{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дарья Русланова Директор департамента цифровых решений «Альфа-Банка» 29 июня 2018г.
«Альфа-Банк». Диджитал в финансах
В какие технологии инвестирует крупнейший частный банк России? Когда умрут наличные? Как идеи становятся банковскими продуктами?

Дмитрий Завалишин:

Здравствуйте, в эфире «DZ Online», с вами Дмитрий Завалишин и Дарья Русланова, директор департамента цифровых решений «Альфа-банка». Вообще, надо сказать, что вот эта наша серия передач, посвящённая цифровой трансформации, она, на удивление, до сих пор игнорировала банки, хотя это совершенно очевидно, да ведь, Дарья, здравствуйте. 

Дарья Русланова:

Добрый день!

Дмитрий Завалишин:

Что банки, это такой лидер вообще на вот этом ландшафте цифровых трансформаций, если говорить про проникновение в онлайн и в виде интернета, в виде мобильных приложений. То банки находятся настолько впереди всей планеты, мне кажется, они лет на 5, наверное, больше даже опережают все остальные бизнесы в мире. Правда?

Дарья Русланова:

Мы, безусловно, в этом уверены, мы всё время этим драйвим в связи с тем, что у нас всегда есть ресурсы, в принципе, это компания, которая хорошо умеет считать деньги и может себе позволить достаточно хорошие инвестиции в диджитал платформы. И вообще, банковский бизнес, это, по сути дела, мы иногда даже говорим, что банк, это IT компания с банковской лицензией. У нас одно время было такое... 

Дмитрий Завалишин:

Это уже такая современная позиция, Греф вот это озвучивает. 

Дарья Русланова:

Да, поэтому банки действительно и считают себя лидерами, и всячески в это вкладываются, потому что это помогает нам и деньги зарабатывать, и привлекать экспертов, поэтому да в этом плане, я думаю, я с вами соглашусь, что особенно в России после государства, наверное, банки лидеры. 

Дмитрий Завалишин:

То есть мы и в мире в этом секторе являемся лидерами. 

Дарья Русланова:

В мире я бы поспорила с этим утверждением, потому что в мире, если мы говорим про технологических лидеров, Китай и США, то там всё-таки лидеры не банки, там в основном всё-таки диджитал компании либо ритейл сегмента. 

Дмитрий Завалишин:

Если говорить про банковское направление, то наши банки в этом отношении. 

Дарья Русланова:

В целом да, последние исследования показывают, что как мы не самокритичны, потому что, в принципе, это часть нашего менталитета, российского, тем не менее, мы всё-таки выпускаем достаточно хорошие сервисы финансовые, продукты. Но опять же, я говорю, если сравнивать с банками. То есть не с диджитал компаниями, с какими мы хотим соревноваться именно ввиду нашей амбициозности. 

Дмитрий Завалишин:

То есть вы себя видите, вы чувствуете, что есть в других бизнесах лидеры, которые двигаются быстрее, чем вы. 

Дарья Русланова:

Наши конкуренты, да, абсолютно верно. 

Дмитрий Завалишин:

Если посмотреть вообще на текущую картину прохождения диджитал трансформации в банках, она больше существенно в отношении B2B или B2C, какая из этих частей важнее для вас с точки зрения цифровых трансформаций. 

Дарья Русланова:

Наверное, два фокуса мы всегда выделяли, на первично всё же мы на текущий момент, может быть, последние годы отдавали именно B2B, но в части именно небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. То есть там мы вкладывали наибольшее количество ресурсов, приоритеты и следующим, конечно, шли физические лица. 

Дмитрий Завалишин:

То есть крупные компании в этом смысле немножко в аутсайдерах, в смысле трансформации для вас, как цель. 

Дарья Русланова:

Да, потому что, ну, слово «аутсайдер», наверное, не совсем корректное, потому что это тоже наши клиенты. 

Дмитрий Завалишин:

Ну, они же получает тот же самый сервис что и средние компании. 

Дарья Русланова:

Да. Дело в том, что это очень партнерская тема, и развитие наше должно сопряжаться с развитием той компании. Потому что мы работаем, это, по сути дела, такой сервис на уровне, во-первых, отношений, и затем это очень много продуктов, транзакций, которые проводятся между компанией и нами, компанией, не как представителем компании, генеральный директор, а большое количество сотрудников под ними. Поэтому тут продукты такие, они не на уровне продаж. То есть мы один раз заключили с ними какие-то договорённости, а дальше это такая day-by-day работа. Поэтому там, в принципе, цифровизация есть, она была построена, то есть там есть онлайн банк, и у компании есть возможность там работать, но там нет такого большого движения именно каких-то продуктов. Потому что там, по сути дела, бизнес состоит из проведения платежей, предоставления новых траншей кредитных, то есть там немножко другой фокус. Потому что это, как правило, большие холдинги, филиалы, там есть прогресс, но он не такой, как например уровня физических... 

Дмитрий Завалишин:

Он специфический. 

Дарья Русланова:

Да, потому что там банк остаётся банком, это важно. Если мы говорим про физических лиц, то там у нас там амбиции, не только у нас, вообще в современном банкинге стать больше, чем банкинг. 

Дмитрий Завалишин:

Что такое больше, чем банкинг по отношению, вот я, как физик. Чем для меня должен стать «Альфа-Банк». Кстати, ваш клиент, так что мне прямо вживую интересно. Что ещё можете для меня сделать сверх того, что я обычно ожидаю. 

Дарья Русланова:

Мы хотим вынести максимально коммуникации в отдалённые каналы, сделать из этого не предложение банк-клиент, а, по сути, помощника, можно так назвать. 

Дмитрий Завалишин:

Такой консьерж сервис. Двигаться в сторону более широкого спектра. 

Дарья Русланова:

Нечто, ты просто не представляешь, что это банк, то есть есть что-то, через что ты можешь провести все операции, платежи, купить какие-то новые продукты, разместить свои активы, получить какой-то дополнительный сервис, заказать что-то, получить какую-то информацию. То есть это уже в сторону такого более расширенного фокуса, поэтому туда достаточно большие инвестиции. Во-первых, нужно понять, что действительно актуально, потому что много есть гипотез, которые делают сотрудники в банках, есть клиенты реальные. Потребление диджитал сервиса, оно специфически для каждого сегмента. 

Дмитрий Завалишин:

Ну и потом ещё до них надо донести, что вы это вообще делаете. 

Дарья Русланова:

И доверие получить, да, то есть это такая совместная работа вместе с клиентами. 

Дмитрий Завалишин:

Самая небольшая компания, насколько она вообще готова к тому, чтобы быстро с вами двигаться. Ведь у неё не так много ресурсов, если мы говорим про какое-то существенное погружение в такую хардкорную IT составляющую, то, наверное, они где-то не способны, а, может быть, даже и не хотят. Или, наоборот, они как раз-таки живые и являются для вас паровозом, который вас тянет вперед. 

Дарья Русланова:

Вот как раз тут бы я сказала, что больше они именно драйверы. То, что они не хотят уже нанимать, условно, своих айтишников и что-то там делать, они как раз готовы покупать сервисы, сервисы онлайн бухгалтерия, какая-то очень интересная инкассация. Я не знаю, слышали или нет, что сейчас кассовые операции. 

Дмитрий Завалишин:

А актуальная вообще инкассация, казалось бы, мы все так бешено идём в чистый диджитал кэш такой. 

Дарья Русланова:

Диджитал кэш, хорошее слово.

Дмитрий Завалишин:

Наверное, именно в диджитал кэш, потому что обратите внимание, вы же наверняка это знаете, что сейчас уже чётко совершенно случилось, что кроме оплаты оффлайн онлайн карточкой, уже явно в магазинах предлагают заплатить переводом с карты на карту, что очевидно является противозаконным. Но это также очевидно является выраженным процессом. Это живёт. И это кажется именно электронный наличностью такой, по сути дела. Потому что оно происходит мимо фискальных органов, это как передать живые рубли, только немножко в электронной форме. Вы ощущаете, для вас это важно?

Дарья Русланова:

Конечно, мы ощущаем, тем не менее, последняя статистика, которая у нас была, деньги бумажные существуют, и становится больше... 

Дмитрий Завалишин:

Больше, то есть процент бумажных платежей увеличивается. 

Дарья Русланова:

Да, не в нашем банке, а вообще в целом по России. Бумага, как средство расплаты, всё ещё существует и, к сожалению, тренд пока на уменьшение не идёт. 

Дмитрий Завалишин:

Есть какие-то ещё кейсы, которые вы чётко видите, что они в старой модели, без мобильного приложения, без этой интернетизации не были возможны, а сейчас начинают быть достижимы, какие-то виды сервисов, что-то такое, что вы продаёте, что раньше было невозможно, по старинке. Или в целом, в общем, всё, что происходит сейчас, это просто то же самое, что раньше, только быстрее. 

Дарья Русланова:

Нет, конечно, спектр различных возможных сервисов финансовых расширяется. Наверное, один из последних таких вещей, это возможность купить инвестиционные продукты, акции, облигации, это тоже некий новый такой тренд. То есть раньше это было естественно возможно, но это была такая закрытая группа профессионалов, который, открывая приложение, видел 155 цифр, кнопок, и поскольку этот человек просвещён, он мог разместиться, заработать, понимал, мог посчитать, какая из тех 10-20 цифр, что же в итоге получит он. То теперь мы двигаемся в некое упрощение этих продуктов, делаем сервисы. 

Дмитрий Завалишин:

Такие инвест продукты для непрофессионалов. 

Дарья Русланова:

Для непрофессионалов. То есть когда ты имеешь некий процесс, это очень важно, не просто набор цифр и принимаешь решение «да-нет», ты имеешь процесс, который ведёт тебя в соответствии твоих пониманий мира к тому, что ты можешь получить и как заработать. 

Дмитрий Завалишин:

Это уже существующая услуга в существующем мобильном приложении. 

Дарья Русланова:

Да, на данный момент это прямо так активно разрабатывается, у нас первые релизы уже есть у нас в мобильном приложении, но это то, что мы активно развиваем. 

Дмитрий Завалишин:

Прямо сейчас на острие, прямо сейчас происходит?

Дарья Русланова:

Да, прямо сейчас происходит. 

Дмитрий Завалишин:

А вы не боитесь, то есть такая коммодитизация инвестиций, она же с точки зрения пользователя немножко опасна, потому что когда мы даём ему сложный интерфейс, то он должен пройти некоторый learning curve, погрузится в задачу, реально осознать, что он действительно рискует своими деньгами, что это не прямо ты... Как это было, Лёня Голубков, не знаю, помните вы, не помните, «мы сидим, а денежки идут». Это же так не бывает, это все равно надо как-то думать, управлять, что-то делать. Когда мы даём человеку такой простой, весёлый интерфейс, то не погружаем ли мы его в некоторую такую опасную картину лёгкости заработка денег на финансовых, на инвестиционных рынках?

Дарья Русланова:

Вы знаете, конечно, когда мы это делаем для людей, мы несём некую ответственность за это, мы стараемся делать все максимально прозрачно. То есть step by step клиент имеет некий процесс, который ему говорит, что здесь такой риск, здесь такой, здесь, как правило, происходит так. То есть это не покупка каких-то очень сложных поисковых историй, сложных продуктов, это действительно что-то очень более-менее стабильное, и там доходность, она, как правило, выше, чем у классического депозита банковского. Поэтому, в принципе, для клиента это скорее возможность, чем какая-то угроза. 

Дмитрий Завалишин:

Как вы смотрите на вот какую штуку. Вот есть такое понятие, как краудфандинг. Само по себе его отличие от традиционных моделей заключается, в первую очередь, в том, что традиционная модель, это я пришёл к банку, у него есть какие-то депозитные инструменты, я положил деньги, банк взял мои деньги и понёс их куда-то инвестировать каким-то образом. Сложным, длинным путём в этом месте накладные расходы на банк велики, и всё это такое, в общем, закостенелый такой механизм. А краудфандинг, это прямо Peer-to-Peer. Во-первых, в этом месте нет, в существенной степени нет посредникаМ все равно есть какой-то посредник, который организует эту картину, но он больше иммено информационный посредник. При этом ты сам и инвестор, ты сам и оцениваешь интерес этого процесса, и всё это происходит достаточно на удивление живо, потому что я знаю кейсы, когда люди десятки млн. долларов поднимали на краудфандинге, причём довольно быстро. Если посмотреть на традиционную модель, то они, конечно, шли бы к ней годами. Волнует ли это вас, как-то присутствует на вашем горизонте, или вы считаете, что это не существенно и, наверное, не ключевой механизм.

Дарья Русланова:

Вы знаете, в принципе, эти инструменты появились довольно давно, я пока не наблюдаю, что это стало настолько каким-то магистральным течением. 

Дмитрий Завалишин:

То есть в мэйнстрим не пошло. 

Дарья Русланова:

Не пошло, да, обычно появляется какой-то тренд, он либо становится мэйнстримом, либо так и продолжает быть какой-то небольшой долей рынка. 

Дмитрий Завалишин:

Маргинальным таким. 

Дарья Русланова:

У нас есть поток-продукт как раз для индивидуальных предпринимателей, когда ты, условно, похожая технология, человеку, индивидуальному предпринимателю нужны деньги, и дать ему денег может не банк, а какие-то соинвесторы, а-ля такие же люди либо индивидуальные предприниматели. То есть есть такие продукты, но они не такие масштабные, как депозиты. 

Дмитрий Завалишин:

Не массовые. 

Дарья Русланова:

Да и это не происходит, но наверное, есть определённые причины, вопрос, наверное, доверия, потому что банк - это гарантия, то есть мы выступаем гарантом стабильности того, что это произойдёт. Это пока такая основная вещь, которая не достигается. 

Дмитрий Завалишин:

То есть вы этот тренд увидели, как-то его поддержали, но пока всё-таки в нём не видите какого-то такого растущего. 

Дарья Русланова:

И рынок пока не отзывается. Переводы с карты на карту, очень растёт доля этих платежей, но опять же, это, по сути, между банками, то есть это не нужно оформлять протестное получение, ждать, пока он пройдёт через транш, вот это всё, то есть это гораздо быстрее. Сейчас есть новый подход, когда мы хотим, но опять же, это через технологии, которые представляет государство. Когда мы будем не по номерам карту, сейчас переводят с карточку на карточку, это нужен номер карты. А чтобы можно было по номеру телефона. 

Дмитрий Завалишин:

Внутри «Альфа-Банка» это давно уже работает. 

Дарья Русланова:

Да мы говорим про между банками. С помощью государственных платформ, есть некие пилоты, то есть это немножко быстрее, немножко удобнее, но идея та же. Переводы между людьми. Но пять же, такого, чтобы софинансирование. 

Дмитрий Завалишин:

Насколько я вас слышу, какое-то инфраструктурное движение государства существует на тему ваших потребностей. То есть организация взаимодействия банков. 

Дарья Русланова:

Очень сильно, да. Государство активно развивается. 

Дмитрий Завалишин:

И это не ваша активность в их сторону, когда вы приходите к ним. 

Дарья Русланова:

Это, наверное, совместно, есть много рабочих групп, то есть это уже, в принципе, как одна из частей работы IT подразделения или сопровождающих подразделений, никогда они входят в рабочие группы, есть несколько площадок разных, и участвуют активно. Причём, поскольку представители разных банков, ты можешь сравнивать, кто активнее, кто не активнее и как вообще это принимается. То есть было время, когда скорее банки организовывали всякие ассоциации, предлагали государству пересмотреть какие-то стандарты. То сейчас это какое-то взаимное, прямо чувствуется, что со стороны государства активно эта цифровизация происходит. 

Дмитрий Завалишин:

Что произошло, почему государство стало более активным на поляне цифровизации экономики? Это просто пришли более молодые люди, которые это осознают и чувствуют? Или это стратегическая позиция государства, которое чувствует, что это является существенным элементом современного пути развития страны. Вот с вашей точки зрения как вы это видите?

Дарья Русланова:

Я думаю, что, безусловно, это стратегия государства, потому что, в принципе, всё начинается с цели. Есть цель, я видела даже у них стратегию по цифровизации на много-много лет и, на самом деле, это очень много зависит именно от их такого пуша, скорее всего, там имеет место быть смена поколений. Ну и наверное, одна из самых немаловажных причин, это такое сильное устарение нашего населения, мы понимаем, что трудоспособное население, его становится меньше и меньше, и нужно что-то делать. И наверное, один из рычагов, это всеобщая цифровизация, которая должна помочь, некие производственные мощности, информационные, управленческие, потаму что если есть задача, нужно её как-то решать. То есть это, конечно, помощь такому управленческому инструменту, финансовому, если мы сделаем платформу, через которую, представьте, если любой человек может из мобильного предложения идентифицироваться в любом банке, в принципе, уже не важен банк, ты выбираешь реально, то есть это такой большой маркетплейс, как сейчас это модно. 

Дмитрий Завалишин:

Но вы же должны бояться этого, потому что это немножко так выравнивает банки между собой, и человек может очень легко. Сегодня прийти из банка в банк, некоторая задача, завтра это будет легко. 

Дарья Русланова:

Да, во-первых, это некоторая задача, это некоторая стоимость для клиента. С появлением этой технологии затраты и временные, они исчезают. Но надо всегда быть открытым к новому, можно бояться, но ничего не сделать. 

Дмитрий Завалишин:

Или наоборот, вы чувствуете себя настолько сильными по спектру услуг, по их качеству, что вы ожидаете, что вот с этим облегчением перехода из банка в банк, наоборот, люди к вам стекутся. 

Дарья Русланова:

Естественно, мы верим в лучшее, что должно произойти, конечно. Но в целом это, наверное, культура «Альфа-Банка», что мы стараемся смотреть на это, как на вызов, а не как на угрозу. Понятно, все понимают, что в любом событии есть и плюсы, и минусы, здесь тоже есть много вещей, которые нас делают поджарыми в части быстрых решений, продуктов. Но мы к этому готовимся, количество IT специалистов увеличивается, они становится практически наряду с бизнесом, назовём это бизнес партнёрами. То есть мы уже становимся, по сути, частью основной функции банка, если раньше это была какая-то саппортовая функция, поддерживающая, то теперь это непосредственно часть банка, такая большая, важная. Мы к этому готовимся, будущее не за горами, нужно что-то делать. 

Дмитрий Завалишин:

Вы сейчас затронули очень важную вещь, не могу не спросить. Есть традиционно огромная проблема взаимодействия IT и бизнеса, которая заключается, я по вашей улыбке, очень хорошо вы, конечно же, в этой проблеме живете непосредственно. С одной стороны, бизнес не очень понимает, что в IT можно, что нельзя. С другой стороны, IT, зачастую, не хочет жить болями бизнеса. Третья проблема заключается в том, что только, наверное, человек, который хорошо погружен в то и другое, может порождать реально новые ценные продукты, которые во всей полноте используют возможности IT и при этом ценны на стороне бизнеса. Как вы решаете эту проблему, как устроена вот эта смычка между IT и бизнесом, которая позволяет ставить осмысленные функциональные цели. Короткого ответа, конечно, быть не может, но всё-таки. 

Дарья Русланова:

Да, я могу об этом часами рассказывать, очень многое. Цифровая трансформация, которая правильно сейчас происходит, она и технологиях, и она очень много в культуре. Естественно, что мы становимся частью бизнеса, мы об этом рассказываем, пропагандируем, слава богу, что наши бизнес лидеры, они тоже достаточно прогрессивны и понимают, что им хочется, если раньше доля онлайн продаж была 5-6 %, это было нормально, сейчас это 50. 

Дмитрий Завалишин:

50 сейчас. 

Дарья Русланова:

Я так сейчас утрирую, конечно, но условно, то есть это и выгоднее, потому что невозможно везде поставить отделения, где бы нам хотелось, а клиенту хочется везде дойти. Поэтому мы все в это идём, все понимают необходимость этого, все понимают, что это сложно, потому что технологии есть технологии, они требует определённого подхода, определённого образования, определённых знаний. И здесь мы действуем таким образом, мы по-прежнему продолжаем некую часть проектов делать а-ля по сервисной модели, но когда мы получаем задачу, делаем, сдаем на сервис заказчику, сполнителю. 

Дмитрий Завалишин:

То есть бизнес приходит, говорит: я хочу вот такой. Вы говорите: да, через полгода будет. 

Дарья Русланова:

Ну, пол года, это уже, конечно, совсем, ну, условно, месяц, два такие вещи. 

Дмитрий Завалишин:

Вот так прямо, месяц, два. Это серьёзно, на самом деле. 

Дарья Русланова:

Да, у нас количество изменений... 

Дмитрий Завалишин:

То есть у вас темп реализации новых функций, это месяц, два. 

Дарья Русланова:

Да. 

Дмитрий Завалишин:

Это прямо круто на самом деле.

Дарья Русланова:

Опять же, масштабы, мы же все понимаем, что всё естественно имеет разные масштабы. 

Дмитрий Завалишин:

Конечно. 

Дарья Русланова:

Поэтому конечно, мы стремимся очень к таким коротким срокам. По-прежнему какие-то большие запуски новых продуктов, это 4-6 месяцев запускаются, и тоже это уже не устраивает всех, нужно месяц-два, потому что если мы где-то делаем месяц, нужно все всем делать месяц. Так вот, как мы это делаем. Мы честь работаем по такой сервисной модели, но всё меньше и меньше, потому что, на самом деле, сложные банковские продукты требуют ещё таких технологий, когда нужно много все 100 раз проверить, и такое постоянное участие бизнеса не всегда требуется. Но очень много проектов идёт у нас по технологии, наверное, слышали Agile, Scrum. 

Дмитрий Завалишин:

Ну, как слышали, мы сами работаем, мы же одни из ваших подрядчиков. 

Дарья Русланова:

Понятно. Мы сидим вместе, обучаем одних одному, других другому, пилотируем совместные KPI, то есть мы ставим общую задачу, айтишнику ставим задачу увеличить долю рынка по этому продукту. Дальше идёт некий диалог, если это можно так назвать. Но, тем не менее, это происходит. 

Дмитрий Завалишин:

Но драйвером все равно является бизнес, то есть идея оттуда приходит. 

Дарья Русланова:

В большей степени пока да, но я надеюсь, что мы когда-то дорастем, когда это будет такое обоюдное. Потому что конечно, диджитал мир, это всё-таки больше про IT. И знание вот этих технологических вещей, оно должно исходить. И то, что всегда есть для меня, например, бенчмарком, когда бизнес лидер, приезжая из Силиконовой Долины, говорит: а знаешь, Даша, вот там объём инвестиций в стартапы такой, там столько компаний, они приходят, а у нас нет такого пока притока внешних решений. Я повторюсь, именно очень важно, что это не покупка людей на доработку, такой классический, как мы заказываем доработку внешних подрядчиков, это мы покупаем уже решение клиентское. Этот новый момент, который мы сейчас обкатываем, который мы тоже хотим... 

Дмитрий Завалишин:

Партнер приходит, говорит: смотрите, бывает вот так, я готов вам это реализовать. Именно такую какую-то не чисто технологическую, а зацепленную за реальный бизнес какую-то функциональную цепочку. 

Дарья Русланова:

Да, например, вы кредитуете, у вас 5 классических продуктов, овердрафт, гарантия, кредит наличными, а теперь мы хотим вам предложить вот такой кредит, то есть это полная такая модель, это скоринг модель, профиль клиента, выход куда-то в удалённый канал, то есть прямо такое решение. Понятно, что стартап решения, они не всегда стандарту банка соответствуют. 

Дмитрий Завалишин:

Настолько продуманные. 

Дарья Русланова:

Да, и дальше начинается некая работа, но тем не менее, это уже чуть больше, чем просто заказная доработка. И это новый такой тренд, я всячески развиваю такую культуру, чтобы коллеги, мои сотрудники, они смотрели в эту сторону, но это тоже требует такой смены mindset, что сейчас, последние три года мы все смотрели на внутреннюю разработку. Мы думали, что хорошо, мы раньше все покупали, было очень долог, а теперь мы нарастим свою экспертизу, наймем айтишников, обучим их банковским продуктам, всё будет быстрее. Стало быстрее, стало гораздо больше изменений, но вопрос, что конкурентное преимущество, она ещё дальше. То есть надо уже смотреть, ещё следующий шаг делать. Поэтому то, что происходит, плюс конечно, смена поколений. Средний возраст сейчас, например, в моей команде 25 лет. Сейчас приходят сотрудники 96-го года рождения и конечно, они уже приходят все со своим мнением, каким должен быть банк, дают обратную связь в онлайне, пользуются разными банками, чтобы сравнивать продукты. И они уже не айтишники в таком классическом понимании. 

Дмитрий Завалишин:

Не айтишники, в смысле, они смотрят выше и что-то видят за пределами IT. 

Дарья Русланова:

Они создают банк, они не...

Дмитрий Завалишин:

То есть они приходят к вам, говорят: а вот у Тинькова там... Так это звучит?

Дарья Русланова:

Да. Мы сделали, запустили что-то, вам нужно дать обратную связь, у них есть, когда работа в таких выделенных командах, она позволяет дать быстро обратную связь человеку, который это сделал. Дальше естественно вот эти процессы работы с обратной связью, с клиентами, этого мы тоже сейчас выстраиваем активно. 

Дмитрий Завалишин:

То есть в целом картина немножко уплощается, вот эти Peer-to-Peet взаимодействия между бизнесом и IT, и какое-то более живое участие айтишников в постановочной части, в том, что хотелось бы принести. 

Дарья Русланова:

Да, и бизнес уже понимает, что постановочная, как вы правильно сказали, часть, она, в том числе, зависит от технологии, от архитектуры. 

Дмитрий Завалишин:

Конечно. 

Дарья Русланова:

То есть они уже говорят: нам нужен архитектор, чтобы был в наших командах, не просто разработчики. И это происходит, нам уже нужен дизайнер, потому что мы понимаем, что... 

Дмитрий Завалишин:

Это надо правильно подать.

Дарья Русланова:

Да, правильно подать, от этого очень много зависит, то есть происходит это. Ну, и уплощение тоже, это тоже тренд, потому что последняя реструктуризация, которую я например проводила, мы убрали полностью один слой правления. То есть у нас теперь просто есть директор и большая-большая команда. Это тоже, на самом деле, способствует тому, что проникает информация, люди, в принципе, начальник что есть, что его нет, он очень где-то далеко, редко видятся, и они как-то самоорганизовываются. 

Дмитрий Завалишин:

А как же в этом месте со стандартной проблемой, что, грубо говоря, на каждом уровне иерархии человек способен не более, чем с семью, такая традиционная модель, людьми под собой как-то вменяемо руководить и понимать, что у них в головах происходит. Когда под тобой 50 человек, то мозг взрывается, и эффективная работа заканчивается. Или все, уже другие люди. 

Дарья Русланова:

Не знаю, у меня сейчас порядка 25 прямых подчинённых, я как-то, опять же, я не руковожу, я не ставлю им задачи, я ставлю цель, в принципе, дальше они её как-то решают. Коммуникации, опять же, можно сделать. 

Дмитрий Завалишин:

То есть детальное взаимодействие немножко меньше, но вы чуть-чуть более стратегически сделали. 

Дарья Русланова:

Да, безусловно, потому что то, что они делают, уже не полностью зависит от меня. Есть бизнес-партнёр, который создаёт продукт, поэтому нет потребности, чтобы я как-то взаимодействовала. 

Дмитрий Завалишин:

Они чуть-чуть более самостоятельны, получается.

Дарья Русланова:

Они, во-первых, чуть более самостоятельные, во-вторых, у них есть клиент, который им тоже в какой-то степени ставит задачи. И это очень сильно поменяло вообще процессы в компании. И коммуникаций руководителя. Раньше как, нужно было встречу, я сделала группу в WhatsApp, все, в принципе, сразу получают информацию. Везде проникают эти новые тренды. 

Дмитрий Завалишин:

Сегодня наше время истекло. 

Дарья Русланова:

Спасибо. 

Дмитрий Завалишин:

Спасибо вам огромное. С нами была Дарья Русланова, компания «Альфа-Банк», один из лидеров на сегодняшнем рынке цифровых трансформаций банков, один из наших, конечно, любимых банков. Спасибо большое. 

Дарья Русланова:

Спасибо вам.