{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дана Алборова генеральный директор Аптечной сети «Поларт-Фарм» 26 апреля 2021г.
Изменение форматов розничных точек и коллаборация с торговыми сетями
Аптека: прошлое, настоящее, будущее. Характер покупки в аптеки, как добавить позитива в историческом "месте скорби"? Эволюция покупательских ожиданий. Эволюция аптечного ассортимента: какие категории ассортимента завоюют аптечное пространство, а какие точно будут отвергнуты покупателем? Сопротивление специалистов или "посмотри сам, там все написано".

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Мediametrics, программа «ФармаЛогия». И тема нашей сегодняшней встречи «Изменение форматов розничных точек и коллаборация с торговыми сетями». Хочется поговорить о будущих аптечных форматах, что же произойдет, потому что неслучайно же представители E-com, который сейчас активно двигается на наш рынок, обозвали нас каменными аптеками и пророчат, что каменным аптекам придет смерть. Представители аптечного ритейла в постоянном поиске, что бы еще сделать на территории аптеки, чтобы добавить туда необходимый уровень эмоций, чтобы это превратилось из места скорби в место необыкновенных переживаний и даже приключений, связанных со здоровьем и красотой.

Поэтому у меня сегодня гости в студии, и это гости не случайные. Дана Алборова – генеральный директор аптечной сети «Поларт-Фарм», и Анна Вангниц – исполнительный директор Аптечной сети «ФАРМАТЕКА». Вы представляете аптечные сети, которые очень здорово поменяли свою подачу, свой формат и постоянно удивляете своих покупателей, святых людей, которые к вам приходят, удивительными новинками. Дана, что же случилось с момента нашей последней встречи, потому что тогда Вы представляли совсем другую аптечную сеть?

Дана Алборова:

Я уже год работаю в аптечной сети «Поларт-Фарм». Аптечная сеть входит в группу компаний АСНА, локализована в Москве, и мы сеть-экспериментаторы, все время что-то экспериментируем, чтобы потом готовые решения можно было транслировать участникам АСНА.

Олег Гончаров:

Вы уже давно не похожи на аптеку, это нечто большее.

Дана Алборова:

Мы, скорее, АСНА-маркет, где можно купить и лекарства, и продукты хорошего качества, и выпить хороший вкусный кофе.

Олег Гончаров:

Анна на нашей территории впервые, я этому бесконечно рад. Расскажите о себе, какое у Вас базовое образование, связано ли оно с фармой и как пришли на фармрынок, может быть, есть вещи, которыми Вы очень горды, и почему в итоге «ФАРМАТЕКА» и что такое «ФАРМАТЕКА» в Вашей жизни.

Анна Вангниц:

Мое базовое образование – это экономическая специализация, экономика и управление на предприятии, я сертифицированный специалист по международной отчетности. Пришла на фарму совершенно случайно, учредитель пригласил работать в аптечную сеть с целью выстроить финансовый блок. Фармацевтическая розница в тот момент для меня было абсолютно новой, неизведанной сферой, и чем больше я погружалась в процесс работы, тем интереснее для меня становилась отрасль. С одной стороны, это зарегулированная государством сфера, с другой стороны, это высококонкурентный рынок, который постоянно держит тебя в тонусе своего развития. Мы существуем на рынке уже более 12 лет, а к бренду «ФАРМАТЕКА» мы пришли два года назад, когда поняли, что мы изменили формат, мы изменили требования к работе, наполнение своего ассортимента, структуру продаж и поняли, что мы уже стали больше, чем просто аптека. Сейчас это территория здоровья и красоты.

Олег Гончаров:

Наверное, это доставляет Вам удовольствие и радость. А есть сети, которые на вас похожи или все-таки вы уникальны в своем предложении?

Анна Вангниц:

Сложно ответить на этот вопрос, часто нас сравнивают с «36,6», но у нас все равно свой путь развития.

Олег Гончаров:

Я так понимаю, что это далось тоже непросто.

Анна Вангниц:

Безусловно, через пробы и ошибки, наш путь был тернистый, но тем не менее мы никогда не опускаем руки, идем вперед, пробуем новое, это наш девиз в работе.

Олег Гончаров:

Поговорим о вариантах будущего аптечного формата. Аптека – прошлое, настоящее, будущее. Как менялся характер покупки и что послужило основой, что вы начали экспериментировать и создавать мультиформатную историю?

Дана Алборова:

Основой послужило изменение, которое происходит и на рынке, и вокруг нас, и с покупателями, и особенно в период пандемии мы все заметили, что покупатель изменил свои потребности, свой взгляд и стал больше задумываться о здоровье и здоровом образе жизни. По статистике, в 2021 первом году уже проводили опрос, 56 процентов россиян задумываются о здоровом образе жизни, в Европе эта цифра чуть выше, около 66 процентов.

В то же время, если смотреть на аптеки, то мы все помним, что сначала была классическая аптека, основное это были лекарственные средства, потом мы все стали расширять ассортимент – парафарма, много косметики, сопутствующих товаров. Мы снимали больше площади, чтобы этот весь товар разместить.

Потом пришел век интернета, E-com, и часть этого товар ушла в продажи через интернет. Такие большие площади уже были не нужны, я часто хожу по аптекам, заходишь – зал большой, а товара не так уж много. Как же использовать с пользой эту площадь, ведь квадратный метр должен приносить доход. Стали думать. Продуктовый рынок в 14 раз больше, чем фармацевтический, и есть потребность у людей покупать качественные продукты. И я до этого момента не задумывалась, что же мы едим, а теперь стала обращать внимание на этикетки, составы и понимаю, что здесь мы тоже можем помочь нашим покупателям быть здоровыми, активными и в то же время получать от этого удовольствие. Поэтому мы решили попробовать этот формат, чтобы на одной территории это был магазин продуктов с качественными продуктами, мы очень требовательно относимся к этикетке, составу, чтобы можно было по пути выпить кофе со вкусной булочкой, круассаном, но если уже возникла потребность, вас что-то беспокоит, зайти, проконсультироваться и купить нужные лекарства. Вот этот формат мы развиваем, он нам интересен, он сложный, мы экспериментируем.

Олег Гончаров:

Вы положили в основу то, чем аптека отличается от всей другой розницы, это высокий уровень доверия. И коль мы заговорили о здоровом образе жизни, даже известный хулиган, Шнур, тоже исповедует здоровый образ жизни. Эпоха пандемии принесла совсем другое отношение осознания важности поддержания иммунитета. И все те продукты, которые вы завозите, как раз этому посвящены, вы даже формируете новые подкатегории товаров.

Дана Алборова:

Мы отталкиваемся от локации, от потребности наших покупателей. У нас есть точки, где мы широко представляем веганскую продукцию, безглютеновые продукты, потому что там действительно есть на это запрос, и мы видим, что покупатель ищет это. Есть у нас точка, где сразу покупатели стали спрашивать пиво. Мы сначала долго отнекивались, но жизнь – это изменения, нельзя этим изменениям противиться, и для нас прежде всего важен наш покупателей, если он хочет пиво, то мы ему предложим пиво, но оно обязательно будет качественное и хорошее. Это классическое пиво, но на очень хороших пивоварнях сделано, есть даже органическое пиво, и на это тоже есть спрос, просто оно качественное, и мы за него отвечаем.

Олег Гончаров:

Какие категории ассортимента завоевывают аптечное пространство, а какие будут точно отвергнуты? Вы ведь наверняка шли и пробовали? Какие ошибки точно не совершать?

Анна Вангниц:

В настоящее время мы наблюдаем изменение аптечного ассортимента. Кто бы мог подумать, что два года назад в нашем ассортименте появятся такие товары, как антибактериальная обработка сотовых телефонов, ключей, дыхательные тренажеры. Сейчас мы наблюдаем ухудшение здоровья населения, все больше и больше людей обращают внимание на качество продуктов питания. Сейчас ухудшается и качество питьевой воды, все это приводит к более высокому спросу на здоровое питание.

Основная часть, которая завоюет аптечное пространство, это направление суперфуды, гомеопатия, натуропатия, минеральные воды, и мы уже наблюдаем осознанный отказ от товаров с синтетическим составом в пользу органических и натуральных товаров. Мир не стоит на месте, 100 процентов наши ученые изобретут что-то новое, и это новое обязательно появится в аптечной сети «ФАРМАТЕКА».

А вот что будет отвергнуто, сложно спрогнозировать, потому что ситуация в мире очень изменчивая, и новые формы заболеваний всегда будут в основе новых фармразработок и влиять на потребительский спрос. Что касается наших ошибок, конечно, не без этого. У нас были тестовые периоды, когда мы заводили, по нашему мнению, стопроцентно наш товар, но не могли оценить по достоинству наши первостольники, и мы были вынуждены его выводить. Надо пробовать, не бояться, и в то же время мы очень быстрые, если мы видим, что нет результата, мы вывели и не насаждаем наш выбор сверху для наших покупателей и первостольников.

Олег Гончаров:

Главное, друзья мои, не бояться. Дана, то, что я слышу, говорит о том, что наступает другая эпоха БАДов, потому что еще не так давно БАДы воспринимались как вселенское зло, и это не только в восприятии посетителей аптеки, так думали многие первостольники. Меняется сейчас это?

Дана Алборова:

Да, в России так сложилось исторически, что слово БАД было ассоциировано с каким-то злом, хотя это не так. Очень много качественных БАДов, и эти БАДы позволяют поддерживать высокий уровень жизни и увеличивать продолжительность жизни. И мы знаем, что в Америке и Европе есть культура ежедневного принятия БАДов, это помогают людям вести здоровый образ жизни.

У наших первостольников есть этот стереотип, мы с ним боремся. Сейчас век интернета, это уже все стало ломаться, тем более, на наш рынок пришел такой большой игрок, как iHerb, много БАДов теперь продается на маркетплейсах, и покупатель уже сам начинает их искать. И аптеке приходится подстраиваться, и наши первостольники уже видят, что меняется покупательская потребность, и качество предлагаемых БАДов стало совсем другим, чем 10 лет назад.

Олег Гончаров:

Когда случилась пандемия, много было предложений поучаствовать на самых разных онлайн-площадках, и Деловая Россия организовала ярмарку производителей БАДов. Молодые ребята представляли свои продукты, это было безумно интересно, потому что они находили какие-то травушки-муравушки, из этого создавали продукты, большинство этих решений было направлено на то, чтобы повысить или укрепить иммунитет, и я стал невольным свидетелем столкновения двух эпох врачей, у них же особое к этому отношение. Молодой терапевт включился и начал очень агрессивно нападать на производителей БАДов из серии того, что вы творите, вы должны сначала это все обсуждать с врачебным сообществом, иммунитет – это самая неизученная и очень тонкая материя, поэтому это жесткое вторжение может нанести непоправимый ущерб здоровью любого человека.

И тут же включился его коллега, уже более зрелый, даже пожилой врач, он сказал: «Все понятно, у врачей есть консервативный взгляд и консервативный подход. Давайте честно признаемся, нас учили лечить людей именно медикаментозными формами в большей степени, и в нашей стране полностью утрачены знания, которые можно назвать народной медициной». Чтобы понять, сравните Китай и нас, насколько там велика эта история и насколько эта традиционная медицина занимает сильные позиции. У нас это все утрачено, и поэтому мы просто этого не знаем, и как следствие мы это отвергаем. И мне его аргумент очень понравился: «Еесли уж мы говорим об иммунитете, то гораздо логичнее, если каким-то образом на него воздействовать, использовать для этого натуральные продукты растительного происхождения, которые оказывают меньший вред и меньше пагубных влияний, это более мягкое влияние на иммунитет». Поэтому хочется верить, что кроме наших специалистов, кроме наших покупателей и врачебное сообщество тоже начинает менять свое отношение к этому ассортименту.

Аптеку «украсить» легко – расширить ассортимент, поставить дорогущую косметику, прекрасные БАДы, но мы всегда столкнемся с сопротивлением наших горячо любимых сотрудников, которые часто говорят, что ребята, если по таблеточкам, то не вопрос, а если по этой истории, то там все написано, сами читайте. Почему наши специалисты не хотят работать с этим ассортиментом?

Анна Вангниц:

Я расскажу исключительно о нашем опыте. Мы заводим только те продукты, в качестве которых мы самостоятельно убедились. После этого мы доносим важность и ценность данной новинки до нашей аудитории, до наших первостольников. Далее мы выстраиваем так мотивацию, чтобы у сотрудников была возможность попробовать самостоятельно, а ведь мы знаем, когда сотрудник непосредственно попробовал и оценил сам, ему легче в дальнейшем работать с этим продуктом, он уже безбоязненно, смело рекомендует его нашим покупателям.

Несмотря на это мы все равно сталкиваемся с сопротивлением, но сопротивление не связано с конкретной позицией, которую мы ввели, а с сопротивлением работать по старинке на отпуск: товар-деньги-товар. Ведь мы же сейчас работаем над повышением качества сервиса, улучшаем свой сервис, повышаем уровень консультации, и это самая сложная и постоянная работа над собой, с сотрудниками, и мы работаем над этим через постоянное обучение. Но это не только обучение от производителя, это бизнес-тренеры, обучение через

наставничество наших лидеров. Также мы стараемся помочь за счет того, что мы маленькие, мы можем помочь конкретному сотруднику в очень сложных жизненных обстоятельствах, и все это вместе взятое формирует некое доверие к компании, в которой сотрудники замотивированы работать и уже не так болезненно воспринимать наши новшества.

Олег Гончаров:

То есть вы создали уже определенную субкультуру, и если уж приходят люди, то они сразу пропитываются желанием, готовностью работать бесстрашно с этим ассортиментом.

Дана Алборова:

Мы все ждем маркировку БАДов, мне кажется, эта ситуация тоже скажется положительно на восприятии этой продукции. И хотела бы вопрос нашим слушателям задать – если мы, аптечные работники, не будем работать с этой категорией, работать с нашими первостольниками, не получится ли так, что эту категорию у нас заберет крупный ритейл? Мы здесь эксперты и мы не должны ее отдавать туда.

Олег Гончаров:

Когда ты видишь, как стоят БАДЫ рядом с не очень красивыми бананами, совсем по-другому воспринимается. БАД – это инструмент в умелых руках наших специалистов. Может быть, не очень корректно, но я позволю себе этот пример. Как-то, проводя встречу с нашими горячо любимым специалистами, я от одного провизора, она уже зрелая женщина, услышал: «Ребята, я это использую, бывает так, что заходят в аптеку и когда видят, что это БАД, сразу начинают кривить физиономию – это же БАД. Я говорю: «Дорогой ты мой человек, ты зачем сюда пришел, в аптеку, лечиться? Если лечиться, будь добр, сначала к доктору, он тебе ставит диагноз, назначает лечение, мы тебе подбираем инструментарий из лекарственных препаратов вместе с доктором. Если ты, минуя врача, пришел и не хочешь лечиться, а хочешь профилактировать заболевание, но ты исповедуешь тот самый принцип ведения здорового образа жизни, то ты пришел по адресу, потому что это территория аптеки и наш инструмент – это БАДы, которые как раз не лечат, а предотвращают эту историю. И у нас есть для этого соответствующее образование, чтобы мы тебе помогли совершить грамотный правильный выбор». Возвращаясь к сопротивлению, я даже не представляю, как у вас реагируют сотрудники, когда вы добавили в ассортимент пиво.

Дана Алборова:

Пивом у нас занимаются абсолютно другие сотрудники, специально обученные люди, потому что мы придерживаемся всех лицензионных требований, и мы понимаем, что в аптеке пиво продавать нельзя. В аптеке у нас продается только аптечный товар, аптека выделена по всем нормам лицензирования, и там работают отдельные люди. Пиво продается на другой территории, где есть свои сотрудники, своя касса, это отдельный бизнес, который существует, но коллектив все равно единый.

Что мы делаем с сопротивлением наших провизоров? Мы с ними проводит дегустацию. Когда они сами пробуют ту продукцию, которую мы продаем, они понимают, как это вкусно, как это полезно, и сейчас я все чаще от них слышу: «А мы вчера в магазине получили классную колбасу, или очень хорошие шоколадки пришли». Мы с ними работаем, объясняем, наши первостольники занимаются своей работой, а наши консультанты в магазине занимаются своей работой, но это все равно единый коллектив.

Олег Гончаров:

То есть формат магазин в магазине, отдельная зона аптечных товаров, отдельная зона других товаров, но в целом они общей идеологией связаны.

Дана Алборова:

У нас есть кросс-акции внутри, когда мы покупателю в аптеке даем купон на бесплатную чашечку кофе, чтобы он попробовал, или наоборот, в кафетерии предлагаем скидку, которой можно воспользоваться в аптеке.

Олег Гончаров:

Какую долю общей выручки занимают продажи этого особого ассортимента, не аптечного?

Дана Алборова:

Пиво – это первая категория в продажах, если сказать честно. Мы идем по стандарту всего фуд-ритейла, а пиво занимает практически везде первое место по продажам, это факт. Именно поэтому мы и обратились к этой категории, потому что есть запрос, и нельзя эту категорию игнорировать. Мы не так давно этим занимаемся, понятное дело, что основные продажи идут аптечные, пока у нас доля продаж самого АСНА-маркета 30-40 процентов от общей продажи всей точки.

Олег Гончаров:

Я так понимаю, там совсем другая доходность.

Дана Алборова:

Конечно, это совсем другая маржинальность, но там и ответственность больше, у нас в основном продается фреш, это скоропорт, и это сложно, мы пока на пути изучения этого формата, как с ним работать и как уменьшить объем списания.

Олег Гончаров:

Что больше и чаще выбирают в этом околоаптечном пространстве, какие продукты максимально популярны среди населения, которые воспринимаются как здоровое питание или элементы здорового образа жизни?

Дана Алборова:

У нас очень качественная молочка – молоко, сыры, творог, это идет на третьем месте. И у нас очень хороший производитель пельменей и вареников ручной лепки, где натуральное мясо, разная рецептура, и кто первый раз попробовал эти пельмени, они к нам возвращаются и возвращаются. Вот это пока основные категории.

Олег Гончаров:

Анна, в «ФАРМАТЕКЕ» очень много косметики. Что лидирует из нелекарственного ассортимента?

Анна Вангниц:

В первую очередь это продажа БАДов, особенно в период пандемии, врачи поняли и назначали, поэтому у нас очень сильно выросла данная категория. Далее косметика, но это не привычные крема, а так называемые витамины для красоты, красота изнутри, и парафарма, вот три основные категории, которые занимают 30 процентов от общего оборота.

Олег Гончаров:

Мы поговорили о том, что готов принять покупатель, как много сил и времени нужно потратить на то, чтобы сформировать внутреннюю культуру, чтобы специалисты приняли эту идею, разделили и вовлеклись в это. Какие еще дополнительные условия успеха для устойчивого позиционирования позитивной аптеки, чтобы покупатель об этом быстрее узнал?

Анна Вангниц:

Не бояться изменений, постоянно пробовать и работать непосредственно с персоналом, доводить свои цели, ценности, что мы несем нашим покупателям, не бояться новаторства. Мы не боимся признавать свои ошибки, благодаря которым мы учимся и имеем неплохой результат в наше непростое время.

Олег Гончаров:

Дана, что вы делаете дополнительно, чтобы покупатель быстрее вас узнал и быстрее это принял, потому что поначалу наверняка были консервативные реакции, когда люди заходили, удивлялись?

Дана Алборова:

Всякое бывало, у нас был покупатель, причем в первый день, когда мы только открылись, он зашел, так удивился и сказал: «До чего ж довели аптеки, чего им только не приходится делать, чтобы выживать». То есть люди все-таки понимают. Есть консерваторы, которые никогда это не примут или не примут в ближайший год-два, но примут постепенно. Мы стараемся давать сервис, отвечать на потребность покупателя, и мы себя позиционируем, что аптека – это то, что поможет вам быть здоровыми, АСНА-маркет – это то, что поможет вам получать еще и удовольствие от жизни. Мне кажется, без удовольствия от жизни быть здоровым очень сложно, и человек должен уметь радоваться. Вкусные и полезные продукты – это как раз то, что может приносить удовольствие и радость.

Сейчас сложные времена, и хочется, чтобы аптеку воспринимали не только как место, куда ты пришел со своей болезнью, а место, где есть все о здоровье, но для этого нужна и помощь государства, чтобы и продолжительность жизни у нас росла, и тогда это будет не место скорби с не очень положительными эмоциями, а место, где ты сможешь получить и консультацию, и качественный продукт, и быть уверенным, что с твоим здоровьем все будет хорошо, это должно быть место здоровья и удовольствия.

Олег Гончаров:

А вы готовы делиться этим форматом со своими партнерами?

Дана Алборова:

Да, мы этот формат развиваем, для того чтобы потом поделиться с партнерами, но в данный момент мы еще не готовы, нам еще нужно пройти определенный путь, наступить на определенные грабли, чтобы это не делали партнеры АСНА. Но мы вдохновляем клиентов АСНА на новые свершения.

Участники АСНА очень хорошо знают аптечную сеть «Саулык» в Казани, там Роберт Тимербаевич, очень уважаемый человек, и мне так приятно, что несмотря на возраст его можно точно назвать новатором. Он позвонил около месяца назад, порасспрашивал про наш формат, сказал, что он действительно сталкивается с проблемой, что у него освобождаются площади, съезжают арендаторы. Мы с ним последнюю неделю активно общаемся, он точно так же отделил часть аптеки, у них есть хлебный комбинат, помог им с оборудованием, их туда привлек, то есть он делает все, для того чтобы в свою аптеку привлекать людей. В нем мне это очень нравится, не нужно бояться перемен, не нужно бояться экспериментов, классическую аптеку мы никуда не денем, мы ее всегда отстоим и мы приверженцы классической аптеки. Но я считаю, что на одной территории может быть и классическая аптека, и что-то еще другое.

Олег Гончаров:

И тогда это будет уже не каменная аптека, а уникальная аптека. Как вы считаете, победит нас E-com или то, что вы делаете, приведет к тому, что аптека все равно сохранит свое лицо?

Дана Алборова:

Мне вообще странны эти баталии, победит E-com или не победит. Я считаю, что E-com займет свое определенное место в объеме и сознании нашего покупателя, нам от этого никуда не уйти, но никогда не сможет заменить полностью классическую аптеку. Всегда будет доля и покупатели, которые хотят прийти ногами, и всегда будут те покупатели, которым удобнее забронировать в интернете или прийти ногами и забрать то, что они забронировали, либо дождаться доставки на дом. Поэтому с ним не нужно ни в коем случае бороться, а использовать только для развития своего собственного бизнеса. Не бояться экспериментировать, использовать разные площадки для этого, но E-com уже вошел в нашу жизнь, и он не уйдет, сопротивляться этому бесполезно.

Анна Вангниц:

Я абсолютно с Даной согласна.

Олег Гончаров:

То есть E-com только в помощь.

Анна Вангниц:

Он ни в коей мере не займет 100 процентов доли нашего ассортимента, покупатели не уйдут. В аптеку в первую очередь же приходят за качественной консультацией, и таких людей немало, люди будут ходить. Аптека останется, будет жить вечно.

Олег Гончаров:

Аптека-магазин или магазин-аптека? Как сохранить уникальность, самобытность предложения и не уничтожить профессию провизора и фармацевта, потому что они волнуются в связи с происходящими событиями?

Анна Вангниц:

Я не согласна с такой ассоциацией. Аптека далеко не магазин и никогда им не станет, как и магазин аптекой. Покупатели приходят туда за качественной консультацией, ведь люди доверяют нам самое дорогое, свое здоровье, и в магазине никогда этого не будет. А чтобы сохранить уникальность, самобытность аптеки, необходимо найти свой путь развития, подбирать уникальный ассортимент, в первую очередь любить свою работу, помогать людям оздоравливать свой организм и повышать значимость фармацевтов и провизоров, их профессионализм, поддерживать дух.

Каждый наш сотрудник – это специалист с большой буквы, с высоким уровнем квалификации, который постоянно проходит обучение, это индивидуальный подход к покупателям, а не навязанный маркетингом ассортимент. И я скажу ключевую фразу для нас – мы против жесткого маркетинга, и у наших сотрудников есть право выбора, с каким ассортиментом работать, и работают они именно с тем ассортиментом, которому они доверяют сами. Когда сотрудники еще получают от покупателей обратную связь в виде благодарности за оказанную поддержку, помощь, это вдохновляет сотрудников и убеждает в правильном выборе профессии.

Олег Гончаров:

То есть Вы за профессию.

Анна Вангниц:

Конечно.

Дана Алборова:

Невозможно уничтожить профессию, которую ты любишь. Я провизор, у меня бабушка провизор, для меня это приоритетная профессия, мой жизненный проект, то, к чему я с детства привыкла, и для меня это были всегда люди в белом халате, в белом колпаке, это было божество. И самое важное здесь любить свою профессию, любить тех людей, которые приходят к тебе за помощью, и если эту любовь мы сможем сохранить, никогда эта профессия не исчезнет, потому что провизоры и фармацевты – это все равно люди с образованием, и только они смогут дать качественную консультацию, этого не изменить. Поэтому мы это бережем, сотрудников тестируем, обучаем. Те, которые с высоким уровнем знаний, получают другую заработную плату, мы так стимулируем людей. Проводим тренинги, но самое важное – любить профессию и слушать, что тебе говорит и хочет покупатель. Вот с этим больше всего проблема, что мы не всегда умеем услышать то, что нужно на самом деле покупателю, или наши стереотипы мешают нам услышать то, что он хочет.

Олег Гончаров:

Я тоже категорически соглашусь, потому что выбор профессии уже говорит о многом, потому что это сложная профессия, и как я говорю на встречах, вы уже гении, кто выбрал профессию провизора и фармацевта. Это люди, которые уже тем самым подчеркнули свою гениальность, что они готовы помогать людям.

Но вы же в самом начале мне рассказали, что наш покупатель тоже поменялся, у него есть другие ожидания, он хочет другую аптеку, где кроме лекарственных решений он хочет встретить еще набор решений, чтобы профилактировать свое здоровье, заботиться об иммунитете, чтобы ему подсказали в том числе в выборе продуктов питания. Мне кажется, что эти категории будут только нарастать, поэтому спасибо вам за то, что вы делаете, я надеюсь, что мы будем теперь чаще встречаться, потому что за вашим успехом будут следить многие. А вы готовы передавать партнерам свой опыт?

Анна Вангниц:

Мы открыты, мы уже это делаем с некоторыми аптечными сетями. И даже не столько пропагандируем, но мы не против делиться своим опытом, особенно с теми сетями, которые не составляют нам территориальную конкуренцию.

Олег Гончаров:

И по традиции в конце нашего эфира я бы хотел, чтобы вы сформировали некие пожелания, рекомендации нашим горячо любимым слушателям.

Дана Алборова:

Я за то, чтобы наши слушатели услышали, что самое важное сейчас в любой профессии – не пропустить те изменения, которые происходят вокруг вас. И у тебя, Олег, был очень хороший пост после одной из конференций. К сожалению, мы часто встречаем, что у собственников есть стереотипы, и они не готовы слышать о чем-то новом, а все время ищут подтверждение своим устоявшимся убеждениям, и это ограничивает. Не бойтесь меняться, не бойтесь экспериментировать. Не стыдно продавать продукты на той же территории, где находится аптека, главное это делать качественно и быть уверенным в том, что твоя деятельность приносит пользу твоим покупателям. Поэтому пробуйте – продукты, пекарня, кофе, дом быта, есть у вас свободные площади – пробуйте себя там, не бойтесь экспериментировать, и покупатель вам за это скажет только спасибо.

Анна Вангниц:

Будьте новаторами в своей профессии, не надо бояться, нужно любить свою работу, заниматься своим любимым делом, и это будет помогать развивать и вас, и вашу компанию, и вашу команду. Поэтому больших успехов желаю в нашем нелегком труде.

Олег Гончаров:

Спасибо большое, да прибудет с нами сила добра. До новых встреч.