{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Марина Ушакова Основатель и президент компании «МАРТ» - победителя IX Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» - 2018 27 марта 2019г.
Время продавать эмоции
О том, почему мы покупаем тот или иной продукт? Какую роль в покупке играют эмоции, импульсы, поговорим в новой программе

Антонина Цицулина:

Добрый вечер, коллеги, это программа «Да – игра!». Каждую среду в 18 часов мы встречаемся с вами, спасибо всем, кто нас смотрит, читает, слушает, пишет свои вопросы. У нас в гостях каждый раз неординарная личность, интересный человек, лидер, за которым стоит опыт, за которым стоят некие достижения, поражения. И тот, кто готов говорить, делиться открыто, порой резко, вот. И сегодня у нас один из основателей современного рынка игрушек, из тех людей, который стоил этот рынок наш последнюю четверть века. Я очень рада видеть Марину Ушакову, основателя и президента компании «МАРТ». Марина, спасибо, что нашли время. Я знаю, что Вы только приехали и пришли к нам.

Марина Ушакова:

Спасибо, Вам тоже.

Антонина Цицулина:

Добрый вечер.

Марина Ушакова:

Здравствуйте.

Антонина Цицулина:

Мы сегодня будем говорить о рынке игрушек, о том, коротко, наверное, пройдемся, как он начинался. У меня есть такой традиционный вопрос для всех, чтобы Вы улыбнулись, вспомнили, а мы эмоционально начали говорить про наш эмоциональный бизнес и про те эмоции, которые мы дарим. Марин, маленькая Марина, она какая была и любимая игрушка, во что она любила играть?

Марина Ушакова:

Вопрос ставит меня, честно сказать, в тупик, потому что, наверное, нетрадиционно для девочек я любила не только куклы, но ещё и в машинки.

Антонина Цицулина:

Это уже традиционно для девочек, любить машинки.

Марина Ушакова:

Ну, тогда как-то было очень, да. Поэтому, скажем, одна из любимых игрушек, которая осталась в моей памяти, это был вездеход на дистанционном управлении. Это 50 лет назад это была какая-то совершенно невероятная игрушка, и для меня это чудо. Там мигали огоньки, естественно это, она на проводе была, с пультом на провода. Сейчас это совершенно доисторическая конструкция, но тогда это было что-то невероятное, потому что светились фары, светилась панель управления, и мы с папой вырывали друг у друга пульт.

Антонина Цицулина:

В то время это был современный гаджет.

Марина Ушакова:

Абсолютно верно.

Антонина Цицулина:

То есть Вы относились к той категории детей, которые любили высокотехнологичные игрушки?

Марина Ушакова:

Ну вот по-разному. Мне кажется, игрушки должны быть разнообразные, потому что вопрос реально ставит в тупик. С другой стороны, у меня была любимая немецкая кукла, которая тогда, ну, кстати, тоже инновационная технология. Тогда только появились куклы с синтетическими волосами, это был невероятный эффект, их можно было мыть, причесывать, тоже было страшно интересно. Ну, как у всех, был медведь.

Антонина Цицулина:

Хорошо, как Марина Ушакова пришла на рынок игрушек?

Марина Ушакова:

Скорее, неизбежно, наверное. Потому что наступила перестройка, я закончила аспирантуру, и это были не очень большие деньги в институте.

Антонина Цицулина:

Они и сейчас не очень большие.

Марина Ушакова:

Да, это были совсем небольшие деньги, как-то надо было думать и как-то жить. И хотелось, в общем, чего-то интересного. Ну, и так получилось, что меня один мой знакомый математик пригласил в группу программистов. Тогда это были хозрасчетные коллективы, это было интересно, это было такое ощущение твоего участия в сегодняшней жизни. Не чего-то абстрактного, совершенного конкретного, когда люди жду твою работу. И я поняла, что я, наверное, все-таки не теоретик, хоть и закончила аспирантуру. Я, скорее, все-таки практик, мне казалось это интересным. Ну а потом было неожиданное приглашение в совместное предприятие, одно из первых российских на территории парка «Сокольники». Ну и тут тоже был очень интересный опыт, мы начинали с нуля, поэтому прошли все стадии, то есть как-то потрогать, когда ты трогаешь руками процесс, это довольно интересно, вот. А потом так получилось, что все-таки надо было что-то, пришло понимание, что надо что-то делать самой и вот тут возник вопрос: «А что, собственно, делать?» Потому что я закончила аспирантуру по научной и технической информации, к торговле, к бизнесу, к финансам не имею вообще ни малейшего отношения. У меня был маленький ребенок, и я поняла, что рынок, который мне понятен, наверное, это рынок детских товаров. Ну, например, игрушек. Их в тот момент категорически не было на рынке. Ну как, собственно, и всего, потому что это был самый конец 80-х, даже ещё не 90-х. Ну, так методом исключения последовательных итераций я пришла к выводу, что игрушки, это, наверное, было бы интересно. И тут по счастью кто-то из приятелей моего мужа подарил ребенку Lego.

Антонина Цицулина:

Вот.

Марина Ушакова:

И всё. И я посмотрела, это было удивительно, я не оценила, кстати, игрушку сразу, тем более, это был набор «Техник», он даже не по возрасту был моему сыну. И меня изумило то, что он дня два играл в одну и ту же игрушку. Все, у кого есть мальчики, знают, что это небанально. Я повертела в руках, думаю, а что, хорошая вещь, как бы её купить. Ну, на коробке был адрес. Я два дня писала письмо, я отослала факсом. Ответа не последовало, но я не приуныла, потому что любое дело начатое должно быть доведено до конца. Ребенок покрутил каталог, который был внутри и сказал: «Мам, тут есть еще один телефон». Ну, я послала ещё один факс, повторный, и, как ни странно, получила ответ, причем подписал его очень известный на сегодняшний день человек на российском рынке Могенс Лаурсен.

Антонина Цицулина:

Да, человек-эпоха, человек-легенда.

Марина Ушакова:

Да, у меня в офисе неожиданно висит такой триптих, в котором это письмо в оригинале. Вот оно, по счастью, осталось, и мое письмо туда, и ответ Могенса Лаурсена. Совершенно, такой исторический триптих украшает кабинет, очень трогательно.

Антонина Цицулина:

Могу я попросить фотографию этого триптиха?

Марина Ушакова:

Да, конечно.

Антонина Цицулина:

Это же для отраслевого музея это такая веха, и Марина Ушакова именно тот специалист, который привел бренд Lego в Россию.

Марина Ушакова:

Ну, это правда, да. Потому что смысл письма был очень смешной, ну, сейчас мне не стыдно рассказать, у меня было пять тысяч долларов и я написала, что мы могли бы начать с Вами работать. Lego ответило, что, может быть, всё-таки десять. Мне пришлось занять ещё пять практически под честное слово у друзей, тогда это было нормально, вот, и к нам приехали первые четыре паллеты.

Антонина Цицулина:

Здорово. Компания «МАРТ», она изначально так называлась компанией все эти годы, или была какая-то трансформация? Сколько на сегодня лет компании?

Марина Ушакова:

Компания в 1992 году была образована с этим названием, причем название подбиралось очень интересно. На тот момент на рынке было много очень пафосных названий: «General», «Limited», «Global». И, кстати, на английском языке, который в те времена слабо кто мог прочесть. Поэтому я подумала, что компания должна называться обязательно по-русски и обязательно очень просто. Ну, вот получился Март, на самом деле, там какие-то были трансформации пока мы придумывали «Марина Tрейдинг», но это было очень пафосно. Я говорю: «Давайте мы все обрубим, оставим Март».

Антонина Цицулина:

Дорого.

Марина Ушакова:

И еще одна, кстати, была задача, ведь в тот момент я не думала, чем я буду заниматься. Lego уже было чуть-чуть позже, и компания открылась просто как FMCJ, что называется. Будем покупать все, что удастся, и называние не должно было отражать никакую тему специально. То есть быть практически универсальным, вот так оно и осталось. И мы не меняли его ни разу.

Антонина Цицулина:

Если говорить о компании «МАРТ», вот какие ещё есть такие веховые истории, за, вот, такое большое количество времени. Вот Lego, вот что-то сопоставимо, вот, если бы рассказывать? "МАРТ" сегодня, нет, «МАРТ» со дня основания – это…Можно? Можно по бренду, можно по событиям.

Марина Ушакова:

Да, можно, безусловно, веха – это Lego, потому что я еще раз скажу, что я человек с хорошим образованием, но оно совершенно не специальное. Мне повезло, что я знала английский, тогда это был очень существенный дополнительный бонус, потому что специалистов с языком в принципе не было. Ну, так сказать, не было принято знать язык. Это сыграло определенную роль, о чем, собственно, Lego и сказали, что нам легко с тобой работать потому что мы быстро договариваемся. Безусловно, Lego для меня это бизнес-школа, потому что, пообщавшись за, там, прошедшие 25 лет много с какими компаниями, я могу с уверенностью сказать, что это самый профессиональный бизнес. И наиболее трепетно относящихся к качеству своего товара, они даже иногда запаздывают потому что оттачивают детали и гарантируют качество продукта. Но, я, там, неплохо знакома с Mattel, например, тоже очень уважаемая компания, очень интересная, но Lego, на мой взгляд, это самая профессиональная.

Антонина Цицулина:

Поэтому он бренд номер один.

Марина Ушакова:

Да, они ведь когда начинали, честно сказать, когда я привезла Lego, мои друзья, которых я попросила помочь мне растаможить это в парке «Сокольники», сказали: «Слушай, ты, вроде, неглупая девушка, ну как можно привезти это, кто это будет покупать за такие деньги. Это же…». Ну, я сказала, хорошо, вспомню английскую пословицу. Мы не так богаты чтобы покупать дешевую вещь. Ну, честно сказать, купила как для себя. Вот я поняла, что я своему ребенку такую игрушку бы хотела.

Антонина Цицулина:

Ну, это один из критериев бизнеса. Работает и у нас. Работай так, и покупай, производи, делай то, что ты купил бы своему ребенку.

Марина Ушакова:

Конечно. Если вернуться к вехам, то, конечно, 8 лет мы работали только с Lego, причем, начав с игрушек, мы туда постепенно подтащили, Lego начали делать одежду, мы продавали одежду несколько лет, мы открыли бизнес-туризм для семей, причем тур, который мы сделали сами. Не в качестве агентов, а в качестве операторов.

Антонина Цицулина:

Что-то мне кажется, надо вернуться. Так развивается сейчас детский туризм, я представляю, сколько мальчишек и девчонок хотят в Lego.

Марина Ушакова:

Ну, наверное, да, нам, просто это было легко сделать, потому что как партнерам Lego нам многие двери были открыты. Безусловно, в Lego открыты были все двери, даже известная компания Mars, когда я пришла и попросила дать нам хороший групповой тариф, и приготовилась их долго уговаривать, честно сказать, я даже не успела допить кофе, они сказали: «Конечно. Вы сотрудничаете с Lego, ну конечно.» Поэтому слово «Lego» в Дании оно вообще такое…

Антонина Цицулина:

Заманчивое.

Марина Ушакова:

«Сезам, откройся». Нет, просто «Сезам, откройся». Поэтому, это вот позволило нам стать именно операторами, и сделать свой тур. У нас были свои контракты с гостиницами, у нас были свои, своя компания, это было довольно интересно, вот.

Антонина Цицулина:

Другие направления?

Марина Ушакова:

А потом случился кризис, и мы поняли, что надо искать…

Антонина Цицулина:

Это 98-го года.

Марина Ушакова:

Да, кризис, мы так давно живем, что это ещё кризис 98-го года, вот. Мы поняли, что надо всё-таки развиваться и что-то искать ещё. Первой игрушкой был ещё один бренд такой в Дании, а потом в Гонконге попался на глаза стенд Zapf creation, что в просторечии беби-борн, который тоже тоже знают все. Это был второй большой бренд, который мы привезли на рынок и очень успешно продавали, тоже порядка шести лет мы с ним успешно работали. Отличный продукт, великолепные по качеству, ну, до того, честно сказать, пока его не купила компания АG и пока это было немецкое качество, действительно было немецкое качество.

Антонина Цицулина:

Понятно.

Марина Ушакова:

Ну а потом, собственно, неизбежно мы стали мультибрендовой компанией. И если говорить о том, что такое МАРТ, конечно, у нас есть своя ниша, мы её придерживаемся. Эта ниша брендовых товаров, то есть товаров известных производителей, товаров хорошего качества, инновационных товаров. И сейчас это критерии для нас отбора товаров: качество, инновационность, и, почему инновационность может быть как технической, так и дизайн, может быть какой-то функционал. Всё, что угодно. Мы вот такая вишенка на торте. К сожалению, это не самый большой по объему рынок в России, но менять уже ничего не будем, потому что мы тут умеем работать с брендами не все умеют работать, так же как мы не умеем работать с дешевым товаром, там совсем другая технология его обслуживания. Принципиально другая работа и с закупками этого товара, и с его обслуживанием. Мы не владеем этой технологией.

Антонина Цицулина:

Когда я прихожу на выставку в Москве, я, чтобы посмотреть новинки, всегда начинаю с компании МАРТ, вот честно.

Марина Ушакова:

Приятно.

Антонина Цицулина:

Да, потому что я знаю, что компания МАРТ всегда привезет что-то, вот то, что Вы сказали, либо новую технологию, либо новый функционал, либо ещё то, что завтра будет практически в ассортименте у всех. Кто выбирает, вот как Вы это вот, это интуиция, это чутье, это огромная аналитика, это…это что? Вот это…Это мастерство – это что? Это как происходит?

Марина Ушакова:

Ну, кстати…

Антонина Цицулина:

Вы приезжаете на огромную выставку. Гонконг там, Нью-Йорк, Нюрнберг, скорее всего. Вот как получается, как удается?

Марина Ушакова:

Вы знаете, наверное, это точно не огромная аналитика, потому что на сегодня уже рынок игрушек такой огромный, что если заниматься его аналитикой, это дорого и долго.

Антонина Цицулина:

Если только большие данные…

Марина Ушакова:

Это на самом деле, я считаю, что это должны делать только производители, которые разрабатывают новые товары. Для них это важно, потому что, если мы будем так долго анализировать, все товары просто успеют забрать конкуренты. Поэтому, должна сознаться, что, наверное, это все же интуиция. Как она работает, я до сих пор понять не могу, это необъяснимо. Наверное, и с Lego сработало так же. Я реагирую на то, к чему потянется моя рука. Вот если рука потянулась, значит, надо разбираться с товаром. Дальше уже аналитика, но она привязана к конкретному товару, который мы в принципе отобрали к рассмотрению. Безусловно, не факт, что то, что нравится мне, будет нравиться всему рынку, поэтому обязательно есть фокус-группа, и оценка товара более объективна. Но первый импульс, который заставляет подтянуть товар просто в перечень рассматриваемых, это, конечно, вот, хочется или не хочется, я по-другому не могу сказать.

Антонина Цицулина:

Я знаю, что у Вас уникальная экспертиза в куклах, в куклостроении, в куклах. И я помню, когда я понимала и знала, да, вот со своей стороны, со своей колокольни о том, что придет время развития нашего рынка, будут выстраиваться прямые связи и будет очень сильно меняться дистрибуция. И я поняла, что часть дистрибуторов пойдет в производство. Я очень мечтала чтобы Вы и такие эксперты, как, например, Надежда Журина, да, там, имели какое-то отношение к созданию российской куклы. И была крайне удивлена, крайне удивлена, хотя я все эти годы, сколько знаю, компания МАРТ находится, там, в пятерке компаний, которые я как бы отслеживаю, куда я захожу. Потому что для меня это как бы, ну, такая, референтная группа, как я её называю. Тем не менее, Вы выбрали совершенно другое, уникальное направление, то, что связано именно с дизайном и то, что Вы вывели свой бренд и как Вы его вывели, Марин, Вы меня, вот честно хочу сказать Вам лично в глаза и в присутствии, там, почти пяти тысяч наших слушателей, Вы меня в очередной раз удивили. Как? Как Вы думаете и так делаете?

Марина Ушакова:

Вы знаете, вот и с куклами, действительно, очень интересно. Наверное, это был 2000-й год, тоже время не самое хорошее на рынке. Рынок так только чуть-чуть приходил в себя после 1998-го, так, чуть-чуть начинал дышать. И у меня был очень интересный разговор с бывшим директором выставки Мира детства, когда я сказала, что вау, мы нашли новые куклы, это был Zapf creation, и я еще только тогда об этом думала. На что оно сказала: «Вы знаете, как-то, куклы…»

Антонина Цицулина:

Татьяна Зиновьева, да?

Марина Ушакова:

Да, да, Татьяна Зиновьева говорит: «Марина, ну как-то куклы, ведь уже это такой, традиционные игрушки уходят, тем более, куклы такого банального дизайна…» Ну, мне чтобы спросить нужно иметь аргументы, и я опять сошлюсь на интуицию. Особенно аргументов не было, я просто сказала: «Ну мне кажется, что традиционные вещи останутся. Так не бывает, чтобы с прошлого не оставалось ничего. Игрушки будут разнообразными, куклы останутся.» С тех пор, как мы понимаем, прошло почти 20 лет, игрушки продолжают продаваться, больше, меньше, другой вопрос. Конечно, все традиционные игрушки не то что меньше продаются, но игрушечная палитра дополняется новыми категориями. Но традиционные игрушки, назовем их так, тоже покупают, и куклы в том числе. И Zapf creation как раз была даже не совсем традиционной куклой, потому что её уникальный функционал был запатентован. Это была техническая инновация на тот момент. А вот то, что после Zapf creation на сегодня наш сильный бред Antonio Juan, это абсолютно классическая кукла. Но я думаю, что она, мы держим рынок, и наша доля кукольная самая большая за счет того, что там удачное сочетание цены и качества, и, наверное, все же дизайна. Причем, что удивительно, производитель находится в Испании, в традиционном месте производства кукол Онил, недалеко от Алекандрии, и там таких фабрик несколько. Они все известны на рынке, они выставляются в Нюрнберге, но выбрала я опять интуитивно с очень ненаучным аргументом, но приблизительно так: но эти вроде бы как-то посимпатичнее.

Антонина Цицулина:

Я думаю, у меня есть такая гипотеза, что классика становится эталоном. И мы видим, да, в исследованиях, когда говорят: «Вот, сейчас есть, прямо, своя ниша у ретро игрушек». Я думаю, что, наверное, всегда, для детей любого поколения будет вчера-сегодня-завтра, вот. И то, что отнесется к «вчера», вот что играли, там, родители, что было популярно, всегда будет какая-то своя ниша. И вот всегда классика, которая удачно берет в себя какие-то культуросообразные вехи того или иного поколения, она всегда будет интересна. Потому что, получается сочетание традиции, там, стиля жизни, каких-то решений, там, скульпторов, художников, дизайнеров. И вот получается то, что называется секретом, да, игротехника, когда образ и игра с этой куклой, либо с этой игрушкой совпадают. Но и всегда будут игрушки новые, инновационные, там, игрушки. Я хотела перейти к трендам. Знаю, что у Вас своя позиция, немножко об этом поговорим и остаток нашей встречи, быстро летит время, мы все-таки поговорим про те бренды, которые компания МАРТ сейчас выводит на рынок, собственные бренды. Вы сказали, что Вы не видите, до нашего эфира, что Вы не видите никаких трендов. Совсем немного времени, давайте, по Вашей позиции, она очень интересна и оригинальна.

Марина Ушакова:

Ну, я не увидела на сегодня, ещё раз говорю, мы не претендуем, компания не претендует на полное знание рынка и на экспертное мнение как аналитика. Я не увидела какого-то ярко выраженного тренда в игрушках. Что касается нашей компании, то тренд, который интересен мне, и я считаю его правильным уже не интуитивно, а совершенно осмысленно, я б сказала так даже с некой философской подоплекой. Я считаю, что у тех, кто продает игрушки все-таки есть некая миссия. Игрушка всё-таки это не только развлечение, а для ребенка это инструмент познания окружающего мира. Кстати, если говорить про классику, про куклы, про, так сказать, классические игрушки. Они почему классические? Потому что они являются копией реального мира. Это не может уйти из жизни, потому что это способ познания мира для ребенка. Первое, что из окружающего мира, кроме руки мамы он берет какую-то игрушку и поэтому это очень важно. И что касается того, какие игрушки выбираем мы, я не люблю бессмысленные игрушки. Ими, кстати, заполнен американский рынок, вот, бессмысленно веселые игрушки, это какая-то очень отдельная ниша, но ниша, скорее, для party. Мне хочется, чтобы игрушка несла ребенку какую-то пользу, какое-то обучение, там, если это набор, он должен научиться что-то делать или просто о чем-то задуматься. И вот, говоря о трендах для нас, и о том, стали ли мы производителями игрушках. Ну, в куклах не сложилось.

Антонина Цицулина:

Пока ещё.

Марина Ушакова:

Да, пока ещё. Но, например, все же мы пытаемся быть современными и смотреть, что происходит в мире. И вот, там, два года назад пришла мысль. Не знаю, опять интуитивно, наверное, нет. Мы читаем новости, смотрим телевидение, размышляем о том, что происходит. Тема космоса. Вдруг мы обнаружили, что нет на рынке темы космоса, она даже практически ушла из знаменитого Lego, хотя до этого, поверьте мне, я точно знаю, она была, причем всегда, как минимум, две серии, так сказать, хорошие и плохие.

Антонина Цицулина:

Сейчас же у них есть Лунная Одиссея.

Марина Ушакова:

Ну, вот, они, наверное, тоже это почувствовали.

Антонина Цицулина:

Космос стал возвращаться.

Марина Ушакова:

Потому что мысли не приходят в голову одному человеку, это вот некое пространство, которое кто-то считывает, кто-то не очень. Мы два года искали. Причем не хотелось делать не звездные войны, это совсем другая история, это фентези, это не тема реальной жизни. Хотелось сделать именно космос как реальный космос. Имею ввиду, кому, если не нашей стране на этой теме сосредоточиться, будучи, так сказать, первооткрывателями. Более того, если мы вернемся к международной ситуации, усилия крупнейших стран направлены на освоение космоса. И это абсолютно актуальная тема.

Антонина Цицулина:

Полетим скоро все.

Марина Ушакова:

И мы нашли вот возможность сделать бренд, мне кажется, у нас удачное для него название, такое, современное.

Антонина Цицулина:

Понятно, да, космос наш.

Марина Ушакова:

Космос наш. Я считаю, что это абсолютно соответствует действительности. Имею ввиду историю. Мы будем развивать эту линейку, в этом году вышла серия «Покорение Луны», и следующая будет «Путешествие на Луну», следующая «Покорение Марса». Бренд зарегистрирован, кстати говоря, мы так, вдумчиво относимся, обстоятельно. Как раз накануне выставки и конкурса «Золотой медвежонок» мы получили подтверждение Роспатента о регистрации товарного знака.

Антонина Цицулина:

Эксперты, безусловно, оценили название. Потому что среди экспертов были и профессиональные маркетологи, педагоги и психологи, конечно, стали разбирать, вот, сюжет и придумывать в это играть. Я просто увидела, как они всем этим загорелись. Надо сказать спасибо, Вас отличная команда защищала, потому что в этот день у нас было беспрецедентно, там около, чуть ли не 45 экспертов, каждый хотел что-то сказать и все жаловались, что там всего 10 минут на защиту. Но все забывали о том, что их кое-как выводили через полчаса. Даже на награждении…

Марина Ушакова:

Тема игрушек захватывает.

Антонина Цицулина:

Даже вот думаю, у нас в этом году десятая, юбилейная премия «Золотой медвежонок», там было очень много советов. Вот я советую прислушаться, как развивать с точки зрения игровой ценности, тогда, когда сама серия может интегрироваться в коллективную игру детей. Я очень люблю такие проекты, очень люблю такие проекты. Почему я вот все время вспоминаю, историческим фактам, более 100 лет назад, да, он описан в очень многих книгах и музеях приводится. Когда Бисмарк в Германии решил, что Германия должна стать морской державой, вот, и они думали, каким образом увлечь молодежь, они поняли, что они смогут выстроить всю эту систему производства, судоверфь, там, всего остального, это будет следующее-следующее поколение. Что они сделали? Они сделали государственный заказ на производство игрушек морской тематики. И было выпущено огромное количество, от фигурок моряков, парусников, всяческих-всяческих-всяческих. Я вот думаю, как повторяется история. Сегодня, у нас, там, так же серьезно прорабатывается о том, что нам, стране, обладающей таким большим количеством выходов в океаны, моря, и имея озеро Байкал точно надо поднять морскую тему. Это я там к теме космоса, да.

Марина Ушакова:

А ещё есть тема Арктика, абсолютно актуально.

Антонина Цицулина:

А ещё и Артика в том числе.

Марина Ушакова:

Просто номер два у нас.

Антонина Цицулина:

И если мы хотим сегодня чтобы дети любили то место, где они живут, и если мы гордились и если бы мы хотели…и мы хотим, чтобы наши дети заболели небом, заболели морем, то что надо делать? Надо делать игрушки.

Марина Ушакова:

Я вот, собственно, об этом и говорила, что игрушка – бессмысленное, игрушка не дает ничего, потому что в то, во что ребенок играет, он об этом и думает, он об этом размышляет и ему это становится интересно. И я невероятно счастлива, что нам удалось это сделать, потому что, ещё раз говорю, это было достаточно сложно. Потому что не то что на нашем рынке нет игрушек космических, они вообще ушли из ассортимента производителей.

Антонина Цицулина:

И, соответственно, из игротеки ребенка.

Марина Ушакова:

Да, конечно.

Антонина Цицулина:

Значит, ребенок не проигрывает эти сюжеты, он не представляет себя космонавтом, он не мечтает о небе и у нас там большая проблема, да, с гениальными инженерами, создателями нового. Но в этом бренде же ещё настолько зашиты внутри, ну, нельзя их назвать пасхалками, да, в этом смысле, это то, на что сразу очень сильно эмоционально активно реагируют взрослые. Это, конечно, высший пилотаж с точки зрения маркетинга и такой крутой маркетинговый кейс, который очень хочется разобрать. Вот у нас 19-20 июня маркетинговый форум и вот в режиме, знаете, не выступления вот такого вот, руками, типа какого-то даже не мастер-класса. Как вот это вот пройти, да, как это заложить. То есть там столько у вас в самом этом наборе отсылок, знаете, как в хорошем кино. Это просто, я хотела бы посмотреть на эту команду.

Марина Ушакова:

Да, мы, например, символику сделали, близкую к символике российской армии, причем у нас этим серьезно занимался юрист, потому что это такая скользкая тема.

Антонина Цицулина:

Важная, опасная, интеллектуально уважительная тема.

Марина Ушакова:

Да, Вы знаете, да, потому что, например, у нас была идея, к сожалению, она не состоялась, о проектах, которые мне интересны, близки.

Антонина Цицулина:

Может, придет время.

Марина Ушакова:

Именно как раз в том ключе, о котором Вы говорите, что игрушка она воспитывает. Мы пытались сделать серию игрушек с символикой МЧС, не поверите, МЧС понравилось, юридически не можем потому что это государственное предприятие, они не имеют права размещать свою символику на товарах.

Антонина Цицулина:

Я могу помочь, этот вопрос решаемый, просто надо понимать, когда.

Марина Ушакова:

Это да, вот если поможете, это было бы прекрасно, потому что мне кажется, что это настолько уважаемый институт в нашей стране, настолько популярная организация, она будет понятна детей. Мы не можем сделать Госдуму, вряд ли детям будет интересно. А МЧС будет интересно, потому что это…

Антонина Цицулина:

Тема спасателей.

Марина Ушакова:

Конечно, это же герои-спасатели, это некоторым образом приключения, и мы работаем в этом направлении.

Антонина Цицулина:

В этом направлении.

Марина Ушакова:

Если поможете – великолепно.

Антонина Цицулина:

Да, давайте про работу, потому что есть те направления, там, связанные, где наши коллеги, например, компания «Звезда», они покупают лицензии и выпускают там. Ну, у них там другая история точных копий и это связано с конструкторской документацией, там, военно-патриотические игры либо ещё что-то. Ну там даже бывает сложнее, потому что им нужен доступ к возможности сделать это конструктивно. А здесь, когда должны быть эмоции, когда должно быть приобщение, когда должно быть вовлечение, и ведь настоящая состоится тогда, когда будет затронута эмоция ребенка.

Марина Ушакова:

Он же перевоплощается в тех героев.

Антонина Цицулина:

Тогда получается сюжетная игра и ребенок отождествляет себя с той или иной, вот, в данном случае профессией.

Марина Ушакова:

Абсолютно справедливо.

Антонина Цицулина:

Вообще, тема профессиональной, значит, профессиональной самоориентации, самоопределения, она не дораскрыта в современном…

Марина Ушакова:

Вообще не раскрыта.

Антонина Цицулина:

Будем над этим работать.

Марина Ушакова:

С советских времен закончилась вообще и это плохо.

Антонина Цицулина:

И в играх, ещё раз я к этому вернусь, да, вот Вы заложили туда какие-то архетипы, какие-то воспоминания из детства взрослых нескольких поколений. Потом Вы проиронизировали, взяв что-то из наших, там, главных конкурентов, были ли они на Луне, когда это вызывает спорить, а я понимаю, что это такой профессионально сделанный крючок, вот. Я вижу, как спорят эксперты, понимаю, маркетинг уровня Бог, да, там. Я Вас поздравляю.

Марина Ушакова:

Спасибо.

Антонина Цицулина:

Вы знаете, я особенно, вообще, страшно люблю всех победителей нашего Золотого Медвежонка, про каждого могу рассказывать часами, почему, как, где, да, там. Где-то даже авансом и человек вот мгновенно, за год это всё показывает. А вот здесь это то, что Вы называете чутьем, интуицией, а я называю, Марин, это высочайшим профессионализмом. Это, видать, это и поражения, я понимаю, и победы. Это вот эта вот последовательность даже в названии организации, она приводит к таким проектам. Как Вы сказали, для меня сейчас особенно важно, чем я занимаюсь. И я считаю, что это такое, ну, я не знаю, вот, начало это или вот это вот тот главный продукт Вашей профессиональной деятельности, но то, что вот Вы здесь самовыразились для меня абсолютно очевидно. Вот очень хорошо видно основателя, очень наглядно видны вот это вот опыт, который, как говорится, не пропьешь, да. И вот он виден. Я Вас искренне поздравляю с этим продуктом и с нетерпением жду, если можно, вот прямо коротко, там, минутку, рассказать, дальше-то что, есть какой-то инсайд.

Марина Ушакова:

Ну, я хотела бы завершить то, что Вы сказали одной фразой, что бизнес успешен, когда ты его пропускаешь через сердце. Тогда получается, причем не только игрушки, любой бизнес. Тогда он получается интересным не только для тебя, но, собственно, и для всех. Мы хотели бы эту серию разработать…

Антонина Цицулина:

Да, там ещё много.

Марина Ушакова:

Расширить, причем немножко другим путем. Мы готовы предложить эту торговую марку в качестве бренда для другой продукции, потому что…

Антонина Цицулина:

А, вот это интересно, да.

Марина Ушакова:

Потому что, действительно, бренд удачный и туда очень много добавить.

Антонина Цицулина:

Коллаборация, да?

Марина Ушакова:

Да, туда очень много что можно добавить. Я буду этим заниматься летом, когда у нас не совсем сезон, чтобы немножко детализировать это предложение. Может быть, кому-то это будет интересно.

Антонина Цицулина:

Давайте обсудим.

Марина Ушакова:

Предложить потому что туда попадают просто другие категории игрушек, не игрушек. Не игровые наборы для мальчиков, а просто другие категории игрушек можно туда, в этот бренд, так сказать, пригласить поучаствовать.

Антонина Цицулина:

Знаете, я думаю, что мы сможем помочь здесь. Я очень мечтаю, когда я первый раз приехала на американскую выставку игрушек, я встала возле стенда НАСА и сказала, что, Вы знаете, я реально могу, наверное, Вам сказать, я заплакала. Я поняла, что у меня слезы на глазах. Я мечтала о том, чтобы у нас был такой стенд. И давайте начнем его собирать. Мне кажется, время пришло.

Марина Ушакова:

А я вот каждый раз, когда вижу хорошие игрушки на всех рынках, я даже не знаю, что мне хочется, заплакать или зарычать, почему там все написано по-английски, почему наши дети играют в игрушки с английскими надписями. Наверное, как-то надо это заканчивать, вот, собственно, с этим брендом мы старались это сделать, и еще раз говорить, сделать символику, близкую к нашей. Сами игрушки не являются копией, но детям это не важно. Это же символ некий. И мне кажется, что…

Антонина Цицулина:

Всё кроется в деталях.

Марина Ушакова:

Да, это правда, тем более, что, опять повторюсь, ну кто если не наша страна.

Антонина Цицулина:

Здорово. Марин, спасибо большое я получила огромное удовольствие от общения, вот такое, разговаривали на одном профессиональном языке. Я искренне радуюсь за Вас и готова помогать, и мы это обязательно продолжим.

Марина Ушакова:

Спасибо за приглашение.

Антонина Цицулина:

Уважаемые коллеги, ну, вы знаете, куда обращаться, вы знаете, где взять контакты. И мы будем рады видеть всех, кому профессионально интересно вместе с компанией «МАРТ» и с её основателем и президентом Мариной Ушаковой рассказать всем, показать и заставить миллионы наших российских и не только детей играть в российский национальный бренд «Космос наш».

Марина Ушакова:

Спасибо большое, мы тоже всех приглашаем к сотрудничеству. Ещё раз, Антонина, благодарю, что Вы пригласили на такую интересную передачу.

Антонина Цицулина:

Спасибо всем, мы встретимся в следующий раз в среду в 18 часов и продолжим нашу замечательную тему о бизнесе, товаров, услуг и сервисе для детей, семей с детьми, о тех трендах, о тех лидерах, которые свое сердце, свою жизнь и свою профессиональную деятельность посвящают промышленности работающего интереса детства. И рады будем видеть на нашем детском-недетском бизнесе, рынке, таких же ярких, увлеченных и талантливых профессионалов.