{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Валерий Иванов Заместитель руководителя департамента проектного развития Фонда социального страхования Российской Федерации 11 ноября 2019г.
Что такое ФСС?
Как Фонд устроен изнутри, кто за что отвечает и куда обращаться, если

Елена Шадрина:

Доброе утро, дорогие друзья! Что такое Фонд социального страхования? Как он устроен изнутри? Кто за что отвечает и куда обращаться? Выпуск программы «Выбор родителей» в эфире. И сегодня у нас в гостях Валерий Иванов – заместитель руководителя департамента проектного развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Валерий, конечно, тема сегодняшнего эфира, действительно, очень интересна и, самое главное, достаточно большому количеству людей непонятна. Друзья, сегодня мы с вами будем во всем разбираться! Итак, как устроен Фонд социального страхования? Какие ведомства регулируют? Какие запросы? Какие нужды населения? Рассказывайте, развейте все наши сомнения и неправильные понятия!

Валерий Иванов:

Доброе утро! Фонд социального страхования – это внебюджетный фонд Российской Федерации, нас непосредственно курирует Минтруд России. Существует 3 фонда – это Фонд социального страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательного (непосредственно, ОМС так называемый), который у нас по больницам. Фонд социального страхования курирует 3 основных направления. Это все, что связано с больничными листами, поэтому каждый человек на территории Российской Федерации когда-нибудь сталкивался с фондом, потому что мы выплачиваем больничный. Второе – это непосредственно пострадавшие на производстве, то есть, если человеку необходима компенсация, либо произошел несчастный случай на производстве, это тоже оплачивает фонд. И третье – это обеспечение технических средств реабилитации.

Елена Шадрина:

Так вот тот самый ангел, который платит деньги! Друзья, видите, мы все думали, что это ОМС, а, оказывается, нет, оказывается, ФСС, правильно?

Валерий Иванов:

Да, совершенно верно!

Елена Шадрина:

Вот такая аббревиатура, интересно! Тогда скажите, пожалуйста, с какими вопросами работают региональные отделения Фонда? Это одинаково по всей России, по всем регионам, либо у каждого региона есть свои особенности? А, может быть, в каком-то регионе есть самые волшебные и какие-то выплаты уникальные? Поделитесь секретом!

Валерий Иванов:

Нет, на самом деле, Фонд социального страхования присутствует во всех 85-ти субъектах, то есть мы присутствуем на всей территории Российской Федерации, даже на Байконуре. Естественно, у всех одинаковые услуги, то есть все услуги Фонда, они едины, у нас их 19 штук. Единственный момент – это Москва, технические средства реабилитации, мы пока их не предоставляем, то есть Москва – это соцзащита. Все остальное, непосредственно все услуги оказываются по всей территории Российской Федерации.

Елена Шадрина:

Скажите, пожалуйста, у вас есть какое-то ведомство, где можно посмотреть всю информацию о вас, то есть сайт, либо какая-то локация?

Валерий Иванов:

Конечно!

Елена Шадрина:

Населению дайте знать, какой сайт, чтобы нам не запутаться, зайти вас получше узнать.

Валерий Иванов:

Конечно, естественно, у нас существует сайт Фонда социального страхования fss.ru, так же в каждом региональном отделении существует сайт регионального отделения, как правило, это ro[номер региона].fss.ru, но общая информация о нас размещена на сайте fss.ru.

Елена Шадрина:

Удобно! Следующий вопрос я буду читать по шпаргалке, потому что данное слово выговорить практически невозможно, но я знаю, что за ним что-то такое кроется. Итак, что такое экс-тер-ри-ториальный принцип управления ФСС, как он работает на практике, и чем полезен (внимание!) будущим и состоявшимся мамам? Девочки, слушаем!

Валерий Иванов:

Экстерриториальный принцип предоставления услуги…

Елена Шадрина:

Как Вы хорошо говорите!

Валерий Иванов:

…чтобы вы понимали – это, неважно, где вы находитесь (в командировке, в отпуске, или где-то еще), вы можете обратиться в Фонд социального страхования и получить любую услугу, которая вам необходима. То есть не надо идти по месту жительства, необходимо просто прийти в любое отделение Фонда и подать документы.

Елена Шадрина:

А где узнать, где данное отделение находится? Это на сайте, то есть мы заходим на сайт, и там список?

Валерий Иванов:

Да, существуют две вещи, как об этом можно узнать? Первая – действительно, Вы правильно сказали, можно зайти на сайт либо регионального отделения, либо Фонда; либо скачать мобильное приложение «Социальный навигатор»...

Елена Шадрина:

Вот сюда вы свои секреты, а я ждала «на закуску» это! Ну, расскажите! Просто, мне кажется, это событие сегодняшнего дня!

Валерий Иванов:

Да, «Социальный навигатор» – это все услуги Фонда у вас в мобильном. В настоящее время он у нас открывается только в Андроиде, происходит сейчас доработка для системы iOS, то есть с нового года он будет доступен на всех гаджетах. Что там можно посмотреть? Непосредственно ближайшее отделение фонда не по месту прописки, а по месту вашего нахождения, то есть там идет привязка к геолокации вашей. Также можно посмотреть все услуги, которые вам необходимы. Допустим, посмотреть последние больничные, как они были оплачены, какой размер пособий (там есть калькулятор специальный). Также там целый раздел по техническим средствам реабилитации – это, у кого детишки с определенными отклонениями, и им необходимы технические средства реабилитации, можно зайти и посмотреть все в нашем «Социальном навигаторе». Он уже доступен для скачивания и работает на всей территории Российской Федерации.

Елена Шадрина:

На сайте тоже есть, наверное, какая-то ссылка?

Валерий Иванов:

Конечно! И тут, о чем Вы сказали, экстерриториальность. На самом деле, экстерриториальность, если в моем понимании, самое лучшее – это интернет сейчас. У нас идет глобальная цифровизация всех услуг (не только Фонда, вообще в стране), и, на самом деле, сейчас существуют две развилки. Первая – это Единый портал госуслуг (ЕПГУ), которым все привыкли пользоваться. Вторая – если интересует только услуги Фонда, то можно зайти в «Социальный навигатор». Они между собой интегрированы, поэтому если вы заходите в «Социальный навигатор» наш, первично, когда вы заходите и регистрируйтесь, вы заходите через портал госуслуг. Так же через «Социальный навигатор», как и через портал ЕПГУ, вы можете подать заявление онлайн.

Елена Шадрина:

Валерий, это, на самом деле, замечательно! Потому что я знаю, что есть некие организации, которые, скажем так, беря аналогичное название, делают какие-то проекты под вашим именем, то есть недобросовестно работают с нашим населением. Это, конечно, дорогие друзья, еще раз доказывает, что данная компания официальная, государственная, и все, что здесь происходит (те же самые услуги страхования), это идет официально, без всякого обмана и так далее. Как узнать, как обезопасить себя, как понять, что тот, кто что-то тебе навязывает по каким-то выплатам и так далее, подскажите нам, как разобраться, что это есть правда, а это нет?

Валерий Иванов:

Очень хороший вопрос! Все услуги Фонда носят заявительный характер, то есть первично, когда человек обращается в Фонд, он пишет заявление. Если к вам пришел кто-то и говорит: «Давайте мы вам сделаем протез, – который фонд никогда не сделает, – за 5 миллионов рублей!» – это мошенники, которые к Фонду, естественно, никакого отношения не имеют! Человек, обращаясь в Фонд, предоставляет свою, допустим, индивидуальную программу реабилитации, и мы видим, что ему необходимо, что ему положено? Уже под его нужды формируется заказ на закупку. Если это идет компенсация, то в «Социальном навигаторе» у нас, либо на сайте регионального отделения Фонда можно посмотреть крайнюю стоимость по компенсации. То есть, если вам говорят: «За эту коляску вы получите 10 миллионов рублей», – ну, как минимум, это неправда, потому что можно спокойно зайти и посмотреть, что максимальная компенсация составляет 200 тысяч (или 100 тысяч).

Елена Шадрина:

Я знаю, что ФСС готовит огромное количество программ (девять, по-моему, сейчас)?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

Программа «Прямые выплаты», проект «Прямые выплаты». Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это такое?

Валерий Иванов:

«Прямые выплаты» – это проект, когда, независимо от финансового положения работодателя, человек гарантированно получает деньги, получает деньги напрямую от Фонда. Тем самым мы убираем вопрос банкротства, тем самым мы убираем вопрос серых зарплат, то есть это прямые выплаты со стороны государства.

Елена Шадрина:

А вот механизм можно как-то узнать? Расскажите, как это действует на примере женщины?

Валерий Иванов:

На примере женщины?

Елена Шадрина:

Любой (беременная, либо она родила) какой-то вариант?

Валерий Иванов:

Ну, на самом деле, у нас сейчас уже почти 80% регионов будут переведены на прямые выплаты, насколько я знаю. До конца 23-го года мы, наверное, вообще всю страну переведем на прямые выплаты. То есть заявительница, обращаясь… Допустим, на примере ЭЛН давайте вам расскажу.

Елена Шадрина:

На примере чего?

Елена Шадрина:

Электронный листок нетрудоспособности…

Елена Шадрина:

Разжёвывайте нам!

Елена Шадрина:

…это главный проект Фонда, он у нас с 17-го года, уже в настоящий момент 85 субъектов подключены.

Елена Шадрина:

Еще раз, как называется?

Валерий Иванов:

Электронный листок нетрудоспособности.

Елена Шадрина:

А кратко?

Валерий Иванов:

Больничный! Смотрите, что это такое? Если раньше вы обращались к врачу, и он вам выписывал определенной ручкой, заполнял графы, где-то опечатывался, было очень много банков использовано, испорчено, и некоторые начинали продавать. Сейчас, благодаря ЭЛН, специализированная программа, все туда заносится и напрямую отправляется в Фонд. Мы в любой момент в онлайн-режиме можем посмотреть, кем выдавался этот больничный, когда? И, самое главное, многие говорят, что работодатель будет видеть заболевание, то есть чем я болел? Нет, эта информация скрыта, эта информация недоступна для третьих лиц. И, естественно, кроме врача и Фонда это никто не видит. В настоящий момент, как я ранее сказал, 85% уже переведены на систему ЭЛН. Москва идет по особому графику, но я думаю, что с 21-го года и Москва подключится в полном объеме, потому что, действительно, это удобно, и все крупные страхователи уже давно работают по этому вопросу.

Елена Шадрина:

То есть никаких бумажек, никаких подписей врачей, главврачей, печатей и так далее?

Валерий Иванов:

Нет.

Елена Шадрина:

Все намного прозрачнее?

Валерий Иванов:

Подделать его невозможно, идет прямая выплата со стороны Фонда, то есть полностью прозрачная схема предоставления услуги, прямая выплата.

Елена Шадрина:

Здорово! Тогда расскажите о проектах, потому что у вас их достаточное количество. Вы говорите, что есть какие-то прямо совсем, которые уже давно работают. Что есть еще новенького, чтобы мы все знали?

Валерий Иванов:

Вы затронули вопросы людей, которые могут обратиться в Фонд, или что-то навязать от имени Фонда. У нас существует проект «Открытый контракт» – очень хороший проект! В рамках 44-го ФЗ мы обеспечиваем во всех 85-ти субъектах людей. Любой человек может зайти на сайт Фонда (там есть ссылочка на «Открытый контракт») и посмотреть те технические средства реабилитации (вообще, все закупки Фонда, которые есть, мы выкладываем на этот портал), любой поставщик может открыть любое ТЗ и сказать, что ему нравится, что не нравится? Особенно, люди из ВОРДИ любят посмотреть ТЗ и сказать: «Фонд, вы знаете, вот тут вы немножко не правы», – допустим, по креслам-коляскам, и всегда нас могут поправить по этому направлению. То есть это такой достаточно большой пласт, который уже работает с прошлого года и снял очень много вопросов. Второе направление – это каталог технических средств реабилитации. Фонд является, наверное, главным по закупкам ТСР в России: процентов 80 всех ТСР уходит в Фонд, только процентов 20 – это, мы говорим, аптечные сети и магазины. И тут очень важный вопрос качественный. То есть, если раньше мы говорили, что мы будем обеспечивать людей 90-100%, то сейчас первичное – это качество, потому что люди понимают, что за одну и ту же цену можно купить совершенно разные вещи. И тут возникает вопрос, а как обычному обывателю понять, что тот товар, который ему привезли, он соответствует чему-то, на него есть документы, по большому счету, что это просто не подделка?

Елена Шадрина:

Ну, да!

Валерий Иванов:

И тут возникает вопрос, как это на региональном уровне понять, как это понять на уровне МСЭ, и, самое главное, как это понять на уровне производителя, как ему рассказать о том, что у него это, вообще, в принципе, есть? Совместно с Минпромторгом мы создали такой каталог, куда все производители (подчеркиваю, только производители) загружают свою продукцию.

Елена Шадрина:

Производители разные – российские и зарубежные? Просто сразу вопрос: разные?

Валерий Иванов:

Разные.

Елена Шадрина:

А вот, интересно, больший все-таки процент? Потому что Минпромторг поддерживает российского производителя. Как наши российские производители в этой программе участвуют и участвуют ли?

Валерий Иванов:

Конечно, участвуют!

Елена Шадрина:

То есть все эти нанотехнологии и так далее, все равно мы слышимых их, то есть наши стараются, наши не подводят?

Валерий Иванов:

Нет, наши не подводят. Более того, импортозамещение – действительно, это не пустой звук, и Минпромторг много делает в этом направлении. Я лично был на производстве одного завода по креслам-коляскам…

Елена Шадрина:

Это кресла-коляски для инвалидов, Валерий?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

Это очень такая тонкая тема, мы с Вами потом на ней подробнее остановимся, потому что мы тоже от «Совета матерей» сталкивались с этим…

Валерий Иванов:

И, конечно, я был крайне удивлен, когда понял, что локализация завода: 89% – это российские комплектующие.

Елена Шадрина:

Приятненько!

Валерий Иванов:

Также у нас существует в каталоге вся продукция по подгузникам, по детским подгузникам, со всеми рег. удостоверениями, то есть мы показываем, что есть на рынке. Более того, с рядом ведомств (допустим, с Росаккредитацией) у нас есть соглашение. Когда мы видим, что мамочки жалуются: «Вы знаете, ваши подгузники, которые были закуплены, они не соответствует, протекают, что-то еще…» – мы отправляем на экспертизу, и после этого уже совместно с Роспотребнадзором мы либо делаем выемку, либо выставляем штрафные санкции. Но, честно скажу, работа идет плодотворно, активно, и за последние, наверное, года два качество значительно улучшилось. То есть, если раньше нам что-то завозили непонятное и делали переупаковку, то сейчас такого, в принципе, уже нет. Ну, и, естественно, российские производители появились, что очень приятно, то есть цена самого того же подгузника, она упала там порядка 20% по сравнению с тем, что было ранее.

Елена Шадрина:

Интересно, если вот цены падают от производителя, увеличивается или это пропорционально той же самой маме? То есть, если цена по подгузникам упала, то она их больше получает, либо вот это замещение? Какие блага для конкретного потребителя, или это просто экономия бюджета?

Валерий Иванов:

Не совсем так, давайте я вам объясню более подробно. Значит, выдать больше или меньше мы не можем, потому что то, что человеку необходимо, у него прописано в индивидуальной программе реабилитации, которая выдается. Значит, как человек поймет, а что ему, вообще, положено и когда привезут? У нас есть так называемый «Социальный ПИН» – это, когда в начале года человеку приходит на e-mail, по почте, даже в виде SMS сообщение, что в следующем году тебе положено то-то, то-то в таком-то количестве, то есть в обязательном порядке мы об этом заранее сообщаем. Если у человека что-то заканчивается, допустим, использование кресла-коляски, мы тоже об этом сообщим: «Вам необходимо обратиться в Фонд для того, чтобы написать заявление». Теперь по поводу подгузников, как Вы пример привели, и как это обычно у обывателя. Не секрет, что Фонд закупает это оптом, поэтому цена, действительно, по сравнению с аптеками, в 2, а то и в 3 раза меньше, чем обычная. И тут возникает вопрос, а что делать, если торги либо не состоялись, либо произошла задержка по поставке, человек обратился в аптеку и купил эти виды ТСР в 2-3 раза дороже? По компенсации мы имеем право выплачивать только последнюю стоимость контракта. То есть, если подгузник стоит в Фонде 20 рублей, а в магазине 50 – согласись, не совсем корректно погасить деньги с такой разницей.

Елена Шадрина:

Конечно!

Валерий Иванов:

В настоящее время в Московской области мы планируем запуск проекта по продаже подгузников, в том числе и детских, по цене контракта Фонда.

Елена Шадрина:

Ого! Это 10-й будет у вас проект?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

Это вы себе десяточку к концу года решили сделать?

Валерий Иванов:

Мы очень надеемся, что с нового года этот проект уже вступит. Это будет конечно, большое подспорье!

Елена Шадрина:

Вы взорвете весь рынок!

Валерий Иванов:

Нет, мы не взорвем рынок, мы его сделаем более прозрачным, мы покажем, что действительно, есть качественная продукция.

Елена Шадрина:

Но это будет какая-то отдельная марка по подгузникам, или это много, то есть можно выбрать?

Валерий Иванов:

Мы, на самом деле, ведем переговоры со всеми производителями технических средств реабилитации. Знаете, есть такая хорошая фраза, что выживание – дело добровольное…

Елена Шадрина:

Да.

Валерий Иванов:

Поэтому мы сказали: «Дорогие друзья, вас 4 производителя, мы вас приглашаем в этот проект как Фонд. Вы у нас все участвуете в торгах, но нужно помочь и населению. Давайте, мы будем предоставлять…»

Елена Шадрина:

А цены не поднимут?

Валерий Иванов:

В плане торгов?

Елена Шадрина:

Нет, потом за счет других покупателей. Участвовать будет в вашем проекте, а там цены поднимут…

Валерий Иванов:

Нет, я надеюсь, что до этого не дойдет. Но, в любом случае, если мы говорим про аптечную сеть, она, чтобы вы понимали, федеральная. В настоящий момент, если говорим про Московскую область, это региональные аптеки Московской области.

Елена Шадрина:

Но это будет доступно не всем, или всем?

Валерий Иванов:

Я думаю, что в первом квартале как в пилоте мы это сделаем только для тех получателей услуг Фонда, которые есть, а потом мы это сделаем, я думаю, для всех. Объясню, почему?

Елена Шадрина:

Какой хороший подарок будет всем! Вы же по всем регионам это запустите, вы же всем такое дадите благо?

Валерий Иванов:

Я надеюсь, да. Там просто очень большой вопрос с логистикой. То есть, в основном, заводы у нас находятся в ЦФО, и если мы это отправляем на Урал, то цена немножко как бы варьируется.

Елена Шадрина:

Ну, да, будет расти и отличаться.

Валерий Иванов:

Так что, отвечая на Ваш вопрос, а для кого это, я надеюсь, что со второго полугодия это будет для всех. Потому что, согласитесь, не совсем корректно, когда будут стоять определенные виды гигиенических изделий, и там написано: это для одних людей, это для других.

Елена Шадрина:

Ну, да.

Валерий Иванов:

Поэтому сейчас ведутся переговоры с поставщиками о том, что это будет непосредственно для всех. Второе направление по экстерриториальному принципу и удобству – это не аптеки, а интернет-магазины. Мы все с вами привыкли, что мы можем купить все, что угодно, в интернет-магазине, и нам это привезут домой. Потому что получатели услуг Фонда не всегда могут либо выйти по своим способностям, либо просто занят человек, либо, представляете, привезти кресло-коляску домой, она же громоздкая! И тут мы ведем переговоры с рядом маркетплейсов (пока не буду называть)...

Елена Шадрина:

Мы можем только догадываться: конечно, это монстры!

Валерий Иванов:

Это крупные игроки, но это не 1-2, уже порядка 5-ти, которые выразили желание работать...

Елена Шадрина:

…помогать.

Валерий Иванов:

…да, помогать и работать. И сейчас идет проект о том, как передавать документы в электронном виде уже в Фонд.

Елена Шадрина:

Вообще, на самом деле, тенденция именно взаимодействия коммерческих структур и государственных вот именно в том формате, о котором Вы говорите, она видна, и видна по разным проектам. И мне кажется, это очень радует, потому что такая лояльность идет и к населению, и к государству, и, самое главное, к нуждам, потому что нужды вы-то оказываете как раз самой такой незащищенной аудитории – это те, которые в этом нуждаются и оказываются вот в таких совершенно жутких положениях.

Валерий Иванов:

Если продолжать Ваш вопрос о самых незащищенных слоях, на самом деле, мы же взаимодействуем и с МФЦ, которые тоже охватывают всю Россию, тоже во всех 85-ти субъектах они принимают почти по всем нашим услугам заявления, после чего отправляют к нам. Но возникает вопрос, а что делать человеку, у которого нет интернета?

Елена Шадрина:

Да, вы же все сейчас туда, вы же все в интернет!

Валерий Иванов:

Что делать человеку, который не знает, как зайти в маркетплейс? Что делать человеку, который непосредственно хочет написать заявление через госуслуги либо через личный кабинет Фонда, а он просто не умеет пользоваться этим?

Елена Шадрина:

Ну, конечно, кнопку в телефоне знают только красную и зеленую (алло и отбой)!

Валерий Иванов:

Тут есть два вопроса. Первый – если он сможет дойти в Фонд, это, конечно, хорошо! Но есть люди, которые сделать это физически не смогут! И у нас есть персональный менеджер, то есть просто, позвонив в Фонд, за человеком закрепляется человек.

Елена Шадрина:

Бесплатно?

Валерий Иванов:

Конечно, все услуги Фонда, повторюсь, бесплатны! К человеку приходят, помогают оформить комплект документов, помогают оформить заявление необходимое. Там же на планшете или на ноутбуке заполняются все графы, человек попадает непосредственно в нашу базу данных, и ему никуда не надо ходить. А о том, что ему положено и когда положено, как я ранее сказал, придет SMS либо письма.

Елена Шадрина:

Слушайте, такая гордость берет за Россию, какие мы молодцы все-таки! Вы знаете, сейчас, сталкиваясь просто с различными госорганами (не так долго я в этом во всем работаю) и узнавая, что это, действительно, есть, что это, действительно, существует, и это работает, и, как правило, вы просто этого не знаете, поэтому вам кажется, что нет ничего и все коррумпировано. Это просто удивительно, вообще – то, что Вы говорите! Жалко, что народ не знает! Надо, конечно, больше таких программ (эфиров) делать, потому что, действительно, многие не знают! А вы как делаете, чтобы об этом обо всем узнали? Потому что это самый главный вопрос! То, с чем сталкиваемся мы, «Совет матерей», мы делаем дорожную демографическую карту, то есть, фактически, все, что вы делаете. Мы берем разные госструктуры, госорганы (и по ОМС, и по ипотеке, и по ЖКХ, и так далее) и все вводим на один сайт, чтобы в каждом регионе… С вами мы тоже будем работать плотно, наверняка, и тоже вся эта информация туда войдет, то есть в формате одного окна по всему. И что вы делаете для того, чтобы об этом узнали? Какие-то лектории, какие-то, не знаю, семинары, вебинары, какая-то рекламная кампания? Потому что я сейчас сижу, и для меня просто: «Я – ангел, что это, вообще, где я?»

Валерий Иванов:

На самом деле, ведется огромная работа в этом направлении. С февраля месяца мы раз в квартал в каждом субъекте (20-го числа это будет Ростов, 5-го декабря это будет Санкт-Петербург, завершающий как раз 19-й год) проводим выездные семинары-совещания на региональном уровне.

Елена Шадрина:

Для кого?

Валерий Иванов:

Непосредственно для страхователей. То есть мы объясняем, что такое электронный листок нетрудоспособности, мы объясняем, что такое нулевой травматизм на производстве, для чего, вообще, в принципе, это нужно? Также мы мамочкам объясняем, что такое прямые выплаты?

Елена Шадрина:

А вы как-то их собираете, это какие-то формы?

Валерий Иванов:

Конечно, на уровне региона мы собираем.

Елена Шадрина:

Ох, нам надо вместе с вами…

Валерий Иванов:

Пожалуйста, приглашаем вас!

Елена Шадрина:

«Совет матерей», запоминайте! Повторите даты, пожалуйста, еще раз!

Валерий Иванов:

20 ноября это будет у нас Ростов-на-Дону, 5-6 декабря это у нас будет Санкт-Петербург.

Елена Шадрина:

Ячейки региональные, готовимся!

Валерий Иванов:

Кстати, в Ростов-на-Дону у нас приедет большая ячейка со стороны мамочек (назовем так) Астрахани, поэтому мы для всех открыты!

Елена Шадрина:

Замечательно! То есть вы тоже как бы этим занимаетесь. Ну, рассказывайте, рассказывайте! Сколько у вас проектов, один другого лучше!

Валерий Иванов:

Да, поэтому популяризация, конечно, идет достаточно открыто и мощно, и в том числе информационно мы привлекаем почти все СМИ для этого, а этих проектов, уже известно, 80% получателей услуг. Также существует информационное воздействие со стороны наших коллег из Всероссийского общества инвалидов (глухих, слепых), то есть мы тоже на региональном уровне очень четко объясняем, что есть Фонд, и необходимо по всем услугам обращаться строго к нам, потому что те помощники…

Елена Шадрина:

В кавычках!

Валерий Иванов:

…да, в кавычках, которые хотят обратиться – это люди не совсем добросовестные, но за последние, наверное, полтора года таких случаев уже почти не стало, то есть все уже привыкли…

Елена Шадрина:

Это говорит, что люди стали более грамотные и понимают, что на это не надо попадаться?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

То есть это тоже говорит, наверное, о вашей работе все-таки?

Валерий Иванов:

Да, безусловно! То есть, знаете, как Вы хорошо сказали в начале нашего диалога: «Я не совсем представляю, что такое Фонд и чем он занимается?» Но это же самый лучший показатель нашей работы! Если мы выплачиваем больничный, если мы обеспечиваем техническими средствами реабилитации, если мы выплачиваем компенсацию, и вокруг этого нет негатива – это самый лучший показатель нашей работы!

Елена Шадрина:

Согласна! Ну, а еще какие проекты?

Валерий Иванов:

Из такого совсем уже «космического»…

Елена Шадрина:

Значит, по возрастающее, Валерий!

Валерий Иванов:

Из такого «космического» есть очень хороший проект, и, надеюсь, он у нас запустится с вами уже в декабре месяце, через 2 недели – это маркировка. То есть мы с вами подошли к вопросу, помните, Вы у меня спросили о технических средствах реабилитации, кто контролирует качество, и отечественный производитель насколько хорошо это выпускает? И, действительно, это есть. Как вы помните, есть у нас маркировка лекарственных препаратов, есть маркировка табака – те моменты, которые подделывают. Вот с 1 декабря будет маркировка кресел-колясок. Это проект совместно с Минпромторгом, ЦРПТ и рядом больших, крупных ведомств. Теперь вся информационная база будет храниться в одном месте по всем производителям и по всей продукции. Что отрадно, выбрали единую систему, и это оказался технический каталог реабилитации Фонда, каталог ТСР. То есть все производители теперь будут туда загружать информацию, и мы в онлайн-режиме будем видеть всю продукцию, которая происходит не только к нам, но и в магазины. Для чего это нужно? Для того, чтобы человек, который купил что-то в магазине, а потом подал документы к нам, мы смогли отследить, действительно ли документы предоставлены в полном объеме, действительно ли, допустим, данный вид ТСР чему-то соответствует, потому что к каждому виду ТСР… У нас же на сайте каждое рег. удостоверение присутствует, то есть можно сразу понять, вообще, легитимно это или нет? И это особо актуально по подгузникам, особенно, по детским подгузникам! Поэтому мы достаточно динамично в этом направлении развиваемся. И вот уже на прошлой неделе было совещание и пилот – 3 больших завода по креслам-коляскам у нас с 1 декабря будут уже разгружать к нам информацию.

Елена Шадрина:

Замечательно, вообще! Вы работаете с какими-то фондами наверняка еще по инвалидам и так далее, то есть соприкасаетесь, естественно?

Валерий Иванов:

У нас существует интеграция с МСЭ (медико-социальной экспертизой), то есть человек, получив, допустим, увечие, инвалидность или что-то еще, он обращается первично в медико-социальную экспертизу. Раньше эти документы приходили к нам на бумажном носителе, был определенный учет, сейчас это все, естественно, приходит к нам в электронном виде. Поэтому в ближайшее время мы попытаемся ввести систему проактивного оказание услуги. Что это такое? В настоящее время, если посмотреть структуру Фонда, человеку необходимо прийти, написать заявление, и тогда уже будет понятно, что ему необходимо и когда это привезут? Получая документы от коллег с МСЭ, мы можем сказать, что этому человеку через полгода понадобится вот это, через год понадобится вот это, а в дальнейшем, наверное, он пойдет вот на эту реабилитацию. И уже сейчас мы можем планировать бюджет, и уже сейчас мы можем планировать наши планы-графики закупок так, чтобы было бесперебойное обеспечение всем.

Елена Шадрина:

Ну, то есть такая серьезная аналитика. Слушайте, интересно, тоже такой вопрос по поводу реабилитации. Вы же еще занимаетесь и какими-то реабилитациями в поездке, то есть какие-то санатории и так далее, это тоже в вашем ведомстве, в вашем подчинении?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

А здесь вот, интересно, когда, куда, с кем вы работаете, с какими регионами, куда отправляете?

Валерий Иванов:

Тоже у нас работают по этому направлению все субъекты. Значит, тут можно разделить на две части. Первая – это пострадавшие на производстве. Реабилитация проходит в наших центрах, у нас есть свои центры реабилитации, куда мы направляем пострадавших.

Елена Шадрина:

Государственные?

Валерий Иванов:

Да, конечно!

Елена Шадрина:

То есть в городе?

Валерий Иванов:

Нет, которые подчиняются Фонду.

Елена Шадрина:

То есть это на территории учреждения есть некие какие-то отдельные комнаты, я не знаю, или какие-то процедуры?

Валерий Иванов:

Не совсем так. У нас самые лучшие реабилитационные центры (я не побоюсь этого слова) – это отдельностоящие, естественно, здания…

Елена Шадрина:

Ого!

Валерий Иванов:

…с полным комплексом реабилитации. И я вас уверяю, что, наверное, люди, которые пострадали на производстве, обратившись в Фонд, именно в наши революционные центры, процентов 70 возвращаются опять-таки работать.

Елена Шадрина:

Бесплатно, все бесплатно, Валерий?

Валерий Иванов:

Да, конечно!

Елена Шадрина:

Господи! И это в каждом городе крупном?

Валерий Иванов:

Нет, это у нас по субъектам…

Елена Шадрина:

По федеральным округам?

Валерий Иванов:

Да.

Елена Шадрина:

Центральный округ где, в Москве, наверное?

Валерий Иванов:

Нет, в Московской области.

Елена Шадрина:

А где в Московской области?

Валерий Иванов:

«Голубая речка», это под Звенигородом.

Елена Шадрина:

Какие места-то хорошие!

Валерий Иванов:

Да!

Елена Шадрина:

Там, наверное, большая территория?

Валерий Иванов:

Огромная! У нас почти все реабилитационные центры в особо таких экологических зонах.

Елена Шадрина:

А в Северно-Западном?

Валерий Иванов:

Вы знаете, у нас есть очень хороший в Кировске – просто!..

Елена Шадрина:

…самый такой?

Валерий Иванов:

Шикарный!

Елена Шадрина:

Что же там такое уникальное?

Валерий Иванов:

Уникальное оборудование, во-первых.

Елена Шадрина:

А что ставят, в основном, вообще, есть какой-то, интересно, срез, тенденция, что было 2 года назад, 5 лет назад, что сейчас? Где больше проблем у населения, куда идет, и интересно тоже по возрастам, то есть, вообще, молодеет ли эта проблема?

Валерий Иванов:

Действительно, к сожалению, срез молодеет, как Вы сказали, то есть люди, которые получают инвалидность, если даже травма на производстве, если было раньше в районе 50-ти лет, то сейчас, естественно, это значительно раньше.

Елена Шадрина:

Где получают? Все сидят в офисах! На каких производствах получают травмы?

Валерий Иванов:

А вы знаете, почему про них не слышите? Потому что Фонд 2 года назад запустил программу Vision Zero (нулевой травматизм на производстве), и мы работаем со всеми крупными заводами, со всеми крупными производителями. Если посмотреть по несчастным случаям на производстве, то сократились очень сильно!

Елена Шадрина:

А что вы делаете, какие-то обучающие тренинги?

Валерий Иванов:

Конечно! Обучающие семинары, плюс непосредственно мы общаемся с ФРИИ – это большая система, это Фонд развития интернет-инициатив, это наши стартапы. Они говорят: «Фонд, вы знаете, есть новый стартап, который помогает сделать более безопасное…» Пример. У нас с вами есть большой автобусный парк, туда поставили специальное оборудование, которое непосредственно отслеживает кардиомышцы.

Елена Шадрина:

У кого, у водителей?

Валерий Иванов:

У водителей. И после этого (в пилотном режиме, естественно) просто надо посмотреть. И после этого через 2 недели с рейса было снято 3 водителя, потому что была очень большая вероятность инфаркта. Как развиваются наши региональные отделения? Они взаимодействуют с реаб. центрами, как они развиваются, и какие новеллы есть уже там? Пока в реаб. центре мы ввели электронную карту. То есть, если раньше человек ходил от одного врача к другому, приносил анализы, допустим, на массаж пошел или ЛФП, то теперь ему вешается браслет по принципу, как в гостинице. По своей индивидуальной карте (пребывания там обычно 14 дней либо 21) он приходит к врачу, пикается, и мы можем в онлайн-режиме понимать, какие процедуры он прошел, что ему непосредственно осталось? И это все в электронной карте в наших реабилитационных центрах!

Елена Шадрина:

То есть у вас, конечно, тотальный контроль, в хорошем смысле этого слова, здорово!

Валерий Иванов:

Да, конечно! В дальнейшем эту информацию мы можем предоставлять и коллегам из медицинских учреждений, и для того, чтобы уже была полная комплексная реабилитация человека. Если мы говорим про общие тенденции, допустим, санаторно-курортного лечения, то мы отправляем тех же детишек-инвалидов тоже за счет Фонда на лечение. Каждое региональное отделение закупает это непосредственно само.

Елена Шадрина:

Хорошо, а вот мамочки беременные, вот здесь вопрос: что для беременных? Вот узнала, что беременна, какие есть тоже для нее? То есть это должна быть определенная какая-то проблема у женщины, либо просто за то, что она беременна, она куда-то может идти?

Валерий Иванов:

То, что беременна – это уже не проблема, это уже радость!

Елена Шадрина:

Да, но бывает же тяжелая беременность или что-то еще. Вот женщина узнала, что она ждет ребенка, что ей полагается, куда ей? То есть она зайдет на сайт, она посмотрит…

Валерий Иванов:

Первично я бы советовал зайти на сайт Фонда социального страхования, где расположена полностью информация по всем услугам Фонда. По беременности и родам там целый отдельный большой раздел. Так же мы не забываем, что родовые сертификаты тоже оплачивает Фонд, поэтому вся информация, все калькуляторы, все пособия полтора года тоже оплачивает Фонд. То есть, когда человек уходит в декрет, вот эти до полутора лет тоже оплачивается за счет Фонда. Рассчитать, сколько человек будет получать, тоже можно через наши онлайн-калькуляторы на сайте, либо через наше мобильное приложение.

Елена Шадрина:

Ну, да, вы там тоже хотите запустить эту калькуляцию…

Валерий Иванов:

Они уже работают.

Елена Шадрина:

Это очень удобно, конечно! То есть, соответственно, если она ждет уже первого ребенка, второго ребенка – точно также она спокойно может там все это посмотреть?

Валерий Иванов:

Да, совершенно верно! То есть, зайдя на сайт регионального отделения либо центрального аппарата ФСС, можно посмотреть все услуги и, самое главное, рассчитать. Напоминаю, что все-таки это является не конечной точкой, то есть, если человек скажет: «Я забил информацию, а почему немножко другая сумма?» – ее все-таки необходимо будет еще раз подтвердить, обратившись в Фонд, но, по крайней мере, плюс-минус…

Елена Шадрина:

…понимание будет, по крайней мере, это очень важно!

Валерий Иванов:

Но расхождение, честно говоря, не более 1 процента.

Елена Шадрина:

Здорово, замечательно! Ну, давайте тогда сейчас еще раз мы подведем все-таки итоги. То есть Фонд социального страхования – это проекты, которые направлены на защиту населения, на выплаты по больничным, по различным ситуациям, с которыми сталкиваемся. Есть ряд проектов, которые помогают женщинам и, вообще, в целом населению решать свои проблемы. Есть замечательный сайт, на котором содержится полная информация, включая региональные отделения. Есть мобильное приложение, в котором запущена также вся информация с калькуляцией (и на сайте, и в мобильном приложении). В принципе, все в руках самих, наверное, людей. То есть, если ты хочешь знать, что тебе полагается, ну, а если не хочешь знать, тебе все равно об этом скажут, потому что, если какая-то проблема…

Валерий Иванов:

На самом деле, Фонд настолько клиентоориентирован, что если даже мамочка не захочет, чтобы ей сообщили, какие ей пособия и выплаты положены…

Елена Шадрина:

…ей все равно дадут?

Валерий Иванов:

…мы все равно донесем до нее информацию, что необходимо обратиться в Фонд.

Елена Шадрина:

Валерий, а если не выплатили, такое, наверное, тоже бывает? Ну, вот сидит чудо и говорит: «Ой, ну, надо же, оказывается, мне положено было вот это…» – а она что-то вовремя, не знаю, на учет на какой-то не встала…

Валерий Иванов:

Вы знаете, таких случаев на моей памяти никогда не было.

Елена Шадрина:

Все равно все оплачивают?

Валерий Иванов:

Все выплачиваем, безусловно! Даже если человек не вовремя подал документы, мы идем навстречу и все равно выплачиваем.

Елена Шадрина:

То есть ей нужно просто написать заявление какое-то?

Валерий Иванов:

Обратиться в Фонд: либо через мобильное приложение; либо, если человек не пользуется мобильным приложением Фонда, через личный кабинет на том же сайте; если и это не получилось, ну, извините, в любом случае мамочка, особенно, у которой уже есть дети, госуслугами-то все равно пользуется…

Елена Шадрина:

Все равно вопрос решается?

Валерий Иванов:

В любом случае!

Елена Шадрина:

Ангелы! И все для народа! В принципе, так и должна работать любая структура государственная! Все на благо – только рожайте! Мы все работаем на демографию, друзья! Все подразделения, все возможные ведомства, все работают на то, чтобы только рожали, воспитывали, и мы, конечно, поможем! Я хотела бы задать еще один вопрос. Мы все-таки уже идем к концу года. И, подводя итоги этого года, какие все-таки основные были победы у вашего Фонда, какие были достижения, может быть, награды? Похвастайтесь чуть-чуть, расскажите! Наверняка что-то такое было, и вы прямо сказали: «Мы молодцы, мы сделали это!»

Валерий Иванов:

Я считаю, что, наверное, главным достижением является 35% от всех больничных – в электронном виде! То есть это, можно сказать, каждый 3-й, 4-й больничный уже в электронном виде, то есть, действительно, это огромный прорыв! И люди понимают, что это удобно, в любой момент вы можете это посмотреть на сайте, либо в любой момент вы можете это распечатать, пересчитать, то есть это супер! Второй момент – это каталог технических средств реабилитации. Я считаю, что действительно, это прорыв на рынке! И если у нас получится с Московской областью, о чем я ранее сказал, с федеральными или региональными аптеками, то, конечно, это значительно упростит жизнь большому количеству населения.

Елена Шадрина:

Вы большие молодцы! А на следующий год что ставим, какая основная будет цель?

Валерий Иванов:

На следующий год – выполнить те обещания и те договоренности, которые были в этом году. На самом деле, приглашаем вас на семинар (если в Ростов уже не успеете, то хотя бы в Санкт-Петербург) для того, чтобы наглядно посмотреть, как это все работает!

Елена Шадрина:

Обязательно!

Валерий Иванов:

На следующий год планируем и электронную карту вводить во всех непосредственно субъектах, если мы говорим про региональные отделения на уровне Минздрава. Также мы планируем достаточно плотно работать в плане цифровизации наших сервисов, вообще, всех, а у нас их 18. То есть, если мы сейчас с вами проговорили про мамочек, потому что такая более молодая аудитория, которая пользуется, то со следующего года, я думаю, что все госуслуги перейдут уже в цифру.

Елена Шадрина:

Замечательно! Искренне желаю Вам успехов! Спасибо огромное, что Вы пришли, нашли время и рассказали нам! Думаю, что многие женщины получили ответы на свои вопросы! Дорогие друзья, мы с вами прощаемся! До новых встреч! До нового понедельника! Спасибо!

Валерий Иванов:

Спасибо Вам! Всего доброго!