{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Кубанова Член правления, заместитель генерального директора по кадровым и социальным вопросам АО «Почта России» 20 ноября 2019г.
Жизнь и бизнес, основанный на ценностях
Трансформация корпоративной культуры. Поговорим о том, какие сферы затрагивает в организации трансформация корпоративной культуры и какие результаты будут достигнуты

Роман Дусенко:

Доброе утро, дорогие друзья! Доброе утро! У меня сегодня в гостях прекрасная гостья, интереснейший человек! Я уверен, что мы будем сегодня в таком же интенсиве общаться (сегодня нам повезло просто пообщаться с вами немного за завтраком)! Сложная должность, поэтому: член правления, заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам (я читаю просто на заставке) Почты России. Все правильно сказал?

Елена Кубанова:

Все правильно, Роман! Доброе утро! Очень приятно быть у вас в гостях!

Роман Дусенко:

Елена, большое спасибо, что согласились! Я знаю, что уровень загрузки топ-менеджера, он колоссальный! Я часто общаюсь с топ-менеджерами по роду своей работы, являюсь еще и коучем, поэтому самая большая проблема топ-менеджеров – поговорить надо, рассказать то, что тебя тревожит. Семья не позволяет быть настолько откровенным, коллеги тоже, поэтому, как Вы решаете свою задачу, с кем Вы общаетесь, чтобы рассказать обо всем, что Вас беспокоит? Кто у Вас такой как бы друг близкий (семья, знакомые)?

Елена Кубанова:

Хороший вопрос, даже, я сказала бы, такой неожиданный! Я отвечу, наверное, так. С точки зрения определенных нюансов, когда тебе хочется провести какую-то параллель или разработать какую-то новую тему…

Роман Дусенко:

...с кем-то «об стенку постучать»?

Елена Кубанова:

Мы называем это: «Найдите мне человека, с которым я могу поговорить в голову?»

Роман Дусенко:

Что-то случилось у нас? Все хорошо, все прекрасно? Просто нам дали какие-то…

Елена Кубанова:

…вводные, что нужно приостановиться. Поговорить в голову – что это обозначает? Это обозначает, что есть кто-то близкий в твоей профессии, который приблизительно такого же уровня…

Роман Дусенко:

…понимания и развития.

Елена Кубанова:

…понимания, развития, когда-то был в таких же самых проблемах, в таких же нюансах, и этот человек может тебя выслушать и сказать, что, может быть, тебе нужно как-то скорректироваться…

Роман Дусенко:

Менторство такое, да?

Елена Кубанова:

Мы не называем (в нашей среде), мы не называем это менторством, мы называем это неким таким дружественным обменом, притом мы очень открыты друг к другу. И, когда даже поступает тебе звонок от кого-то, с кем, может быть, ты лично незнаком, но ты понимаешь, что этот человек заступает на какую-то серьезную должность, ты всегда будешь открыт к разговору, безусловно, определяя определенные рамки с точки зрения конфиденциальности и всего остального. То есть мы не вскрываем никогда в наших разговорах имена либо еще что-то, что, в конечном итоге, может каким-то образом коррелироваться с точки зрения того, что это конфиденциальная информация. Это первая такая стезя, по которой можно пойти. Вторая – это, я обычно говорю: нет наиболее лучшего слушателя, чем ты сам (поговори сам с собой)! Притом под словом «поговори», это может казаться странным, я обычно говорю, что не надо это делать прилюдно, потому что могут материализоваться сразу два красивых медбрата и предложить тебе проехать в дом определенный. Но, когда ты сам с собою, когда ты дома, ты можешь сам с собой поговорить. И я думаю, что не все признаются в этом, но я думаю, что все топ-менеджеры это делают – они сами с собой разговаривают, они проговаривают какие-то нюансы, проговаривают сценарии, что-то продумывают у себя в голове, невольно это как-то вырывается… Ну, действительно, ты в голове разговариваешь сам с собой, ты задаешь себе сам вопросы: а как бы ты поступил в этом случае, а что тебе не нравится в этом подходе? У тебя такое немножко раздвоение личности, но ты понимаешь, что ровно здесь ты можешь пройти через любые-любые рамки такие. Поговорить с собой откровенно и, в принципе, здесь нет параметра – конфиденциальная, не конфиденциальная информация – у тебя она остается в голове, и только у тебя. Но, тем не менее, ты получаешь какой-то для себя, часто проговаривая вслух, ты себе говоришь: «Нет, так не надо! Если бы я, действительно, был бы на той стороне сейчас (или была бы на той стороне) и услышал бы такую речь, наверное, это было бы некрасиво или нетактично. Не стоит так, лучше не надо!» Хотя все мы достаточно эмоциональны, иногда со взрывными характерами…

Роман Дусенко:

Абсолютно! Ведь мы же люди! Татьяна Черниговская говорит: «Мы не знаем, кто мы». Почему я задал этот вопрос? Концентрация на себе, рефлексия от того, что происходит в жизни, она во многом помогает помочь себе выставить правильные горизонты планирования цели и планы. То есть лучший способ формирования будущего – это закрепится в том будущем, которое вы для себя хотите, через то самое проговаривание, через формирование. Не все топ-менеджеры умеют работать сами с собой. И почему мы начинаем с этого? Наша программа, она практическая, ее смотрят по всей стране. И мало того, что Вы, конечно, представляете сейчас Почту России, мне больше, конечно, интересны Вы как личность. Каждый здесь составляет частичку себя для того, чтобы помочь всем нам, в целом российскому бизнесу, менеджменту стать чуть-чуть эффективнее. Ведь, на самом деле, вся эффективность, она в нас, только в нас! Рынок сейчас закрыт станциями, все остальное, что мы можем сделать… как, знаете, начинается фраза у японцев, по-моему, так сказал председатель правления Panasonic, не важно, он говорит: «Все, что у нас осталось тогда, после войны – это то, что у нас было под кепкой, то есть мозг, и мы благодаря этому мозгу развивались». Чем сложнее жизнь, тем сложнее, вообще, жизнь самого топ-менеджера. И в этих обстоятельствах не просто он должен работать, а он должен вести за собой компанию, ведь на вас лежит колоссальная ответственность, если так говорить, за всех людей, за тысячи людей! А эти тысячи людей, контактирующих с другими тысячами клиентов и всех остальных – это, вообще, получается полстраны в вашей зоне ответственности! И очень важно, что вы сами умеете собой управлять! Как Вы передаете вот эти навыки управления дальше? Как дойти до простого служащего в почтовом отделении города (не знаю) Советская Гавань где-то на Дальнем Востоке, чтобы он думал так же, как вы, как топ-менеджер?

Елена Кубанова:

Здесь, наверное, у меня будет сомнение, что нужно лишь, чтобы он думал, как мы. Наверное, я здесь немножко не соглашусь. Ценность-то, на самом деле, любой организации, что в нее приходит энное количество людей, которые объединяются посредством чего-то. Понятное дело, что все мы сначала объединяемся посредством своих должностных обязанностей, своих денег – первая ступенька в иерархии Маслоу, безусловно, я постоянно о нем говорю – это первое, на чем мы находимся. Потом мы начинаем идти наверх, и мы говорим, что для нас является безопасностью, не безопасностью, у всех по-разному. Если ты очень амбициозный человек, то для тебя вторая линия безопасности не имеет вообще никакого значения. Ты всегда себя чувствуешь комфортно, в любой небезопасной ситуации, потому что ты вот такой, достаточно быстрый и динамичный человек, который готов трансформироваться в любых изменениях. А дальше, конечно, получается, социум – это очень важно! Социум – это команда, кто тебя окружает, кто твои визави, с кем ты работаешь, у тебя есть, или нет плечо рядом. Мне по жизни повезло, может быть, потому, что… Даже не столько по жизни повезло, наверное – повезло потому, что всегда критерий моего отбора, моего следующего работодателя, с кем я работаю, всегда один и тот же вопрос: «Расскажите мне, кто ваша команда?» Точнее: «Даже можете не рассказывать, потому что я уже всех посмотрела…» Я весь дью-дилидженс делаю сама, я всех смотрю, я всегда читаю все о людях. Я, в общем, встречаюсь с человеком и я обычно о нем знаю все – такой у меня принцип! Я не люблю никаких сюрпризов, но я задаю всегда руководителю вопрос: «Расскажи мне, что ценного в твоей команде, и почему это команда?» Самое главное: «Это, вообще, команда, или это просто мы набрали сейчас единоличных людей, каждый из них возглавляет свое подразделение и, в общем-то, у каждого свои цели, у каждого своя ментальность, и команды как таковой нет?» Тогда будет следующий вопрос: «А ты хочешь ли, чтобы это была команда, или тебе тоже, в общем-то, все равно?» И если я вижу, что человек по внутренним, а часто все говорят: «Да, я хочу, чтобы это команда!» – но в глазах-то читается немножко другое: «Я абсолютный интроверт, и мое абсолютное желание, чтобы вообще меня никто не трогал!»

Роман Дусенко:

Язык тела показывает совсем другое?

Елена Кубанова:

Абсолютно! 90% информации мы считываем невербально, и только 10% информации вербально. Ты себе говоришь: «Отлично!..»

Роман Дусенко:

«…спасибо Вам, до свидания!»

Елена Кубанова:

«…спасибо, до свидания!» Да, абсолютно верно, это именно так! Поэтому, наверное, мне очень хорошо везло с точки зрения того, что у меня были всегда очень сильные команды. И за счет команды ты, во-первых, сам становишься сильнее, и ты растешь. Следующая ступенька – это престиж, но в моем качестве я на престиж смотрю – это на бренд компании. Даже не на бренд работодателя, потому что бренд работодателя буду создавать я, а мне важно, что такое вкусное в самой компании, вот чем ты сможешь жутко погордиться, даже если в компании… Может быть, это сейчас не работает и, может быть, твоя компании далеко не самая лучшая, и ты еще с флагами не можешь скакать и кричать: «Посмотрите, в каком я бренде работодателя работаю!» Ты начинаешь находить что-то очень ценное в ней, и вот это ценное – это обычно и является тот кейс, который тебе надо решить. Чаще всего это сложные кейсы. Если мы берем Почту России, у нее один-единственный кейс – это колоссальный размах!

Роман Дусенко:

Это наша жизнь!

Елена Кубанова:

Люди не понимают. Я два месяца, когда пришла в компанию, я просто смотрела на карту, просто смотрела на карту…

Роман Дусенко:

Сколько тысяч примерно штук отделений?

Елена Кубанова:

43 тысячи отделений, 800 почтамтов, 87 филиалов, 10 макрорегиональных образований, ну, и, существенно, головной офис (назовем это так). Опять же цифры кажутся простыми, но Вы сейчас очень правильно затрону тему влияния. Так вот мы в свое время посчитали, старались посчитать с точки зрения количества людей, работающих у нас, какое же в реальности влияние мы несем? И сейчас у нас работает (плюс-минус, если мы говорим в головах, не в ставках, а именно в конкретных людях), у нас работает порядка 368 тысяч человек…

Роман Дусенко:

Город, в котором я жил (Комсомольск-на-Амуре), был 360 тысяч человек. Представляете, целый город!

Елена Кубанова:

Да. Берем усредненную (безусловно, не все имеют мужа и жену), но берем усредненную статистику…

Роман Дусенко:

Три человека…

Елена Кубанова:

…и берем усредненную статистику по-детям, и еще, понимая, что есть папа, мама, родители, свекровь…

Роман Дусенко:

Полтора…

Елена Кубанова:

…это миллион и с хвостом наверх.

Роман Дусенко:

Да.

Елена Кубанова:

Если мы с вами придерживаемся правила семи пожатий, то, вы понимаете, какой это охват! То есть имиджево – это огроменнейший охват! Самое важное, наверное, здесь – это, когда ты уходишь от городов, ты переходишь в зону сёл, посёлков, отдаленных мест, и в этот момент ты понимаешь (уже немножко другая идет волна), ты в ужасе понимаешь, что для этих людей (для некоторых) ты, вообще, в принципе, единственная точка, единственная точка коммуникаций…

Роман Дусенко:

…жизни, по сути, пульса жизни!

Елена Кубанова:

…да, в какой-то степени, получения информации (любой информации)…

Роман Дусенко:

…и пенсии, в том числе!

Елена Кубанова:

…и пенсии, в том числе! Но это больше hard, я все-таки больше в soft, поэтому я смотрю больше на то… Вот тот плюс, который мы несем, помимо своего собственного бизнеса – ты можешь получить письмо, отправить посылку и так далее, так далее. Но в реальности это ли ценно? И, оказывается, что для многих людей почтальон, который находится в селе – это первый, это единственный человек, который зайдет, с тобой поговорит (раз); и, самое страшное – это единственный человек, который знает, ты жив или нет?

Роман Дусенко:

Да…

Елена Кубанова:

А так как сёла у нас – это взрослое поколение…

Роман Дусенко:

…даже, можно сказать, старшее!

Елена Кубанова:

…и многие сёла уже очень возрастные, для них это становится очень критично.

Роман Дусенко:

Я приведу один пример. Мы с тестем поехали как-то в Бологое, и там у него должны были быть похоронены какие-то его родственники. Мы приехали в какое-то село – никто, конечно, не знает. Куда мы пошли первым делом? На почту! И мы спросили на почте, они сказали: «Есть почтальонша, у которой сегодня выходной, она живет в том-то доме, пойдемте, я вас отведу». Мы к ней пришли, она говорит: «Да, жили такие когда-то…» Представляете!

Елена Кубанова:

Да, это знание истории той местности, в которой они работают, понимание, кто там живет, как росли дети? Сёла – это, в общем-то, одна единая семья. Женились – столы накрывали сразу же; Новый год – столы накрываются. То есть все это было единым. И, конечно, почта была частью данного мероприятия. И, так или иначе, и сейчас она остается (иногда даже единственной)…

Роман Дусенко:

Если мы посмотрим на это немного с другой стороны, то есть, если это сложившейся контакт, такая (как это сказать) нервная система (нервная система нашего государства при правильном ее использовании), то этот канал до сих пор можно использовать, чтобы через этих людей доносить какие-то важные вещи, смыслы для людей. Вот насколько сегодня этот канал, действительно, пытается быть таким информационным?

Елена Кубанова:

Этот канал пытается быть очень сильно информационным – на самом деле, это практически наша основная задача, которую мы рассматриваем, можно сказать, почти что на каждодневной основе. И я сейчас это не утрирую, потому что многие любят сказать: «Да, прямо она сидит, только об этом и думает!..» Ответ: «Да, я прямо сижу и об этом думаю, честно!» Мы, действительно, понимаем, что, помимо бизнеса, у нас есть большая социальная миссия, и эта миссия важна (в целом важна). И разрабатывается большое количество возможностей (может быть, что-то выстрелит, можем быть, что-то не выстрелит), это такие стартапы…

Роман Дусенко:

Это потенциальные…

Елена Кубанова:

Это называем стартапами внутри компании некие идеи, которые рождаются. Многие из них имеют основание проработки в дальнейшем уже с нашими государственными структурами, с министерствами, законодательными даже актами. И вот в этом, наверное, есть плюс почты, что мы все-таки являемся определенным потенциальным законодателем…

Роман Дусенко:

Системообразующая компания, да?

Елена Кубанова:

…определенной моды, назовем это так. И мы имеем возможность разговаривать с государственными мужами, чиновниками в рамках, в которых лежит эта сфера ответственности и действия.

Роман Дусенко:

Они вас слушают?

Елена Кубанова:

Они имеют очень позитивный настрой к нам, что очень радует! Ну, потому что негативно можно относиться ко всему…

Роман Дусенко:

…это легче всего!

Елена Кубанова:

Не надо обладать большим умом для того, чтобы высказать критику – критику мы можем высказывать все! Как говорится: «Перестаньте критиковать, помогите!» – хочется сказать хотя бы с точки зрения иногда помощи: «Не мешайте!» – даже это является помощью. Поэтому вот здесь главное то, что откройтесь и посмотрите на почту, которой по факту, на самом деле, не занимался никто в течение 30-ти лет. И до нас пришла определенная команда, и сейчас новая команда заходит. Пришли люди, которые искренне верят в то, что они могут перевернуть, сделать большое добро.

Роман Дусенко:

Я вижу, что профессионалы пришли!

Елена Кубанова:

Да, пришло очень много профессионалов, и были профессионалы здесь! Я опять же хочу отметить: есть совершенно уникальные люди, которых мы нашли, которые находились в почте очень длительное время, и они росли и развивались в почте. Я ни в коей мере не хочу сказать, что сотрудники, которые были до какого-то определенного времени, они плохие. Нет, вообще ни разу! Здесь есть такие уникумы, такие уникальные личности, такой уникальный социум внутри, что поначалу, наверное, опять же, преследуя принцип «легко все покритиковать», хочется покритиковать. Но я проехала очень много регионов! Я никогда в жизни не была в некоторых регионах своей собственной страны…

Роман Дусенко:

…до этого времени.

Елена Кубанова:

…сколько я была сейчас, да. И я увидела этих людей, я увидела, чем они живут, я увидела их знания, умения, я увидела их стремление, я увидела определенные вещи ограниченности, которые есть. И парадокс заключается в том, что это не в рамках их вины (данная ограниченность), так оно сложилось исторически. И невольно хочется этим людям помочь! И ты понимаешь, что, как только ты начинаешь с ними разговаривать, они прямо раскрываются…

Роман Дусенко:

…открываются, конечно!

Елена Кубанова:

…у них начинают гореть глаза, они начинают говорить: «Боже мой, мы, вообще-то, никогда не видели никого из топ-менеджмента, с нами никто не разговаривал! А тут Вы приехали, и простым, доступным языком нам говорите, как это будет, как это надо?» Почта всегда привыкла, что она обслуживала население. Давайте уйдем (я уже лингвиста сейчас включу в себе), давайте уйдем в этимологию слов: обслуживала население. То есть, понимаете…

Роман Дусенко:

…слуга народа!

Елена Кубанова:

…с точки зрения клиентского сервиса здесь нет ничего. Какой клиент, вы о чем?! Эти люди вчера пришли ко мне, и сегодня придут ко мне, и завтра придут ко мне! Они все приходят, приходят, приходят, а я одна бедненькая сижу их обслуживаю, обслуживаю, обслуживаю… Ментальность такая: мало кто… Хотя, опять же, я сделаю оговорку о том, что в сёлах как раз наоборот, потому что в селе, как я уже сказала, это некая семья. Там, когда к тебе кто-то приходит на почту, они знают: баба Маня пришла, дядя Вася пришел – они знают друг друга. А здесь, когда ты в городе, конечно, для тебя это никогда не сменяющаяся картинка…

Роман Дусенко:

…это постоянная очередь, очередь, очередь.

Елена Кубанова:

…лица, лица, лица, лица, лица. И человек, который подходит к данному окошку или просит о какой-то услуге, иногда потенциально думают: «Ну, я же тут хожу часто, меня должны все помнить…»

Роман Дусенко:

А таких, как он, в городе!..

Елена Кубанова:

Не понимают, что для вот этих людей – это калейдоскоп, это постоянно проходящие лица, лица, лица, лица. А мы с вами знаем из психологии, что, на самом деле, людям тяжело воспринимать большие потоки, в принципе. Это огромные потоки информации, и мы недооцениваем сейчас, в каком информационном поле мы находимся. А мозг, он, на самом деле, загружается, загружается, загружается, загружается. В какой-то момент он уже сам тебе начинает в коробке кричать: «Слушай, заканчивай, освободи меня, будь добра!..»

Роман Дусенко:

«…перезагрузи!»

Елена Кубанова:

«…перезагрузи!» – как угодно! Потому что никто не понимает, что скорость движения, она стала колоссальной, огромной! Любая информация, в которой мы находимся, любое поле информации, в котором мы находимся – это для человека стресс. Чем в большем мы мегаполисе, тем больше стресса, больше волнения. Опять же, люди не воспринимают, что это волнение идет отовсюду. Я приведу простой пример. Мы с Вами сидим в студии – пример, который бы разобрал сразу психолог. Для меня лично это новая ситуация, то есть я в студиях была, но я нечастый гость, я в этом отношении не настолько публична, для меня это все ново. То есть, помимо того, что у нас с Вами идет некий диалог, у меня мозг обрабатывает все…

Роман Дусенко:

Плюс еще камеры, микрофоны…

Елена Кубанова:

…он видит камеры, он видит свет, он видит Вас, он слушает Вашу речь, он слушаем мою речь, потому что я же говорю, он тоже воспринимает, оценивает. Я вижу часы, которые показывают, сколько времени, я вижу наши стаканы, столы – я вижу все, что меня окружает…

Роман Дусенко:

…всю огромную многомерность информации.

Елена Кубанова:

Мое периферическое зрение, оно улавливает сейчас все…

Роман Дусенко:

…и не только зрение, но и слух – всё!

Елена Кубанова:

И вот это всё у меня перерабатывается в голове.

Роман Дусенко:

Прекрасно! Мне кажется, с точки зрения понимания сути вот этой нервной системы как Почта России, ее масштабов, ее влияния на социум, в целом на население наше… Недавно, кстати, общался, работал с компанией Росгосстрах, они говорят: «Мы те, кого все знают!» – что Почта России, что Росгосстрах, что железные дороги! Мне интересно теперь другое, мы с этим разобрались. Понятно, что специфические, уникальные знания, навыки и опыт работников почты, их вообще никто не обсуждает – это, знаете, как токарь высочайшего разряда, они есть, все прекрасно! Оставим их немного в покое, скажем: вот эта сеть у нас сформирована. Вернемся на уровень сегодня топ-менеджмента, где и происходит сама, так сказать, трансформация. Наша тема «Трансформация корпоративной культуры». Как таковая корпоративная культура, ее никто не знает, где она – в воздухе, какая она, жесткая, мягкая – никто не знает, но все ее чувствуют. И все говорят: «Вот у нас такая корпоративная культура». С чем Вы начали работать, когда пришли? Куда Вы идете, как Вы видите себе вот эту трансформацию на уровне топ-менеджмента? А потом мы попробуем додуматься, если хватит времени, как мы вот эти мысли уже опустим в сознание всей вот этой огромной сети?

Елена Кубанова:

Совет, наверное, для всех, и этот же совет был для меня же самой, когда ты приходишь в какое-то место, разберись сначала, куда ты пришел? Поэтому парадокс заключается в том, что, когда я зашла в Почту России, первый вопрос, который я задала и себе, и всем, я спросила: «Скажите, пожалуйста, когда в реальности почта создалась, при каком царе Горохе она создалась?

Роман Дусенко:

Был ответ?

Елена Кубанова:

Был ответ. У меня был прекрасный, замечательный человек, с которым я познакомилась сразу – это наш профсоюзный лидер, который принес мне вот такую книгу и сказал: «Читай!» Вся история вообще создания почты! Вообще, в принципе! Как она доставлялась, как проходила, что почтовые кареты, извините-подвинтесь, были самыми приоритетными, почему почтамты находятся ровно на таком расстоянии друг от друга, как они находятся? Потому что ровно до этого расстояния…

Роман Дусенко:

…лошадки.

Елена Кубанова:

…лошадки, да. Вот это вот все, то есть ты сначала должен изучить историю. Любая компания имеет историю. Культура – это история, это то, что закладывалось изначально. Даже не важно то, что, может быть, сейчас этого уже больше нет, но это некая эволюция, с этого ты начинаешь. Ты начинаешь познавать, кто делал эту историю, что были за личности, что были за люди? Ты начинаешь понимать: а что это такая в Санкт-Петербурге за улица Почтамтская, а что это за Почтамтский мост? Оказывается, почтмейстер переезжал через этот мост, когда он ехал…

Роман Дусенко:

…к императору.

Елена Кубанова:

…к императору нашему. И ты понимаешь грандиозность этого всего! А то, что на управителе находится военная форма – это, значит, когда-то почта принадлежала непосредственно военным. И вот от этого начинает разворачиваться вся история, и ты приходишь к нынешнему времени, ты перевариваешь это очень быстро, и ты находишь вот эти зачатки.

Роман Дусенко:

Какие основные такие моменты влияли на формирование культуры? То есть, понятно, близость к власти, какие-то военные. Что еще, какие моменты были вот этими пазлами?

Елена Кубанова:

Ты смотришь три основные вещи: историчность; ты смотришь услугу, или что конкретно ты делаешь, в чем суть твоя, какую ценность ты несешь как компания в этом отношении; безусловно, ты смотришь периметр государственности, в котором ты находишься (относишься к нему, или хотя бы не относишься – это неважно); и ты смотришь людей. Вот это, наверное, четыре составляющие, которые любой HR-руководитель должен провести очень быстро, с точки зрения некой диагностики, для того, чтобы ответить себе на вопрос: куда ты попал?

Роман Дусенко:

То есть, получается, история (еще раз, на всякий случай)?..

Елена Кубанова:

История, люди, услуга, причастность к государственности. И это то, что у нас получается в нашем спектре. И дальше ты начинаешь смотреть, как это все взаимодействует, и что влияет на те или иные постулаты внутри, кто тебя регламентирует? Для меня еще было очень важно, так как, вообще, в принципе, почта (как почта, создание) для меня было что-то новое, я, безусловно, конечно же (Google в помощь или Яндекс в помощь – неважно, что – любая поисковая система в помощь), ты заходишь и начинаешь забивать такую вещь как «postal services» либо «почтовые услуги», и ты начинаешь искать всю информацию, которая есть на мировой арене по отношению к почтовым услугам.

Роман Дусенко:

Что является, я бы так сказал, ориентиром в мире по построению вот этой системы почты вообще в государстве (DHL, FedEx), вот что является лучшей?

Елена Кубанова:

Многогранность, нельзя так ответить, у нас нет. В нашем случае сказать: «Вот он, бренд, мы обращаем внимание только на это!..» В чем разница между Кока-Колой и Пепси-Колой? Вкус для многих людей. А здесь нельзя, потому что мы все уникальны, у нас у всех разные территории, у нас разные распределенности, кто-то более зависим от государства, кто-то менее зависим. Ты себе создаешь матрицу, ты раскладываешь, какая из них какая, кто более эффективны, кто какими дорогами шел, кто как развивался, кто чего покупал (как Deutsche Post, например), кто чего, наоборот, продавал от себя и так далее, так далее. То есть сказать, что мы можем подойти и сказать: «Вот это идеально!» – нет, у нас пока такого экземпляра нет. Это то, что мы в реальности прорабатываем сейчас с многими консультантами, с многими разговариваем по поводу того, вот что должно быть идеальным? Опять же идеальность – это такая вещь…

Роман Дусенко:

В момент данный. Сегодня идеально, а завтра нет…

Елена Кубанова:

Сегодня идеально, а завтра нет. Я соглашусь с тем, что нужно для себя нарисовать картинку (о том, чего Вы сказали сначала), и я люблю себе рисовать картинки. Я себя рисую – то, каким я хочу это увидеть через какое-то количество лет…

Роман Дусенко:

…застолбить место в будущем.

Елена Кубанова:

Притом мое количество лет четко определено – это 10 лет, это длинный горизонт. Я прекрасно понимаю, что я смогу за 10 лет, например, сделать? А, может быть, и не я это буду делать, но я хочу заложить фундамент, на котором потом будет выстраиваться вот эта картинка 10-ти лет. Многие называют это стратегией, я не называю это стратегией, я называю это видением, в основном, и от этого видения я иду обратным ходом. Обратненько мы идем до точки, в которой находимся сейчас. И ты простраиваешь некую для себя систему координат. Масштабность нашей компании, нашего предприятия огроменная! Меняться, с одной стороны, тяжело, с другой стороны, парадоксально очень легко! Но, кто бы мог подумать, что Почта России сможет перейти из структуры в ГУП (государственность в акционерное общество) за один год? Ответ: никто! Никто не верил в это, никто не верил! Никто даже, наверное, и не понимает сейчас…

Роман Дусенко:

…масштабов этой работы.

Елена Кубанова:

…что мы сделали? Никто не понимает, мы только сами понимаем. И до сих пор, несмотря на то, что акционерное общество образовалось 1 октября 2019 года, мы, наверное, единственные до сих пор ходим, друг друга поздравляем, потому что для нас осознание рефлексивно приходит сейчас. Что, на самом деле, сделано? А сделана колоссальная история! И одновременно, в параллели мы увидели много историй, которые заложились, которые мы повели. Мы недавно провели колоссальный форум, который оказался (мы не ожидали такого), который оказался огроменнейшим успехом с точки зрения… Он назывался New Retail Forum, и почта, собственно говоря, была основным спонсором этой площадки. Собрали всех ритейлеров. Но где почта, и где ритейл? Парадокс…

Роман Дусенко:

…что почта – это ритейл!

Елена Кубанова:

…это ритейл, абсолютно!

Роман Дусенко:

Наверное, из этих парадоксов: когда я общаюсь с «Газпром нефтью», они говорят: «Рома, ты, вообще, знаешь, что мы на заправках зарабатываем больше на кофе, чем на самом бензине?!»

Елена Кубанова:

Конечно!
Роман Дусенко:

И здесь, наверное, тоже есть такие же у вас секреты, которые позволяют делать модель экономически привлекательной?

Елена Кубанова:

Да. А в некотором случае это даже не экономически привлекательно, а асоциально необходимо, потому что в селе ты больше нигде ничего не купишь, кроме как на почте! Поэтому есть некоторые моменты, которые позволяют… Сама жизнь нас толкнула в трансформацию! Наверное, кто-то когда-то захотел это сделать, но потом нас просто понесло (волна пошла). И, как сказал однажды мой один руководитель в 2007-м году, когда я с выпученными глазами прибежала, он сказал: «Слушай, а как бы остановиться…» Правда, кризис потом был в 2008-м. Он мне сказал: «Леночка, дорогая моя, когда ты как серфингист взлетел на волну, последнее, что ты хочешь, чтобы эта волна тебя накрыла…»

Роман Дусенко:

Поэтому надо быть на волне!

Елена Кубанова:

«…поэтому будь на волне, как бы тяжело тебе не было балансировать сейчас, ты должна сделать все возможное, чтобы быть на этой волне, и ни в коей мере ты не должна с этой волны сойти, пока самая волна не уйдет на берег!»

Роман Дусенко:

Окей! Несколько слов по технологиям. Хотелось бы практические инструменты от Вас как от супер профи. Если какая-то компания захотела бы вдруг трансформировать свою корпоративную культуру, можно, например, назвать 3, 5, 6 основных шагов, которыми, Вы точно знаете, можно пройти и получить трансформацию корп. культуры?

Елена Кубанова:

Первое (то, что покажется, наверное, странным, но это, на самом деле), первое – оцените свой управленческий состав. Прямо проведите серьезную оценку управленцев по любой системе, которую вы выберете, каждый выбирает свою систему, но вы должны понимать, с кем вы работаете, где их сильные стороны?..

Роман Дусенко:

…понимать их потенциал управленческий.

Елена Кубанова:

…где зоны развития, есть ли потенциал вообще, будете ли вы менять это все, или нет? Это первое, что нужно сделать. Вторая вещь, с точки зрения трансформации любой – начните проводить серьезные коммуникативные компании. Сообщайте людям, что вы делаете, становитесь открытыми (под словом «открытые» не надо провозглашать, что мне открыты двери, но при этом они всегда закрыты, потому что я интроверт), реально меняйте компанию. Все ходили в галстуках – снимите галстуки, сделайте свободную пятницу; была свободная пятница…

Роман Дусенко:

…сделайте сверхсвободную.

Елена Кубанова:

…сделайте что-то другое, дайте возможность людям себя реализовывать так, как они хотят. И это не обязательно тратить огромные бюджеты, многие вещи делаются вообще практически без денег. Третья вещь – соберите серьезную команду единомышленников, притом не только вокруг себя, но и постарайтесь, чтобы эти единомышленники собирались на линии N минус 2, минус 3 и так далее. То есть руководящий состав – это самое основное…

Роман Дусенко:

…это мозг, по сути, можно так сказать?

Елена Кубанова:

Нет, это и есть ваша культура.

Роман Дусенко:

Это и есть культура?

Елена Кубанова:

Это и есть культура. Мы обычно говорим следующее: рыба у нас что делает и откуда делает? Понятно, да? Голова всецело вся. Голова же – не только голова в качестве первого лица компании, каждая группа, она имеет голову, там тоже есть голова…

Роман Дусенко:

…и она отчасти является той культурой вот этой головы в том маленьком селе, возможно?

Елена Кубанова:

Абсолютно верно! И вот нужно пронизывать до самого мелкого края, который находится, не забывать об этих людях.

Роман Дусенко:

Ну, хотя бы один, два, три инструмента, как пронизать? Вот самые простые, которые подвластны любому человеку (письмо написать, я не знаю)?..

Елена Кубанова:

Да, абсолютно! Коммуникация, обучение, научение (назовем это так) этих людей, в первую очередь. И, безусловно, без этого невозможно, обратно контроль.

Роман Дусенко:

Вот обратную связь все знают, а что такое обратный контроль?

Елена Кубанова:

Это, когда ты понимаешь, что есть определенные реперные точки, когда тебе надо спросить о результате.

Роман Дусенко:

И это должно быть системой?

Елена Кубанова:

Это должно быть системой. Люди у нас странно относятся именно к тому, что это контроль, боятся. На самом деле, уникальные руководители умудряются выстраивать систему контроллинга без того, чтобы…

Роман Дусенко:

…кричать на кого-то, топать ногами.

Елена Кубанова:

…говорить: «Немедленно принеси мне отчет!» Нет, система контроля выстраивается совершенно по-другому. Это тогда, когда внутри тех людей, которые находятся вокруг тебя, возрождается или находится…

Роман Дусенко:

…ответственность?

Елена Кубанова:

…струнка прийти тебе и рассказать, что он сделал и каких результатов он достиг.

Роман Дусенко:

Супер! Верну Вас вот в нашу логику. Первое – оцените управленческий состав. Второе – коммуникация. Третье – менять компанию через возможности реализовать себя, через команду единомышленников. Что дальше? Какие еще шаги по трансформации могут помочь любому человеку, смотрящему наш эфир где-нибудь в любом городе?

Елена Кубанова:

я думаю, этого больше чем достаточно!

Роман Дусенко:

А когда подводить первые итоги? Что будет являться итогами? Как себя вести в этой ситуации директору, владельцу?

Елена Кубанова:

Первый год.

Роман Дусенко:

То есть первый год самый главный?

Елена Кубанова:

Первый год надо за этим следить и надо это мониторить. Но, я бы сказала, ненавязчиво, опять же контроллинг должен быть навязчивым, и смотреть, куда…

Роман Дусенко:

…куда пошло?

Елена Кубанова:

Я только что описала очень большое количество инструментов, которые даже за год провести будет сложно. Дело в том, что, когда мы говорим «провести оценку» – это не значит провести оценку и бросить…

Роман Дусенко:

…это значит еще и дальше вести!

Елена Кубанова:

Конечно, это дальше! Нужно дать обратную связь этим людям, написать для них индивидуальные планы развития, НЕ написать для них индивидуальные планы развития, потому что не надо развивать то, что невозможно развить.

Роман Дусенко:

Реализовать его…

Елена Кубанова:

И уже начать это имплементировать. И точно так же идет по всем линиям. Ты начинаешь делать коммуникативную площадку – отлично! Вышел владелец или генеральный директор, провел две сессии, но третью бросил… Нет! Это, извини, становится твой day-to-day duties, ты должен это делать! Если тебе сказали: «Собираешь ТОП-100 менеджерского состава каждый месяц», – значит, ты как ответственный собираешь каждый месяц.

Роман Дусенко:

Это как GE, помните, они делали вот эту академию General Electric, где они по 100 человек 3 года подряд собирали, чтобы что-то родить!

Елена Кубанова:

Абсолютно верно! Поэтому здесь где-то из формы создания или инновации чего-то нового в компании это в конечном итоге переходит в рутину, но это переходит в твои обязанности, в твою рутину, и ты должен выполнять эти обязанности, потому что каждое последующее поколение, которое приходит в компанию, оно же не видело то, что видели предыдущие. И парадокс заключается в том, что ты через какое-то время говоришь: «Но я же все это рассказывал!» Да, но только другим людям!

Роман Дусенко:

И получается, что все надо циклично повторять?

Елена Кубанова:

Да, в этом и успех, наверное, транснациональных компаний, что они не распыляются в большом инструментарии, они четко прописывают каждое, но у них, знаете, как мантра – верование в это, они это соблюдают!

Роман Дусенко:

Написать и соблюдать – две разные вещи…

Елена Кубанова:

И это для всех поколений. И те люди, которые работают, в конечном итоге, 20 лет в этой компании, они говорят: «О! Пришел новичок, он проходит специальный induction, я тоже это проходил 20 лет назад, и мне то же самое…» Конечно, меняется, история будет немножко по-другому рассказываться, но человек знает, что канву – то, что заложили в эту компанию, это было ровно то же самое, что и 20 лет назад.

Роман Дусенко:

Помните, я Вам говорил, что время пролетит незаметно?

Елена Кубанова:

Да.

Роман Дусенко:

Осталось буквально 3 минуты. Елена, скажите, пожалуйста, я часто разговариваю с руководителями, и говорю им: «Слушайте, смотрите, музыкант профессиональный, ведь он же каждый день минимум 3-4 часа играет, врач…»

[37:59 выпал кусок видео]

И возникает такой вопрос-откровение: «Что, мне как руководителю, действительно, нужно самосовершенствоваться?» Да, нужно, особенно, в процессах трансформации! Но если взять все за 100%, вот мозг топ-менеджера высшего звена, какая долька там у него должна постоянно быть в трансформации (он должен об этом думать, это должно стать его частью ежедневной жизни)? Должно ли это быть так, или нет? И сколько времени он должен об этом, например, размышлять?

Елена Кубанова:

Я скажу так: 80%, потому что нет предела совершенства!

Роман Дусенко:

То есть это не 10, не 5, это 80?!

Елена Кубанова:

Да. Мы трансформируемся, как я уже сказала, мы трансформируемся все время. А к топ-менеджеру это большее требование. Мы должны очень быстро успевать прочитать всю прессу, которая пришла утром, мы должны посмотреть все индикаторы, которые есть, мы должны посмотреть все выкладки, отчеты и так далее. Это все трансформация, потому что, получая каждую информацию, мы задаемся вопросом, что мы с этой информацией будем делать?..

Роман Дусенко:

…как она влияет?

Елена Кубанова:

…как мы будем ее улучшать? Поэтому мы находимся всегда в трансформации. И есть другая сторона медали. Если ты не совершенствуешься (в любом случае, как угодно), то, к сожалению, мы у нас нет в развитии настоящего времени. Если мы не идем вперед, мы неизбежно идем назад. Поэтому о топах, я думаю, что у них требования намного серьезней и к самообучению. Мы не можем сидеть и говорить себе: «Я пойду учиться только тогда, когда мне это принесут на блюдечке с голубой каемочкой». Я являюсь ментором и той главой, которая обучает весь свой персонал (свой – под словом не компании, а мой личный персонал). Я линейный менеджер своей службы, и я ответственен за развитие управленческого звена в моей службе, в службе управления персоналом. Представьте, что будет, если бы я постоянно не совершенствовала свои навыки? Я очень сильно боюсь, что люди, которые работали бы подо мной, они просто бы подо мной не работали.

Роман Дусенко:

Да, и как раз вот эта команда, которая пестуется, которая создается, если она увидела, что руководитель остановился в своем развитии и не несет уже той информации, энергии, которая должна быть, она рано или поздно либо распадается, либо появляется какой-то неформальный руководитель, или просто эффективность этой команды кардинально снижается.

Елена Кубанова:

Да.

Роман Дусенко:

Мне очень понравилась фраза, что, если ты не идешь в будущее, ты попадаешь в прошлое. Мне кажется, это может стать хорошим девизом и финалом нашей программы. И все-таки в конце я бы хотел сказать… Вот очень много мы сегодня говорили утром про молодежь, какая она разная. И когда мы в свое время были молодыми, нам никто не говорил, что нужно делать, мы все искали сами. Ну, не было тогда, сейчас много есть возможностей. Вот для тех людей амбициозных, которые хотели бы когда-то, может быть, стать, действительно, по-настоящему топами, прийти в транснациональные компании, такие как Почта России, какими главными качествами должен обладать человек, что он должен в себе развивать и пестовать все это время, чтобы эта возможность рано или поздно перед ним открылась?

Елена Кубанова:

Развивать, хочется сказать ответственность, но, наверное, это неправильно для молодого человека сейчас, молодой человек это не поймет. Я, наверное, скажу, если молодая девушка или молодой парень вот сейчас слушают нас, смотрят и говорят: «А как я могу стать таким же человеком, головой какой-то функции в крупнейшей компании?» Я скажу первое: ничего не боятся, включая не бояться делать ошибок. Красота молодости и старта заключается в том, чтобы делать эти ошибки, это первое. Второе: постоянно совершенствовать себя, и под словом «совершенствовать» вот сейчас я, наверное, произнесу странную вещь, если вам в компании предлагают красивое название, молодые люди, не соглашайтесь! Я в своей карьере росла с самого низа, я знаю каждую функцию руками, мне ничего не страшно! Если у меня кто-то исчезнет, я понимаю, что я не являюсь сейчас супер специалистом, но я специалист, я ее знаю! Поэтому, если вы, в конечном итоге, лет через 25 своей карьеры хотите произвести и сказать: «Я, действительно, специалист!» – вы должны пройти все стадии своей функции, многогранной функции, в которой вы можете работать, будь то финансы, будь то IT, будь то HR, маркетинг, PR, как угодно, все мы имеем огромное количество граней внутри – пройти через все, понять все, изучить все. Дьявол в деталях, и детали ни папа, ни мама тебе в голову не принесут.

Роман Дусенко:

Спасибо Вам огромное! Коллеги, у нас сегодня был великолепный, интереснейший разговор о трансформации! Причем мы говорили о трансформации огромной, колоссальной компании, которая, по сути, является нервной системой, которая для многих людей в некоторых регионах нашей России, а в некоторых населенных пунктах является единственной, может быть, как бы точкой получения информации! И очень важно, как по этой нервной системе идут вот эти сигналы трансформации и культуры, чтобы со временем, действительно, мы могли сказать, что мы гордимся нашей замечательно Почтой России! Я помню, когда я был маленьким, я очень хотел быть почтальоном, потому что почтальоны, которые ходили с этими сумками, разносили эти газеты, для меня это было что-то особенное! Елена, большое спасибо! Было очень интересно!

Елена Кубанова:

Спасибо Вам!

Роман Дусенко:

Коллеги, до следующих встреч! И верьте в себя, не бойтесь делать ошибки и развивайтесь!

Елена Кубанова:

Спасибо!