{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Михаил Препелицкий член Генерального совета «Деловой России», президент компании «ONETRAK” 11 декабря 2017г.
Цифровая медицина и гаджеты для здоровья
Поговорим о рынке IoMT в России и мире, истории развития проекта ONETRAK, перспективах использования гаджетов в отечественной системе здравоохранения и для формирования культуры ЗОЖ

Татьяна Минеева:

Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире передача «Национальный продукт» и я, её ведущая, Татьяна Минеева. Сегодня мы поговорим о цифровой медицине и гаджетах для здоровья, такая вот современная тема не только для молодёжи, но и для всего населения нашей большой страны. В гостях у нас уже не первый раз Михаил Препелицкий, основатель проекта «Onetrak», член генерального совета «Деловой России». 

Михаил Препелицкий:

Здравствуйте, добрый вечер. 

Татьяна Минеева:

Привет! Ну что, мы обсудим рынок IoMT в России, в мире, история развития проекта «Onetrak» нам тоже не помешает, даже если ты её уже рассказывал, то освежим это в памяти. Потому что нас смотрят всё новые и новые стартаперы, не побоюсь этого слова, и смотрят на тебя, как на пример для подражания. 

Михаил Препелицкий:

Очень приятно. 

Татьяна Минеева:

Да, перспективы использования гаджетов в отечественной системе здравоохранения, формирование культуры ЗОЖ, такой общемировой тренд. Давай, начнём с этой аббревиатуры, IoMT, как это расшифровывается, честно, я даже не знаю, сейчас нам Михаил всё расскажет. 

Михаил Препелицкий:

IoMT – это Internet Of Mobile Things, интернет мобильных технологий. Вся суть в том, что это технология, которую носишь на себе, и она привязана к непосредственно твоему мобильному телефону. Всё связывается в единый комплекс, и они все общаются между собой. 

Татьяна Минеева:

Хорошо, как обстоит дело в мире, давно ли это появилось, когда вышло на российский рынок?

Михаил Препелицкий:

Вообще, тема IoT, если взять отдельно без буквы M, появилоаь в реальном понятии довольно давно. Это та же кредитная карточка, тот же мобильный телефон, я вижу, что у Вас смартфон зарубежный. 

Татьяна Минеева:

Да, у меня зарубежный, я не буду рекламировать свой мобильный телефон. 

Михаил Препелицкий:

Да, не будем рекламировать, но он коннектится. 

Татьяна Минеева:

Браслета пока нет. 

Михаил Препелицкий:

Это сейчас исправим, кстати, это сейчас исправим. Вам же надо знать, что происходит с Вашим здоровьем. Вот он. 

Татьяна Минеева:

Впервые в эфире передачи «Про дело» с Татьяной Минеевой Татьяна Минеева получает вот такой браслет. Слушай, спасибо большое. 

Михаил Препелицкий:

Пожалуйста. Это как раз Вы будете носить на Ваше здоровье, это так и есть, когда говорится «носить на здоровье», так и есть.

Татьяна Минеева:

Так как теле-, радиослушатели в прямом эфире меня видят еженедельно, иногда два раза в неделю, то я иногда буду рассказывать, какие есть изменения в моём здоровье. 

Михаил Препелицкий:

Я рад. 

Татьяна Минеева:

Спасибо. 

Михаил Препелицкий:

Интересно, в чём это всё связывается. Сейчас есть и холодильники, которые подключаются к интернету, ваш компьютер давно подключается к нему, но сейчас уже и часы. Весь смысл в том, что это всё собирается в единое одно, которое помогает вам жить среди большого, единого, во всей вселенной, как можно сказать. Весь смысл интернет-вещей. Насчёт его молодости, можно прокомментировать как. Это мне очень было интересно, я участвовал на конференции в 2014 году, когда только бизнес развивался, я пошёл на конференцию «Интернет вещей» в Москве. 4 часа мы сидели в закрытой комнате, 55 людей, и мы договаривались между собой, как будут называться вещи. Согласовывали: вот это стул, вот это облако, что значит облако. 

Татьяна Минеева:

Зачем договариваться, если можно всё иностранное взять и применять. 

Михаил Препелицкий:

Это одна часть, но русифицировать и сделать своё тоже хочется. И как бы использовать американский жаргон или английский жаргон, хочется сделать своё. Конечно, очень много из этого применялось, приняли решение, что «носимая электроника», будет так называться, но это прямой перевод с английского языка «wearable technologies». Такой концепт, но всё ещё очень молодое. Оно молодое в понятии, что мы все согласились, что это интернет вещей, которые все будут общаться друг с другом. Но идея общения между собой уже давно не новая. Потому что ваши банки следят за вами, ваши cellphone компании следят за вами, вы можете такси вызвать в любой момент в любую точку, мы уже connected, присоединены к этому большому комплексу. А будущее только сейчас становится такое, мы согласились, что это, и сейчас все двигаются в общее направление, чтобы подключать всё. От чайника до холодильника, до освящения, чтобы когда приходите домой или машина когда заезжает в гараж, она знает, что вы приближаетесь к дому, включает отопление в доме и так далее. Все части этого большого – «интернет вещей». 

Татьяна Минеева:

Здорово, это много проектов, умный дом есть. Про холодильники я много уже слышала, но у нас в России хоть один холодильник так работает?

Михаил Препелицкий:

Я не знаю, у меня такого холодильника нет. 

Татьяна Минеева:

Говорят, в Японии много такого есть, они передовые, я так понимаю. 

Михаил Препелицкий:

Я знаю, что в Штатах они продаются, сколько людей их по факту применяют, полный потенциал, это так же, как наш смартфон. Он может делать очень много разных вещей, но большинство людей его продолжают называть, использовать просто как трубку. 

Татьяна Минеева:

Фотоаппарат. 

Михаил Препелицкий:

Или фотоаппарат. В среднем я бы сказал, 15-17% от его полного потенциала мы применяем. 

Татьяна Минеева:

Я так понимаю, что проект «Onetrak» – один из продуктов всей это большой экосистемы, интернет-системы, «Internet Mobile Technology». 

Михаил Препелицкий:

Да это так и есть. 

Татьяна Минеева:

И с 14-го года, если я не ошибаюсь, этот проект существует. Пару слов расскажи с позиции того, что ты замышлял, как ты видел на старте и что реально получилось.

Михаил Препелицкий:

Да, есть, конечно, определённый резонанс между этими двумя вещами. 

Татьяна Минеева:

Да, резонанс, но так как нас слушает именно молодая аудитория, хочется им сразу советы давать, куда смотреть, какие тренды. 

Михаил Препелицкий:

Абсолютно. Я начал вообще проект, как все говорят, у себя в гараже в 13-м году. 

Татьяна Минеева:

Прямо как в фильме. 

Михаил Препелицкий:

Да, прямо как в фильме, оно так и есть, я работал дома, проект начался, в то время ещё жил в Штатах, это всё началось в том формате. Это было очень интересно в смысле того, что я вкладывал сам в стартапы. И мне надоело смотреть, как стартаперы тратят деньги не по моему мнению. Потому что идеология меняется у людей, когда деньги падают с потолка. Так я начал разрабатывать продукты, больше я искал для себя инвестиционный бизнес. Я искал бизнес такой, в какой я могу сам вложиться и сам им руководить. И на то время в своей жизни я весил 165 кг, я был очень больной, для меня всё это было неожиданно, неожиданно не то, что я был полный. 

Татьяна Минеева:

А сейчас сколько ты весишь? 

Михаил Препелицкий:

Сейчас я утром весил 96, но я обедал. 

Татьяна Минеева:

А то в камере у нас только лицо по пояс. 

Михаил Препелицкий:

Мне говорят, что камера дополняет 7-8 кг. Я был очень полный, был семейный случай, который меня очень сильно испугал, я пошёл к доктору. Все вокруг меня запаниковали, доктор меня хорошенько испугал, он сказал, что я на грани диабета и так далее. На этом этапе, это ещё не был бизнес, я просто начал использовать всё, что существует на рынке. И почувствовал неадекватность и разницу между тем, что мои друзья, диетологи, тренеры и доктора говорят о тех продуктах, которые существуют на рынке. И начал для себя рисовать Excel-программу. Я не какой-то вундеркинд, я не программист, но мой близкий друг вундеркинд и программист, он увидел, что я делал, он увидел, как я изменился. Он настаивал на том, чтобы мы сделали программу. И мы начали её собирать, мы начали общаться с производителями разных чипов и так далее. 

Татьяна Минеева:

А не было на рынке ничего подобного, зачем изобретать велосипед, если что-то есть?

Михаил Препелицкий:

Есть разные продукты, но они очень отделённо друг от друга работают. 

Татьяна Минеева:

Хотелось уникальный, который будет соответствовать запросам? 

Михаил Препелицкий:

Например, нет ничего на рынке, что создает определённую экосистему, на тот этап не было ничего на рынке, что собирает, анализирует ваши шаги и ваше давление, соответствие друг другу. Было приложение для питания, было приложение для сна, и никто не делал полный комплекс анализов этих всех вещей. Да, они собирали большие данные, но они ничего дальше с этого не делали. Я решил создать этот продукт, приехать в Россию и развивать его здесь, потому что в России самые лучшие программисты в мире, все это знают. 

Продукты «Onetrak» собирают все данные о здоровье человека в их взаимосвязи.

Татьяна Минеева:

Они в России, точно?

Михаил Препелицкий:

Они в России, я не сомневаюсь. 

Татьяна Минеева:

Они не уехали никуда, наши лучшие программисты, мне кажется, уехали. 

Михаил Препелицкий:

Нет, давайте так, кто уехал, они стали плохими программистами, а лучшие остались здесь. 

Татьяна Минеева:

Это хорошо. 

Михаил Препелицкий:

Вот моё восприятие. 

Татьяна Минеева:

У тебя не только восприятие, ты своим примером, получается, показал, что можно локализовать здесь людей. 

Михаил Препелицкий:

Мы обязаны локализовать. Россия тоже может это, и это одна из главных вещей, которую я постоянно рассказываю тем, которые приходят ко мне в офис, устраиваются у меня. Это показывать молодым ребятам, молодым людям, что в России есть великолепные, интересные компании, кроме Яндекса, Mail, которые все IT знают. Но есть интересные компании, которые развивают очень интересные технологии. Я не буду тыкать пальцем, но буквально сегодня ко мне вернулся один сотрудник, который рассказывал мне, что он ушёл от некоторых ребят. Он сначала от меня ушёл, но он вернулся, потому что узнал, увидел то программирование, которым они занимаются, они самые крутые якобы, и вернулся, потому что то, что мы делаем, никто не делает, это просто великолепно. 

Татьяна Минеева:

И что его мотивация быть частью чего-то уникального.

Михаил Препелицкий:

Это абсолютно, вот эта компетенция постоянно растёт, технологии очень развиваются, мы передовые в этом смысле. Очень много интересного развиваем, первый продукт вышел на рынке в 15-м году, в этом году мы выпустили уже три продукта и надеемся, что где-то четыре выпустим в следующем году, ещё четыре продукта, которые мы будем выпускать на следующий год. 

Татьяна Минеева:

А продуктами ты называешь непосредственно программное обеспечение дополнительно к этому браслету либо это больше, чем гаджет.

Михаил Препелицкий:

У нас несколько браслетов. 

Татьяна Минеева:

Тогда расскажи, что ещё. 

Михаил Препелицкий:

У Вас уже новый браслет. 

Татьяна Минеева:

В следующем эфире буду с браслетиком. 

Михаил Препелицкий:

Который вышел две недели назад. 

Татьяна Минеева:

Да ладно! 

Михаил Препелицкий:

Да. Вот он только поступил в продажу. 

Татьяна Минеева:

Умный браслет. 

Михаил Препелицкий:

Да, умный браслет, он измеряет не просто пульс, а полный HRV Heart Rate Variability. 

Татьяна Минеева:

Самое приятное, что здесь написано «сделано в России». 

Михаил Препелицкий:

Так и есть. 

Татьяна Минеева:

Я в это верю, потому что передо мной Михаил Препелицкий. Хочу сказать, что вы в прямом эфире, дорогие друзья, программа «Про дело», смотрите и слушаете нас. Мы говорим про российские гаджеты для здоровья. Сейчас затронем тему импортозамещения, но общая тема – цифровая медицина, это важно, востребовано, сейчас дойдём до ЗОЖ, потому что молодёжь отреагирует положительным образом. Здорово. 

Михаил Препелицкий:

Суть в том, что мы создаем платформу не русифицированную, а конкретно на русском языке. И у нас огромная база питания, 16 миллионов позиций, где мы даём возможность людям вносить и следить за теми продуктами, к которым они привыкли. Это сельдь под шубой, это вареники, это пельмени. 

Татьяна Минеева:

Ничего себе, Вы знаете рецепты, что ли?

Михаил Препелицкий:

Мы собираем от разных производителей, анализируем данные. 

Татьяна Минеева:

А рестораны? 

Михаил Препелицкий:

И рестораны у нас тоже есть. Общепит у нас есть. 

Татьяна Минеева:

Всё, буду на себе всё проверять. 

Михаил Препелицкий:

У нас даже есть супермаркеты, я не буду никого рекламировать сейчас. 

Татьяна Минеева:

Мы здесь никого не рекламируем. 

Михаил Препелицкий:

Есть определённые супермаркеты, в которые вы заходите, там есть ключевые продукты, которые они производят и делают, готовое потребление. У нас есть калорийность и состав продуктов. Но также есть и стандартные вещи, помидор, огурец и так далее. База постоянно растёт, она, конечно, редактируется с помощью наших пользователей, это постоянно развивается. Суть нашего продукта – не просто следить, а научить пользователя самой технологии жить здоровый образ жизни. 

Татьяна Минеева:

Здесь такая идеология именно. 

Михаил Препелицкий:

Да, это конкретная идеология, потому что я почувствовал это на своей шкуре, как говорится. Потому что намного легче сейчас даже, мои завышенные 96-97, намного легче жить и не достигать 165, а потом работать в обратную сторону. Жить правильный образ с самого начала, стимулирование правильного сна и понимание, что это из себя представляет.

Татьяна Минеева:

Михаил, нас тут смотрят очень многие, у кого 165 и больше, к сожалению. Наверное, я уже слышу их вопрос, за сколько времени они смогут выйти на 96 благодаря замечательному российскому браслету. Примерно понятно, что это всё индивидуально. 

Михаил Препелицкий:

Это всё, во-первых, индивидуально. 

Татьяна Минеева:

Если бы сейчас ты весил 165, и этот современный, новый, уникальный продукт, который у тебя есть, надел бы на руку и следовал всем указаниям, то за сколько бы ты похудел?

Михаил Препелицкий:

Давайте так, я могу рассказать про самого себя. У меня это заняло, к примеру, правильным способом, здоровым способом примерно полтора года. 

Татьяна Минеева:

Но это не быстро, сила воли должна быть. 

Михаил Препелицкий:

Это не быстро, сила воли. 

Татьяна Минеева:

Это не то, что рекламируют за месяц. 

Михаил Препелицкий:

Нет, потому что то, что они рекламируют, это шок-диета, и любое, что приходит быстро, уходит быстро, хотя бы моя мама всегда мне так рассказывала. Суть в том, чтобы научить людей просто следить за собой. Потому что сначала мы не даём никакие рекомендации, мы просто анализируем и помогаем людям анализировать. Посмотри, сколько тебе стоит, условно, пицца и сколько тебе будет стоить брокколи. И что интересно, когда ты начинаешь понимать эту цену, как деньги, потому что это же похожий параметр, у тебя начинают вкусовые качества меняться. Просто это происходит. И ты начинаешь: не буду пить газировку, я буду пить воду. 

Татьяна Минеева:

Или пиво. 

Михаил Препелицкий:

Или пиво, это самое такое страшное, когда вы видите, сколько вам стоит пиво, это желание быстро теряется. Но это очень интересно в тоже время, в Вашем браслете есть уже пульс. В этом браслете и пульс очень показывает другую динамику. Оно интересно даёт нам возможность анализировать, как питание влияет на пульс, потому что это тоже играет огромную роль. Также питание влияет на сон, очень мало людей задумывается об этом факте. 

Татьяна Минеева:

Я вообще об этом не задумывалась. 

Михаил Препелицкий:

Время, в которое вы кушаете. 

Татьяна Минеева:

Просто открою для себя много секретов, поделюсь. У меня такой вопрос, Михаил, ты российский производитель, я понимаю, что не всё просто, а как вообще этот рынок устроен сейчас в России? Кто твои, даже не хочу называть их конкурентами, наверное, у тебя, может быть, и нет конкурентов, раз такая уникальность есть. Но, тем не менее, как именно российские производители аналогичные гаджеты могут донести до населения с этой идеологией, немножко с другой. Емкость этого рынка какая? 

Михаил Препелицкий:

Ёмкость этого рынка громадная, отвечу так. Если нам сравнивать мировой рынок и российский рынок, если посмотреть на Америку или посмотреть на Европу, мы примерно 3,5% от той цифры на сегодняшний день. Насчёт российских производителей, нет, большинство из этого импортное. 

Татьяна Минеева:

Но то, что ты конкурируешь с известными иностранными фирмами, это понятно. 

Михаил Препелицкий:

Да, я вижу конкуренцию только со стороны иностранных фирм, и при том конкуренция косвенная, потому что люди пока не различают разницу между мной и ими. Потому что то, чем мы занимаемся, это конкретно здоровый образ жизни, это конкретно здоровье. 

Татьяна Минеева:

Нужно популяризацией больше заниматься. 

Михаил Препелицкий:

Да, это абсолютно. 

Татьяна Минеева:

Социальная реклама, государственная программа. 

Михаил Препелицкий:

Я только «за», просить государство, требовать, чтобы они это делали, это не правильно. Насколько это правильно, чтобы государство считало и пропагандировало, что нужно следить за собой? Потому что сейчас, по отношению к здоровью большинство граждан ощущают, что если они больные, виновато государство. Нет, виноваты они сами. 

Татьяна Минеева:

Да, ответственность переложить на кого-то, на государство, это проще простого, а взять на себя ответственность…

Михаил Препелицкий:

Правильно, доктор плохой, потому что у него приём 12 минут, доктор плохой, потому что он меня плохо лечит, он ничего не знает и так далее. Но то, что ты целый день пьёшь, кушаешь неправильно и совсем не двигаешься. Нет, это не я, это, я должен жить какой-то волшебной жизнью, ноль ответственности. Мы, как «Onetrak», создали разные образовательные программы. Мы выходим уже на молодёжь. У нас образовательная программа «Азбука здоровья», которую мы уже запустили в Крыму. Где мы помогаем преподавателям и детям, начиная с четвёртого класса или даже третьего, рассказываем им не столько о наших гаджетах, а больше о здоровом образе жизни, что нужно подвигаться, не картошку фри кушать, а морковку.

Нужно воспитывать здоровый образ жизни с детства. 

Татьяна Минеева:

Вот вспоминаю, я училась в Советском Союзе, но каждое утро у нас по радио в школе была зарядка, на всех заводах такое было. 

Михаил Препелицкий:

И мы ушли от этого. 

Татьяна Минеева:

Ничего нет близко, понятно, что уроки физкультуры есть. 

Михаил Препелицкий:

Но это не то. В Советском Союзе это было часть всей системы, духа. 

Татьяна Минеева:

Да, закаливание, профилактика. 

Михаил Препелицкий:

Да, закаливание, но были другие причины для этого, и это целая длинная дискуссия, не думаю, что мы будем это трогать. Но всё равно здоровье очень привязано ко всему народу. Потому что деньги, которые тратятся на здравоохранение, могут быть или эффективнее потрачены, или они могут быть потрачены, например, в другие вещи, больше парков, больше дорожек для пробежки, в Москве построили великолепную отделённую линию для велосипедов. 

Татьяна Минеева:

Но не так много велосипедов, как мы думаем. 

Михаил Препелицкий:

Да, но смысл в чём, что стимулировать людей, не ехать в машине, не ехать в метро. 

Татьяна Минеева:

Создают условия. 

Михаил Препелицкий:

Я понимаю, это Москва, на улице холодно, снег. 

Татьяна Минеева:

Согласись, что большое количество денег потратит любой человек на лечение чего-то, нежели на предотвращение и правильный, здоровый образ жизни.

Михаил Препелицкий:

Предотвращение, профилактика всегда дешевле, всегда эффективнее. 

Татьяна Минеева:

Как Вы доносите это всё, образовательные программы?

Михаил Препелицкий:

Везде, где это возможно, даже в эфирах, как у Вас. 

Татьяна Минеева:

Сейчас мы это делаем. 

Михаил Препелицкий:

Мы участвуем во всех форумах, где можем. Тратиться на рекламу, кричать о ЗОЖ – это неэффективно, надо все внедрять на самом малом возрасте, вот для чего азбука здоровья. Также мы создали образовательную программу для преподавателей, чтобы они доносили эту информацию. Мы работаем с ВУЗами, где пропагандируем здоровый образ жизни, эту методологию и дух того, что нужно правильно питаться, больше двигаться, давать внимание и ответственность на свое здоровье самому себе, а не валить на кого-то другого. Это хорошая тенденция, и мы видим рост, конечно. 

Татьяна Минеева:

Здорово! 

Михаил Препелицкий:

Это развивается. Всегда хочется большего, но и рынок в процентном соотношении все равно ещё маленький, потому что люди не понимают, есть отсутствие цифровой грамотности и понимания. 

Татьяна Минеева:

Но все равно приближаемся к некому переломному моменту, потому что не сразу всё делается. 

Михаил Препелицкий:

Не всё сразу. 

Татьяна Минеева:

Но количество, которое я вижу во всех регионах всех забегов, благотворительные, спортивные мероприятия…

Михаил Препелицкий:

Это растёт. 

Татьяна Минеева:

Это говорит, что мы в мировом тренде находимся на ЗОЖ.

Михаил Препелицкий:

Мы в тренде, мы отстаём, но мы в тренде, догнать можно и даже нужно, и мы догоним. Я даже уверен, что мы перегоним, и Россия будет номер один, но это просто вопрос донесения этого до людей, все постепенно. 

Татьяна Минеева:

Как изменить сознание людей. 

Михаил Препелицкий:

Да, вот это самое главное. 

Татьяна Минеева:

Хорошо, но я всё-таки к передаче «Про дело» вернусь к тебе, как к производителю этого российского продукта. Вначале ты сказал, что это, действительно, национальный продукт. С какими проблемами ты сталкивался? Я понимаю, их очень много, но через призму того, что те, кто нас смотрит и слушает, могут уже на эти грабли не наступать, ты можешь помочь какими-то советами. То есть те, кто по ту сторону экрана, есть стартапы, есть люди, которые не знают, куда девать эти разработки, как найти инвестора, как выйти на рынок, какая популяризацию ЗОЖ, кредит не могут взять, пишут люди. Вот какие системные, проблемы ты обозначишь, что они действительно есть, нам надо их зафиксировать, и что с ними делать?

Михаил Препелицкий:

Смотрите, на конкретные системные проблемы мне сложно жаловаться. 

Татьяна Минеева:

Мы не жалуемся, мы конструктивно предлагаем решение. 

Михаил Препелицкий:

Конструктивно: очень много в России, даже в Москве институтов развития. 

Татьяна Минеева:

Очень много, согласна. 

Михаил Препелицкий:

Очень много. 

Татьяна Минеева:

У нас их штук 40. 

Михаил Препелицкий:

И вот я об этом. 

Татьяна Минеева:

Я считала. 

Михаил Препелицкий:

Один вечер было скучно. Я это к чему: кто хочет, тот найдёт. И те люди, которые сидят дома и молятся, чтобы выиграть лотерею… Это, это как анекдот: «Я хочу выиграть в лотерею, я хочу выиграть в лотерею». «Ты хотя бы билет купи». 

Татьяна Минеева:

Ну, да. Намерение. 

Михаил Препелицкий:

Да, желание – это одно. 

Татьяна Минеева:

Действие. 

Михаил Препелицкий:

Действие – это другое. Я вижу Россию, не только Москву, но Россия для меня – это очень потенциальный рынок, это очень потенциальная страна. Я приехал из той страны, куда все убегают. 

Молодым предпринимателям в сфере IT необходимо действовать и больше практиковаться.

Татьяна Минеева:

Да, вообще такой парадокс, у нас сегодня герой уникальный, можно пытать дальше на третьем, на четвёртом эфире. 

Михаил Препелицкий:

У меня очень много комментариев на эту тему, но самое главное, что в России 140 миллионов людей примерно, 140-145. Потенциал великолепный. Образованные люди, есть некоторые регионы, где нет ещё воды нормальной, дороги и так далее. Но я вижу, как быстро это меняется. Потому что я уже здесь четвёртый год, я вижу, как быстро меняется в руках молодых, моложе, чем я. Как люди горят и хотят лучше, как они делают лучше, я езжу по стране, я живу в Москве, я вижу и ощущаю эти вещи. Те, которые сидят в этом, не очень замечают, что меняется вокруг них, он чувствуют, что это мало и медленно. Но из-за того, что у меня часто перелёты, я отрываюсь от некоторых мест и потом возвращаюсь, я приезжаю и вижу новое хорошее, отличное, молодцы. 

Татьяна Минеева:

Темпы роста здесь очень хорошие. 

Михаил Препелицкий:

Темпы роста великолепные. Я вижу, как это развивается, я вижу, что это есть. 

Татьяна Минеева:

Ты именно про Москву говоришь. 

Михаил Препелицкий:

Не только. 

Татьяна Минеева:

Даже есть Татарстан, точка роста в IT. Может ещё какие-то?

Михаил Препелицкий:

Татарстан, да. Я недавно был в Ульяновские, я очень удивился Ульяновску. 

Татьяна Минеева:

Ульяновск у нас в топе по инвестиционному климату. Это сказывается значит на IT-разработках. 

Михаил Препелицкий:

Я очень удивился, мне дали такую информацию, пока я там был, что один из трёх работает там в IT. Что шоковые цифры.

Татьяна Минеева:

Ну да, Ульяновск никогда не ассоциировался лично у меня с IT. Татарстан всем уже на слуху, это понятно. 

Михаил Препелицкий:

Меня очень удивило, я там был на мероприятии, которое стимулировало молодых входить ходить сферу IT. Но это всё почему, что посоветовать, не будь ленивым, не ожидай, что тебе дадут.

Татьяна Минеева:

Государство. 

Михаил Препелицкий:

Государство или кто-либо, не имеет разницы, не принципиально, кто. Те молодые, которые входят в бизнес, думают, что они получили первые гранты или первые инвестиции, и все. Одна из причин, почему я ушёл из фондового бизнеса, это потому, что они получили грант и считают, что они заработали. Это не заработок, это инвестиция в твой бизнес, это не причина купить новую машину, лучше квартиру или поехать в отпуск. Надо продолжать, вкладывать эти деньги, вложиться в бизнес, нанять людей, развивать продукцию, заплатить за RND. А фондов и возможностей нет только для ленивых. 

Татьяна Минеева:

Но по опыту, где ты ищешь молодых специалистов, я знаю, что у тебя средний возраст 30 лет. 

Михаил Препелицкий:

Да, где-то 26-27.

Татьяна Минеева:

26-27, приписала целых три года. Но если взять средний, то можно понять. Где ты берёшь этих специалистов, потому что в ВУЗах много разработок, но там какие-то, наверное, профессора, не очень с ними в коннекте. 

Михаил Препелицкий:

Боже, для меня вот эта тема как раз очень болезненная. 

Татьяна Минеева:

Она для всех болезненная, для страны болезненная, поэтому мы обсуждаем. 

Михаил Препелицкий:

Я работаю над этой темой очень тщательно. Я могу сказать, что мы делаем. Мы берём из ВУЗов, из разных образовательных программ определённых людей на практику. 

Татьяна Минеева:

Это что, первый курс?

Михаил Препелицкий:

Я беру на втором, на первом, на третьем, я беру любого, кто хочет, кто может выделить себе время приходить ко мне и учиться. Вот что самое главное, что я доношу. 

Татьяна Минеева:

Это такая производственная практика внеплановая. 

Михаил Препелицкий:

Да, но я начинаю работать уже с ВУЗами, чтобы они понимали, что образование происходит не в стенах. Я недавно был на заседании по профориентации, это было организовано одним из ведущих ВУЗов в Москве. И я задал им один вопрос уже под самый конец, после всех дискуссий. Так интересно было, комната была разделена на 2 части, с одной стороны сидели преподаватели, с другой стороны сидели бизнесмены. Я спрашиваю у преподавателей: «Как вы думаете, когда приходит новый сотрудник на работу и проходит интервью, работодатель смотрит на образование или на опыт?». Их ответ был: «На образование». Я спрашиваю работодателей: «Когда к вам приходит новый сотрудник, молодой, вы смотрите на образование или на опыт?». Они говорят: «На опыт». Вот, ребята, вот почему мы не можем с вами договориться. Я никогда не смотрел на оценки, это меня не волнует вообще. Меня волнует, что человек работал с маленьких лет и хочет работать. Потому что это то, что говорит о том, опять возвращаемся к стартаперам, советы и так далее. Все находится только при том, что ты должен работать, работать, работать. Все остальное ты успеешь. Да, нужно учиться, но нужно учиться в работе, что очень интересно, что даже в Штатах, я учился там, там практика была обязательна. И тебе не ВУЗ назначал, а ты сам должен был пойти. 

Татьяна Минеева:

Найти себе. 

Михаил Препелицкий:

И найти. Что ещё было интересно, это структура самой образовательной программы. Я выбирал, когда я буду ходить в школу. Или в 8 часов утра до часу, а потом работать, или я мог работать, ходить в школу каждый день с 8 до 12. 

Татьяна Минеева:

Как в российской системе образования не загоняли. 

Михаил Препелицкий:

Потому что с 8 до 4 сидеть в ВУЗе, потом идти на работу, единственная практика, которую ты найдёшь, будет в ресторане. 

Татьяна Минеева:

Ночной бар.

Михаил Препелицкий:

А мы берём на практику минимум на 20 часов. Минимум, и только у нас в офисе. И вот, что мы делаем и довольно успешно.

Татьяна Минеева:

Дети в ущерб учёбе это делают, как это решается? Ты сразу можешь увидеть, что какая-то есть тяга. 

Михаил Препелицкий:

Они разбираются сами. 

Татьяна Минеева:

Ты заинтересован в этих?

Михаил Препелицкий:

В этих людях? Абсолютно. У нас показатель примерно 75-80 % из тех, которые пришли к нам в таком формате, они остались у нас работать больше, чем на 8 месяцев, потому что это тоже измеритель. 

Татьяна Минеева:

Это тоже, да. 

Михаил Препелицкий:

Это тоже измеритель. Потому что у нас эти 8 месяцев начинаются после прохода практики, я не считаю часть практики. 

Татьяна Минеева:

Понятно. 

Михаил Препелицкий:

Они работают и стажируются у нас, они учатся, а потом начинают работать, в среднем это восемь месяцев. 

Татьяна Минеева:

И уже получает зарплату. 

Михаил Препелицкий:

И уже получают. Они получают даже на уровне практики, если они довольно стараются и вкалывают. Если они этого не делают, ничему не научишься, ничего не получишь. Так мы воспитываем кадры, потому что готовых кадров нет. 

Татьяна Минеева:

Да, вот такие предприниматели, как ты, должны этот запрос для государственной системы образования и сделать: хочу такие-то кадры, такие-то программы, чтобы с утра были возможности пойти на практику. 

Михаил Препелицкий:

Я могу комментировать, я могу высказывать мнение. 

Татьяна Минеева:

Вы тратите время и деньги на обучение, время твоих сотрудников – это же деньги на обучение тех зелёных ребят, которых должны учить. 

Михаил Препелицкий:

В ВУЗах невозможно научить, потому что там поток сумасшедший, это физически невозможно. Также профессора, потому что они большинство времени не рабочие, даже они не могут учить то, что нужно работодателям. Это нереально, потому что тогда нужно намного больше профессоров, вся система должна измениться, я недостаточно умный или эксперт в этой теме, чтобы давать какие-то советы. Я могу только взять на себя ответственность, которую я беру. Я могу взять и быть согласен работать с ВУЗами, брать молодых ребят ко мне, которые будут у меня работать и учиться. 

Татьяна Минеева:

Михаил, у нас осталось не так много времени, к сожалению. 

Михаил Препелицкий:

Да, я извиняюсь. 

Татьяна Минеева:

Нет, все хорошо. У меня такой будет заключительный вопрос. Возвращаясь к российскому гаджету, продукту проекту «Onetrak», к этому новому браслету. Какие планы, как ты видишь, открой нам, что будет завтра? Может быть, ты холодильники начнёшь делать, либо это браслет будет с марочкой «Био» заказывать все продукты, вот как? 

Михаил Препелицкий:

Это было бы, конечно, интересно. 

Татьяна Минеева:

Может быть, какие-то мечты, куда твои мысли идет? 

Михаил Препелицкий:

Мысли, куда мы идём, что мы уже начинаем делать. У нас накопилась огромная база данных, я не говорю про питание, я говорю конкретно о параметрах жизнедеятельности людей. Это всё у нас хранится анонимно, конечно, это тоже очень важно. 

Татьяна Минеева:

Закон о персональных данных. 

Михаил Препелицкий:

Всё у нас как должно быть, всё по правилам. И оно хранится у нас анонимно, это даёт нам, ВУЗам и разным НИИ делать очень интересные исследования. Так мы сейчас приходим к этапу, где мы будем делать профилактические рекомендации и переходить на превентивные этапы здравоохранения. Мы советуем людям и показываем конкретные вещи: если вы сделается так – будет так. У нас в будущем очень много интересных устройств будет выходить, не буду сейчас вдаваться в детали, я очень извиняюсь. 

Татьяна Минеева:

Но это что-то, что можно повесить на руку, на шею? 

Михаил Препелицкий:

У нас будут некоторые устройства, которые можно на грудь будет повесить. 

Татьяна Минеева:

Просто что-то из эксклюзива хочется. 

Михаил Препелицкий:

Да, из эксклюзива, я понимаю. 

Татьяна Минеева:

На голову надеть. 

Михаил Препелицкий:

Давайте я скажу так, мы уже давно работаем над ЭКГ, носимое ЭКГ, и я надеюсь, что в первом квартале следующего года оно уже будет здесь. 

Татьяна Минеева:

Уже так скоро. К президентским выборам будет уже у нас, чтобы мерить. 

Михаил Препелицкий:

Чтобы мы все мерили сердечный ритм. 

Татьяна Минеева:

Отлично. Михаил, большое тебе спасибо, действительно, мы тебя рады здесь видеть чаще, потому что те проблематики, которые ты затрагиваешь, можно развивать, копать, потому что поле непаханое, отрасль для России новая, для российских производителей. Хочется, чтобы по твоим стопам пошли не твои конкуренты потенциальные, а те, кто будет развивать этот рынок. 

Михаил Препелицкий:

Нет, пусть будут, я только за. 

Татьяна Минеева:

Тогда я думаю, что у общества будет сознание меняться быстрее, потому что пока молодёжь вырастет, хочется, чтобы и пенсионеры носили эти браслеты, следили за своим питанием и увеличивали продолжительность жизни, будем только этому очень рады. Спасибо большое за то дело, которое ты делаешь, за то, что ты несёшь культуру в массы. ЗОЖ – это действительно ценно, важно, такой социально ориентированный у нас сегодня предприниматель и гость. Дорогие друзья, это была передача «Про дело», вела я, Татьяна Минеева, в гостях у нас был член генерального совета Деловой России Михаил Препелицкий, оставайтесь с нами, до новых встреч.