{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Окунькова к.ф.н., д.э.н., заместитель директора Высшей школы менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, руководитель Московского отделения Лиги преподавателей высшей школы 16 марта 2020г.
Студент будущего
Каких изменений ждать в психофизиологии специалистов через 10-20 лет

Елена Семаева:

Здравствуйте, уважаемые слушатели и зрители! В эфире программы «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы и радио Mediametrics, при поддержке Фонда президентских грантов. Меня зовут Елена Семаева, мы в прямом эфире и сегодня мы будем говорить о поколении альфа, о студенте будущего, но конечно же, сравнивать его со студентом настоящего. У меня сегодня в гостях потрясающие эксперты, практики, представители Лиги преподавателей Высшей школы, председатель московского регионального отделения, кандидат филологических наук, доцент и декан факультета маркЕтинга (мАркетинга правильно говорить, мы так договорились) Российского экономического университета имени Плеханова, Елена Александровна Окунькова. 

Елена Окунькова:

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Добрый вечер. 

Елена Семаева:

И Маргарита Александровна Филатова-Сафонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры развития психологии, психофизиологии Казанского Инновационного Университета имени Тимирясова. Добавляйте чего-то. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Филатова-Сафронова. 

Елена Семаева:

Сафронова, мы так долго думали, «р» там есть или нет, где-то убирали, где-то добавляли. Маргарита Александровна Филатова-Сафронова, добрый вечер. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Добрый вечер, уважаемые слушатели. 

Елена Семаева:

Мы сегодня с вами выходим в эфир, мы невольно с вами эту тему затронем, когда будем говорить об обучении онлайн будущего этого поколения альфа, которое буквально через 6-7 лет придут к вам в вузы и где-то через 10 лет будут молодыми специалистами. Сегодня мы выходим как раз в эфир, когда у нас в стране половина учащихся и в школе, и в студенчестве переходят на дистанционку, поэтому я думаю, мы как-то так актуально, наверное, появились здесь с этой темой. Что такое вообще поколение Альфа, в чем его отличие от поколения Z, которое мы только-только вроде к нему привыкли. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, казалось бы, поколение Z тоже не так давно пришли, появились, потому что в 91-м году придумана была эта классификация, где было сказано, что каждые 20-25 лет люди, которые появляются в этом свете, они начинают обладать какими-то новыми качествами, новыми свойствами. И последующие поколения чуть-чуть это копируют и проявляют свои новые. Так вот, поколение Z, не так давно появившееся, но уже на пятки им наступает поколение альфа. Они несколько другие. Несколько слов о поколении Z, какие это дети. 

Елена Семаева:

Давайте сначала рамки вот эти, год какой. 

Елена Окунькова:

Временные рамки. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Приблизительно с 2000г. начинается поколение Z. 

Елена Семаева:

С конца, наверное, девяностых, я читала такую классификацию. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, потому что сейчас эту классификацию немножко уже модернизируют. И то, как её авторы предложили, она уже немножко не вписывается в те границы, и сейчас уже не 20-25 лет, а буквально 10, максимум 15 лет. Если мы говорим о поколении Z, это 2000г., то уже 2010-12-й появляется поколение альфа. 

Елена Семаева:

Вот они те, кто сейчас у нас. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Как раз они пошли в школу, в начальной школе обучаются. И чем же они отличаются от поколения Z? Напомним, что поколение Z, это дети, это подростки уже, которые в юношеский возраст выходят. И они отличаются от предыдущего поколения тем, что они более открыты, с одной стороны, они более уверенные в себе, они умеют искать информацию и находить её. 

Елена Семаева:

Лучше, чем Z? Казалось бы, Z тоже. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Я пока про Z рассказываю. Они могут и знают, как информацию находить, умеют её анализировать и в скором времени забывать. 

Елена Семаева:

Наверное, у Елены Александровны тоже есть что сказать по поводу как-то анализировать. 

Елена Окунькова:

Действительно, сейчас вы правильно сказали, ситуация непростая. И мы знаем, что по определённым причинам у нас ряд образовательных учреждений выходит на дистанционное обучение. Я читаю в соцсетях посты своих коллег, которые опасаются, что такая возможность, проявить себя в этой системе дистанционного обучения, в этом формате, покажет детям новую дорогу в новый формат обучения вообще. Школы и вузы утратят свою актуальность. Но мы всё-таки говорим именно про поколение Z, которое сейчас у нас в этих самых образовательных учреждениях доминирует и к нам приходит. Конечно, это дети, которые ещё не привыкли полностью работать, именно самоорганизовываться в образовательной дистанционной среде. Это не так. Я думаю, что. 

Елена Семаева:

Им пока удобно всё-таки ходить в аудиторию. 

Елена Окунькова:

Напрасно опасаются наши педагоги. Есть, конечно, такая опасность, что часть из них, высокоорганизованных и мотивированных своими родителями, увидит в этом большие плюсы. Но для этого нужно обладать огромным количеством таких качеств, как действительно самоорганизация, умение самообучаться, умение запоминать информацию. А у нашего поколения Z с этим действительно есть определённые проблемы. Но при этом они быстрее эту информацию ищут и схватывают. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно, у них поисковая активность. 

Елена Окунькова:

Они анализируют, они быстрее её логически выстраивают в какие-то системы и цепочки. Мне кажется, нам до них далеко в этом смысле. Я вижу это по обучающимся сейчас в старшей школе, по первокурсникам, которые приходят к нам в образовательное учреждение. Это действительно так, согласна с коллегой. 

Елена Семаева:

Я думаю, нам просто нужно это принять, что они другие. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Они другие, безусловно. Ещё их особенности такая, что ни не очень контактируют между собой в реальности. Что называется, вживую. Замечали, наверное, такую ситуацию, встречаются, казалось бы, друзья, одногруппники, и каждый в своём гаджете. Они могут смотреть одни какие-то аккаунты, смотреть одинаковые видеоролики, они могут смеяться, лайкать, но при этом...

Елена Семаева:

Я тебе прислал.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, я тебе прислал, посмотри, лайкни, если понравилось. Но при этом обсудить в реальности у них не всегда получается, и им становится непонятно, зачем это вообще нужно. У них иногда бывают какие-то депрессивные высказывания, они даже шутят по этому поводу. В силу того, что у нас одно время были распространены вот эти группы смерти, эта тема широко обсуждалась. Поколение Z, они приняли это как данность, что такое возможно, они даже по этому поводу шутят. 

Елена Семаева:

То есть как игру такую компьютерного. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Как игру и достаточно такое лёгкое отношение. 

Елена Окунькова:

В принципе, юмор у них отличается очень серьёзно, это очень важный показатель для общества, для поколения, потому что юмор достаточно жёсткий, достаточно такой, иногда чёрный. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Циничный иногда. 

Елена Окунькова:

И граничит в нашем понимании нашего поколения просто с издевательством. Но реакция друзей на это совсем не такая, нежели у нас была бы в этом возрасте. 

Елена Семаева:

Это не означает, что они злые. 

Елена Окунькова:

Абсолютно. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Потому что они этой цели не преследуют. То есть они действительно шутят, они радуются и получают от этого удовольствие. 

Елена Окунькова:

Так они веселятся, совершенно другой к этому подход и другое видение. 

Елена Семаева:

Маргарита Александровна, вы сказали, что они достаточно просто в онлайн общаются, даже когда рядом сидят. То есть если мы не берём тот аспект тревожный, о котором сказала Елена Александровна касаемо уже преподавания дистанционного. А если мы сейчас возьмём их самих, и вы как психолог, как вам кажется, им комфортно то, что сегодня, с сегодняшнего дня они сидят дома, им не надо ходить в аудиторию, они могут переписываться, дистанционно обучаться, вот им как?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Буквально на днях я пообщалась по этому поводу с нашими студентами. Вы знаете, реакция разная была. Были студенты, которые это восприняли: о, здорово, действительно, я буду выходить в онлайн, мы будем общий чат создавать, общий блог у нас будет, будем вести, здорово. Другие говорят: нет, как-то хочется, хочется прийти. Особенно это говорили студенты заочных форм обучения. 

Елена Семаева:

Которым не хватает общения?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Нет, им хватает общения, но они уже привыкают, они немножко по-другому мотивированы, и они уже старше, чем поколение Z иногда бывают, и им конечно хочется встречаться. А дневники, студенты дневного отделения, им иногда это даже в радость бывает. 

Елена Окунькова:

Но опять же, мне кажется, здесь очень есть большой разрыв, индивидуально в зависимости от того, как воспитан человек насколько высоки его интеллектуальные способности, как он видит мир. Потому что действительно, радикально отличаются их подходы к этому. Надо сказать, что образование очное сейчас постепенно превращается в образование элитное. Мы знаем все об этом. Теперь оно, возможно, в будущем не каждому будет доступно. То есть это такой бонус, который ещё нужно заслужить, чтобы преподаватель мог с тобой общаться не онлайн, не в какой-то штампованной системе, а лично, индивидуально. Многие сейчас уже чувствуют эту необходимость, эту потребность. 

Елена Семаева:

Потребность в общении с преподавателем.

Елена Окунькова:

Да, потребность в очном общении с преподавателем, в контакте, потому что это даёт определённые преимущества, однозначно. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

В подтверждение этих слов тоже хочу сказать, есть студенты, которые обучаются на заочной, очной форме обучения, но при этом они нанимают репетиторов. Это не школа, это высшая школа, репетиторов по изучаемым дисциплинам. То есть более глубоких специалистов и именно, как правильно Елена Александровна отметила, действительно, живое общение. 

Елена Семаева:

Вот кстати, если всё-таки уже переходить к поколению альфа и начать сравнивать, я же тоже начиталась перед программой, как я говорю, продвинутый пользователь Google. Поколение альфа, они как раз очень взаимодействуют со своими учителями, они, в первую очередь, с родителями взаимодействуют. То есть они привыкли к сотрудничеству, к сообщению. Их что характеризует? Мы уже сказали, что после 2010г. рождённые дети, они какие?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Правильнее их даже называть альфа Google Babies. Альфа Google Babies. 

Елена Семаева:

Ещё поколение стекла их называют. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Поколение стекла, тоже есть такая формулировка. Так вот, в отличие даже от поколения Z они вобрали в себя их характеристики, их свойства, действительно, они тоже много информации впитывают в себя. И причём, если мы возьмём ребёнка дошкольника, он, порой, обладает большим объёмом информации, чем его родитель или учитель, если мы продолжим. 

Елена Семаева:

Он с года как сумел взять телефон, он с ним. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Конечно. Тем более, если мы посмотрим вообще всю систему образования, у нас теперь считается, если ребёнок в 3 года не знает алфавит, он, наверное, отстающий в своём развитии. Или он к пяти годам не выучил английский язык или не ходит на студию мультипликационных создания фильмов, каратэ или ещё что-то, что-то тут, наверное, не то. Потому что родители, наше общество создали такую социальную ситуацию развития, где ребёнку волей-неволей приходится всё это впитывать в себя, как губка. 

Елена Окунькова:

Но иногда за счёт невротических каких-то стремлений родителей. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно. С точки зрения психофизиологии это не полезно. И продолжая идею о том, что ребёнок много знает, но он до конца, порой, не понимает, потому что у него нет жизненого опыта, у него нет ещё тех связей в головном мозге, которые помогли бы ему разобраться в том, что он. 

Елена Семаева:

Это как большое хранилище. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Конечно. И опять-таки, продолжая концепцию поколения Z, они тоже от этого быстренько избавляются. То, что им может пригодиться. Кроме того, поскольку дети привыкают все время пользоваться гаджетами или какими-то другими средствами цифровизации, они понимают, что им, порой, незачем развивать свою память, вот есть телефон, где можно что-то сохранить, запомнить. 

Елена Семаева:

В этой связи возникает вопрос у очень многих преподавателей, в том числе, и Высшей школы. Как тогда рассматривать их интеллект? Безотносительно гаджетов у них вообще интеллект будет, существует?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Тоже вопрос очень спорный, потому что есть такое даже понятие «цифровое слабоумие». Впервые этот термин возник в Корее, потому что Корея, Япония, это самые продвинутые в цифровом плане страны были. И оказалось, что усиленное взаимодействие с техникой, с цифровой техникой, с искусственным интеллектом, оно может привести к тому, что у детей. 

Елена Окунькова:

Дебилизирует.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно, если называть прямо, честно, так и есть. То есть перестаёт работать внимание, перестаёт работать долговременная память, оперативная память, может не развиваться абстрактно-логическое мышление в тех особенностях, как оно должно развиваться у взрослого человека. 

Елена Окунькова:

Многие навыки тоже не формируются, в том числе, коммуникативные. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно. 

Елена Окунькова:

Но многие родители уже сейчас это видят, бьют тревогу, и я уже сталкиваюсь ни один год, когда специально направляют в лагерь, это новый сейчас тренд, куда-то на природу, подальше от гаджетов. Или на военные сборы, или куда-то. И слава богу, если там будет отключён телефон у ребёнка, родители радуются и просят. Когда стали вводить обучение на планшетах в начальной школе, я знаю, что родительская общественность прогрессивная возмущена была или высказывала опасения определённые. Потому что они говорили, что наш ребёнок и так постоянно находится онлайн, постоянно он с гаджетом в руках, и вы сейчас ещё хотите его перевести. И конечно, нужно было ограничить, и где-то это намеренно вводится уже. 

Елена Семаева:

Ограничения. 

Елена Окунькова:

Ограничение пребывания ребёнка онлайн. 

Елена Семаева:

Я, кстати, сейчас слушаю, это тревожно звучит, того они лишены, сего лишены. Опять же, я прочитала, что они очень хорошие во многих смыслах. Всё-таки плюс, что они общаются посредством планшета, посредством своего телефона, очень часто проводят время в интернете, в играх различных, в приложениях, но с родителями. И за счёт этого, в отличие от поколения Z. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

И более ранних поколений. 

Елена Семаева:

Да, Y, X, которые с родителями мало контактировали, они очень сильно контактируют. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, и есть прогнозы, что дети или будущие подростки, взрослое поколение альфа, они будут меньше подвержены наркомании или каким-то другим зависимостям от психоактивных веществ. Почему? Потому что они будут всё время проводить. 

Елена Окунькова:

У них уже есть зависимость. 

Елена Семаева:

У них уже есть другая зависимость. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Причём заметьте, что мы все потихоньку становимся зависимыми от гаджетов. У нас это становится сейчас нормой жизни. Так же можно сказать в плане положительном, как мы уже с вами отмечали, быстрота нахождения какой-то информации. Взрослый человек будет часами, возможно, искать ту или иную информацию. Ребёнку, порой, достаточно нескольких минут, не скажу секунд, хотя, порой. 

Елена Семаева:

Говорят, уже секунд.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, и секунд скоро будет. Они момента находят то, что нужно. В поисковой системе они хорошо ориентируются. 

Елена Окунькова:

Вы знаете, мне кажется, что пока не совсем ещё так, я надеюсь, что альфа как раз к этому перейдёт, наверное. Но они находят быстро то, что им конкретно интересно в данный момент. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Безусловно. 

Елена Окунькова:

Это очень важное дополнение, потому что это не любая информация. Если они не считают для себя самостоятельно эту информацию важной сейчас, нужной и полезной, то вы должны будете как-то очень серьёзно подумать над мотивацией того, чтобы они вообще эту информацию нашли, восприняли и обработали. 

Елена Семаева:

Елена Александровна, если сравнивать, вы очень давно в школе работаете, если сравнивать другие поколения с этими на почве этого аспекта. Всегда нужно было находить мотивацию преподавателю. Мы не говорим танцевать, но всегда. Но по сравнению с предыдущими поколениями что может измениться у преподавателя конкретно? 

Елена Окунькова:

Мне повезло, наверное, совмещать всегда всю свою профессиональную деятельность работу в вузе и в школе. Поэтому радостно видеть, как это поколение подрастает, подходит, и вот оно приходит к тебе уже готовым студентом. Это настолько интересно. Как они растут, как они меняются. Но в данном случае мотивацию всегда приходилось находить педагогу, этому учат в педагогических вузах, для этого существуют специальные методики преподавания каждого предмета, не просто так. Ну и конечно же, каждый педагог изучает психологию, особенности развития ребёнка в каждом возрасте для того, чтобы найти какие-то инструменты, заинтересовать его, донести до него информацию в самом разном возрасте. 

Елена Семаева:

Вопрос в инструментах, давайте, я сейчас буквально на секунду прерву вас обеих, у меня есть важная информация, которую нужно сказать в эфир. В эфире программа «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы и радио Mediametrics, при поддержке Фонда президентских грантов. Мы сегодня обсуждаем поколение альфа, будущего студента, сравниваем с настоящими студентами. Ну и по ходу мы уже подходим к моменту, к этому вопросу, что предстоит Высшей школе в связи с тем, что идёт новое поколение людей. Они правда новые, мы сейчас ещё об этом поговорим, даже с точки зрения их физиологии они немного другие. И Высшая школа должна будет подстраиваться. Мы сегодня это обсуждаем с Еленой Александровной Окуньковой, председателем Московского регионального отделения Лиги преподавателей Высшей школы, доцентом, деканом факультета маркетинга Российского экономического университета имени Плеханова. И Маргаритой Александровной Филатовой-Сафроновой, доцентом, кандидатом психологических наук и доцентом кафедры развитие психологии, психофизиологии, что важно, сейчас об этом будем говорить, Казанского Инновационного университета имени Тимирясова. Мы вернёмся сейчас к вопросу, и о мотивации, и о том, что нужно преподавателю, потому что это очень сложный вопрос, на него нельзя вот так сходу ответить. Но как раз про альфа, они же другие с точки зрения физиологии. Вы мне рассказывали, что у них другие глаза, другое зрение, другой рост. Расскажите об этом немного. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, очень интересные сведения. Но эти сведения ещё нуждаются в дополнительном подтверждении. 

Елена Семаева:

Но они свежие. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Они свежие. 

Елена Семаева:

Вы с конференции их привезли. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно, у нас 13 марта проходила конференция, девятая международная, «Преемственное поколение инклюзивного образования, от теории к практике». Собралось очень много людей из стран ближнего, дальнего зарубежья, из Швейцарии, Японии приезжали гости и обсуждали тему. Вообще проект обсуждался «Человек экологичный», как сделать так, чтобы на пути эпохи цифровизации ребёнка, где его поджидает много различных трудностей, как сделать так, чтобы его развитие было экологичным. Мы чуть позже к этому вернёмся. Так вот, один из докладов был посвящён теме, какой он, ребёнок, студент будущего, как раз наша с вами тема, какие у него психофизиологические особенности, антропометрические, возможно, данные. Так вот, оказывается, мы замечаем, что с каждым годом наши дети всё выше и выше. Это связано и с качеством питания, в первую очередь, с улучшением условий проживания, жизни. Это первый момент. Второй момент, очень меняются различные анализаторные системы. Так, например, зрение если мы рассмотрим, то оказывается, у детей, которые уже сейчас рождены и которые будут рождаются в будущем. 

Елена Семаева:

Вот они, альфа. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, вот альфа поколение как раз, Google Babies, у них больше глаза в размере, но при этом зрение ухудшается. Почему так происходит? Потому что нет надобности смотреть куда-то вдаль. Если мы посмотрим первобытнообщинный строй, когда там выслеживали, следили в засаде, нет такой нужды рассматривать что-то на большом расстоянии, потому что самое большое расстояние, это расстояние вытянутой руки, от глаз до экрана либо планшета, либо ноутбука, либо телефона. 

Елена Семаева:

А что значит большие глаза, знаете, как в сказке: зачем тебе большие глаза?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Быстрая идущая эволюция. 

Елена Семаева:

Я имею в виду, они большие, чтобы схватывать сразу то, что на экране. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, конечно. Причём особенность мышления какая? Клиповое мышление, ориентированность на картинки, на яркие образы, которые мелькают перед взором смотрящего. Естественно, запоминается самое яркое. И отсюда вытекает такая особенность, что не развивается способность, чтобы вчитываться, вдумываться, просматривать весь материал, если, особенно, он не динамичный, такой, очень медленный, растянутый. То есть сама природа делает так, что человеческий организм начинает приспосабливаться к тому, что нам даёт наше масс-медиа. 

Елена Семаева:

А что с мозгом? Я читала, что он действительно, как говорят демографы, они боятся, что с каждым новым поколением мозг действительно будет уменьшаться, потому что он просто не нужен будет. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Меньше в объёме, потому что не нужно, зачем человеку развивать свой мозг, если у нас есть искусственный интеллект, который будет и помнить, и воспроизводить, и находить, то есть совершать все мыслительные операции, все операции, которыми занимается наш головной мозг. 

Елена Окунькова:

Опять же, мне кажется, что это будет касаться не всех. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Естественно. 

Елена Окунькова:

Это приведёт к определённому разделению, в том числе, подготовке специалистов, несомненно. Даже сейчас посмотрите, мы говорим о том, работа головного мозга, что мы говорим о детях, давайте сами себя оценим. Возьмём пост какой-то, откроем его. У нас их всплывает огромное количество в соцсетях, плюс у вас добавилось у всех огромное количество групп, где нужно отвечать, ты всё время онлайн. Это большая очень информационная коммуникативная нагрузка. И когда вы видите огромный длинный пост, что мы делаем, мы смотрим с вами уже по диагонали, и уже начинаем подыскивать в библиотеке книжки по скорочтению, если мы пока ещё этим не обладаем. Потому что, действительно, нужно научиться обрабатывать огромные объёмы информации и главное, что в обработке этой информации нужно отекать то, что не нужно. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Находить самое главное. 

Елена Окунькова:

И вот те ребятишки, которые подрастают, у них есть такая особенность. Уже в поколении Z она возникла, она уже чётко совершенно сформировалась. Вернусь как учитель, я вижу главное отличие, что не просто мотивация, осознанное понимание, для чего им нужна эта информация на уроке, на занятии. Это и есть сама мотивация. Пока ты не донесёшь до студентов, до учеников, зачем им нужно то, с чем вы сейчас работаете, что ты сейчас им дашь и чему ты их научишь, они не будут этим интересоваться, потому что они действительно перегружены. Перегружены различной информацией, у них уже есть определённые цели, которые, если это старшие классы и студенты, к которым они идут. 

Елена Семаева:

То есть они стремятся эффективно эту информацию использовать. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

А зачем мне это нужно? Это самый распространённый вопрос, зачем мне это нужно. 

Елена Окунькова:

Совершенно верно, особенно это касается гуманитарных предметов, зачастую. Сейчас, конечно, есть небольшое изменение, потому что какие-то когнитивные способности, они становятся уже во главе угла, особенно для управленцев, менеджеров, руководителей, потому что нужно различными компетенциями обладать, недостаточно каких-то своих профессиональных только навыков и знаний. Я как учитель русского языка и литературы, если говорить о школе, сталкивалась с этим достаточно часто, особенно если класс технический, это удовольствие. Просто удовольствия работать с этими ребятами, они умные, они структурированные, они такие забавные, в то же время живые. На вопрос первый, это зачем нам это нужно, скажите нам, пожалуйста. Хорошо, Елена Александровна, вы нам дали произведение, мы его прочитали, а теперь объясните, пожалуйста, для чего нам знать, какого жанра это произведение, кто его написал, в какое время его написал. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Где мне это может пригодиться. 

Елена Окунькова:

Да, где мне это может пригодиться. И вот нужно объяснять, и про контекст историко-литературный, и про принятие.

Елена Семаева:

Мне кажется, ещё сложно с русским языком тоже, Маргарита Александровна, у вас, по-моему, в презентации есть буквально, как они переводят вот на этот интернетовский язык. То есть они просто какую-то фразу сокращают, это для нас не ново тоже. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Свой язык у них. 

Елена Окунькова:

Я никогда, например, не слышала таких чётких, ясных и внятных неожиданных пересказов художественной литературы, как от этих ребятишек. 

Елена Семаева:

Чётких, ясных, внятных. 

Елена Окунькова:

Да, чётких, ясных, внятных. Там уже всё вычленено. И пока мы изучаем всё это на филфаке, растекались мыслью по древу, то здесь уже всё, пришёл, увидел, победил, сказал, и ничего неправильного, ты хлопаешь глазами и не понимаешь сначала, что же не так. 

Елена Семаева:

А что не так, когда понимаешь? 

Елена Окунькова:

Что не так. Понимаете, уходит впечатление, это переводится на какой-то совершенно простой, бытовой уровень понимания всех происходящих процессов. Уходит какая-то глубина. 

Елена Семаева:

То есть схематизация, они делают это схематично. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Где-то да. 

Елена Окунькова:

В чем-то есть такая опасность. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Вот ещё Елена Александровна сказала, действительно, мы сами, обращаясь к группам, где мы смотрим, пролистываем бегом, бегом, обратите внимание, я даже жест такой показываю. 

Елена Семаева:

У нас у всех есть этот жест. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Ещё одна психофизиологическая особенность, связанная со строением тела, у нас начинает по-другому работать рука, по другому работает кисть. То есть у нас сейчас кисть, у нас, естественно, прямая связь мозг-рука, но она по-другому начинает задействовать. У нас начинают работать те движения, которые работают на клавиатуре, на экране смартфона или ещё где-то. А все какие-то другие, более сложные действия, мелкая моторика, она не развивается. И отсюда своеобразие мыслительной деятельности. 

Елена Семаева:

Вы как-то проговорили уже, у вас прозвучало, что это сама природа готовит. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Скорее всего, наша природа, она мудрее человека, она, видимо, уже подготавливает, она уже знает, наверное, какие грядут изменения. Изменения ещё какие во внешнем облике. Обращали, наверное, внимание, какая посадка. Вот такая, сгорбленная. Есть тоже предположение, что у детей будущего и подростков, и вообще у взрослых людей нормальным совершенно явлением будет горб на спине. Почему? Потому что мы ссутулившись сидим, и это будет тоже оправдано. Зачем лишний раз напрягать спину, создавать такое движение, пусть спина в таком положении и застынет. Следовательно, другое будет совершенно положение и размер шеи. По одним исследованиям она будет короче, но зато она более массивная будет, по другим она будет более длинной и такой вытянутой для того, чтобы тянуться в экран монитора. 

Елена Окунькова:

Опять же, мне кажется, коллега, смотря какие тенденции победят. Потому что не всегда общество находит противодействие таким процессам, которые так или иначе вредят человеческому состоянию здоровья. Мы говорим о том, что в данном случае это искривление позвоночника, отсечение каких-то функций даже определённых, сокращение, можно сказать, жизни человека. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

И двигательных, и психических, конечно. 

Елена Семаева:

Про жизнь, кстати говоря, у них другое, но это сейчас договорите. 

Елена Окунькова:

Поэтому я думаю, что могут также победить тенденции здорового образа жизни, которые искусственно борются с этими новыми явлениями. То есть они действительно возникают, и человек их видит, но не все. 

Елена Семаева:

Кстати говоря, вы очень здорово сейчас с языка сняли. Мы проговаривали про то, что у них одна из характеристик, это ЗОЖ, это здоровый образ жизни. Поэтому, может быть, тоже они наркоманией не будут страдать. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Возможно, да. Вообще много интересных таких направлений, тенденций и, порой, они бывают взаимоисключающими. Казалось бы, деформация тела, а с другой стороны, нет, как же, и фитнес, и прямая спина, осанка королевская. То есть, с другой стороны, погружённость в собственный мир, инвертированность. С другой стороны, как можно больше контактов. 

Елена Семаева:

Весь мир на ладони. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Весь мир на ладони, совершенно верно. И такая, как говорят психиатры и психологи, амбитендентность, двойственность, которые часто бывают свойственны психическим нарушениям, сейчас она может проявляться и как вариант нормой. 

Елена Семаева:

Стать нормой. Коллеги, скажите, пожалуйста, тоже, Елена Александровна, сейчас вы очень хорошую тему затронули, что неизвестно, какая тенденця победит. А если я спрошу вас так, как практикующих педагогов высшей школы и школы образовательной. Вы как считаете, можем ли мы, то есть вы, педагоги, влиять на то, какая тенденция победит? Или природа уже всё решила? 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Нет, конечно, всё равно среда во многом определяет развитие человека, и будет от нас зависеть, какие мы будем условия создавать. Гаджеты гаджетами. 

Елена Семаева:

Какие нам надо условие, тогда давайте к этому всё-таки. Какие нам надо условия создавать, как с ними можно работать вам, педагогам. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Пока Елена Александровна скажет, наверное, уже про учебную сторону, я скажу вот про какой момент. Если посмотреть на статистику рождающихся детей, по крайней мере, в 2019-м году здоровых детей рождается 14 %. 

Елена Семаева:

Это много или мало по сравнению с предыдущими? 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Приблизительно столько, на протяжении последних лет 12-13-14 %. Но из 100 % это конечно очень маленькая выборка. 86 %, это дети, у которых есть какие-то отклонения и нарушения. 6 % из них, это дети с глубокими хроническими заболеваниями и инвалидностью. Все остальные, такое среднее промежуточное значение занимают, но опять-таки, о чём это говорит. О том, что очень много детей, они по своим психофизиологическим качествам, свойствам, бывают, порой, не готовы для того, чтобы созревать. Если мы возьмём три основных блока головного мозга, по идее, ещё Лурия говорил, ребёнок когда рождается, у него должен быть разбит первый блок, который отвечает за энергию. И эта энергия будет давать ему исследующий блок развития, все познавательные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие и так далее. И к моменту поступления в школу у него должен уже начать формироваться третий блок, который отвечает за волевое поведение. Как обстоит дело сейчас? У нас в силу того, что у нас большие возможности медицины, у нас на свет рождается много детей с врождённой патологией, с большими психическими физическими нарушениями, и много детей, у которых не сформирован первый блок. На протяжении всего дошкольного периода у них развивается потихоньку эта энергия, сила. И только когда детишки идут в школу, у них потихоньку начинают развиваться познавательные процессы. 

Елена Семаева:

Только второй блок ещё. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Только второй, ни о каких волевых регуляциях мы не можем здесь говорить. Поэтому в школе это ярко видно, когда я тоже провожу занятия в школе, я вижу, детишкам очень трудно усидеть на месте, трудно сконцентрировать внимание. Что говорить про школьников. Студенты, то же самое. Поэтому от нас, от преподаватели требуется максимальное мастерство для того, чтобы менять виды деятельности. Как с ребёночком: сюда погремушку, сюда погремушку. 

Елена Семаева:

Сейчас преподавателям нужно перестать страдать от того, что ребёнок где-то под партой, ах он, не дисциплинированный, а самому меняться под этих детей. До какого времени с игрушкой играть?

Елена Окунькова:

Это называется организация образовательной деятельности. И если мы не боимся, а современный педагог должен не бояться шума в классе, сложно который себе было представить ещё лет 20-30 назад, и мы смотрим с вами. 

Елена Семаева:

Это было за гранью. 

Елена Окунькова:

Фильмы советского периода, когда что бы ни делал преподаватель, все равно в классе все сидят за столом и тишина. Не каждый может перестроиться, но для этого проводится повышение квалификации педагогов, сейчас совершенно новый формат обучения уже преподавателей происходит и так далее. Здесь, мне кажется, залог успеха, это две составляющие. Первая, это прекрасное знание предмета, это то, чем ты занимаешься, потому что если ты горишь этим, если ты в научном аспекте погружён в то, чем ты занимаешься, в тебе видят специалиста, то это уже интересно, это уже такой фактор привлечения к тебе, к твоему предмету. Ну и второе, это, конечно, организация деятельности. Мы не боимся, что вокруг шумно, мы используем групповые методы работы, когда мы переключаем на взаимодействие друг с другом, а не только с преподавателем и так далее. Есть целый спектр различных форм работы, методов работы, которыми преподаватель будущего должен обязательно владеть. 

Елена Семаева:

Смотрите, я тоже с педагогическим первым образованием, я, может быть, от многих слушателей в отличие понимаю, о чем вы говорите. Но мне интересно знать, я правильно понимаю, что сместился тот возраст, до которого раньше играли. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

И опять получается, с одной стороны, вроде бы дети у нас продвинутые, которые у нас легко, на одной волне с гаджетами, с какими-то цифровыми средствами. 

Елена Семаева:

И нас учат. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Нас учат. А с другой стороны, у них много нет того, что должно быть в норме, в психическом развитии, в физическом развитии. И это какая-то двойственность, она перед преподавателями создаёт совершенно новые условия, в которых многие не знают, как себя вести. 

Елена Семаева:

Мы сегодня попали, практически уже попали, с завтрашнего дня ещё остальные попадают, так уж прямо давайте говорить, в новую форму обучения. Она сейчас временная, но эта форма, она может каким-то образом помочь с этим новым поколением? Потому что по тому, как думают демографы, она им именно будет приятна, эта форма. То есть им не нужно будет высшее образование, как потребность, как нынешним поколениям. Поэтому они очень много, часто будут выбирать онлайн обучение. Вы видите как преподаватели в этом выход с этими детьми или нет, здесь тоже будут какие-то проблемы? Если да, давайте об этом поговорим. 

Елена Окунькова:

Смотря что мы что понимаем под высшим образованием будущего. Мы видим, что сейчас оно претерпевает определённые изменения в течение ряда лет и даже десятилетий. И здесь копья ломаются, каким будет высшее образование. Мы знаем, что недавно у нас гуманитарные специальности вернулись к специалитету именно потому, что опытным путём пришли к тому, что именно гуманитарии должны формироваться в старой системе в течение пяти лет, потому что они получают достаточно обширное и глубокое образование в контексте. Если мы говорим о высшем образовании, как узкоспециализированном, бакалавриат, магистратура, какая-то определённая тематика, такая заточенность на конкретные компетенции, тогда будут разные ответы на ваш вопрос. 

Елена Семаева:

Тогда давайте, я ещё один задам, может быть, он поможет нам как-то с ответом. Тоже о чем мы сегодня говорили про альфа, мне вообще кажется очень сложным, что им нужны эти пять лет. Что пять лет они будут ходить на лекции, мне кажется, для них это много, пять лет. Понятно, что я тоже могу, мы же только предполагаем, мы не знаем, как тенденции будут. развиваться. Но мне кажется, что это сложно. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Если заглянуть вперёд, сейчас у нас выходит в онлайн публикациях атлас будущих профессий, как раз тоже интересная тема, потому что есть мнение или вопрос такой встаёт, вообще нужна профессия преподавателя в будущем или нет. Нужно ли вот это. 

Елена Семаева:

Останется ли профессия. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Так вот, группа очень креативных учёных, создателей, они придумали вот этот атлас третьего пересмотра. И, в частности, в разделе образование они предлагают, например, такие профессии, как разработчик образовательных траекторий, карьерный стратег, организатор проектного обучения, игромастер, модератор, распаковщик, упаковщик образовательного контента, координатор образовательной онлайн платформы, тренер коллективных компетенций. 

Елена Семаева:

Половина, особенно первая половина требует объяснений. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Безусловно, сейчас расскажу. Экопроповедник, архитектор образовательных экосистем. Вообще экологичное обучение, экологичное образование, жизнь, эта вообще тема становится такой перспективной. Я вначале уже сказала про то, что наш Казанский инновационный университет, наш ректор, Асия Витальевна Тимирясова, проректор по непрерывному образованию, Ахметова Дания Загриевна, мы начали разрабатывать такой проект, который рассчитан минимум на 17-18 лет. Это шестиступенчатой проект, начиная от экологичного зачатия. Что такое экологичное зачатие? Это когда мы проводим подготовительную работу с будущими мамами и папами, мужчиной и женщиной по тому, как следует подготовиться для того, чтобы ребёнок был здоровым и экологичным. То есть уже до того, как момента зачатие произошло. 

Елена Семаева:

А если вернуться, вот это тема прекрасная, мы поговорим, вернёмся. Если вернуться к нашей сегодняшней, хотя бы две последние, экопроповедник это что? Это мы можем где-то сейчас какую-то параллель найти?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, экопроповедник, во-первых, это, возможно, тот специалист, который проповедует здоровый образ жизни, это бережное отношение к окружающей среде. К воде, к бумаге, к природе, к тому, как использовать вторсырье и так далее. 

Елена Семаева:

Знаете, почему меня сейчас такое лицо удивительное и рот практически не закрывается, потому что мне кажется, что это половина так называемых коучей, тренеров в Instagram. Которые сами себя так назвали, у них есть определённая миссия, они там что-то вещают. Неужели они могут заменить преподавателя?

Елена Окунькова:

Мне кажется, что когда смотришь на этих коучей, то сразу видно, у кого из них есть высшее образование. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да совершенно верно. 

Елена Окунькова:

Почему, потому что мы вернёмся к высшему образованию, на мой взгляд, это фактор или возможность сформировать свой интеллект. Это такие общие знания и такие цепочки ассоциативные, такое знание различных систем, которые дают человеку возможность жить, развиваться и приспосабливаться в любой ситуации. То есть быть самодостаточной личностью. Вот коллега говорит о том, что у нас сейчас такие замечательные дети, поколение альфа растут и так далее. Но мы говорим о том, что у них не только физические изменения происходят, но и о том, какое количество сейчас возникает у нас будущих граждан общества с серьёзными проблемами личности, развития личности. И это уже не с образованием связано, скорее, а с жизнью, воспитанием, с теми ценностями и сценариями, которые в них закладываются. Так вот интеллект, это такая штука, которая может побеждать эти вещи. И высшее образование, на мой взгляд, оно призвано именно взращивать серьёзных, глубоких таких специалистов, которые могут перестраиваться в любой среде, даже если у нас прогресс начинает развиваться очень быстро. Не все за ним успевают. И те, кто не имеет этой серьёзной базы интеллектуальной за счёт высшего образования, настоящего высшего образования в моём понимании. 

Елена Семаева:

Как это гордо сейчас прозвучало. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Конечно. 

Елена Окунькова:

Они не имеют этого конкурентного преимущества и превращаются в общество потребления, в ряды потребителей. 

Елена Семаева:

То есть если мы рассматриваем альфа поколение, буквально 6-7 лет, и они приходят к вам в вузы, через 10 лет специалисты, это то, о чем вы говорили в начале, что общение с преподавателем, обучение с преподавателем, это будет элитное такое направление. 

Елена Окунькова:

Может и такое произойти. Если действительно будет так активно внедряться дистанционное обучение, то общение личное станет доступно не для всех. Это экономическая сторона и физически доступно не для всех, не каждый будет понимать такую ценность. Но те, кто будет понимать, для них это будет действительно возможности такого элитного образования, которое даёт дополнительные возможности. Потому что мы знаем, что в очном общении с преподавателем существует ещё множество возможностей помимо просто получения информации. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Конечно. 

Елена Окунькова:

А преподаватель высшей школы, на мой взгляд, это всё-таки авторитет, это всё-таки пример, это всё-таки такой двигатель. 

Елена Семаева:

То, что как раз у этого поколения очень сложно, у них нет авторитетов, у них нет кумиров. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Авторитетов нет среди взрослых, учителей и тех же родителей. 

Елена Семаева:

У них кумиров есть нет. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Кумиры есть, но не такие, как общепринятые. 

Елена Окунькова:

Вы знаете, среди преподавателей тоже есть, но если они тебе поверят, если они за тобой пошли, тебе повезло. 

Елена Семаева:

К преподавателю всё-таки, вы уже сказали, что преподаватель нового поколения должен быть смелым. Сейчас прозвучало то, что преподаватель нового поколения ещё, наверное, больше, чем сегодняшний преподаватель, должен успевать за временем, ему для этого и дан интеллект. А что ещё?

Елена Окунькова:

Обязательно должен постоянно развиваться, он должен постоянно повышать свою квалификацию, он должен прекрасно разбираться в профессии и в близлежащих областях. Он конечно должен быть самодостаточной личностью, желательно харизматичной, но там уж как получится. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Добавлю, Елен Александр на сейчас озвучила все те характеристики, которые назвали студенты в анкетировании, которое не так давно проводилось у нас в университете. 

Елена Семаева:

Студенты это ещё Z которые? 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Z, но, по крайней мере, для них это очень важно и надеемся, или, не знаю, не надеемся, они передадут это знание и поколению альфа. Именно профессионализм и умение ориентироваться в своих дисциплинах, самразвивающиеся, и ещё они дополняли быть на одной волне со студентами. 

Елена Семаева:

А вот это что, кстати?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Понимать, чувствовать, что думают, что чувствуют студенты. Понимающий, называли такое качество, принимающий. 

Елена Семаева:

Это учитель уже, заметьте, учитель с большой буквы, мастер, как раньше было. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Да, конечно, много таких. А когда тот же вопрос задавали преподавателям, кто такой идеальный преподаватель и, самое главное, какой идеальный студент, образ. Тут преподаватели от определения слова студент далеко не ушли. Мы знаем, что от латинского слова произошло, студент, ищущий, добивающихся. И практически все преподаватели на первое место так и ставили. Студент, чтобы он был таким, ищущим, заинтересованным. 

Елена Окунькова:

А у меня знаете, такая характеристика, когда к тебе приходят, разговаривают с тобой студенты, а у них интеллект в глазах, и радость. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Глаза горят, конечно. И хочется работать. 

Елена Семаева:

Тогда у меня, знаете, какой вопрос, он, может быть, и сложный в смысле для вас психологически. Потому что мы понимаем, что мы живём, с одной стороны, в счастливое время, меняющееся, с другой стороны, надо подстраиваться. То есть тех преподавателей, которых мы сейчас описали, ждут студенты. Мы же понимаем, что их не может быть много. Но у нас есть множество, целая армия, в хорошем смысле, преподавателей. Что с этими людьми может произойти уже буквально лет через 10? У нас могут быть проблемы с этим в высшей школе?

Елена Окунькова:

Можно я скажу, потому что как раз это касается деятельности Лиги преподавателей Высшей школы, потому что есть такая опасность, и ей уже сейчас озабочены наши коллеги во всех вузах, во всех регионах, во всех наших региональных представительствах. Завтра будет у нас специально круглый стол, мы будем встречаться с нашими коллегами из разных городов в общественной палате Российской Федерации и со студентами. И этот диалог в такой форме диалога со студентами, мы будем думать, что же делать. Мне кажется, что здесь конкурентная борьба между сильными преподавателями и теми, кто, может быть, случайно попал в профессию, она обострится. Тем не менее, способы повышения квалификации в новом формате, какие-то новые способы общения, взаимодействия между вузами и регионами, какая-то открытость международная, погружение в науку, эту одни из возможных вариантов решения. 

Елена Семаева:

Вы знаете, я думаю, что мы обязательно по следам этой конференции ещё встретимся, проведём эфир обязательно. Сейчас, к сожалению, время нашего эфира подошло к концу. Что успели, то сказали. Я ещё раз напомню, что мы обсуждали студента будущего, поколение альфа, и что может быть с Высшей школой. Обсуждали это с Еленой Александровной Окуньковой, председателем Московского регионального отделения Лиги преподавателей Высшей школы. И Маргаритой Александровной Филатовой-Сафроновой, кандидатом психологических наук и доцентом кафедры развития психологии, психофизиологии Казанского Инновационного университета имени Тимирясова. Спасибо вам огромное. В эфире была программа «Интеллектуальный капитал», всего вам доброго. 

Елена Окунькова:

До свидания. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

Всего доброго.