{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Игорь Кураев Научный сотрудник Государственного Исторического музея 22 мая 2019г.
Древнерусские города
Продолжаем говорить о Древнерусской истории

Александра Кузнецова:

Доброго дня! В эфире «Народные традиции», Саша Кузнецова на Mediametrics. Сегодня у меня в гостях Игорь Кураев – научный сотрудник моего любимого Государственного исторического музея. Мы продолжим наше общение на тему русского государства, и сегодня у нас подтема «Русский город». Я предлагаю начать с того, что представлял из себя русский город, и на основе чего его строили?

Игорь Кураев:

Здравствуйте! Чуть позже на вопрос отвечу, мы сегодня говорим о древности. У нас в музее произошло достаточно много событий в последнее время. В нашем музее есть очень интересная традиция – это арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», эпохальное событие. Почему я о нем заговорил, потому что это у нас 9-ый фестиваль, и в этот раз был рекорд участников, к нам прибыло 1312 участников, а зарегистрировалось 1800. Такое интересное мероприятие, в котором могут принять участие все, вообще со всей страны. Там были участники не только из Москвы и Подмосковья, были и из Смоленска, и из Калуги, из Рязани и других городов. Туда приезжают семьями, целыми художественными школами уже несколько лет подряд. Достижение нашей коллеги Татьяны Григорьевны Сарычевой, которая является заведующей филиалом «Покровские соборы», этот арт-фестиваль ее детище.

Отмечу, что музей – это не только история, не только древность, о которой мы сегодня будем говорить, но интересная современность, интересное мероприятие. Приходите к нам в музей, участвуйте во всех наших мероприятиях, у нас всегда очень интересно. Я не просто так начал с темы Покровского собора, который символ не только нашего города, но и страны. Когда Вы себе представляете русские города, у Вас какие первые ассоциации возникают, что Вам представляется, Вы поедете во Владимир, Ростов, Новгород?

Александра Кузнецова:

Какое-то духовное место – либо церковь, либо храм, либо собор, обязательно должна присутствовать река.

Игорь Кураев:

Вы сказали, самое важное. Неизменный атрибут наших русских городов – это храмы, именно поэтому в нашем музее залы, посвященные этому периоду, имеют специфические интерьеры. Например, 9-ый зал, который посвящен древнерусскому городу, он еще называется «Новгородский», я поясню почему. Его украшает копия фресок новгородского храма Спаса на Нередице, который был построен в 1199 году, в 1942 году он был разрушен. На сегодняшний день эти фрески помогла восстановить, и если будете в Новгороде, я обязательно Вам рекомендую его посетить. Здесь они еще дополнительно украшены копиями фресок из других храмов. Это битва суздальцев с новгородцами, достаточно распространенный мотив на иконах XIV века. Поэтому следующие залы также имеют отношение в первую очередь к храмам.

Александра Кузнецова:

Я правильно понимаю, что храм был неким местом силы для города?

Игорь Кураев:

Не столько место силы, скорее всего, город сам собой представлял узловую точку для округи, и там проживали люди, которые могли построить каменный храм. Если нам сейчас покажут иллюстрацию белокаменных храмов из Владимира, это опять же наши интерьеры – это копии белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире, так выглядит зал. Видите, там сидит мужчина – это Всеволод Большое Гнездо и несколько его сыновей. Разные элементы в музее скопированы с этого храма.

Следующий зал, который замыкает историю Древней Руси. Кстати, Всеволод Большое Гнездо с сыновьями, и его сын Дмитрий сидит у него на коленях. Это копия композиции, которая есть в Дмитриевском соборе во Владимире. Здесь потолок украшен росписью из Успенского собора, опять же во Владимире. Когда мы оказываемся в русских годах, места, которые мы всегда посещаем, конечно же, древнерусские храмы. На тот период города строились из дерева, были деревянные дома, деревянные мостовые, деревянные церкви, но что отличало город того времени от округи помимо крепостных стен, это наличие каменных храмов. Мы в прошлый раз говорили, что объединило Русь, и, безусловно, вера сыграла большое значение для средневекового русского города. Что такое религия и вера – это и мировоззрение, и картина мира, и опора, и утешение. Повторюсь, это средневековый русский город. Если говорить вообще о городах того времени, они впервые возникли на торговых путях, это путь из варяг в греки. Но это еще были протогородские центры, есть такой термин в науке.

Александра Кузнецова:

Село?

Игорь Кураев:

Не совсем село, там были и свои укрепления. Потом произошло такое явление, как перенос городов. Первые центры – Старая Ладога, Рюриково городище, Гнездово, Шестовицы рядом с Киевом – это все точки, которые привязаны к Днепровскому пути. Они были основаны людьми, которые занимались торговлей.

Что объединило Русь? Помимо веры Русь объединила воля некоторых людей, которые имели в своих подвижниках дружинников, они все были вооружены. Несмотря на все разнообразие окружающих их племен, их желание контролировать данную территорию или заниматься торговлей было реализовано. В качестве примера приведу историю княгини Ольги и Игоря. Игорь, который был одним из первых князей, пожелал собрать больше дани среди древлян, был убит. Опять же, взаимоотношение с населением, древляне не очень хотели. Ольга в ответ сначала расправилась в 2-мя посольствами древлян, одну из них она просто закопала заживо, другую заживо сожгла в бане. После со своей дружиной отправилась к городу древлян, где пригласила всех уважаемых мужей города принять участие в тризне. Тризна – это поминальный обряд. Она сказала: «По вам эта тризна». Ее дружинники убили всех лучших древлян. После она запросила в качестве дани компенсацию по голубю с города. Привязав к ним паклю, которую подожгли, отпустила птиц. Птицы вернулись в город, дома были деревянные, и город сгорел. Конечно, возникновение государства связано с определенными конфликтами.

Александра Кузнецова:

На фоне власти, я так полагаю.

Игорь Кураев:

За власть. Совершив свои деяния, Ольга стала одной из первых христианок. После того, как она утвердила себя перед древлянами, что она является законной княжной, она отправилась на север, из Киева в Новгород, устанавливая уроки и погосты, то есть места сбора и объема дани. Конечно, наше государство и сплочение разных людей, славян, финнов, балтов, происходило не всегда добровольно. Но появление в нашем государстве религии – христианство, православие, которое уже было принято при внуке Ольги Владимире, стало играть определенную важную роль. Поэтому города, выполняя функцию административных, торговых центров, еще выполняли важную функцию культурных центров, центров образования. Именно в храмах сохранялась письменность, переписывались книги, были образованные люди, которые ездили в Византию, расширяя свой кругозор и знакомясь с другими культурами. Поэтому храм, конечно, неотъемлемая часть древнерусского средневекового города.

Каменный храм могли позволить себе не все города. Города различались по типу, были богатые города княжеств, как Киев, Новгород, Смоленск. Города северо-восточной Руси появились чуть позже, но по богатству превзошли Киев, Владимир, Ростов, Суздаль. Во всех этих городах на тот период мы видим уникальную традицию каменного храмового строительства. Не крепостей, не кремлей детицев, они еще оставались деревянные. Каменное строительство крепостей стало складываться гораздо позднее, это важная деталь и архитектура нашего города.

Александра Кузнецова:

Сердце.

Игорь Кураев:

Можно сказать, и сердце – это наши белокаменные храмы этого периода. Фрагменты росписей или резьбы по камню на тот период можно увидеть у нас в музее в залах, посвященных Древней Руси. Я бы рекомендовал объехать их все, обязательно побывать во Владимире, в Ростове, в Новгороде, в Смоленске. Потому что воочию это производит еще большее впечатление, не зря существует маршрут «Золотое кольцо».

Александра Кузнецова:

Как города между собой находили общий язык по мере их создания и дальнейшего существования?

Игорь Кураев:

Взаимоотношения городов были разными. Во-первых, их было очень много, Русь в тот период скандинавы называли Гардарика, что означало «Страна городов», их было огромное количество. На середину XIII века насчитывали, по летописным данным, порядка 300 городов. Были такие богатые города, как Киев, Новгород, Владимир, они были сравнимы с европейскими городами, их население исчислялось тысячами. В XI веке происходит процесс политического дробления Руси, когда начинается борьба между князьями за киевский престол и борьба за вотчины, земли, распределение ресурсов, происходят войны. Битва суздальцев с новгородцами, та фреску, о которой мы говорили, отражает осаду Андрея Боголюбского. Андрей Боголюбский – это владимиро-суздальский князь, осада им Новгорода, потому что Владимиро-Суздальское княжество вело агрессивную внешнюю политику по отношению к Новгороду. Это был спор за землю, за торговые пути. В общем, происходили войны, конфликты, междоусобицы.

Вместе с тем, города оставались центрами торговли. Помимо важных административных, духовных центров, они еще были экономическими центрами ремесла и торговли. Если говорить про тот же Новгород, который известен, как боярская республика, где не было собственного князя, а правило вече, то в первую очередь Новгород – это торговля. Это уже в дальнейшем, в XIV-XV веках, Новгород даже становится участником Ганзейского союза, европейского торгового объединения, которое включало несколько европейских городов. Новгород наряду с европейскими городами становится полноправным участником Ганзы, потому что торговля у его жителей занимала достаточно важное место в их жизни. Удобное расположение, очень близкий выход к Западной Европе, поэтому город был на тот момент «окном в Европу».

У нас есть зал, посвященный городской культуре, называется «Новгородский». Когда задумывался и создавался музей, создатели, видимо, хотели подчеркнуть значение Новгорода. В Новгороде происходило призвание Рюриковичей. Новгород имел большое значение для истории Древней Руси, но он уже в последующем оправдал оказанное доверие тем, что Новгород уникален своей землей, в буквальном смысле своим культурным слоем. В археологии есть понятие «культурный слой» – это все, что формируется в ходе жизни человека.

Александра Кузнецова:

Зависит ли предмет торговли и культурный слой от места расположения города?

Игорь Кураев:

Зависит, он не связан напрямую с составом земли, он связан с расположением как географическим понятием. Допустим, Смоленск и рядом Гнездово, которое появилось рано, его сейчас датируют концом IX века. Он возник почему? Потому что это верховье Днепра, это северная точка, откуда вы начинаете движение вниз по Днепру, практически идете в бассейн Черного моря. Новгород находится на Волхове, это Балтийский бассейн, практически вход в ворота, путь из варяг в греки. Гнездово, Смоленск – это середина пути. Киев – это некое завершение, которое контролировалось Древней Русью. Дальше мы спускаемся и выходим в Черное море.

Новгород за счет того, что находится на берегу Днепра, там болотистая местность, его слои насыщены влагой. Влага сохраняет органические вещества. Именно поэтому в Новгороде была сделана одна из выдающихся находок – 26 июля 1951 года там была обнаружена первая берестяная грамота, то есть там сохраняется дерево, кожа, береста. Это первая берестяная грамота, которая датируется концом XIV века, на ней была хозяйственная запись о том, что трое землевладельцев – Фома, Иева и, возможно, одно из имен третьего читается, как Тимофей имеют оброк с определенных земель. Для нашей русской истории открылась эпоха берестяных грамот. Ранее о них подозревали, экспедиция, которая работала под руководством Артемия Владимировича Арциховского еще с 30-х годов XX века, находила какие-то остатки бересты, на которых что-то нацарапано, находили интересные предметы, сейчас мы их называем «писало» – это длинный стержень с острым кончиком, но сами грамоты не находили. Лишь в 1951 году местная жительница Нина Акулова, которая, кстати, пришла на раскопки в период беременности подработать, ей установлен памятник в Новгороде наравне с памятником первой берестяной грамоте. Это уникальная находка, которая открыла новый спектр источников.

Если раньше мы имели такие вещественные источники, как орудия труда, предметы быта или книги и летописи, то у нас открылся огромный пласт источников. На сегодняшний день известно более 1000 берестяных грамот, они уже известны и в Москве, и в Смоленске, и в Старой Руссе. Там и деловые записи, и челобитные, и есть любовные записки, есть записки от жены к мужу, есть даже с нецензурной лексикой. Среди этого спектра выделяется группа грамот, они представлены в экспозиции в 9-ом зале – это грамота мальчика Онфима. Считают, что мальчику было 6-7 лет, он занимался тем, что изучал грамоту. В какой-то момент он потерял свои записи, их было несколько штук, среди которых встречаются не только его записи по слогам, изучение алфавита, но и его рисунки, которые он делал между занятиями. Это человечки, воины, скачущие на лошади, поражающие копьем врага. Это свидетельство того, что грамотность были распространена среди людей, это тоже отличие города. Если мы говорим о городе, не противопоставляя его деревне, а пытаясь разграничить, найти сходство, в городе, конечно, грамотность. Это было связано с церквями, где были на тот момент центры образования. Вообще торговля предполагала некоторое высшее образование. Опять же, ремесленное производство, город, помимо всего прочего, это ремесленное производство. Ремесленное производство – это технология изучения более сложных занятий.

Александра Кузнецова:

Наверняка ремесло привозили в город из деревень и в городе развивали?

Игорь Кураев:

Нет. Это было только на начальном этапе, и это было сельское ремесло, но городские ремесленники. Новгород нам дает огромное количество находок, там постоянно ведутся раскопки. Кузнечное ремесло, косторезное, деревообрабатывающее, кожевенное ремесло – это все производилось в городе. Еще такая уникальная городская деталь, она редко встречается в селе, это стеклянные браслеты, стеклоделие. Для городов XI-XII века частая находка – это стеклянные браслеты. Делалась заготовка из стекла, трубочку вытягивали, загибали в круг, завивали, иногда они были плоские. Это городское ремесло, поэтому встречается в городах.

Александра Кузнецова:

Этим и жили, создавали, продавали.

Игорь Кураев:

Стеклянные браслеты даже на какой-то период не то чтобы заменяли монету, но в чем-то были близки к этому, потому что имели достаточно высокую цену. Стеклянные перстни, бусы всегда были в домонетный период предметом обмена, торга. Города – это еще обязательно технический и ремесленный центр, вряд ли это новое Сколково, но что-то близкое к этому. Неотъемлемый атрибут – это развитое ремесло, и сейчас мы его фиксируем в материальных остатках, находках.

Александра Кузнецова:

Это уже мини-фабрики?

Игорь Кураев:

Это пока еще ремесленники.

Александра Кузнецова:

Тоже все передается из поколения в поколение по роду?

Игорь Кураев:

Скорее всего, да, и упоминание об этих занятиях можно встретить в письменных источниках. По письменным источникам, тот же Новгород или любой другой город, мы можем встретить, что ремесленники селились концами, то есть улицей. Кузнечный конец, кожевенный и так далее. Это определенное цеховое производство, возможно и семьями, но, безусловно, объединение в некие гильдии. Конечно, верх могли занимать ювелиры, оружейники, потому что оружие уже самое дорогое, на тот период оно требовало высоких технологий. Ювелирное производство, потому что это обслуживание элиты, бояр.

Александра Кузнецова:

Как распределялись роли между мужчинами и женщинами, то есть между мужским делом и женским делом? Мужчины чаще торговали, а женщины изготавливали, или это все было в смешанном режиме?

Игорь Кураев:

Точные источники о роли женщины, когда мы можем говорить об этом, появляются позднее – это домострой. Это московский период Руси, когда появляется Московия. На тот период у нас нет достоверного знания кто, на чем специализировался в ремесле. Женщина, скорее всего, хранительница очага, управление хозяйством. Опять же, мы это можем встретить в сказке «Садко» или «Аленький цветочек». Мужчины отправляются в путь, купцы, бояре, знатные люди в первую очередь – мужчины. Это связано с воинской традицией, которая на тот момент еще существовала, потому что важной составляющей у князя была дружина, в дружину входили мужчины.

Роль мужчины на тот период, тем более в сельском хозяйстве, это основной работник, была очень значительной. С другой стороны, роль женщины нам подчеркивает история княгини Ольги. Для князей междинастические браки, выбор супруги на будущее имели важное значение. Если говорить чуть позднее, для женщин это шитье. Если мы уйдет в последующие эпохи, у нас в музее представлены прекрасные пелены – расшитые ткани, и делали это в первую очередь женщины. Это кропотливое занятие – шитье, ткачество. Ткани называли домоткаными – произведенные дома. Заниматься шитьем с узорами не считалось зазорным даже для высшего сословья, и это сохраняется до XIX века. Если почитать художественную литературу, когда на балы барышни с собой брали рукоделие, имели ридикюльчик, где все хранилось, и они вышивали. Кстати, у нас в музее была уникальная выставка, посвященная вышивке и рукоделию XVIII-XIX века, вышивали бисером, это имеет давнюю традицию.

Ведение хозяйства у женщин отнимало много сил. Как я сказал, города были деревянные, с деревянными мостовыми, и была усадебная застройка, где в рамках города держали скот. Я в свое время работал на раскопках в Новгороде, часть раскопок, на которых мне довелось работать, это был скотный двор. В городе держали скотину, птицу. У женщин много занятий было связано с ведением хозяйства. Не стоит забывать, что приготовление даже самой простой пищи было более трудозатратно, потому что надо было набрать воды, истопить печи, готовили в печах. Не было холодильников, все несколько иначе хранилось и иначе заготавливалось.

Почему у нас в свое время и в последующие годы расцвет таких город, как Старая Русса? Потому что люди в городах занимались солеварением. Соль была настолько важным продуктом, что при повышении цен на соль, если это делало государство, происходили соляные бунты. Потому что это важный продукт, все можно было хранить долгое время только таким уникальным образом.

Помимо городов-центров, были города-крепости, города-замки. Один из самых известных, из раскопок Бориса Александровича Рыбакова, замок Любеч, он сделал очень интересную реконструкцию. У нас на экспозиции представлены предметы из этих раскопок. Чем еще интересен Любеч? Там происходил съезд князей в 1097 году, когда князья договорились, что теперь каждый держит свою вотчину сам, то есть передает землю по наследству своему сыну. Кстати, это изменило взаимодействие элиты между собой, и постепенно начинает разгораться междоусобица, борьба за дополнительные наделы и за землю. Этот город нам дает совершенно другой набор предметов, нежели ремесленный Смоленск. Там мы уже находим предметы вооружения, предметы, связанные с охотой или пиршествами, и какие-то украшения.

Очень сложно разделить историю на такие периоды: это было до, а это наступило потом. Хотя это присутствует в исторической науке. Говоря о замках и крепостях, в последующие годы, уже после Золотой орды, когда Русь была вассалом, раньше ее в учебниках называли «Монголо-татарское иго», началось возрождение нового государства, сначала с названием Московия, потому что выступали в первую очередь московские князья. Появляются новые типы городов, это города-крепости на границах, они были и в предыдущие периоды. Я специально веду к этому разговору, потому что у нас впереди выставка, посвященная городу-крепости, это всем известный город Тула. Скоро мы празднуем 500 лет Тульскому кремлю. В истории Тулы есть 2 периода, мы все ее знаем, как город оружейников, но изначально этот город возник, как город-крепость на южном пограничье Московии.

У нас представлена известная пелена, иногда ее называют «пелена Елены Волошанки», на которой изображен князь Василий III, при котором происходило строительство. Это, наверное, единственное его прижизненное изображение. Кроме этого у нас будет представлено Воеводское знамя, потому что города управлялись воеводами, и это неизменный атрибут.

Александра Кузнецова:

Когда начнется выставка?

Игорь Кураев:

Открытие планируется 10 июня. Она будет проходить все лето, до 20 августа.

Александра Кузнецова:

Игорь, спасибо за очень интересную беседу! Я надеюсь, что мы продолжим разговор о русском государстве и о более поздних веках. Спасибо большое, всего доброго! С вами была Саша Кузнецова, «Народные традиции», увидимся через неделю. До свидания!