{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Бондяшов Основатель группы компаний "Дочки-Сыночки" 06 августа 2018г.
Подарок новорождённому!
Какие российские товары претендуют стать первыми в жизни новорождённого и с какой целью разрабатывается государственная программа в помощь будущим родителям?

Антонина Цицулина:

Добрый день коллеги! Это программа «Да – Игра!» на канале Mediametrics и как обычно каждый понедельник в 17 часов мы с вами обсуждаем вопросы развития индустрии детских товаров. Стараемся на каждую нашу передачу пригласить признанного эксперта, компанию, указывающую существенное влияние на ту тему, которую мы обсуждаем. Сегодня мы решили обсудить государственную программу, которая называется «Подарок новорожденному» - это возможно первая федеральная программа, которая определит имущественную поддержку семей с детьми. Я пригласила к нам в студию Александра Бондяшова основателя группы компании «Дочки – Сыночки». Александр, добрый день!

Александр Бондяшов:

Здравствуйте!

Антонина Цицулина:

Прежде, чем мы перейдем к обсуждению этой программы у нас есть традиционные вопросы для того, чтобы мы вспомнили о том, в какой мы с Вами индустрии работаем, я задаю всем экспертам. Помните ли Вы свою любимую игрушку детства?

Александр Бондяшов:

У меня их было много. В основном это были наборы солдатиков, кораблей, самолетиков, и мы в эти игры играли в войнушку.

Антонина Цицулина:

Понятно, что дети уже взрослые, а внуки сегодня во что играют? Я думаю, вы правильный дедушка, подарков должны много своим внукам дарить. Ваши внуки, во что сейчас любят играть?

Александр Бондяшов:

Понятно, что мои внуки, как и мои дети, завалены игрушками, их невообразимое количество у них дома. Играют в основном в машинки, как не странно, такой узконаправленный интерес, причем у внуков и у внучек.

Антонина Цицулина:

А нет какой-то истории игрушки, в которую играли Вы, играли Ваши дети, никакая игрушка не передается, не храниться, не стоит на шкафу?

Александр Бондяшов:

Нет.

Антонина Цицулина:

Можно очень коротко сказать, как появился бренд «Дочки - Сыночки», сколько лет этому бренду?

Александр Бондяшов:

Коротко, наверное, не получится. Бренд родился в 2001 году, хотя бизнес супруга начала в 1996 году, потому что я служил в армии и уволился в запас только в 1999 году. Тогда мы начали «Мама и дитя», «Малышок» - такие были названия магазинов. Только в 2001 году, в результате конкурса, объявленного среди работников компании, выиграло название «Дочки-Сыночки», с тех пор так и называемся.

Антонина Цицулина:

Очень хорошее название, молодец коллектив. У нас в индустрии много людей и компании, где это семейный бизнес. К сожалению, не все из них сохранили возможность участия следующего поколения, насколько я знаю, что в Вашей компании принимает активное участие Ваш сын. По нашему взаимодействию с ним хочу отметить для Вас - это один из серьезных, подающих надежды молодых экспертов. Когда мы с мужем позволим себе отойти, я думаю, что наши дети будут работать в нашей индустрии. Это очень хорошо, хорошо, чтобы он не ушел из нашей детской темы. Я недаром говорила об игрушке, хотя у нас «Дочки-Сыночки» и тема товары для новорожденных. Но, тем не менее, хочу сказать, что в этом году в 100-летие отечественной отрасли игр и игрушек, и на сайте toys-russia.ru мы проводим голосование за легендарные, лучшие игрушки 100-летия. Кстати, надо посмотреть есть ли там игрушки «Дочки-Сыночки». Я знаю, что у Вас есть немного в ассортименте. Если Вы хотите принимать участие и в голосовании, я приглашают всех разработчиков, изобретателей, все компании у которых за последние 100 лет есть игрушки, загрузить на этот сайт и проголосовать.

Возвращаемся к нашей теме «Подарок для новорожденного». У нас с Вами есть история. Когда в 20112-2013 году мы собирались нашей экспертной группой на Стратегию развития индустрии детских товаров, я запомнила, что Вы сказали, что не нужна никакая мера поддержки бизнесу, неважно торговля это или производство, если бы государство нашло возможность хотя бы по 40 000, я даже помню цифру, которую Вы назвали, по 40 000 рублей при рождении ребенка выделять на детские товары, то тогда бы поднялось российское производство и все хорошо было бы в торговле. Сегодня Ваше мнение изменилось или нет, Вы по-прежнему считаете, что стимулирование непосредственно семьи имеет больший эффект для бизнеса?

Александр Бондяшов:

Я остался при своем мнении. Еще раз повторю: спрос должен рождаться снизу, если у людей есть деньги, то они их тратят, если нет, значит, не тратят, и бизнес начинает умирать. Повторюсь, что когда мы делали опрос мамочек, мы их спрашивали: «Что нужно, чтобы Вы рожали детей как можно больше?» 80% мамочек сказали, что им нужно, чтобы они родили, и им хватало денег, чтобы купить все необходимое детям и плюс, чтобы еще оставалось на жизнь для семьи. Я прикинул, что средняя зарплата в районе 40 000 рублей, доход психологический должен быть такой именно. Не буду ссылать на зарубежный опыт, где мамочки получают по несколько тысяч долларов. Вернемся к нашим реалиям. Первое, они должны иметь деньги, чтобы воспитывать детей и при этом сидеть дома. Второе, это тоже 80% сказали, что кроме денег им нужна достаточная площадь, соответственно, стимулирование ипотеки под низкий процент это тоже системная мера.

Антонина Цицулина:

Не прошло и 5 лет, мы находимся сейчас на этапе, когда может быть будет федеральная программа субсидирования затрат семьи на товары первой необходимости. Конечно, эта идея, так называемого безусловного родительского или материнского дохода. Мне кажется, что, в конце концов, очень многие страны, надеюсь и Россия, в том числе, к этому придет, когда мамы уходят в декретный отпуск по уходу за ребенком и государство имеет возможность сохранять ей 50%, а лучше 100% того дохода. Тогда, безусловно, не надо будет тратить деньги на детские сады и ясли, а дети будут расти в семье. Это такая розовая мечта голубого детства. Ну, зафиксируем ее, может быть придет время, когда мы будем ее обсуждать. Вернемся к подарку для новорожденных. Нас слушает b2b аудитория, бизнес и передача у нас про бизнес, и для бизнеса. Мы с Вами прекрасно понимаем, что каждый социальный рубль в данном случае, он станет промышленным рублем. Много сейчас дискутируют о том, насколько эта мера может быть прозрачной, насколько она может быть доступной для большого количества участников, каждый, конечно, видит себя и свою продукцию. Вопрос к Вам. Вы, в числе прочих торговых сетей уже несколько лет учувствуете в аналогичной программе в Санкт-Петербурге, в Москве и Вы видите по всем этим продажам, за что мамочки голосуют рублем. Коротко поясню, мое мнение такое что, чтобы мы не говорили, не опрашивали, не думали, не прогнозировали, есть очень нормальный показатель и эта информация есть у каждой торговой сети, которая работает с детской группой в целом и с рынком товаров для новорожденных в частности. Они видят это в кассовом чеке. На Ваш взгляд, что наиболее востребовано сегодня родителям, или то, на что не хватает денег, Вы это видите по тем категориям, на которых стали экономить, расскажите немножко?

Александр Бондяшов:

Если бы я знал, что мне зададут такой вопрос, я бы очень серьезно подготовился, снял бы аналитику. Навскидку боюсь наврать, это было бы непрофессионально, поэтому ответить я не смогу. В целом, то, что сейчас находится в наборах для новорожденных, которые сейчас продают, плюс-минус попадание есть.

Антонина Цицулина:

Подскажу немножко, мы много взаимодействуем по этим мерам, у меня есть небольшая аналитика, которую Вы давали по поводу Ваших продаж. Все то же самое доля рынка, все, что относится к швейной, текстильной промышленности, все, что относится к одежде для малышей первого года. Понятно, это такие дорогостоящие покупки, как коляска, кроватка, автомобильное кресло, все, что из мебели семья может себе позволить. Это та группа товаров на которую, это дает данные РосСтат, меньше всего денег, то есть труднее всего купить дорогостоящие, крупногабаритный продукт. Дальше большая доля затрат идет на питание и средства гигиены, на такие расходники, как памперсы, не важно одноразовые или многоразовые. Я думаю, что не исключение сегодняшнее состояние положения, но в принципе, Вы считаете, например, что так корзина, которая сформирована в Москве, либо тот перечень, который есть в Санкт-Петербурге, он отражает реалии потребности сегодняшних родителей. В корзине должны быть именно эти категории продукта?

Александр Бондяшов:

Да, конечно.

Антонина Цицулина:

На Ваш взгляд, включение таких категорий, а сейчас идет очень серьезная дискуссия, какие категории продуктов там должны быть, но никто не оспаривает, что есть от региона к региону сезонные, где-то больше нужны теплые вещи, где-то наоборот какие-то летние, это само собой урегулируется. Например, нужны ли там какие-то продукты медицинского назначения, муссируется по градуснику для температуры, который дорогостоящий, по себестоимости равен детской кроватке. Какое Ваше мнение?

Александр Бондяшов:

Конечно, кроватка нужнее.

Антонина Цицулина:

И кроватка, не только на первый год, ребенок там может до 5 лет в ней спать, то есть это более правильная инвестиция. А коляска?

Александр Бондяшов:

В идеале, конечно, нужна, но мы же должны отталкиваться от стоимости коробки, все пляшет вокруг этого. Если правительство скажет, что коробка должна стоить, к примеру, 10 000 рублей, соответственно и товар будет подбираться туда, будет очень много маленьких, дешевеньких предметов.

Антонина Цицулина:

Почему бы нам не подискутировать и сказать, что вот сейчас министерство промышленности и торговли в очередной раз хочется сказать им большое спасибо за то, что инициатива была поддержана. Если говорить об истоках этой инициативы, то ее внес в план десятилетия детства экспертная группа и уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации. Пользуясь случаем, хочу передать большое спасибо руководителю, нашему уполномоченному, действительно хорошо вместе мы сработали. Сейчас Министерство промышленности и торговли увидело определённый ресурс, вышло с предложением и отстаивает финансирование, но это федеральные деньги, это региональные деньги, но ведь здесь могут быть частные деньги в том числе. Мы знаем, что сейчас в ряде регионов крупный бизнес, работающий в этих регионах, может софинансировать. Мне кажется, что было бы ресурсно, когда регион мог получить и федеральные деньги, имел возможность добавить свои региональные деньги и у него были нормативные права, то есть имел возможность при необходимости доложить туда какие-то дополнительные продукты, которые даже наш бизнес мог бы захотеть вложить в эту коробку.

Александр Бондяшов:

Приведите пример, я пока не понимаю.

Антонина Цицулина:

Например, в ряде регионов есть благотворительные фонды, которые вместе с государством, на основе частного государственного партнерства реализуют социальные программы поддержки определенных семей. Предположим, может быть, какая-то коробка, в которую государство купит те продукты, которые она захочет купить: коляску, кроватку, одежку либо еще что-то. Какой-то крупный производитель, который может себе позволить, может туда положить дополнительные подарки, как это существует в ряде других стран. Почему? Потому что для него это маркетинг.

Александр Бондяшов:

Я не сталкивался с такими программами, нет опыта работы с такими программами, прокомментировать не могу. Единственный вариант, который я вижу, что транснациональные компании захотят прорекламировать какую-нибудь свою продукцию и бесплатно дадут один памперс, один пакетик сока и еще чего-нибудь, тут вроде что-то такого.

Антонина Цицулина:

Я думаю, да, но, мне кажется, что это может представлять интерес том числе для торговых сетей, потому что все мы заинтересованы в том, чтобы наш потребитель пришел в наши магазины. Вы заинтересованы, чтобы он пришел к Вам, это трафик и это продукт. Мне кажется, что нам надо попытаться обосновать, в том числе использовать эту программу в интересах и семей и бизнеса, для того чтобы каким-то образом расширить эффект этой программы, докладывая туда еще какие-то продукты. Мы с Вами обсудили категории в целом, есть понимание, что у нас есть ограничения, Вы правильно сказали, если это будет 10 000 рублей, мы будем стараться набирать как можно больше продуктов, чтобы мамочка получили и брать шапочки, распашоночки и все остальное.

Александр Бондяшов:

На коляску точно не хватит.

Антонина Цицулина:

Да и большое производство колясок у нас должно открыться скоро. Мы знаем, что эта мера будет реализовываться в целях развития производства в Российской Федерации. То есть, преференции получат производители полного промышленного цикла, которые реализуют какие-то инвестиционные программы развития, и производят эту продукцию. Скажите, пожалуйста. Я знаю, что наши детские специализированные сети в целом и Вы в частности, уделяете большое внимание безопасности и качеству, отбираете поставщиков, постоянно работаете над этим вопросом. Мы знаем, что, например, в московской коробке были вопросы, связанные с тем, что там есть продукты, не отвечающие стандартам безопасности и качества. Очень многие наши даже производители и даже не малый бизнес, а средний, не всегда знают, что рынок товаров для новорожденных это очень и очень жесткая система подтверждения безопасности и качества. Вы имеете в ассортименте очень большую линейку собственных торговых марок. На сегодня там, по-моему, на торговую сеть там работают порядка 30 фабрик Российской Федерации. Я говорю сейчас не в целом за рубежом, а именно в России. Какая сейчас цифра?

Александр Бондяшов:

Около 40.

Антонина Цицулина:

Уже около 40 и наращиваете, как все торговые сети. Вы инспектируете производство, как Вы проверяете?

Александр Бондяшов:

Там целая процедура. Я не так глубоко погружен в этот процесс, но я точно знаю, что у нас есть специальный производственный отдел, где работает несколько десятков человек, которые сами сначала нарисовали дизайн, потом сшили лекала, задали технические параметры. Потом ищут поставщика, выезжают на место, смотрят какое там оборудование, сколько там швей и другого личного состава, смогут ли они выполнить наши объемы по количеству и по качеству, и только после этого мы там размещаем. Естественно, все это проходит сертификацию, но это само собой разумеющееся.

Антонина Цицулина:

Для Вас, да. Потому что понятно, что Вы, у нас есть 3 лидера специализированной рыночной торговли и все внимание к Вам и все проверки к Вам идут. Российские производители справляются с объемами или есть проблемы с тем, что не справляются?

Александр Бондяшов:

К сожалению, крупных производителей у нас нет, поэтому их 40. Мы бы с удовольствием отдали весь свой заказ кому-нибудь одному, так было бы легче, но, к сожалению, все швейные фабрики умеют в своем составе 2-3-4 десятка швей и все, поэтому они мелкие и поэтому их так много.

Антонина Цицулина:

Правильно я могу сделать вывод, что если из того объема, который продается в Вашей сети мы вычленим первый год, то по сути сегодня ни один российский производитель в случае реализации государственной программы, когда каждый родившийся ребенок получает эту корзину, с этим объемом не справится.

Александр Бондяшов:

Это однозначно, не справится. Мы же, кроме того, что создаем дизайн, лекала, задаем технические параметры, мы же еще под них сами завозим материал, ищем по всему миру, выбираем самый лучший, самый качественный, самый красивый, тот, который точно сам себя продаст. Фактически фабрики работают на нашем сырье, под нашим тотальным контролем, поэтому качество мы гарантируем.

Антонина Цицулина:

Поэтому сейчас задача справится ли российский производитель с таким государственным заказом, с тем, что ему придется инвестировать свои собственные деньги в закупку материалов, в производство данной продукции, в хранение этой продукции на складе, достаточно сложную логистику. Ставит определенные задачи и перед нами, как перед ассоциацией и теми крупными игроками, которые есть в наших рядах в вопрос проработать, как мы сможем реализовать эту программу. Хороший вопрос, надо будет его обсудить. «Дочки-Сыночки» сегодня один из крупнейших ритейлеров детских товаров в России, если говорить навскидку, как Вы сами себя оцениваете, какую долю рынка и какое место Вы занимаете в этой иерархии?

Александр Бондяшов:

2-е-3-е место, у нас есть явный лидер в виде «Детского мира».

Антонина Цицулина:

Немного отличается ассортимент.

Александр Бондяшов:

Мы и «Кораблик».

Антонина Цицулина:

Какой-то такой паритет есть. Как вы оцениваете точку входа на этот рынок для крупных, больших игроков, он может быть, он есть?

Александр Бондяшов:

Не понял, про каких еще больших игроков? Не пугайте меня.

Антонина Цицулина:

4-ая сетка может появиться?

Александр Бондяшов:

Может, если у нее будет инвестор, у которого есть несколько десятков миллиардов рублей, да, может.

Антонина Цицулина:

А ниша есть?

Александр Бондяшов:

Вот ниши, к сожалению, я думаю, что нет.

Антонина Цицулина:

Да, остается только одно, кого купить. Понятно. Скажите, как мы закончили первое полугодие этого года, очень тяжело с детским бюджетом или мы можем говорить об осторожном оптимизме, что все-таки появляются деньги в семье и какой-то аккуратный выход из этой ямы, в которую мы все свалились последние 3 года, есть или тяжело еще пока?

Александр Бондяшов:

Конечно, тяжело, потому что падение рождаемости мы же не остановили, оно, как и в прошлом году – минус 15%.

Антонина Цицулина:

Минус 11% пока официально.

Александр Бондяшов:

В этом году те же, если не больше, поэтому пока все не очень.

Антонина Цицулина:

Это рождаемость, а вот доходы населения, ведь нам не повезло 2 раза: упала рождаемость и упали доходы населения.

Александр Бондяшов:

Я не вижу, чтобы доходы населения увеличивались.    

Антонина Цицулина:

Поэтому меры государственной поддержки сейчас для детей, особенно первых 3-х лет они, конечно, сейчас очень ресурсны. Ряд наших коллег говорили, что они уже видят, когда родители приходят вот эти 10 000 рублей, которые сейчас пошли всем детям после указа президента. Приходят и говорят: «Пришли с президентскими деньгами». Вы увидели их в магазинах, 10 000 рублей зашли в торговую сеть «Дочки-Сыночки» или не знаете?

Александр Бондяшов:

Нет, пока не в курсе.

Антонина Цицулина:

Мы все-таки надеемся. «Дочки-Сыночки» на мой взгляд, может я не права, давно не была в магазине, всегда лидировали в теме товаров для новорожденных, именно в текстильной группе, как таковой. Сейчас что-то изменилось, или вы теперь не только сетка товаров для новорожденных?

Александр Бондяшов:

Мы всегда себя считали не сеткой для товаров для новорожденных, а в целом детской сеткой. У нас всегда были товары до 12 лет. Сейчас из-за обострившейся конкуренции с другими одежными и обувными сетями, сейчас все бросились в детство, потому что у всех стагнируют продажи, стагнируют доходы. Обувники делают свои детские коллекции, одежники - свои, «Пятерочка» открыла, думают, что за счет детства они смогут поправить свое положение. Понятно, что это нас расстраивает, но мы верим в свою специализацию, что если людям нужно купить хороший товар, хорошего качества и в огромном ассортименте, они пойдут обязательно к детским специалистам.

Антонина Цицулина:

Скажите, пожалуйста, Вы уделяете большое внимание онлайн-магазину и показатели хорошие. Я помню еще несколько лет назад, мы обсуждали и все говорили, что доля онлайн-продаж еще несущественна, где они, а где мы, главное наращивать присутствие в регионах. Мы с вами развивались, открывали магазины в регионах, меняли свою концепцию, работали над новыми магазинами. Сейчас что-то поменялось в Вашем видении, Вы считаете, что столько же надо открыть традиционных форматов торговли либо электронная торговля в приоритете в большем, чем несколько лет назад?

Александр: Я за 25:47униченел. У меня четкая уверенность, что интернет-магазин не может выжить, не может быть рентабельным, если у него нет своей розницы. Я не знаю ни одного прибыльного детского интернет-магазина, честно говоря.

Антонина Цицулина:

Вам виднее, Вы купли один из таких интернет-магазинов, который перспективно хорошо и правильно развивался, и там не хватило как раз офлайн истории и поддержки. Вот эта интеграция, она сработала, то есть оправдались Ваши ожидания, Ваши инвестиции в магазин «Esky», который Вы интегрировали, или, скорее всего, Вы купили базу, которая у Вас была? Если можно на этот вопрос ответить, я понимаю, что что-то может составлять коммерческую тайну, но если в общем скажите, буду благодарна.

Александр Бондяшов:

«Esky» должен был занять определенную нишу, к сожалению, как часто бывает, где-то не все предусмотрели. Интеграция чисто техническая с «Esky» заняла больше времени, чем планировали, за счет этого трафик там упал, поэтому наши ожидания на 100% не оправдались, но мы верим, мы знаем эту нишу. С «Esky» будет все хорошо, а так же с несколькими другими интернет-магазинами, которые мы тоже купли.

Антонина Цицулина:

Немного о слиянии и поглощению, хотя мне пишут смс, что когда мы вернемся к подарку для новорожденного, мы обязательно вернемся. Рынок сейчас структурируется. Все в ожидании, что будут делать лидеры, будут ли они интегрироваться, объединяться, кооперироваться, как они будут развиваться, будут ли они становиться вертикально интегрированными холдингами, то есть пойдут ли в производство, покупку производителей, либо будут покупать друг друга. Вы сейчас сказали, что в первую очередь выбрали покупку интернет-торговли, а в целом может ли быть в перспективе развития «Дочек-Сыночек» интеграция с какими-то другими сетями? Вы рассматриваете для себя такую возможность, Вы открыты?

Александр Бондяшов:

Да, мы открыты, мы всегда готовы. Но, к сожалению, на словах все открыты, когда доходит до дела возникает слишком много нюансов и противоречий и это не дает однозначного ответа.

Антонина Цицулина:

Но с другой стороны, Вы сами сейчас сказали, что в принципе объединение с «Esky» если бы произошло немного раньше, не тогда, когда компания стала терпеть серьезные потери, то и показатели были бы лучше. Поэтому очень хорошо, что Вы открыто говорите, что Вы готовы к переговорам, потому что, на мой взгляд, это примерно 3 года пока там что-либо произойдет. Вы считаете, рынок в ближайшие 5 лет будет сильно структурироваться, то есть, останется, как в других отраслях 5-10 крупных игроков?

Александр Бондяшов:

Да, останется, я думаю 3 максимум.

Антонина Цицулина:

Вы имеете среди ритейла?

Александр Бондяшов:

Да.

Антонина Цицулина:

Ну, да, если там не появится еще один игрок, мы видим, как активно «Алиэкспресс» развивает детскую категорию, какие у нее большие показатели. Хотя, Вы знаете, не могу назвать организации, но разговаривая с разными нашими участниками ассоциации, я слышу о том, что они собираются открывать какую-то торговую сеть, но все говорят о какой-то специализации: торговую сеть игрушек, торговую сеть крупногабарита с колясками, как бы итерация по интернет-торговле. «Дочки-Сыночки» себя здесь видят как, в тройке лидеров по всем направлениям?

Александр Бондяшов:

Мы по интернет-торговле всегда были в лидерах, у нас доля проникновения интернета более 15%, подбирается к 17% и будет еще больше. Мы не успели сделать ряд очередных шагов, я думаю, через год будет более 20%, а через 2 года еще больше, доля интернета будет расти. Еще раз говорю, залог успеха интернет-торговли связан с наличием офлайновой розницы. У нас почти в каждом крупном российском городе есть свои большие магазины по 1000 кв. метров, фактически это шоурумы для интернет-магазина, мы обречены быть лидером.

Антонина Цицулина:

Вам легче в этом плане.

Александр Бондяшов:

Да, нам легче. Доставка, логистика легкая, плюсов огромное количество.

Антонина Цицулина:

Если заканчивая эту историю как будет развиваться рынок детского ритейла на примере «Дочек-Сыночек» и наших коллег. Я хотела бы отметить, что, на мой взгляд, мне кажется, что наши торговые сети: «Детский мир» и «Кораблик», и «Дочки-Сыночки». С огромным уважением отношусь ко всем. Недостаточно внимания уделяет тому потенциалу, которое есть с точки зрения разработки. По мне так, тот отдел, как Вы называете производственный, по сути, это производственное копание с очень хорошими компетенциями в дизайне, которое полноценно не работать на какую-то из предприятий, а работать самостоятельно. Обещайте мне, что в качестве домашнего задания нашей сегодняшней передачи, Вы подумаете о том, чтобы выделить ее в отдельное юридическое лицо, как производственное предприятие и посмотреть эти компетенции как коммерцианализировать. Мне кажется, что следующий этап развития это будет как раз, когда Вы, понимая, на что есть спрос, Вы предугадывая какие там модели будут, работая как трент-бюро, совершенно спокойно будете конкурировать. Потому что следующая конкуренция будет биться за ассортимент, у кого уникальный ассортимент, у кого эксклюзивен, по разным параметрам. В этом плане это производственное предприятие, которое будет работать исключительно на вас, оно будет очень важно.

Александр Бондяшов:

Отвечу сразу на Ваш вопрос. Это выстраданное решение. Самые большие риски у нас это работа с личным составов. Чтобы сделать предприятие, которое потянет все наши объемы, значит надо сделать самую большую в России фабрику, и вложить в нее огромные деньги. Всегда стоит выбор во что вкладывать, в ритейл или розничные магазины, пока в ритейл. Потом, когда некуда будет открывать магазины, потом все пойдут вглубь, будут создавать свои производства, свои фабрики, производственные цепочки. До этого ранок еще не созрел, это в будущем.

Антонина Цицулина:

Наша государственная программа, которая сейчас может стартовать, она же может стать страховой платформой обеспечивая. Если будет принята государственная программа, мы понимаем, что это, по крайней мере, есть 3-хлетний период, по которому можно просчитать определенные объемы, деньги, они будут прозрачны. Вы планируете вместе со своими производственными предприятиями, со своим ассортиментом учувствовать в этой программе? Или это глупый вопрос, конечно планируете?

Александр Бондяшов:

Планируем мы всегда. Что касается государства, к сожалению, не верю я в наше государство, потому что много говорят – мало делают. Все слышали про поддержку малого среднего бизнеса, но никто ее не видел, но за исключением единичных случаев, о которых никто не знает. Поэтому все это сказки и рассчитывать надо только на себя. Если знаешь, что ты сам не сможешь это сделать, лучше не браться.

Антонина Цицулина:

Еще раз возвращаюсь. Если сейчас примерно 1-2 месяца и все-таки будет какое-то решение, будет ли это федеральная программа, либо она будет региональная, потому что уже сейчас 7 регионов заявили о своем интересе и начали потихонечку на свои региональные деньги такие программы реализовывать. В принципе мы понимаем, что корзинка «Подарок новорожденному» будет, наборы выдаваться будет, но будут ли они на те небольшие региональные деньги выдаваться, либо получат федеральную поддержку. Вот так сложится, Минпром сможет обосновать, профильный вице-премьер поддержит, председатель правительства поддержит, и деньги на семьи будут выделены в рамках ли нацпроекта, либо какой-то поддержки. В этой ситуации группа компании «Дочки-Сыночки» со своими производителями, со своим ассортиментом, производители без вас не смогут с этим ассортиментом участвовать, только в связке и это хорошо, потому что дальше вы сможете оказать определенную поддержку. Вы пойдете в тот перечень тех производителей, которые будет формироваться со своим ассортиментом?

Александр Бондяшов:

Конечно, пойдем, попытаемся, потому что по-другому никак. Я боюсь, что не найдется таких производителей, которые смогут потянуть эту программу без наших сетевых денег.

Антонина Цицулина:

Я думаю, что это серьезный вызов и серьезные возможности. Здесь российским производителям без подушки, в том числе и торговых сетей и каких-то кредитных денег, и каких-то мер государственной поддержки выполнить эти объемы будет тяжело, потому что для них это очень серьезная заморозка денег на очень длительный период. Спасибо большое. Скажите, пожалуйста, что я не спросила или Вам, кажется, очень важно обсудить в этой программе «Подарок для новорожденного»?

Александр Бондяшов:

Вы не спросили 2 вещи.

Антонина Цицулина:

Давайте.

Александр Бондяшов:

А что Вам ритейлерам выгодней, чтобы в виде коробки дали, или в виде денег?

Антонина Цицулина:

Мы с Вами знаем, что есть несколько программ, когда деньги идут на карту, и мамы сами выбирают, что они хотят, у них есть сумма и они сами варьируют, что они могут купить. Если для ритейлера для него корзинка важна и приход мамы в магазин, либо карта и приход мамы в магазин. Вы в чем видите преимущество, в корзинке либо в карте?

Александр Бондяшов:

Лично у меня 2 правды. Одна, как ритейлера, что мне проще было бы, чтобы дали в виде денег, и мамочка придет и купит то, что ей нужно, и не будет возмущаться, если получит корзинку: мне не нравится эта соска, не нравится этот чепчик. Но, есть вторая правда, на месте государственных чиновников, я бы дал предпочтение коробке, потому что мамочки будут покупать в основном импорт. Они не будут разбираться, где произведены эти товары в России или за рубежом, больше 50 % это будет за рубежом. Если это коробка, я думаю, это будет 99% сделано в России. Кучу миллиардов чиновники заставят вложить в российское производство. Вот ответ.

Антонина Цицулина:

В 2-ой вопрос, который я не спросила?

Александр Бондяшов:

Это был один вопрос, но ответа 2.

Антонина Цицулина:

Соглашусь с Вами. Конечно, надо работать, чтобы логистика не была дороже самой коробки и тогда на детские товары не останется денег вообще. Соглашусь с Вами, что очень то, как выбирают родители, и чтобы они могли эту коробку сформировать заранее и так, как им необходимо. Я думаю, что сегодняшние технологии и это понимание, мы можем сформировать в нашей ассоциации, мы с Вами над этим работаем для того, чтобы удовлетворить потребности. Это потребует определенных вложений, это потребует развитие цифровых технологии, для того, чтобы мамочка могла заранее набрать эту коринку и дальше вся цепочка сформировала. Я думаю, что эта программа будет эффективна с точки зрения поддержки семьи и с точки зрения развития производства. В последующем, регионы будут выбирать, будет ли это карта - «окрашенные» деньги, будет ли это корзина, и она уже заживет и станет такой, какая необходима мамочке в Алтайском крае и в том числе в Москве. Спасибо Вам большое за откровенный разговор. Всегда получаю огромное удовольствие от общения с Вами и вообще с ГК «Дочки-Сыночки». Мы знаем, что развитие розничной торговли сейчас для всех наших производителей поставщиков это очень важный момент, потому что не секрет, что рынок структурируется, очень много банкротств, которые мы пережили, ряд крупных игроков ушли с рынка. Очень важно, чтобы Вы были успешны, прибыльны, наращивали те полки что есть. Если бы Вы очень коротко сказали для российских производителей и поставщиков, куда им надо смотреть на шаг завтра, к чему готовиться, для того, чтобы Вы их не сокращали, не заменяли, не подменяли, не замещали. Есть какой-то от Александра Бондяшова совет?

Александр Бондяшов:

Совет только один. Насколько позволяют им деньги модернизировать свое производство, потому что когда мы выбираем среди производителей, мы смотрим на оснащение, на станки, оборудование, чем оно новее, продвинутее, тому отдаем предпочтение.

Александр Бондяшов:

Антонина Цицулина:

Спасибо большое Вам, за сегодняшний разговор. Я еще хотела поблагодарить за то, что при всех проблемах, которые существуют в целом в рынке, и от которых не может избежать доже такой крупный игрок, Вы находите возможность поддержать российских производителей. Вам большой привет из Смоленска, из той фабрики, которая строится, и от Александра Бунцыкина, Вы поняли, о чем я говорю. Коллеги, мы ждем ваши вопросы сегодня и в последующем и о программе для новорожденных. Обратите внимание, ассоциация сейчас готовит 2 каталога, мы хотим показать те компании российского производства, зарубежного производства, те категории и тот ассортимент, который у нас есть, чтобы нас увидело государство, нас увидели регионы, зачастую регионы не знаю своих производителей, которые находятся на соседней улице. На сайте ассоциации размещена эта информация, мы это обсуждаем в рамках своего профильного комитета по товарам для новорожденных. Следующую тему мы посвятили очень интересному тренду, а мы каждый раз стараемся говорить о новых рынках. Мы будем говорить о настольных играх, интеллектуальных играх и в таком разрезе, зачем один из ведущих московских университетов открывает у себя кафедру по интеллектуальным играм. Пригласим этот университет к нам в студию, они расскажут о том, как они видят апробацию, опытное использование при обучении специалистов дошкольного образования. Пригласили мы Дмитрия Кибкало это наша знаменитая, известная компания «Мосигра», и будем говорить о новых рынках, о новых трендах, как мы будем с Вами развиваться и взаимодействовать при поддержке науки и создавая наукоемкую продукцию. Но, программа «Подарок для новорожденных» остается нашей любимой игрушкой на ближайшие несколько лет. В этот период на Конгрессе индустрии детских товаров ассоциация представит свое видение самой этой коробки, о том, как нам важно, чтобы все конкурсы проходили открыто, с привлечением самых разнообразных экспертов, в диалоге обсуждались и формирование коробки, и категории, и деньги, и продукция. Приглашаем Вас всех на Конгресс индустрии детских товаров. На сайте «Сделано для детства» можно зарегистрироваться на этот конгресс. Если Вы хотите участвовать в программе, которые реализует ассоциация, пишите нам, мы намерены показать, рассказать в первую очередь, о российских фабриках, которые есть в Российской Федерации и того ассортимента, который есть. С Роспотребнадзором поднимаем вопрос о стандартизации, мерах и требованиях продукции товаров для новорожденных, а это очень серьезная задача: это госрегистрация на ряд продукции, это специальные повышенные меры безопасности. Не могу не привести пример, в одной из коробок была предложена продукция, на которой было написано: для детей до 3-х лет и в скобочках за исключением детей для новорожденных. Такого не должно быть. Мы с Вами в бизнесе понимаем, что это значит, вот поэтому нам предстоит большой, серьезный разговор на эту тему, который в том числе о добросовестном ведении бизнеса в индустрии детских товаров и о том, что есть компании, которые не выполняют самые элементарные требования. На мой взгляд, они в Госпрограмме быть не должны. Правильно Александр?

Александр Бондяшов:

Правильно.

Антонина Цицулина:

Спасибо большое за внимание. Нас сегодня слушало большое количество участников. Я рада и мы ждем Ваших вопросов. Спасибо.