{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Иван Алехин Генеральный директор компании «Новые технологии». Основатель проекта - «StartUp Show» 04 июля 2018г.
STARTUP SHOW с Иваном Алёхиным
Зависит ли решение инвестора вложить деньги в проект от того, как этот проект представлен - в формате яркого шоу или в скромной презентации? Узнаем мнение продюсера одного из самых популярных инвестшоу

Дмитрий Ахтуба:

На канале Mediametrics «Мединвестклуб» с доктором Ахтуба. Сегодня у нас в программе фантастический человек, шоумен, бизнесмен, общественный деятель, одним словом - супермен Иван Алехин.

Иван, расскажи, кто ты есть на самом деле, чем ты отличаешься от обычных людей?

Иван Алехин:

Наверное, самое приятное было то, что первое, что пришло тебе в голову, что я шоумен. Хотя, если взять мое образование, то это МИРЭА – Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, факультет кибернетики. Если не учитывать то, что у меня компании в России, Сингапуре и США, и называется она «Новые технологии», то, наверное, да – я шоумен, человек, который создает новые технологии в рамках шоу. Так же я сооснователь «StartUp Show» – это шоу развития цифровой экономики, о стартапах, технологиях и инновациях, создаваемых в России, плюс, немного общественный деятель, и плюс, еще создаю общественную организацию, которая будет называться «Инновационная Россия». «Инновационная Россия» - это будет сообщество российских предпринимателей-инноваторов, тех самых людей, которые, как раз, и создают вечные двигатели, заменители топлива.

Дмитрий Ахтуба:

Это будет виртуальная «Силиконовая долина»?

Иван Алехин:

С одной стороны - да, будет виртуальная «Силиконовая долина».

Дмитрий Ахтуба:

Иван, ты очень интересно начал рассказывать о себе, про образование и так далее. Как ты пришел к StartUp Show?

Иван Алехин:

Все очень просто, история достаточно «бородатая». Я получил свой 18-ой мировой патент, и у меня была небольшая тяжба с Apple и с компанией Sharp. Когда «Шарпу» отказали в суде, с тем, что они не могут использовать мою торговую марку BigPad, а это была не просто торговая марка, а устройство, я пришел на Первый канал почти прямо к Эрнсту, к его заместителям, и сказал: «Есть, на мой взгляд, классный инфоповод, новость, что российскую компанию не смогли сломить ни американцы, ни японцы. Она наша, наш патент, российская компания, тем более, питерская». Мне сказали: «А сколько денег-то отсудили?» Это были не деньги, это были патенты. Мне сказали: «Знаете, это не инфоповод». Я понял, что, если я никого не взрываю, никого не убиваю, никого не избиваю, то значит, это все не является инфоповодом.

Дмитрий Ахтуба:

После этого ты задумался о StartUp Show?

Иван Алехин:

После этого я задумался, что надо создавать какой-то медиа-контент, что-то производить такое, что было бы интересным инфоповодом. Я люблю все создавать. Знаете, есть Портнягин, например, с «Дневником хача», они создают некий медиа-контент с ограниченным сроком жизни. Я подумал, что надо создать иную платформу, иной медиа-контент, что-то похожее на Comedy Club, либо КВН. Почему? Потому что КВН живет уже лет 40, наверное, Comedy Club уже 13 лет живет. Я понял, что надо брать бизнес-модель именно Comedy Club, и сверху на нее накладывать слой: все, что связано с стартапами, технологиями и инновациями, с тем, что интересно мне было бы.

Дмитрий Ахтуба:

Интересный путь. А в детстве не было никаких предпосылок? Мне недавно картинка попалась: а вдруг все в нашей жизни предопределено тем яблоком или сливой, что висела на нашем шкафчике в детском саду? Может быть, у тебя что-то было предопределено этой картинкой? Ты кем мечтал стать в детстве?

Иван Алехин:

Это, конечно, интересный вопрос. Ты помнишь, что в то время ракеты начали летать и все дети говорили: «Я буду космонавтом», «Я буду летчиком», «Я буду разведчиком», «Я буду шпионом» и так далее. Я мечтал, как многие дети, стать машинистом поезда, не знаю, почему. Когда нас в детском садике спрашивали, кем хотите стать, все изменили свое мнение, а я сказал: «Нет, я хочу быть машинистом». Хотя мне было все равно, я не знаю сейчас, почему я это помню. Какое-то влияние на меня оказал, в буквальном смысле, Стив Джобс.

Дмитрий Ахтуба:

Стив Джобс – это уже более позднее время.

Иван Алехин:

Да, это позже, но мне всегда нравилось это яблоко, их компьютеры. Когда в Советском Союзе стали появляться первые компьютеры, я тогда еще Бейсик изучал в школе, то возникал вопрос: куда, в какой институт идти? Как-то голова мне подсказала: наверное, будущее за программистами, за технологиями и за чем-то таким. Опять же, это от лени. Почему от лени? Потому что в 10-11 классе я уже стоял на улице и занимался спекуляцией, то есть в одном месте покупал обувь, в другом месте на улице стоял и продавал, и бегал от ментов. Наш класс разделился на две части: одни стали коммерсантами, другие бандитами. Я думаю, ты тоже проходил это все. Поэтому, когда надоело бегать, я задумался о чем-то серьезном и прогрессивном. Случайно получилось, а потом вопрос: в какой ВУЗ пойти? Когда я смотрел локацию, мне было лень куда-либо двигаться, там были МГИМО, МГУ, был педагогический, был МИРЭА. Я думаю: «О, пойду МИРЭА, потому что какая-то фигня, радиотехника». Я еще ходил в кружок радиотехники, схемы паял, транзисторы, резисторы, у меня все горело, ничего не работало.

Дмитрий Ахтуба:

Интересно, ты уже в то время думал о Стиве Джобсе? Я, честно признаться, услышал о Стиве Джобсе уже после того, как первый айфон купил.

Иван Алехин:

В моем случае, это было значительно раньше, потому что мне, как созидателю или основателю, нравится все, что связано с промышленным дизайном, и вообще дизайном: полиграфии, одежды, строительства, помещения. Я люблю, когда всё красиво. Когда я увидел компьютеры, которые производила именно Apple, там был самый яркий, когда они были как бочки, синие, красные, розовые. Я думал: «Вау, как круто, как стильно!» Это меня зацепило. Случайно получилось, что я участвовал в одной из предвыборных компаний Ельцина, и у нас в офисе, в предвыборном штабе мне, разумеется, компьютера не хватило. Мне сказали: «Вон, иди, садись за тот старенький». Это был Mac-1, по-моему, или Mac-2 древний. Я сел, тыкал, тыкал, пытался понять, как оно. Я помню, что у меня ничего не получалось, но мне нравилось, было как-то красиво. Таким образом я познакомился со Стивом Джобсом, скажем так. Так получилось, что там были видеокассеты, и, пока все смотрели «Рэмбо», я смотрел презентации, которые Стивен Джобс проводил, я вставлял кассеты и смотрел.

Дмитрий Ахтуба:

Иван, скажи, пожалуйста, каким был твой первый разработанный проект, ты помнишь, нет?

Иван Алехин:

Да, конечно, первый разработанный проект был группа «Руки Вверх», как бы это странным не показалось. Это было прикольно. Я в то время, как и вся молодежь, слушал музыку, слушал рэп, Богдан Титомир и так далее. Я нашел какую-то местную студию какого-то дядьки-музыканта, на какие-то свои стихи записал какие-то песни, какой-то рэп читал.

Дмитрий Ахтуба:

Мы с тобой 100 лет сидим в соседних офисах, и я столько о тебе не знал.

Иван Алехин:

Сам написал стихи, сам записал на местной студии у какого-то дядьки. Потом понес в клуб Табакова-младшего, назывался он «Пилот». Тогда был первый ночной клуб, был «Манхеттен-Экспресс», я помню «Пилот». Я принес в этот «Пилот» свою кассету на прослушивание, чтобы концерт сделали, и там я ночью познакомился с ребятами, они тоже как раз кассету принесли, это были Жуков и Потехин. Мы сидели, общались, ждали, когда метро откроется - до 6 утра. Я в то время жил уже один, в 16 лет смог купить себе квартиру на деньги от спекуляции и стал жить один с 16 лет. Спустя некоторое время они говорят: «Ты приезжай к нам в Новокуйбышевск – Тольятти». Я поехал на день рождения, захожу, никого нет. Они спрашивают: «Ты чего приехал?» Я говорю: «Вы же звали на день рождения». Они, оказывается, в шутку сказали, это была шутка. Их в то время финансировали какие-то местные тольяттинские бандиты, давали денег. я пошел к этим бандитам, сказал, что я продюсер, что увожу их в Москву, их ждет великое будущее. Позвонил в «Манхеттен-Экспресс», сделал им концерт, они приехали, выступили, как смогли, под минус или под плюс – я уже даже не помню. Чтобы не уезжать, предложил им жить у меня. В общем, 2 года они жили у меня. Я не могу сказать, что я был каким-то супер-продюсером, это было забавное время, но первый альбом, там, где «Ну где же вы девчонки?», «Студент», Песенка про меня», «Гимнастика» - первый альбом был написан у меня дома. Кстати говоря, первый альбом даже не был сведен.

Дмитрий Ахтуба:

Что это значит?

Иван Алехин:

Сведение - это когда сводят частоты, высоты, у тебя получается ровный диск, не будет скачков по звуку. Потом, спустя время, так как все-таки я не был продюсером в правильном смысле слова, я был парнем, которому было 19 лет, когда они ко мне заехали, 21 год - когда они от меня выехали. Они ушли к продюсеру, не знаю, сейчас он есть или нет, Андрей Маликов, по-моему. Так Потехин с Жуковым ушли. Это был мой первый проект, мой первый музыкальный стартап, первый шаг именно к шоу-бизнесу, потому что следующий шаг был полудепрессивный. я пошел работать на «Ленинские дубленки 6». Реклама была такая, «Ленинские дубленки 6/6». Я был продавцом, стоял на потоке в красной одежде, «выцеплял» народ и делал больше всех продаж. Я очень круто ушел от депрессняка, потому что мне нравилось там зарабатывать. Там очень хорошо платили, был очень хороший процент от продаж, только фигачь, выплаты были каждую неделю. в общем, круто было. Потом было затишье, разными делами занимался.

Спустя годы, я пришел к пониманию, что я больше не хочу заниматься бизнесом, связанным с людьми, особенно с людьми низкообразованными: с иногородними, которые приезжают продавцами работать, таксистами и так далее. Мне хотелось работать с программистами, айтишниками, чтобы с мозгами были, чтобы поговорить, собственно говоря. Таким образом, у меня родился проект, который назывался «BigPad», видеотерминал, потом мы сделали криптомессенджер, он называется iQube. А потом на всей этой платформе мы создали облачную, там сложное название – «Облачный видео сервис iQube». Эта платформа интегрируется в любое устройство, в буквальном смысле, в любую железяку. Есть телевизор – интегрируется в телевизор, есть банкомат, она интегрируется в банкомат. Подходишь к банкомату, нажимаешь кнопочку, у тебя по видеосвязи появляется оператор и решает твою проблему. Он не просто консультирует, он может заставить банкомат «выплюнуть» твою карту, если он ее «зажевал», например. Или, если он «зажевал» твои деньги, он может «выплюнуть» твои деньги. Это сложная система. Мы в нее инвестировали: я 1,5 миллиона долларов и мой партнер 3 миллиона долларов. В России у нас вообще не выстрелило, а за рубежом мало-мальски развивается. Уже после этого на подхвате появился проект StartUp Show.

Дмитрий Ахтуба:

Судя по тому, что ты не хочешь работать с людьми, а больше хочешь работать с программистами, то наступающее время искусственного интеллекта — это твое время.

Иван Алехин:

Так и есть. Сегодня смотрел программу на канале «Звезда», называлась она «История «Бурана». Там про «Буран», который летал в космос. Оказалось, что самое удивительное, он работал в автоматическом режиме. Когда он шел на посадку, то должен был идти по определенной траектории, а он взял и сменил траекторию, сделал специально разворот и сам идеально сел. В ЦУПе все были в шоке. Почему? Потому что «Буран» сам принял решение с учетом помех на ветер, местность и еще чего-то, как ему лучше, идеальнее приземлиться. Это был 1988-ой год. Я, конечно, был в шоке: «Буран» сам принимает решение! Как? При условии, что была отсталая электроника, там, разумеется, не было иностранных компонентов, потому что был железный занавес, то все это, грубо говоря, на лампах долетело, подумало и село. Это на тему искусственного интеллекта. Кстати, я не знал об этом: каждая плитка на «Буране» стоила 500 рублей, а зарплата была 120 рублей, на него потратили порядка 43 миллиардов долларов. Но самый прикол, что тот «Буран», который именно летал, погиб в своем же ангаре. Он стоял в своем ангаре, рабочие ремонтировали крышу, и она обрушилась.

Дмитрий Ахтуба:

Иван, мы сейчас поговорили о твоем детстве, о предпосылках, которые толкнули к сегодняшнему твоему состоянию. Меня интересует более близкое к нам время. StartUp Show, там какие были первые проекты, ты помнишь?

Иван Алехин:

Был интерес сам по себе, потому что из таких наиболее ярких, это, конечно, колесо Дуюнова. Есть такие отец и сын, Дуюновы. Они создали колесо-мотор, которое в нашей стране никому не нужно, ни «АвтоВАЗу», ни «КрАЗу», ни «КамАЗу». А вот немцы интересуются, в том числе «Мерседес-Бенц».

Дмитрий Ахтуба:

Это пока теоретический интерес?

Иван Алехин:

Это практический интерес.

Дмитрий Ахтуба:

То есть, уже созданы образцы?

Иван Алехин:

Да, созданы модели мотоциклов. Там фишка в чем? Ты подаешь газ и отпускаешь его, и 20 минут колесо крутится на скорости 250 км в час. То есть, если нет светофоров и тебе не нужно тормозить, ты поддал газу, отпустил, и едешь 20 минут на скорости 250 км/ч на чистом электричестве.

Дмитрий Ахтуба:

Не знаю, вдохновил ли кого-то твой рассказ с учётом московских пробок, но будем надеяться, что где-то есть более благоприятная территория для таких колес. Понятно. Значит, в StartUp Show первый проект – Дуюнов. А было что-то медицинское?

Иван Алехин:

Даже не один проект, один из них называется My Genics, он в том числе был в «Сколково», получал там гранды. Идея, на мой взгляд, гениальная. Группа молодых лиц во главе с девушкой, как бы странно не показалось, создали набор маркеров, стоимость каждого маркера 5 долларов, которые предупреждают и предотвращают сердечно-сосудистые заболевания. Ты маркер либо на язык, либо в мочу, и он может предсказать, есть ли у тебя склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям.  Если есть, то какие препараты тебе стоит принимать. На них выходило несколько инвесторов, в том числе российских, и, насколько я знаю, они до сих пор не смогли привлечь необходимый объем инвестиций. Связано это с тем, что у большего количества инвесторов, у которых есть деньги, нет медицинского образования, а те, у кого есть медицинское образование и готовы были бы инвестировать -  им нужен готовый прототип и чуть ли не завод уже. А промежуточного человека нет, который бы инвестировал, причем, деньги были бы символические, 10-15 миллионов рублей.

Дмитрий Ахтуба:

Что сейчас с этим проектом?

Иван Алехин:

Он живет, развивается потихонечку, помогают разные фонды, в том числе «Сколково». Он является резидентом нашего StartUp Show, мы его пушим со всех сторон и привлекаем к нему людей. Есть такой Виталий Палехин, он возглавляет Клуб ангелов в «Сколково», он тоже очень заинтересовался данным проектом.

Дмитрий Ахтуба:

Скажи, с какими трудностями ты сталкивался, когда начал свое шоу, что было самым сложным?

Иван Алехин:

Было и есть самым сложным на сегодняшний день приглашать известных бизнесменов.

Дмитрий Ахтуба:

Не идут?

Иван Алехин:

Нам было проще связаться с протоколом Брэнсона, например, или получить личную коммуникацию со Стивом Возняком, нежели достучаться до Алишера Усманова. Потому что у Алишера Усманова, у Вагита Алекперова, даже у Олега Тинькова, у них помощник – это файрвол, они воспринимают любой входящий поток как поток агрессии. Я считаю, что эти бизнесмены теряют многое, потому что в потоке нужно самому фильтровать, а не отдавать на откуп помощникам. Помощник Брэнсона, например, говорит: «Сейчас мы узнаем, интересно или не интересно». У них своя методология, они глядят, чем им это может быть интересно, в чем интерес. Они его ищут, они его находят, а потом согласовывают дату. В нашем случае помощник может сказать: «Ой, нет, не сейчас, он занят». Потому что это ему лишняя нагрузка, лишняя работа, лишняя ответственность, а зарплата у него, хорошо, если 120.000 в месяц. Поэтому самое сложное для нас – это, безусловно, приглашать гостей, самых известных бизнесменов в рейтинге «Форбс».

Я считаю, что наши бизнесмены многое теряют, когда отдают фильтр потока помощникам. В команде Р.Брэнсона своя методология, они смотрят, в чём может быть их интерес.

Дмитрий Ахтуба:

Обращайся к нам в «Деловую Россию». У нас очень много бизнесменов, которые очень контактны.

Иван Алехин:

С удовольствием, спасибо, за приглашение. Вторая сложность - это найти интересный стартап, поэтому, пользуясь случаем, хочу пригласить все стартапы, если у Вас реально крутой проект: медицинский, не медицинский, айтишный, любой. Welcome. Startupshow.ru Регистрируйтесь, всех берем, всех посмотрим, если нужна помощь в создании финмодели, какой-то упаковки, чтобы красиво выглядели и потом уже на сцену выходили – тоже поможем. Это проекты. Третье – это инвесторы. Есть категория, которые орут: «Я инвестор». Бабла нет, пиарщики. А есть другие, у которых деньги есть, но они: «Ой, нет-нет-нет, я в уголке сяду, если что-то понадобится, я к Вам сам подойду». Эта разделённость – тоже часть нашей работы, когда мы ищем не фейковых инвесторов, а реальных.   

Дмитрий Ахтуба:

С чем ты связываешь такую позицию инвесторов? Если мы говорим о венчуре в широком смысле этого слова, то там, наоборот, ищут самые безумные идеи по всему миру.

Иван Алехин:

Тут всё из детства. У нас же есть классная поговорка – деньги любят тишину. Или, ты помнишь, был Корейко, миллионер Корейко сидит…

Дмитрий Ахтуба:

«Не высовывайся», да?

Иван Алехин:

«Не высовывайся», в том числе. То есть такие опасения, когда тебя кто-то может нахлобучить, обокрасть – сейчас деньги есть, а завтра нет. Далеко ходить не нужно, пожалуйста: Чичваркин, Галицкий, «Магнит» – уж он-то в чем виноват? Ладно, Чичваркин в политику полез и контрабандой возил смартфоны, но Галицкий чем? Тут для людей разные есть маячки. Вообще, всем нашим инвесторам, тебе и мне, надо памятник поставить - памятник предпринимателю. За то, что он борется в буквальном смысле за выживание не только сам, а еще и налоги платит, еще и людям зарплату платит, еще и покрывает их кредиты в том числе. Он, как отец родной, зарабатывает на всех, в данном случае, мне кажется, с этим связано. Вообще, если реально смотреть по оценкам рынка - американский, (китайский не берем), Арабские Эмираты и Израиль, конечно, Россия находится на самом последнем месте. Если я не ошибаюсь, у нас за 2017 год всего-навсего около 200 миллионов долларов было инвестировано в проекты, вообще во все. В том же самом Китае несколько миллиардов долларов было инвестировано в стартапы.

Дмитрий Ахтуба:

Иван, невозможно обойти футбольную тему. Часто сидят люди на заборе, смотрят, как кто-то играет и говорят: «Кто же так играет? Надо по флангу, по краю». В теории мы все знаем, как надо забить гол. Такого рода советы мы могли бы дать? Как ты считаешь, что нужно, чтобы взбодрить наш венчурный рынок, чтобы инвестиции, о которых мы сейчас говорим, были точно не на последнем месте?

Иван Алехин:

Я считаю, что для этого надо, как минимум, – это не реклама, это факт, – чтобы StartUp Show стала в буквальном смысле телевизионным проектом. Объясню, почему. Потому что в сегменте «Comedy» есть «Comedy Club», есть «Аншлаг». В сегменте «Семейных отношений» – либо треш, и есть «Дом-2». В сегменте про вооружение у нас есть «Служу России», целый телеканал «Звезда», а вот в сегменте «Про бизнес» у нас есть РБК, который регулярно говорит какие-то бизнесовые вести, но он является пропагандой. На примере музыкального проекта «Голос», где учат петь песни, тебе пропагандируют и говорят: «У тебя есть шанс выйти на сцену и петь, стать звездой». Так же и здесь: когда появится телевизионное шоу – оно будет пропагандировать, когда на этом шоу будут такие люди, как Греф, Волошин, Шувалов, то есть, когда люди государства будут находиться в жюри. Когда люди из «Форбса» будут находиться на экране, тот же Вексельберг, Ротенберг, и все остальные будут находиться вот на этом экране, они будут создавать тренд.

Дмитрий Ахтуба:

Мне кажется это ближе.  Возвращаясь к твоим детским мечтам и образам, тот же Стив Джобс – наверное, ему точно не на уровне тогдашнего президента Картера шла поддержка. Там само по себе бизнес-сообщество – мощная сила, один из столпов государства. А у нас предпринимателей не любит никто, не любит государство, не любит народ, мы сами друг друга, подчас, не очень любим.

Иван Алехин:

Я тебе объясню, почему. Потому что Америка – не просто страна эмигрантов. Это страна бизнеса. Но это страна изгоев. В чем смысл? В том, что туда приезжали те люди, которые не смогли со своими идеями, со своими проектами не смогли самореализоваться у себя в стране. Они валят туда, и они начинают общаться в буквальном смысле с первой минуты: «Что у тебя есть? А у меня вот это». Обменялись визитками, договорились завтра списаться и списались. А у нас ты поедешь на экономический форум, 3 года будешь общаться и будет ноль, потому что у нас тусовка, и все прекрасно понимают, что панибратство, что «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» и так далее. В Америке ровно наоборот, надо иметь и 100 рублей и 100 друзей, потому что в Америке друзей-то нет, там сплошные бизнес-партнеры. Я помню, когда я в первый раз приехал в Америку, и через 2 дня не написал человеку, мне звонит друг и говорит: «А ты почему не отвечаешь ему?» Я говорю: «В смысле? Завтра отвечу». – «Тут так не положено. Если договорился списаться, давай, посылай свое предложение и начинай работать. Здесь иначе забанят и другим расскажут, что ты неответственный человек». Я думаю: да ладно! А у нас это норма, «Да-да» – и все, и каждый сам по себе. Поэтому нужно понимать, что требуется мощная развлекательная пропаганда. Почему развлекательная? Потому что именно развлекательная пропаганда ясна абсолютно каждому. Хлеба и зрелищ. В данном случае «хлеб» - это знания, как из 100 рублей создать 100 тысяч, а из 100 тысяч сделать миллион. Причём, тебе это рекомендуют и пропагандируют бизнесмены-миллиардеры, кто, наконец-то, выходит из тени. А то они сидят в своих виллах, в коттеджах, что в России, что в Швейцарии, и не выходят, и не делятся своим опытом. У них должны быть, как у сенсеев, люди, которые берут их опыт, их знания, они должны их отдавать. Поэтому, когда будет такая телевизионная программа, тогда будет пропагандироваться бизнес.

Дмитрий Ахтуба:

Идея, на мой взгляд, очень правильная.

Иван Алехин:

Может, в России это сделает как-нибудь?

Дмитрий Ахтуба:

Я только что хотел предложить. Давай, если ты готов взять на себя инициативу, я готов, как принимающая сторона, поработать, создать некий актив.

Иван Алехин:

Давай. Сейчас мы в прямом эфире дали по рукам, практически, с тобой. Давай, посмотрим через сколько времени у нас действительно может реализоваться в этом плане, и какие у нас возникнут стоперы. Потому что ты сам сможешь ответить на вопрос, какие возникли сложности.

Дмитрий Ахтуба:

Давай. Я буду делиться с нашими зрителями, как вообще всё движется, эта затея.

Иван Алехин:

Давай. Давай, пригласим зрителей. Дорогие зрители, если Вы хотите принять участие в StartUp Show - ментовское, экспертное, социальное, финансовое, – какое угодно участие в нашем шоу, у Вас есть связи и контакты, Вы знаете телефон Путина, либо его друзей, то, добро пожаловать!

Дмитрий Ахтуба:

Забористое у нас начало! Продолжим, Ваня. Недрогнувшей редакционной рукой было поручено вызнать у тебя: как ты считаешь, у проекта, упакованного с помощью модной презентации и представленного в формате шоу, больше шансов получить финансирование, чем у проекта в таблице Excel и пояснительный список?

Иван Алехин:

Однозначно. Так как мероприятие StartUp Show проходит ежемесячно, то нам последнее время стали говорить, что «у Вас плохое шоу, у Вас плохие стартапы». Мы сидим и разбираемся: а чем плохие? Проекты интересные. Мы-то понимаем, что проект интересный, начинка конфетки интересная, а конфетка и обертка – ужасные. Первое, что необходимо любому стартапу – иметь продающую презентацию, именно продающую. Есть презентации повествующие, есть презентации в виде докладов, рассказывающие о том, что какие мы классные, что мы создали, и дайте нам денег. Есть конкретно продающие презентации, это очень сложная презентация, потому что она вся психологическая. Там определенное количество слайдов, определенная последовательность слайдов друг за другом, определенная инфографика, в том числе, включая цвета и включая, какую информацию надо выносить. Это первый блок. Но презентация без финансовой модели не может быть. Финансовых моделей 4 типа: очень простая модель, когда у тебя есть один слайд - расход, доход, прибыль, более сложная, сложная и мультиязычная, подходящая для международных фондов. Это второе. Финансовая модель должна быть про бизнес, это не может быть просто экселевский файлик. То и другое может быть в Excel. Но есть четкие отличия, потому что то, насколько профессионально проработана презентация и насколько проработана финансовая модель – это показатель, что человек подготовился. Это тоже самое, что наш неподготовленный футболист выйдет на поле играть в футбол. Это второй момент. Третий момент, не менее важный: под каждый слайд надо иметь питч. Не тираду, монолог, а некие короткие скрипты, которые занимают 10 – 20 секунд, и желательно, чтобы их писал специалист с опытом НЛП, потому что он в каждом слайде программирует то, на что должен среагировать инвестор, должны быть слова-якори. Самое финальное – сама презентация. Я всем говорю: «Ребята, зайдите в «Щуку», договоритесь с актером». Работа у актера какая? Запоминать текст и сыграть роль, вот и все. Взял актера-презентатора, и он выступает. На самом деле, всё, что я рассказал, если кому-то надо будет – обращайтесь, мы сами это не делаем.

Первое, что необходимо любому стартапу – иметь продающую презентацию, именно продающую.

Дмитрий Ахтуба:

Ты мне сейчас рассказываешь, а я вспоминаю наше заседание «Мединвестклуба», та же самая проблема у 95 % проектов.

Иван Алехин:

Мы сами это не делаем, но мы как точка входа. У нас есть высококачественные партнеры, которые делают так, как принимают инвесторы: ФРИИ, «Сколково», «Вебинвест». То есть правильная упаковка, не только начинка, это начинка с конфетой и еще упаковка, все. Это не какие-то астрономические деньги, в комплексе это около 250-300 тысяч рублей. Если по отдельности, то меньше получается, тут наши партнерские суммы. Но это high quality, это показывает: ты круто так сделал, я тоже так хочу.

Дмитрий Ахтуба:

Иван, еще один повод нам с тобой встретиться. Я уже обращаюсь к своим помощницам: пусть они найдут тебя в жизни и спросят, как это делать, помогут нашим медицинским проектам правильно упаковываться.

Иван Алехин:

Вообще, правильная упаковка – это всегда важно. Даже когда мы выходим на улицу, знакомимся с девушками, или девушки знакомятся с парнями, мы же пытаемся выглядеть интересно. А когда человек выходит и перед ним сидит 15 инвесторов, а он тык-мык, «мы крутые, Вы должны нас понять». Те сидят и понимают: «Ты бы хоть подготовился, слова заучил, дизайнера нашел за 3 тысячи рублей, чтобы он чего-нибудь нарисовал. Что ж ты, Вася».

Дмитрий Ахтуба:

Иван, давай, закончим про инвесторов. Кто эти люди, на практике кто вложил в проекты в StartUp Show деньги? Ты можешь дать их портрет?

Иван Алехин:

Есть такой человек, которого зовут Николай Крайнов, у него инвестиционная группа «Покров». Они инвестировали и инвестируют в стойку, строительные объекты, но параллельно они инвестируют в «БИОМЕД». Кстати, ты спрашивал, что за проект, я вспомнил. Я не помню точно название, ребята печатают не органы, а заменители кости – ключицу, часть челюсти. Крайнов в них инвестировал более 100 миллионов рублей.

Дмитрий Ахтуба:

Какова судьба этой инвестиции?

Иван Алехин:

Активно развивается. Имея 124 успешные хирургические операции, они не могла найти себе инвесторов. Что такое 100 миллионов? Это 1,5 миллиона долларов. Представь, если бы они были в Америке и провели 124 успешные хирургические операции с напечатанными тазобедренной костью, ключицей, челюстями, ребрами, их имплантировали человеку, и не могли найти инвестиции.

Дмитрий Ахтуба:

В Америке с медициной тоже, к сожалению, все очень непросто, потому что очень зарегулированная область, сложно переносить.

Иван Алехин:

В Америке мощный разводняк с медициной. Я там у одного известного стоматолога удалял 3 зуба, с меня взяли 11.000 долларов. Он мне так удалял, что защемил нерв, у меня слегка онемевший язык. Еще есть инвестор, классный человек, зовут его Александр Румянцев - очень известный человек. Он в 2017 году поставил план инвестировать до 50 стартапов. Если я не ошибаюсь, где-то в 35-40 он точно инвестировал, и часть из них было взято у нас. Есть такие прикольные перцы, называются «FunCubator». Это парни, у которых был стартап, который успешно выстрелил, и они сделали свой микроинкубатор и инвестируют в разные проекты, где есть фан, где есть развлекуха, какие-то угоралки.

Дмитрий Ахтуба:

Ты говорил, что большая сложность найти проекты. Где искать проекты, как ты это делаешь?

Иван Алехин:

В нашем случае все немного проще, так как у нас шоу и в нашем шоу есть конкретные инвесторы, которые дают деньги, то мы размещаем рекламную кампанию, загружаем, где есть фотографии, имена, логотипы компании, и где есть дата. Мы говорим: «Хочешь выступить одновременно перед 15 инвесторами? Приходи и регистрируйся». Поэтому мы имеем хорошие силы на стройку, и рекламная кампания крутится в Фейсбуке, в Инстаграме, Яндексе, Гугле. Люди видят: «Нужны деньги на стартап? Тогда заходи к нам!» Он нажимает, видит информацию, читает, и сам заполняет анкету. Поэтому, кому нужны деньги на стартап, друзья, Welcome startupshow.ru.

Дмитрий Ахтуба:

С этим проблем, все-таки, нет, или проблемы есть? Ты сказал, что проекты очень сложно найти, а сейчас ты говоришь что…

Иван Алехин:

Проекты найти легко, сложно общаться с проектами. У нас нет школы стартапов, и в школе стартапов не учат. Есть школы стартапов при «Сколково», там обучение стоит около 700 000 рублей. Я имею ввиду нормальную школу жизни, когда тебе хотя бы в 10 классе полгода рассказывают, как правильно делать бизнес-планы, строить финансовые модели, учат и Excel, и всему остальному, такого нет. Есть такое слово – «галлюцинировать». В большинстве случаев, люди живут своей мечтой, они галлюцинируют на тему того, что завтра они заработают миллиард.

Я верю, что любой человек может создать проект на миллиард.

Дмитрий Ахтуба:

В психиатрии это называется сверхценная идея.

Иван Алехин:

Да, но суть не в этом. Я верю, что любой человек может создать проект на миллиард, но встречают-то по одежке. Если, опять же, нет презентации, нет финансовой модели, нет исследования рынка, нет маркетинговых исследований, которые есть, нет питча. Ели он не может «продать слона», то он никогда не привлечет инвестиции. Все говорят: Америка, Америка. Америка что производит? Она производит кинематограф, а кинематограф что делает? Он каждый четверг нам рекламирует Америку и американские ценности, потому что это Голливуд. Америка производит рекламные ролики. Если задуматься, то, практически, 80 % американской продукции фейковая, она некачественная, она низкоуровневая, но она преподносится, как нечто восхитительное и неподражаемое, amazing.

Дмитрий Ахтуба:

Иван, осталось еще миллион вопросов к тебе, я надеюсь, ты придешь на наш следующий эфир, тем более, что мы обещали информировать наших зрителей о наших проектах, как все будет идти. Я приглашаю тебя на «Мединвестшоу», которое состоится 22 июля.

Дорогие друзья, сегодня вы смотрели вместе со мной удивительную беседу Ивана Алехина «StartUp Show» о том, как живется стартапам в России, кто такие инвесторы, почему так мало интересных проектов в России. Я думаю, что мы продолжим это общение, потому что Иван очень интересный гость.

Иван Алехин:

Кстати, можно бы было сделать рубрику, так и назвать: «StartUp Show». Я приводил бы одного инвестора и, например, один стартап к тебе в студию. Стартап презентовал бы проект, а инвестор бы говорил – нравится ему, не нравится и почему - да, почему - нет.

Дмитрий Ахтуба:

Прекрасная мысль! Всего доброго, дорогие друзья!