{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Серебрякова Исполнительный директор по экспертизе и защите прав застрахованных АО «СК «СОГАЗ-Мед» 26 ноября 2018г.
Беременность и роды по ОМС. Миф или реальность
Что входит в полис обязательного медицинского страхования (ОМС)? Какие права и обязанности есть у будущих мам при выборе врача, женской консультации или родильного дома? Для чего необходимы обследования и осмотры врачей в течение беременности и можно ли родить в одном городе, имея постоянную регистрацию в другом? Какие документы должны предоставить в женской консультации и что такое родовой сертификат?

Татьяна Буцкая:

Друзья, доброе утро! Программа «Выбор родителей», я ее автор и ведущая Татьяна Буцкая. Мы сегодня с вами поговорим о вопросе, который касается каждого из нас. Поверьте, я совершенно не округляю, полис ОМС есть у каждого человека, включая новорожденного, который только что появился на свет, он сразу получает полис ОМС. Но что нам дает этот полис, какие права и обязанности мы получаем, как им правильно пользоваться и, возможно, есть какие-то секреты, мы сейчас узнаем. Я сейчас представлю гостей в студии. Итак, Татьяна Серебрякова – исполнительный директор…

Татьяна Серебрякова:

Здравствуйте. 

Татьяна Буцкая:

И Лилия Колобова – руководитель службы экспертизы АО Страховая компания… 

Татьяна Серебрякова:

Страховая компания «СОГАЗ-Мед». 

Татьяна Буцкая:

Татьяна, если можно, я начну задавать вопросы Вам, и вопросы будут прямо от печки. Что нам дает полис ОМС?

Татьяна Серебрякова:

Полис ОМС дает право застрахованному по ОМС гражданину Российской Федерации, отдельным категориям иностранных граждан право на бесплатную помощь, которая финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. Вообще в России у нас медицинская помощь бесплатная, гарантируется государством, она гарантируется за счет двух источников, как минимум: это средства обязательного медицинского страхования и средства бюджетов. Сам объем этой бесплатной медицинской помощи, объем гарантий этой бесплатной медицинской помощи утверждается ежегодно, в конце года на предстоящий год, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. В этом постановлении очень четко, подробно прописано, что за счет чего финансируется и как предоставляется. Называется она федеральная программа госгарантий, она состоит из двух разделов. Это базовая программа обязательного медицинского страхования, что мы сегодня будем обсуждать, и другие гарантии, которые предоставляются государством за счет бюджета. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования финансируется первичная медико-санитарная помощь, то есть это та помощь, которая наиболее доступная. 

Татьяна Буцкая:

Это поликлиники.

Татьяна Серебрякова:

Оказывается по месту жительства. В основном она оказывается в поликлиниках. Входят туда лечение, диагностика, профилактика по наиболее распространенным видам заболеваний, состояний. Дальше это специализированная медицинская помощь, то есть та помощь, которая уже оказывается чаще всего в условиях стационара. Кстати, первичная медико-санитарная помощь оказывается участковыми врачами, терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и врачами-специалистами, которые работают в поликлиниках в первичном звене. Специализированная помощь – это помощь, которая оказывается в условиях стационара, в ее состав также входит высокотехнологичная медицинская помощь, то есть та помощь, которая требует ресурсоемких дорогостоящих современных технологий. И оказывается, также в рамках ОМС помощь в экстренной неотложной форме, то есть это скорая медицинская помощь. Это самые распространенные виды. Еще, конечно, сюда входит и паллиативная помощь.

Татьяна Буцкая:

Скажите, пожалуйста, на каждого человека одинаковые деньги выделяются? 

Татьяна Серебрякова:

На каждого человека выделяются одинаковые деньги. Совокупность вот этой программы обязательного медицинского страхования Российской Федерации состоит из территориальных программ. То есть по территориальному принципу в каждом субъекте Российской Федерации утверждается эта территориальная программа. Но уровень гарантий в субъекте Российской Федерации не может быть ниже федерального уровня, который прописан в этом постановлении Правительства Российской Федерации, о котором я говорю. В отдельных субъектах, где есть дополнительные средства для финансирования каких-то программ, уровень базовой программы ОМС может быть превышен за счет каких-то отдельных проблем, направлений, которые актуальны для этого субъекта, и для этого субъекта есть источники финансирования. 

Татьяна Буцкая:

Получается, что на каждого гражданина России выделяется одна сумма.

Татьяна Серебрякова:

Базовый уровень услуг гарантируется государством одинаковый. Суммы выделяются, там достаточно сложное финансирование, взносы на работающее население перечисляют за каждого работающего их работодатели. Взносы на неработающее население перечисляются субъектами, то есть правительствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный фонд еще дотирует тех денег, которых не хватает в субъекте, есть специальные субвенции, то есть финансовые вопросы, наверное, лучше не загружать. 

Кстати, сейчас решается вопрос, что в 2019-м году будет изменена система финансирования взносов на неработающее население в целях выравнивания. Все это будет, скорее всего, передаваться уже на федеральный уровень, но сейчас это все обсуждается, и документ, я думаю, мы получим, все это подробно потом можно будет комментировать. 

Татьяна Буцкая:

То есть некую сумму назвать нельзя?

Татьяна Серебрякова:

Программа утверждается, тарифы в этой программе утверждаются базово. Понятно, что медицинская помощь, например, на Ямале будет стоить гораздо дороже, чем медицинская помощь в Иваново. 

Татьяна Буцкая:

Я просто была так много связана с коммерческой медициной, есть понятие стоимость, когда ты покупаешь себе полис ДМС, там ты платишь за него 100.000 руб. И в эти 100.000 руб. входит первое, второе, третье, пятое, госпитализация, не госпитализация, стоматология. Мне просто интересно, есть ли точная сумма. 

Татьяна Серебрякова:

Программой утверждаются нормативы финансовых затрат. Как я начала говорить, в каждом субъекте есть коэффициенты дифференциации. То есть к какому-то базовому тарифу есть обязательно коэффициенты дифференциации, повышающие коэффициенты, если мы сравниваем Иваново и Ямал, например. Все это прописано. 

Татьяна Буцкая:

Хотела от Вас услышать цифру, ну ладно. 

Татьяна Серебрякова:

Нет, Вы ее не услышите. О какой помощи вы конкретно говорите? О какой услуге?

Татьяна Буцкая:

Поликлиническая. 

Татьяна Серебрякова:

Это совершенно разные цифры, рубли будут разные, если вы говорите об абсолютных рублях. Стоимость посещения в Иваново будет другая, не такая, как на Ямале. 

Татьяна Буцкая:

То есть для каждого региона есть своя некая сумма, которая оплачивается, заложена в полисе ОМС на посещение конкретных врачей. Почему сейчас я вас так спрашиваю? Потому что я дилетант в этом вопросе, Вы специалист, но, тем не менее, неоднократно на всех конференциях говорилось, что если есть полис ОМС, Вы имеете право с этим полисом ОМС в любой точке России, несмотря на то, что Вам выдали его в Иваново, Вы приехали в Москву, Вы имеете право с этим полисом получить услуги. 

Татьяна Серебрякова:

Совершенно верно. 

Татьяна Буцкая:

Поэтому и возникает вопрос, туда заложены деньги по Иваново, а Вы хотите получить услуги по Москве. Может быть, поэтому сложно получить эти услуги. 

Татьяна Серебрякова:

Нет, государство как раз гарантирует, то есть больного, застрахованного гражданина абсолютно не интересует, сколько профинансировано в данном случае по этой базовой программе или по территориальной программе. Государство гарантирует всем одинаковый, доступный уровень гарантий, которые осуществляются по полису ОМС, то есть по базовой программе обязательного медицинского страхования. Неважно, где Вы получили полис. 

Татьяна Буцкая:

То есть это не головная боль пациента, у которого болит голова? 

Татьяна Серебрякова:

Безусловно. 

Татьяна Буцкая:

Он не должен из-за этого еще переживать. 

Татьяна Серебрякова:

Конечно, нет. Базовый уровень гарантируется всем одинаково и везде. 

Татьяна Буцкая:

Давайте представим того самого жителя Иваново, который приехал в Москву, и он заболел. Что он может делать дальше?

Татьяна Серебрякова:

Он обращается в медицинскую организацию. 

Татьяна Буцкая:

Он может пойти поликлинику?

Татьяна Серебрякова:

Конечно. Главный критерий выбора медицинской организации в том, чтобы она работала в системе ОМС. Вот этот статус, что медицинская организация работает в системе ОМС, приобретается каждой медицинской организацией один раз в год на следующий год. До 1 августа заявляются медицинские организации, до 1 сентября этот реестр утверждается. То есть если эта медицинская организация, поликлиника, или стационар, или какой-то центр диагностический, если эта медицинская организация работает в системе ОМС, то любой житель, гражданин Российской Федерации, владелец полиса ОМС имеет право туда обратиться и получить там бесплатную медицинскую помощь. 

Татьяна Буцкая:

Что у него должно быть на руках? 

Татьяна Серебрякова:

У него на руках должен быть вот этот полис обязательного медицинского страхования, паспорт, как документ, удостоверяющий личность.

Татьяна Буцкая:

То, что он гражданин России, у него должен быть полис ОМС. 

Татьяна Серебрякова:

Даже фотография на паспорте, на бумажном полисе обязательного медицинского страхования нет фотографии. Если это бумажный полис, я могу показать и не мой, если будет написана женская фамилия, имя, отчество и примерно год рождения, то можно получить. Нужно обязательно, чтобы был еще документ, который удостоверяет личность, чтобы было видно, что это я. 

Татьяна Буцкая:

Возвращаюсь к этому жителю Иваново. Есть у него паспорт, есть полис ОМС. К кому он должен обратиться в поликлинике? 

Татьяна Серебрякова:

Смотря зачем он обращается. 

Татьяна Буцкая:

У него очень сильно заболела спина. 

Татьяна Серебрякова:

Он идет в поликлинику в регистратуру и записывается на прием к участковому врачу-терапевту. 

Татьяна Буцкая:

В 90 % случаев скажут, что Вы не прикреплены. У Вас здесь нет карточки, куда Вы пришли. 

Татьяна Серебрякова:

Мы сейчас говорим о плановой помощи. 

Татьяна Буцкая:

Он приехал в Москву, и у него случилось это. 

Татьяна Серебрякова:

Если требуется неотложная помощь, то оказывается эта неотложная помощь бесплатно по полису, без всякого прикрепления. Если речь идет о плановом лечении, конечно, нужно прикрепиться к медицинской организации. Это прикрепление называется «выбор медицинской организации». Это организация медицинской помощи уже регулируется Министерством здравоохранения Российской Федерации, есть такой специальный приказ о выборе медицинской организации. Раз в год человек может сделать этот выбор медицинской организации. То есть если в регистратуре ему говорят, что Вы должны прикрепиться, он может это сделать прямо сейчас, написать заявление, есть специальная форма, к главному врачу, и его прикрепят. 

Татьяна Буцкая:

Но это если он сюда приехал, как минимум, на год, потому что ему потом в течение года надо будет приходить именно в эту поликлинику?

Татьяна Серебрякова:

Да. Здесь, конечно, каждый должен для себя определиться, будет он прикрепляться к поликлинике не по месту своего постоянного проживания. В чем здесь нюанс? В том, что поликлиники у нас оказывают помощь медицинскую не только на приеме здесь, в поликлинике, еще оказывается много помощи на дому, то есть вызывается врач. Понятно, если человек выбирает поликлинику не по месту своего проживания, врач с участка из ближайшей поликлиники к нему не придет. Но если мы, допустим, возьмем Москву, мегаполис, или Санкт-Петербург, или Екатеринбург, там сотни поликлиник, и амбулаторный прием в здании поликлиники будет осуществляться по месту прикрепления, но на вызов не приедет тот врач, к которому он прикреплялся в другом конце Москвы.

Татьяна Буцкая:

Два раза в год, три раза в год можно менять медицинское учреждение?

Татьяна Серебрякова:

Нет, нельзя. Это можно только сделать один раз в год. Это связано с финансированием медицинских организаций. Сейчас у нас поликлиническая помощь в подавляющем большинстве субъектов финансируется по так называемому принципу подушевого прикрепления. Рассчитывается норматив, и вот эта поликлиника получает деньги на количество прикрепившихся, 50 тысяч человек может быть, 25 тысяч. 

Татьяна Буцкая:

Есть ли какой-то временной промежуток, например, с 1 по 15 января это надо сделать, если ты не успел в это время, все, ты не успел. 

Татьяна Серебрякова:

Нет, такого временного промежутка нет, раз в год это можно сделать в любое время. 

Татьяна Буцкая:

Возвращаясь к мужчине из Иваново с больной спиной. Срочная ситуация, он не хочет здесь прикрепляться, он приходит в поликлинику, говорит: спина болит, вот мой паспорт, вот мой полис. Ему говорят: Вы не прикреплены. Что дальше он должен сделать, как он должен отстаивать свои права?

Татьяна Серебрякова:

Еще раз повторяю, что неотложная помощь оказывается бесплатно и без прикрепления. То есть если мы сейчас говорим о том, что нужно купировать этому мужчине болевой синдром… 

Татьяна Буцкая:

Поставить хотя бы диагноз и выписать лекарство. 

Татьяна Серебрякова:

Если в медицинской организации Вам отказывают по тому критерию, что Вы не прикреплены, это значит, что Ваши права нарушены в этой части, и Вы можете обращаться. Я, как представитель страховой компании, конечно, первым делом скажу, что обращайтесь в свою страховую медицинскую организацию. На Вашем полисе ОМС указаны реквизиты, телефон обязательно будет. Сейчас у нас в страховых медицинских компаниях работают страховые представители, «горячая линия» круглосуточная с круглосуточной аудиозаписью вызовов. Звоните в свою страховую компанию, говорите о том, что такая ситуация, Вам помощь по полису не оказывают, мы всегда вмешаемся и урегулируем этот вопрос.

Очень много сейчас страховых представителей работают непосредственно в поликлиниках, то есть прямо территориально находятся, где-то рядом с регистратурой в подавляющем большинстве медицинских организаций, по крайней мере, в крупных поликлиниках они работают стационарно, то есть можно на месте к ним обратиться. Очень многие страховые компании делают такие сервисы доступности, как специальные телефоны, то есть можно подойти, взять трубку, и сразу откликнется страховой представитель. Или другой интерактивный формат – нажать на планшет, на какой-то интерактивный экран, и вот эта доступность обеспечивается.

Если не удается связаться со своей страховой медицинской организацией, в чем я сейчас, кстати, с трудом верю, что невозможно связаться, или, на Ваш выбор, Вы можете обратиться в администрацию этой медицинской организации. То есть если регистратор отвергает этот бесплатный прием, пожалуйста, обратитесь к тем, кто над ним, или к главному врачу поликлиники, или к заведующему отделением. Обязывают медицинские организации вот эти контакты администрации, какой кабинет, какой номер, фамилия, имя, отчество руководителя, держать эту информацию на видных, доступных местах. 

Татьяна Буцкая:

На стендах при регистратуре они должны быть всегда. 

Татьяна Серебрякова:

Да, точно так же обязанность медицинской организации держать у себя стенд страховых медицинских организаций, которые в этом субъекте работают. Обязательно есть информация о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, куда можно тоже обратиться и обжаловать как действия медицинской организации, так и страховой медицинской организации. И обязательно должны быть тоже на стенде в любой медицинской организации телефоны, контакты территориального управления Росздравнадзора. Это ведомственная прокуратура, которая контролирует оказание медицинской помощи субъекта, это федеральная структура.

Татьяна Буцкая:

Наверное, сразу им звонить не надо, начните все-таки с Вашей страховой компании. 

Татьяна Серебрякова:

Начните со своей страховой компании, со своего страхового представителя. 

Татьяна Буцкая:

Все решится намного быстрее. Перед тем, как мы все-таки перейдем к беременным, давайте я последний вопрос задам. Если тот самый мужчина добрался все-таки до врача-невролога, ему показалось, что ему чего-то не назначили, например, какие-то дополнительные исследования, анализы. Может ли он обратится в страховую компанию за разъяснениями по тому, что ему положено платно и бесплатно?

Татьяна Серебрякова:

Безусловно, это наша главная функция страховых компаний – обеспечить защиту прав застрахованных при получении бесплатной медицинской помощи за счет ОМС. Конечно, при любом сомнении обращайтесь в страховую компанию, мы проверим этот случай, проведем экспертизу, у нас два вида экспертизы есть. Самая высокая – это экспертиза качества медицинской помощи. То есть если сейчас говорим конкретно, как Вы говорите, спина заболела, есть порядки, клинические рекомендации по лечению заболеваний, порядки оказания помощи, маршрутизации больных, где мы проверим вот этот прием, те действия, которые врач сделал в рамках приема, насколько они соответствовали стандартам оказания медицинской помощи, то есть порядки, стандарты, клинические рекомендации, протоколы лечения больных, все это мы проверим. В результате экспертизы будет у нас акт проверки этой медицинской организации. Если будут выявлены нарушения, то мы накажем медицинскую организацию, есть система штрафов относительно к дефектам медицинской помощи, которая выявлена. 

Татьяна Буцкая:

Как долго обычно идет этот процесс?

Татьяна Серебрякова:

Все зависит от сложности экспертизы. Процедура очень жестко, четко расписана. Как только мы получаем такую жалобу, что застрахованный человек подозревает некачественную медицинскую помощь, мы запрашиваем первичную медицинскую документацию в медицинской организации. 5 дней дается главному врачу, чтобы он подготовил эту документацию, и дальше мы уже берем ее в работу. Все зависит от того, насколько узкая специализация у этой экспертизы.

У нас около 70 врачебных специальностей, от самого широкого профиля – терапевт или педиатр – до самого узкого, вводится новая специальность, последняя – рентгенэндоваскулярная хирургия. То есть в зависимости от того, насколько быстро мы найдем эксперта, крупные федеральные компании, конечно, работают, у них есть целый пул экспертов по всем этим 70 специальностям, это достаточно быстро проходит. А вообще, любое обращение рассматривается в рамках закона, 30 дней на рассмотрение обращения, это если не потребуется каких-то дополнительных мероприятий. То есть 30 дней, можно продлить еще на 30 дней. То есть 30 плюс 30 – 60 дней, обычно вот такие сроки, максимум 60 дней мы по закону должны ответить человеку.

Татьяна Буцкая:

То же самое, если есть сомнения в назначении каких-то платных анализов, процедур, тоже можно уточнить в страховой компании? 

Татьяна Серебрякова:

Да, безусловно. То есть любые вопросы по объему диагностики, лечебных мероприятий, в том числе лекарственного лечения, Вы можете задавать в свою страховую компанию. Платно, бесплатно, при любом сомнении, конечно, обращайтесь, мы все это сделаем, проверим. 

Татьяна Буцкая:

У Вас, наверное, количество звонков просто зашкаливает. Может быть, сайт какой-то…

Татьяна Серебрякова:

Конечно, мы обеспечиваем доступность этой системы защиты прав застрахованных. Можно обратиться к нам самыми разными способами. Есть сервис через сайт, Вы можете обратиться, зайдя на наш сайт, специальная форма есть. Вы можете обратиться по телефону «горячей линии», повторяю, все звонки входящие, все переговоры с оператором, со страховым представителем записываются, хранятся, можно обратиться и письменно, тоже используя традиционную почтовую связь. Все способы связи, коннекта, который существует, у нас реализованы. Чем крупнее федеральная компания, тем более развиты эти сервисы.

В отношении объемов, конечно, очень много таких звонков, писем, обращений. Я могу сказать, что допустим, в нашу компанию около 10.000 только письменных обращений поступило с начала года. 

Татьяна Буцкая:

Сколько же у Вас сотрудников?

Татьяна Серебрякова:

У нас много сотрудников. 

Татьяна Буцкая:

Я поняла, что с Вами могу говорить бесконечно. Чем больше Вы рассказываете, тем больше у меня вопросов нарастает, это первый раз, когда я прямо себя отдираю от основной темы и перехожу к беременным. Потому что вопросов еще осталось много, но, может быть, мы сейчас их решим на уровне как раз женщин, которые увидели две полоски у себя на тесте, и перед ними встает интересная задача выбора женской консультации, врача, платно, бесплатно. Вот прямо с самого начала. Женская консультация так же, как и поликлиники, женщины к ним прикрепляются, правильно?

Лилия Колобова:

Правильно. Беременность, безусловно, важнейший период в жизни каждой женщины. Разумеется, беременные ничем не отличаются от всех остальных застрахованных лиц, и право выбора предусмотрено федеральным законом об охране здоровья граждан. Выбор лечебного учреждения остается за беременной независимо от места регистрации, то есть по месту непосредственного фактического проживания беременная женщина имеет право выбора женской консультации и врача. Соответственно, необходимо оформить заявление о прикреплении, принеся пакет документов, это паспорт, полис ОМС и СНИЛС. И через две недели после подачи заявления на прикрепление будет приглашена беременная на прием. То есть через систему ЕМИАС можно записываться, если речь идет о Москве, но все электронные доступные системы для записи в лечебных учреждениях уже по всем регионам России имеются. 

Выбор лечебного учреждения остается за беременной независимо от места регистрации, то есть по месту непосредственного фактического проживания беременная женщина имеет право выбора женской консультации и врача.

Татьяна Буцкая:

Давайте прямо с самого начала. У нас женские консультации сейчас присоединены к поликлиникам, к родильным домам. К чему надо прикрепляться – к поликлинике или к женской консультации? То есть какая вышестоящая организация?

Лилия Колобова:

В большинстве случаев женские консультации входят в структуру многопрофильного лечебного учреждения, и, разумеется, заявление пишется в лечебное учреждение, юридическое лицо. Изолированных женских консультаций, как правило, нет, они либо в структуре перинатальных центров, либо в структуре многопрофильных лечебных учреждений по регионам России, поскольку этапность и соблюдение преемственности очень важно в период беременности, родоразрешений. Как правило, женские консультации при родильных домах, перинатальных центрах и в структуре крупных лечебных учреждений. 

Татьяна Буцкая:

Если будущая мама выбирает себе женскую консультацию, получается, что она меняет поликлинику? 

Лилия Колобова:

Нет.

Татьяна Буцкая:

Если женская консультация при поликлинике. 

Лилия Колобова:

Это первичная медико-санитарная помощь. Она аналогична, что в обычной поликлинике, что в женской консультации, то есть это амбулаторная помощь. Соответственно, прикрепившись единожды в одно юридическое лицо, в медицинскую организацию, по умолчанию женщина прикреплена и один раз в год имеет право замены.

Женская консультация в структуре одного лечебного учреждения если не устраивает беременную, женщина может написать заявление на прикрепления в другую женскую консультацию. Или переехала беременная по месту жительства на период беременности к маме, или переехала по месту жительства мужа. То есть можно поменять женскую консультацию, несмотря на то, что прикрепились к конкретному лечебному учреждению. 

Татьяна Буцкая:

Но мы должны сейчас сказать, что женские консультации практически никогда не бывают отдельностоящим юридическим лицом. Они прикреплены, они являются частью роддома, перинатального центра, либо над ними стоит поликлиника, больница. Это же везде по России разная цепочка. Поэтому я еще раз хочу уточнить. Ты не можешь просто поменять женскую консультацию, то есть ты не можешь остаться в поликлинике, у которой есть женская консультация А, а прикрепиться к женской консультации Б. Для того, чтобы прикрепиться к женской консультации Б, тебе надо поменять головное медицинское учреждение. Правильно я понимаю?

Лилия Колобова:

Юридически это единственное прикрепление, заявление на прикрепление. Поскольку в период беременности требуются консультации узких специалистов, определенный объем обследований, исследований, инструментальных, лабораторных, разумеется, они осуществляются не в самой женской консультации, а в лабораторной структуре. Клинические отделения нам необходимы. 

Татьяна Буцкая:

То есть либо ты выбираешь полностью...

Лилия Колобова:

Пакет услуг.

Татьяна Буцкая:

Комплекс медицинских учреждений, при котором ты будешь наблюдаться. 

Лилия Колобова:

Да. Предусмотрена законом один раз в году замена, выбор лечебного учреждения. То есть у нас 9 месяцев, мы можем на этот период изменить свое прикрепление. Естественно, здесь приоритетом выбора будет женская консультация. 

Татьяна Буцкая:

Сейчас, например, в Москве женские консультации привязаны к роддомам. И многие беременные, выбирая определенный роддом, даже не столько родом, если это второй уровень, можно приехать в любой второй уровень роддома. А если, допустим, это перинатальный центр, если это не Москва? Сейчас же все хотят рожать в перинатальных центрах. Если при перинатальном центре есть женская консультация, тогда выстраивается прекрасная цепочка: пойду-ка я сейчас прикреплюсь к женской консультации при этом перинатальном центре, и дальше я смогу там рожать. Правда ли это?

Лилия Колобова:

Да, действительно, это преемственность. И очень удобно, если женщина выбирает врача, как правило, работа врачей акушеров-гинекологов в женской консультации предусматривает такие же дежурства в стационаре. И поэтому, конечно, это очень удобно для преемственности, передачи женщины с момента взятия на учет, наблюдения и до родоразрешения. Конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы у нас результатом нашей беременности было рождения здорового, доношенного ребенка. И цель женской консультации как раз профилактическая, ранняя выявляемость каких-то заболеваний, профилактика осложнений беременности и родов. В этом случае прикрепление женской консультации к роддому или к перинатальному центру играет положительную роль. Своевременность госпитализации, нет необходимости долго ждать в очереди госпитализаций. Учитывая, что все в одном объединении, все это решается достаточно быстро. 

Татьяна Буцкая:

Страховые компании каким-то образом отстаивают идею раннего прихода женщины с постановкой на учет в женской консультации? Потому что у нас одна из самых больших проблем (и недаром выплата за раннюю постановку на учет), что приходят поздно, когда уже сложно что-то поменять. Со стороны ОМС есть какие-то шаги?

Лилия Колобова:

Нет, со стороны ОМС мы этот период не можем контролировать. Вы понимаете, что право женщины обратиться в тот период, в которой она может обратиться. Конечно, врачи акушеры-гинекологи заинтересованы однозначно в ранней постановке на учет, поскольку это своевременное обследование женщины, возможность прогнозирования беременности или осложнений. Все это своевременно диагностируется, подтверждается ультразвуковыми исследованиями, определенный объем обследований по триместрам, который проходит и позволяет принять решение именно на раннем этапе о возможности пролонгирования беременности. Конечно, мы все за то, чтобы была ранняя постановка на учет. Стимуляция идет, в том числе и в выдаче родового сертификата. 

Татьяна Буцкая:

Но от того, что выдают родовой сертификат, женщина ничего не получает, это получает только лечебное учреждение. Просто мы недавно проводили опрос, и более 5000 женщин со всей России ответило. Не более 30 % знают о том, что есть выплаты, которые полагаются при постановке на учет до 12 недель беременности. Это я Вам просто в качестве информации говорю. Вы интересную сказали фразу: выбор медицинского учреждения и выбор врача. Выбор врача – это же психологически тонкий момент. Как сказать врачу, что, Вы знаете, мне кажется, что я хочу Вас поменять. А что скажет другой врач, а как отнесется к этому заведующий отделением? К кому должна идти беременная?

Лилия Колобова:

Деликатный вопрос, разумеется. Но в период беременности состояние, психологические аспекты все-таки, определенные нюансы. В первую очередь должны пойти к заведующей женской консультацией и аргументировать свое решение по смене лечащего врача. Разумеется, врач женской консультации может быть объективен о восприятии женщины на какие-то комментарии, необъективность трудно оценить, Вы же понимаете, индивидуально все это решается. Заведующая консультацией должна принять это решение, в рамках одной консультации меняется врач. В принципе, ничего сложного нет. 

Татьяна Буцкая:

Сроки есть? Не менее 30 дней должно пройти, либо на следующий день Вам должны поменять врача? 

Лилия Колобова:

Нет, сроков никаких нет, на это должны быть какие-то причины, поскольку наблюдение – это определенная этапность, и врач женской консультации, и заведующая женской консультацией должны определить основания для перевода и прикрепления на другой участок. 

Татьяна Буцкая:

Про врачей акушеров-гинекологов вообще ходят такие легенды, они передаются из рук в руки. Вот самая лучшая врач Петрова, наблюдаться только у нее. Можно ли прийти к заведующей женской консультацией и сразу сказать: я хочу только у Петровой? 

Лилия Колобова:

Можно. Выбор врача предусмотрен, можно сразу встать на учет, это пожелание каждого человека, в принципе, выбрать можно сразу. 

Татьяна Буцкая:

В каком случае может отказать заведующий отделением?

Лилия Колобова:

Отказать может аргументировано на основании перегруженности участка. Если у этого доктора большое количество беременных, и Вы понимаете, что нагрузка в течение часа не позволяет осуществить качественный осмотр за каждой беременной, то основания будут. 

Татьяна Буцкая:

Если беременная сомневается, она должна позвонить по телефону страховой компании? 

Татьяна Серебрякова:

В чем сомневается? 

Татьяна Буцкая:

Вот она сомневается, что у врача Петровой так много пациентов. 

Татьяна Серебрякова:

По выбору врача тоже есть специально прописанная процедура. То есть пишется заявление, приказ на этот счет есть Минздрава Российской Федерации. Отказ заведующей отделением или заведующей самой женской консультацией может быть только обоснованным. Если женщина обратится к нам в страховую компанию, что мне отказали, а я сомневаюсь, почему, у меня есть право выбора врача, мы в этом случае точно так же проводим экспертизу и смотрим, сколько прикреплено, то есть на каком основании отказали этой беременной. Если отчетная документация говорит о том, что действительно идет превышение по количеству беременных, которых может наблюдать один врач акушер-гинеколог, то мы скажем, что в силу нагрузки Вы не можете быть прикреплены к этому врачу. 

Татьяна Буцкая:

Как правильно писать, как правильно обращаться к заведующему женской консультацией, это письменное должно быть обращение?

Татьяна Серебрякова:

Да, это должно быть обязательно письменное обращение. Оформляется заявление, эта процедура абсолютно аналогична как для беременных, так и для других застрахованных. Называется эта процедура «выбора врача».

Татьяна Буцкая:

Может быть, в качестве рекомендации сейчас для наших радиослушателей сказать, что каждый раз, когда Вы приходите к любому официальному лицу с каким-то обращением, лучше писать в письменном виде свое заявление, чтобы был входящий номер. Просто как потом доказать, что Вы обращались и Вам ответили. 

Татьяна Серебрякова:

Безусловно, когда подозреваете, что Ваши права нарушены, для того чтобы нам легче было их защитить, конечно, нам нужна документация. Поэтому все документы сохраняйте обязательно, вот эти все заявления. Если есть какие-то документы, которые подтверждают факт уплаты, чеки, то есть лекарственное средство, которое Вы купили, или изделия медицинского назначения. Поймите, если Вы заплатили в карман врачу, мы не сможем доказать, факт расходования Вами личных средств не будет доказуем. Поэтому, конечно, здесь нужно понимать уровень своей ответственности при защите своих прав. Когда Вы обращаетесь, у Вас должны быть основания. 

Татьяна Буцкая:

Очень часто бывает, например, в дневной стационар Вам прописывают какие-то капельницы, говорят: Вы знаете, для этих капельниц надо с собой еще принести такой препарат, и мы его введем. То есть когда Вы покупаете этот препарат, надо взять чек и желательно официально оформить. Можно попросить медсестру, врача приложить этот чек к истории болезни в качестве свидетельства, или как это делается?

Татьяна Серебрякова:

Если мы говорим про дневной стационар. Все лекарственное лечение в дневном стационаре осуществляется бесплатно. То есть Вам никто не может сказать, что принесите какое-то свое лекарство. Это нужно просто знать, в голове у человека должно быть. Все бесплатно в дневном стационаре, при оказании скорой помощи все лекарственные средства бесплатны, за счет средств ОМС. Чеки не отдавайте никому. 

Татьяна Буцкая:

Отсканировать. 

Татьяна Серебрякова:

Оставьте их у себя и приложите их к тому заявлению, которое Вы напишете в страховую компанию. Или даже не в страховую компанию, допустим, дальше Вы будете спорить по этому вопросу, в суд если Вы будете обращаться, все эти первичные документы оставляйте у себя, не отдавайте их никому. Понятно, что когда мы будем рассматривать дело, мы будем использовать копии чеков. Но другой стороне не отдавайте эти документы, оставьте у себя, чтобы они подтверждали факт оплаты. 

Татьяна Буцкая:

Итак, беременная встала уже на учет, начала обследоваться. И тут ей говорят: Вы знаете, Вам положен вот такой анализ, только у нас его нет. Вы сходите, в другой поликлинике его сделайте или в другой женской консультации. Имеют право?

Лилия Колобова:

У нас вообще все акушеры-гинекологи работают по порядку оказания медицинской помощи, который утвержден по профилю акушерство и гинекология, в котором прописан весь объем исследований. Он доступен, 572-й приказ Н, приказ Минздрава РФ. И, конечно, весь объем обследований в период беременности, родов, в послеродовый период предусмотрен по полису ОМС бесплатно. Дополнительные методы исследования, если это соматические заболевания, то есть, возможно, эндокринные, сердечно-сосудистые, при заболеваниях легочной системы, беременным в рамках полиса ОМС. Вся информация об оказываемых платных услугах в медицинских организациях вывешена на сайтах, это не относится к объему помощи, который утвержден и гарантирован государством. Порядок, приказ, еще раз повторю, 572-Н, в котором весь объем помощи, включая при физиологическом течении. 

Татьяна Буцкая:

У нас теперь блиц-вопрос, блиц-ответ. Положены ли беременным бесплатные лекарства?

Лилия Колобова:

Если период беременности в женской консультации покупается за счет родовых сертификатов, витамины, микроэлементы, которыми обеспечиваются беременные, это бесплатно в рамках родового сертификата. Потому что амбулаторно никак не предусмотрено бесплатное... 

Татьяна Буцкая:

Какой это приказ, где посмотреть, прописаны ли там названия, и одинаково ли это по всей России?

Лилия Колобова:

Нет, это не одинаково по всей России, это обеспечивается в рамках субъекта, и закупаются медикаменты непосредственно для беременной, у нас 3000 с родового сертификата на период наблюдения беременности.

Татьяна Буцкая:

На 3000 руб. 

Лилия Колобова:

Покупаются медикаменты. 

Татьяна Буцкая:

Куда надо беременной обратиться, посмотреть? 

Лилия Колобова:

К заведующей женской консультацией, списки все есть, или главному врачу, или заведующий женской консультацией, все обеспечиваются медикаментами. 

Татьяна Буцкая:

Дополнительное питание беременных. 

Лилия Колобова:

Дополнительное питание беременных предусмотрено, как Вы понимаете, в рамках этой суммы, то есть в зависимости от стоимости препаратов или стоимости витаминов. 

Татьяна Буцкая:

Подождите, правильно я понимаю, 3000 руб. на 9 месяцев?

Татьяна Серебрякова:

Для беременных, как и для всех других граждан, которые застрахованы по ОМС, амбулаторное лекарственное обеспечение не финансируется за счет системы ОМС. То есть всегда выписывается рецепт, с этим рецептом человек идет, и уже если он имеет право на какие-то дополнительные льготы, это все уже финансируется не за счет ОМС. Система родовых сертификатов – я думаю, что будет лучше пригласить специалистов, наших коллег из фонда социального страхования, которые все нюансы лекарственного обеспечения за счет средств родовых сертификатов изложат. Это не система ОМС. Любое амбулаторное лекарственное лечение не финансируется за счет системы ОМС. То есть, как я говорила, дневной стационар, скорая помощь – все лекарства бесплатно за счет ОМС. Амбулаторное лекарственное лечение не финансируется за счет ОМС, за счет других источников бюджета, средств фонда социального страхования. 

Татьяна Буцкая:

Все понятно, просто пока у нас не наступила следующая программа, друзья, просто запомните, что можно подойти к заведующей женской консультацией, она все обязана рассказать со ссылками на законы. Спасибо Вам огромное, 45 минут пролетели на одном дыхании. Я надеюсь, что это первая серия, потому что судя по тому, сколько Вы подготовили бумаг, мы не затронули, наверное, даже верхушки айсберга, и там есть еще очень много всего интересного. Друзья, еще раз напомню, наша программа была посвящена вопросам ОМС. У меня сегодня в гостях были представители, опять у меня убрали Ваше красивое название, Татьяна, скажите, как Вы называетесь. 

Татьяна Серебрякова:

Страховой компании «СОГАЗ-Мед». 

Татьяна Буцкая:

Которая работает в рамках ОМС страхования. 

Татьяна Серебрякова:

Да, страховая медицинская организация, которая работает в системе ОМС Российской Федерации. 

Татьяна Буцкая:

Если будут вопросы, обращайтесь по телефону в Вашу страховую компанию, телефон которой есть на Вашем полисе ОМС. А еще лучше – не болейте. До свидания.