{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Георгий Ефимов Психотерапевт. Автор проекта комплексного развития личности «Цельная жизнь» 10 марта 2019г.
Вся правда о личностном росте
В услугах, тренингах и книгах по развитию личности становится все проще запутаться. Как разобраться, где и кто лучше подскажет путь к грамотному росту и приумножению своих способностей? Как стать успешным и счастливым, занимаясь саморазвитием, и что для этого требуется, смотрите в этом эфире

Виктория Читлова:

Передача «Пси-Лекторий», я ведущая Виктория Читлова – врач-психиатр, психотерапевт. Сегодня у нас тема «Вся правда о личностном росте». У меня в гостях мой дорогой коллега Георгий Ефимов - врач-психотерапевт, автор проекта комплексного развития личности «Цельная жизнь», основатель крупнейшей в рунете развивающей онлайн-библиотеки koob.ru, автор 5 книг, полиглот.

Прежде чем мы расскажем нашим зрителям, что такое личностный рост (эта фраза на слуху у многих), я бы хотела сделать подводку, друзья. Если бы мы с вами жили в каменном веке, то у нас основными заботами было прокормить себя и остаться в безопасности. В ХХI веке наш ритм, наши цели и смысл в жизни поменялись радикально. Теперь мы живем все быстрее. Наших дел много, нам приходится очень много думать, много всего понимать, отличать главное от второстепенного и при этом чувствовать себя успешными, счастливыми. Надо, надо, много надо. Об этом будет наша сегодняшняя беседа: как помогать себе, как не запутаться, и Георгий мне, надеюсь, поможет.

Георгий, давай начнем с основного: что такое личностный рост, что за термин?

Георгий Ефимов:

Термин стал обывательским. Вы, наверное, слышите везде: тренинги личностного роста, тренинги саморазвития. Изначально это была прерогатива психологов, которые в своем маленьком кругу придумывали новые теории личности, делали какие-то классификации, исследования. Спустя какое-то время этот термин перебежал в быт к людям и стал заключать в себе огромное количество самых разных вещей, и сейчас сказать, что такое личностный рост, очень сложно. Кто-то говорит: приходите на тренинг личностного роста на один, на 2-ой, на 3-ий. Вы встречаете совершенно разные ситуации: где-то Вы учитесь общаться с другими людьми и таким образом развиваетесь, где-то Вы работаете со своими убеждениями, где-то Вы можете начать раскручивать свои чакры, что тоже будет элементом личностного роста. Вы можете попасть как в классическую психологическую школу, так и эзотерическое направление, хотя все будет называться личностный рост или развитие. Поэтому сейчас нет четкой классификации, нужно почитать и понимать.

Виктория Читлова:

А в бизнес-тренингах тоже используется?

Георгий Ефимов:

Это пришло в бизнес-тренинги. Сначала были четкие разделения: тренинг продаж, тренинг командообразования, переговоров. Сейчас отдельной веточкой идет развитие руководителей, где есть пунктик «Развитие личностных компетенций», туда засунут личностный рост как большой-большой блок.

Виктория Читлова:

Все-таки, занимаются ли практики конкретно личностью? Личность ведь что-то индивидуальное, а то, что ты говоришь, скорее рассчитано на группу людей, на схематические подходы, для того чтобы всем было счастье. Личность учитывается в них?

Георгий Ефимов:

Тренинговоме обучение – это массовое обучение. Говорить о том, что будут учитываться особенности людей, естественно, не приходится. Есть программа, которая рассчитана на некоего человека-Х с каким-то базовым набором; кому-то подойдет одна технология, другой человек, может быть, для себя что-то уловит. Но, в целом, тренинги заточены под некоего несуществующего человека. Соответственно, эффективность такого тренинга будет низкой, если человек не умеет индивидуально качественно самообучаться. Умеющий самообучаться человек может из любого из тренинга вытянуть очень много.

Виктория Читлова:

К вопросу самообучения. Из своей практики, просто из жизни. Идешь по «Икее»; всем знакомые ощущения: вокруг куча людей, у Вас свои цели в голове: купить то, другое и так далее. Когда вокруг очень много разнообразных раздражителей, в данном случае – товар, человек входит в состояние транса и не очень понимает, что он делает, что происходит с окружающими, огромная суета. Мне кажется, эту модель, как наши самоощущения в «Икее», например, можно в целом перенести на то самое ощущение среди людей, которые так в жизни живут: работают, какие-то дела, суета, проблемы, квартплата, всякие бытовые мелочи и так далее. Человек, грубо говоря, живет вне какого-то самопонимания. Что ты об этом скажешь, Георгий?

Георгий Ефимов:

Я скажу, что наш классический соотечественник, человек, большую часть времени находится в некоем трансовом состоянии, не только когда он задумался о чем-то в метро или слушает музыку, это происходит большую часть времени. С появлением соцсетей, гаджетов, смартфонов время, когда человек не присутствует в моменте, не присутствует в том, что он делает, увеличилось еще в несколько раз. По сути дела, Вы кушаете, или общаетесь к другим человеком, или пошли в туалет и при этом у Вас в руке телефон, часть Вашего внимания находится где-то, не там, где находитесь Вы. Человек, естественно, находится в трансе, он не понимает, что с ним происходит.

Виктория Читлова:

Почему происходит транс? Давай, раскроем для наших зрителей. Потому что так много стимульной информации, внимание отвлекается и рассеивается?

Георгий Ефимов:

Здесь несколько моментов. Первый момент – огромное количество информации, которое на нас сыплется, постоянная реклама. Когда появился YouTube, мы радовались, что мы можем смотреть то, что мы хотим, но прошло 1-2 года, реклама пришла в YouTube и снова начала нас загружать. В день на нас падает сотни разных форматов рекламы, которые мы не осознаем, не замечаем, но она нас поглощает. Соцсети, постоянные напоминалочки. Наше внимание, с одной стороны, распыляется, а с другой стороны, очень сильно сужается до рамок экранчиков, в которых мы постоянно находимся. Вот эти 2 элемента приводят к тому, что мы просто выпадаем из реальности.

С появлением соцсетей, гаджетов, смартфонов наше внимание, с одной стороны, распыляется, а с другой стороны, сузилось до размеров экранов, в которых мы постоянно находимся. Эти 2 элемента приводят к тому, что мы выпадаем из реальности.

Виктория Читлова:

В психиатрии психологии это называется диссоциация. Но, мы-то говорим о том, что для того чтобы стать счастливым, нужно понимать, что ты хочешь. Как тут понимать, что ты хочешь, раз твое внимание постоянно рассеивается? Что же делать, Георгий?

Георгий Ефимов:

Люди понимают, что у них что-то не в порядке, понимают, что их что-то беспокоит. Тут приходит на почту реклама в виде видеороликов, в том числе тренингов, которые помогут Вам решить кучу разных проблем. В том числе, помогут Вам заняться личностным ростом. Сейчас можете посмотреть книги по саморазвитию, их огромное количество, каждый день выходят 10-ки книг. Как было раньше? В 1980-е годы вообще не было литературы, мы искали, читали распечатки. Не было книг по йоге, по каратэ, были ксерокопии, которые проходили через 10-ки рук, и люди впитывали эти знания. Теперь на любой возникающий вопрос есть сотни книг. Это обратная проблема – проблема переизбытка информации, и проблема, как отделить то, что будет работать, от фуфела, от того, что просто люди написали, один прочитал у другого, 3-го, 4-го, скомпилировал, и в результате получилась новая книжка. Сейчас информации много, но выбрать нужную информацию и применить ее – это 2-я ключевая точка, на это способно очень мало людей. Люди тыкаются, читают книжки, ходят по тренингам и какие-то крохи они, конечно, получают, но не то, что они могли бы получить. Они, как слепые котята, которые наощупь пытаются развиться.

Виктория Читлова:

Что же есть такого у тех людей, которые могут это все распределить? Расскажи, что они такое умеют?

Георгий Ефимов:

У них есть навык, который, к сожалению, не развивается школой, не развивается в институте и редко развивается родителями: умение увидеть себя. Это умение осознать, что ты делаешь, что с тобой происходит. Осознать на разных уровнях, на уровне мысли, что с тобой происходит. Вообще, мало кто может сказать. Я могу тебя спросить: «Какие у тебя есть убеждения по поводу денег? Какие у тебя есть убеждения по поводу отношений?» Я думаю, тебе, по крайней мере, понадобится некоторое время, чтобы подумать: «Какие у меня есть убеждения?» Не факт, что ты сможешь четко их сказать. Люди не осознают своих убеждений и не управляют ими. Большинство действий, которые мы выполняем, основаны на нашей картине мира, которая, как ковер, состоит из большого количества убеждений, полученных от родителей, из школы, услышаны от кого-то, прожиты через свой опыт. Получается картинка, которая нами управляет.

Виктория Читлова:

Я люблю всё сразу переводить в нейробиологию. То, о чем говорит Георгий, буквально в голове выглядит, как нейронные сети. Все наши мысли могут быть либо осознаваемыми, либо не осознаваемыми, но при этом все равно выстраивается нейронная сеть. Правильно?

Георгий Ефимов:

Конечно. Есть убеждения, из них выскакивают мысли, которые постоянно крутятся в определенном формате, от них идут эмоции, переживания. По сути, это целый конгломерат последовательностей, который происходит без нашего сознательного участия. Люди говорят: «Я обидчивый, у меня характер такой». Или «Я стеснительный». На самом деле, у человека раз за разом запускается механизм, который он не понимает, который он не осознает. У него есть убеждения, например, что мир несправедлив, оттуда выскакивают мысли, что «у меня ничего не получится», потом возникает обида. Это некая стратегия человека, привычка думать, но, он этого не осознает, не понимает, а просто думает, что «я обидчивый», или «я стеснительный», или я еще какой-то. Потому что человек не осознает большинство процессов, которые происходят внутри него.

Виктория Читлова:

Резюмируя: если Вы хотите начать развиваться, то основная стартовая точка – Вам нужно привнести в Ваше мышление осознанность.

Георгий Ефимов:

В мышление, в переживание. Очень многие люди понятия не имеют, что они чувствуют. Они могут сказать максимум, что «мне хорошо», «мне плохо», или «мне так себе». Но различить 10-ки нюансов переживаний, для которых есть соответствующие названия, они не могут, они их не различают.

Виктория Читлова:

Заметить для начала, «поставить флажок», как я люблю говорить.           

Георгий Ефимов:

Да, что я испытываю такую эмоцию.

Виктория Читлова:

А дальше что мы делаем?

Георгий Ефимов:

Потом можно раскрутить: почему я ее испытываю, в какой момент? Сначала Вы будете ловить эмоцию за хвостик. То есть, уже она проскочила, она на Вас повлияла, но Вы думаете: что это было такое? Постфактум уже думаете: «Ага, я обиделся. Я раньше думал, что вообще не обидчивый человек», и начали копаться в этой теме. Ваша способность воспринимать увеличивается многократно, если Вы погружаете туда внимание. Я начал замечать 10-ки ситуаций в обычной жизни, где я на самом деле обижаюсь, а думал, что я вообще бронебойный товарищ. Для меня было неожиданностью, что я на самом деле обижаюсь очень часто. Это было не за счет тренингов, не за счет книг, а за счет внимания к своим эмоциям, к тому, что ты проживаешь.

Виктория Читлова:

Самонаблюдение. Вообще, это основа психотерапии. Когда человек хочет изменений, значит, уже настало время, когда ему следует замечать за собой, что же с ним происходит. Вообще смысл психологического взросления, и, не побоюсь этого слова, личностного развития.

Георгий Ефимов:

Конечно. Чем более Вы воспринимаете то, что с Вами происходит в реальной жизни, тем более развитым Вы можете считаться. Есть понятие, как искаженная картина мира. Мы сейчас находимся в этой комнате; сейчас во мне один мир, происходит одно восприятие окружающего мира, в тебе происходит совсем другое. У нас 2 разных мира. Потому что у нас есть свои убеждения, свои мысли, свои видения, даже, может быть, цвета видим немного по-разному. Мы сейчас находимся в разных вселенных. Мне нравится такое определение саморазвития: это наиболее близкое восприятие мира к реальному. Мы все галлюцинируем, но кто-то находится ближе к реальности. Можно представить себе, что у тебя есть карта, и она где-то соответствует реальности, где-то нет. На карте нарисована дверь, а там стена, и ты тыкаешься каждый раз и думаешь, что должна быть дверь. Где-то, наоборот, есть двери, какие-нибудь прекрасные помещения, в которых ты никогда не бывал, потому у тебя на карте глухая стена. Чем точнее твоя карта будет отражать реальность, тем больше возможностей у тебя будет, тем большего ты можешь достичь в своей жизни.

Виктория Читлова:

Тем более развитым будет человек. Смысл психологического развития, равно, как психотерапевтической работы в целом, чтобы человек стал осознающим, самостоятельно думающим, чтобы он не руководствовался заблуждениями, глубже осознавал, что с ним происходит, больше понимал и приобретал толерантность к неизвестности. Чтобы ему было не страшно находиться в сложных ситуациях, чтобы он мог разобраться, что он знал о наличии двери. Правильно?

Георгий Ефимов:

Да. Есть такой термин – выйти из зоны комфорта. Звучит очень часто. Стал даже нарицательным. Кто-то, когда его слышит: фу, опять куда-то надо выходить, никуда не хочу выходить. Есть хорошие термины, которые перестают действовать, когда много раз произносятся всуе, как и слово «успех». Так родился мем «тренер по успешному успеху». «Выйти из зоны комфорта» – тоже термин, за ним стоит классная идея. У нас есть привычная для нас территория, привычный для нас уровень сложности, который мы решаем каждый день, в этой зоне находится наша привычная энергия. Но есть точка за зоной, в которой намного страшно, в которой я не знаю, что произойдет. Например, тебе страшно перед 100 людьми выступить?

Виктория Читлова:

Уже нет, раньше было.

Георгий Ефимов:

1000? Уже немножко чувствуешь мандраж. Но, как только ты это сделаешь, ты пройдешь через определенный дискомфорт для себя. Будут трястись поджилки, будешь путаться, сухость во рту, неважно что, но ты начнешь говорить, начнешь высказывать свою мысль. Если ты хочешь донести какие-то идеи для людей, и ты получишь этот потрясающий опыт, то за этой территорией есть вкусная энергия, которая тебе была недоступна внутренне. Когда ты скушаешь, твой круг расширится, и ты почувствуешь, что ты стала больше, что ты можешь теперь достучаться до большего количества людей, что ты сможешь помочь большему количеству людей, ты почувствуешь, как будто ты стала выше. Это потрясающее ощущение. Сначала немножко некомфортно, сначала больно, страшно, но, когда ты делаешь этот шаг и получаешь этот опыт, то получаешь огромное удовольствие и новые возможности.

Виктория Читлова:

Если я еще это повторю и закреплю, то у меня сформируется навык. Дальше я уже захочу нечто большего. Я люблю метафору. Когда ты поднимаешься на гору, видишь только пик, который тебя пугает. Поднявшись, ты получаешь информацию, что ты молодец; более того, твоему взору открывается больше горизонт, и ты видишь следующие цели. Повторяя или преодолевая препятствия на пути к цели, мы сначала торим дорожку, маленькую тропинку в лесу, потом это становится уже сельская дорога, потом оформленная, грубо говоря, метафорически, асфальтированная дорога. Если конвертировать на нейробиологию то, о чем мы сейчас говорим: чем больше Вы повторяете полезный навык и думаете мысль, тем быстрее это все у Вас вырастает в 3-хполосное шоссе. Кстати, будьте осторожны: то же самое бывает, когда Вы думаете негативные мысли. С этим приходится работать психотерапевту.

Георгий Ефимов:

Хочу дополнить одной мыслью. Здесь важно не переборщить. Если эта точка находится слишком далеко от привычной Вам зоны, то Вам будет очень дискомфортно, и Вы можете поломаться. Многие тренинги грешат тем, что не учитывают, к сожалению, что люди разные, у них разные возможности. Они называются, например, «Самодисциплина. Сделай за один месяц то, что ты не смог сделать за год». Или какой-нибудь тренинг-прорыв, когда человек боится подойти к девушке, а ему говорят: «Иди сегодня к 10-ти девушкам и получи номер телефона». Что-то, что является чрезмерным для психики этого человека.

Виктория Читлова:

Это основное, я бы хотела заострить внимание, дорогие друзья. Важен индивидуальный подход, потому что один парень сможет пойти и пообщаться с 10-ю девушками за вечер, а второй – вообще никак, это не его, к нему нужен свой подход.

Георгий Ефимов:

Здесь важна граница, нужно остановиться там, где хочется и колется: «Я очень хочу этого, но мне немножко страшно». А не «Я вроде хочу, но мне настолько страшно, что я, скорее всего, убегу, сломаюсь и потом уже никогда не захочу туда двигаться».

Виктория Читлова:

И на твоей карте будет стена, где могла бы быть дверь.

Георгий Ефимов:

Самое печальное, что в будущем, когда возникнет ситуация неизвестности и когда надо будет сделать шаг, та ситуация вспомнится, ты в ней уже облажался один раз. Ты, скорее всего, сделаешь шаг назад.

Виктория Читлова:

Я бы хотела продолжить тему про научение, про то, как мы с детства не учимся учиться. Про это расскажи, Георгий.

Георгий Ефимов:

Мне представляется эта картинка немножко печальной, так как все происходит с детства. Начинается все у нас со двора. Мы можем прийти во двор, где гуляют дети, и что мы услышим там в первую очередь? «Маша, куда ты пошла, не бегай». Ребенок хочет изучать, лезет на какую-нибудь лесенку, что ему говорят? «Не иди туда, разобьёшься». Из общения с детьми 90 % запретов, беспокойств, ограничений, а некоторые просто говорят: «Сядь со мной на скамейку». Он сидит пожухший, ему ничего не хочется. По сути дела, с самого начала идет убийство внутренней психической жизни ребенка. Он пока живой, у него много интересов, у него живой, реальный механизм познания, он хочет узнать все новое, попробовать, исследовать, но, начиная с его самых маленьких лет, взрослые этот механизм ломают. Ему хочется расширяться, ему хочется познавать этот мир, но его постоянно одергивают. Особо сильные психически дети на это плюют, они становятся, условно, хулиганами, потому что они делают, что им нужно. Многие дети на ограничениях начинают потихонечку затухать, становятся послушными детьми, которых очень любят бабушки, потому что дети всегда делают то, что им говорят.

Потом они переходят на следующую цепочку звена ― начинается школа. Я прекрасно помню, что в младших классах мы были на 1-ом этаже, и нам было запрещено подниматься на 2-ой этаж, потому что мы можем пойти по лестнице и сломать себе шею. Нам можно было ходить только за ручку парами, когда мы шли в столовую. Школа, одобряемая социумом, по сути дела во многом концентрационный лагерь, который учит нас четко следовать правилам, слушаться. Если ты решил задачу по математике не так, как вы проходите сейчас, а каким-то своим способом, тебе, конечно, скажут: «Да, решил, но неправильно». Школа - это место, где тебе дают единственно верные ответы на незаданные тобой вопросы. Ведь, у тебя внутри эти вопросы ещё не сформировались, они привнесены сверху вниз, тебе нужно, по сути, зубрить. Что нам дает школа? Читать, писать, считать? Сейчас дети к 1-му классу знают базовый счет, и могут немножко читать. Если сейчас прогнать тебя или меня через любой учебник 9-го класса, мы завалимся, мы мало что помним. Чему еще учат? Чему не учат в школе? Не учат самому задавать вопросы, самому искать и пользоваться информацией; если ты это делаешь, значит, ты списываешь и получаешь «2». Самому готовить проекты, которые тебе интересны. В школе не учат проактивности, не учат самому выступать вперед и решать задачи, достигать каких-то целей. Не учат учиться самому. Как договариваться с другим человеком, как решать конфликтные ситуации. Про деньги дети вообще понятия не имеют, что там происходит, родители тоже обычно их от этой темы отодвигают. В школе продолжается подготовка не задающего вопросы, умеющего долго сидеть на попе и выполнять команды человека.

Виктория Читлова:

Со школы формируется подчинение, несколько транквилизирующее поведение. Потом, когда ты приходишь на работу, есть ощущение, что кто-то знает, как тебе лучше и что тебе делать. Если Вы заинтересованы в личностном развитии, то задача, как раз таки, вектор контроля перевести внутрь себя. Целью роста становится то, что Вы сами для себя становитесь самодостаточным цензором.

Георгий Ефимов:

Есть термин «изнутри-наружу, снаружи-внутрь». Вся наша система обучения построена по системе снаружи-внутрь, то есть на нас спускается информация, спускается то, что нам нужно делать, а не то, что нам хочется. Сейчас, есть, конечно, некоторые частные школы, где уже задумываются на данную тему. Финское образование в данном вопросе очень продвигается. Тем не менее, стандарты остаются, механизм сложно меняемый. Все равно, всё, чему ты учишься ― это ненадолго запоминать информацию, правда; слушаться, выполнять команды, которые тебе говорят; не задавать вопросов. Потом ты попадаешь с этим богатым арсеналом в институт. Чаще всего, ты понятия не имеешь, в какой институт ты хочешь, потому что ты не научился думать, не научился ставить задачи, не развивал свои интересы. Ты идешь в тот институт, либо куда скажут родители, либо куда идет лучшая подружка или лучший друг, потому что вместе хотя бы будет не скучно. Сейчас в старших классах есть занятия по профориентации, с тобой за всю школьную программу полчаса разговаривает человек, где Вы обсуждаете, и он что-то пытается сказать, куда тебе стоит двигаться. За 10 лет это все время, которые Вы посвящаете тому, чем дальше заниматься в жизни. Дальше идет институт. По моему опыту на 4-5-ом курсе люди не имеют понятия, куда им дальше устраиваться. Потом они выходит в реальную жизнь, где нужно учиться крутиться, двигаться, развиваться, и уже нет прослойки, которая тебя будет спасать и говорить, что тебе делать.

Взрослые, постоянно запрещая, ограничивая, останавливая любопытство ребёнка, по сути дела, с самых ранних лет убивают его внутреннюю психическую жизнь.

Виктория Читлова:

Задаю практический вопрос. Представляем себе себя. У Вас много интересов, Вам хочется заниматься танцами, одновременно хочется изучать языки, у Вас при этом цели развить свою линию в карьере, также Вам хочется интересно отдыхать и так далее. Масса задач. Мы живем в ситуации многозадачности, что особенно касается жителей больших городов. Как понимать, чем заняться в первую очередь, как формировать последовательность? Что самое важное – как удерживать внимание, чтобы цель не убежала? Такой комплексный вопрос, Георгий.

Георгий Ефимов:

Супер! Он часа на 2, но есть минут 10, чтобы ответить. Давай, сначала экспресс-подход, как можно следовать. Можно идти от головы, можно идти через суть. Что значит «от головы»? Можно накидать, например, у нас есть классическое колесо жизни, где берут 8 базовых сфер. Мы можем подумать, насколько я прокачан в каждой сфере, и прописывать от 0 до 10. Сферы могут быть: здоровье – классика, отношения с близкими, отношения с более дальним кругом, хобби, деньги, быт, реализация. В принципе, они меняются от человека к человеку, берутся базовые. Мы выставляем от 0 до 10, насколько они у меня прокачаны, насколько я доволен уровнем. Рядышком ставим число, насколько для меня это важно.

Виктория Читлова:

Повторюсь, друзья: мы сейчас говорим о человеке, который захотел изменений внутри себя.

Георгий Ефимов:

Да, он хочет, но не понимает, за что ему хвататься, с чего начать. Мы хотя бы таким грубым образом можем выбрать зоны. Второе число, которое мы ставим рядом, означает, насколько эта тема для меня важна. Например, свой быт у меня развит на 4, но для меня важен на 2 из 10, то есть для меня не особо важен, значит, не надо туда двигаться, потому что для меня сейчас это непринципиально. Но там, где у тебя слабо развито, но важно, в эту область можно погружаться. Ты видишь, что тут уже «красная» зона, что здесь тебя что-то беспокоит, и ты об этом часто думаешь. Дальше мы можем сделать еще одну итерацию, шаг внутрь; пусть, например, это будут деньги. Мы думаем, из чего состоит мой заработок, и опять делим на области: это может быть моя профессия, подработка, инвестиции. Мы можем разложить на второй уровень уже первую область, которую мы сделали, и посмотреть, что из этого можем развивать. Это первая тема, которую можно сделать. Вторая тема идет по сути, здесь нам нужно подключить свое внимание. Пожить в течение недели, например, и проанализировать, что меня реально беспокоит, прислушаться к себе. Вы можете вдруг понять, что у Вас болит спина или постоянно что-то не так, или что Вы находитесь в постоянной зоне тревоги, но не замечали этого раньше, или что Ваши мысли постоянно возвращаются к этому долбаному кредиту, который Вы никак не можете выплатить. Всё находится на самой поверхности, но туда нужно погрузить внимание.

Виктория Читлова:

Проявить сознательность, осознанность.

Георгий Ефимов:

Представьте, что у нас ночь, и прожектор – это внимание. Вы направляете свет прожектора, и Вы реально видите проблемы. Это огромные звери, которые находятся перед Вами, но которых в темноте не видно. Тогда не встает вопрос, чем заниматься, тогда Вы четко видите область ближайшего развития, и Вам не надо придумывать какие-то цели, они у Вас уже есть.

Виктория Читлова:

Верно. Я люблю в терапии говорить о том, что нас научают наши страхи: чего боитесь, то и нужно делать, грубо говоря.

Георгий Ефимов:

Это первый шаг, мы выясняем куда двигаться. Шаг второй: для того, чтобы развить, надо измерить. Это страшный шаг для многих, потому что он называется «узнать о себе правду». Признаться себе не просто завуалированно, что меня что-то беспокоит, а именно оцифровать. Оцифровать – значит получить конкретные данные, что у меня есть вот здесь. Например, если мы говорим про личностный рост, про характер: человек понимает, что его беспокоит его запредельная ревность; ему нужно в этом признаться, увидеть ситуацию, что он на пустом месте ревнует любимого человека к проходящему, который даже не смотрел ни на кого. Это может быть неприятно. Если мы берем деньги, то человек должен понять, что он уже 5 лет не может повысить свой доход, и он зарабатывает именно эту величину. Нужно увидеть, что у тебя есть, не скрывая, а потом понять, к чему ты хочешь двигаться в данной сфере. Есть такой отрезвляющий момент: если ты уже 5 лет зарабатываешь одни и те же деньги, а мечтаешь о своем доме на побережье, то какой шанс, что в следующем году у тебя что-то изменится? Многие люди живут с иллюзией, что вот сейчас произойдет что-то такое, вот-вот оно сейчас будет, и это произойдет, и все получится. Но, он сам уже 5 лет копошится в одном и том же, и ничего не меняется; он только надеется на какое-то чудо, и так может прожить 10-тилетия.

Второй пункт – найти точку, куда ты хочешь двигаться. Ее тоже нужно конкретно озвучить, чего же ты хочешь. Есть определенные технологии, которые это позволяют сделать. Это последовательная работа. Нужно переспать не одну ночь с этой задачей, с этой целью, чтобы понять, что это именно то, что ты хочешь. Более того, эти моменты могут постепенно меняться со временем, и к этому тоже нужно присматриваться, это не что-то статичное на всю жизнь.

Виктория Читлова:

Очень терапевтично, Георгий. Георгий, размышляет, как психотерапевт. Это и есть здоровый путь, дорогие друзья. Что дальше?

Георгий Ефимов:

Мы поняли, что мы сидим в болоте, мы поняли, куда мы хотим – на прекрасное море. Теперь нам нужно начать действовать. Здесь у многих людей возникает проблема, потому что они не умеют действовать. Они привыкли, во-первых, что им говорят, что делать, во-вторых, вся ответственность на том, кто говорит. Пример с пенсионной реформой очень ясно показал, как люди напряглись, потому что они были абсолютно уверены в том, что за них все сделают. Но, оказывается, система не особо заморачивается их интересами, и тут они поняли, что сами не смогут ничего сделать, они полностью отдали управление своей жизнью в руки государства. Теперь они не понимают, что делать, потому что нет управления процессом, им надо срочно принимать решение, то есть делать то, что они не умеют делать: думать, принимать решения и активно действовать. Ситуация неизвестности, они не приучены к ней, а дальше нужно действовать. Как у нас люди работают с целями? Классика – это шампанское, желание на листик, сожгли, выпили, пожелали – всё. Ну, и выезжать за город раз в 3 месяца, на звезды посмотреть, дождаться пока упадет, пожелать что-то и все. Это русская технология исполнения желания.

Виктория Читлова:

Технология Золушки или Ассоль, ждущей своего принца.

Георгий Ефимов:

Следующий уровень – это написать цели на листочек в конце года и распланировать себе следующий год, 100 желаний, или 10 целей, или еще что-то. Потом примерно месяц мы их помним, но, максимум, записались в спортзал, потому что нам нужна шикарная фигура. Потом где-то в марте – апреле вспоминаем, что-то вроде как хотели, делаем попытки их выполнить. Потом опять новый год, и мы понимаем, что очень мало сбылось, и снова пишем на листок – это вторая продвинутая технология. Мы не умеем планировать на год, и я обычно советую начинать не с года. Основным инструментом, которым я пользуюсь, который я даю студентам это 2-хмесячный цикл. За 2 месяца ты можешь удерживать внимание на какой-то задаче, на какой-то цели ежедневно, потому что ты каждый день понимаешь: осталось 50 дней, 49 дней. Ключевой пункт, для того чтобы цели достигались, – помнить о них каждый день и смотреть, сделал ли ты какой-то шаг в этот день или ты его не сделал, даже маленький шаг.

Виктория Читлова:

А как можно помнить? Напоминалки пишут, на пальцы смотрят?

Георгий Ефимов:

Есть разные вариации как это делать; есть более продвинутые, есть простые. Я советую записывать, а чтобы записывать, цели должно быть мало. На 2-хмесячный цикл должна быть одна ключевая цель, в которую ты вгрызаешься, не выпускаешь из рук и каждое утро ты вспоминаешь о ней, каждый вечер засыпаешь и думаешь: сделал я что-то на эту тему или не сделал? И несколько дополнительных целей, всего не больше 5-ти, 5 целей можно удержать в голове. Я записывал ролик, он называется «Десятипальцевый метод развития», для тех, кто не любит ничего писать. Техника очень простая. Просыпаешься утром, смотришь на свои пальцы. У тебя есть всего 5 целей, одна из них большая, ключевая, самая для тебя болезненная, самая важная. Ты помнишь, какому пальцу какая цель соответствует, желательно, чтобы цели были в разных областях. Области тоже есть разные, на них нам подсказывает вторая рука: это тело; это наши эмоции, переживания, насколько тут все хорошо, комфортно; это наш интеллект, наши мысли; это общение с другими людьми с близкими, с окружением; и 5-е – самореализация, работа. Всего 5 базовых направлений. Если на какое-то из них долго не обращаешь внимания, ты чувствуешь, что тебе чего-то не хватает, начинаются тревожные переживания.

Виктория Читлова:

То есть, все нужно охватить сразу, комплексно, получается? Не одну цель себе ставить?

Георгий Ефимов:

Могут быть приоритеты. 2 месяца ― не такой срок, чтобы ты начала страдать от того, что ты не уделяешь внимание какой-то из перечисленных областей, но каждые 2 месяца у тебя приоритет может меняться. Тем не менее, за год у тебя будут охвачены все 5 базовых направлений.

Виктория Читлова:

Давай, разберём конкретную ситуацию. Я много работаю с женщинами. Когда женщина приходит на прием, у нее первая и основная цель – это личная жизнь, она ее хочет устроить. Какие там эмоции, какие развития?! До них вообще речь не доходит. А ты говоришь, что надо все сразу. Как это сделать?

Георгий Ефимов:

Личная жизнь складывается, в том числе, из личности человека. Если ты интересная личность, если у тебя развит интеллект, если ты умеешь общаться, если у тебя классное тело, подтянутое, здоровое, то это все работает на твою базовую цель. А если ты ходишь в полудепрессивном состоянии, постоянно переедающая, и живёшь в напряжении с мыслью «Мне надо познакомиться! Мне надо познакомиться!», то шансы, что у тебя получится, минимальны.

Виктория Читлова:

«Всю себя измучаю, стану самой лучшею!». Это кошмарная, ужасно невротизирующая установка среди нашего народа.

Если перед нами человек, развивающийся как бизнесмен, или человек, как сам для себя бизнесмен, развивает личный бренд, например. Какие здесь могут быть советы для успеха, в том числе, в плане развития личности? Личность как бизнес – я про это скорее.

Георгий Ефимов:

Хорошая метафора, интересная. Можно выделить 3 базовых роли человека. Есть владелец компании под названием «Я», и этот владелец должен обладать видением. Он должен знать, что он хочет, куда он двигается, у него должно быть стратегическое видение, многие люди хромают по этому направлению. Должен быть хороший управленец – тот, кто умеет организовать, прописать стратегию, что конкретно делать, кто будет отвечать, что мы будем делать в ближайший месяц, ближайшие 2 месяца. Есть 3-ий человек, условно, который всё исполняет, он должен уметь пахать, когда надо, и делать все точно, что ему сказал управленец. Все 3 роли важно развивать параллельно. Есть люди, которые прекрасно фантазируют, но не умеют делать, есть люди, которые готовы упахаться, когда понимают для чего и куда. Есть 3 направления; нужно понять, что у тебя больше всего хромает и подтянуть это направление. Но, тем не менее, видение должно присутствовать. Этот момент тоже нужно обязательно прокачивать.

Виктория Читлова:

Итак, резюмируем. Люди обычно хотят за 2-3 тренинга, за 2-3 сеанса, как вкусную таблетку, усвоить некое знание и потом жить припеваючи. Так не бывает. Это не работает, потому что у нас не формируется навык, мы не прикладываем свои действия, и не понимаем, каковы мы в этом. Мы не оцениваем свои возможности, ресурсы и не формулируем цели. А наша задача какая?

Георгий Ефимов:

Наша задача – перестать перекладывать ответственность за свое развитие на чужих дяденек и тетенек. Если тебя уже занесло на какое-то тренинг, у тебя должно быть понимание, что ты хочешь из него получить, с каким конкретным результатом выйти. Ключевой момент, которому тебе нужно уделять внимание, – это осознанность эмоций, проживаний, своих действий в данный момент. Исходя из этого, уже заниматься реальным саморазвитием, который ты сам же будешь измерять, понимать, куда ты двигаешься.

Виктория Читлова:

Долой костыли, дорогие друзья! Самостоятельно идем ножками, ножками. Если вы пришли на тренинг – посмотрите, прислушайтесь, ознакомьтесь: насколько это Ваше, подойдет ли, не возникнет ли тревога, и захотите ли Вы дальше все это смотреть?

Георгий Ефимов:

Это большая тема в плане тренингов, которые людям дают ощущение причастности. Люди часто приходят за тусовкой, за развлечением, и они их получают.

Виктория Читлова:

Еще хотела сказать, очень важно. Когда у нас есть цели, то у нас работает дофаминовая система. Если мы формулируем цели и выходим из зоны комфорта, когда мы получаем то, что мы хотели, что мы сформулировали, то наша система поощрения запоминает это, как удовольствие. Так что получайте удовольствие, дорогие друзья! Что ты пожелаешь нашим зрителям, Георгий?

Георгий Ефимов:

Я хочу пожелать, в первую очередь, осознанности, понимания того, куда Вы хотите двигаться. Не отдавать свою жизнь в руки других людей, она у Вас всего одна. Отнестись к ней внимательно, ответственно и проживите с удовольствием, развиваясь именно туда, куда Вы хотите, так, как Вам это надо. Удачи!

Виктория Читлова:

Огромное спасибо, Георгий! В конце моя фраза: «Счастье не в конце пути, счастье и есть путь». Всего доброго, дорогие друзья! Георгий, спасибо!

Георгий Ефимов:

Пожалуйста!