{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Виктория Преснякова директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций, член генерального совета "Деловой России", к.ф.н., провизор 25 ноября 2019г.
Фармацевт: особенность и перспектива в профессии
Фармацевт и провизор – схожие моменты и отличия. Что нужно знать о профессии фармацевт. Плюсы и минусы профессии. Как сложно и не просто стать фармацевтом. Фармацевт – звучит гордо?!

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Мediametrics, программа «Фармакология», и тема нашего сегодняшнего эфира «Фармацевт: особенности и перспектива в профессии». На фоне частых и не всегда безболезненных изменений падает имидж профессии, причем мы наблюдаем негативное отношение к отрасли и самого провизора к себе как к специалисту. Поэтому сегодня каждому, кто работает на фармацевтическом рынке, кто имеет к этому отношение, просто нужно какое-то единое пространство, незаурядное событие, объединяющее все фармсообщество, и нужен свой праздник, в конце концов мы уже его заслужили, День фармацевта России. И у нас сегодня в студии те люди, которые проявляют очень не дюжую инициативу и предлагают всем нам по-другому взглянуть на эту важную, очень серьезную, социально значимую профессию, вспомнить ее истоки, вспомнить то, чем мы должны быть горды, и предложить то самое пространство, в котором мы могли бы встретиться и посмотреть на себя по-новому.

Я представлю наших гостей: это Виктория Преснякова − кандидат фармацевтических наук, исполнительный директор СРО Ассоциация независимых аптек, преподаватель Высшей школы. Тот, кто следит за нашими эфирами, уже с ней знаком. Здравствуйте, Виктория. И сегодня у нас еще одна гостья Ирина Филатова − кандидат фармацевтических наук, генеральный директор компании «ФКФС». Здравствуйте, Ирина. Так как Вы у нас на эфире первый раз, существует небольшая традиция − я всегда наших гостей прошу немножко рассказать о себе. Какое было базовое образование, по кандидатской истории можно понять, но, тем не менее, какое имеете отношение к рынку, как вообще оказались в рынке, какие этапы своего карьерного развития, движения Вы можете выделить, и что же такое компания «ФКФС»?

Ирина Филатова:

Начну с далекого детства, я всегда мечтала и хотела быть в этой профессии. Мама у меня доктор, поэтому в семье изначально было предопределено, что я пойду в медицину. Окончила школу и поступила в Первый московский медицинский институт, окончила в 1990-м году и пошла в науку. Я была младшим научным сотрудником, но времена были непростые, лихие 90-е, и в этот же момент зарождался фармбизнес. И волею судьбы после того, как я проработала несколько лет научным сотрудником в НИИ ФХМ Минздрава РСФСР, очутилась в фармбизнесе, первой компанией была компания Серл Фарма Monsanto, американская компания, где я проработала небольшое время в продажах и потом перешла в регуляторы.

Регистрация лекарственных средств мне всегда очень нравилась, и мне кажется, что я на своем месте, это большое удовольствие, мне очень моя профессия нравится. Прошли годы, я защитилась по организации экономики фармдела. После работы в компании Серл Фарма в должности менеджера по регистрации я пришла в компанию Нижфарм, это была молодая развивающаяся компания, готовящаяся к продаже, и это было очень интересно, потому что много было новации, перспектива, не только захватывала регуляторная часть, и сама команда была суперская. Я очень благодарна всем, с кем я работала, и в этой компании у меня начался карьерный рост, я стала возглавлять управление по регистрации лекарственных средств компании Stada, то есть прошло время, и с менеджера я поднялась за короткое время до высокого поста. На фоне слияния и поглощения компаний, Stada покупает Нижфарм, Хемофарм, Магис, и в этот момент я принимаю решение, 2008 год это был, создать свою компанию, свой собственный бизнес. И почти 12 лет я в своем бизнесе. Недолго думали про название, что-то хотелось с фармацевтическим уклоном, и придумали такую аббревиатуру, которая ничего не значит. Через год мы открываем следующую компанию. Первая и вторая компании занимаются регуляторными вопросами на фармацевтическом рынке, оказывают консалтинговые услуги в регистрации лекарственных средств, доклинических исследованиях, клинических исследованиях, получении разрешения фармковижн и российского сертификата GMP. Сейчас у меня 7 компаний, и я очень этому рада, потому что есть компании, которые занимаются регистрацией, это 2 компании, и остальные компании регистрируют лекарственные средства, такие нозологии, как онкология, боль, и есть одна компания, которая занимается косметическими средствами, мы только это начали развивать, пока тяжело идет, но мы надеемся на успех, несмотря на то, что рынок сейчас тяжело реагирует, но мы верим в себя и в то, что у нас получится.

Олег Гончаров:

Все, кто сидят в этой аудиторию, чувствуют Ваш оптимизм, он передается, заражает. Я предлагаю поговорить о профессии, потому что вы обе являетесь представителями этой профессии, причем ярчайшими. Виктория, вопрос к Вам, фармацевт и провизор − часто люди путают эти названия. Схожие понятия, момента отличия. В чем разница?

Виктория Преснякова:

Для российского рынка потребителей можно даже чаще услышать «аптекарь», это такое емкое понятие. Аптекарями называют даже тех, кто производит лекарства, продает их оптом, регистрирует.

Чем отличаются провизоры и фармацевты? У нас с Западом совсем разные приоритеты. У нас фармацевт − это человек со средним образованием, колледж или училище, провизор − это человек с высшим образованием, в настоящий момент либо прошедший интернатуру, либо ординатуру. Сейчас это уже аккредитованные специалисты, люди, которые учатся наравне с врачами 5-6 лет, изучают латынь, медицинские предметы, а о том количестве химии, которое мы изучали в институте, − 9 химий, я сама вспоминаю, что я это изучила, и я этим горжусь.

Фармацевтическая отрасль − это гораздо больше, чем человек, который стоит за первым столом, это огромное количество разных специальностей, разных профессий. Я очень долго занималась фармацевтическим маркетингом и преподавала в Первом меде фармацевтический маркетинг, и маркетинг я изучила на тех самых часах экономики и организации фармации, у нас другого не было, но я получила эти навыки. И те, кто работают на производстве, и те, кто разрабатывают препараты, технологи, аналитики − это все провизоры. Фармацевты, как правило, у нас стоят за первым столом и являются помощниками провизора.

На Западе наоборот, фармассист − это очень богатые, интересные люди, а провизор − это его ассистент. У нас по-другому, но от перестановки мест ничего не меняется.

Олег Гончаров:

Получается, профессия весьма богата разными нюансами.

Виктория Преснякова:

Глубока и широка. Мы ассортимент часто измеряем шириной и глубиной, так вот сама профессия − это ширина и глубина, это огромные возможности. Но в настоящий момент профессия не консолидирована, у нас рынок переживает сейчас достаточно сложные времена, это нововведения, регуляторная гильотина, которую мы еще не всю знаем, но самое важное − это маркировка, со сменой маркировки это отмена ЕНВД, это беспокоит аптеки, производителей, потому что это целая цепочка. Мы настолько не знакомы друг с другом, то есть мы с Ириной знакомы, а Вы ездите по аптекам, обучаете, и люди иногда не знают, насколько у нас есть сильное современное производство в России, то есть имидж российского производителя не очень. Приведу свой любимый пример с 80-м диклофенаком, так у нас не только такие производители, у нас Биокад, Герофарм, Полисан, у нас есть чудесные производители, которые делают прекрасные лекарства. И надо объединить эту отрасль. Да, непростое время, но традиции зарождаются именно в непростое время, когда всем хорошо, все заняты собой, а тут надо бы сплотиться, лучше узнать друг друга. И День фармацевта − очень важная вещь.

Есть Всемирный день фармацевта, который празднуется 25 сентября. Есть у наших соседей по СНГ День фармацевта, они празднуются в разные дни, и только в России нет Дня фармацевтического работника. Мы не первые с такой инициативой выступали, нам хочется эту инициативу поднять снизу, потому что фармацевтический работник − это огромный пласт всей фармацевтической индустрии, огромная, успешная индустрия, которая делает нашу страну на уровне западных стран. В 2014-м году на 1-ом Всероссийском съезде фармацевтических работников было принято единогласно, что нужен День фармацевтического работника, в 2015-м году Национальная фармацевтическая палата обращалась с инициативой через Минздрав к Медведеву на тот момент, чтобы был День фармацевтического работника. Елена Викторовна Неволина много к этому приложила сил, Елена Анатольевна Максимкина на тот момент, но там есть нюансы, и очень большой нюанс, что мы до сих пор относимся к торговым работникам. Но мы себя считаем работниками здравоохранения.

И неоднократно даже журналисты спрашивают: «Так кто же вы − коммерсанты или социальные работники?» Конечно, мы несем социальную функцию, но мы обязаны выживать в условиях самоокупаемости. По УКЭП мы относимся к торговым работникам. И все заглохло, и для того чтобы эту инициативу возобновить, надо, чтобы эта инициатива пошла снизу, чтобы объединить народ и чтобы сам народ высказался. Поскольку Вы ездите по регионам, часто слышите, что не хватает такого праздника, не хватает ощущения нужности своей профессии, немножечко мы подрастеряли уважение даже к себе, как к провизору. Еще раз остановлюсь на том, что не хватает консолидации, у нас есть хорошие производители, сами по себе живущие, у нас есть просто производители, выпускающие разные препараты, у нас есть регистраторы, регуляторы, аналитики, и они все сами по себе. Даже пациентские организации не совсем чувствуют себя в теме.

Олег Гончаров:

Нет чего-то объединяющего, но Ваши слова я поддержу, потому что очень часто встречаюсь с фармацевтами, провизорами и с теми людьми, которые работают в аптеке, и у них это боль, потому что если посмотреть внимательно на этих людей, то у них уже изначально зашита очень высокая амбиция − выбор профессии. Я думаю, что все, кто нас внимательно слушал, понимают, что профессия очень сложная, непростая, выучить 9 химий − это какое терпение надо иметь, какое желание. Большинство людей выбрали эту профессию осознанно, профессия не простая, потому что в аптеку приходят люди больные, ведь нормальный человек старается как можно реже заходить в аптеку. Если человек там появился, значит, в его жизни что-то произошло, ему нужна профессиональная помощь, поддержка, внимание, забота.

Поэтому у наших специалистов есть внутренняя амбиция, внутреннее желание, ключевой мотиватор, у них это признание, они должны ощущать себя, что они занимаются социально значимой профессией. Да, они работники торговли, но это же не означает, что мы должны забыть все остальное. Ирина, почему возникла эта идея у Вас, что-то этому способствовало?

Ирина Филатова:

Способствовало неоднократное посещение разных конференций, общение с людьми, я видела, так же, как и Вы, что людям необходим этот праздник. Плюс вся обстановка, которая сейчас происходит, в регуляторном плане на рынке, все эти нововведения, которые кромсают, с одной стороны что-то откусили, с другой стороны, на мой взгляд, это не систематизировано, непонятно чем это закончится, к чему мы придем через год, через два. 2020-й год будет переломным годом, и поэтому очень бы хотелось, чтобы люди, работающие на фармрынке, имеющие такую замечательную социальную профессию, как провизор и фармацевт, они очень востребованы и очень уважаемы во всем мире с древних времен, с Авиценны, с Гиппократа. Настолько это корнями уходит в глубину, что я считаю, что мы не хуже других профессий, мы лучше, мы несем определенную социальную нотку, мы дарим здоровья людям, надежду на выздоровление, и каждый, кто стоит за первым столом, об этом каждый раз, глядя в глаза пациенту, говорит: «Вам поможет это лекарство». Это очень гуманно, это правильно. Если у строителей, десантников, налоговой инспекции есть свой праздник, почему мы его лишены? Есть День медицинского работника и 25 сентября Международный день фармацевта, практически это никто не отмечает.

Олег Гончаров:

Вы хотите зародить новую традицию, чтобы она объединила всех тех, кто представляет фармрынок?

Ирина Филатова:

Да, нашей активности хватит и на это, очень бы хотелось объединить всех на рынке и все-таки добиться от Правительства, чтобы был такой праздник.

Виктория Преснякова:

Есть венский фармацевтические бал, и наши коллеги тоже хотели привезти его неоднократно в Россию, а то получается, что в нашей интеллигентной, высококультурной, интеллектуальной профессии мы сами себя не чувствуем. Нам нет обратной связи, и поэтому когда эти два момента совпали, Ирине пришло в голову провести столичный фармацевтический бал.

Олег Гончаров:

Вы хотите предложить очень неожиданный формат, не просто праздник, не просто день, а провести бал фармацевтов.

Ирина Филатова:

Мы хотим использовать эту площадку. Сначала, чтобы зародился День фармацевтического работника России, а потом уже, размышляя, у нас родилась идея, что это может быть хорошей площадкой для того, чтобы все, кто нас поддерживает, кто неравнодушен к нашему призыву, взял бы и поддержал нас 5 декабря в Известия холл и выразил свою позицию. Первый фармацевтический бал − это площадка. Потом, возможно, у нас будет День фармацевта, мы будем проводить это как праздник, но пока это начальная площадка для выражения поддержки нашей инициативы.

Олег Гончаров:

Что будет представлять этот первый столичный фармацевтический бал?

Ирина Филатова:

Столичный фармацевтический бал предполагает как основную часть введение в бальную атмосферу, у нас будут кадеты, фармацевтические дебютантки бала, в этом году их будет немного, но нас поддерживают кадеты, а с каждым годом их будет все больше и больше.

Олег Гончаров:

То есть уже будет создана определенная атмосфера. Что еще в программе?

Ирина Филатова:

Будет банкет, сюрприз небольшой, танцевальная программа, мастер-класс по бальным танцам, интерактивные welcome зоны, это будет праздник профессионального духа.

Олег Гончаров:

И плюс это будет еще высокоинтеллектуальная история.

Виктория Преснякова:

Я активно подключилась к балу, потому что я очень болею за профессию и иногда чересчур, мы всех сюрпризов рассказывать не будем, но это будет и шоу, и настоящий бал, и банкет. Мы свои и для своих проводим, мы не пришлые, мы не занимались всю жизнь мероприятиями, мы занимались фармацией и проводим фармацевтический бал. Нас поддержал «Фармацевтический вестник», он наш генеральный спонсор, у них выходит 3 интервью со всей России, первостольники дают интервью, это и Красноярская область, Тверь, Буденновск, Ставропольский край. И чтобы это было интеллектуально, мы хотим выбрать проекты, которые удивили фарму. На сегодняшний день это не конференции, не рейтинг, а интересные проекты. Надеемся, что Дискуссионный клуб попадет в номинанты в этом либо в следующем году, потому что очень интересная затея.

Олег Гончаров:

Это проект, который действительно подчеркивает значимость профессии. Одно время прошлись по врачам и сказали, что уже возникает ощущение, что это вообще бесполезная профессия. Сейчас стали атаковать наших горячо любимых фармацевтов и провизоров. Мы хотим защитить свою профессию, мы хотим показать всем ее значимость, а самое главное, что я слышу в ваших сердцах, это желание, чтобы сами люди почувствовали, чем они занимаются, как это важно, как это нужно, чтобы поверить в себя, и этому будет посвящен праздник.

Виктория Преснякова:

И мы хотим попросить поддержки и помощи, потому что нас никто не финансирует, хотя нам обещалась помощь на разных уровнях. И каждый, кто купит билет, я думаю, что если позвонить и договориться, то скидки будут предоставлены. У нас очень большая благотворительная программа, от нас ждет помощи детское отделения онкоцентра имени Блохина, Ветеранский совет. Мы так много говорим о социальной составляющей, что когда они узнали, что у нас будет бал, они нас попросили. И мы уже никуда не денемся, чтобы им помочь, и сделаем это с удовольствием. Хотим попросить всех, чтобы нас поддержали.

Олег Гончаров:

Кто может участвовать в бале?

Ирина Филатова:

Мы приглашаем всех, кто имеет отношение к фармбизнесу, к фармпрофессии.

Олег Гончаров:

Что нужно сделать, чтобы попасть? У вас есть сайт?

Ирина Филатова:

У нас есть сайт pharmbal,ru.

Олег Гончаров:

Можно зайти на сайт и заказать билет. Наверняка еще дресс-код будет.

Ирина Филатова:

Коктейльное платье или платье в пол, вечерний костюм для мужчины, темный костюм, темные туфли, белая рубашка, галстук или бабочка.

Виктория Преснякова:

Будут подарки, потому что есть наши партнеры, которые хотят поделиться подарками. Мы собираем там до 300 человек, лучших представителей фармы, списки формируются, приглашены очень интересные люди, будет и Минпромторг, и минздравы, Росздравнадзор, пациентские организации, производители, аптеки. Для небольших производителей у нас специально будет оборудована наверху интерактивная зона, где можно будет разложить свою продукцию, представить ее, и подарки тоже принимаем.

Очень большой интерес к балу, но часть людей почему-то настороженно воспринимают это, как какой-то подвох, хотя нас сразу поддержала Союзфарма, Ассоциация независимых аптек. Мы приглашаем все аптечные сети, крупные и мелкие, региональные. Возможно, так все первое воспринимается, возможно, все так измучены последними изменениями, я сама измучена, мое утро начинается со звонков с Владивостока и заканчивается поздно вечером, налоговый режим, мы ждем маркировку и не можем дождаться никаких подписанных документов. Казалось бы, что не совсем правильное время выбрано для праздника, но это именно то время, когда надо узнать друг друга, почувствовать друг друга и сплотиться. То, что следующий год будет другим, он сделает рынок другим, это однозначно. Как пойдет − будем переживать все вместе, вместе это пережить гораздо легче.

Ирина Филатова:

Нужно начинать любой проект в тот момент, когда тяжело, мы же верим, что будет белая полоса у нашей фармы, аптек и у наших коллег. На подъеме будет еще приятнее праздновать.

Олег Гончаров:

Как бы нас не пугали, какие бы прогнозы не формировали, если люди соберутся вместе и это будут действительно единомышленники, это будут профессионалы своего дела, если мы просто друг с другом познакомимся, как вы справедливо заметили, есть производители, которых не знают фармацевты и провизоры, есть производители, которые не знают тех самых провизоров и фармацевтов, вы делаете это место встречи коллег, единомышленников и друзей, для того чтобы на исходе года еще раз посмотреть друг на друга, порадоваться и получить от этого удовольствие. Итак, первый столичный фармацевтический бал, где он будет?

Виктория Преснякова:

5 декабря в Известия холл.

Олег Гончаров:

В этом виноваты эти прекрасных барышни, которые очень подробно рассказали, в чем состоит их идея и что они хотят добиться организации этого пространства, где встречаются профессионалы, мастера своего дела. Время нашего эфира подошло концу, спасибо большое, что нашли время, поделились вашей энергией и предложением. До встречи.