{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Вадим Носов писатель, лауреат национальной премии "Бронзовый микрофон" и высшей премии Союза писателей России, автор проекта "Лучший урок письма" Почты России 18 ноября 2020г.
Лучший урок от Почты России
Почта России подвела итоги ежегодного XVIII всероссийского конкурса детских писем «Лучший урок письма» партнёром которого уже шестой год подряд является «Классный журнал». Какие особенности были у конкурса в этом году?

Алексей Ходорыч:

Всем привет, с вами снова программа «Классное детство» и я, ее ведущий, Алексей Ходорыч – директор по детским проектам издательства «Открытые Системы», которое выпускает «Классный журнал», «ПониМашку», мультфильмы про ПониМашку. Мы будем говорить о конкурсе Почты России «Лучший урок письма» – это конкурс, который когда-то придумал Вадим Васильевич Носов, писатель, лауреат различных премий.

Вадим Носов:

Благодарю за возможность провести эту встречу и рассказать о нашем конкурсе, а сказал я «нашем», потому что «Классный журнал» является соорганизатором нашего конкурса, впрочем как и многие замечательные организации, которые поняли значение всероссийского почтового конкурса «Лучший урок письма», это Московский государственный университет, министерство обороны, Фонд социально-культурных инициатив, который возглавляет Светлана Владимировна Медведева, Министерство образования, замечательные люди, очень отзывчивые.

Всероссийскому конкурсу уже 18 лет, и он не стареет, не потерял своей актуальности, а набирает обороты. И почему я так уверенно говорю – количество участников. Председателем жюри является ректор МГУ Виктор Садовничий, Почта России как организатор, и в оргкомитет к нам приходят от 50 до 150 тысяч писем, работ ребят. Это грандиозная почта, которая внимательно просматривается и ни одно письмо не остается без внимания. 18 лет назад и сейчас почта ставит перед собой важную, интересную задачу, и планка высока – это вернуть в нашу жизнь эпистолярный жанр. Ведь когда юный человек склоняется над письмом, то можно сказать, что он прежде всего работает над собой, над своей душой. Я сейчас назову номинации конкурса, и очень важный момент, насколько они актуальны и насколько они востребованы, если они будоражат, помогают человеку однажды сесть за стол. Для многих ребят, которые пишут, это первое письмо в жизни, но с чего-то надо начинать, и я этому очень рад, потому что письмо само по себе – это очень интересное действие между рукой и бумагой.

Алексей Ходорыч:

Как Вы придумали этот конкурс, что подвигло, была какая-то инициатива или душевный порыв?

Вадим Носов:

Чем больше я работал на почте, а работаю я немало, как раз 18 лет, то изучая историю почты, знакомясь с ее людьми, прошлым, настоящим, ты начинаешь понимать, что почта – это не просто производственная структура, а это целый пласт русской культуры. Именно российская почта была носителем и хранителем русского языка. Герои почты нашли отражение в великолепных произведениях русских классиков, если вы вспомните, «и наконец почта торила дороги, шла к людям, несла», и этот культурный потенциал подсказал нам, что такой конкурс нужен, потому что эпистолярный жанр был очень востребован в России, писали все. Казалось, что этот эпистолярный жанр заканчивается, но время показало, что он и сегодня востребован, и свидетельством тому наш потенциал, потому что конкурс такого формата способна поднять только почта в России, ее социальность, обращенная к людям, ее возможность донести информацию или письмо на всей территории России, от Калининграда до Владивостока, нет точки, куда бы почта не могла прийти. И самое главное, что этот конкурс подхватили рядовые сотрудники, почтовики, которые приходили в школы, рассказывали, показывали, и учителя, потому что конкурс еще и для педагогов, новаторов, которые внедряют в школах урок письма, учат ребят писать письма. И я очень рад тому, что в этом конкурсе в номинациях по количеству писем лидирует то одна номинация, то другая.

Блестящая номинация «Мой любимый литературный герой». Мы говорим о чтении, эта номинация объявлена Московским государственным университетом, именно к ним попадает громадный поток писем, где высочайшего уровня специалисты смотрят эти письма, изучают и определяют победителя. Тяжелая это работа, тысячи писем пересмотреть, оценить, выявить, но ежегодно мы мешки писем привозим в МГУ, и эти люди блестяще справляются с этой задачей.

А вот номинация «Есть такая профессия Родину защищать». Номинация проводится вместе с Министерством обороны и газетой «Красная Звезда». Этот год 75-летия Победы, мы отмечали этот замечательный праздник, он дорог каждому из нас, и замечательно, что тема патриотизма, тема победы звучит в душах, а значит и письмах. Эта номинация в этом году собрала уникальный урожай, потому как в ней участвовали и суворовцы, и кадеты, и нахимовцы, и юнармейцы, которые влились громадным своим отрядом в наш творческий конкурс.

Когда мы говорим о военной тематике, то я не могу не сказать следующее с низким поклоном фронтовым почтовикам. Именно в период войны очень интересный момент произошел. До войны почтальон это была мужская профессия, а в годы войны стала женской, потому что мужчины ушли воевать, и почта стала единственной ниточкой, которая соединяла фронтовика с домашними. А что такое письмо? Это мотивация. Я хочу назвать цифры, которые не могут не восхищать: за годы войны гражданская и военно-полевая почта доставила 10,5 половиной миллиардов писем, посылок 23 миллиона и корреспонденции – газеты, журналы, которые тоже были необходимы на фронте и в тылу – 63 миллиарда. Какой колоссальный объем работы с риском для жизни, потому что фронтовой почтальон был тот же боец, он принес письма, а винтовка в руках.

Я был в Ижевске и искал встречи с великим Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Я приехал туда не случайно, был юбилей великого инженера, оружейника, я спросил у друзей как мне его найти. Они сказали, завтра открывается музей его имени, поехали туда, это было около 12 часов ночи. Мы приехали и застали великого оружейника, он ходил, волновался, осматривал последний раз экспозицию, завтра открытие музея, и невольно мы разговорились. Но разговор пошел не об оружии, не о его легендарном автомате, он и сам легенда, и вдруг он заговорил, узнав, что я работник почты, я этим очень горжусь, о письмах, которые шли из дома, он сказал: «Меня спасли письма». Близкие люди писали ему: «Воюй с умом». Письма имели колоссальное значение для фронтовиков. Получает человек письмо – и как дома побывал. Видишь, как письма не приходят и как боец чахнет, это беда, дух нужен. И во многом он нам подсказал эту тему.

Есть такая профессия Родину защищать, блестящая тема, которая обобщает этот патриотический дух, царящий сегодня в нашем обществе. Как-то Владимир Владимирович Путин, наш Президент, сказал, что в нас живет ген победителей. И было интересно в этих письмах посмотреть, что этот ген, как зернышко, прорастает в юном человеке. Когда ребята обращаются к фронтовым старым фотографиям, когда они изучают биографию своих прадедов, это очень важный момент, перечитывают письма-треугольники, которые тоже стали символом

нашей победы, это очень глубокие письма, которые передают традиции семьи, уважение к своим предкам.

Алексей Ходорыч:

Я от лица соорганизатора одной из номинаций скажу свое мнение об этом конкурсе. Несмотря на Ваши теплые, проникновенные слова, у людей появляется мысль: а не устарел ли этот конкурс и зачем это все нужно? Мы в 2014 году с радостью стали соорганизаторами номинации «Классная история» с лозунгом «Истории случаются с теми, кто умеет о них рассказывать» по двум причинам: во-первых, эпистолярный жанр в классическом смысле, когда человек пишет письмо от руки, это совершенно не то, что письмо набивается на компьютере. Я когда-то у Александра Молчанова, у которого я учился сценарному мастерству, научился писать дневник, каждый день я пишу мысли, пишу дела, вычеркиваю сделанные вещи, и эта функция совершенно не передается в компьютер. Когда ты выводишь слова, ты концентрируешься на буквах, иногда ты делаешь это неряшливо, тогда ты ничего не понимаешь, и мысли у тебя идут более неряшливые. Если ты пишешь тщательно, выводя буквы, то это нормализует и твои мысли, ты этой мелкой моторикой воспитываешь себя изнутри, и подчас идеи получаются значительно интереснее, чем если ты какие-то сюжеты пишешь на компьютере. Если вы не верите, вспомните, как вы писали письма, попробуйте их написать. Первый аспект – очень важно в наш век интернета и хай-тека писать бумажные письма. В этом плане у меня есть к Вам предложение: многие письма приходят напечатанные на компьютере, это облегчает работу чтецов в университете, но это немного выхолащивает суть, может быть, стоит обратить внимание, чтобы только от руки.

Любое письмо – это история, которая так или иначе рассказывается. Почему у нашего конкурса, у нашей номинации лозунг «Истории случается с теми, кто умеет о них рассказывать»? Не потому, что с теми, кто умеет рассказывать, случаются истории, а потому, что тот, кто умеет рассказывать истории, наблюдает жизнь вокруг во всем ее проявлении, и это касается не только нашей номинации, но и всех номинаций. Когда человек пишет внятное письмо на какую-нибудь тему, особенно в школе, ребенок, то он воспитывает свой дух, это ему помогает в дальнейшем во всем. Это помогает проходить собеседование при приеме на работу, помогает одухотворять людей в коллективе, если он становится лидером, или хорошо исполнять задание, если он ведомый, помогает анализировать, строить планы, выстраивать жизнь. Говорят, что сейчас визуальное время, это видео, клипы, с этим глупо спорить, так оно и есть, но тем важнее эпистолярные конкурсы, которые Вы сейчас продвигаете. Вы и Почта России в Вашем лице творите грандиозное дело максимально высокого уровня для всей России. И хотелось бы, чтобы это дело и дальше процветало. Я специально прочитал истории победителей нашей номинации, где первое место занял Илья Начаркин, Республика Мордовия, тут три победителя и три лауреата. Их можно прочитать на сайте «Классного журнала». Все победители получат призы, это игры, журналы, подписка.

Вадим Носов:

Письмо – это инструмент организации мозга, мышления. Кто хорошо думает, тот хорошо пишет, это еще Герцен говорил. Лауреат Вашей номинации из Мордовии, а география конкурса действительно велика, вся страна. В этом году лауреатами конкурса стали 45 юных россиян из 26 регионов, это те, кто действительно отличился и письмом, и тематикой, и пониманием. Мало того, мы приветствуем, когда юный человек работает над письмом, привлекая большой исторический материал. Многие обратились к истории своей семьи, это был поиск, это значит, ребята были в музеях, краеведческих центрах, они общались с очевидцами тех или иных событий. И иногда я получаю письмо, и человек говорит: «Я прапраправнучка, – то есть семейное дерево нарисовано, –соратника Дмитрия Донского». Я верю, потому что проделана колоссальная работа. Или мальчишка пишет: «А у нас дома подкова, я как-то прадеда спросил, откуда подкова. От ответил: «Как, ты не знаешь? Это Василий Иванович Чапаев нам подарил». Потрясающе выплывают события, которые становятся семейной реликвией и легендой, а это помогает жить, это скрепляет, когда в семье есть связь времен, позволяет проследить этот ген победителей, который вырастает в людях, этот дух.

Есть у нас номинация, она очень глубокая, популярная, каждый раз она становится победительницей по количеству, по чувствам – «Рецепты счастливой семьи». Само сочетание очень удачное, и ребята же видят семью изнутри, ребенка не обманешь какими-то уловками, семья или счастлива, или несчастлива. И они рассказывают о совместных походах, о том внимании, которое уделяется в семье, и самое главное о том чувстве, которое объединяет семью, – любовь, доверие. Когда это письмо пишется на каком-то нерве, на очень сильном понимании своей семьи, как этим дорожат, потому что рядом лежат письма брошенных детей, оставленных детей. Маленькая ремарка – девочка 11 лет пишет: «Как я завидую своей маме, а завидую я потому, что если бы вы видели какими влюбленными глазами смотрит на нее мой папа. Мой муж, когда я буду строить свою семью, будет обязательно похож на моего папу». Это очень трогательно.

«Никто не верил, что я обратно сяду на коня. Однажды я упала и у меня была большая травма, верила только мама. И вот совсем недавно я опять пришла в свою секцию, и я опять на коне». Она на коне во всех смыслах этого слова, вместе с мамой они совершили это чудо восстановления, чудо веры в себя и победили.

Алексей Ходорыч:

Сколько работ пришло на номинацию «Классные истории»?

Вадим Носов:

Около 2000. Дело в том, что этот год не является показателем в силу тех причин, в которых мы оказались, потому что были прерваны занятия, именно наши замечательные педагоги-новаторы помогают ребятам создавать письмо, а уже сама содержательная часть формируется самим ребенком. Очень много писем приходит издалека, и я бы назвал их письма родниковой чистоты. Вот там ребенок во всей своей красе и понимании того, что с ним происходит, что в семье происходит.

Алексей Ходорыч:

Особенность этого года в том, что письма и раньше были не такие уж формальные, хоть их и координировали часто учителя, в этом году они стали еще более искренними и неформальными.

Вадим Носов:

Да, я могу так сказать, потому что ребенок во многом остался один на один с письмом. И он работает над языком, над своей грамотностью и над темой, потому как он оказался, допустим, в бабушкином доме перед старыми фотографиями, и он стал размышлять, кто эти люди.

Номинация, которая у меня вызывает большую симпатию вместе с Союзом писателей, это «Истории и легенды моей семьи». Что характерно, очень много писем всегда приходило по теме, связанной с участием прадедов, близких

людей в войне 1941-1945 гг., это важнейшая тематика. Но как только появилось слово «легенды», дети вообще имеют особенность очень самостоятельно и только, видимо, им присуще двигаться во времени и пространстве.

Я хочу прочитать любимое письмо, которое меня просто опрокинуло и показало возможности душевной силы даже маленького человека, третьеклассника из Москвы. На конверте было написано: «Моему прадеду, 1941 год, адрес». И вот письмо: «Здравствуй, дорогой прадедушка. В июле сорок первого года ты добровольцем ушел на фронт, а в декабре тебя не стало. Поэтому многих событий ты не застал, но ты не переживай, я тебе все расскажу. Войну мы выиграли, наши взяли Берлин, мы победители, значит и ты победитель, а победители всегда возвращаются. Мы тебя очень ждем, я знаю, ты вернешься, мы накроем стол. Я уже взрослый, мама меня одного отпускает на тренировки. Твой правнук Сашок». Я сел и просто задохнулся, потому что для этого юного человека нет времени, нет расстояния, вот этой глубины в 75 лет, для него родной человек на какое-то время вышел, он сейчас вернется, а по-другому он и не уходил никуда из его жизни. Семья живет, это знает, и он знает, и он ждет. Блестящее письмо, бывает, и детское письмо становится жизненным камертоном. Вот как юный человек это понимает, от него никуда не ушло, и от нас не ушло. И в год 75-летия таких замечательных писем немало.

Алексей Ходорыч:

Сколько в этом году всего пришло писем?

Вадим Носов:

58 тысяч. И они еще идут. Обычно приходит около 100 тысяч, все-таки поменьше из-за событий. Но нам дорого каждое письмо, каждое письмо читается.

Есть номинация, которую объявила авиакомпании России – «Тот, кто с детства дружит с небом. Расскажу о самом удивительном путешествии: настоящем или придуманном». Ребятам очень интересно путешествовать с семьей, это самое дорогое время, когда папа и мама, все вместе, и это «все вместе» является ключевым.

Фонд «Амурский тигр», у них фантастическая номинация «У меня дома живет амурский тигр» позволяет ребятам обратиться в теме сохранения этого вида. Первая задача фонда – ребята, которые берутся за эту тему, изучают проблему сохранения амурского тигра, это раз. Второе – им позволяют фантазировать в любую сторону: «Я тигра взял в школу, он сидит за последней партой, и теперь директор со мной здоровается». Также номинация, которую мы ведем вместе с Почта Банком, они позволяют ребятам увидеть банк будущего, пофантазировать. Банк создал при себе детскую дирекцию, в прошлом году собирал их. И номинация для педагогов, которые пишут и внедряют новые методики письма, потому что в школьной программе нет, педагоги создают свои методики по проведению урока письма.

С Фондом социально-культурных проектов самая любимая номинация «Рецепты счастливой семьи». Очень активно фонд занимается традициями, есть ежегодный праздник Петра и Февронии, посвященный добрым семейным отношениям.

Алексей Ходорыч:

Вы считаете нашу номинацию очень полезной, Вы, как писатель и литератор с многолетним стажем, как оцениваете саму идею конкурса «Классная история», что она развивает?

Вадим Носов:

Само название журнала очень удачное, потому что ребята придумывают «Классному журналу» классные истории. Как правило, они документальны, и журнал помогает им, участвуя в этом конкурсе, ответить на один очень важный вопрос в жизни каждого человека – что такое хорошо и что такое плохо, потому что какую бы историю ребята не рассказывали «Классному журналу» и нашему конкурсу, всегда есть оценочный момент – этому событию, человеку, то есть вырабатывается система ценностей, вот что самое главное в этих историях.

Я уже не говорю о том, что историю хорошо рассказать может талантливый человек. Мы видим, насколько много у нас интересных, талантливых ребят, они, быть может, и не станут писателями, скорее всего, они не станут писателями, но они владеют своим родным языком.

Алексей Ходорыч:

А может ли человек, который является недостаточно хорошим, например, мальчик, который уже курит или дерется, придумать хорошую историю? Связаны ли эти вещи?

Вадим Носов:

Может. Есть внешние проявления юного человека, есть защитные реакции, а надо зайти поглубже. Есть один момент, когда дети садятся за письмо, очень часто только письму они доверяют себя истинного, себя настоящего, и вот этот момент детского одиночества изменяет это письмо. Мы даже чуть-чуть придержали конкурс, мне позвонили из Краснодарского края: «Вы подводите конкурс, прочитайте это письмо, оно опаздывает, но прочитайте его, очень просим». Прислал мальчишка. Детство – это не только солнце, море, родители, радости, приходят очень горькие письма, которые взрослых заставляют задуматься и действовать. Погибают от наркотиков родители, и мальчишка попадает в детский дом, из которого через некоторое время его забирает тетя. Тетя, видимо, не до конца понимала всю степень ответственности, не щенка берем, и она под всякими предлогами возвращает его в детский дом. Вы представляете, какая катастрофа. Через некоторое время берет его бабушка оттуда, это уже третья семья, бабушка добрая, все хорошо, но бабушка умирает. И он опять попадает в детский дом, представляете для детского коллектива – вот его взяли, и он возвращается, не нужен. Наконец приезжает в детский дом семья фермера, у которой уже есть дети, они забирают парня себе, и парень начинает возрождаться. И что самое интересное, парень наблюдался в психоневрологическом диспансере. Он полгода писал это письмо. Он снят с учета, он выздоровел, то есть он вылил все в бумагу. Я очень рад, что мы дождались этого письма и помогли. Значение-то какое письма – психотерапевтическое.

Алексей Ходорыч:

Давайте поговорим о «Дереве добра», это благотворительная акция Почты России. Но сначала я расскажу о новых выпусках «Классного журнала» и «ПониМашки». В условиях этих всех болезней значимость Почты России очень сильно возросла. Если раньше журналы многие покупали в киосках, то сейчас проще на него подписаться, потому что несмотря на ковид почта работает, почта доставляет. И у нас на сайте вы можете подписаться на издание, в пятницу выходят эти номера.

22-й номер «Классного журнала» посвящен играм, здесь и про игры древности, и про компьютеры, игра в жизни человека значит то же самое, что и стихотворение, и письмо, то есть это показывает уровни реальности, выстраивая личность. Игры всегда очень важны. В этом номере не только игры, здесь есть и головоломки, и филворд на последней странице, здесь как всегда есть комиксы, игра «Сказочники».

Почему мы призываем всех в наш век интернета подписываться на журналы, потому что совершенно не правы те, кто говорят, что журналы отмирают. Отмирают, может быть, издания для взрослых, все взрослые читают в интернете, а дети в интернете ничего не читают, они только играют, смотрят видео, общаются, и бумажный журнал – это шанс их научить чтению книг. Я много раз вручал журналы детям, которые сидели с планшетом, мгновенный интерес. «ПониМашка» посвящена наступающему 2021 году, будем надеяться, что он будет лучше, чем этот год. Это журнал для дошкольников и для их родителей, для семейного чтения, не все дошкольники умеют читать. Здесь есть и задания для них самих, и задания, которые можно проходить вместе с родителями. Мы уже почти год занимаемся изготовлением мультфильмов про ПониМашку, в ютубе вы легко найдете. Призываю всех уважаемых работников почты, которые принимают участие в акции «Дерево добра», и призываю подписчиков подписать социальные учреждения, школы, библиотеки, детские дома на журналы, обратить внимание на наши издания, точно ваши подписчики не пожалеют, потому что мы многочисленные лауреаты конкурсов, мы постоянно получаем первые места, это одни из лучших журналов в России. Акция «Дерево добра» очень благородная, в чем ее цель?

Вадим Носов:

Благотворительность – это российская глубокая традиция. Если взять век 19-й, то благодаря вот этой отдаче, благотворительности даже лидеры дореволюционного российского бизнеса – Третьяков, Мамонтов – очень много средств тратили на строительство школ, детских больниц, культурных центров. Это у нас в душе, и поэтому почта, являясь уникальной мобильной структурой, которая очень быстро развивается, вместе с тем у нее богатейшие традиции и очень сильный профессиональный коллектив. Поэтому эта традиция благотворительности для нас не чужда, она гармонична, и когда мои коллеги объявили эту акцию «Дерево добра», обратите внимание, как она перекликается, когда ребята рисуют дерево и размещают фотографии своих близких, вообще дерево для россиян – это высокий символ. И эта акция прежде всего обращена к детским домам, поликлиникам, общественным центрам, чтобы само чтение сделать доступным. Когда люди подписывают эти учреждения на детские журналы, газеты, издания, это делается доступным. А чтение вашего журнала, многих других изданий – это как раз доступность чтения. А чтение, как говорили наши предшественники, лучшее учение. Чтение – это культура, организация, и мы проповедники семейного чтения, это прекрасная российская традиция. Я был в музее Жуковского, отца русской авиации, музей в прекрасном состоянии, все интересно, вещи подлинные, и среди множества всего я обратил внимание на книжный шкаф, там стояли книги, зачитанные до дыр. Читали очень много люди. Мы активно участвуем в этой акции, она имеет гуманитарные цели, высокие социальные цели.

Алексей Ходорыч:

То есть вы можете даже и не ждать, когда вам предложат, а сами идти и подписывать, это все доступно.

Вадим Носов:

Я бы хотел Вам, как редактору, в подарок передать книгу. Ежегодно из лучших работ конкурса создается вот такая книга, Почта России и Фонд социально-культурных инициатив создают вместе эту блестящую книгу. Вот эта книга посвящена 75-летию Победы, все рисунки, все письма здесь подготовлены ребятами, нам, взрослым, осталось им чуть-чуть помочь и эту книгу издать. Это некоммерческий проект, все книги дарятся. Вы их можете увидеть в библиотеках.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное.