{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Кристина Рудык Руководитель проекта kidsCity 24 августа 2018г.
Город инновационных профессий для детей
Школьные маршруты для детей. Какие есть современные профессии в Kids’ City?Профориентация с малых лет

Анастасия Клименко:

Всем добрый день! Сегодня с вами я, Анастасия Клименко, это программа «AntiAschool». Сегодня у нас в гостях Кристина Рудык, это руководитель проекта kidsCity. Добрый день, Кристина, спасибо большое, что пришли. 

Кристина Рудык:

Добрый день. 

Анастасия Клименко:

Наверное, первый вопрос, расскажите о своём профессиональном пути, почему вы выбрали проект в образовании, как к этому пришли. 

Кристина Рудык:

По образованию я лингвист, закончила отделение теоретической прикладной лингвистики МГУ. Своё собственное образование рассматривала больше, как такое теоретическое, базовое, фундаментальное. Работала я всё время в какой-то проектной деятельности, в сфере развлечений, меня всегда привлекали большие творческие проекты. В какой-то момент я поняла, что могу аккумулировать людей, идеи, чтобы создать нечто одно, такое единое целое. Здесь прошла тоже все этапы, от простого проджект-менеджера до соучредителя собственного ивент-агентства совместно с Еленой Пинской. После рождения детей, у меня двойня, мой интерес упал на детскую сферу, как часто это бывает. Здесь Антон Пинский пригласил меня в проект kidsCity, я с радостью согласилась. 

Анастасия Клименко:

Тогда, наверное, расскажите про kidsCity, когда проект начался. 

Кристина Рудык:

Идейным вдохновителем проекта kidsCity является Антон, который на фоне всех его успешных бизнес-проектов всегда мечтал создать что-то такое, социально крупномасштабное. Здесь Марк, его старший сын, который был в восторге от аналогичных проектов, подкинул ему идею. Моя роль здесь, опять же, проектная, то есть я контролирую проект на всех этапах, начиная от внешнего облика города, набора персонала, подбора специалистов, и заканчивая внедрением, реализаций всех наших услуг.

Анастасия Клименко:

Тогда всё-таки поподробнее про kidsCity, опишите нам его. 

Кристина Рудык:

KidsCity - это город профессий. Понятно, что идея не нова, в принципе, если другие такие проекты, известные в Москве. Единственное, мы ставим себе цели, чтобы это был не просто детский город профессий, а чтобы его воспринимали, как город больших возможностей для детей. Для этого мы делаем акцент больше на навыки, которые приобретает ребёнок, а не на как таковые профессии. Для этого пытаемся соблюдать баланс между различного рода активностями и гуманитарными, и научными, и научными, и творческими, и спортивными, чтобы ребёнок, приходя к нам, мог раскрыть себя, найти то, что ему ближе, почувствовать это и в дальнейшем определиться, что ему интереснее в жизни. 

Анастасия Клименко:

Как бы вы описали миссию kidsCity в целом. 

Кристина Рудык:

В целом, конечно, это социально ориентированное воспитание детей под взрослую трудовую жизнь. То есть раскрытие способностей ребёнка, чтобы он мог более определённо и осознанно выбирать уже то, чем он будет заниматься в жизни. Потому что всё-таки человек, он счастлив только тогда, когда он реализует себя профессионально, реализует свой собственный потенциал, это очень важно, мы считаем. И очень важна такая начальная профориентация, которую позволяет наш город пройти. 

Анастасия Клименко:

Какие есть мастерские, ребёнок какие профессии может получить в городе?

Кристина Рудык:

Знаете, самое огромное просто количество профессий, на территории kidsCity порядка 50 локаций, в каждой локации по 3-5 сценариев. То есть разные профессии, начиная от самых простых, базовых до каких-то таких современных, инновационных, связанных с современными достижениями науки. Например, биомедицина, бионика, управление дронами, школа программирования, там тоже можно попробовать. 

Анастасия Клименко:

А с какого возраста ребёнок может прийти в город?

Кристина Рудык:

Мы с нуля лет, на самом деле, принимаем, то есть у нас есть, с года приходят. И для них, для малышей таких создано специальное развивающее пространство с партнёром, которым является Lego Education, точнее Dupli Education. И оно направлено как раз на эмоциональное развитие больше ребёнка, развитие эмоционального интеллекта. Также для малышей постарше уже где-то с 2,5 лет, 3 у нас есть профессиональные программы, маршруты, которые они с удовольствием проходит. Все эти маршруты я, конечно же, тестирую на своих детях, моим сейчас 2,5, нет, 3 будет скоро. Мы пытаемся учитывать особенности развития таких деток, смена активностей различных, занятия на крупную, мелкую моторику, в тоже время доносить им какую-то профессиональную информацию. Например, совершенно недавно мне сценарист принёс прекрасный маршрут для малышей, от которого я даже прослезилась. Смысл в том, что «хочу быть, как мама». То есть малыш, он понимает в процессе маршрута, как много успевает сделать мама помимо того, что с ними занимается. 

Анастасия Клименко:

Это для какого возраста?

Кристина Рудык:

С 2,5-3. 

Анастасия Клименко:

И что же они такого делают, чтобы почувствовать?

Кристина Рудык:

Они и убираются, и готовят, то есть там многие. 

Анастасия Клименко:

Мне кажется, они очень устают. 

Кристина Рудык:

На самом деле, все вот эти активности, они по 5 минут, потом всё связано с переходом, встаём, разминаемся, идём дальше, на самом деле, они могут спокойно в таком духе заниматься час и радоваться жизни. 

Анастасия Клименко:

Интересно, у них появляется такая осознанность, что ничего себе, сколько мама успевает. 

Кристина Рудык:

Да, даже мои говорят: ничего себе, мама. Главное, что потом легче объяснить ребёнку, почему ты в данный момент не можешь с ним заниматься, что у тебя, в принципе, есть ещё дела. Ребёнок соглашается. 

Анастасия Клименко:

Расскажите, на каких принципах построено общение с детьми, как происходит занятие. 

Кристина Рудык:

Детей мы воспринимаем, как коллег. То есть обращение такое «уважаемые коллеги», например, лаборатория: уважаемые коллеги, химики, сегодня нам предстоит сделать важное открытие, вы знаете, что некоторые жидкости не поддаются законам Ньютона и могут затвердевать при сильном воздействии. Примерно так, и дети включаются тогда в научный эксперимент постепенно, удивляются, изобретают эту не ньютоновскую жидкость. И в процессе игры, конечно же, они лучше воспринимают информацию, она больше откладывается. 

Анастасия Клименко:

Чувствуют такое единение и на равных они. 

Кристина Рудык:

Конечно, это важно. Наша задача создать такую реалистичную модель взрослой жизни, чтобы ребёнок себя тоже взрослом почувствовал. Чтобы он отвлекся от своей реальности, вот таким я буду через 10 лет примерно. 

Анастасия Клименко:

Если говорить всё-таки о сложностях, были ли они при создании проекта?

Кристина Рудык:

На самом деле, при создании проекта... 

Анастасия Клименко:

Или, может быть, приходится сталкиваться. 

Кристина Рудык:

Проект у нас, на самом деле, молодой, мы всего три месяца назад запустились. И я не могу сказать, что мы с какими-то сложностями такими серьёзными сталкивались. Наоборот, у нас очень большой процент сейчас возвратов идёт, то есть мы делаем правильно, это и детям, и родителям нравится. У нас есть хорошие рекомендации от центра детской психоневрологии, Министерства здравоохранения. У нас есть рекомендательные письма от Министерства образования, нас включили в программу профориентации департамент науки. То есть, мне кажется, мы идём верным путём пока что. 

Анастасия Клименко:

Замечательно. Расскажите, как-то взаимодействуете ли вы со школами или меняетесь, обмениваетесь практикой. 

Кристина Рудык:

Да, безусловно, потому что понятно, что даже когда мы открывали проект, мы понимали, что мы не первые на рынке и не новое. Поэтому мы решили изначально делать больше упор именно на образование, чтобы стать такими ещё помощниками школы. Для этого мы сотрудничаем с методистами средних образовательных школ, которые нас консультируют по школьной программе, и что необходимо было бы дополнить, какую практику дать детям, которую школы не могут. В соответствии с этим мы составляем уже наши сценарии, которые проверяются психологами и методистами и после этого только запускаем. 

Анастасия Клименко:

Но это такие школьные маршруты. 

Кристина Рудык:

Да, это школьные маршруты, именно так они и называются, то есть некий такой квест для ребёнка, в рамках которого он может на практике применить свои знания. Обычно это четыре локации, которые объединены какой-то одной общей школьной дисциплиной или общей темой в рамках нескольких школьных дисциплин. Например, инженерные маршруты, которые включают в себя четыре локации. Дети здесь могут себя попробовать и в 3D моделировании, узнают, что такое композитные материалы и пишут собственные игры, программы в школе программирования, конструируют, анимируют роботов. То есть там очень много всего интересного. И как раз в сентябре мы планируем запуск 8 маршрутов для детей с 1 по 6 классы, которые охватывают очень много школьных дисциплин в разных темах, сферах. 

Анастасия Клименко:

Дети возвращаются, они делают что-то новое, то есть у них разные программы. Я имею в виду по возврату. 

Кристина Рудык:

Конечно, мы очень большое внимание уделяем контенту, делаем переменный контент, меняем сценарий, добавляем занятия именно для того, чтобы ребёнок, вернувшись, всегда для себя мог что-то открыть, где-то себя ещё попробовать. То есть не разовая такая игра, она продолжается. 

Анастасия Клименко:

Это даже получается обучение, не совсем профориентация. 

Кристина Рудык:

Да. 

Анастасия Клименко:

Это здорово. Как вам кажется, развивается в детях какой-то скрытый потенциал, может быть, творческий, что-то посещая, такие курсы. 

Кристина Рудык:

Конечно. Я в этом уверена. Например, просто занимаясь в школе и практикуя какой-то определённый навык, ребёнок ограничен ситуацией. А здесь он может незаметно для себя применить какие-то знания свои собственные, и таким образом он лучше понимает вообще, как ретироваться в мире, в жизни. Кроме того, как я говорила, ребёнок, участвуя во всевозможных активностях, выбирает то, что ему ближе. 

Анастасия Клименко:

Обычно проходят все разные направления или есть какие-то любимые мастерские. 

Кристина Рудык:

Очень зависит от детей, но, как правило, сначала приходят, пробуют всё. А затем уже, когда возвращается, тогда есть кто-то, кто идёт в артшколу и сидит, там мальчика у нас в артшколе 4 часа просидел, рисовал, рисовал, клеил, мастерил. Или, например, тоже в школу программирования, у нас есть такие, которые сидят, по несколько уроков проходят. Юные такие будущие хакеры. И даже уже думаем, что нужно ввести занятие какое-нибудь, например, по взлому нашей финансовой системы для детей. 

Анастасия Клименко:

Я знаю, что у вас есть на базе kidsCity и театр, и лекторий. Есть ли там, предполагаются какие-то мастер-классы лекции?

Кристина Рудык:

Да, конечно, у нас как отдельное направление идёт лекторий, сейчас мы для театра, для лектория формируем какую-то репертуарную сетку. В лектории мы предполагаем встречи с разными интересными людьми. Вот, например, мы ведём переговоры со Сколково, чтобы они приходили к нам и рассказывали о стартапах научных, например, детям, которые ведутся на базе института. Или, например, приходили психологи для родителей, консультировали их на разные детские проблемные темы. 

Анастасия Клименко:

То есть там даже можно и родителям. 

Кристина Рудык:

Конечно. Это даже такая основа, наверное, наша, чтобы родителям нашим в городе тоже было интересно. Мы хотим всё-таки быть территорией семейного досуга. В театре мы тоже формируем репертуарную сетку, чтобы она перекликалась со школьной программой, какие-то современные спектакли, перформансы. 

Анастасия Клименко:

А на занятиях больше практики всё-таки или теории, как выглядит, и оно больше, как развлечение или это такой симбиоз того и того? 

Кристина Рудык:

Да, это скорее симбиоз. Конечно, зависит от занятий, но практики больше, а теория, она не преподаются, как теория, она идёт, как правило игры. Я приводила пример, но можно ещё, например, даётся задание, что полиция поймала особо опасного преступника, его необходимо вывести на чистую воду. Тогда учёные собираются и конструируют детектор лжи, например. И в процессе уже конструирования им рассказывается какая-то теория о биосигналах человеческого тела, вот таким способом. 

Анастасия Клименко:

То есть увлечь и потом раскрыть. Наверное, расскажите, видите вы будущее детей, и какое. Вообще, допустим, ребёнок, сейчас ему 2 года, возможно ли, что он будет приходить и в другом возрасте. То есть в 14 лет. 

Кристина Рудык:

Я очень на это надеюсь. Более того, мы как раз контент под разные возраста и готовим, адаптируем. Есть сценарий для 2 лет, есть для 5, есть для 7. Я думаю, что конечно, от одного посещения нашего города жизнь ребёнка вряд ли кардинально изменится, но какая-то толика информации у него останется, и всё-таки это побудит его в дальнейшем и к нам приходить, развиваться дальше, во-вторых...

Анастасия Клименко:

И он поймёт, что ему понравилось. 

Кристина Рудык:

Он поймёт, что ему понравилось и, получая навыки у нас, он станет лучше адаптироваться, наверное, к взрослой жизни. 

Анастасия Клименко:

Планируете ли вы поддерживать связь с детьми, то есть есть ли какое-то, сколько ребёнок был, что прошёл, что ему интересно. 

Кристина Рудык:

Да, у нас в городе такая есть электронная система, при входе ребёнку выдаётся электронная ID карта, такой мультифункциональный инструмент, с помощью которого он осуществляет все финансовые операции в городе, к этой карте привязывается личный кабинет ребёнка, которым могут пользоваться родители и ребёнок. И в нём фиксируются вообще все его передвижения в нашем городе, в каких локациях он был, чего достиг. Там же будут записываться результаты тестирования, например, которые мы собираемся вводить в рамках школьных маршрутов, чтобы ребёнок мог и сам посмотреть, что у него лучше получается, отследить свой прогресс при нескольких посещениях нашего города. Ну и ещё мы в этот личный кабинет, кстати, подгружаем всю интеллектуальную собственность ребёнка, которую он создал, которую возможно выгрузить. Например, какие-то видеоролики, которые он записал, какие-то статьи, например, которые написал в редакции. 

Анастасия Клименко:

То есть у него целое портфолио собирается. 

Кристина Рудык:

Да, целое портфолио, там же хранится, он может это использовать, потом к этому вернуться. 

Анастасия Клименко:

Наверное, если уже уйти в образование, как поменялся ребёнок сейчас, что ему надо в современном мире, в 21-м веке, что необходимо развивать. 

Кристина Рудык:

Мне кажется, что детям с малолетства нужно развивать гибкость к изменениям в мире. Поскольку наш мир информации, он стремительно меняется, никто не знает, что ждёт нас в будущем. Для того, чтобы не бояться этого будущего, верить в свои собственные силы, всегда находить выход из ситуации, знать, как себя применить, как раз вот эта гибкость и нужна. Например, где-то я читала недавно, что во времена великой депрессии, например, в Америке очень многие прозябали в нищете именно из-за того, что они не смогли изменить сознание, они не смогли, например, найти профессию в тот момент, которые были, может быть, высокооплачиваемые, но не подходили им из-за их нигилизма собственного. Например, таксист тот же или официант, и поэтому вот так нищенский жили. А те, кто смог перестроиться, они выкрутились, пережили это время удачно. 

Анастасия Клименко:

Да, на самом деле, это очень важно, потому что все мы сейчас видели, как машины сами паркуются уже, сейчас беспилотные автомобили делают, что будет с таксистами, вопрос. Все мы видели кассы, которые можно самим оплачивать, тоже поменяются профессии, к этому надо готовиться. 

Кристина Рудык:

Я думаю, да, сознание поменяется. 

Анастасия Клименко:

В век этих технологий как раз всё меняется, во-первых, а во-вторых, говорят про искусственный интеллект, про безусловный доход, возможно. Не потеряется ли желание и смысл учиться, на ваш взгляд? Как вот это объяснить, почему оно нужно? 

Кристина Рудык:

Знаете, сейчас тоже, благодаря развитию искусственного интеллекта на 1 гениальную какую-то вещь или идею приходится просто миллион суррогатов. Просто искусственный интеллект, всё равно это правила и алгоритмы некоторые. Но человек, он ещё, на самом деле, не познал сам себя. То есть пока что непонятно, что такое творчество, что такое озарение, вдохновение. Это не описывается никакими правилами, так же, как мышление человека, это до сих пор загадка, некий чёрный ящик. И в машину, в железку мы пока тоже это правилами прописать не можем, и не предвидится, когда мы сможем это сделать. Но вообще, в принципе, что такое мысль, существует много теорий, никто так и не понял. Кто-то связывает мысль, например, с эмоциями, то есть какая-то мысль или знание возникает на фоне амплитуд, комплекса эмоций, коды подаются в мозг человека, и тут у нас возникает какая-то идея, как в компьютер это тоже заложить не представляется возможным. 

Анастасия Клименко:

Такое творчество, оно мне кажется, это чисто человеческое. 

Кристина Рудык:

Да, чисто человеческое, но за счёт этого и прогресс идёт. Ну, и искусственный интеллект, он бездушный тоже. Человек с душой рождается. 

С этим я не могу не согласиться. Есть такое, что компьютер сейчас может, допустим, есть онлайн образование, может вроде как заменить учителя, но это всё очень спорные моменты. Потому что, допустим, есть такие курсы, как Coursera, Khan Academy, они замечательные, в принципе, они раскрывают много возможностей. Но опять-таки технология, это всегда статистика, не все просматривают почему-то, до конца не проходят курс. И тут вопрос, всё-таки может компьютер заменить учителя, или он нам нужен. 

Кристина Рудык:

Учителя, понимаете, компьютер - источник какой-то дополнительной информации. В основном ещё и потоковой. Мастерство компьютер передать никак не может. Чтобы стать хорошим врачом, тебе нужно рука об руку поработать с профессионалом. Вообще, в принципе, знания, они передаются, на самом деле, от учителя к ученику. Это и опыт, накопленный собственным учителем, потом уже ученик его перерабатывает и приумножает. То есть это уже творческий процесс, мыслительный. Например, у меня в университете был замечательный просто педагог, Владимир Успенский, который преподавал у нас математическую логику и теорию вероятностей, вот он любого филолога мог научить. И он всегда гордился тем, что он был учеником самого Колмогорова, понимаете. Это багаж все-таки такой. 

Анастасия Клименко:

Могли бы вы посоветовать какие-то книги по обучению или воспитанию детей?

Кристина Рудык:

По воспитанию детей я, конечно, могу судить только со своей колокольни двух трёхлеток. Я обращаюсь к подобным книгам, только когда испытываю какую-то проблему конкретную. Поскольку книг очень много, здесь нужно выбирать, что ближе маме конкретно, что совпадает с её мироощущением. Но я много занимаюсь с детьми творчеством, и книги как раз по творческому воспитанию, они у нас настольные. Например, «Творческое воспитание» Джин Ван'т Хал книжка замечательная или «Айсберг на ковре» Аси Ванякиной, кстати она со мной училась в университете. Потому что понятно, что творчество, это такой основополагающий процесс, двигатель прогресса. С помощью творчества ребёнок лучше познаёт окружающий мир и воспитывается эмоционально, становится более оригинальным и изобретательным, потому что он комбинирует какие-то вещи не комбинируемые. Кстати, мы в плане творческого воспитания ещё много ходим в театры, музеи. И сейчас в Москве появились малышковые прямо походы в музеи, малышковые экскурсии, прекрасно построенные. Мы много читаем с детьми вслух, тоже я считаю важно, поскольку чтение даже вслух мамы, оно даёт ребёнку некий культурный багаж, который остается вместе с ним. Сейчас огромное количество замечательной детской иллюстрированной литературы, книжки несут в себе ещё и эстетическую ценность, их приятно рассматривать, держать в руках. Кстати, недавно совершенно купила книжку, которая называется «Книга, как лекарство». Это такой справочник замечательный, в котором представлены разные недуги людей, дети такие, как, например, лень или капризность, или агрессия. А дальше идёт список книг, какие стоит почитать с ребёнком, чтобы его от этого недуга излечить, они разделены по возрастам. Мы сейчас пришли к такому методу воспитания. 

Анастасия Клименко:

То есть это то, что надо прочитать детям?

Кристина Рудык:

Вместе с ними, то есть там по возрасту. Ребёнок постарше может и сам почитать, хотя я считаю, что и старшими детьми тоже можно читать вслух книжки, это тоже полезно. Или с малышом можно просто посмотреть книгу на тему. 

Анастасия Клименко:

На самом деле, правда говорят, что если, особенно в таком возрасте, дети, они запоминают, и на подсознательном уровне у них всё это вырабатываться. 

Кристина Рудык:

Да, мозг, он более гибкий в таком возрасте. 

Анастасия Клименко:

Но тогда тот же вопрос, а языки, вы считаете, надо давать? Потому что говорят, что тоже можно так, ребёнок перестанет бояться иностранного языка, если ему давать. 

Кристина Рудык:

Я считаю, да, если есть такая возможность, то действительно, это прекрасно. Хотя, в билингвальных семьях, там бывает потом проблема то с одним, то с другим языком, если дети сразу 2-3 языка учат. 

Анастасия Клименко:

То есть качество теряется. 

Кристина Рудык:

Качество теряется, да. Но, в принципе, начинать можно, мне кажется и с 2-х, и с 3-х учить языки, дальше уже это от способности зависит, мне кажется, тоже языковые способности заложены у ребёнка изначально, когда он рождается, генетически. Устройство мозга. 

Анастасия Клименко:

Расскажите о планах kidsCity, сейчас будет сентябрь. 

Кристина Рудык:

Сентябрь у нас такой месяц горячий. В первую очередь, мы запускаем наши школьные маршруты, про которые я сказала. И экомаршут у нас есть, и биомедицина, урбанистический маршрут, то есть очень много всяких идей прекрасных и сценариев. Надеюсь, детям это понравится. Также мы планируем развивать наш лекторий-театр, о чем я сказала, развивать активность для родителей, чтобы они, приходя к нам в город, тоже чувствовали себя комфортно и знали, чем заняться. И сотрудничество со школами. 

Анастасия Клименко:

Профориентация насколько необходима вообще, и откуда это пошло. То есть в моем детстве такого не было. Но вообще, я бы хотела, чтобы мне показали много профессий. 

Кристина Рудык:

В моём детстве тоже к такого не было, но здесь, в моём случае это была хорошая работа родителей, которые меня всегда поддерживали во всех моих начинаниях, идеях, это важно. А тут, действительно, это очень хорошая история, потому что и детям, и родителям показывают, на что их ребёнок способен. Мы не только раскрываем потенциал ребёнка, но мы доказываем родителям, что их ребёнок даже может то, что они не представляли. Мы показываем интерес ребёнка, и тем самым помогаем родителю развивать дальше своего ребёнка, если он хочет заниматься. Это даже не профориентация, это раскрытие талантов и способностей. 

Анастасия Клименко:

Какие же есть ещё творческие мастерские. То есть я знаю, что театр, у вас ещё есть... 

Кристина Рудык:

У нас есть театр, у нас есть артшкола, у нас есть русское радио, например, когда дети сами придумывают свое ток-шоу, его ведут, школа блоггинга, сейчас очень актуальная профессия, делают свои репортажи. На самом деле, для малышей кулинария, это творческий процесс, то есть в пекарне готовим печеньки красивые, дети тоже, на самом деле, увлекаются творчеством. Плюс мы хотим тоже ввести чтение книжек с детьми, развивать в театре много разных творческих занятий, которые будут стимулировать желание ребёнка заниматься творчеством. 

Анастасия Клименко:

Блоггинг, мне вообще кажется, что этого сейчас новое веяние, как телевидение. Просто сейчас оно ушло, теперь даже есть больше возможностей попасть в телевизор у детей. Печеньки они, получается, могут забрать с тобой, попробовать, дать родителям. 

Кристина Рудык:

Да.

Анастасия Клименко:

В школе блоггинга они могут увидеть, у них прямо будет видео какое-то записанное, они могут его выложить или посмотреть где-то. 

Кристина Рудык:

Да, они сделают свой собственный репортаж, который подгружается в личный кабинет ребёнка, он может потом, если у него уже есть Инстаграм, поделиться, например, показать маме с папой, что он создал. 

Анастасия Клименко:

А если это театр, то родители могут посмотреть какие-то выступления, спектакли. 

Кристина Рудык:

Да, у нас есть такое занятие, где дети сначала ставят свой собственный спектакль, потом они приглашают родителей, как зрителей и показывают, что они сделали. 

Анастасия Клименко:

Какой бы вы могли дать совет родителю, который не знает, какую дать профессию ребёнку? Раньше всё было более понятно, врач, экономист. 

Кристина Рудык:

Я считаю, родитель не должен выбирать профессию для ребёнка никоим образом, должен просто ему помочь, сориентировать, раскрыть свои способности, а дальше ребёнок, он сам выберет, нужно его всячески поддерживать в его выборе, вот это роль родителя. 

Анастасия Клименко:

То есть это на любых этапах. 

Кристина Рудык:

На любых этапах, мне кажется, да. Потому что все дети индивидуальны, нельзя им ничего навязывать, со своим способностями рождаются. 

Анастасия Клименко:

То есть нужно просто развивать те навыки, которые, наверное, ребёнок. 

Кристина Рудык:

К чему у ребёнка душа лежит, тем и нужно с ним заниматься. Ничего не навязывать. 

Анастасия Клименко:

Какие навыки, на ваш взгляд, более полезны, софтскиллз, как сейчас называют, это умение общаться, творческие какие-то. Или всё-таки хардскиллз, которые фундаментальные, математика, программирование, что будет полезно в современном мире?

Кристина Рудык:

Я считаю, что фундаментальные знания должны остаться фундаментальными, с них мы все начинали, это система, которая себя уже оправдала, передаётся из поколения в поколение, это должно сохраняться. То есть ребёнок должен получить фундаментальные знания. А всё остальное, нельзя сказать, с какими навыками ребёнок станет успешным. Кто-то может стать прекрасным оратором, кто-то вообще ребёнок интроверт, он будет творить шедевры, ему не нужно всё это, в принципе, общение, блоггинг, выступления.

Анастасия Клименко:

То есть не всегда это публично. 

Кристина Рудык:

Да, каждый должен для себя решить. 

Анастасия Клименко:

Есть ли у вас какие-то психологи на kidsCity, которые составляют программу. 

Кристина Рудык:

Конечно, мы сотрудничаем с центром детской психоневрологии, они, во-первых, проверяют все наши сценарии, дают свою оценку, если что, мы корректируем в зависимости от их мнения. Потом они нам сейчас разрабатывают тестирование, с помощью которого ребёнок сможет, пройдя тест, выявить, к чему больше склонен, уже пойти по тем локациям, которые выдаст этот тест. 

Анастасия Клименко:

Это такое психологическое, куда ребёнку лучше сходить. 

Кристина Рудык:

Да, на основе тестирования. Посмотрим, сейчас интегрируем, покажет время, насколько это эффективно. 

Анастасия Клименко:

На ваш взгляд, насколько важно психологически понимать ребёнка, может быть, даже в школах. Вообще, психолог, это уже не зазорно и, наоборот, необходимо, мне кажется, в современном мире. 

Кристина Рудык:

Да, просто, конечно, необходимо. Но психолог - понятие растяжимое, бывают психологи, которые занимаются именно с детьми образованием, бывают психологи, которые занимаются какими-то проблемами и конкретными болезнями ребёнка, скорее, даже психоневрологи. И, безусловно, этот человек в нашем мире необходимый, потому что из-за объёма информации, которая поступает сейчас, происходит такая дезориентация, мне кажется, у всех, и у взрослых, и у детей. Ребёнку сейчас тоже в мире информации очень сложно, на него гораздо больше сейчас обрушивается, чем в нашем детстве. В таких случаях психолог очень хорошо помогает расставлять на место. 

Анастасия Клименко:

У нас осталось немножко времени, может быть, вы могли бы поделиться лайфхаками с родителями, как, может быть, лучше с ними заниматься, как вместе обучаться или, наоборот, которые упрощают общение и обучение с детьми. 

Кристина Рудык:

Знаете, такого точного лекарства, как помочь общаться с детьми, у меня нет. Я считаю, что нужно просто слышать своего ребёнка, проводить с ним больше времени, качественно проводить время. То есть не давать гаджет какой-нибудь, телефон, а действительно, сидеть с ним, общаться, заниматься и вообще, быть для своего ребёнка целым миром. Тогда всё получится. Тогда ребёнок к вам отнесётся с благодарностью и уважением, и для вас будет отдача больше. 

Анастасия Клименко:

Сколько с ребёнком, и нужно ли с ним заниматься в день? 

Кристина Рудык:

Я думаю, что это не вопрос количества, это вопрос качества. Можно приехать с работы провести с ним 2 часа времени, это будет гораздо эффективнее, чем ты будешь ходить с ним целый день, не знаю, в плохом настроении, непонятно, чем заниматься, но не с ним быть. 

Анастасия Клименко:

Как вы относитесь к таким онлайн образовательным развивашкам, как их сейчас называют. 

Кристина Рудык:

Для детей?

Анастасия Клименко:

Да. И с какого возраста можно давать технику? Мне кажется, что говорит, что не давать телефон вообще, это как-то не современно и, мне кажется, человек, наоборот, ребёнок от этого отстанет. Но всё-таки возраст 3 года, это вопрос, давать ли ему, мультики тоже вопрос, может быть и да. 

Кристина Рудык:

Я считаю, что лучше позже. Потому что в 3 года всё равно ребёнок, он не занимается развивающимися занятиями, он тыкает просто разные звуки. По моему опыту, я просто пыталась через iPad учить с ним буквы. Им больше нравится процесс нажимания, они ещё не понимают, что от них хочется. И в итоге мы буквы учили простым способом, я им дала удочки, магнитные буквы, и вот они ловили. 

Анастасия Клименко:

Им это больше нравится. 

Кристина Рудык:

Они вылавливали буквы, если правильно угадаешь, то ты её поймал, если не угадаешь, то ты выпускаешь обратно. Гораздо больше, и мы так быстрее буквы выучили. Ну и вообще, есть всегда опасность, когда ты даёшь ребёнку iPad, что он дальше захочет поиграть. 

Анастасия Клименко:

Конечно, зависимость. 

Кристина Рудык:

Да, и в интернет зайдет, там ещё что-то посмотрит, а потом истерика начнётся, это уже идёт во вред. Потому что и психологическая нагрузка, и нагрузка на зрение, тоже зрение садится. И вообще, сейчас есть такой феномен и у взрослых, и у детей, это блоковое мышления. То есть ребёнок и взрослый, он привыкает жить в формате вопрос-ответ и читать маленький абзац текста. И в результате ни взрослый, ни ребёнок оказывается не способен прочитать, например, предложение Толстого, и уж не говоря о Прусте, это результат вот этих... 

Анастасия Клименко:

Потому что в интернете масса информации, быстро-быстро нахватать информации. А книжки уже разучились читать. Так что, да, надо с детством читать. 

Кристина Рудык:

Надо дозированно и при небольшой необходимости. 

Анастасия Клименко:

Мне кажется, мы пришли к хорошему выводу, что всё-таки с детьми надо читать и показывать им, что ты тоже читаешь. Потому что там иногда больше, мне кажется, информации, чем в этих мини текстах. Спасибо всем, кто нас услышал. До новых встреч. 

Кристина Рудык:

Спасибо, Настя, что пригласили.