{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Ордовская врач-стоматолог, психолог, совладелица клиники премиум-класса «Ордовский и коллеги», сооснователь «Школы Стоматолога» 03 июля 2018г.
Эстетика улыбки
Когда человек задумывается о решении эстетических проблем с улыбкой? Всегда ли то, что красиво - функционально и правильно для здоровья? Какие методы сейчас позволяют пациенту облегчить принятие решения. Как стоматологи добиваются того, чтобы реставрации выглядели естественно

Юлия Титова:

Здравствуйте, в эфире канал Медиадоктор и программа «Онлайн прием», которую веду я, Юлия Титова. В гостях у нас сегодня Владимир Ордовский-Танаевский, ортопед-гнатолог, кандидат медицинских наук, Master of Science in Dental Sciencies, академический эксперт в области гнатологии и междисциплинарной стоматологии, а также владелец стоматологической клиники «Ордовский и коллеги». А также Наталья Ордовская – врач-стоматолог и совладелец стоматологической клиники «Ордовский и коллеги». Здравствуйте, дорогие гости.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Здравствуйте.

Наталья Ордовская:

Здравствуйте.

Юлия Титова:

Рада Вас видеть, Вас мы видим уже не первый раз в нашей студии. А обсудим мы сегодня эстетику в стоматологии. Ну и первый вопрос: когда человек задумывается о решении эстетических проблем с улыбкой?

Наталья Ордовская:

Начну я, наверное. И мне хотелось бы напомнить нашим коллегам, нашим зрителям о такой пирамиде Абрахама Маслоу. Что это за пирамида? Это пирамида, которая описывает потребности человека, и в основании этой пирамиды лежит физиология, именно физиологические потребности. Какое отношение имеет к эстетике, можно спросить? Прямое. Пока не удовлетворены физиологические потребности человека, он не будет задумываться об эстетике, он не будет думать о красоте, скорее всего он будет их удовлетворять. Что это такое? Это жажда, голод, и сюда же относится и боль.

Если к нам обращается пациент, и если у него есть какие-то проблемы, которые его беспокоят – кариес незалеченный, какие-то неприятные ощущения в полости рта, то эстетика будет стоять для него на 2, на 3 месте, он не будет сразу же предъявлять каких-то эстетических просьб к своему врачу и решать проблему с улыбкой. Скорее всего, и врачам нужно об этом помнить, нужно решать первые вот эти физиологические потребности, нужно работать с болью, и только потом человек будет думать об улыбке. Он скажет: «О, да, у меня не болит, а теперь я хочу, чтобы у меня было еще и красиво».

Юлия Титова:

Ну, зачастую бывает так, что пациент даже сам не догадывается о том, что у него во рту есть какие-то проблемы со здоровьем. Когда еще не возникают болевые ощущения, если говорить, допустим, о кариесе, но он уже приходит и говорит: «Хочу красоту у себя во рту навести». Вот часто Вам приходится так вот осадить пациента и сказать: «Для начала давайте-ка поправим Ваше здоровье, а потом будем думать о красоте улыбки»?

Наталья Ордовская:

Я думаю, «осадить» пациента – здесь не тот термин, мы наших пациентов любим и уважаем, и, конечно, нужно разъяснять, нужно показывать. Но если уже есть кариес, и если мы его показываем, визуализируем, то человек задумывается. И нужно вначале решать проблему со здоровьем и только потом переходить к решению эстетических проблем. Перво-наперво это здоровье, стоматологическое здоровье.

Юлия Титова:

То есть мы должны понимать, что правильный врач-стоматолог никогда не возьмется за решение эстетических проблем, если у нас есть проблемы со здоровьем наших зубов.

Наталья Ордовская:

Отличный вывод. Да, Юля, то, что надо.

Юлия Титова:

Ну что ж, в рамках нашей темы всегда ли то, что красиво – функционально? Очень важный вопрос на самом деле.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Если мы говорим о естественной красоте, то такое встречается, и очень часто красивая улыбка в области фронтальных зубов может маскировать какие-то функциональные нарушения, вплоть до того, что отсутствуют жевательные зубы. Крайне редко, но такое встречается. Если мы говорим об искусственной улыбке, то, что делают врачи-стоматологи, то здесь, конечно, вопрос очень интересный. Почему? Потому что у нас очень развиты адаптационные способности, мы очень хорошо адаптируемся, кто-то сильнее, кто-то слабее. Так вот, если человек очень хорошо адаптируется, чтобы мы ему ни сделали в полости рта, он, как правило, к этому адаптируется хорошо. А если еще у него порог болевой чувствительности высокий, он может даже не почувствовать никаких болевых ощущений. А есть люди, которые очень тонко настроены, их называют еще сенситивными, или чувствительными, вот они как раз чувствуют все, и вот для этих людей функция эстетика должна соблюдаться в некоем балансе, потому что любое малейшее отклонение от этого баланса приводит к нарушениям.

С одной стороны, это может быть болевой синдром в мышцах, в зубах, в височно-нижнечелюстном суставе, с другой стороны, это баланс эстетики, когда человек сам себя не воспринимает, и глядя на себя, ему не нравится, как он выглядит. И задача стоматолога – найти вот этот баланс, сделать так, чтобы пациенту не было больно, это все функционировало, то есть можно было жевать, и как Наталья Витальевна сказала, на первом уровне пирамиды Маслоу удовлетворять свои потребности, в том числе в еде. И в то же время он должен нравиться себе и жить в социуме так, чтобы он чувствовал себя в своей тарелке, что называется. В общем, нормально, адаптировано, был социально активен.

Юлия Титова:

Бывают ли такие случаи, когда решались эстетические проблемы и одновременно с этим нарушались функциональные качества, жевательные качества? Мы, наверное, говорим больше о каких-то нерадивых врачах, которые не совсем ответственно относятся к своей работе. И сталкивались ли с такими пациентами, которые приходили решать эту проблему? 

Владимир Ордовский-Танаевский:

Мы регулярно принимаем таких пациентов, и дело даже не в нерадивых врачах, а дело в том, что очень часто пациенты относятся к врачам-стоматологам, как к некоему такому персоналу, который должен оказывать услугу за деньги. И человек приходит и говорит: «Сделайте мне вот здесь шесть, а там ничего делать не нужно». И врач старается сделать красиво в рамках того, что хочет пациент, но ему приходится идти на такой компромисс, который не всегда идет в пользу здоровья пациента. И, как правило, отдаленные результаты не очень хорошие, опять же, зависит от адаптации: адаптируется пациент – будет нормально, не адаптируется – вот те, кто не адаптировался как раз приходят к нам, потому что мы специализируемся на таких пациентах с нарушениями зубочелюстной системы, как раз с нарушениями функций и эстетики.

Юлия Титова:

Мы знаем очень ярко о двух специализациях – это ортодонт и стоматолог, которые решение эстетических проблем в каком-то смысле между собой поделили. Мы сейчас об этом поговорим поподробнее, но мне хочется для наших зрителей разъяснить, кто такой гнатолог и чем он занимается, и какое отношение он имеет к эстетике нашей улыбки.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Вы знаете, вот я когда заканчивал институт, это наш доблестный МГМСУ, нам всем давали дипломы врача-стоматолога, и стоматологи после того, как заканчивают институт, начинают специализироваться. И вот здесь уже происходит разделение, то есть кто-то становится терапевтом-стоматологом, кто-то хирургом, кто-то пародонтологом, кто-то ортодонтом. А гнатолог – у нас официально такой специальности в стоматологии нет, это такой западный термин, где гнатология считается как отдельная наука, но занимаются ею стоматологи. И гнатолог – это тот человек, который специализируется на функциональных особенностях зубочелюстной системы. Он занимается смыканием зубов, то есть окклюзией, он занимается височно-нижнечелюстным суставом, и он занимается всем, что вокруг этого происходит, то есть это мышцы головы и шеи, это движение, то есть артикуляция нижней челюсти, это высота прикуса. В общем, это такое вот масштабное планирование у человека, которому нужно полностью восстановить весь зубной ряд.

Гнатолог специализируется на функциональных особенностях зубочелюстной системы. Он занимается смыканием зубов, то есть окклюзией, он занимается височно-нижнечелюстным суставом, и он занимается всем, что вокруг этого происходит, то есть это мышцы головы и шеи, это движение, то есть артикуляция нижней челюсти, это высота прикуса.

Юлия Титова:

Это уже хирургия или все-таки это ближе к ортодонтии?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Это больше ортопедия, это протезирование в большей степени.

Наталья Ордовская:

Я бы хотела добавить, что здесь гнатолог не рассматривает отдельно зубы или отдельно полость рта. То есть гнаталог – это тот специалист, который смотрит на человека с зубами и видит в первую очередь человека с мышцами, с суставами, с позвоночником, и когда заполняется анкета диагностики гнатологом, то там определяются и пациентом отмечаются хронические боли на всем теле, то есть там есть карта всего тела. И многие наши пациенты удивляются, почему врач-стоматолог интересуется, что у меня болит левая пятка и какая у меня длина ног, или же почему врача-стоматолога интересует, какое у меня настроение бывает, и как я реагирую на те или иные проблемы в своей жизни. А на самом деле, вот врач-гнатолог рассматривает полость рта, которая находится у человека, и окружение человека – это некая такая система закрытая, и врач-гнатолог занимается именно диагностикой этой системы.

Юлия Титова:

То есть я правильно понимаю, что есть какая-то взаимосвязь между нашей челюстью и здоровьем нашего организма, и как-то эти связи прослеживаются гнатологом?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да, конечно. Для этого делается специальная функциональная диагностика и определяется, какие есть нарушения или отклонения в состоянии человека. Есть такое понятие, как кибернетическая система человеческого организма, и вот зубочелюстная система, если мы говорим про стоматологию, то это как раз система, которая взаимодействует со всем человеческим организмом. Если у человека нет зубов, то у него что происходит? Нарушение пищеварительной функции. Если нет зубов, у него происходит нарушение положения тела в пространстве, потому что постуральные мышцы работают по-другому, у него смещается нижняя челюсть, как правило, кзади, то есть у него вообще смещается мышечный баланс. И мы работаем со специалистами, есть такое слово междисциплинарный подход, то есть мы работаем с неврологами, с отоноларингологами, с хирургами, с мануальными терапевтами, то есть вот все, кто могут повлиять.

И пациенты очень часто приходят и говорят: «У меня вот здесь болит и часто отмечаются головные боли». Есть научные исследования, которые говорят о том, что до 80% головных болей связано с положением нижней челюсти. А положение нижней челюсти зависит от того, как у нас работают мышцы, как у нас работает сустав, и в каком состоянии у нас зуб. Если зубы разрушаются, даже если это не беспокоит, челюсть уходит назад, вследствие этого происходит болевой синдром, причем большинство пациентов никак не связывают головную боль с состоянием полости рта.

Если зубы разрушаются, даже если это не беспокоит, челюсть уходит назад, вследствие этого происходит болевой синдром, причем большинство пациентов никак не связывают головную боль с состоянием полости рта.

Юлия Титова:

Существует еще одна специализация, которая тоже тесно общается со стоматологами, и я так уже понимаю, гнатологами и ортопедами, это косметологи. Был у меня недавно разговор с одним из косметологов, и она сказала, что очень часто отправляет своих пациентов (косметолог-пластический хирург) сперва поправить прикус, исправить положение зубов. Почему? Потому что после этого очень сильно меняется положение ткани и, в принципе, меняется лицо, у кого-то меняется форма носа, форма нижней челюсти, скулы каким-то образом перемещается, и по этой причине отправляют к стоматологам, прежде чем человеку ложиться под нож. Вот Вы с таким не сталкивались?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Это очень грамотный подход, и я совершенно согласен с таким мнением. И мы нашим пациентам рекомендуем сначала сделать все-таки зубы, а потом уже заниматься косметологическими манипуляциями. Почему? Потому что сначала нам нужно выставить положение нижней челюсти, определить высоту прикуса, подкрепить это положение новыми зубами в виде реставрации, как правило, это керамические реставрации. Может быть, кому-то понадобится исправить прикус, тогда мы привлекаем врача-ортодонта, и после того, как прикус стабилизировался, понятно положение, мы сделали улыбку, вот тогда уже косметологи под этот каркас, который уже стабильный, начинают работать с мягкими тканями, и получается очень красивый результат.

Если ситуация происходит наоборот – косметолог сделал много манипуляций, как правило, ткани становятся очень упругими, очень хорошо выглядящими, но когда мы начинаем работать с полостью рта, нам приходится растягивать щеки, губы, мы частично теряем те результаты, которые сделал косметолог. И, собственно говоря, вот этот труд, наверное, был напрасным перед лечением, особенно, если длительное лечение понадобится.

Наталья Ордовская:

Но здесь еще важен тандем, и надо отдать должное Вашей гостье, что она поступает абсолютно правильно, потому что, например, какие-то заломы, носогубки… Например, опущение уголков рта без стоматолога решить невозможно, потому что это будет временная мера. Сколько бы мы ни кололи филлеры, сколько бы ни накачивали губы, если снижена высота прикуса, если стерты зубы, если есть проблемы внутри в полости рта, то чтобы мы ни делали у косметолога, это будет очень кратковременный эффект, это деньги на ветер. Поэтому вначале нужно решить проблему стоматологии, с зубами, а потом уже может быть и объем косметологического вмешательства будет намного меньше.

Юлия Титова:

Давайте поговорим немножко о брекетах. Как мне кажется, зачастую все-таки пациенты приходят за брекетами с целью приобрести красивую улыбку, так как видят, что зубы искривлены, особенно зона улыбки, но мы не всегда догадываемся о том, что у нас неправильные прикусы, даже не знаем, к чему это может привести. Ну, вроде зубы стоят, вроде все в порядке, а со временем зубы истираются, и, в общем-то, большой ряд проблем можем мы приобрести с годами. Так вот, постановка брекет-системы всегда ли решает две задачи: задачу здоровья нашей челюсти и вопрос эстетики?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Вы знаете, очень сильно зависит от квалификации ортодонта, потому что действительно есть ортодонты, к которым приходят пациенты и говорят: «Мне нужно, чтобы вот здесь красиво и ровно». И ортодонт быстренько наклеил брекеты, расправил вот здесь, чтобы было ровно, красиво, а какие будут отдаленные результаты, бывает так, что он не продумал. Грамотный ортодонт всегда направит пациента, во-первых, на функциональную диагностику, если сам владеет, то сам это сделает, и он сначала поймет, что с суставом происходит, какая высота прикуса, какие цели, есть ли у пациента какая-то патология, которую нужно учесть при лечении, и тогда уже он планирует лечение, которое приведет к наиболее оптимальному результату для этого пациента.

Очень часто к нам приходят пациенты после ортодонтического лечения, у которых начинается проблема с суставом – щелканье сустава, болевой синдром, и нам приходится вот это исправлять, как правило, как врачи говорят в анамнезе, то есть в истории заболевания это было одно или два ортодонтических лечения, когда задача стояла только красиво сделать. А вот про функцию немножко забыли.

Юлия Титова:

В случае, если функция у нас в порядке, мы лишь хотим эстетический вопрос решить, всегда ли необходимы брекеты? Так как многие их боятся в силу того, что носить их нужно достаточно долго, и обслуживание их, жизнь меняется после постановки брекет-системы. Есть ли какие-то альтернативные варианты брекетов на сегодняшний день?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да, если брать ортодонтию, есть внешние брекеты или наружные брекеты, есть лингвальные брекеты – со стороны языка, есть такая система Инвизилайн, это прозрачные такие каппы, которые одеваются на зубы, которые можно снимать-одевать, ну и различные варианты такой системы. Но если пациент категорически не хочет исправлять прикус, и с нашей точки зрения есть возможность сделать красиво, то мы рекомендуем делать керамические виниры. Керамические виниры – это метод, который позволяет сделать эстетично, функционально, красиво и надолго, и это очень долгий и стойкий результат, то есть наши пациенты ходят с винирами 10-15-20 лет.  

Керамические виниры – это метод, который позволяет сделать эстетично, функционально, красиво и надолго, и это очень долгий и стойкий результат, то есть наши пациенты ходят с винирами 10-15-20 лет.  

Юлия Титова:

Вы упомянули прозрачные каппы, я о них тоже очень много слышу, касательно того, когда человек решается на брекеты или каппы. В чем принципиальная разница между ноской капп и брекетами? Может быть, по времени, может быть, есть какая-то финансовая сторона отличительная и по эффективности?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Каппы – это метод, который более легкий что ли, он позволяет сделать без брекетов не очень сложные случаи. Если заказывать Инвизилайн, тут финансовая сторона, так как это делается в Соединенных Штатах. Понятно, гораздо выше, и плюс здесь очень важно учитывать, какая дисциплина у пациента. Что значит хорошая дисциплина? Это то, что он регулярно сам может снимать и одевать, менять эти каппы.

Юлия Титова:

То есть их не носишь постоянно, их еще нужно периодически…

Владимир Ордовский-Танаевский:

Их носишь постоянно, но их две недели относил – потом следующий комплект, две недели относил – следующий комплект. Но так как есть люди, которые покушали и забыли одеть, лечебный эффект снижается. С брекетами такое практически невозможно, потому что их поставили, активировали дугу, и это работает.

Юлия Титова:

24 на 7.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да. То есть это любят пациенты, которые сами говорят: «Нет, мне вот сделайте так, чтобы я сам ничего не мог сделать, потому что я буду лучше к доктору ходить». Ну там тоже зависит – пациент должен прийти к доктору, то есть это раз в 3 недели, раз в 4 недели, то есть как ортодонт назначает. Дисциплина в любом случае нужна.

Юлия Титова:

А ортодонтические проблемы, проблемы прикуса каппы решают? Или все-таки это больше на визуальный какой-то эффект?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Это больше на выравнивание зубов в не очень сложных случаях. Если на внешних брекетах с помощью техники изогнутой петли можно даже высоту прикуса увеличить, то есть она более продвинутая и дает больше возможностей, то с Инвизилайном это более легкие случаи.

Юлия Титова:

Мне еще такой вопрос задавали, что после брекетов есть случаи, что зубы съезжают после неправильного выхода из брекет- жизни. А после капп какие проводятся процедуры, чтобы зубы зафиксировать на том месте, на котором они стоят?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Мы называем это ретенция. Ретенция – это фиксация зубов в том положении, которого добились в результате лечения. Есть два основных метода: это ретейнер приклеивается в виде такой проволочки либо цепочки на верхние, на нижние челюсти, допустим, с 3 по 3-ий зуб, либо делают тоже прозрачные каппы, или в системе Инвизилайн последнюю каппу можно оставить как ретенционную и ее одевать на ночь.

Есть различные концепции окклюзии, одна из концепций говорит о том, что если у Вас правильно сделан прикус, есть опора на жевательные зубы, то фронтальные зубы ни в коем случае не будут разворачиваться, уходить и так далее. Это уже зависит от опыта и квалификации ортодонта, который подскажет, как лучше это сделать. И опять же, вопрос дисциплины пациента, если он дисциплинирован и готов эту каппу каждую ночь одевать, можно ставить каппу, если он не очень готов, тогда лучше приклеить ретейнер и ходить с этим ретейнером постоянно.

Если у Вас правильно сделан прикус, есть опора на жевательные зубы, то фронтальные зубы ни в коем случае не будут разворачиваться, уходить.

Юлия Титова:

Вы также упомянули, что с помощью виниров можно исправить улыбку, выровнять зубы. Вот расскажите, как это происходит, в каких случаях это уместно? Наверное, когда случаи совсем тяжелые, винирами там ситуацию не спасешь. И еще один такой вопрос, опять-таки от моих дорогих слушателей, как винир может утолщать зуб? Это происходит, или все-таки зубы все равно остаются тоненькими? Просто как я себе это представляю: допустим, у нас там заборчик немножко покосившийся, если зуб стоит глубоко, правильно ли я понимаю, что на него наклеивается винир определенной толщины, и ряд визуально выравнивается? Как это выглядит на самом деле?

Владимир Ордовский-Танаевский:

В случае, если зубы стоят неровно, а чуть-чуть развернуты, то виниром достаточно легко нивелировать. Толщина винира может достигать минимально где-то 0,3 мм, а по толщине это может быть 1-1,5, именно то, что к губе, по высоте там до 2 мм. Но если зубы расположены очень далеко, то получается, что на одном зубе нам нужно сделать тонкий винир, если мы еще и цвет хотим изменить, а на другом толстый. Вот здесь как раз не оптимально делать винир, а нужно все-таки пойти к ортодонту, чтобы ортодонт выправил сначала зубы, а потом мы бы уже сделали художественную реставрацию с помощью вот этих керамических виниров.

Чтобы оценить насколько нужна улыбка, во-первых, пациенты сами, как правило, видят и говорят, что вот мне не хватает, у меня зубы короткие, или у меня скололось, или у меня сточилось. И существуют сейчас различные методы для оценки эстетики, то есть мы можем сделать цифровой дизайн улыбки, то есть отфотографировали пациента и на компьютере в программе отмоделировали будущую форму зубов, рассчитали, подставили, и пациент может увидеть. Преимущество этого метода, что это можно сделать достаточно быстро, недостаток, что на компьютере мы все-таки видим не 3Д, а 2Д картинку, то есть плоское изображение.

Другая методика – это когда мы сняли оттиск пациенту, отдали зубному технику, он из воска сделал моделировку зубов, либо сейчас мы можем отсканировать зубы, отправить уже в цифровом виде технику, он сделает цифровое восковое моделирование, напечатать на 3Д-принтере модель, и мы можем новую форму зубов посмотреть, как будет в полости рта. Называется это мукап. Знаете, в ЦУМ заходишь, там есть мейкап, когда девушки подходят и делают тебе пробный макияж. А у нас называется мукап – это пробная реставрация, то есть мы, ничего не делая с зубами, можем сформировать новую эстетическую форму и с помощью специальной пластмассы отжать на зубах и показать пациенту как это будет выглядеть. Это как раз в 3Д получается, то есть мы можем сбоку посмотреть, сверху, снизу, сфотографировать, посмотреть на себя в зеркало, даже несколько дней походить, чтобы оценить – идут мне эти зубы или нет.

И вот этот этап бывает очень творческий для врача и для пациента. Почему? Потому что нужно подобрать оптимальную форму, чтобы это шло к лицу, чтобы это подходило к цвету глаз, учитывается какой образ жизни ведет пациент и параллельно еще подбирается и цвет. Это такой очень творческий и эстетичный момент. Здесь вот нужна очень высокая квалификация доктора и зубного техника, который этим занимается.

Наталья Ордовская:

Pineview Drive, знаете, как автомобиль… Можно взять автомобиль, проехать и понять, как он едет.

Юлия Титова:

Мое-не мое.

Наталья Ордовская:

Да, мое или не мое. И здесь тоже пациенты не всегда принимают решение сами, им иногда нужно посоветоваться. Если, например, это мужчина, то чаще всего он посмотрел: «О, да, доктор, мне все нравится».

Юлия Титова:

Нормально.

Наталья Ордовская:

Да, нормально.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Можно сфотографировать, послать своей спутнице.

Наталья Ордовская:

Ну скажи, что мужчины гораздо быстрее, и они сами решают, что им идет и как и что.

Юлия Титова:

А женщины паникерши больше, наверное, в некоем смысле. Это такой серьезный шаг.

Наталья Ордовская:

Ну, не все паникерши, но женщина, наверное, больше стоит около зеркала, она улыбается, надо бы выйти еще на улицу. Если цвет подбирается, то мы выходим на улицу, смотрим при естественном освещении. У нас в кабинетах освещение такое, которое имитирует дневной свет. Надо показать подружкам. Ну, не всегда подружки дают правильные советы. Самое классное для нас, когда пациентка одна пришла, говорит: «Мама, я сделала». Она так: «Ты у меня такая красавица, да у тебя все так и было». Она говорит: «Нет, мам, вот фотография – было, а вот – я сейчас». Она: «Ну надо же, ну надо же!» Когда это все смотрится так естественно. И виниром мы можем не только цвет поменять и ширину, но и высоту. И улыбка очень сильно меняется. Конечно, мы за керамические виниры, потому что это все-таки более надежно, более гарантированно и более качественно.

Виниром мы можем не только цвет поменять и ширину, но и высоту. И улыбка очень сильно меняется.

Юлия Титова:

А из чего мы выбираем? Вот у нас керамические виниры...

Наталья Ордовская:

Композитные.

Юлия Титова:

А в чем между ними разница?

Наталья Ордовская:

Это, во-первых, материал. Композитный материал – это материал, который используется при постановке пломбы, и здесь есть тоже свои плюсы, свои минусы. Плюс только один – то, что это быстро. Ну, я думаю, Владимир Вячеславович…

Владимир Ордовский-Танаевский:

И бюджетно

Наталья Ордовская:

Да, быстро и бюджетно. Бюджетно, но не долговечно.

Юлия Титова:

Что зачастую является решающим фактором для некоторых людей.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Для некоторых да.

Юлия Титова:

Вот касательно виниров, наверняка есть противопоказания. Меняет ли наш зубной ряд без вмешательств, вообще положение зубов со временем, с годами? Это я к чему? Установили мы виниры. Это же надолго, как правило, это лет так на 20 в среднем, может быть, даже и дольше носят. Может ли произойти такое, что зубной ряд поехал, виниры отвалились, откололись, произошел какой-то съезд, и после этого опять-таки приходится заниматься этим вопросом? Вот что перед тем, как ставить виниры мы должны проверить в обязательном порядке?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Если мы хотим установить виниры, мы должны, во-первых, провести такое с советских времен слово – санацию, то есть нужно вылечить весь кариес, нужно вылечить десна, чтобы не было пародонтита. То есть нужно убрать все очаги воспаления, это раз. Если мы планируем ортодонтическое лечение, то мы должны сначала провести ортодонтическое лечение, и после этого мы уже ставим виниры. Значит, виниры сделаны из керамики, тоже постепенно-постепенно, как эмаль зуба, может стираться, если кушать такую пищу травматичную, будем говорить.

Юлия Титова:

Орехи грызть.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Ну, чаще всего это не от орехов скалывается, а это в салатиках попадаются мелкие какие-то камешки, косточки – случайности, то, конечно керамика постепенно истирается и скалывается, то есть как естественная эмаль зуба.

По поводу смещения. У нас организм постоянно адаптируется к окружающей среде, и смещение может произойти в каких случаях? Если удален где-то соседний зуб, и на это место не установлен имплантант, и не установлена коронка, то, конечно, зубной ряд может сместиться. Если есть воспаление в десне, и рассасывается костная ткань – зуб становится подвижным и может сместиться. То есть если человек поставил виниры, подразумевается, что он продолжает следить за собой, а не то, что он сделал виниры и ушел в леса, перестал ходить к стоматологу. То есть при адекватном уходе за собой – раз в полгода он приходит на профессиональную гигиену, и врачи-стоматологи за ним наблюдают, то, как правило, ничего такого не происходит. Одним из противопоказаний для виниров является, когда зуб уже депульпирован и сильно изменен в цвете, вот тогда, как правило, мы предлагаем коронку, потому что уже от самого зуба мало чего осталось, и там уже другая методика.

Юлия Титова:

Не на что виниры делать

Владимир Ордовский-Танаевский:

Опоры – ткани зуба осталось мало, поэтому нужно все-таки побольше чтобы было ткани. И виниры, как правило, ставятся на живые зубы, хотя можно и на депульпированный, зависит от объема разрушения зуба.

Юлия Титова:

Но есть еще такой тихий враг, с которым многие пациенты сталкиваются, – это наши зубы мудрости, которые не у всех вылезают по какой-то причине, то ли по причине отсутствия мудрости, то ли так вышло, наверное, семья и генетика такая. Но зубы мудрости зачастую растут неровно, Вы тоже с этим сталкиваетесь, об этом знаете, которые тоже начинают этот зубной ряд двигать постепенно, что не сразу заметно. Бывает ли такое, что прежде чем поставить виниры, необходимо удалять эти зубы мудрости, которые еще даже не вылезли наружу?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Когда пациент приходит первый раз в клинику, мы делаем компьютерную томографию, на которой видны все зубы, виден сустав, есть разновидность снимка 13х15, который позволяет увидеть все, и мы видим есть ли зубы мудрости, если не прорезаны, то на снимке на этом все видно. И наличие зубов мудрости не является как таковым противопоказанием для установки виниров. Зубы мудрости не любят кто? Пародонтологи. Почему? Потому что там воспаляется десна, может быть карман. Не любят ортодонты, потому что если зуб мудрости начинает резаться, он как раз может сместить зубы. Но если мы делаем большую работу, если мы ставим 20 виниров, и есть зуб мудрости, который потенциально может прорезываться, нарушать зубной ряд, то мы, конечно, рекомендуем пациенту удалить его.

Опять же, если пациент говорит: «Нет, я не могу или боюсь», то мы просто наблюдаем: как только он начинает резаться, начинает сдвигать виниры или зубы, на которых стоят виниры, то мы их ставим перед фактом, что либо это сдвинется, либо нужно удалять. В любом случае мы информируем пациента о том, что может быть, какие есть риски и как их можно решить.

Юлия Титова:

Какой же долгий и длинный путь к установке виниров, Вы посмотрите, это и лечение, это и чистка зубов, это ортодонтическое лечение, это удаление зубов. Так и передумать недолго. А есть ли еще какие-то методы, которые подталкивают пациента к принятию решения об изменении эстетики? Помимо мукап.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Для девушек это всегда свадьба, то есть вот как только срок свадьбы известен, то все просто бросаются на то, чтобы быстро сделать красивым.

Юлия Титова:

Что, кстати, странно. Ведь жених-то уже вроде принял решение.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да. Для мужчин чаще всего…

Юлия Титова:

Переходный возраст.  

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да я бы так не сказал, по большей части женщины приводят своих мужчин, потому что мужчины не всегда обращают на это внимание. А женщины на них смотрят, говорят: «Пора милый». И приводят, собственно говоря, для того чтобы привести в порядок, чтобы, видимо, они соответствовали.

Юлия Титова:

Ну и, наверное, зов профессии тоже один из таких факторов? Когда человек публично выступает или у него публичная профессия – журналисты, ведущие.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да, медийные личности, конечно, очень следят за зубами, и для них это один из инструментов работы.

Юлия Титова:

А есть ли какие-то тренды в отношении виниров, их цвета? Потому что я помню, когда было время, Вы делали, как это называли, цвет унитазный или фаянсовый, такой белый, который прямо аж слепит глаза. Сейчас больше к натуральным оттенкам пациенты тянутся или тоже есть запросы белоснежные-белоснежные?

Наталья Ордовская:

Здесь есть несколько школ и несколько течений. Вот Владимир Вячеславович был в гостях у Масахира Куваты, это человек, который изобрел керамику, и он живет в Японии (я думаю, что он лучше расскажет). И вот есть такое японское направление, когда смотришь альбомы японских техников, когда прорисован даже кариес специально, чтобы все это было естественно, и цвет зубов практически без отбеливания, а это искусственные зубы, которые человек поставил, чтобы вообще ничего не было видно. Но есть точно так же и голливудский стандарт, когда человек выходит на сцену, поет, открывает рот, и сразу видно: «О, дорогая работа стоит». Очень много зубов и очень много красивых белых ровных зубов. Это второй подход. А мы как всегда где-то посередине между Европой и Азией, нам и так, и так, по-разному. Пациенты по-разному просят.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Мы работаем по запросу пациента, потому что есть действительно медийные люди, которым нужно очень ярко выглядеть на сцене, и для них это инструмент, а есть люди, которые наоборот, не хотят привлекать к себе внимание, они просят, чтобы было помоложе, чуть-чуть посветлее, чтобы было в рамках естественного. Один из ориентиров как понять какой цвет подходит, это если посмотреть в зеркало на свой белок глаза, Вы увидите некий цвет, оттенок белого, и посмотреть какого цвета белок. Белого имеется в виду. Помните, как у северных народов снег не просто белый, а у них есть 40 оттенков снега. И, собственно говоря, можно подобрать под свой белок цвет зубов, естественно, зависит от волос, кожи. У меня есть пациент, который мне сказал: «Я постоянно нахожусь в офисе, сделай мне так, чтобы у меня хорошо смотрелось при искусственном освещении».

Юлия Титова:

Ух ты!

Владимир Ордовский-Танаевский:

То есть у людей всегда разные запросы. Но если мы десять лет назад делали зубы цвета А2, вот такая расцветка есть, то сейчас у нас самый распространенный цвет – это блич-2, блич-3, то есть это отбелено, это через 3-4 тона от натурального этого цвета А2.

Юлия Титова:

Это стандартная палитра? То есть можно загуглить и понять примерно как это?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да. Но есть такая международная витовская расцветка, их много, но по витовской есть как раз вот такие обозначения.

Юлия Титова:

Последний, наверное, вопрос по винирам, время у нас заканчивается. Нужно ли при выборе цвета винира учитывать то, что он может поменять свой цвет со временем? Или все-таки винир каким его поставили, такой он и есть?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Керамика не меняет цвет, если тонкая, цвет может поменять сам зуб. И зуб может поменять цвет, если он вдруг ни с того ни с сего погиб, а погибнуть в этом случае может только от действий неопытного врача, либо естественно может развиться с другой стороны кариес, и зуб может потемнеть.

Наталья Ордовская:

Или травма.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Да, травма. Травмы я в учет не беру, это такая вещь... Мы специально для врачей-стоматологов проводим курсы по винирам, по функциональной диагностике. У нас тут 19 июля как раз начинается курс по винирам, поэтому кто хочет усовершенствоваться в этой области, приходите. С удовольствием покажем-расскажем, у нас там теория, практика.

Юлия Титова:

Вы большие молодцы.

Наталья Ордовская:

Да, закрыть пирамиду Маслоу, с которой мы начинали, верхние три позиции – эстетику, знания и свое саморазвитие – личностный рост. Для стоматолога это очень важно. И на пирамиде Маслоу это самая верхушечка, поэтому если человек желает развиваться, то курсы, которые у нас длятся 3 дня, это то, что надо для того специалиста, который хочет расти, хочет развиваться в этой области и помогать людям улыбаться.

Юлия Титова:

А как Вам пришла в голову такая идея? Я так понимаю, это для молодых начинающих врачей, скорее всего. Есть такой запрос по Москве? Неужели так много врачей, которые боятся данной процедуры или не умеют?

Владимир Ордовский-Танаевский:

Просто классическое образование стоматологическое не включает в себя именно изготовление виниров, поэтому я в свое время учился в разных странах, выработал свою методику на базе тех знаний и сделал свой курс для врачей. Мы сначала обучали своих врачей, теперь мы обучаем всех желающих, потому что есть спрос, и многим тяжело начать, и обычно мы объясняем теорию как это делается. Доктора работают на фантомах, препарируют зубы, они общаются с зубными техниками, и, в общем-то, у них складывается такая система понимания как это делать, какие этапы, что нужно использовать – какие материалы, какие есть нюансы, и у нас есть своя зуботехническая лаборатория Архис, собственно говоря, можно туда обратиться, чтобы врачам сделали такие виниры.

Наталья Ордовская:

Это не только по Москве, к нам приезжают со всей России и даже из-за рубежа.

Владимир Ордовский-Танаевский:

С Казахстана, с Украины, с Белоруссии.

Наталья Ордовская:

Приезжают врачи на курсы. Реально после курса человек приходит и делает, потому что это и мануальные навыки, и теоретические знания. Плюс еще дается такой толмудик, где весь курс практически описан. Такая шпаргалочка для врача, чтобы начинать работать.

Юлия Титова:

Очень здорово! Учение – свет, как говорится.

Наталья Ордовская:

Точно.

Юлия Титова:

Вы большие молодцы! Ну что же, наш эфир подошел, к сожалению, к концу. Большое вам спасибо за участие, за интересную, правильную и полезную информацию. Дорогие друзья, у нас в гостях был Владимир Ордовский-Танаевский – ортопед-гнатолог, кандидат медицинских наук Master of Science in Dental Sciencies, академический эксперт в области гнатологии и междисциплинарной стоматологии, владелец стоматологической клиники «Ордовский и коллеги», а также Наталья Ордовская – врач-стоматолог, совладелец стоматологической клиники «Ордовский и коллеги». Спасибо вам большое. Дорогие зрители, следите за своим здоровьем и здоровьем своих близких. Всего вам доброго.

Владимир Ордовский-Танаевский:

Спасибо большое.