{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Котов Генеральный директор ООО "Ивановская фабрика игрушки" 14 ноября 2018г.
Инвестиции в куклы!
В новой программе будем говорить о куклах! О том, насколько выгодно инвестировать в российские игрушки…

Антонина Цицулина:

Добрый вечер, коллеги! Это программа «Да - Игра!» и я, Антонина Цицулина, Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. И сегодня на канале Mediametrics мы начинаем свою еженедельную передачу об игре, игрушках, о бизнесе в сфере детских товаров с нашими замечательными гостями. Каждый раз у нас очень интересный спикер с какими-то своими ноу-хау, с какими-то своим видением, проблемами, и это всё очень важно, нужно и интересно обсуждать. Я хотела поприветствовать нашего сегодняшнего гостя, это Дмитрий Котов, Генеральный директор «Ивановской фабрики игрушек». Здравствуйте, Дмитрий!

Дмитрий Котов:

Здравствуйте! 

Антонина Цицулина:

Рада вас слышать. Будем сегодня говорить о том, как, сколько, а главное зачем вы решили инвестировать в возрождение знаменитой в своё время Ивановской фабрики кукол. Не возражаете?

Дмитрий Котов:

Нет, конечно, не возражаю, задавайте вопросы. 

Антонина Цицулина:

Я постараюсь в формате диалога. Вы знаете, я всем задаю сначала один и тот же вопрос. Маленький Дмитрий, у него какая была любимая игрушка, он во что любил играть в своём детстве? 

Дмитрий Котов:

Я родился в советское время, мне года не хватило до комсомола, но я был честным пионером. Игрушка, наверное, была самая любимая, это машина железная, они сейчас существуют, Донецкой фабрики. Я раньше даже не знал, что это Донецкая фабрика, я потом уже столкнулся когда с игрушкой, именно с фабрикой столкнулся, стал изучать историю игрушки, нашёл свою любимую машину. Это Донецкая фабрика игрушки была, металлические они выпускали машинки и солдатики-индейцы, были одни из самых любимых игрушек, их было трудно достать, но у меня они были. 

Антонина Цицулина:

А ваши дети сейчас, какая у них, есть ли у вас какая-то семейная игрушка, которая, может быть, передавалась из поколения в поколение, или сейчас уже из новых игрушек была самая-самая любимая в семье?

Дмитрий Котов:

Вы знаете, у меня трое детей, старшей дочери восемь, средней дочери пять исполнится скоро, и сыну 11 месяцев. Со старшей дочерью, она не особо в куклы играла, то есть любимая игрушка, это то, что сейчас рекламируется, идёт в трендах, она в школу пошла, там все вытягивается школой. Средняя играет в куклы наши, то есть средняя играет именно в ивановскую. Она знает твёрдо, что папа делает кукол. 

Антонина Цицулина:

Теперь у детей есть целая фабрика кукол. 

Дмитрий Котов:

Да, у ребёнка одного, наверное, больше есть целая фабрика кукол. Пока у нас идут ассоциации, что мы только фабрика кукол, но мы хотим жёстко поменять историю, мы же хотим восстановить Ивановскую фабрику игрушки. 

Антонина Цицулина:

Хорошо, тем не менее, международная исследовательская компания, специализирующаяся на исследовании рынка игрушек в мире отдала сейчас, и мы экспертно тоже это видим, мы подтверждаем о том, что в тренде в этом году это куклы, правда маленькие, коллекционные куклы, но тем не менее, это такой самый растущий сегмент в том числе. Скажите, вы приняли решение инвестировать, то есть не с нуля, это фабрика с историей. Вы приняли такое осознанное решение, сделать это делом своей жизни, инвестировать, я так понимаю, практически все ресурсы, которые были, в возрождение этой фабрики. Почему?

Дмитрий Котов:

Не знаю. Мне кажется, что хочется донести до сегодняшнего поколения молодёжи, я смотрю, также переживаю что-то из того, что было в наше время, советское, в наши детские времена было. Для того, чтобы сегодняшние дети помнили, как воспитывались мы, как воспитывались наши бабушки, их прабабушки, прапрабабушки и так далее. Всё равно, когда есть история, тогда есть будущее. Дети должны смотреть не только то, что сейчас модно, тренды, вот вы сказали в начале, это кукла LOL называется. 

Антонина Цицулина:

Не только. 

Дмитрий Котов:

Но в основном из-за LOL, почему потянул маленький формат, потому что это только LOL. Это единственная кукла, которая повлияла, что LOL №1 и всё остальное. Здесь, видимо, вовремя все успели люди сделать. 

Антонина Цицулина:

Мы все с вами профессионально мечтаем о том, чтобы у нас в истории был такой бренд, великий бренд, который делают коллеги, молодцы, они поймали. Скорее всего, там другой инсайт, мы обязательно по трендам поговорим. То есть для вас это была ваша какая-то социальная ответственность, в первую очередь, и для вас это очень важно, а не только и не столько, сможете ли вы заработать, а вы сможете вернуть свои инвестиции и заработать на этом проекте. 

Дмитрий Котов:

Мы как бизнесмены конечно хотим вернуть и вернём, это однозначно, потому что мы не сдаемся никогда, это единственное, наверное, правило жизни, с которым мы идём всё время. Мы никогда не сдаёмся, поэтому будем до упора, до конца. Но очень хочется. Мы видим, как сейчас тенденция идёт, люди хотят знать, как жили в советское время, хотят видеть. Допустим, я постоянно общаюсь в группе в социальных сетях, люди хотят видеть эту продукцию на рынке и хотят покупать её. Мы делаем все усилия, чтобы появилась продукция максимально возможная. 

Антонина Цицулина:

Да, коллеги наши зарубежные из Америки, они прямо отдельно посчитали на рынке такой тренд, они назвали их «игрушки с историей». Родители в разных странах, не только в России часто покупают своим детям те игрушки, в которые они любили играть сами. И вот эти бренды, имеющие несколько поколений, которые играют родители, играли их родители, будут играть их дети, это такая ниша, которая достаточно теперь уже устойчивая. Поэтому я думаю, что здесь не обязательно, что это советская кукла, это тот класс игрушек, которые родители покупают своим детям, потому что с ними связаны какие-то свои впечатления, эмоции, она была любимая игрушка тогда и, безусловно, это надо учитывать при своей ассортиментной политике. Если говорить о главных игрушках Ивановской фабрики игрушки, это что, это какие игрушки?

Дмитрий Котов:

Прессопилочная кукла, которая гремела на весь мир, была целая технология, которую никто не мог, почему-то наши заокеанские партнёры, не было. Прессопилочная кукла изготавливалась очень интересно, из опилок и клейкого вещества под прессом, под давлением, под теплом. Далее это всё вручную обрабатывалась. Она подобие некой фарфоровой куклы, но всё равно какая-то живая была, потому что была из дерева. 

Антонина Цицулина:

А вы возрождаете? 

Дмитрий Котов:

Мы хотим всё возродить, просто большие очень выражения нужны, я просчитывал, будет ли выстрел. Мне многие говорят коллекционеры, я очень много общаюсь с коллекционерами в России именно кукол, они говорят, возрождать надо. Но экономически сейчас ради них, ради коллекционеров создать, это не совсем выгодно. 

Антонина Цицулина:

А там основные инвестиции, это в средства, в станки или же в сырье? 

Дмитрий Котов:

Сырья у нас много, мы импортируем лес. 

Антонина Цицулина:

Вы импортируете?

Дмитрий Котов:

Нет, Россия. Конечно, это опилки, основное сырьё - это опилки. 

Антонина Цицулина:

А во что тогда, чтобы возродить?

Дмитрий Котов:

В станки. Дело в том, что очень много ручной работы, сейчас ручная работа очень дорого стоит. То есть если эта кукла выйдет 2000-3000 руб. за прессопилочную, сейчас её продают на аукционах, нашу Ивановскую куклу, я знаю, что от 12 до 90 я видел тысяч рублей за единицу, в зависимости от года выпуска. Но они в своё время эти куклы разъехались по всему миру. 

Антонина Цицулина:

Эта машина обязательно должна стоять у вас, она не может стоять у производителя сырья?

Дмитрий Котов:

Я просто хочу сказать, у меня коллега вчера приезжал, Александр Кологреев из Архангельска. Они сейчас очень серьёзно нарастили своё производство и, в том числе, поставляют комплектующие даже нашим коллегам из Китайской народной республики, за рубеж. То есть делают в определённом формате, отправляют туда и очень заинтересованы. Делают детские кроватки, у них остаётся очень много материалов, которые могут быть использованы, кубиков, опилок и всего остального. Я думаю, Саша, не знаю, слушаешь ты нас или нет, но обязательно вас обменяю, давайте мы посмотрим, может быть, у них и есть такая машина, она вам не потребуется. Потому что сейчас найти какую-то нишу, чтобы только у вас было такое сырье, такая технология и в т.ч. выйти и создать целое сообщество, а у вас, получается, есть сообщество коллекционеров, это крутая история. То есть коммерчески, маркетингово она интересная история. Ещё какой продукт, который является главным на Ивановской фабрике кукол?

Дмитрий Котов:

Вы знаете, все помните с детства, наверное, Ивановская фабрика до 42-го года называлась Артель «Детский мир». Все сейчас помнят Деда Мороза, слушатели, окунитесь в глубину мысли, помните ватного Деда Мороза. 

Антонина Цицулина:

У меня стоит в моей коллекции, надо будет вам показать, скажите, тот, может быть, это как раз Ивановский. 

Дмитрий Котов:

Да, то есть это те Деды Морозы, которые были первые, ватные, помните, такие, чуть-чуть пластика, здесь тихие ватные. 

Антонина Цицулина:

Сейчас вы их выпускаете?

Дмитрий Котов:

Нет. 

Антонина Цицулина:

Почему?

Дмитрий Котов:

Мы об этом думаем, знаете, мы второй год в производстве находимся. 

Антонина Цицулина:

А для этого Деда Мороза, я поясню, каждый год нам в Ассоциацию приходят письма, в министерство промышленности, в администрацию президента и пишут, где наш ватный Дед Мороз, почему российские производители кукол не выпускают правильного, настоящего Деда Мороза. Я всё время пишу, что у нас такие-то фабрики выпускают российского Деда Мороза. А вот чтобы выпустить этого Деда Мороза, возродить, сейчас же этот тренд старых ёлочных игрушек, он очень интересен. У нас наши коллеги из издательства Росмэн сейчас выпустили книжку, у них такая серия «История вещей», и они выпустили историю ёлочной игрушки. Надо посмотреть, вдруг там есть тот ваш Дед Мороз, которого вы делали. Чтобы возродить этот бренд, что необходимо фабрике игрушек?

Дмитрий Котов:

Наладить сегодняшний сбыт.

Антонина Цицулина:

Сбыт. А есть сырьё для...

Дмитрий Котов:

Это всё мы сделаем, восстановим, потому что дело в том, что у меня на фабрике есть люди, которые трудятся уже 49 лет, 50 в 19-м году будет. 

Антонина Цицулина:

Сколько сегодня лет нашей фабрике?

Дмитрий Котов:

78, наверное, с 42-го официально. 

Антонина Цицулина:

А та артель, которая была пред этого, вы поднимали?

Дмитрий Котов:

В архив запрос сделали, архив пока поднимает именно то артели, это главархив по Ивановской области. Но что-то они откопать не могут. Я в январе буду сдавать свой архив, который у меня лежит, есть и с 39-го года ведомости, и с 37-го я видел. Артель «Детский мир» я буду сдавать, главархив у нас в январе начнёт принимать документы, но они будут документ принимать при мне, потому что ряд документов я буду перефотографировать. 

Антонина Цицулина:

Оцифровать, это же история. 

Дмитрий Котов:

Я буду оцифровывать для себя непосредственно, для Ивановской фабрики, чтобы потом не бегать к ним, не вытаскивать. Потому что сейчас весь архив с этих лет хранится у меня на фабрике. 

Антонина Цицулина:

Вы знаете, я думаю, что надо ещё поговорить с нашим музеем игры, игрушки, потому что раньше каждый экземпляр хранился в запасниках и, может быть, у них есть история. Потому что с 1918г. они начали собирать музей игры и игрушки. Наверняка, там есть, надо будет обязательно с коллегами переговорить. Так, про историю мы переговорили. Ещё есть какой-то такой бренд, мы ещё никого не потеряли, самый главный Дед Мороз был. 

Дмитрий Котов:

Дед Мороз и кукла прессопилочная. 

Антонина Цицулина:

Хорошо, давайте поговорим о дне сегодняшнем. Сегодня, если говорить, что является лицом ассортимента Ивановской фабрики игрушки, основной. 

Дмитрий Котов:

Сама фабрика?

Антонина Цицулина:

Да.

Дмитрий Котов:

Лицо, вы имеете в виду только продукцию?

Антонина Цицулина:

Я сейчас говорю об ассортименте, почему, мы всё-таки B2B с вами передача, и нас слушает очень много новых предпринимателей, коллег из оптового, розничного сегмента, из самых разных. Присылают свои запросы, их, конечно, интересует, им интересна Ивановская фабрика, им интересны старейшие российские предприятия, безусловно. Сейчас ассортимент предновогодний, давайте об этом поговорим, какой сегодня основной ассортимент, вот я захочу прийти на Ивановскую фабрику игрушек, купить. Что вы мне посоветуете?

Дмитрий Котов:

Я вам посоветую сейчас, к Новому году купить Снегурочку. У нас получилась прекрасная Снегурочка. 

Антонина Цицулина:

Это новый уже продукт? 

Дмитрий Котов:

Это абсолютно новый продукт, но вы когда посмотрите в эту куклу, в глаза, в волосы, в расцветку, вы её обязательно купите, потому что я знаю...

Антонина Цицулина:

Везите, посмотрим. Скажите, в принципе, сегодня в таком информационном пространстве достаточно много вы говорите, рассказываете, популяризируете вашу старейшую фабрику. Но в том числе вы рассказываете о том коллективе, который у вас есть, вы говорили о том, что у вас есть много высококлассных специалистов. Но вы говорили особо, что у вас есть молодой, талантливый дизайнер, который в т.ч. создаёт эти куклы. Чуть-чуть расскажите.

Дмитрий Котов:

Нет, это не дизайнер, это технолог одежды, который видит образ, это Терентьева Ольга Владимировна. То есть она молодой, достаточно молодой по сравнению с тем коллективом, который есть, она очень молодой. То есть мы с ней практически на одной волне, потому что она все мои идеи поддерживает, старается реализовывать, все мои именно какие-то мысли по поводу кукол, хотя я мальчик, в куклы не играю, но я прекрасно понимаю, чего не хватает на рынке на сегодняшний день. 

Антонина Цицулина:

Ну, подождём, скоро нас подрастёт, 11 месяцев, уже скоро появится ещё и серия для мальчиков. 

Дмитрий Котов:

Знаете, для мальчиков уже есть в планах. Давайте, сейчас сразу хочу анонсировать. Для мальчиков у меня уже всё запланировано, я безумно хочу, проанализировав рынок игрушки, толокар, знаете, толкающая машина, в которую садится ребёнок, толокарами называют в народе. Машины, где ребёнок садится и отталкивается. Вы знаете, у нас сейчас есть чуть-чуть российских толокаров, но это не российские, больше Белоруссия, Полесье. Но я их считаю тоже российскими, потому что Полесье и т.д., Украина, MegaToys. Я имею в виду, украинские предприятия эти толокары делают. Чувствуется, что они что-то с Китая берут. Когда разбираешь, смотришь. 

Антонина Цицулина:

Ну и что, если что хорошее, надо брать, и из Франции, и из Индонезии. 

Дмитрий Котов:

Вы знаете, я изучал толокар, они же все сделаны из пластика, всё остальное. Вы знаете, я нашёл среди коллекционеров одну машинку, Волга называется, она выдувная, причём наше сегодняшнее оборудование, оно старое, и на нём же и выпускалась, выдувалась эта машинка Волга. Она небольшого размера 70-60 см.

Антонина Цицулина:

А кто у нас сейчас правообладатель по Волге, по-моему, надо брать разрешение на выпуск Волги. Надо будет поговорить. 

Дмитрий Котов:

Я думаю, что...

Антонина Цицулина:

Нет-нет, наши коллеги, кто выпускает... 

Дмитрий Котов:

Я думаю, что они будут больше заинтересованы, чтобы мы выпустили эту Волгу. Волга будет старая, которая с оленем которая, ГАЗ-31 которая. Оказывается, в 72-м у нас тоже были свои толокары. Вот я 79-го года, я не застал. 

Антонина Цицулина:

То есть сейчас вы хотите делать игрушки, ретро игрушки, имеющее историю и всё остальное. 

Дмитрий Котов:

Да. 

Антонина Цицулина:

Это хорошая такая история, у нас есть ряд коллег, которые выпускают, это компания «Звезда», которая выпускает вот эти исторические модели. Есть компании Симбат, они покупают лицензии, выпускает эти машинки, в т.ч. И ГАЗ, и Волгу, и современные, и советские. Хорошая лицензионная история, надо с правообладателями разговаривать, я уверена... 

Дмитрий Котов:

История эта есть, вот эти Волга, ГАЗ и т.д. Я же хочу реплику. 

Антонина Цицулина:

Это другой класс, я всё понимаю. 

Дмитрий Котов:

Сделать реплику, то есть сегодняшние материалы. Дело в том, что в советское время, то, что придумывали в советское время, придумывали на века. Я думаю, сейчас это все понимают уже. На века, многие вещи, которые в советское время были придуманы, они на века придумывались, по сей день работают, действуют. 

Антонина Цицулина:

Я хочу нести, я не возражаю, но мой опыт в игрушке, это 20 лет уже, я 20 лет в игрушке. Сколько мы сейчас пытаемся, смотрим эволюцию игрушки, архивы, всё остальное, давайте честно скажем друг другу, наша игрушка, российская игрушка очень много взяла от Германии. То есть очень много разработок не являются уникальными российскими разработками. Первая промышленная фабрика, не артель, когда мастер на дому делал, а артель такая, как раз 17 октября была учреждена Николаем Бартрамом, это была фабрика, которое по немецкой технологии делала фарфоровые куклы. От этого мы считаем столетие промышленной российской игрушки. А если брать, не приуменьшая и не преувеличивая те ремесленные игрушки, свистульки, гончарные, народные художественные промыслы, которые существовали, существуют и будут существовать. Поэтому здесь надо разобраться с точки зрения истоки, это всё настолько переплетено. Я сама хочу найти, что является уникальной российской разработкой, уникальной российской игрушкой. Безусловно, это наши культурные ценности, памятники архитектуры, культуры и искусства. Это краеведческая, географически там наши животные уникальные. 

Дмитрий Котов:

Я вам сейчас скажу. 

Антонина Цицулина:

Это очень важно, почему, потому что с точки зрения маркетинга, я давно в отрасли, можно, дам такой совет, не всегда наши, особенно современные родители, любят и говорят «ваше совковое детство» и вот эти «страшные» игрушки не покупают. Я думаю, что здесь надо говорить о том, что это эталонная игрушка, пережившая, что наши игры играет не одно поколение детей и семей, и это та игрушка, которую вы будете передавать из поколения в поколение. И надо говорить о замечательном советском прошлом. Но для любых детей их детство, их игрушка, оно всегда было лучше. То есть у каждого поколения через 1000 лет игрушки будут гораздо лучше, чем сейчас. И когда говорят, вот в наше детство, я все время улыбаюсь и говорю: да-да, в наше детство игрушки были лучше. Но мы же прекрасно понимаем, для сегодняшних детей эти игрушки тоже лучше. Поддерживаю всячески, очень на это хочу обратить внимание. Потому что сегодня вот эта история, которая сопровождает игрушку, та нативная реклама, которая появляется, у неё паспорт, у игрушки, как она появилась, кто её создатель, это сейчас является частью её портфеля. Второе, всё-таки по дизайну, вы сказали технолог, для меня удивительно, но видать, такой талантливый технолог, в том числе. Потому что, особенно в куклах, в персонажах, в образной игрушке, мягкая ли это игрушка, кукла ли это или из каких-то других, не важно, солдатики и всё остальное, очень серьёзное значение имеет то понимание самого образа, скульптуры, всего, что относится сейчас к дизайну, для наших разработок очень нужен дизайн. Я хотела сделать небольшой анонс. Мы сегодня уже шесть у нас в такой открытой образовательной программе шесть ведущих университетов по дизайну, имеющих, в том числе, более, чем столетнюю историю, мы посмотрели, у нас в совокупности сейчас более 550 лет опыта в сфере художественного конструирования, промышленного дизайна и современного дизайна. Мы запускаем первую образовательную программу, когда у нас авторские коллективы, педагоги, преподаватели вместе со студентами будут проектировать в течение года детские игрушки, то есть готовить, мы надеемся, что у нас появятся детские дизайнеры. И там есть номинация, куклы и персонажи, первый образ кукла и персонаж, буду рада, если вы примите в этом участие. Мы надеемся, что уже к июню следующего года более 300 студенческих работ мы получим, конкурс будем делать, посмотрим, что там получится. 

Дмитрий Котов:

Мы обязательно примем часть участие. 

Антонина Цицулина:

В том числе, в апреле мы уже откроем открытый конкурс уже для всех абсолютно дизайнеров, потому что нам очень важно возродить вот эту школу, которая у нас ещё сохранна, например, у иллюстраторов в книжках, но тоже мало. Которые очень мало в анимации, и мы понимаем, что сегодня литературный персонаж, анимационный персонаж, он очень важен для современной куклы. Это наверное, наш с вами предмет работы. Но вернёмся к фабрике. Планы у вас амбициозные. Вы прямо всем этим горите.

Дмитрий Котов:

Дышим.

Антонина Цицулина:

Я прямо вижу, дышим, всё остальное. Ездите на международные выставки игрушек?

Дмитрий Котов:

Нет, планируем в Нюрнберг выехать. 

Антонина Цицулина:

Обязательно надо ехать. 

Дмитрий Котов:

Планируем в Нюрнберг выехать, потому что запрос у нас есть, мы сейчас ездили по СНГ, ездим на бизнес миссии, которые организовывают городские власти, ездим на бизнес миссии активно, по СНГ мы производим везде фурор. То есть нам сейчас, мы делаем армянку... 

Антонина Цицулина:

Сейчас мы поговорим об этом, давайте о международном поговорим. Я не с точки зрения выставляться на международные выставки, это об экспорте, об этом мы поговорим. Для меня крупные международные выставки, особенно там есть всемирная выставка игрушек, естественно, в Нюрнберге, ей в этом году 70 лет. Тогда, когда ты заходишь в этот огромный, на несколько тысяч квадратных метров зал, и на тебя смотрит огромное количество кукол, и ты понимаешь, вот испанская школа кукол, это американская школа кукол, это японская, и там появляются разные вот эти тренды. С точки зрения профессионала я вам очень рекомендую вывезти туда своего технолога. Это тех людей, которые будут создавать, которые поймут. Вот с точки зрения образования какие тренды, какие ресницы, волосы, глаза, щеки, цвет меняется, это конечно большое... Я помню свои ощущения первый раз, когда я приехала, такое было ощущение, что придумать ничего невозможно, всё уже придумано, всё есть, и вот это ощущение своей местечковости, его трудно перебороть. Но дальше это конечно задача сделать так, чтобы и кукла там ваша стояла, наши коллеги продаются за рубежом, вы о них знаете. Вернёмся обратно. Вернёмся к тому, что вы затронули с точки зрения государства, что вы сейчас используете меры поддержки. Но скажите, это была минута отчаяния, или вызова, или что, я знаю, что вы обращались к президенту, писали, руки опускались? Что вызвало?

Дмитрий Котов:

Опускались от того, что у нас правда, мы когда инвестировали в фабрику, мы прямо год проработали очень активно, мы что-то поменяли, что-то сделали. Если раньше на фабрике выпуск был 5000 кукол, ещё была очередь в 2-3 месяца, все крупные игроки, которых мы тоже знаем, ритейлеры, дистрибуторы ждали по месяцу, по два очередь была, к сезону собиралось. В 17-м году мы вообще сделали так, что никого не было в очереди, быстро выпускали, быстро отпускали, делали всё то же самое. Просто здесь была некая реорганизация больше произведена. Но в 18-м году как в воду кануло после марта месяца, нам пришлось в апреле уйти в простой, и стояли мы до августа. Естественно, руки опускались, потому что мы понимаем, что нас просто не знают. 

Антонина Цицулина:

А в чем причина проанализировали, то есть первое, это в новинку, в принципе, рынок все время ищет что-то новое, чего не было. То есть это был такой эффект новизны, а дальше надо было уже бороться за полку. Почему простаивали? Или так упали продажи в целом по рынку? Почему стояли?

Дмитрий Котов:

Стояли, потому что, мы так думали, упали продажи. Потому что у фабрики из года в год были одни и те же дистрибуторы. 

Антонина Цицулина:

Более-менее стабильно. 

Дмитрий Котов:

И как только у них встала торговля, для них это не новинка, для того же Sima Land и так далее, для них это не новинка, они 10 лет работают с фабрикой. 

Антонина Цицулина:

Но мы же знаем, что Sima Land сейчас очень активно прошел собственный СТМ, ряд категорий он либо приостановил продажи и выводит из ассортимента. То есть анализировали, они не делают ваш класс игрушек?

Дмитрий Котов:

Нет, не делают. 

Антонина Цицулина:

И не планируют? Потому что один из показателей, когда крупнейшие дистрибуторы замораживают объёмы, говорит о том, что они по этой категории собираются выпускать свой собственный СТМ. И это нормально, вы бы были если на их месте, делали бы то же самое. 

Дмитрий Котов:

Согласен. 

Антонина Цицулина:

То есть надо анализировать, и тогда, в принципе, сейчас дистрибуторы с рынка активно уходят, потому что наступают прямые продажи. 

Дмитрий Котов:

Мы начали развивать прямые продажи. 

Антонина Цицулина:

В сети расти, кто-то держит основные каналы продаж, мы это понимаем, кто. До этого надо дорастать. И вы написали президенту. И как, сработало письмо, получили деньги?

Дмитрий Котов:

Да, у меня было многоходовая.. Деньги, я денег не просил, я просил поддержать нас, как-то прорекламировать и т.д. Я не просил конкретно «дайте денег» у государства. 

Антонина Цицулина:

А какие были ожидания? Что надо вам? Вот что бы вы сказали, государственная промышленная политика работает, потому что... Можно мне рассказать эту эпопею вашу? Дальше вас отпустили, расскажите эту вашу большую игрушечную историю, куда вы ходили. 

Дмитрий Котов:

Да беготня такая было. Минпромторг меня отправляли раза два, три. 

Антонина Цицулина:

Получили деньги от Минпромторга?

Дмитрий Котов:

Нет. 

Антонина Цицулина:

Но на конкурс объявят, пойдёте? 

Дмитрий Котов:

Пойдём. 

Антонина Цицулина:

Государство даёт деньги только на конкурсной основе, и это правильно. Но планируете пользоваться мерами поддержки? Давайте расскажем, что получилось. Минпром, вернёмся к этому вопросу по итогам конкурса. 

Дмитрий Котов:

Вы знаете, Минпром, получилось, мы поучаствовали в месте с ними в крупной выставке для именно B2B. 

Антонина Цицулина:

На «Мире детства». 

Дмитрий Котов:

Нет, не на «Мире детства», перед вами. 

Антонина Цицулина:

На «Мультимире». 

Дмитрий Котов:

На «Мультимире». 

Антонина Цицулина:

Это не B2B, это B2C выставка. Ну и как, был эффект, покупали вас там активно?

Дмитрий Котов:

Шикарно просто, не активно, там мы делали всё в интерактива, даже после этого родилась идея создать такую куклу, которую бы сами дети могли нарисовать: глазки, вшить что-то и так далее. Мы её создадим, но только сейчас у нас маленько другой проект, который более важен и социально значим. Мы считаем, что этот проект должен срочно войти в жизнь. Но мы выпустим эту куклу после того, как мы решили в «Мультимире», мы поняли, насколько людям, насколько детям, взрослым интересно. Очередь была, особенно на вашем стенде «Да - Игра!» это было, такая очередь стояла. 

Антонина Цицулина:

На нашем стенде совместном. 

Дмитрий Котов:

Совместном. Такая очередь была, я смотрю на этих мам с детьми, я больше смотрю, что мама хочет нарисовать. Ребёнок тоже хочет нарисовать, но мама больше хочет. Такая очередь стоит, и они все ждали, пока освободится, потому что художник был один. 

Антонина Цицулина:

Да, вы знаете, мы когда проводим конкурсы для детей, где дети выбирают лучшую игрушку, самая, знаете, какая большая проблема, это оттащить родителей. У нас есть такое культовое фото, мы когда в «Детском мире» делаем тестирование, расползаемся, есть большие игровые домики пластмассовые, и в этом домике сидит папа вместе с ребёнком. Он сидит четвёртый час. Четвёртый реально час. У него все возможные сортеры, рядом так сидит ребёнок и понимающе, по-взрослому смотрит на папу. А папа втыкает в сортеры эти игрушки. То же самое было, мы прямо фотографии снимали, все хохотали, ребёнок ещё не успел посмотреть, мама уже всё это делает. Мамы очень хотят играть, и это здорово, что мамы хотят играть, надо продолжать. Есть несколько таких в куклах историй, это когда ты можешь дорисовать кукле лицо, сшить кукле платежки. 

Дмитрий Котов:

Они есть. 

Антонина Цицулина:

Есть плоская вот эта картонная кукла, которая может быть частью. Есть история, когда кукла похожа на маму, ребёнка. Я думаю, что со временем, безусловно, в вашей коллекции это появится. Но давайте пройдем сначала по мерам гос поддержки. «Мультимир» сработал, потом я видела, вы на стенде, Минпром вас поставил на стенде Минпромторга, по-моему, вы стояли уже со своей инновационной разработкой, они подробно... А что сработало по мерам поддержки? На местном, региональном уровне как власть среагировала, что вы президенту написали? Губернатор этого не любит, обиделся, небось?

Дмитрий Котов:

Обиделся. 

Антонина Цицулина:

Обиделся, но потом наверное понял, дайте ему поиграть во что-нибудь. 

Дмитрий Котов:

У нас губернатор, мы простим его. 

Антонина Цицулина:

У вас хороший губернатор. 

Дмитрий Котов:

Он молодой. 

Антонина Цицулина:

Нет, любой губернатор как думает, и вы бы на его месте сказали: чего ты ко мне не пришёл. Пришёл бы ко мне. 

Дмитрий Котов:

Я пришёл. 

Антонина Цицулина:

Вы ходили, не достучались? 

Дмитрий Котов:

Я писал, не достучался. 

Антонина Цицулина:

Вы губернатору писали?

Дмитрий Котов:

Писали. 

Антонина Цицулина:

Замминистру промышленности региона писали?

Дмитрий Котов:

Нет, губернатору писали. 

Антонина Цицулина:

И что ответил губернатор? 

Дмитрий Котов:

От губернатора, честно, ничего не пришло. 

Антонина Цицулина:

А в канцелярию прямо регистрировали всё, потому что сейчас с этим строго. 

Дмитрий Котов:

Нет, сейчас есть онлайн электронные. 

Антонина Цицулина:

То есть регистрировали, вам номер присвоили. 

Дмитрий Котов:

Номер присвоен был. 

Антонина Цицулина:

Я прошу губернатора Ивановской области... 

Дмитрий Котов:

Сотрудники мои возили лично и отдавали. 

Антонина Цицулина:

В канцелярию. 

Дмитрий Котов:

Они без меня возили. 

Антонина Цицулина:

А пришлите мне это письмо, я прозвоню. Почему, потому что у вас очень толковый губернатор, я его знаю по прошлой работе, этого не может быть. Где-то какой-то менеджер не сработал, то есть сотрудник какой-то не сработал. 

Дмитрий Котов:

Это точно сотрудник не сработал. 

Антонина Цицулина:

Конечно, не губернатор принимает эту почту. 

Дмитрий Котов:

Нас недавно мэр посетил. 

Антонина Цицулина:

Теперь опустимся к муниципальным органам власти. Понятно, что важна очень та территория, где конкретно стоит фабрика, вы рассказывали. Давайте расскажем, привет большой вашему мэру, он большой молодец, потому что, почему молодец, потому что сейчас есть, а в ряде регионов иногда лучше не надо, чтобы какой-то чиновник брал куклу, скорее не купят, чем купят. А вас получилось так, что мэр дал слово и сдержал. Приехал, взял куклу, привёз с собой телевидение, насколько я знаю. И что, сколько сразу продали кукол после этого? Конверсия, рассказывайте.

Дмитрий Котов:

Конверсия была, конечно. Я честно хочу сказать, это же недавно было, это было на той неделе. Конверсию сейчас, я даже не знаю, как рассчитать. Но на следующий день у нас уже выстроилась очередь, на следующий день нам начали звонить те магазины, которые вроде как знали. 

Антонина Цицулина:

Начали спрашивать. 

Дмитрий Котов:

Начали спрашивать, спрос пошёл. 

Антонина Цицулина:

То есть я правильно понимаю, что это мы все очень мечтаем, в Австралии же получилось это «покупай австралийское». Мы же правильно хотим, чтобы местные жители, они при всех равных, в том числе, отдавали предпочтение, голосовали рублём и сказали, что давайте купим, у ивановской девочки должна быть ивановская кукла. И это сработало, встали у магазинов, стали спрашивать, то есть магазины, они просто стали... 

Дмитрий Котов:

Стали спрашивать. 

Антонина Цицулина:

Стали спрашивать. А какую куклу, сфотографировался с чем? 

Дмитрий Котов:

Ивановскую невесту, мы специально выпускали. 

Антонина Цицулина:

Классно, ивановскую невесту. Ивановскую невесту, так, все свадебные салоны, это же бренд, все говорят, лучшие невесты в Иваново. Оказывается, есть ещё ивановская невеста, но она точно должна стать главной куклой невестой. 

Дмитрий Котов:

Мы ее срисовали с герба Иваново. 

Антонина Цицулина:

Слушайте, коллеги, все, кто занимается, в том числе, свадебным бизнесом, у вас точно должна быть главная российская невеста, и это точно ивановская невеста. Так, что ещё он сделал, мэр?

Дмитрий Котов:

Он больше приехал, конечно, познакомиться с фабрикой, пообщаться... 

Антонина Цицулина:

Ногами везде прошёл, поговорил. 

Дмитрий Котов:

Везде мы поговорили, даже встреча затянулась, более того, минут на 10-15 по регламенту. 

Антонина Цицулина:

Завис, заигрался. 

Дмитрий Котов:

Заигрался, завис. Ему безумно понравилось, он тоже не знал почему-то, то есть мы начали, встреча началась: а я не знал. 

Антонина Цицулина:

Знаете, они иногда даже, правда не губернаторы, но иногда за подписью губернатора и мэра, и министра промышленности, кто представляет директора департамента, пишут в министерство письма, минпром плачет: а у нас нет производства на территории области детских товаров. Я сама лично об этом знаю и пишу: уважаемые коллеги, в таком-то районе, по такому-то адресу у вас уже много лет работает, успешно развивается, вопреки, а не благодаря вашей поддержке такая-то фабрика. Но какая конверсия должна быть, естественно, магазины хотели вас поставить. Но самое главное это, я не знаю, сколько муниципальных детских садов, и детские сады должны играть в ваши куклы. 

Дмитрий Котов:

Наши детские сады, если брать, я же не первый год с этой фабрикой, если брать 17-й год, у нас детские сады, мы очень хорошо подходим под формат детских садов. Наши пупсы, они практически во всех детских садах. А вот Иваново у нас не срабатывают детские сады. 

Антонина Цицулина:

Да, бывает иногда на территории, вы знаете, не только у вас, я об этом часто слушаю, что у нас с удовольствием покупают республики, в таких-то других регионах, а свои и не знают. С другой стороны, да, мы хотим, чтобы наш российский родитель начинал с какого-то перепугу покупать нашу российскую игрушку, когда сама система образования, один из главных, кто рекомендует родителям, что дети должны играть. Но вы знаете, в другом регионе, например, в Великом Новгороде тоже такой очень детскориентированный губернатор, он сам приехал к нашим коллегам на фабрику «Фокс», это мякиши, посмотрел, тоже подходил, своими руками, примерил к себе, ко всему остальному, там сейчас такая, очень понятная, внятная. Директор сказал: а мне нужна дорога. Сейчас там будет дорога, такой хороший выход. 

Дмитрий Котов:

К нам тоже мэр подъезжал, нам сделали дорогу. 

Антонина Цицулина:

Опа! Давайте, мы не будем сейчас об этом говорить, а то как это расценят. Я думаю, что это было планово, а не только потому, что приехал. 

Дмитрий Котов:

Нет, это планово. 

Антонина Цицулина:

Пошутили о том, что мэр приезжал и сделали дорогу. А что надо сейчас, какая мера поддержки с точки зрения популяризации, понятно. Реклама, поняла, а вот для того, чтобы фабрика заняла ту долю, для того, чтобы вернуть инвестиции. Вот первое, второе, третье, что фабрике надо? 

Дмитрий Котов:

Надо первое, чтобы о нас просто хотя бы знали. 

Антонина Цицулина:

Нет, вас все знают и не покупают. Знание и покупали... 

Дмитрий Котов:

Мы не можем попасть в те сети, которые сейчас присутствуют. 

Антонина Цицулина:

А вы можете себе позволить попасть в те сети, в которых вы присутствуете?

Дмитрий Котов:

Нет, конечно. 

Антонина Цицулина:

Но тогда что значит, не можете, то есть наша задача, давайте сформулируем, это нарастить необходимый объём, чтобы иметь возможность попасть в те сети, федеральные сети, для того, чтобы у вас были те продажи, на которые вы рассчитывали. Для того, чтобы выпустить этот объем, что вам сейчас мешает? 

Дмитрий Котов:

Лично нашей фабрике, сейчас мы запускаем ротоформовочное оборудование. 

Антонина Цицулина:

То есть вам надо оборудование?

Дмитрий Котов:

Оборудование, да, но мы его уже купили, мы его запускаем, то есть мы сейчас будем наращивать, стараться наращивать обороты. 

Антонина Цицулина:

Денег хватает на закупку оборудования и на обучение персонала?

Дмитрий Котов:

Нет. 

Антонина Цицулина:

Нету, да. 

Дмитрий Котов:

Нет, мы идём впритык. 

Антонина Цицулина:

Давайте договоримся так, у нас такой эксперимент, вот такой прямо чистый эксперимент, возьмём фабрику «Фокус группы», сама буду творить историю, предлагаю вам такой челлендж. Есть меры государственной поддержки по линии малого и среднего предпринимательства. Это деньги Минэконом развития, благополучно покупают регионы, и ваш в этом плане регион очень активно работает. В том числе, там обязательно есть деньги на развитие производства, на модернизацию, на лизинг оборудования, на кредиты, на компенсацию процентных ставок по кредитам. И мы знаем, что не сильно кредитуют производство, потому что нужен гарантийный фонд. Давайте посмотрим, напишем с вами вместе, я прямо сама напишу письмо в министерство промышленности, поддержки предпринимательства и посмотрим, сработает это или не сработает. 

Дмитрий Котов:

Давайте, конечно. 

Антонина Цицулина:

И дальше поймём, работает она или нет. Потому что знать и иметь на счету деньги у нас, к сожалению, не знак «равно». Проблема №2 какая? 

Дмитрий Котов:

Проблема номер два, наверное. 

Антонина Цицулина:

Сейчас у вас нет остатков на складах, к сезону всё отгрузили, работаете. 

Дмитрий Котов:

Нет, есть конечно, мы всегда держим. 

Антонина Цицулина:

Есть еще?

Дмитрий Котов:

Конечно. Мы всегда держим. 

Антонина Цицулина:

Что значит держим, не надо держать, надо быстрее отгружать. 

Дмитрий Котов:

Мы отгружаем, просто... 

Антонина Цицулина:

Покупатели нужны. 

Дмитрий Котов:

Нам не только покупатели. Допустим, как бы ни казалось, я сейчас анализирую все, я простаиваю маленько из-за швей Иваново, к сожалению. 

Антонина Цицулина:

Всех забрали швей. Ну конечно, это теперь столица у нас, швейная столица, там целые модные бизнесы, все конкурируют, не хватает. 

Дмитрий Котов:

Да и чтобы обучить одну швею, чтобы разогнать швею, чтобы она вышла, потому что сдельно-премиальный у нас фонд оплаты, ей разгоняться две-три недели надо. То есть разгоняться, но этот человек хотя бы должен знать, детали мелкие, им конечно проще простыни. 

Антонина Цицулина:

Что надо, нужны кадры, это нельзя разместить где-то в другом регионе? Это же речь о платьях. 

Дмитрий Котов:

Было бы стыдно в Иваново, а размещаем во Владимире, допустим. 

Антонина Цицулина:

Ещё раз, мы же с вами в бизнесе, что значит стыдно. Есть эффективность, есть ценообразование, есть сезон. Мы же понимаем, что ноябрь, декабрь, это наши три летних месяца простоя, когда продаж нет вообще. Хорошо. 

Дмитрий Котов:

Нет, мы выходим из этой ситуации, не надо говорить, что мы ничего не делаем. 

Антонина Цицулина:

Я не говорю, что вы ничего не делаете. Вы не то, что ничего не делаете, вы проактивные, вы уже сбили кусок масла. Что такое год-два работы, там только поднять всю документацию посмотреть. Вы героический человек в этом плане. 

Дмитрий Котов:

Тяжело. 

Антонина Цицулина:

Чего, классический, традиционный путь российского инвестора, возрождение российской фабрики игрушек, транспортная игрушка - классно. Кстати, у нас в Строгановке очень активный руководитель кафедры там, где автомобильный дизайн и всё остальное. Давайте с вашей историей вашей машинки сходим туда. 

Дмитрий Котов:

Давайте, да. Ещё хотел сказать, что наша фабрика сейчас выпускает валео куклу. 

Антонина Цицулина:

Это отдельная тема по инновациям и всё остальное. Вы много об этом писали, вы это дело делаете. Сейчас вы уже вышли на те объёмы поставок, это для госзакупок. 

Дмитрий Котов:

Мы ещё только запустились. 

Антонина Цицулина:

Когда выйдете на промышленные объёмы?

Дмитрий Котов:

На промышленные объёмы выйдем, я думаю, месяца через два-три, выйдем 100 %, потому что мы готовы выпускать. 

Антонина Цицулина:

Обязательно надо с Минпромторгом на Московском международном салоне образования в апреле месяце становиться с этим продуктом.

Дмитрий Котов:

Мы встанем с этим продуктом, да. 

Антонина Цицулина:

Нас слушают педагоги либо руководители частных бизнес центров, это интересная инновация в целой серии кукол, и кто хочет стать пилотной ресурсной площадкой с точки зрения тестирования, Дмитрий рад будет, пишите нам, звоните, на все письма ответим, напишем, расскажем, покажем. 

Дмитрий Котов:

Да это валео курс, можно сейчас в Интернете уже начинать читать. Валео игрушка. То есть валео игрушка, эта игрушка, которая учит детей здоровому образу жизни, приучает детей. Можно сказать, что весь курс пропагандирует детей от трёх до восьми лет, приучает к здоровому образу жизни. 

Антонина Цицулина:

А можно её заказать родителю или ещё пока не выпускаете?

Дмитрий Котов:

Пока нет, месяца два-три. 

Антонина Цицулина:

Хорошо. Тогда вернёмся уже в следующий сезон. Дмитрий, спасибо огромное. Скажите, пожалуйста, если говорить о передаче, кого бы вы хотели послушать или кого бы вы рекомендовали пригласить, передать. Я все время говорю: передайте эстафету в нашей программе. 

Дмитрий Котов:

Именно из производителей? 

Антонина Цицулина:

Всё равно, кого вы хотите послушать, кого вы думаете, что обязательно надо спросить, как будет развиваться наш замечтательный рынок игрушек. На кого, может быть, на кого-то вы равняетесь, либо кто-то вас вдохновляет. 

Дмитрий Котов:

«Весна», фабрика «Весна». 

Антонина Цицулина:

Фабрика «Весна», Оля Доротюк, приезжай, пожалуйста, мы с огромным удовольствием спросим, как наша замечательная фабрика игрушек «Весна» развивается. Конкуренты вы? 

Дмитрий Котов:

Не знаю. Я не могу считать кого-то конкурентом. Мы делаем каждый свой продукт. Это моё мнение, пусть я лучше так считаю. Потому что у них свой образ, у Питера свой образ, у Пензы свой образ, у нас свой образ. То есть, мне кажется, что здесь должен сам человек выбирать. У нас и так осталось мало, давайте все вместе просто жить, мы каждый сделаем свою игрушку, свою куклу. Давайте, не надо ни конкурировать, ни рублём. 

Антонина Цицулина:

А как не конкурировать? Конкуренция - это классно, она заставляет поднять то место, которое мерзнет в штанах. 

Дмитрий Котов:

Я же не утаю, вы спросили, кого бы я хотел видеть, я сказал «Весна». Задаёт тон. 

Антонина Цицулина:

По русской кукле. 

Дмитрий Котов:

Да, по русской кукле, полноценно задаёт тон, мы стремимся, мы видим. Ну реально это нас бодрит. 

Антонина Цицулина:

Да. Спасибо большое, Дмитрий. Напомню, у нас сегодня в передаче был Дмитрий Котов, генеральный директор Ивановской фабрики игрушек. Мы говорили о том, как живут сегодня те наши современные инвесторы, которые приходят в нашу игрушечную индустрию. В каком ассортименте, в какой нише и какая мера государственной поддержки нам нужны. Продолжим мы на следующей неделе. Присылайте, кого вы хотите увидеть, услышать, о чём вы хотите поговорить. Мы с удовольствием сделаем вас героем нашей передачи. Спасибо за то, что вы нас слушали, сегодня на слушало более 5000 слушателей. Вскоре выйдет интервью по итогам нашей передачи. Всего вам хорошего, успехов вам и хорошего сезона.