{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Кристина Никитина журналист, финалист Национальной премии «Радиомания» 12 марта 2021г.
Как не ошибиться с выбором партнера в бизнесе?
Что нужно узнать о потенциальном партнере на старте? 5 главных ошибок из-за которых рушатся партнёрства. Какие вопросы обязательно пояснять на старте? Как успешно строить бизнес с родственниками?

Кристина Никитина:

Здравствуйте, это программа «Реальная практика», меня зовут Кристина Никитина, и сегодня мы поговорим о том, что такое бизнес-партнерство, как выбрать партнера и как об этом потом не пожалеть. Эксперт сегодняшней программы как всегда Евгений Котов – основатель и руководитель компании Практикум Групп, лучший эксперт в области построения команды и лидерства.

Предпринимательство, если рассмотреть этот термин, во всех нормативных актах разных стран и республик указывается, как деятельность на свой собственный риск, и это действительно правда, что наработаешь, то и заработаешь. Но когда в этом деле появляется партнер, он не становится дополнительной группой риска?

Евгений Котов:

Назван один из пунктов, на свой страх и риск. Когда появляется партнер, это для того, чтобы делить не только прибыли, достижения, а в том числе разделять риски, потому что один большой риск на одного или по два маленьких каждому. Поэтому партнер – это сто процентов риск, но степень этого риска растет от степени непонимания, как это делать, на что смотреть, куда смотреть, как правильно договариваться.

Кристина Никитина:

Разные комбинации существуют по поводу того, сколько партнеров может быть и какую роль они играют в бизнесе. Иногда это ум плюс деньги, то есть кто-то пришел с гениальными идеями, кто-то с финансами. Иногда это паритет 50 на 50, мы вместе делим радости и горести, иногда бывают ситуации, когда разная роль, иногда собирается группа единомышленников, у них просто есть цели и горят глаза, но они еще не совсем понимают. Какой из вариантов партнерства наиболее эффективен?

Евгений Котов:

Самая большая проблема, когда группа единомышленников, горят глаза, но не понимают, кто куда бежит, кто чем занимается, потому что партнеры – это всегда должно быть взаимное усиление, и когда мы пускаем кого-то в бизнес или к кому-то заходим в бизнес, или просто бизнесами объединяемся, для того чтобы продвигать друг друга или разделить между собой рынки, давать друг другу эксклюзивные условия, очень важно в партнерах самоопределение, кто какую роль занимает. Если на старте проговаривают и договариваются, тогда проблемы не будет. Если мы занимаемся всем, и ты занимаешься финансами, и я немножко, чтобы контроль не выпускать, и ты, и я производством, кадровым вопросом, тогда это будет проблема. Поэтому первое, что важно, на старте понимать, кто какую функцию на себя заберет, потому что все проблемы потом начинаются, что один ожидал, что он будет это делать, а он вообще не подразумевал, выстраивается гора несогласия, и партнерство рушится.

Кристина Никитина:

Американский предприниматель Джон Рокфеллер сказал такую фразу, что дружба, основанная на бизнесе, это гораздо лучше, чем бизнес, основанный на дружбе. Вы с ним согласитесь?

Евгений Котов:

Мне всегда нравятся эти высказывания, их классно выкладывать в пост, но что он этим хотел сказать, я не совсем понимаю. Это как высказывание одного известного человека на одном из больших форумов, что рыба гниет с головы, но чистят ее с хвоста. Каждый может интерпретировать по-своему.

Кристина Никитина:

Испортится дружба, если вдруг друзья стали вести совместно бизнес?

Евгений Котов:

Абсолютно нет, я знаю массу примеров, когда друзья, родственники объединяются, вместе начинают вести бизнес, и все великолепно. Есть обратные примеры, и бывает такое, что кто-то, начав вместе бизнес, изначально только деловые отношения, в итоге становятся друзьями. Здесь важно на старте видеть у партнера помимо коммерческих и профессиональных навыков, компетенций, ресурсов ценности, совпадать по ценностям, потому что у меня с некоторыми, с кем не получилось работать, просто разные взгляды на ценности, что ценно для нас в жизни, что для нас является обязательным мерилом дружбы, а для человека это вообще не регистрируется, как что-то важное.

Партнерство может как укрепить дружбу, так и разрушить ее, потому что в основе лежит не то, что мы дружим, роль друг – это не роль партнер, это разные вещи как Как происходит часто с друзьями, что заходя в партнерство, бизнес, в итоге попадают в ситуацию, что мы же друзья, что за фигня. Это разные роли, потому что одна бизнесовая, другая больше к жизни относится. И если это не проговаривать, не прояснять, это проблема.

Кристина Никитина:

Родственник-партнер, с одной стороны, это плюс, потому что это одна семья, одни ценности, одни интересы, один кошелек даже в какой-то степени, но иногда это очень рискованный момент, потому что ты думаешь, а смогу ли я дать поручение, если один из партнеров занимает руководящую должность, а другой второе лицо, а сможем ли мы достичь соглашения в каких-то спорных вопросах, ведь всегда близким людям и знакомым сложнее делать замечания, сложнее с ними спорить, потому что ты дорожишь ими больше, чем остальными. Как в этой ситуации быть, для того чтобы личная слабина не помешала бизнесу, не разрушила, чтобы иметь возможность быть жестким в каких-то ситуациях?

Евгений Котов:

У меня есть разный опыт, потому что у меня есть младший брат, младшая сестра, и у нас что-то делать в бизнесе не получилось. У них получаются совместные проекты, им легче, может быть младшие объединились. Но когда мы не разделяем, кто мы в данный момент, возникает проблема. Часто слышишь, в Центральной Азии, восточных странах, что у нас такой менталитет, у нас все пытаются родственников подтягивать – да везде все пытаются подтягивать родственников, по крайней мере, если брать постсоветское пространство – в России, Казахстане, Кыргызстане, потому что с родственниками у нас есть, как нам кажется, дополнительный рычаг воздействия на них, или мы больше им доверяем, здесь же еще вопрос доверия. Поэтому люди пытаются своих друзей, одноклассников, однокурсников подтягивать, потому что есть доверие, ощущение контроля. Но контроль складывается из того, что мы договариваемся, что ты все еще для меня любимый брат, но у меня есть роль руководителя, и мне придется давить, мне надо быть жестким, но это ничего не значит, все в порядке в жизни. Если этот момент проговаривать, то это как выставить предохранители.

У нас был эфир, и ты задавала вопрос, связанный с новоиспеченными руководителями. Человек еще недавно сам с коллективом в курилке обсуждал босса, и так получилось, что по его профессиональным навыкам и результатам его назначают на руководящую должность. И у него проблема, у него сменилась роль, теперь в отношении этих людей происходит несогласие, потому что люди говорят: он зазнался, он же босс. А вопрос просто в прояснении, что ребята, все так же, я вас обожаю, просто у меня есть определенные функции, поэтому разрешите мне иногда быть сволочью, я буду ругаться, буду требовать и не всегда буду вам нравиться, но я обожаю каждого из вас. В партнерстве очень много должно быть прояснений на старте.

Кристина Никитина:

Мы затронули тему разных представлений о жизни, но бывают же ситуации, связанные с менталитетом, национальностью, религией, когда речь идет о международном партнерстве, и невозможно не быть партнерами, потому что специфика самого бизнеса предполагает, что речь идет о разных странах, иногда континентах – Азия-Европа, Америка-Россия. Как выстроить партнерство, когда абсолютно не то, что разные взгляды на жизнь, а на бытовые мелочи совершенно разные?

Евгений Котов:

В выстраивании партнерства важен такой момент, как манеры – это отношение к людям, изначально с французского языка «происхождение», потому что этикет тоже от французского слова «этикетка», это просто правила поведения на каком-то мероприятии, это разные вещи. И в партнерстве очень важны манеры, что относится к теме уважения, но как можно кого-то уважать и проявлять манеры, если ты не знаешь, что будет для этого человека уважением. Поэтому в партнерствах я часто наблюдаю неизучение другой культуры, отсутствие домашней работы, ведь когда ты едешь в другую страну, не сложно же открыть Википедию, вытащить оттуда несколько замечательных плюсов этого города, какие-то особенности знать, чтобы это использовать в переговорах, чтобы сразу приехать с правильным подарком, не промахнуться, чтобы не было разных ситуаций, когда советская делегация приехала в восточную страну, подали еду и водичку руки мыть с лимончиком, и кто-то из советских ребят водичку эту выпил. Человек не знал просто, а все остальные дипломаты сразу подхватили и тоже выпили, и таким образом все за столом выпили, чтобы не ставить в неудобное положение. Важно изучать, чтобы не выглядеть там нелепо, потому что когда кто-то выглядит нелепо, он ставит в неудобную ситуацию другого человека.

Поэтому международное партнерство – это изучение менталитета, культуры и проявление уважения в конкретных действиях в том, что ты знаешь, тебе небезразлично, тебе не лень залезть в интернет, посмотреть, чтобы потом сделать отсылку к истории. Я приезжаю в некоторые страны, иногда про историю города знаю больше, даже чем местные ребята, потому что я изучаю, и это вызывает сразу расположение, уважение и шанс на сотрудничество, продуктивное партнерство.

Кристина Никитина:

У обывателей, тех, кто не занят бизнесом, а наблюдают со стороны, понятие бизнес-партнерство сразу вызывает ассоциации различных детективных фильмов 90-ых, но на самом деле это не просто кино, а огромное количество томов уголовных дел в разных судах и правоохранительных органах о том, чем иногда заканчивается партнерство в бизнесе. Договорились, все было хорошо, пока не было больших денег, пока не было успеха, и на пике развития, когда речь идет о больших доходах и прибылях, начинаются разногласия, и очень часто они заканчиваются криминальными историями. Что происходит?

Евгений Котов:

В моей бизнес-школе в программе Практикум МВА для владельцев есть просто потрясающий курс юриста, кандидат юридических наук все раскладывает три дня от и до, как договариваться с партнерами, все в алгоритмах, шагах, потому что она изучила сотни партнерских ситуаций, и в некоторых из них помогла не просто договориться, как они расходятся, а пока договаривались, они остались вместе. И эти истории мы коллекционируем. Она одна из первых мне рассказала о том, что все договариваются, как будет успех, но никто не договаривается, как будет неуспех.

Многие предприниматели в момент отсутствия знания становятся крайне суеверными, начинают увлекаться звездами, то есть не я решаю, а как звезды станут, и никто не хочет постулировать неуспех, что будет плохо, мы об этом даже не говорим. А она, как юрист, очень прагматична и говорит, что в этом ошибка, потому что если не попрет, то что мы будем делать, как выйдем из этой ситуации, как мы будем ее разруливать, иначе получается ситуация под контролем. В случае «хорошо» у нас есть конструкция, а в случае «не пойдет» решений нет, и они начинают договариваться в моменте. Но правда жизни состоит в том, что люди меньше хотят быть причастными к неудаче, поэтому когда успех, все говорят: я здесь был, рядом стоял, наблюдал, поддерживал, а когда любая неудача, то я никакого отношения не имею.

Кристина Никитина:

Мне нравится по этому поводу фраза – когда ты радуешься, весь мир смеется с тобой, а когда ты плачешь, то ты плачешь один.

Евгений Котов:

Поэтому важно договариваться на старте, потому что многие партнерства рушатся именно на этом моменте, когда выстреливает большой куш, и ребята начинают драться.

Кристина Никитина:

Возвращаясь к кинематографу, типичная фраза или ситуация в американских фильмах, особенно про юридические конторы, когда талантливый адвокат, юрист вдруг из категории наемного работника переходит в категорию партнеры. В реальном российском бизнесе возможно из рядового специалиста, наемного работника вырасти в партнера?

Евгений Котов:

Конечно, сейчас мы наблюдаем этот тренд, более того, считаю, что это очень правильно, и это звоночек для многих людей. В нашем окружении у знакомых владельцев, кто взяли в долю наемных ребят, которые начинали с самой простой должности. Когда человек трудится, лоялен, служит, отдавая себя так, как будто бы эта компания его и еще повышает свои компетенции, будучи эффективным, никакому владельцу не хочется его отпускать, мы смотрим сразу партнерский вариант, как человеку дать больше власти, ресурсов, чтобы ему было интересно продолжать играть. Я лично знаю владельцев, которые отдали долю в каких-то направлениях ребятам, и все счастливы. Самое главное, что все в победе, это не манипулятивное действие, это разумно.

Кристина Никитина:

Когда ситуация немножко другая, когда в свою песочницу приходится пускать еще одного игрока, потому что изменились обстоятельства, нужны новые финансовые вложения, новые технологии, это компетенции, которых нет, и нужен еще один партнер с ресурсами, как здесь не добавить ложку дегтя в свою команду?

Евгений Котов:

Это относится уже к области HR. Одна из любимых тем – это найм. Найм работодателя, найм сотрудника и найм партнера, это то же самое, что это за человек, кого вы пускаете, потому что человек может быть так себе, но с большими ресурсами. Финансовые ресурсы и декорации в виде машин – это же не показатель того, что человек очень хороший. Мы в какой-то момент отказались от больших вливаний, инвестиций в наш бизнес, потому что я не знал происхождения денег, которые нам предлагали, мы занимаемся бизнес-образованием и для нас важно, чтобы это были правильные деньги. Мне очень нравится в этом плане английский опыт, сейчас подписано об открытии представительства в Англии Практикум Групп, и у них есть момент, что наших некоторых русскоязычных соотечественников не пускают в определенные тусовки, потому что непонятно происхождение денег, как заработали. Должны быть правильные ценности. Поэтому когда вы привлекаете партнера с деньгами, вы должны смотреть, либо этот человек должен совсем не иметь рычагов воздействия на вас, очень четко договориться в плане того, что чисто деньгами, он ни на что не влияет, инвесторский подход, а если вы берете партнера, вы должны посмотреть, насколько он по ценностям подходит, насколько он разделяет цели, насколько нравится миссия и вообще ваша компания, а не просто подход, что я дал деньги, и все.

У нас были партнеры, с кем мы взаимодействовали, но сейчас взаимодействие с некоторыми компаниями для нас в финансовом плане очень выгодно, но в ценностном мы не будем с ними работать, это просто не мое пальто, потому что ценности главного лица не совпадают, и для нас это более важный пункт, чем финансовый. На короткой дистанции всегда в этом проигрываешь, потому что теряешь в прибыли, а на длинной дистанции это всегда наблюдает кто-то более мощный, сильный и подходящий тебе по взглядам, и ты формируешь правильную позицию, заставляешь где-либо исправляться, либо притягивает того, кого нужно, но зато это уже любовь навсегда, как в личной жизни.

Кристина Никитина:

В жизни есть не только бизнес, но и многие другие факторы, и иногда случается так, что один из партнеров вдруг немножко свою репутацию подмачивает, это может быть связано элементарно с бытовыми вопросами – пьяный за рулем, светские истории. И не относится вроде бы напрямую к бизнесу, но другие партнеры понимают, что это подрывает репутацию, потому что он мелькает на экране, в газетах. Как в этой ситуации разруливать?

Евгений Котов:

Если категорически не хочет, не понимает, то дешевле будет попрощаться, потому что я всегда за то, что человеку нужно давать шанс и смотреть на динамику того, что он улучшается, исправляется. У нас вообще нет святых людей, я не встречал таких, у всех есть что-то, я за то, чтобы давать людям исправляться, потому что иначе получается, что вообще все проигрывают. И в партнерстве тоже важный момент, чтобы человек мог исправить, компенсировать ущерб, смог сделать что-то, чтобы этого не повторялось. И если он не исправляется, то же самое повторяется, он хочет веселиться, для него имиджевые потери компании не проблема, тогда дороже будет улаживание всех «бонусов» от того, что он делает. Поэтому если ситуация не меняется, проще ее отстегнуть. Как один из моих коллег говорит, если вас не устраивает среда, то уходите из нее либо меняйте, только никому не мешая при этом.

Кристина Никитина:

Конкуренты могут стать партнерами?

Евгений Котов:

Конечно, и я сейчас вижу, что интересный тренд задается на постсоветском пространстве в том, что многие, кто конкурировал, начинают объединяться, взаимодействовать вплоть до того, что даже совместные направления бизнеса запускают, где они полноценно даже юридически становятся партнерами. Это очень классно, потому что взаимодействие всегда рождает созидание, потому что с латинское слово «конкуренция» переводится как столкновение. Поэтому конкуренция в разрезе соревнования мне очень нравится, когда мы соревнуемся, когда мы играем, но как только начинается махач, противостояние, вредительство, проигрывают все, потому что каждый тратит ресурс не на созидание, а на то, чтобы топить, останавливать. Результаты одних в лучшем случае эмоциональное удовлетворение, и то ненадолго.

Кристина Никитина:

Физическое присутствие всех партнеров на переговорах, массовых мероприятиях, общении с коллективом, журналистами – обязательно ли, чтобы все видели лица всех партнеров?

Евгений Котов:

Нет, это к вопросу распределения ролей. Кто-то рожден для камеры, среди ночи разбуди, человек готов интервьюировать, и так же с партнерами. Кто-то очень хорошо общается с журналистами, а кто-то на камеру, как заяц на фары, и ему нужно учиться. Но другой момент, а надо ли ему это, если за это отвечает кто-то другой? Если это акционеры без функции участия в совещательных моментах, связанных со стратегией, чисто инвесторский поход, зачем команде их видеть? Возможно, они завтра продадут свою долю, будут другие, какой смысл.

Кристина Никитина:

Существуют две модели бизнеса: одна, где один собственник, владелец, он же и руководитель, и партнерство. Давай рассмотрим два варианта, какие плюсы, какие минусы каждой модели, и все-таки один в поле воин или партнеры?

Евгений Котов:

Есть владелец, есть управленец, и каждый владелец в какой-то момент времени несет управленческие функции, но это не оптимально, потому что владелец должен заниматься постановкой целей, созданием новых стратегий, стратегическим маркетингом, разработкой технологий, связанных с бизнесом, и это не управленческие функции. Функция управленца – это реализовывать стратегии первого лица, и когда владелец совмещает все это, это непродуктивно, потому что тебе нужно постоянно переключаться, это сложно.

Как в примере с мотивацией команды, ты забегаешь и говоришь: ребята, давайте, у нас же цели, отомстим 2020-му. Потом забегаешь: чего сидим, работаем. И у людей разрыв шаблона, потому что только что он вдохновлял, сейчас он уже давит. И это эмоционально сложно для всех – и для первого лица, кто совмещает функции второго лица, и для команды. Некоторые, и это очень успешная модель, берут в партнеры управленца, я называю это отсроченный бонус, когда кто-то заходит в управление, талантливый менеджер, и в итоге он становится совладельцем через пять лет, меньше контракты я никогда бы не рекомендовал для высшего управления, потому что три года – это вообще ни о чем, пять лет – это уже дистанция, за которую человек может себя проявить, показать, мы можем делать ежегодно срез, посмотреть какая динамика роста. И некоторые владельцы нашли свою свободу посредством того, что притянули талантливого менеджера, который взял управление.

Но в нашей практике есть случаи, когда притянули талантливого менеджера, а через пять лет талантливый менеджер с командой свалил, такое же направление открыл. Он сейчас пытается стать владельцем, но точка зрения остается все равно еще сырая, он не создавал этот бизнес, это все на обломках империи. И чтобы такого не случилось, надо договариваться на старте, если мы разбегаемся, если хочешь выйти, проговаривать, вот чек-лист на выход, что ты должен сделать, чтобы выйти, потому что лучше возглавить отступление.

Кристина Никитина:

Чтобы такой ситуации не случилось, какие самые важные моменты нужно выяснить о своем партнере, прежде чем он таковым станет?

Евгений Котов:

Я недавно делал пост про этот чек-лист, и первое, на что смотреть – в какой ипостаси вы хотите привлечь в свой бизнес, какие у него показатели в этом, насколько он успешен в том направлении, из-за которого вы хотите его к себе в партнеры, насколько он компетентен как специалист в области. Второе – насколько успешны у него предыдущие партнерства с кем бы то ни было. У нас были ситуации, где я потерпел фиаско в партнерстве, и есть, где мы великолепно сотрудничаем очень много лет, причем действительно партнерство потрясающее, не всегда в моменте выгодное, но на длинной дистанции очень ценное.

Я всегда смотрю, как человек относится к себе, как к личности, здоровью, как у него семья. Это важный момент, потому что у нас бизнесом управляет семья, младшая дочка с нами, и для меня это определенный показатель, потому что если он уже очень больной и несчастный в личной жизни, это все равно будет рикошетить по мне, все равно его ипотека бьет по собственнику, потому что это может стать вашей ипотекой. Посмотрите, что у потенциального партнера происходит в личной жизни, на чем его больше внимание – на том, что он получит, или на том, что он отдаст. Однозначно партнерство – это всегда должна быть взаимовыгодная экономическая история. Важны деньги, может быть ради прибыли объединяемся, но вы должны посмотреть, на что человек больше ориентирован, на то, чтобы брать или отдавать. У нас был такой гражданин, который постоянно получал что-то, но на выход очень тяжелый, это изматывает, в итоге он еще и недовольный остался. Можно посмотреть, что он спрашивает, как на собеседовании – что ему нужно делать или что он получит.

Важный момент – как человек отзывается о других игроках рынка. Я знаю некоторых коллег, которые просто отвратительно отзываются о других ребятах, но это же показывает его внутреннее состояние, отношение в том числе к области, в которой он работает. Понятно, что это делается всегда под благовидным предлогом, я просто хочу оздоровить отрасль, чтобы в ней были не дилетанты, но я очень не люблю обобщения. И я на это большое внимание обращаю, так же как при найме в команду человека, о других людях спросить его, он расскажет вам о себе.

Смотрим показатели человека в жизни, с кем он сотрудничал, как долго, какой результат, что было после него, большое созидание или большой бардак, от него люди выбегают, волосы дыбом, не хотят ни с кем работать или от него уходят, с благодарностью вспоминают. Можно оценить очень быстро на старте многие моменты.

Кристина Никитина:

Сейчас очень модно такое понятие государственное и частное партнерство, есть даже нормативная база по этому поводу, проекты. Это все-таки реальность или некая фикция?

Евгений Котов:

Я больше сторонник пилотных проектов, потому что во всех партнерских конструкциях везде люди, и всегда успех любого предприятия, любой компании, любого проекта зависит от того, какие там люди. Приходит правильный человек с правильной точкой зрения, и его область расцветает, сразу порядок, как хорошая хозяйка, которая заходит на кухню, и сразу там немножечко чище, пахнет вкусной едой. Посмотрите, что с ним с этим направлением происходит, оно цветет и пахнет, развивается, туда тянутся специалисты, или она все хуже и сплошная

клоунада вокруг этого направления. Все зависит от человека. Везде есть достойные люди, и на госслужбе их очень много, просто на них внимания не обращают, они не интересны, с ними не связаны скандалы, просто они работают, им даже некогда эту программу смотреть, они просто делают так, чтобы дела делались и был порядок.

Кристина Никитина:

Народная мудрость говорит о том, что умные учатся на чужих ошибках. Какие типичные ошибки допускают партнеры и что нужно сделать, чтобы не наступить на те же грабли?

Евгений Котов:

Преподаватель нашей Практикум МВА говорит, что сразу договоритесь о том, как разбегаетесь, это первое, с чего она начинает. В какой точке мы пересматриваем соглашение, как мы разбегаемся, кто какую роль занимает, кто за что отвечает, как действуем в ситуации чрезвычайного положения, как прошлый год, сплошное ЧП, которое еще продолжается во многих странах, до сих пор так или иначе влияет и на нас тоже, что будет если… И дальше два вектора – что в случае большого успеха, как действуем, как пересматриваем соглашение, как в случае большой неудачи. На старте максимальное количество метрик проясняем, договариваемся о ролях, как разбегаемся, как делим деньги, когда делаем первый срез.

И всегда партнерство – это пилотный проект, тут важный момент, какую ошибку допускают многие. Когда вы заходите в партнерство, сделайте пилотный проект, испытательный срок, это же нормальная ситуация. Посмотрите на взаимодействие, на результат, может быть сразу результата не будь, но хорошее взаимодействие было. Запустите второй проект, но короткими шагами, пощупайте друг друга, познакомьтесь, потому что если это не сделать, потом будет гораздо больнее. В основе хорошего партнерства всегда лежат очень точные договоренности.

И еще на старте ошибка – не обозначение главной цели бизнеса, потому что если у людей разные векторы, сто процентов у них будут разные стратегии реализации, потому что они в разные точки идут, и у него будет маленько другое направление, маленько другой маршрут с маленько другой стратегией, и если на старте это незначительное отклонение, то чем дальше, тем больше расходятся. Поэтому на старте просто проясняйте моменты, договаривайтесь, делайте пилотный проект и смотрите на человека, как он взаимодействует с окружением, семьей, что для него в жизни ценно, ему важны всякие побрякушки в виде машин, часов, до сих пор взрослый, а еще не может нагуляться, набеситься.

Кристина Никитина:

Вы упомянули про Сибирь, говорят, что это место, где много земли и мало начальников, это еще с царской России такое было мнение. Может быть, в бизнесе тоже так лучше, может быть ну его, это партнерство, один собственник нанял наемных работников, и все прекрасно?

Евгений Котов:

Для кого-то это будет единственная успешная модель на каком-то этапе, но когда речь идет о больших командах, это всегда партнерство, как минимум это акционеры, но это всегда группа собственников, группа людей, которая помогает, содействует, чтобы бизнес рос. На данный момент большинство успешных богатых бизнесов – это все команды.

Кристина Никитина:

Мы сегодня много красивых фраз сказали, и скажу напоследок еще одну – говорят, что в бизнесе, в танго и в жизни главное, кто твой партнер. Выбирайте своих партнеров основательно и не ошибайтесь, а сегодня все, это была Кристина Никитина и Евгений Котов, до свидания