{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елизавета Каширина Основатель Школы делового мышления «Кидстарт», предприниматель 25 марта 2018г.
Крипта для блондинок. О цифровой экономике - простым языком
Поговорим о том, что такое цифровые валюты и блокчейн. Как применять криптотехнологии в бизнесе и повседневной жизни

Елизавета Каширина:

Добрый день, дорогие друзья с Вами «Лайфстайл блог с Елизаветой Кашириной». И сегодня мы поговорим с Вами про криптовалюты для блондинок. Простым языком о новой цифровой экономике, что это такое, и с чем это едят. Если у Вашего мужа, дорогие девушки, вдруг завалились в кармане цифровые биткойны, что же с ними делать и какое применение мы можем им придумать в реальной жизни. Долгое время один японец майнил криптовалюту для себя, придумав алгоритм, при помощи которого возникают цифровые деньги. Но потом в какой-то момент эта технология вдруг стала популярной, и биткойн с нуля долларов стал вдруг стоит сначала 10, потом сто, потом 1000. Цифровая экономика стала более динамичной, начиная с 2017г. когда об этом рынке заговорили все. И сейчас уже биткойн, набрав популярность, концу 2017г. стоил почти 22.000 $, сейчас он стоит примерно 8500. 

Что же это за американские горки с цифровыми криптовалютами, и что нам с ними делать. То ли покупать, то ли продавать, то ли депозиты положить всё же в цифровые валюты, а не сидеть до пенсии, когда государство или кто-нибудь о нас позаботиться. Никто, конечно же, не гарантирует электричество в домах. И те майнеры, которые сейчас майнят криптовалюты, возможно, что рискуют. Во-первых, оборудование для майнинга стоит довольно дорого. Самая маленькая, по сути, ферма, на которой можно придумать и майнить свои валюты вдалеке от дома и установить её, например, на заводе, где электричество будет не 6 рублей, не 5 рублей, а, например, 2,5 рубля или хотя бы 2. Стоимость такой фермы оценивается примерно в 150.000 руб. Не очень много, но копейки на старость мы себе обеспечить сможем. Но, с одной стороны, мы начинаем майнить, с другой стороны, а что же нам делать с этими монетками, которые появляются на экранах наших компьютеров. И вот здесь начинается самое интересное, что в этой гонке выигрывает тот, кто является посредником, который оказывает нам эти услуги. С одной стороны, мы можем обратиться к китайцам, которые обладают практически 70 или 80 % майнинга в мире. Это называется облачный майнинг. Когда мы идём на определённый сайт и говорим: хочу облачный майнинг и ни о чём не думать и не хочу покупать ферму, у меня есть, предположим, 1000 $. Как мне из неё получить мои криптоденьги и поучаствовать в этой весёлой лотерее, которая называется новой цифровой экономикой. Для этого мы можем вложить, например, деньги у китайцев и посмотреть, что с этим будет. Велика вероятность обмана и связана она с тем, что мы реальные или так называемые фиатные деньги отдаём, с одной стороны, непонятно куда, с другой стороны, нам этот сайт обещает золотые горы, причём золотые горы постоянно. Если нас размер этих золотых гор устраивает, почему бы не рискнуть. Деньги вроде бы небольшие, но сначала небольшие, потом небольшие, потом небольшие, потом мы считаем прибыль в итоге или убыток, который мы теряем или инвестируем, составляет от 1000 до 5000 $, вот такая вот средняя оценка покупки облачных цифровых активов. Но при этом на момент выхода из системы, если мы захотим вдруг наши монетки продать, то что же нам делать, к кому же нам бежать. Для этого существует уже море посредников, которые помогают нам, с одной стороны, с карточек российских или при обмене любых валют, будь то евро, будь то доллар, будь то какая-то другая, йена, например, или какая-то европейская валюта, то мы можем их поменять или обменять. И стоимость таких услуг составляет от 15 до 20 %. Согласитесь, что это немало. С одной стороны, мы можем как бы получать деньги до окончания пенсии. Раньше, когда всё это ещё начиналось, то контракты были пожизненными. То есть мы могли покупать наш майнинг, и он был пожизненным.

Сейчас ситуация немножко изменилась, и сейчас на этом рынке возросла конкуренция в разы. Если специально не вовлекаться в процесс, то, скорее всего, вокруг нас будут также думающие люди, которые бегут за теми же монетками. Количество людей в очереди за биткойном увеличивается. И что же делать? И в этот момент появляются другие желающие создать свою цифровую валюту. Именно поэтому наш рынок цифровых активов растёт. Сейчас на момент 2018г. у нас в наличии есть примерно 1100 различных токенов. Это это те люди, которые под свои проекты придумывают так называемые токены, которые являются, ну, не альтернативой биткойну, но альтернативой каких-то монет, в которые определённое количество людей верит. Но нас, к сожалению, с Вами не так много тех, кто хочет попробовать новую цифровую экономику, в ней поучаствовать, вложить свои реальные средства и посмотреть, что это такое, как это работает. Объём нашего рынка, это примерно 12 млн. человек по всему миру. Согласитесь, немного. Но если мы будем сравнивать с данными с 2009-го по 2017г., то получается, что в августе 2017г. капитализация рынка была 150 млрд., и она была сравнима с объёмами одной из крупнейших инвестиционных банковских групп, это Goldman Sachs. Её объём составлял 198 млрд. Согласитесь, цифры очень приличные.

Куда идёт рынок криптовалют, я думаю, что мы в конце концов узнаем. Кто говорит, что это пирамида, кто на этом построен квартиру и уже уехал за моря, кому что удаётся. Нам бы очень хотелось, чтобы всё было хорошо, и вот как это сделать. К концу текущего года в крипто сообществе возникли совсем новые проекты. Появился проект Etherium, который является альтернативой биткойна. Который говорит, что он побьёт. Появилась валюта китайская NEO, которая является национальной китайской криптовалютой. И весь этот рынок, в конце концов, дойдёт, конечно же, до регулирования. Но если мы хотим вовлечься в этот процесс, то рынку криптовалют характерен хаос, и мы должны это понимать, что мы рискуем реальными деньгами, а вот получим мы прибыль или нет, зависит от знаний, технического анализа, с одной стороны, а с другой стороны, от того, насколько хорошо хорошо мы можем следовать трендам и держать руку на пульсе. Самые большие счёта, которые приводят, если посмотреть на рынок цифровых криптовалют, это большие киты, у которых есть средства для того, чтобы скупать 10, 15, самое минимальное, это 5000 биткойнов. Вот такие счёта, не смотря на весь технический анализ и наши познания рынка, может в 1 секунду обвалить все наши мечтания о 40 и 50.000-м курсе биткойна за одну единицу.

Примеры есть, с одной стороны, можно разделить эти активы на стабильные. То есть есть те криптовалюты, которые не подчиняются курсу биткойна. Посмотреть их динамику и развитие можно на сайте CoinMarketCap, например. Посмотреть технический анализ, если Вы в него верите, можно на сайте TradingView. Но, с другой стороны, надеяться на то, что цифровые валюты спасут нас от реального мира, заменят нам пенсионную систему, и мы сможем всю свою оставшуюся жизнь жить на них, я думаю, что может быть не стоит. Вот насколько велика доля криптовалют в финансовой системе, насколько они могут обрушить банковскую систему, на сегодняшний день ничтожна. Такая вероятность очень мала. 7-10 млн. человек даже при капитализации криптофинансов в 200 млрд. не смогу составить конкуренцию большому рынку деривативов, не смогут составить конкуренцию тем большим проектам, которые работают с абсолютно реальными деньгами, в реальном секторе экономики. Это означает, что для глобальной финансовой системы и биткойны, и альткоины, они безопасны, они ничему не угрожают. Это альтернативный способ финансов и альтернативный способ держания Ваших денег, например, в такой вот, в таких токенах. Вот Вам интересно поучаствовать в этой новой цифровой экономике. Хорошо. Другой момент, что могут заработать именно те, кто сидят ближе к серверу, который проводит операции. То есть если Вы сидите ближе к бирже и за 3 минуты можете совершить покупку и продажу при помощи роботизированных механизмов, да, хорошо, тогда мы можем побить рынок. Но вручную, к сожалению, те, кто сидят и пытаются заработать, потому что им так интересно, и вот сейчас они увидели этот тренд, довольно сложно.

Криптовалюты не угрожают банкам, но банки, тем не менее, интересуются самой технологией блокчейн, которые на сегодняшний момент составляет уже более 50 лет. У банков уже есть технологии распределённого реестра, они не настолько масштабны, потому что в них нет такой необходимости. Но, тем не менее, построить сбалансированную политику на них можно. Цифровые активы будут и дальше только распространяться, сейчас их 1100, дальше их количество будет увеличиваться, конкуренция между ними будет увеличиваться. Соответственно, стоимость каждого актива, каждого токена, она будет падать. Если мы хотим поучаствовать в гонке криптовалют, то нам нужно прекрасно понимать, что дальше цена, например, созданного токена нашим проектом, она будет зависеть только от наших усилий, от той ценности, которую несёт каждый токен, будь это молоко, будь это курсы, будь это дом на Сейшелах. Но привязка к реальному миру токенов всё же возможна, и возможна она через те ценности, которые несёт каждый проект. 

ICO, как материальный актив, это просто другой способ краудфандинга, другой способ возможности сбора денег с рынка или, если мы не хотим, например, брать кредит дорогостоящий у банка, мы можем попросить его у рынка, а вот, ребята, у нас есть такой проект, пожалуйста, инвестируйте в нас. Ценность этого проекта определяется, прежде всего, технической составляющей, которая должна иметь глобальное значение. Мы не можем выйти с продуктовым магазином и запустить токены проекта. Это возможно, только если нам в этом мире будут принадлежать все палатки с шаурмой, и мы будем единственными их владельцами. Но при этом краудсорсинг, где люди надеятся на успех, он всегда был, есть, и ICO является лишь одним из способов очередного краудсорсинга, чтобы, возможно, не иметь диалог напрямую с инвесторами, не делиться долей от проекта, а кому-то что-то через токены продать. Другой вопрос, когда мы сможем эти токены обеспечить реальными деньгами, и в какой момент у нас весь рынок может эти токены попросить. 

Физлица могут кредитовать бизнесы таким образом, если у Вас есть немножко биткойнов, поучаствовать в глобальном проекте и прикоснуться к классным вещам, которыми являются Telegram, которыми является Dragon, которыми являются Genesis, конечно же, стоит. Это очень интересно и увлекательно, но точка входа и выхода, это примерно 20 % от той суммы, которую Вы инвестируете, которую Вы получите. Стоит ли она того, это уже ответ каждого из Вас. Но не взлетает ничего случайно. Если мы можем или хотим побить математиков и политиков, которые сидят в государственной системе, то мы должны спорить и находить правильные решения. Спорить до победного, и нашу точку зрения доказывать не стоимостью токена, как такового, не ICO ради ICO, а создавая ценность каждого проекта. Делают ли криптомайнеры работу, которая не нужна, и почему Виталик Бутерин так активно всех приглашает работать на заводы и выйти из цифрового мира, прикоснуться к реальности. Потому что токены и весь пузырь, которым так называют цифровой криптомир, он когда-нибудь закончится. Потому что стоимость биткойнов и стоимость криптовалют кроме, как самих проектов, ничем больше не подтверждена. Более 90 % проектов являются непрофессиональными, являются так называемым скамом, который ничего, к сожалению, обещать не может, закрывает сайты, берет наши криптоденьги намайненные или нет, хорошо. Единственное, почему мы можем выдохнуть, потому что мы эти деньги в руках не почувствовали, и для нас, возможно, является неким прощением то, что мы кому-то их, условно, подарили. Но в другом случае это плата за услуги и за консультации тем, кто обладает знаниями на крипторынке. Такие консультации по проведению ICO и по созданию профессиональных проектов в 2017-м году доходили до 1 млн. $. Сейчас рынок продолжает активно собирать деньги. Ближайшие ICO, которые мы видели интересные, это был токен Dragon, это был. Telegram. Сотни миллионов долларов, собранные на крипторынке ещё нужно как-то вывести. Ещё нужно банкам объяснить, откуда они у нас взялись, если мы хотим их обналичить или прийти в банк и предъявить, то кто-то должен за это заплатить. Вопрос, кто? 

Может ли криптовалюта конкурировать с банковскими вкладами. Один чиновник, возможно, имеет состояние больше, чем город или несколько городов. Но при этом есть швейцарские банки, которые совершенно спокойно выдают кредиты, но у которых, возможно, бывают отрицательные ставки. Это нам, конечно же, невыгодно. Криптовалюта имеет свой нестабильный курс, на этом зарабатывают довольно много профессиональных криптоинвесторов, которые 24 часа в сутки сидят перед несколькими мониторами, покупают и продают, одновременно совершая в минуту по 50, а то и 100 операций. Вычислительные мощности дальше будут расти и те, кто зарабатывает на крипторынке, это ещё и продавцы майнинг оборудования. Те, кто возят и создают. Если бы китайцы хотели, они бы давно на своих майнинг формах собрали, добыли и обналичили то количество монет, которое бы они могли при своих мощностях создать. Почему они этого не делают, вопрос, или это невыгодно, или это неправильно. Ответ на это, наверное, даст китайская экономика, которая, так или иначе, будет зарегулирована за рынком ICO. Люди платят за то, кто решает их боль, почему и как. Многие операции будут невыгодны, если мелкие операции, мелкий краудфандинг будет возможен, то они позволят совершать только маленькие транзакции за недорого. В этом ответ, почему биткойн ещё существует на рынке. Потому что он позволяет мелкие транзакции перевести в интернет вещей в банкинг вещей. Стоимость токена не повысится и повысится просто стоимость услуг, которые будут предоставляться в этой области. Пузыря майнинга, конечно же, нет, но есть пузырь услуг, и есть пузырь комиссий, и есть пузырь транзакций. На этом пока всё, спасибо Вас большое, смотрите нас в следующем выпуске.