в экспериментальную группу и на себе все это испытывала. Состояние, когда ты впадаешь в агрессию от того, что ты не можешь, наступает незаметно, потому что, видимо, нарушаются какие-то нейронные связи. Активные занятия мозгом восстанавливают, выращивают новые нейронные связи, и это способствует повышению настроения, и у нас есть два случая, когда с антидепрессантов люди снимались.

Лариса Шелудченко:

Мы же делаем тест IQ, и мы можем заявлять на данный момент, что уровень интеллекта восстанавливается после ковида вопреки британским ученым. Но просто здесь нужно рассматривать тот момент – если я ничего не делаю, то ничего не происходит, сам по себе интеллект не будет восстанавливаться. Если вы начинаете работать с этим, заниматься, что-то новое, причем это ведь идет через усилие, первое время очень тяжело, и здесь почему нужно заниматься не самому, а с преподавателем, потому что преподаватель это все видит, и задача преподавателя – вытащить ученика на работу, не дать ему погрузиться, что у меня все плохо, я ничего не запомнил. Хорошо, это не запомнил, сделаем по-другому – а вот так точно запомню. И этот момент, когда наращивается потихонечку объем, скорость, и ученик действительно начинает себя чувствовать лучше.

Есть у нас такие случаи, когда и уровень IQ растет по тестам, и были очень интересные случаи, когда во время экспериментальных занятий два человека болели в процессе, и мы сначала не поняли, они не говорили, и было очень интересно, что у них не повысился уровень, для нас это было – как так, у всех повышается, что-то случилось. А потом, когда начали разговаривать, выяснилось, что они заболели. Получается, что действительно возрос, но относительно того, что он не упал, сохранился.

Екатерина Ярцева:

На том же уровне, что уже большое счастье.

Лариса Шелудченко:

Одна ученица так и рассказывала: «Такое было ощущение, что я снова нашла себя, у меня был показатель, что я раньше могла слушать лекции два часа, рассуждать, после заболевания я понимаю, что не могу запомнить лекцию, не могу сосредоточиться, 10 минут, и я начинаю о чем-то думать. Какое счастье, что я снова себя нашла». Это возможно, и все должны понимать, что нужно просто заниматься.

Екатерина Ярцева:

Были такие случаи у вас, когда люди приходили прокачать чтение, общую память, такой среднестатистический гражданин, и потом через какое-то время он открывал в себе какие-то таланты и способности, то есть наращивал потенциалы, потом в чем-то проявлялся совершенно неожиданно?

Лариса Шелудченко:

Очень много таких историй, у нас в центре висит картина, которую девушка написала после прочтения книги. Мы на третьем этапе читаемого объема книг прочитали «Вино из одуванчиков», и она так впечатлилась, там еще была специальная техника чтения. Кстати, техник чтения больше 15, они просто под разные цели, под разные задачи, и 15 вариантов – это очень большое разнообразие, которые вы можете для себя изучить. И она настолько впечатлилась, что взяла кисточки и нарисовала картину впервые в жизни.

Юлия Шленцова:

Она вообще не художник, пошла, купила кисти, краски и маслом написала картину, и никогда не скажешь, что человек впервые в жизни рисовал.

Екатерина Ярцева:

То есть занятия мозгом включили какой-то творческий паттерн.

Лариса Шелудченко:

Она даже приехала из другого города.

Юлия Шленцова:

У нас не просто технические занятия мозгом, когда мы берем упражнения, в том числе и которыми делимся со зрителями и слушателями, а специально выстроенная методика. Она заключается в том, что за 20 лет эти упражнения в такой комбинаторике подобраны, что именно в этой комбинаторике за 30 часов мы гарантируем, что будет позитивный результат, у каждого своя, но каждый прирастет относительно своих первоначальных данных в два раза по уровню развития внимания, памяти, концентрации и уровню развития интеллекта. IQ мы измеряем исключительно для того, чтобы на количественных показателях, психика же гораздо медленнее поспевает за количественными показателями, качественная сторона у нас еще не верит в то, что я стал лучше относительно себя, чем полтора месяца назад, пришедший на эти курсы.

Екатерина Ярцева:

То есть мозг уже включился, а психика не поспевает за ним.

Юлия Шленцова:

Наша психика гораздо медленнее осознает, что происходит на самом деле.

Лариса Шелудченко:

Количественные показатели помогают понять. И не только рисуют, стихи пишут, книжки пишут, петь начинают, очень большой спектр. У нас даже возникла теория, что такие творческие способности появляются, потому что когда человек четко, структурно умеет работать с информацией, сконцентрирован, высвобождается дополнительная энергия, мы ведь очень много в течение дня тратим энергию на лишние действия, на лишнюю суматоху. И когда эта энергия высвобождается, человек вдруг понимает – вот она, я могу создать что-то новое.

Юлия Шленцова:

А главное, у него появляется время.

Екатерина Ярцева:

И желание, потому что он уже уверен в себе, он какие-то свои вопросы по памяти, по интеллекту закрыл, выдохнул и говорит: «Ну, а теперь я буду творить».

Юлия Шленцова:

Когда заканчиваются занятия, курс завершается, мы просим дать ребят обратную связь, и самое частое говорят: «Я не знаю как, но методика работает, хочешь ты этого или не хочешь». У нас есть серьезные домашние задания, иначе никак, дисциплина для мозга нужна, и даже если не выполнять домашние задания, то все равно работает. Все равно рано или поздно ты начинаешь говорить на том самом английском языке, который тебе 6 часов преподаватель пытается сказать, что тебе нравится и ты умеешь на нем говорить. Через 5 дней открываешь рот и начинаешь говорить, а мозг такой: «Ничего себе, что я умею».

Екатерина Ярцева:

По вашему опыту, что сейчас самое слабое звено у современного человека, у того, кто к вам приходит, какая функция мозга или памяти, есть ли какая-то общая системная история?

Лариса Шелудченко:

Внимание, способность удерживать внимание. У внимания есть 5 свойств, и у разных людей могут быть разные свойства нарушены, и уж совсем хорошо, когда все 5 свойства нарушены. Но я могу сказать однозначно, если раньше мы тестировали людей, у школьников было нарушение внимания 2 из 10, у взрослых это было 3 из 10, то сейчас если из группы 1 человек с ненарушенным вниманием, это уже победа.

Мы говорили про соцсети, они же влияют на мозг, физиология у нас одна, сознание работает по-другому, все заточено на то, что мы очень быстро скролим ленту, мы не задерживаем внимание, мы не удержим его, мы все время на быстром-быстром переключении. С точки зрения физиологии и работы мозга это не очень хорошо, потому что мы не успеваем что-то запомнить. Этот поток постоянной информации вымывает даже то, что вы специально запоминали. Вы учите что-то, закрыли учебник, и тут началась коловерть – тут позвонили, тут сделали отчет.

Екатерина Ярцева:

150 чатиков, вам написали 40 человек, и вы уже забыли, что вообще что-то открывали.

Лариса Шелудченко:

И это происходит в любом виде деятельности. Поэтому очень важно здесь соблюдать систему и повторений, и правильного отношения к информации. Пришел на занятие, выключил телефон, мы же к вам пришли, оставили телефоны подальше, чтобы они тут не маячили, то же самое попросим ученика на занятиях, потому что ему кажется: ну ладно, я посмотрю немножечко на смс, а у мозга происходит другая работа. Работала энергетически одна зона, дальше я посмотрел, она выключилась, и дальше, чтобы мне снова ее включить и погрузиться в работу, требуется дополнительное усилие. Именно поэтому после наших занятий, когда люди проходят курс, у них появляется энергия.

Некоторые говорят, если приходил первые 2-3 занятия, все же вечером приходят, после работы: «А как же я буду сейчас заниматься, я весь никакой», – то после недели уже готовы пешком до дома идти и говорят, что я прихожу и переделываю еще кучу дел, появляется много энергии. Все потому что концентрация внимания, переключение, где-то тормозим ученика, где-то разгоняем, у нас разные процессы идут, и высвобождение энергии говорит о том, что мозг правильно работает.

Екатерина Ярцева:

Что касается занятий здоровьем собственного мозга, как это лучше делать, индивидуально или в группе, или что-то делать индивидуально, а что-то в группе, какой здесь подход?

Юлия Шленцова:

Мы приглашаем всех на тестирование, на мастер-класс, когда это групповые вещи, и уже исходя из показателей мы смотрим. Если человеку нужно какие-то нарушения доработать, это возрастные изменения, связано с нарушением, с заболеванием, медицинскими показателями, то здесь однозначно идет работа индивидуальная. Если просто люди подбираются со схожими задачами, кому-то нужно прорывные вещи сделать в своей карьере, кому-то просто нужно в молодом коллективе научиться более креативно, более гибко, более быстро действовать, мыслить и изучать новую информацию, потому что по возрасту другой, другого поколения, но он ценный, уникальный специалист, здесь подойдут и групповые, и индивидуальные занятия. Есть большие начальники, кому негоже заниматься в группе со студентами, им нужно соблюсти статус, конфиденциальность, у нас занимаются и люди известные, медийные, у всех бывают проблемы с памятью, и все хотят быть здоровыми. И здесь они выбирают для себя тот комфортный вариант индивидуальных занятий, который им нужен. Если все нормально и просто человек хочет под конкретную задачу разогнаться, стать более внимательным или после ковида восстановить свой мозг, мы рекомендуем прийти в группу, это так же эффективно работает. Онлайн, офлайн, мы уже убедились за полтора года, что методика работает, и здесь нагрузка только на преподавателя, комфортное существование для ученика мы обеспечиваем.

Екатерина Ярцева:

Мне кажется, нам удалось вселить надежду, что наш мозг может больше, чем мы от него могли бы ожидать, главное, им заниматься, вкладывать в него, и он постарается и нас отблагодарит своей слаженной работой.

Лариса Шелудченко:

Все сейчас занимаются своим телом, ходят в тренажерный зал, то же самое нужно для мозга.

Екатерина Ярцева:

И я так поняла, что к этим самым техникам нужно относиться, как к физическим упражнениям. Может быть, не принимать их близко к сердцу, мы же не принимаем близко к сердцу, если у нас не сразу кубики появляются на животе, если не сразу бицепс, мы относимся к этому спокойно и философски, и здесь то же самое. Читаешь медленно, еще 100 подходов по три раза, и будешь читать быстро.

Лариса Шелудченко:

У нас есть упражнение на позитивное мышление, учим учеников воспринимать все в позитивном свете. Сегодня получилось так, завтра получится по-другому, но всегда мозг очень благодарен, любое вливание очень благодарно, он начинает работать, искриться, и вы сразу чувствуете, что все заработало, что-то там начинает шевелиться.

Екатерина Ярцева:

То есть происходит это достаточно быстро.

Юлия Шленцова:

Шевелиться начинает на первом занятии.

Екатерина Ярцева:

Это я заметила, а уже такие измеримые подвижки происходят каждый день.

Юлия Шленцова:

Мы делаем замеры каждый день, потому что психике надо убедиться в том, что мозг становится лучше.

Екатерина Ярцева:

Спасибо вам огромное, что вы пришли, тренеры по мозгу были у нас сегодня в эфире. Друзья, я лично очень советую прийти на мастер-классы, это правда круто, возможно, вы узнаете о себе что-то не очень приятное, но вы будете уже в курсе того, над чем вам нужно работать. Всем желаю бережного отношения к своему мозгу, к своему здоровью, вкладывайте в него, и вдруг вы через какое-то время начнете писать картины, стихи, петь. Мы вам от всей души этого желаем, будьте здоровы и до новых встреч.